Что такое информационный метаболизм. Информационный метаболизм инженерного объекта

Кемпинского теория информационного метаболизма

(Kepinski A.). Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на "Я" через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции – ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.


Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

Смотреть что такое "Кемпинского теория информационного метаболизма" в других словарях:

    Кемпинского теория информационного метаболизма - гипотеза относительно отношений, существующих между внешним миром и внутренним миром человека с позиции теории информации. Ключевыми являются понятия об ассимиляции (см. Ассимиляция, 6) и отторжении или элиминации (см. Элиминация, 4). В норме… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Соционика представляет собой психологическую теорию, предлагающую типирование индивидов по определенным категориям. Она базируется на принципах, предложенных шведским психиатром К. Г. Юнгом в труде Он решил рассматривать человеческое существо в системе координат "экстраверсия-интроверсия" и выделил в психике четыре базисные функции - мышление, ощущение, чувство и интуицию. На основе его типологии литовский психолог и социолог Аушра Аугустинавичюте в 1970-х гг. разработала теоретическую модель, которую назвала "Модель А" (концептуальные положения представлены в работах "Дуальная природа человека" 1978 г., "Теория интертипных отношений" 1981 г.).

Соционика: типы информационного метаболизма (ТИМ)

По мнению Аугустинавичюте, любой человек существует в контексте с окружающей средой и другими индивидами: отдает, принимает, обрабатывает и интерпретирует информационные потоки определенным образом. Этот непрерывный процесс взаимодействия психики индивида с информацией был назван "информационным метаболизмом". В этой психологической концепции под названием "Соционика" типы информационного метаболизма понимаются как врожденная определяющая путь обмена энергией индивидов с окружением. Определенный тип ИБ (иначе - соционический тип) присущ любому человеку с рождения и не меняется на протяжении всей его жизни. Согласно теории Аугустинавичюте существует 16 типов ИБ, выделяемых по четырем противоположным категориям (дихотомиям): логика и этика; сенсорика и интуиция; экстраверсия и интроверсия; рациональность и иррациональность - на этом базируется соционика. Типы определяют то, каким образом индивиды получают и обрабатывают информацию, а также их возможности при взаимодействии с окружением, слабые и сильные стороны психики. Соционика позволяет человеку глубже понять свои особенности, причины своего поведения.

Соционика. Типы ИБ

16 распределяются по четырем квадрам - системам с высокой степенью комфортности, состоящим из 4 социотипов каждая. В квадре поддерживается баланс темпераментов. Первая квадра ("альфа") имеет наибольший познавательный потенциал и предназначена для распространения новых знаний. В эту квадру входят: интуитивно-этический и этико-сенсорный экстраверты, сенсорно-этический и логико-интуитивный интроверты. Квадра вторая ("бета") предназначена для внедрения новых идей и организации проектов. В нее включены следующие социотипы: логико-сенсорный и интуитивно-этический интроверты, этико-интуитивный и сенсорно-логический экстраверты.

Третья квадра ("гамма"), деловая и динамичная, служит для реорганизации общества. К ней относятся такие ТИМы: сенсорно-этический и логико-сенсорный экстраверты, интуитивно-логический и этико-сенсорный интроверты. Четвертая квадра ("дельта") завершает "дела" всех предыдущих квадр и доводит реформированное общество до стабильного состояния. В эту квадру входят: логико-сенсорный и интуитивно-этический экстраверты, а также этико-интуитивный и сенсорно-логический интроверты.

Соционика: типы. Тест или наблюдение?

Существует несколько методов исследования социотипа, но ни один из них не может похвастаться стопроцентной надежностью. До сих пор не разработано максимально надеждного инструментария для этой интересной концепции, которая носит название "Соционика". Определение типа информационного метаболизма сейчас возможно при помощи тестов, типирования на форумах и метода наблюдения. Многие сайты в сети Интернет предлагают пройти он-лайн тестирование на определение ТИМа. К сожалению, подобный инструмент исследования не отличается высокой надежностью. Вы можете пройти один и тот же тест несколько раз и получить в итоге совершенно разные результаты. Это происходит по ряду причин, в том числе из-за субъективно неверных сведений о самом себе, из-за желания казаться лучше и т. д.

Следующим способом определения ТИМа является типирование на соционических форумах. Там определением вашего типа займутся "знающие" люди, опытные "форумчане". Они обязательно предложат заполнить обширную анкету, и будут задавать дополнительные вопросы, а потом вынесут вердикт. Еще одним способом определения типа выступает самодиагностика. Тщательно изучив описания 16 типов, вы сможете субъективно определить, какой из них вам ближе. К сожалению, этот метод далек от объективности. Также для исследования соционического типа используют но и он может "подвести" исследователя. Возможно только последовательное проведение нескольких способов типирования под руководством грамотного психолога - последователя соционики - позволит верно определить тип метаболизма испытуемого.

Основополагающими объектами изучения в соционике являются информация и её свойства. Известно, что все люди по-разному воспринимают окружающую нас реальность. Эти особенности личности закладывают наличие шестнадцати соционических типов, так называемых “типов информационного метаболизма”.

Информационный метаболизм (ИМ) – это процесс “восприятия” человеком информации; он состоит из трёх последовательных этапов “восприятия”, “обработки” и “усвоения” информации. Вся поступающая информация, благодаря которой мы взаимодействуем с окружающим нас миром, обрабатывается с помощью заданных соционическим типом свойств не так во время информационного метаболизма в целом, как отдельно на каждом этапе. Рассмотрим, что данные этапы из себя представляют.

Первым этапом, с которого начинается ИМ, является процесс “восприятия” информации. Он определяет то, в какой момент и каким образом будет воспринята поступающая информация. По своей длительности данный этап является кратковременным вступлением к непосредственной “обработке” информации. В свою очередь второй этап определяется тем, через какие качества будет обрабатываться информация, насколько её обработка интересна и принципиальна воспринимающему. Третьим этапом, который завершает процесс информационного метаболизма, является процесс “усвоения” информации. Во время данного этапа информация укладывается в ранее сформированную картину мира. В дальнейшем усвоенная ранее информация будет влиять на качество восприятия новой информации. Таким образом, можно сформировать изображенный на рисунке ниже замкнутый треугольник из следующих друг за другом этапов ИМ.

Исходя из особенностей всех семи пар признаков функций (ПФ), можно сделать вывод о том, что каждая пара ПФ влияет на определённый этап информационного метаболизма. Так, на качество восприятия информации влияют признаки “ ” и “ ”; на качество обработки – “ ” и “ ”; и на качество усвоения – “ ” и “ ”. Последний признак “ ” влияет как на восприятие, так и на обработку, и на усвоение информации одновременно. Рассмотрим, как это происходит:


Восприятие

Как уже говорилось ранее, информационный метаболизм начинается с этапа “восприятия” информации, который определяется признаками “ментальность/витальность” и “загрузочность/разгрузочность”. Рассмотрим, как они влияют на ИМ:

В первой паре информация по “ментальным” аспектам осознаётся непосредственно в момент её восприятия, тогда как момент восприятия “витальных” аспектов немного смещён во времени. Таким образом, поскольку информация по “витальным” аспектам доходит до сознания с задержкой, она воспринимается как бы в тени “ментальной”, и, чтобы осознать её, воспринимающему необходимо намеренно сконцентрировать своё внимание на ней.

Касательной второй пары признаков нам известно, что по “загрузочным” аспектам наше восприятие постоянно сканирует поступающую информацию, а по “разгрузочным” – лишь при необходимости. Таким образом, восприятие “загрузочных” функций является непрерывным, а разгрузочных – прерывистым.

Обработка

В первой паре главной особенностью информационного метаболизма является то, что информацию по “акцептным” функциям нам хочется обрабатывать постоянно, тогда как по “продуктивным” – лишь по определяемой “акцептными” функциями необходимости.

В свою очередь главной особенностью “инертных” функций является их направленность на увеличение времени обработки воспринимаемых ими аспектов информации в сравнении с “контактными” функциями, которые обрабатывают информацию лишь непосредственно в момент её восприятия.

Усвоение

Завершающим этапом информационного метаболизма является фаза “усвоения” информации, что задаётся признаками “шаблонность/ситуативность” и “сила/слабость”. Рассмотрим его:

Первая пара признаков влияет на то, в рамках какой структуры будет усвоена информация. Так, по “шаблонным” функциям информация усваивается в рамках сложных взаимосвязанных шаблонов и норм, не противоречащим друг другу. В противоположность этому по “ситуативным” функциям информация усваивается хаотично вне каких-либо взаимосвязанных и непротиворечивых структур.

В свою очередь вторая пара влияет на то, через какой критерий будет усвоена воспринятая и обработанная типом информация. Так, критерием усвоения информации по “слабым” функциям является обязательная проверка воспринятого на собственном опыте, тогда как преимуществом “сильных” функций является их способность усваивать информацию, основываясь на опыте других людей.

Ценностность/неценностность

Поскольку последний признак “ценностность/неценностность” влияет сразу на все этапы ИМ (восприятие, обработку и усвоение), рассмотрим его отдельно. Так, свойство “ценностность” влияет на следующие качества ИМ: нам хочется воспринимать информацию по ценностным функциям, нам нравится её обрабатывать и мы стремимся к расширению спектра её усвоения. В противоположность этому свойству информацию по “неценностным” функциям нам не хочется воспринимать лишний раз, нам не нравится обрабатывать её без необходимости и мы больше стремимся к ограничению спектра её усвоения, нежели к его расширению.

Вывод

Таким образом, ранее используемое нами в широком смысле понятие “восприятие” можно качественно разбить на три отдельных процесса, характеризующих разные этапы информационного метаболизма. Важно подметить следующую закономерность: непосредственное “восприятие” – это процесс, происходящий в конкретный момент взаимодействия с источником информации, “обработка” – процесс, продолжающийся некоторое время после “восприятия”, а “усвоение” – процесс, не ограниченный временными рамками.

Теперь (определив данные термины с целью более точно описать процесс информационного метаболизма) в отношении отдельно взятых признаков функций более грамотно будет использовать термины, обозначающие соответствующие данным признакам этапы ИМ. Например, когда речь будет идти о свойстве “шаблонности”, вместо словосочетания “восприятие шаблонов” более правильно будет говорить “усвоение шаблонов”.

Рассмотрим, как, исходя из описанных выше свойств, работает модели типа ИМ.

Мы живем в мире одушевленных и неодушевленных предметов. Первые сложнее вторых. Кроме того, с нашей точки зрения, первые образуют закрытые системы, противопоставляющие себя всему остальному миру, и потому являются неким повто- рением его параметров.

То есть своим организмом, а также психикой могут отразить и отражают весь окружающий мир во всей его сложности. Живое противопоставляет себя окружающему миру, неживое - сливается с ним.

«Непосредственное» взаимодействие тел, столкновение - редкое явление. Лишь потому так редки «катастрофы» в космосе, что небесные тела взаимодействуют «издалека» - посредством поля. Живые организмы тоже взаимодействуют через поля. С точки зрения наблюдателя, поле организма - сумма отношений одного тела с другими телами. Психика индивида это взаимодействие воспринимает как всевозможные чувства.

По нашим наблюдениям, каждый организм из окружения получает как бы двоякую информацию: 1)

ощущения, которые формируются в восприятия и приносят информацию о качествах и состоянии тел; 2)

ощущения, которые формируются в чувства и приносят информацию о полях.

Информация, которую получает психика человека, ее количество и качество определяются средой, обеспечивающей сигналами-раздражителями, и качеством, силой, развитостью, тренированностью принимающих информацию систем. Человек с острым зрением, острым слухом, развитым обонянием больше узнает об окружающей действительности. Человеку с сильными тонкими чувствами та же действительность дает гораздо более полную информацию, помогает стать творческой личностью - писателем, композитором,.ученым.

Хотя известно, что физический мир не знает тел без полей, значимость тех же полей в жизни биологических существ в такой же мере не учитывается. Как будто живые организмы живут не по тем же законам, как будто они «вне физики». И при этом не замечается, что чувства человека - объект изучения психологии - не что иное, как проявление того же поля. И что половина человечества - все интроверты - ориентируются в мире не на объекты, а на свои чувства, на свое отношение к ним.8

Непонимание физической природы чувств человека приводит к постоянному смешиванию чувств и эмоций, которые являются лишь формой проявления возбужденности или подавленности эндокринной системы тела.9

Восемь аспектов отражения. Исследование восприятия разных людей показало, что оно имеет восемь аспектов: четыре аспекта состояния тела и четыре аспекта состояния полей. В психике людей они явно обособляются друг от друга и даже различаются степенью осознанности. Человек ими пользуется по-разному. Кроме того, какой-то один аспект восприятия тел у экстравертов (интровертный) и один аспект восприятия полей у интровертов (экстравертный) являются ведущими или исполняют - как это назвал К. Г. Юнг - роль «первой функции».10

Четыре аспекта восприятия тел

(Восприятие интроверсии объекта) 1.

Восприятие внешности и форм объектов. Этой части восприятия присвоим символ 2.

Восприятие внутреннего содержания и структуры объектов.

Символ? 3.

Восприятие внешней динамики объекта, его передвижения в пространстве.

4. Восприятие внутренней динамики объекта, происходящих в нем изменений.

Четыре аспекта восприятия отношений

(Восприятие экстраверсии объекта) 1.

Восприятие внутренней ситуации объекта.

Символ О 2.

Восприятие времени.

Символ А 3.

Восприятие места в пространстве объекта.

Символ? 4.

Восприятие притяжения-отталкивания объекта.

Это четыре составные части отношений одних объектов с другими объектами. Или - четыре качественно разных способа их корреляции. Объект в среду других объектов вписывается этими четырьмя отношениями.

Обобщая, можно сказать, что А - время и О - внутреннее состояние - две формы взаимодействия между процессами (объект в процессе). А Ь - притяжение объекта и? - познание мест объекта в пространстве - две формы взаимодействия между объектами (объект в статике). Первые вслед за К. Г. Юнгом будем называть иррациональными элементами, остальные - рациональными.11

Каждый из вышеприведенных аспектов восприятия рассмотрим более подробно. То есть попробуем перечислить, какую именно информацию каждый из них приносит человеку и какими особыми свойствами отличается человек, когда соответствующий аспект в его психике является ведущим. Следует подчеркнуть, что ведущий аспект восприятия определяет тип интеллекта человека, потому что дает способность воссоздать все когда-либо познанное именно по этому аспекту.

Каждому аспекту отражения мира мы присвойли символы и условные названия. Они появились после определенных изменений в терминах, которыми пользовался К. Г. Юнг:.

Черная интуиция А - белая интуиция!? - черная этика СЬ - белая этика

Черная сенсорика О - белая сенсорика?

Черная логика?

Белая логика9

А Черная интуиция. Воспринимается информация о потенциальной энергии объектов, например информация о физических и психических способностях и возможностях человека. Это восприятие дает способность понимать структуру объектов и явлений, разобраться в их внутреннем содержании. Им определяется способность или неспособность человека видеть реальные потенциальные силы окружения.12

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается познавательными интересами. Он постоянно занят изучением глубинных явлений, которые довольно успешно доводит до других, сложное превратив в простое. Любит объяснять другим то, что сам понял. В благоприятных условиях становится ученым или писателем.13 Способен находить оптимальные способы для увеличения потенциальной энергии объекта. «Заряжает» других своим пониманием возможностей окружающих объектов.

Ь Черная этика. Воспринимается информация о процессах, которые происходят в объектах: в первую очередь, о происходящих в людях эмоциональных процессах, их возбужденности или подавленности, настроениях.14 Этот аспект восприятия дает способность разбираться в том, например, что людей возбуждает, а что подавляет. Им определяется способность или неспособность человека управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциональным состоянием других людей.15

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается способностью индуцировать или передавать свои настроения другим людям, заряжать других людей своими эмоциями/ Способен активизировать духовную жизнь других людей, их эмоциональную готовность к активности. Можно сказать что у такого человека есть способность заражать других своими настроениями и склонность навязывать другим именно те эмоциональные состояния, которые он считает полезными для жизнедеятельности этих людей.16

То, что обычно называется эмоциями или проявлением эмоций человека, является не чем иным, как только формой непосредственного выплескивания этой внутренней возбужденности наружу, почти без использования ее в мышечной активности. Веселый человек, который смеется, выплескивает эмоциональный заряд, возбуждение в определенных движениях мышц лица и всего тела. Это может быть средством снятия перевозбуждения, когда напряжение не может быть использовано для той активности, которой оно предназначалось. Но это может быть и сознательным способом передачи своей

возбужденности другим людям - индуцирование своего внутреннего возбуждения в психике других людей. А вот, например, гнев - тоже способ снятия перевозбуждения, но он, как правило, направлен не на эмоциональное возбуждение, а на эмоциональное подавление и опустошение других людей, на уменьшение их активности или направление этой активности по строгому руслу.

Черная сенсорика. Воспринимается информация о том, что можно назвать «кинетической энергиейобъектов, например: информация о внешней организованности человека, его физических и энергетических данных, умении пользоваться своей волей, служебным положением, противопоставлять свою волю воле других людей. Это восприятие.дает способность видеть, какими запасами «кинетической энергии» отличается тот или иной человек и насколько он может быть полезным в деле. Им определяется способность или неспособность человека противопоставлять свою волю и энергию воле и энергии других людей.

Когда этот аспект восприятия является ведущим, человек отличается волевыми качествами. Он отличный организатор любого нового дела. Отличается способностями мобилизации людей на достижение цели, умеет пользоваться и управлять одушевленными и неодушевленными предметами. Умеет обращаться с вещами, воспроизводить по имеющимся примерам почти любые предметы. В этом проявляется его способность к организации материи. Такие люди отличаются стремлением к реализации"своей воли, энергии, сил, стремлением у к подчинению своей воле воли других. ?

Черная логика. Воспринимается информация о физической активности, поступках; о деятельности одушевленных и неодушевленных объектов. Это восприятие дает способность разбираться в происходящей. Им определяется знание и умение или неумение придумывать методы действия, отличать рациональные поступки от иррациональных, умение или неумение руководить работой других.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением планировать свою работу и работу других людей, понимать логичность и алогичность процессов, корректировать в соответствии с этим рабочую активность других людей. Способность использовать самому и передавать другим наиболее рациональные способы действия.

А Белая интуиция. Любые процессы происходят во времени, то есть имеют корни в прошлом и продолжение в будущем. Время - это отношение между следующими друг за другом событиями. Этот аспект восприятия дает информацию о последовательности происшествий и поступков людей, о их причинной взаимообусловленности и об отношении самих людей к этому, то есть о чувствах людей, которые этой взаимообусловленностью событий вызываются.

Непосредственную информацию извне, то есть информацию, получаемую посредством первой сигнальной системы, индивид осознает как чувства к будущему, прошлому и настоящему. Например, чувство спешки, спокойствия или горячности, чувство своевременности или преждевременности, чувство надлежащего или ненадлежащего ритма жизни, чувство будущей опасности или безопасности, чувство ожидания, страх опоздать, чувство предвидения будущего, тревога о предстоящем и т. п.17 В любой из моментов своей жизни человек имеет какое-то чувство времени. Он не может жить вне времени или к нему никак не относиться. Потому составной частью его духовного состояния в любой момент жизни и является какое-то конкретное чувство времени. Этим аспектом вбсприятия определя: ется способность или неспособность человека прогнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте.

Когда этот аспект восприятия вЬдущий, человек отличается стратегическими способностями, умением выбирать самые оптимальные моменты для проявления той или иной активности. То есть давать бой, когда это необходимо, и уклоняться от него, когда это является более правильным, как, например, всю жизнь поступал Кутузов.

Взаимодействие во времени можно назвать способностью избежать столкновения с объектами и тем самым - избежать их отражения в себе.

О Белая сенсорика. Внутреннее состояние в объекте мы рассматриваем как отношение между событиями, которые обуславливают друг друга. Этим элементом воспринимается информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии. Это самочувствие и чувства людей, которые этой взаимообусловленностью вызываются. Взаимодействие в пространстве - не что иное, как отражение одного объекта в другом. Объекты отражаются в объектах, вызывая друг в друге определенные чувства. Непосредствейную информацию извне индивид осознает как чувства от происходящего. Допустим, чувство боли - это не что иное, как отражение в мозгу человека отношения между функционирующим организмом и происходящим в какой-то его части процессом, который этому функционированию мешает.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек способен изменять качества окружающего пространства и самочувствие находящихся в нем людей. Он умеет избегать физического дискомфорта и охранять от него других. Это определяется способностью воссоздать однажды пережитые эстетические чувства. Отличным примером является Рубенс ( Ь), который создавал свои картины не с натуры, а по памяти о когда-то пережитых эстетических чувствах. Создавая картину, он стремился к воссозданию у зрителя определенного эстетического переживания. Такое творчество - возрождение объекта, обеспечивающего человека заданными автором эстетическими чувствами. Когда индивид с тем же типом ИМ сТряпает, он тоже начинает с того, что представляет себе, какой вкус будет иметь изготавливаемое блюдо. Эти люди способны отличать однажды пережитые эстетические чувства от новых. Умеют их коллекционировать и помнить. Видимо, потому среди «экстрасенсов»-диагностов много людей именно с таким восприятием. Это и способность противопоставлять свои эстетико-сен- сорные потребности соответствующим потребностям других людей, умение бороться за их удовлетворение, умение формировать и изменять.на более совершенные не только свои собственные эстетические вкусы и привычки, но и вкусы и привычки других людей. Можно сказать, что их отличает способность навязывания своего понимания эстетики и комфортабельной жизни другим людям. ?

Белая логика. К логическим относим чувства, которые возникают при сравнении одного объекта с другим на основе какого-либо объективного параметра. Например, чувство расстояния, веса, объема, ценности, силы, качественности.

Это чувства объективной оценки, которая в определенных случаях способствует активации или пассивации испытывающего их человека. Непосредственную информацию, получаемую посредством первой сигнальной системы, индивид осознает как чувство соразмерности и несоразмерности объектов, чувство равновесия или неравновесия между-ними, как чувство понимания или непонимания преимуществ одного объекта перед другим. Сюда относятся все чувства, которые вытекают из познанности или непознан- ности объектов и явлений: любознательность, уважение, страх, чувство логичности-алогичности. И в том числе - чувство собственной силы или бессилия перед тем или другим объектом.

Всю группу этих чувств назовем логическими. Их сумма - чувство логики человека. Есть люди с более или менее развитым чувством логики.

Можно сказать, что логические чувства несут информацию о познанности или непознанности, сравнимости или несравнимости объектов, о наличии или отсутствии равновесия между ними. Как и о пространстве и месте объекта в нем.

Они отличаются объективностью, потому что не учитывают интересов и потребностей самого человека, а лишь соотношение объективных качеств. Этим аспектом восприятия определяется способность или неспособность человека видеть объективные, логические отношения между объектами или их составными частями.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаимоотношений объективного статического мира, то есть мира объектов.18 А также способностью изменять в желаемом направлении взаимоотношения между качествами разных объектов, а через это воздействовать и на объекты как носители этих качеств. Правильная оценка своих взаимоотношений с другими объектами дает человеку знание, каких ^объектов следует избегать, а на какие можно «охотиться». Он отличается способностью свою логику, то есть свое познание объективного мира, закономерностей и соотношений объективного мира, противопоставлять знаниям других людей. Отличается умением формировать и усовершенствовать не только свое собственное познание объективного мира, но и познание других людей. Это дает чувство силы при столкновении с логикой или алогичностью других людей.

Ь Белая этика. Это субъективное отношение между двумя носителями потенциальной или кинетической энергии, показывающее притягиваемость (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами и субъектами. Благодаря этому элементу ИМ человек чувствует, какие объекты его притягивают, какие - отталкивают. Можно сказать, что этот аспект восприятия приносит информацию о нужности или.ненужности одного объекта другому, о наличии или отсутствии взаимных или односторонних потребностей.

Непосредственную информацию об этом аспекте объективного мира, информацию, получаемую по первой сигнальной системе, индивид осознает как потребность в определенных объектах, удовлетворяющих физические желания, желания культурнодуховного порядка и потребность в других людях. Это желания и интересы человека, направленные на одушевленные и неодушевленные предметы. В том числе чувства симпатли - антипатии, любви - ненависти, стремление приобрести какую-то вещь и т. п. Жадность или отсутствие жадности. Высшие чувства этого рода называют этическими, потому что взаимоотношения между потребностями людей в основном регулируются этическими нормами.19

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением видеть и оценивать желания - как свои собственные, так и других людей, он всегда знает, кто от кого и чего хочет. Способен противопоставлять свое познание субъективного мира познанию других, свои желания желаниям других. Отличается умением формировать и изменять не только свои желания, но и желания других людей. Он отличается и умением обеспечивать себя нужными отношениями с людьми, и уверенностью в своих возможностях влиять на других людей. Правильная оценка человеческих потребностей дает возможность избежать рискованных столкновений при удовлетворении собственных. Это порождает и способность манипуляции привязанностью других людей к себе, умение и старание манипулировать этическими чувствами других людей, старанием привести эти чувства к социальному идеалу.

Установка и представление. Чувства испытывают литпь к более или менее знакомым, известным предметам и явлениям. Нельзя испытывать чувств к совершенно незнакомому и неизвестному, пока к нему нет установки.20 Получается, что в основе любого чувства лежит установка, которая определяется опытом самого человека или передается ему другими людьми. По нашему мнению, установка при возникновении чувств играет ту же роль, что и представление об объекте при восприятии объекта. Хотя восприятие является первичным по отношению к представлению, однако, если в повседневной жизни человек не пользовался бы имеющимися представлениями, восприятие и оценка объектов просто заняли бы очень много времени. По-види- мому, и представления об объектах и процессах, и установки на отношения между объектами и процессами человеком используются как прошлый опыт, отсутствие которого чаще всего затрудняет функционирование. Однако исследования Д. Н. Узнадзе показали, что не все люди имеют установки, например, на чувство веса. Нам приходилось замечать, что у некоторых людей очень легко образуются установки на действия и поступки, то есть в повторяющейся ситуации они действуют по установке, не раздумывая. Допустим, если в каком-то месте привыкли сворачивать налево, то при изменившихся обстоятельствах, когда появляется потребность повернуть в том же месте направо, им очень трудно отказаться от прежней установки. Так, например, происходит с ТАП (ведущий - А). В то время как люди с ТИО такой установки совершенно не приобретают.

Вполне возможно, что ту же самую закономерность можно заметить и при использовании представлений, то есть что одни типы ИМ в конкретной действительности ими пользуются, а другие - нет. Без заранее сложившегося представления, по-видимому, обходятся те, которые полностью доверяют соответствующему элементу ИМ.

Установки могут быть более и менее «правильны». «Неправильная» установка приводит к чувствам и действиям, не адекватным действительности. Например, недавно в КНР бытовала установка на воробья как на птицу-вредителя. В условиях недостачи пищевых продуктов установка активизировалась и превратилась в чувство, что, избавившись от них, можно значительно увеличить урожай. Место этой установки заняла другая лишь после того, как все воробьи были перебиты, а урожай уменьшился.

Самочувствие человека. Когда говорим о самочувствии человека, есть склонность сводить это самочувствие к физическому, а самое большее - к физическому и духовному. -Но возможна и другая точка зрения. В более широком смысле самочувствие человека образовано из четырех самостоятельных форм или состояний, что соответствует четырем полетактам (см. рис. 4 и 6).

Если четыре аспекта восприятия тел условно поставить в соответствие четырем тактам двигателя внутреннего сгорания, то можно говорить о четырех тактах энергетического метаболизма организма или о четырех телотактах, как это показано на рис. 4. (?)21

Телотакты

Потенциальная энергия (нижняя мертвая точка);

масса и внутренняя картина объекта, его структура.

Ь - возбуждение (сжатие);

процесс превращения потенциальной энергии в кинетическую - изменение внутреннего тонкого строения объект, в том числе флуктуация.

Кинетическая энергия (верхняя мертвая точка - воспламенение);" внутренне мобилизованный объект, его тонкое строение и внешняя форма объекта. ?

Работа (рабочий ход);

расходование кинетической энергии объекта, изменение его координат и энтропия как результат обратного изменения тонкого строения объекта, его демобилизация, возврат в состояние покоя.

Организм постоянно находится в одном из четырех телотактов - иначе оборвалась бы жизнь.22 Из-за этого постоянного их присутствия телотак- ты можно считать устойчивыми параметрами организма.

Так как каждое изменение состояния тела ведет за собой изменение состояния поля, каждому те- лотакту соответствует определенный полетакт. Полный такт энергетического метаболизма (ЭМ) образован из одного телотакта и одного полетакта. Из всего мне известного создается впечатление, что в основе каждого полетакта лежат такие фундаментальные явления природы, как гравитационное и электромагнитное поля, гравитационные и электромагнитные волны. Потенциальной энергии, по-видимому, соответствует гравитационное поле, кинетической энергии - электромагнитное поле, возбуждению - электромагнитные волны и работе - гравитационные волны. (?)

Потенциальная энергия тела А - А гравитационное поле, внутренняя динамика тела Ь - Ь электромагнитные

кинетическая энергия тела 0 - 0 электромагнитное поле, внешняя динамика тела? - ? гравитационные волны.

Полетакты

А - гравитационное поле;

поле, которое искривляет пространство и траекторию других объектов или время как взаимодействие следующих друг за другом процессов. ?

Гравитационные волны.

О - электромагнитное поле;

поле, в котором происходит отталкивание или притяжение других объектов, или пространство как взаимодействие одновременно происходящих процессов.

Ъ - электромагнитные волны;

попеременное притяжение - отталкивание других объектов или притяжение.

Четыре такта ЭМ и четыре такта ИМ. Все

живое бдительно к тому, что, происходит с объектами, находящимися в их поле зрения. Находятся ли они в состоянии покоя (мертвая точка - потенциальная энергия), волнуются и готовятся к активности (сжатие), напряжены и готовы к активности (мертвая точка - воспламенение), двигаются (рабочий ход). Каждое изменение в самом организме или в его положении - не только акт энергетического метаболизма, но и информационный сигнал окружающим живым существам. Энергетический метаболизм является и информационным метаболизмом. Четырем тактам ЭМ соответствуют четыре такта ИМ. Одно без другого невозможно.

Без обратной связи, то есть пока не получена информация о благоприятности внешних и внутренних условий для продолжения ЭМ, есть опасность, что процесс приспособления к действительности превратится в процесс отторжения от действительности. Поэтому действующий организм наблюдает за всеми ответными энергетически-информацион- ными сигналами других организмов и неживой природы.

Телотакты. Как вытекает из ранее сказанного, каждый акт физической активности тела человека состоит из четырех тактов энергетического метаболизма. Следует учесть, что два из них статические, два - динамические:

потенциальная ^ энергия

(момент статики) ^

расходование кине- Ц «- тической энергии (момент динамики)

Каждый телотакт отражается психикой - или механизмом информационного метаболизма. Для этого в механизме ИМ есть четыре элемента, называемые черными элементами ИМ. Они отражают происходящее с телом и условно называются черными (из-за цвета символа).

Так как информационный метаболизм - это лишь отражение энергетического метаболизма (ЭМ), телотактам ЭМ и ИМ присваиваем те же символы:

Итак, четыре черных полутакта ИМ воспринй- мают информацию о четырех разных сторонах или этапах ЭМ самих тел. Напомним, что с точки зрения психики свое тело - тоже внешний объект. И подчеркнем вместе с тем, что пока нас интересуют только те сигналы ИМ, которые человек получает посредством первой сигнальной системы. Эти сиг налы достигают психики через сенсорные системы организма как конкретные ощущения10.

Полетакты и экстраверсия. Каждый акт физической активности поля человека тоже можно разложить на четыре такта. Два из них статические, два - динамические.

Рис. 9 А «- Ь 4 Т? -> О время (момент динамики)

равновесие (момент динамики)

Каждый полетакт тоже отражается сознанием или механизмом ИМ. Для этого в механизме ИМ есть четыре элемента, называемые белыми элементами ИМ. Четыре белых элемента ИМ воспринимают информацию о четырех разных сторонах или этапах ЭМ полей. Телотактам ЭМ и ИМ присваиваем те же символы:

Однородные элементы. Материальный мир образован из материальных тел и полей как составных частей объективного мира, составных частей материи. В каждой из этих частей психика человека выделяет по четыре такта. Уже в самом начале (в работах К. Г. Юнга) было известно, что телотакты и полетакты образуют однородные пары. Потому наши символы - парные. Есть и свои доказательства их парности. Например, Ь можно называть моментом Ь, в равной мере как? - моментом?. Потому, что?, Ь - это динамика, процесс, а?, Ь - статика.

Каждый телотакт имеет однородный себе поле- такт, который является другой стороной или продолжением той же действительности:

Два порядка. Выше представленный ряд тело- тактов кажется единственно логичным: потенциальная энергия, ее возбуждение, превращенность в кинетическую энергию, работа. То есть кажется, что человеческий интерес и его активность могут иметь лишь это одно направление. Во-первых, изучаются потенциальные свойства объекта и определяется его нужность или ненужность. Если он нужен, то - возбуждает субъект, мобилизует энергию для овладения-им или удаления от него.

Но возможен и обратный порядок, а именно: Тогда все начинается с захвата незнакомого предмета, а кончается изучением внутренних его свойств и определения нужности или ненужности. Один из этих порядков действия и мышления, возможно, более близок одним типам ИМ, другой - другим.

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище. По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А. Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм – это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма .

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую. Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности. В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием А. Аугустинавичюте в соционике.

Итак, соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип , а не психотип.

Соционика и психология используют различные методы исследования.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода, при котором накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения. Безусловно, индуктивный метод исследования обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, создает трудности в систематизации и истолкованием понятий.

Соционика использует дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и хорошо приспособлена к компьютерной технике и математическому моделированию.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования - это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

· Метод диагностики в соционике – определение типа информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Еще одна проблема заключается в том, как зафиксировать константу индивида. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков "этика-логика". Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака "логика". Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? - Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков.

Психологические типы А. Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других, – пишет Аушра, - мечтали многие, удавалось немногим”.

В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них в основном давалась классификация психологических отклонений и акцентуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и “открыла шифр”. Дело в том, что долгие годы было распространено мнение ученых, что юнговская типология слишком сложна и “работает” только в руках автора. Ему вменялась ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. А. Аугустинавичюте удалось доказать обратное. Она не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.

Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

Логика, этика, интуиция и сенсорика

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

Экстраверсия – интроверсия

Логика – этика

Интуиция – сенсорика

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то