Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности. Бесплатные минусовки: - коллекция бесплатных минусовок. Бесплатно скачать минусовки, фонограммы, mp3, мелодии, музыку

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

05.02.2018

Термином «тональность» называют высоту музыкального лада. И это далеко не постоянная величина. Например, певец может менять ее очень долго, прежде чем найдет подходящее для него звучание. А композитору она помогает показать веселые, напряженные или печальные моменты в музыке. Но даже человек, лишь отдаленно знакомый с «Сольфеджио», может легко изменить тональность любой песни. Главное, что для этой процедуры существует достаточное количество инструментов.

Онлайн-ресурсы для изменения тональности

Назначение подобных сервисов не обязательно связано только с регулировкой этого параметра. Иногда добавляют и дополнительные возможности, но даже в этом случае все довольно скромно.

Способ 1: Vocal Remover

При создании соответствующего запроса в первую очередь поисковик предложит именно этот онлайн-инструмент. Если быть точнее, он представляет собой набор из нескольких утилит, предназначенных для обработки звука. Например, здесь можно удалить вокал, вырезать отрезок из песни или изменить темп. Сервер способен работать как караоке, диктофон и аудиоконвертер. А главное, он довольно прост в использовании, ведь чтобы поменять тональность песни, необходимо выполнить несколько простых действий:


Способ 2: Onlinetongenerator

Этот англоязычный сервис обладает не только схожим функционалом, но и интерфейсом. Правда, в этом случае имеется возможность поддерживать темп (Maintain Tempo), который при изменении тональности также меняется. Нужная вкладка – вторая сверху, открываем ее и начинаем работать.


Разработчики предупреждают о том, что ОнлайнТонГенератор не открывается в устаревших версиях браузеров, поэтому возможные проблемы, скорее всего, решит их обновление.

Способ 3: RuMinus

Выполнять ту же работу, а именно изменять тональность, темп, скорость композиции, а также удалять из нее слова, способен ресурс РуМинус. Но есть проблема – как и все следующие в списке варианты он не разрешает пользователю прослушивать композицию во время обработки, а только перед скачиванием ее на компьютер. А вот принцип работы сервиса практически тот же.


Способ 4: Conversion-Tool

Инструмент для изменения тональности на этом сайте предлагает широкий выбор вариантов загрузки файлов. Это может быть жесткий диск, облачные хранилища (OneDrive, Dropbox) или даже интернет-страница, на которой размещена композиция. Главное, чтобы размер не превышал 100 МБ. При этом, сервис разрешает пересылать обработанный файл по электронной почте (при объеме не более 10 МБ), но такая привилегия доступна лишь зарегистрированным пользователям. А вот как это работает.


Способ 5: Transposr

И, наконец, самый простой сервис. Пользоваться им настолько легко, что будь он на китайском языке, ни у кого все равно бы не возникло затруднений. Все, что нужно сделать это:


Описанные выше ресурсы предлагают пользователям довольно ограниченный набор возможностей для обработки музыки. Их основное преимущество заключается в быстром к ним доступе, поэтому мощным цифровым студиям, требующим установки в систему, они не конкуренты. Их дело маленькое, и рассчитаны они на любителей. Тем, кто серьезно занимается музыкой, они точно не пригодятся.

Как менять тональность на гитаре. Каподастр.

Привет друзья. При игре на гитаре иногда возникают случаи, когда нужно изменить тональность . Помогает нам в этом каподастр . Что это такое и как он работает - давайте разберёмся.

Разные размеры для разных гитар

Это приспособление зажимает струны на любом ладу. Фактически вы меняете длину струны и, соответственно, тон. При этом ваша левая рука может играть те же аккорды, что и до смены тональности.

Такие ситуации возникают, когда вы, например, подбираете песню, которая сыграна в неудобной тональности, так, что её всю приходится играть на баррэ . Каподастр просто заменит вам эти баррэ.

Также он выручит, если вам неудобно петь песню - слишком высоко или слишком низко. Вы одним движением переводите гитару в удобную для голоса тональность - и можете легко и без напряжения петь.

Каподастр на втором ладу.

Самые распространенные виды каподастров - прищепки разных модификаций и резинки .

Прищепки легко ставить и снимать, и есть из чего выбрать - форм и видов много. Лучше выбирать не пластиковый, а металлический - дольше прослужит.

Совет. Грифы у гитар бывают разные. Надо быть внимательным при выборе каподастра - тот, что подходит на гриф акустики может не подойти к грифу классической гитары. И наоборот. К тому же гриф акустики часто слегка скругляют, а у классики он плоский. Вот и каподастры тоже могут быть изогнутые и прямые.

С резинками проще - они универсальны, но ставить их быстро не получится - нужна сноровка. Со временем могут растягиваться.

Универсальный каподастр-резинка.

А вообще мой первый каподастр был простым карандашом, примотанным к грифу. Тоже работает.

Каподастр. Версия 1.0

Совет. На гитарах, особенно недорогих, часто расстояние между грифом и струнами над первым ладом слишком большое. Играть при этом тяжело, пальцы быстро устают, а баррэ не звучит. Если протачивать верхний порожек или платить за это мастеру вам неохота - просто поставьте каподастр на первый или второй лад, и всё! Расстояние будет правильным, и играть станет гораздо легче.

Чем больше это расстояние, тем труднее играть.

Стандартный строй гитары - от 1 к 6 струне E-B-G-D-A-E (ми си соль ре ля ми). При этом нота Ля первой октавы соответствует частоте в 440 герц. Стандарт 440 используется сейчас повсеместно. Эти настройки заданы по умолчанию в тюнерах, камертонах, синтезаторах и.т.д. Если вы хотите чтобы ваша гитара звучала гармонично со всеми остальными инструментами и треками - смело настраивайте её именно так.

Нота ЛЯ - 440 герц

А теперь представим, что мы выучили простые аккорды, попробовали спеть песню и поняли, что петь очень некомфортно. Либо слишком низко, либо слишком высоко. Перестраивать гитару - долго и неудобно. Надо поменять аккорды, но при этом они станут зажиматься на баррэ. Как быть?

В таких случаях можно изменить тональность нашей песни, т.е. транспонировать её при помощи каподастра. Просто ставим его на нужный лад и играем всю песню в более высокой тональности теми же аккордами. Теперь не надо опасаться, что обычный Am превратится в какой-нибудь, более сложный, к примеру С#m.

В этом случае мы ставим каподастр на 4 лад и зажимаем все тот же Am, при этом на гитаре будет звучать уже транспонированный С#m.

Зажимая простой Am мы получим C#m.

И мы можем теперь одним движением каподастра менять тональность всей песни, играя при этом одни и те же удобные и привычные аккорды. Красота)

Но как быть, если тональность надо понижать? Я же не могу поставить каподастр ниже первого лада - там струны уже заканчиваются...

В этом случае всё-таки придется выучить новые аккорды…

Например: надо понизить Am на 3 лада (или полутона). Для этого мы возьмем Am не в привычном виде, а на баррэ - на 5 ладу. Вид у него при этом станет как у аккорда Em, только роль первого порожка гитары будет выполнять баррэ на 5 ладу.


Так выглядит обычный Am на 5 ладу с баррэ. Если 5 лад представить как верхний порожек, то мы увидим простой аккорд Em.

Теперь этот Am можно двигать влево по грифу. Нам надо на 3 лада? Значит получим в итоге 5-3=2 лад. Помним, что аккорд выглядит как Em.

В результате мы получим аккорд Em, каподастр на 2 ладу. Это и есть наш Am, смещённый на 3 лада вниз.

Понижаем Am на 3 лада и получаем F#m.

Также каподастр выручает, когда надо подобрать аккорды к песне, сыгранной в неудобной (для гитариста) тональности. Скажем, я начал подбирать песню и слышу, что она в тональности Hm. Если хочешь - играй на баррэ всю песню, но можно поставить каподастр на второй лад и, совершенно не заморачиваясь, играть обычный Am. Все просто.

Каподастр «паук». Зажимает каждую струну по отдельности.

Совет. При транспонировании вниз достаточно помнить, что обычный Am - это Em с каподастром на 5 ладу, а обычный Em - это Am с каподастром на 7 ладу. Будет полезно выучить, как брать простые аккорды на разных ладах и с баррэ. Это понимание поможет транспонировать что угодно и куда угодно)))

В общем, главное. Если вы поёте и подбираете песни - каподастр значительно упростит вам жизнь. К тому же иногда бывает полезно отыграть уже выученные мелодии в другой тональности, с каподастром, просто для общего развития. Так что вещь в арсенале гитариста полезная, рекомендую.

На этом все, играйте и развивайтесь. До новых встреч.

Как изменить тональность онлайн? Для этих целей пользователи прибегают к различным программам, при помощи которых можно изменить тональность аудиотреков. В этой статье мы задались целью рассмотреть несколько онлайн-сервисов и одну программу, позволяющие с легкость повысить либо понизить тональность аудиозаписи.

Онлайн-сервисы для изменения тональности

Сегодня любой пользователь интернета может найти и скачать аудиозапись или фонограмму. Но часто случается, что предложенная тональность оказывается не совсем удобной для конкретного исполнителя. Каждый человек обладает собственным исключительным голосовым диапазоном.

Кроме этого, пользователь может столкнуться с необходимостью воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте, для чего следует выбрать конкретную тональность с точностью до полутона.

Способ 1: Vocalremover

Это простой и понятный сайт, в функционале которого разберется любой начинающий пользователь. Данный сайт включает в себя целый набор программ для изменения фонограмм. Можно вырезать вокал, поменять темп и тональность, а также воспользоваться онлайн диктофоном. В меню — «Изменить тональность» , есть специальный ползунок, «тональность» и возможность прослушать демо.


Способ 2: Ruminus

Данный сервис позволяет изменить не только тональность звуковой дорожки, но и ее темп, он будет удобен для русскоязычных пользователей.


Способ 3: Onlinetonegenerator

Данный сервис является преимущественно англоязычным, но обладает интуитивно понятным интерфейсом, простым и удобным для пользователя. Кроме транспонирования тональности сайт позволяет обрезать запись и редактировать ее в режиме онлайн.


Способ 4: Audio-cutter

Хочется представить вашему вниманию один из самых популярных сайтов, предназначенных для обработки аудиофайлов. Он позволяет не только загрузить файл с компьютера, но также работает с популярным сервисом Google Drive и позволяет прикрепить ссылку на внешний источник данных.


Программа Transcribe!

Онлайн-сервисы для изменения тональности в первую очередь рассчитаны на любителя, поэтому при редактировании запись зачастую теряет свое качество. Профессионалы используют специализированные программы и аудиоредакторы, одним из которых является Transcribe!.


Мы рассмотрели несколько простых способов изменения тональности аудиофайлов при помощи бесплатных онлайн-сервисов, а также специализированной программы. Пользователь может выбрать подходящий способ на собственный вкус в зависимости от личных предпочтений. Надеемся, что информация была для вас полезной!

Изменить тональность музыкального трека, записанного в качестве «минуса», который, например, был загружен из Интернета, бывает необходимо очень часто. Это может быть связано с приведением композиции в такой вид, чтобы было легче исполнять вокальную партию, когда в оригинале тональность слишком низка или высока. Действия с темпом (чаще всего с его замедлением) могут быть связаны с процессом, когда та же минусовка находится еще на стадии создания, а исполнителю необходимо просто сыграть какую-то скоростную инструментальную партию. Но как произвести такие действия, используя для этого современные компьютерные средства? Об этом и многом другом далее и пойдет речь.

Как изменить темп и тональность музыкального трека: варианты действий

Для начала предлагается посмотреть, какие вообще действия можно предпринять. Вариантов не так уж и много. В большинстве случаев необходимо изменить либо темп фонограммы, либо тональность, либо и то, и другое. В случае если у вас имеется в наличии файл с разложенными по трекам инструментальными партиями, изменить тональность бывает необходимо только для определенной группы инструментов, исключая ударные, для которых в большинстве случаев это совершенно не нужно. В связи с этим и рассмотрим некоторые варианты простейших действий с использованием различных программ. Сразу же следует отметить и тот момент, что особое внимание нужно обратить на формат файла, в котором записана оригинальная фонограмма.

Как изменить тональность минусовки: простейший случай

Если рассматривать самую простую ситуацию, когда оригинальный файл записан в формате MIDI, действия для изменения темпа и тональности можно производить не только с использованием компьютерных программ в виде MIDI-секвенсоров или редакторов, поддерживающих работу с соответствующими файлами, но даже и на обычных «железных» синтезаторах.

Для рядового пользователя лучше всего подойдут инструменты Yamaha серии PSR или их аналоги. MIDI-файл достаточно записать на съемный носитель, открыть его в интерфейсе инструмента и выполнить смещение темпа и тональности. Собственно, точно такие же действия производятся в программах для работы с MIDI. Но ведь такая копия не дает звучания оригинального трека, а в большинстве случаев треки представлены в формате MP3 или более современном - FLAC. Как изменять тональность или темп в этом случае?

Использование музыкального секвенсора FL Studio для единичного файла

Достаточно просто необходимые операции можно выполнить в популярном секвенсоре FL Studio. Для начала рассмотрим порядок действий, когда у вас имеется фонограмма в виде одного аудиофайла. Сначала оригинальный файл необходимо загрузить на выбранную дорожку, а затем установить в степ-секвенсоре первую долю, которая соответствует ноте С5. Сразу же обратите внимание, что при выставлении базовой ноты для аудио выше или ниже автоматически приведет к тому, что тональность будет смещена вместе с темпом, что очень неудобно.

В этом случае лучше отдельно установить другой темп (программа выдаст запрос на ресэмплирование). Что же касается именно того, как изменить тональность минуса, для этого лучше воспользоваться не пошаговым секвенсором или установкой базовой ноты привязки, а фейдером изменения общего питча (высоты тона).

Однако неудобство состоит в том, что уровень изменения будет показан только в процентном отношении.

Действия с файлами в аудиоредакторах

Теперь давайте посмотрим, как изменить тональность или темп в аудиоредакторах. Опять же, исходим из того, что у нас имеется единичный файл фонограммы. Для выполнения таких действий используется либо функция Pitch Bender (изменение высоты тона), либо Stretch (изменение темпа).

Если говорить о том, как изменить тональность трека, после вызова соответствующего инструмента сначала установите пустое значение (Flat), а затем выберите уровень с использованием полутонов (Semi-tones). Начальный и конечный уровень для всего трека должны совпадать. Для качества установите значение Excellent.

Для изменения темпа воспользуйтесь «растягиванием», но особо не увлекайтесь, поскольку изменять этот параметр, впрочем, как и тональность, можно до определенного предела.

Действия с потрековым изменением тональности и темпа

Однако удобнее всего работать с фонограммами, которые являются не цельными готовыми файлами, а наборами, предназначенными, например, для самостоятельного сведения (в Интернете таких полно).

В этом случае изменить тональность можно в тех же аудиоредакторах и теми же средствами, но преимущество таких действий состоит, как уже говорилось, в том, что партию барабанов можно оставить без изменений (чтобы ударные после внесения изменений в высоту тона не звучали неестественно). Заодно можно изменить громкость каждого фрагмента по отношению к оригиналу, а также добавить собственные эффекты.

Онлайн-сервисы

Наконец, если у вас нет достаточных знаний для работы с вышеописанными программами, можете обратиться к специализированным онлайн-ресурсам, на которые нужно будет загрузить свой звуковой файл, установить конечное значение для тональности и темпа, дождаться окончания обработки материала и скачать результирующий файл на свой компьютер. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, хотя и не затратный по времени и средствам. Намного лучше воспользоваться предложенными методами, а заодно и изучить в процессе обработки файлов основные операции, так сказать, «методом научного тыка». Вполне возможно, что в будущем такие навыки пригодятся.

Заключение

Напоследок остается добавить, что в самых простейших случаях, когда особое качество звучания конечного материала не требуется, можно воспользоваться и разного рода примитивными утилитами для проведения быстрых изменений (например, Audio Speed Changer). Но в любом случае нужно четко понимать, что изменять параметры высоты тона и темпа в слишком широких пределах нельзя, поскольку такие действия приведут только к тому, что и вся фонограмма будет звучать абсолютно неестественно. В лучшем случае, как считается, особых изменений заметно не будет, если не превышать изменение тональности на 1,5-2 тона вверх/вниз и не более того. После этого порога изменения в сторону ухудшения становятся слишком явными.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то