История появления виниловых пластинок. Краткий экскурс о виниловых пластинках

Звукозапись - это процесс сохранения звуковых колебаний в диапазоне 20-20 000 Гц на каком-либо носителе с помощью специальных приборов.

К счастью, многие из нас не лишены слуха и потому могут слышать и шум дождя, и ворчание соседской бабули и раскаты грома, и прочие голоса и звуки окружающего нас мира.

Всевозможные механизмы, способные воспроизводить музыку, появились ещё в средние века. Шарманки, музыкальные шкатулки и даже часы с музыкальным боем - куранты - всё это первые шаги. Но вот до момента, когда стало возможным записать человеческую речь и прослушать её, шагать и шагать пришлось очень долго.

Вплоть до 1877 года, когда Томас Эдисон изобрел звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук человеческого голоса.

Принцип работы фонографа

Для механической записи и воспроизведения звука Эдисон применил валики, покрытые оловянной фольгой. Такие фоновалики представляли собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.

В первом фонографе вращение металлического валика осуществлялось с помощью рукоятки. Он с каждым оборотом перемещался в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале. На валик накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную, не быстрее чем один оборот в минуту.

При вращении валика в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку постоянной глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".

В качестве первого опыта звукозаписи Эдисон пропел первую строфу детской песенки "У Мери была овечка". Всё прошло удачно. Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: "Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза ".

В 1885 году американский изобретатель Чарльз Тейнтер (1854-1940) разработал графофон - фонограф с ножным приводом (как у ножной швейной машинки) - и заменил оловянные листы валиков восковой массой. Эдисон выкупил патент Тейнтера, и для записи вместо валиков с фольгой стали применять съемные восковые валики.

В практически неизменном виде фонограф просуществовал несколько десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных произведений он перестал выпускаться в конце первого десятилетия 20 века, но еще практически 15 лет использовался в качестве диктофона. Валики к нему выпускались вплоть до 1929 года.

Эпоха дисков

В 1887 году, 26 сентября, Эмиль Берлинер получил патент на изобретение граммофона. От эдисоновского фонографа устройство отличалось тем, что восковые валики были заменены пластинками. причём с них можно было делать копии.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Она была обнаружена 1 марта 2008 года в парижском архиве и её даже сумели воспроизвести. Это звуковая запись народной песни, сделанная французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им "фоноавтограф".

Длительность записи составляет всего лишь 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Пластинки пережили несколько этапов своей истории. Вот некоторые любопытные факты.

  • Первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов (7") или 175 мм. Это старейший стандарт и появился он на заре развития звукозаписи: в начале 1890-х годов. В первые лет 20 своего существования грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки. Это отражалось на длительности звучания - всего навсего 2 минуты на одной стороне.
  • В 1903 году, благодаря разработкам фирмы "Одеон", грампластинки стали двусторонними. В этом же году стали появляться и пластинки другого диаметра: первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов 20 века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков: на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.
  • Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм. На этих пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в семидюймовую. Вот только долговечностью они не отличались и порой, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

20-е годы прошлого века - первая революция в мире грамзаписи. Именно тогда вместо записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом - записывать через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.

Следующим прорывом стал выпуск так называемых "долгоиграющих" пластинок. Сделала это в 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи в США "Columbia". Долгоиграющие пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол.

Полоса записываемых частот была в очередной расширена: от 50 до 16 000 Гц, тембр звука полностью сохранялся, а кроме этого динамический диапазон записи увеличивался до 50-57 дБ, снизился уровень шумов.

В СССР первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки (33 об/мин) с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 %. В СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года.

Сегодня электропроигрыватели уже не выпускают, да и пластинки пачками выносят на улицу, как ненужный хлам или просто сдают в какой-нибудь музей. Остаётся надеяться, что хотя бы в музеях они будут сохранены как можно дольше и будущие поколения смогут познакомиться с этим этапом развития звукозаписи не только по картинкам.

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: ) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем . Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона .

Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка . Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

В поисках идеального материала

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом . Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак .

Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон , а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон , становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.

Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок .

Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка . В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

Битва «форматов»

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Моно-стерео-квадро. Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Что выбрать?

Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3 . Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5 , а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger , а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240 , оснащенную DJ-модулем.

Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB .

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell (5.00 из 5, оценили: 1 )

сайт Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –...

Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт - есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок - это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc , которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны . По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение - книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно - в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже - EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP - это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

На сегодня это все.

Изобретение винила было не менее сложным, чем изобретение электрических лампочек, пришедших на смену газовым и масляным фонарям. Не все с восторгом воспринимали это изобретение, даже на заре его появления. Но особенностью виниловых дисков является то, что они развивались параллельно с аппаратами, проигрывающими их.


История появления

История звукозаписи начинается ещё с 16 века, когда первые попытки записи звука совершались с помощью механических инструментов – музыкальных игрушек и аппаратов. В это время данные изобретения попадают и в Россию. Но пик популярности музыкальных игрушек пришёлся на конец 19 – начало 20 века.


Первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинерем был создан граммофон – настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата.


Появление понятия «виниловая пластинка»

Понятие «виниловая пластинка» появилось только после Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы.

В 1934 году виниловая пластинка подарила популярность комментатору Мартину Блоку, который в перерывах между новостями вставлял музыку с пластинок. За эту новую идею его коллега Уолтер Винчелл дал ему название «диск-жокей». Создавалось впечатление, что радиовещание ведётся из танцзала. После этого программа стала пользоваться огромной популярностью.

Сегодня же виниловые пластинки являются раритетом. Однако в последнее десятилетие винил стал частью молодёжной субкультуры. Жаль, что используют его лишь для декора, а не для прослушивания музыки.

Только истинный ценитель высокого качества и детализации звука сможет по достоинству оценить сигнал с проигрывателя виниловых пластинок. С ним не сможет сравниться ни одно устройство из разряда современных технологий. Аудиофилы часто останавливают свой выбор на аппарате такого образца, поскольку он способен генерировать аналоговый звук высокого качества. Дополнительно производится оцифровка с добавлением шумов квантования.

Виниловые проигрыватели позволяют воспроизводить и передавать настроение всех уникальных композиций, которые были специально созданы для них. Цифровой носитель не способен наполнить сигнал глубиной. Именно поэтому каждая композиция выпускается дополнительно и в аналоговом варианте. Дизайн устройства переносит нас в прошлое, которое у каждого слушателя характеризуется с уютом, романтикой и теплом.

Проигрыватель виниловых пластинок: как он работает?

На сегодняшний день все современные USB-проигрыватели работают на основания взаимодействия узлов. Такая же система была и 30 лет назад. Основные составные части любого проигрывателя виниловых дисков:

  • стол;
  • универсальный привод для дисков;
  • диск с маховиком;
  • звукосниматель;
  • игла;
  • тонарм;
  • другие.

Звук с пластинки генерируется посредством правильного использования законов физики. На этом основывалась работа и первых моделей еще в СССР. Звук вырабатывается во время движения иглы по внешней поверхности диска. При этом производятся вертикальные и горизонтальные колебания профиля. Они преобразовываются в специальный электрический сигнал. Предусилитель необходим для передачи необходимого звука на колонки. В современных моделях этот элемент может отсутствовать. На его замену пришли AV-усилители и AV-ресиверы.

Ранее для производства маховика с диском использовался алюминий. На сегодняшний день производители перешли на применение сложной смеси и компаунды, винила, акрила и углепластина. Благодаря правильной пропорции удалось существенно увеличить все акустические свойства устройства.

Большой популярностью пользуются модели с роликовой или пассиковой системой функционирования привода. Их основные характеристики:

  • В качественных устройствах не используется роликовая система и прямой привод. Их взаимодействие создает большое количество вибраций и электромагнитного поля.
  • Немаловажную роль играет расположение двигателя. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на устройстве, в котором данный элемент выносится за пределы корпуса. Для улучшения условий воспроизведения его располагают на специальном амортизирующем подвесе. Отсек делается с толстыми стенками.
  • Фонокорректор необходим каждой модели для создания идеально точного, объемного и качественного звучания. Обратите внимание на его наличие при покупке устройства выбранной модели.

Основные правила использования

Каждый аудиофил знает, что только правильные условия эксплуатации любого устройства могут подарить сигнал высокого качеств:

  • Проигрыватель следует разместить на ровной поверхности, таким образом, вероятность возникновения шумов и вибраций сводится к нулю.
  • Если в состав модели входит внешний двигатель, но его следует расположить блок питания на отдельной полке.
  • Во время сборки следует в точности следовать всем инструкциям и требованиям производителя. Только в таком случае удастся добиться идеально точной передачи звукового сигнала.
  • Тонарм должен располагаться таким образом, чтобы кабель опускался вниз и не касался проигрывателя. При наличии контактов вибрации усиливаются. Такая картина негативным образом отражается на чистоте звука.
  • Внесение настроек следует производить, когда виниловый диск установлен.

Окунуться в мир высокого качества звука можно только на правильно установленном и настроенном виниловом проигрывателе. Чарующая музыка будет буквально окутывать вас со всех сторон. Аудиофил сможет в полной мере насладиться детализированной передачей сигнала.

Александр Герасименко, специалист по виниловым проигрывателям Audiovideomir.com.ua

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то