Флеш карточки для запоминания. Как вырастить гения и другие секреты методики шичида. Система Лейтнера в мире компьютерных технологий

Новый язык – новые слова. Впереди – бесконечные списки, прописи, упражнения, стикеры, что угодно, лишь бы уложить в голову пару-тройку новых выражений. Один из способов делать это регулярно и эффективно – флеш-карточки (flash-cards).

Что такое (флеш-)карточки?

Карточки – это способ учить новые слова, словосочетания, устойчивые выражения, конструкции и даже грамматику. Это не новый метод. До бурного развития Интернета карточки жили на полках лингвоманов – тысячи картонных карточек, исписанных с двух сторон. В таком варианте они существуют и сейчас. Если вы – кинестетик и любите такого рода рукоделие, вам понравится вырезать карточки из картона. В классическом виде с одной стороны карточки пишем слово на родном языке, а с другой – на изучаемом. Готово? Берем карточку, смотрим на одну сторону, например, на слово на иностранном языке. Вспоминаем, как оно переводится. Поворачиваем карточку и проверяем себя. Аналогично работают и электронные карточки (флеш-карточки), только ножницы и картон для них не понадобятся.

Как эффективно учить слова с помощью карточек?

Учить отдельные слова – не вариант. Так они мертвым грузом оседают где-то на задворках памяти. Вероятность, что слово вспомнится в нужный момент, очень низкая, а вот времени и усилий на то, чтобы его выучить, будет потрачено много. Что делать? Как учить в таком случае? Olly Richards, Barbara Oakley и другие рекомендуют учить не отдельные слова, а chunks.

Chunks – это такие короткие автономные кусочки. В случае с языком – это словосочетания и фразы, которые можно сразу употребить в разговоре или на письме. Как работать с chunks или с formulaic language можно почитать в блоге The Lousy Linguist на русском языке.

Какими должны быть хорошие карточки?

  • Короткими . Длинную карточку вы вряд ли дочитаете до конца. Это особенно важно, если вы пользуетесь определениями слов на изучаемом языке, а не их переводом. Три-четыре слова, быстро прочитали – быстро вспомнили.
  • Простыми . Снова же, если вы пользуетесь определениями слов, не копируйте из словаря определение с незнакомыми словами. Так карточку не получится выучить ни с одной из сторон. Примеры и контекст должны содержать только понятные слова и структуры.
  • С контекстом . Слова без контекста – тот же мертвый груз. Чтобы запомнить слово, необходимо видеть пример его употребления. И в карточках «ручной работы», и в электронных (Anki) можно указать контекст. А сервис для чтения readlang.com даже сам покажет вам контекст, в котором вы встречали слово. Уместный контекст цементирует новое слово в памяти.
  • С ассоциациями . Ассоциации можно нарисовать от руки, а можно вставить подходящую картинку в карточки в программе. Главное, чтобы они работали. Особенный акцент на ассоциации сделан на платформе Memrise .

Как создавать карточки?

  1. Вручную . Пачка картона, ножницы, ручки, фломастеры – и вперед. Можно упростить процесс: создать карточки с помощью Flashcard Maker от Cambridge и распечатать уже готовые.
  2. В программах . Одни из самых популярных:
  • Memrise – https://www.memrise.com/
  • Quizlet – https://quizlet.com/

Все три программы бесплатные, но у Memrise и Quizlet есть платные версии.

Чем хороши электронные карточки?

Электронные флеш-карточки хороши тем, что программа автоматически напоминает о повторении. Причем напоминают они о себе не каждый день, а по принципу интервального повторения. Если повторение проходит успешно, время до следующего повторения возрастает. Если же слово подзабыто, программа напомнит о нем пораньше. Картонные карточки на полке так не умеют. К тому же картонные карточки не очень удобно возить с собой, а электронные – всегда наготове в смартфоне или планшете.

Какую программу выбрать?

Anki – конструктор:

Практически неограниченный функционал. С помощью кода в Анки можно прописать любой формат карточки, начиная переводом слов (слово-перевод) и заканчивая неправильными глаголами (перевод и еще четыре поля для форм глагола).

В карточку можно добавить картинки и аудио. Текст можно редактировать: выделять разными цветами и шрифтами, что очень удобно, чтобы, к примеру, учить род существительных. Можно написать карточки, которые требуют не просто вспомнить слово, а прописать его. Тогда программа еще и выделит все ошибки.

Чтобы ознакомить пользователей с функционалом Анки, разработчики написали инструкцию , а в Интернете можно найти мануалы и лайфхаки.

Как создавать эффективные карточки в Анки. Gabriel Wyner написал на эту тему , основываясь на собственном опыте. В статье есть примеры о том, как надо и как не надо, но на английском.

Скромный дизайн. Ничего лишнего и никаких украшений. Анки – это хардкор:)

Memrise – запоминаем играючи:

Элементы игры : уровни, достижения, ежедневные цели, комьюнити и соревновательный элемент. Если вам нужно поддерживать мотивацию, а строгий Анки этого не позволяет, Memrise – отличный вариант. И с друзьями можно посоревноваться:)

Разнообразные задания . В отличие от Анки, тут все уже продумано за пользователя: типы заданий, что за чем и когда. Программа сама показывает карточки, предлагает создавать ассоциации, тестирует перевод, восприятие на слух и правописание.

Курсы от Memrise . Недавно по Европе прокатился MemBus. Это команда Memrise собирала материал для создания собственных языковых курсов. В результате, пользователи могут наслаждаться целыми сериями курсов, которые подходят даже новичкам. Курсы включают в себя видео с носителями, где произносится то или иное выражение, а также сами выражения, предложения, распространенные словосочетания. Это уже готовые качественные карточки. Если вы занятой человек и у вас нет времени на создание карточек, курсы от Memrise – это то, что нужно.

Платные сервисы – скорее приятный бонус, чем обязательная покупка. Платные сервисы связаны с персонализацией: личная статистика, дополнительные режимы тренировки, проработка слабых мест.

Quizlet – целенаправленная тренировка:

Разные режимы изучения слов. Тут тоже есть карточки, тесты, упражнения на прописывание слов и даже игры. Каждый режим можно тренировать отдельно, в зависимости от цели и настроения.

Режим «заучивания». В этом режиме продуманы разные форматы заучивания слов: карточки, прописывание, перевод в обе стороны. Форматы чередуются автоматически и без игр.

Платная часть. Добавить звук или картинки в Quizlet позволяет платная версия – Quizlet Plus. О ней написан

Флеш-карточки являются важной составляющей занятий по методике Макото Шичиды. Но на поиск карточек и подготовку их к просмотру с ребенком (распечатка, создание презентации) может уйти очень много времени, которого у молодых родителей практически нет. А если еще учесть тот факт, что просмотр должен осуществляться максимально быстро (0,5 -1 сек на карточку) да при этом необходимо успевать произносить название, то включение флеш-карточек в занятие становиться достаточно проблематично.

Большим помощником в данном случае может выступить программа on-line просмотра флеш-карточек по методу Макото Шичиды, которая представлена на нашем сайте.

Полный обзор программы представлен в видео

Выбор флеш-карточек и их количества возможен по категориям или по количеству.

Выбор только по количеству флеш-карточек осуществляется с помощью шкалы и ползунка на ней. Подробнее об этом режиме описано ниже ("Выбор количества флеш-карточек для просмотра"). В данном режиме категории для просмотра будут выбраны автоматически. Периодичность показа карточек в данном режиме равна количеству загруженных в базу карточек, т.е. первая просмотренная Вами карточка будет показана только после завершения просмотра всех остальных карточек.

В нашей программе возможен просмотр карточек по категориям. Для этого выберите название категории, нижмите и перед Вами появиться список подкатегорий. В каждой подкатегории находится 10 изображений. Для того, чтобы выбрать подкатегорию, нажмите на нее и Вы увидите, что около ее названия появилась галочка - это значит, что изображения данной подкатегории Вы будете смотреть.

Для удобства запоминания около каждой подкатегории после просмотра будет написана информация о том, сколько дней назад этот просмотр был осуществлен. Так Вы можете самостоятельно отследить периодичность просмотра изображений.

Вы можете выбрать для просмотра изображения из разных категорий. Количество подкатегорий для просмотра можно выбрать любое.

Все отобранные для просмотра категории отображаются внизу. Изображения подкатегории будут идти при показе в том порядке, в которым Вы выбрали подкатегории.

1. Выбор количества флеш-карточек для просмотра.

Для этого передвигайте ползунок по шкале программы: зажмите его левой кнопкой мыши и, не отпуская, двигайте до необходимого количества.

Выбрать также можно просто щелкнув по самой шкале карточек.

Шкала состоит из значений от 0 до 500, кратных десяти.

Выберите нужное значение, исходя из длительности занятий по методике Макото Шичиды и возможностей ребенка:

0-90 карточек "Легкий" Начальный этап. Вы еще только начинаете заниматься с ребенком по методике.

100-190 карточек "Средний" Для подготовленных детей, т.е. тех которые занимаются по методике небольшой период.

200-500 карточек "Сложный" Ребенок уже достаточно долгий период занимается по методике Макото Шичиды.

Для быстрого ориентирования на ползунке при передвижении обозначается уровень сложности.

После выбора количества нажмите «Начать просмотр».

Перед Вами на экране будут показаны карточки (10 на каждую категорию), просмотр которых будет осуществляться.

2. Просмотр карточек по выбранным категориям.

Выберите, какие подкатегории хотели бы посмотреть с ребенком.


Одновременно можно выбирать подкатегории из разных категорий


Как только закончите выбор, все выбранные подкатегории можно посмотреть внизу и нажать "Начать просмотр"


ВЫБОР МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН!

ОДНОВРЕМЕННО ВЫБОР ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАТЕГОРИЯМ НЕВОЗМОЖЕН!

Выбор режима просмотра.

После того, как на вашем экране появились флеш-карточки, которые будете просматривать, необходимо выбрать режим.

Ручной режим (самостоятельно переключаете карточки).

Режим просмотра карточек может быть ручным, а может быть и автоматическим.

При ручном режиме просмотра, карточки Вы можете «перелистывать» сами с той скоростью, которая Вам необходима.

Чтобы активировать данный режим, выберите около пункта «Автоматически переключать через» - «Нет».

При данном режиме Вы можете выбрать, будет ли просмотр сопровождаться произношением названиями картинок или Вы сами будете их произносить.

Для этого поставьте или уберите галочку около пункта «Звук».

Автоматический режим.

При автоматическом просмотре флеш-карточеки будут перелистываться со скоростью не более 1 секунды

Кроме этого, Вы можете также выбрать, будет ли просмотр сопровождаться автоматическим произношением названий карточек.

Просмотр флеш-карточек.

После того, как Вы выбрали необходимые параметры и усадили поудобнее вашего малыша, можно начинать просмотр.

Для этого нажмите на кнопку «Начать просмотр».

Затем для полноэкранного просмотра нажмите F11.

Если Вы выбрали режим ручного переключения, то пользуйтесь кнопками «Влево», «Вправо» на клавиатуре.

Если выбран автоматический режим, то за Вас все переключение осуществить программа.

Для выхода из программы после просмотра нажмите ESC.

Если Вы попробовали смотреть в определенном скоростном режиме и Вас это не устроило, нажмите ESC или крестик в правом верхнем углу. Вы выйдете из программы и можете поменять скоростной режим и смотреть эти же карточки заново.

Просмотр карточек Вы можете осуществлять сколько угодно раз в день.

Особенности просмотра с компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов.

Флеш-карточки в режиме on-line можно просматривать со стационарных компьютеров, ноутбуков, а также с планшетов и телефонов. При просматривании карточек рекомендуем браузеры: Хром, Мозила, Яндекс, Опера и Эксплорер.

Если у Вас возникли проблемы с просмотром обязательно сообщите в .

Как получить доступ к программе on-line просмотра флеш-карточек.

Для того, чтобы ознакомиться с программой у Вас есть 3 дня.

В течение пробных дней доступно для просмотра только 500 флеш-карточек.

Количество имеющихся в базе карточек указано в голубой рамочке около кнопки перехода к просмотру.

Чтобы получить доступ на 30 дней ко всей базе флеш-карточек, нужно добавить 100 изображений или оплатить 350 рублей.

30 дней доступа - это фактические дни просмотра, а не календарные. Один день будет снят, если Вы смотрели карточки хотя бы 1 раз в этот день. При этом в этот же день возможно любое количество просмотров флеш-карточек, но снят будет только 1 день.

Более подробно о том, как добавлять изображения Вы можете ознакомиться в .

Если Вы хотите оплатить подписку, перейдите к .

Хотите сделать удобные и полезные флэш-карточки? Такие карточки помогают запомнить ячейки таблицы периодической системы элементов Менделеева, распутать все хитросплетения анатомии человека и выучить новые слова. Флэш-карточки можно сделать фактически для любого предмета. Подготовьте необходимые материалы, определите ключевую информацию и приступайте к делу.

Шаги

Подготовка

    Найдите рабочее место. Выберите место с хорошим освещением и без отвлекающих факторов. Подготовьте все инструменты. Уделите все свое внимание работе над карточками. Некоторым людям нравится работать с включенным на фоне телевизором или музыкой. В этом случае используйте подходящий аудиальный стимул, но следите за тем, чтобы он не отвлекал вас от предстоящей задачи.

    Соберите необходимые материалы. Сразу подготовьте учебники, инструменты и материалы. Вам понадобится удобная ручка, маркеры, фломастеры и любые другие письменные принадлежности на ваш вкус.

    Выделите самую важную информацию. Найдите всю существенную информацию в конспектах и учебниках. Затем выделите ключевые факты, чтобы написать их на карточках в электронном или обычном виде. Например, подчеркните маркером всю важную информацию в тетради и учебнике. Если нельзя писать в учебнике, используйте отдельный лист бумаги или создайте новый файл на компьютере с помощью текстового редактора.

    • Впоследствии у вас сформируется система работы с информацией, которая упростит процесс создания карточек. Один из самых простых способов - подчеркивать или выделять маркером все сведения, на которых акцентирует внимание учитель. Используйте звездочки, пунктирные линии и другие символьные обозначения, чтобы выделять информацию в тексте.

Флэш-карточки в MS Word

  1. Откройте программу Microsoft Word и создайте “Новый” документ. В любой версии Word сначала нужно запустить программу, а затем нажать кнопку “Создать” на панели инструментов в верхней части окна.

    Выберите шаблон флэш-карточек. Используйте один из двух способов. Найдите сроку поиска и введите “карточки”, чтобы увидеть доступные шаблоны. Также можно найти шаблон “карточки” в библиотеке шаблонов MS Word. Обычно на выбор доступно несколько вариантов. Некоторые из них более яркие и красочные, а другие очень простые. Некоторые имеют украшения. Выберите вариант на свой вкус, но помните, что карточка должна быть удобной для чтения. Если украшения и цвета мешают читать информацию, то не используйте шаблон.

    Укажите необходимую информацию. В каждом шаблоне будет поле для ввода термина, понятия или вопроса, а также определения или ответа.

    • Используйте цвет для удобства организации. Выделите тот текст, который должен быть другого цвета, затем выберите нужную вкладку в верхней части окна программы. Выбирайте цвет, который выделяется на фоне других, но при этом его легко читать. Например, основным цветом пусть будет черный, а другие части текста можно выделить зеленым, синим, красным, сиреневым, коричневым шрифтом.
  2. Напечатайте и вырежьте карточки. Карточки будут не особо полезными, если хранить их в памяти компьютера. Напечатайте карточки на плотной бумаге.

    • Можно сделать отверстие в одном углу и соединить карточки кольцом. Просто листайте готовые карточки и повторяйте информацию.

Специальные сервисы и приложения

  1. Создайте учетную запись. На многих онлайн-сервисах сначала нужно зарегистрироваться. Такой шаг позволит вам сохранить свои карточки и не потерять информацию. Создайте учетную запись, чтобы иметь доступ к материалам с любого компьютера, который подключен к интернету, включая стационарные компьютеры, ноутбуки и смартфоны.

    Введите всю необходимую информацию. На каждом сайте есть специальное поле для терминов, понятий или вопросов, а также определений и ответов. На сайтах вроде cram.com можно выбирать разные декоративные элементы - цвета, схемы и шаблоны. Другие онлайн-сервисы вроде сайта http://www.kitzkikz.com/flashcards/ позволяют просто ввести данные.

    Сохраните карточки. На каждом сайте есть кнопка с текстом “Create flashcards” (Создать карточки) или “Process flashcards” (Сохранить карточки). Нажмите кнопку и пользуйтесь готовыми карточками для учебного процесса.

  2. Выберите мобильное приложение. Главное преимущество мобильных приложений заключается в том, что такие электронные карточки всегда можно взять с собой. Существуют разные мобильные приложения, которые позволяют создавать флэш-карточки. Некоторые даже имеют специальную направленность вроде математики или языков.

    • Большинство приложений бесплатные, поэтому установите несколько вариантов и выберите наиболее подходящую программу.
Флэш карточки или Флэш карты это набор карточек, которые на одной стороне содержат информацию, которую необходимо запомнить, а на другой пояснение, облегчающее запоминание данной информации. Чаще всего флэш карточки используются для запоминания исторических дат, формул и иностранных слов. Флэш карточки часто используются в качестве средства обучения, для облегчения запоминания информации методом интервальных повторений.

История

Бумажные флэш карточки стали использовать уже в 19м веке. Фавел Ли Мортимер, английская писательница написала в 1834 году книгу Распутываем чтение (Reading Disentangled), в приложении к которой был набор фонетических флэш карточек. Система Лейтнера для управления флэш карточками была изобретена немецким журналистом Себастьяном Лейтнером (Sebastian Leitner) и представлена в 1972 году в его книге Как научиться учиться (So lernt man lernen. Der Weg zum Erfolg). Алгоритм программы Супермемо был изобретен в 1987 польским исследователем Петром Возняком (Piotr Woźniak).

Использование

Использование флэш карточек тренирует умственный процесс активного запоминания, т.е. запоминание при котором дается ответ на вопрос. Помимо самих карточек (они хранятся в коробке или базе данных, для варианта онлайн) с вопросами на которые нужно дать ответ, возникает вопрос частоты использования карточек (точнее расписания, которого следует придерживаться при обучении по карточкам), а также что делать с карточками, информацию на которых не получается запомнить. Существуют различные системы работы с флэш карточками, но основной принцип везде одинаков – интервальные повторения, при этом интервал увеличивается для карточек с правильными ответами (запомненной информацией).

Двусторонние флэш карточки

Карточки на физическом носителе, используемые offline двусторонние: чаще всего их используют для запоминания иностранных слов, другой пример использования - игра в буриме. Наиболее часто используются простые двусторонние карточки – одна сторона вопрос, другая ответ. Но иногда и используются и более сложные комбинации, например две параллельные карточки.

Трехсторонние флэш карточки

В то время как карточки на физическом носителе всегда двусторонние, карточки, используемые в компьютерных программах, часто бывают трех и даже более сторонними. В частности, такими являются асимметрические двусторонние карточки. Рассмотрим пример, пусть наша условная карточка имеет три поля Q, A, A*, где Q & A меняются местами, а A* - всегда видно. Таким образом у данной карточки есть два состояния Q/A,A* и A/Q,A*. A* - может быть, к примеру транскрипцией иностранного слова при заучивании или служить каким-то техническим целям. Чаще всего так оставляются транскрипции в языках со сложным алфавитом/ скриптом, например в китайском.

Системы работы с флэш карточками

Как было сказано выше, основой системы работы с флэш карточками является принцип интервальных повторений (spaced repetition). Рациональное управление временными интервалами делает флэш карточки мощным инструментом для запоминания информации. Наиболее известными системами работы с флэш карточками являются система Лейтнера и Супермемо. На рисунке представлен принцип функционирования системы Лейтнера. Карточки, на которые даны правильные ответы откладываются в ящички, к которым обучаемый возвращается спустя более длинный интервал времени (стрелки влево), в то время как карточки, значение которых забыто перемещаются в ящички с более частым посещением (стрелки вправо). Алгоритм системы Супермемо более сложен, каждая карточка в системе отслеживается индивидуально, ей подбирается собственное время для просмотра.

На нашем сайте Вы можете воспользоваться сервисом использующим флеш карточки для запоминания слов онлайн. В настоящее время есть все слова, необходимые для теста GRE. Для того, чтобы узнать значение слова/ формулы на карточке, нажмите на нее, она перевернется. Чтобы сохранить трудно запоминаемое слово, нажмите на звездочку на лицевой стороне, карточка будет запомнена.

Wikispaces was founded in 2005 and has since been used by educators, companies and individuals across the globe.

Unfortunately, the time has come where we have had to make the difficult business decision to end the Wikispaces service.

We first announced the site closure in January 2018, through a site-wide banner that appeared to all logged-in users and needed to be clicked on to dismiss

During the closure period a range of banners were shown to users, including a countdown banner in the final month. Additionally, the home page of Wikispaces.com became a blog, detailing the reasons for the closure. Private Label Site Administrators were contacted separately regarding the closure

Wikispaces Tier Closedown Date
Classroom and Free Wikis end of service 31st July 2018
Plus and Super Wikis end of service 30th September 2018
Private Label Wikis end of service 31st January 2019

Why has Wikispaces closed?

Approximately 18 months ago, we completed a technical review of the infrastructure and software we used to serve Wikispaces users. As part of the review, it became apparent that the required investment to bring the infrastructure and code in line with modern standards was very substantial. We explored all possible options for keeping Wikispaces running but had to conclude that it was no longer viable to continue to run the service in the long term. So, sadly, we had to close the site - but we have been touched by the messages from users all over the world who began creating wikis with it and now running them on new platforms.

We would like to take this opportunity to thank you for your support over the years.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то