Информационное общество характеризуется вытеснением символического производства. Процесс развития информационного общества начинается с его компьютеризации. а) обрабатывает запрос пользователя

История появления концепции

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно - в Японии и США - в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Карц и др. ; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne), общества , или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора . Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации , но и в лексиконе политических деятелей, экономистов , преподавателей и ученых . В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации , позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма , и традиционной футурологии .

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл , в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер , развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии , США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
  • широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха , система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения .

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика , кибернетика , теория принятия решений , теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия . Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Россия

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации . Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, - этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.» , которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009 (введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р 52633.3 ГОСТ Р 52633.4 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к публичному обсуждению).

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно стандарты пакета ГОСТ Р 52633 .хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

Беларусь

В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по её реализации на 2010 год (развитие информационного общества - один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей). Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена . В период до 2015 года в Республике Беларусь, согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство). Она будет включать общегосударственную информационную систему, интегрирующую государственные информационные ресурсы с целью предоставления электронных услуг; единую защищенную среду информационного взаимодействия; государственную систему управления открытыми ключами; систему идентификации физических и юридических лиц, а также платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции. По плану информатизации Республике Беларусь на период до 2015 года можно предположить, что к 2015 году, каждый вуз будет иметь широкополосный доступ к сети Интернет. Стратегией развития информационного общества в стране предусмотрен рост к 2015 году широкополосных портов доступа в Интернет до 3 миллионов (около 530,000 сегодня), число пользователей мобильного доступа в Интернет достигнет 7 миллионов (около 1,6 млн. сегодня). Сегодня более 87% белорусских школ имеют некоторые формы доступа к Интернету, а более 21% имеют широкополосный доступ.

Страны СНГ

В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.

Литература

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. - М .: ВЛАДОС, 1994. - С. 96-97. - 336 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-87065-012-7
  2. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. - 43 с, ил.
  3. Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 287 с.
  4. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995. - 111 с.
  5. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. - М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3 . - 472 с.
  6. Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. - М., 1990. - № 3. - С. 115-123.
  7. Чернов А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы.
  8. Тузовский, И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий . - Челябинск.: Челяб.гос.акад. культуры и искусств, 2009. - 312 с.

Примечания

Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400

См. также

  • Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации

Ссылки

  • , 2000 г.
  • Базиль Львофф СМИ и информационное общество
  • Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 4 - Культурология .
  • Погорский Э. К. Роль молодежи в формировании информационного общества // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 2 (март - апрель) (архивировано в WebCite).
  • Погорский Э. К. Становление информационного общества в РФ: диалог между гражданами и органами местного самоуправления // Научные труды Московского гуманитарного университета . - 2011.
  • Скородумова О. Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы // Электронный журнал «

Информационные революции и информационное общество .

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможности для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.


Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера . На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к
электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают , что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    все большее влияние на общество средств массовой информации;

    информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

    существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
    занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Экономика и структура труда в информационном обществе

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы пря мого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

· услуг образования

и другие.

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.


Преодоление информационного кризиса


Информационный кризис - явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году - уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у

спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­ трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ ции;

возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Что же такое информационное общество? Отметим далее несколько ключевых признаков, характеризующих такое общество.

Во-первых, это общество, в котором:

– право на получение и распространение информации закреплено в Конституции РФ и действующем законодательстве;

– созданы значительные информационные ресурсы;

– производство, хранение, распространение и передача информации уже стали важнейшей частью национальной экономики;

– сформирована информационная индустрия, включающая в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность и т. п.;

– граждане имеют комплекс возможностей (технических, политических, экономических, правовых и других) доступа к разнообразным источникам информации.

Во-вторых, информационное общество – это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное – индустриальное – постиндустриальное» общество. Или «аграрное – техногенное – антропогенное», где информационное общество является вторым этапом техногенного. Считается, что вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда. Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией – сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке – атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда. В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

Следует согласиться с мнением испанского ученого М. Кастельса, полагающего, что глобальная сеть является результатом революции в области информационных технологий. При этом понятия «общество» и «сеть» все больше сближаются между собой, а в социальной организации начинают преобладать генерирование, обработка и передача информации (этот процесс становится фундаментальным источником производительности и власти в новом обществе). Следовательно, в этом будущем обществе, как отмечает большинство зарубежных и отечественных ученых и специалистов, информация будет играть все более важную роль.

Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Кроме того, информация является свойством, обратным к неопределенности, а релевантная информация – это любая возможность, позволяющая уменьшить (но не обязательно полностью устранить) существующую неопределенность. При этом носителями релевантной информации могут быть сообщения, люди и организации. Но, только связываясь в гигантскую сеть (мегасеть или сеть сетей), новые, по сути, люди и социальные структуры могут сформировать новое общество. В результате возникает зависимость общества от новых способов распространения информации, что дает тем, кто ими обладает, поистине огромную власть.


В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Считается, что первая информационная революция связана с изобретением письменности (у разных народов это происходило в разное время). Появилась возможность формализованного сохранения знаний для их передачи последующим поколениям.

Вторая информационная революция (началась в середине XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру. Фактически в этот период скорость распространения информации возросла многократно за счет новой технологии книгопечатания.

Третья информационная революция (началась в конце XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие еще более оперативно передавать информацию. Новые технологии не ограничивались лишь сферой коммуникаций, а внесли значительные перемены в трудовую деятельность и повседневный быт людей.

Четвертая информационная революция (начало – 70 – 80-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК). Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми оказалось сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки и других технологий (телеграфа, телефона и радио). Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации. В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер. Четвертая информационная революция продолжается до сих пор.

Технологическая база четвертой информационной революции многообразна, но основные роли играют следующие восемь областей информационной техники: новые полупроводниковые приборы; новые поколения компьютеров; волоконная оптика; сотовая связь; спутниковые системы; компьютерные сети; усовершенствованные интерфейсы системы человек – компьютер; цифровые системы передачи сигналов, допускающие многократное сжатие информации.

В-третьих, информационное общество – это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, при этом традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, не теряют для человека свою актуальность. Просто в процессе производства и в обмене потребляемых товаров и услуг доля «информационноемких» операций и продуктов преобладает.

Информационное общество отличается от остальных обществ тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими факторами развития (в первую очередь – экономического) общества. Информация и умение работать с ней превращаются в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства.

Концепция информационного общества имеет продолжительную историю и представляет собой разработанную методологическую основу. Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Этот термин затем был использован в появившихся практически одновременно в США и Японии работах Ф. Махлупа (1962 г.) и Т. Умесао (1963 г.). А французский социолог А. Турен ввел термин «программируемое общество».

Теория «информационного общества» была развита такими исследователями из США, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоуньер, Р. Карц. В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех ученых, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic – от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей социальной роли знаний.

В 1992 году Исполнительное бюро президента США опубликовало меморандум У. Дж. Клинтона и А. Гора «Технология для экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать». В нем было определено, что инвестиции в технологию являются инвестициями в будущее Америки, поскольку технология поможет создать экономическую мощь и подстегнуть экономический рост. В этом документе были сформулированы несколько стратегических целей национального развития США:

Во-первых, обеспечить долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду (на основе новых технологий).

Во-вторых, правительство должно стать более продуктивным и отзывчивым на нужды граждан (путем внедрения новых технологий).

В-третьих, США должно обеспечить всемирное лидерство в базовой науке, математике и технике.

Понятие «информационное общество» появилось в документах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством М. Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; а «информационные магистрали и супермагистрали» – в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место не только среди специалистов в области информации, но также в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев понятие «информационное общество» ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок. 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

В феврале 2008 года в нашей стране принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия). Согласно Стратегии целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются:

– повышение качества жизни граждан;

– обеспечение конкурентоспособности России;

– развитие экономической, социально-политической, культурной и духов-ной сфер жизни общества;

– совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

– формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

– повышение качества образования, медицинского обслуживания, соци-альной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– совершенствование системы государственных гарантий конституцион-ных прав человека и гражданина в информационной сфере;

– развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

– развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– сохранение культуры многонационального народа Российской Федера-ции, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

– противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

– партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

– свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

– поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– содействие развитию международного сотрудничества в сфере инфор-мационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач российское государство:

– разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

– определяет контрольные значения показателей развития информацион-ного общества в Российской Федерации;

– обеспечивает развитие законодательства и совершенствование право-применительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает условия для равного доступа граждан к информации;

– использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Стратегия определяет следующие направления развития информационного общества в Российской Федерации :

1. В области формирования современной информационной и телекомму-никационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

– создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

– повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

– модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверен-ного приема российских телерадиопрограмм;

– создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслужива-ния, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

– внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

– предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий кон-ституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

4. В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– стимулирование применения организациями и гражданами информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

– привлечение инвестиций для развития российской отрасли информа-ционных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

– создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

– развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инноваци-онных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

– развитие системы региональной информатизации.

5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

– обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

– интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

– увеличение объемов и качества государственных услуг, предостав-ляемых организациям и гражданам в электронном виде;

– совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

– совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:

– развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

– создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

– создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

– повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

7. В области сохранения культуры многонационального народа Россий-ской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:

– развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

– поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

– формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

– поддержка деятельности государственных и негосударственных органи-заций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

– пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

– сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

8. В области противодействия использованию потенциала информацион-ных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:

– обеспечение безопасности функционирования информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры;

– обеспечение безопасности функционирования информационных и теле-коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

– повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

– создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

– совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

– обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

– противодействие распространению идеологии терроризма и экстре-мизма, пропаганде насилия.

Устойчивый рост масштабов новых информационных технологий в мире предполагает активное использование в этом процессе глобальной сети Интернет в качестве специфического интерактивного средства социальной коммуникации во всех сферах российского общества. Место и роль Интернета в развитии государства и общества определяются следующими положениями:

– в современных условиях Интернет, наряду с другими информационными технологиями, является основным фактором развития информационного общества;

– с развитием Интернета социальные связи и отношения становятся все более независимыми от социального окружения и опираются на индивидуаль-ность человека, у которого возрастают возможности выбора своей социальной ниши на основе усиления социальной мобильности;

– в условиях глобализации Интернет как средство социальной коммуникации способствует развитию национального самосознания;

– потенциал Интернета можно использовать для эволюционного развития общества, которое происходит через увеличение разнообразия элементов, связей социальной системы, изменение ценностей и потребностей индивидов.

Интернет – это средство коммуникации, способствующее процессу глобализации. В то же время компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий. Но Интернет не только средство, среда или метод коммуникации, но и виртуальное продолжение среды обитания человека, где человек имеет возможность удовлетворять свои социальные потребности, в том числе коммуникационные.

Особенности социальной роли Интернета, как средства социальной коммуникации, во многом определяются присущими ему важными свойствами – горизонтальностью связей и интерактивностью , в большей степени способствующими внедрению в массовые коммуникации диалогической модели взаимоотношений. Огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует индивидуализации социальной среды. Кроме этого, на основе эффективной обратной связи Интернет позволяет переходить к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества, что приводит к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур (сети и сетеподобные организации, «онлайновые сообщества»).

В контексте совместной ответственности, а также в рамках понимания социума как сложной самоуправляющейся и самоорганизующейся системы можно понять суть современного информационного общества и способов управления им. Ведь очевидно, что в любом обществе и даже структурах власти люди и их команды постоянно объединяются в подвижные, эволюционирующие структуры, которые зачастую называют сетью сообществ. Именно таким образом сегодня формируется социальная ткань иного качества, представляющая собой неформальные, взаимодействующие между собой центры самоуправления, демократического принятия решений и сотрудничества. Эти сети существуют в контексте разделяемых ценностей и ориентированы на достижение согласованных общими усилиями целей.

С научной точки зрения социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид), соединенных между собой многочисленными потоками. В отличие от организаций иерархического типа сети определяют необходимость возникновения объединений, построенных по принципу конфедерации, коалиции, альянса. В сетевых системах нет верхнего и нижнего уровней, в них обычно нет деления на уровни, а есть только взаимодействующие узловые пункты ответственности, центры творческого роста, центры действия и энергетические, информационные, коммуникационные меридианы, а также меридианы, отображающие рост потенциала. Сети – это живые, развивающиеся коалиции, основным предназначением которых является решение проблем, производство продукта, обслуживание потребителей, стимуляция личного развития и рост потенциала команды в целом.

Сети как частный случай неоднородного сообщества сохраняются благодаря диалогу, они сконцентрированы на общих интересах, определении разделяемых потребностей, разрешении конфликтов. Как и все прочие сообщества, сеть воспитывает привычку полагаться только на себя, но быть готовым при этом к совместным действиям, разрешению проблем, передаче опыта. Сеть генерирует общность духа и убеждений, интеллектуальное и эмоциональное единство.

Фактически социальные сети возникли с появлением Интернета, который имеет немало преимуществ по сравнению с другими каналами официальной информации о деятельности государства. Причина банальна: Интернет является наиболее удобным и наименее затратным информационным каналом. Присутствие государственных органов в глобальной информационной сети не только возлагает на них юридическую ответственность за соответствие нормативным актам размещенной на их официальных сайтах информации о деятельности, но и вынуждает их становиться более ответственными по отношению к гражданам, повышает социальную защищенность последних и стимулирует их политическую вовлеченность.

Социальную сеть в Интернете мы понимаем как платформу, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Обычно на сайте Сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой учетную запись пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей – система «друзей» и «групп».

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русскоязычным аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003 – 2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже – в 2006-м, с появлением «Одноклассников» и «В Контакте».

И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь в соответствии с пирамидой Маслоу именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

В противоположность традиционным средствам коммуникации, основная функция которых состоит в доставке информации, Интернет является не просто передатчиком информации, а значительно больше – глобальным виртуальным рынком. Существование электронного рынка в среде глобальной информационной сети обусловлено возможностью реализации в Интернете платежных систем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги.

Таким образом, экономически развитые страны мира два десятилетия активно строят у себя информационное общество. Проявляется это в том, что информационные технологии практически «вживляются» в общественную ткань. В этих странах Интернет становится общественным достоянием и кардинально определяет развитие социумов. Он является системообразующим фактором для мировой информационной системы и выступает информационно-сетевым базисом информационного общества.

Появление Интернета позволяет говорить о всемирном информационном поле, в рамках которого взаимодействуют многочисленные международные и национальные акторы. Именно Интернет в последние годы становится также политическим фактором, поскольку заставляет государственную власть и политическую элиту действовать более публично, использовать информационные технологии для повышения эффективности своей деятельности.

это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия И. о. выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие И. о. отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой (см. "Постиндустриальное общество").

С другой стороны, И. о. можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом и характеризующуюся прежде всего производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень И. о. В этом смысле анализ проблем И. о. связан с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории И. о.

Для исследования возможных путей развития И. о. в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Хант "Постинформационное общество" - "The Post-Information Society"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем И. о. имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Люэна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы И. о., на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур И. о.: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью И. о. В этом плане понятие И. о. отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества.

Возникновение понятия И. о. тесно связано с развитием информатики и кибернетики в работах Н. Винера, информационной теории управления и информационной теории стоимости. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие И. о. выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития И. о. - определенной ступени развития общества.

Понятие И. о. определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятия И. о. отражается последовательная смена основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального - см. "Индустриальное общество" - и постиндустриального общества) и к миру социальной информации И. о. Киберпространство, в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития И. о. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом (backbone) структур И. о., в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития И. о.

Проблемы функционирования структур И. о. вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, микропроцессоров "Интел" или развития текстовых редакторов, корректирующих ошибки человека в компьютерном наборе). Понятие интеллектуального и информационного капитала, введенное Бурдье, является важным для концепции И. о. Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - творца и идейного вдохновителя фирмы Microsoft (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которой оценивается многими миллиардами долларов, - во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность.

Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры И. о., опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гутенберга" в понимании Мак-Люэна, сколько на инновационные электронные СМИ. К последним сейчас с полным правом можно отнести "Интернет": как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации.

Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей (типа "Редком" или "Интернет" - с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети "Интернет"), аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения или же Национальная Информационная Инфраструктура США.

Социальными характеристиками развития И. о. являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества прежде всего в информационном производстве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Понятие, предпосылки возникновения и теории информационного общества

2. Черты информационного общества и его противоречия.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Информационное общество - термин, применяемый для обозначе-ния современного состояния индустриально развитых стран, связан-ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель-ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера-ботки и распространения информации.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний

Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юрген Хабермасом , Э. Гидденсом , рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества.

Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвин Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

Предпосылки становления информационного общества:


Черты информационного общества:

Интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю-ченного в процесс производства;

Развитие сферы услуг;

Главным становится труд, направленный на полу-чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор-мации.

Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности;

Создание новых потребностей и ценностей, новых отраслей экономики и сегментов рынка.

Изменение занятости населения;

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Теории информационного общества:

Юрген Хабермас немецкий философ и социолог

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается "развитое постиндустриальное общество", возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Уильям Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценнсти информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчекивает мысль о том, что коммуникация представляет собой "ключевой элемент информационного общества".

Д. Белл :Определяет информационное общество через изменения, происходящие в настоящем обществе

Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях

Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.

Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”.

Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля-ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про-изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни-ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа-ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп-равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.

Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет-ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се-годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы-тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”

Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.

А. Турен : французский социолог

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Важно признать, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя.Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение,которые ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия”.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то