Как описать профессию почтальон. ТОП‒5 исторических фактов о профессии почтальона. Каких людей принимают в почтальоны, а каких - нет

Современные технологии постепенно «убивают» профессию почтальона. Возможно, когда-то она исчезнет совсем. Все письма и документы станут электронными, а доставкой товаров будут заниматься дроны.

Почтальон - это старинная профессия, которой около 300 лет. В царские времена «почтарей» уважали, у них была собственная форма одежды и определённые привилегии. Работа современного почтальона предполагает постоянные физические нагрузки и работу с людьми. Нужно доставлять адресатам газеты, квитанции, журналы, извещения, заказные письма и различные посылки.

Бывают у почтальонов и «калымы». Они разносят рекламные материалы по подъездам и доставляют товары из интернет-магазинов. Эти подработки позволяют компенсировать низкую зарплату. В отдалённых районах почтальоны приносят пожилым людям пенсии и социальные пособия.

Рабочий день «почтаря» начинается с планирования маршрута и сортировки корреспонденции. У каждого работника почты есть подведомственный участок. Большинство почтальонов ходит пешком. Для переноски газет и журналов используется специальная тележка.

Некоторые специалисты передвигаются на велосипедах, мотороллерах и мотоциклах. Иным способом добраться до отдалённых населённых пунктов просто нереально. Почтальон должен обладать хорошей памятью, крепким здоровьем и уметь общаться с людьми.

Для прокладки оптимального рабочего маршрута требуется умение ориентироваться в пространстве. Клиенты не всегда ведут себя адекватно. Кто-то находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. У других проблемы со зрением и слухом. Пожилые граждане не всегда мыслят ясно.

На почтальонов периодически совершают нападения. Преступников интересуют денежные средства, которые работник почты вынужден носить с собой. Определённые неприятности могут доставить и домашние питомцы граждан. Особенно это касается собак бойцовских пород и различных экзотических животных. В подъездах жилых домов часто «тусуются» сомнительные компании, которые представляют опасность для разносчика почты.

Иногда почтальону дают задание доставить корреспонденцию по несуществующим адресам. Это происходит из-за ошибок персонала почтовой службы. Почтальонами часто работают женщины. Никакого специального образования «почтарю» не требуется. Карьерных перспектив в этой работе особо не просматривается, поэтому в профессию часто идут школьники, студенты и пенсионеры.

Работники почты хорошо знают самые дальние городские закоулки. Со временем почтальон становится «своим» среди жителей района, многие узнают его в лицо. В некоторых городах США, Германии и России установлены памятники почтальонам.

Елена Сазонтова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Профессия - почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН »

ЦЕЛЬ : Создание условий для развития у детей любознательности , через формирование представлений о профессии почтальон , что такое почтовые отправления , для чего нужна почтовая служба .

Задачи :

1. Расширять представление детей о профессии «почтальон » и о почтовой службе , о необходимости и пользе труда почтальона ;

2. Познакомить детей с историей писем , их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений ;

3. Уточнить знания детей о разнообразии почтовых отправлений ;

4. Познакомить с видом транспорта , который может использоваться для перевозки почтовых отправлений ;

5. Познакомиться с сортировкой корреспонденцией;

6. Уточнить знания об обязательном условии оформления почтовых отправлений (наличие адреса) ;

7. Развивать у детей смекалку , зрительную память, логическое мышление.

8. Развивать речь , умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.

9. Воспитывать желание познавать новое , интересоваться историей возникновения интересующего предмета или явления.

10. Воспитывать интерес к профессиям взрослых людей , и понимание значимости труда.

11. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.

Оборудование : Слайды с изображением писем в разные времена, слайды и карточки с изображением видов транспорта с помощью чего и кого могут доставляться письма. Карточки с изображением животных, газеты, письма, открытки, журналы, стенд с игрушечными почтовыми ящиками .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :

Воспитатель : Ребята, что лежит у меня на столе?

Дети : Газета, журнал, письмо, открытка.

Воспитатель : Правильно, молодцы! А что бы узнать, кто это все нам принес, надо отгадать загадку :

Он принес нам телеграмму :

Приезжаю, Ждите, Мама.

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не Дед Мороз

На ногах с рассвета он

Кто же это?

Дети : Почтальон

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня будем разговаривать?

Дети : О почтальоне .

Воспитатель : Правильно. О почтальоне и о почтовой службе . А кто такой почтальон ? Что он нам приносит?

Дети : Высказывают свои мысли, перечисляют какая может быть корреспонденция.

На большом экране появляется изображение почтальона .

Воспитатель : Ребята а как вы думаете, почта появилась издревле , или почтальоны начали работать когда появилась бумажные письма?

Дети : высказывают предположения.

Воспитатель : Ребята вы молодцы! Вы хотели бы узнать какими были письма и откуда появилась почта ? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с писем различных времен, и различных видов транспорта)

Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко. После того, как люди научились читать и писать, эта проблема исчезла. Первые письма были на каменных пластинах, в Древней Руси письма писали на бересте (это кора дерева, были письма которые писали на пальмовых листах, на ткани, а бумага была изобретена в Китае. Письма необходимо было доставлять в разные города не только по земле, но и по морю! Вскоре писем стало так много, что появилась целая почтовая служба , которая стала заниматься отправлением писем, газет, журналов, бандеролей, посылок. Сначала почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге, позже появилась авиапочта . В наше время, когда в домах появились компьютеры, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты .

Игра «Доставляем письма»

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в начальника почты , нам с вами нужно выбрать транспорт, который сможет доставить наши письма адресатам? после того, как я зачитаю вопрос, вы выберите карточку с изображением того транспортного средства, который по вашему мнению больше всего для этого подходит.

Дети : подходят к столу, где приготовлены конверты с набором необходимых карточек, после того как дети выбрали, они садятся на ковер, полукругом

Воспитатель : зачитывает вопросы, дети выбирают нужную карточку, воспитатель задает уточняющие вопросы, после этого на слайде появляется правильный ответ, дети поверяют себя.

Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что (Почтовый вагон ) . (когда используют)

Чтобы отправить письмо авиапочтой , нужен (что (Самолет) . (почему? И когда используют)

Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (что (Компьютер) .

Чтобы отправить письмо на север, нужны (что (Собачьи упряжки, вертолет) (почему) .

Чтобы отправить письмо голубиной почтой , нужен (кто (Голубь) . (почему? И кода пользуются)

Воспитатель : Молодцы, мы узнали с помощью чего можно доставить письмо адресату! Давайте немного отдохнем, встанем вместе в круг :

Физминутка «Почтовый ящик »

На скамейку я встаю - поднимаются на носочки и тянутся

Еле ящик достаю – тянутся руками вверх.

Открываю ящик - «Открывают» ,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика – Дети приседают, затем встают с вытянутыми руками

Письма настоящие.

Воспитатель : Ребята, сегодня из почтового ящика я достала вот эту газету. А вам домой почтальон что-нибудь приносит ?

Дети : Рассказывают о своей корреспонденции.

Воспитатель :

Все газеты, журналы, письма привозят на почту на машине . И прежде чем разнести все по домам, газеты, журналы, письма и открытки надо разложить вот так (показывает) : газеты к газетам, журналы к журналам, открытки к открыткам, а вот в эту стопочку - письма.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, как почтальоны узнают какую газету в чей почтовый ящик положить ?

Дети : высказывают свои предположения.

Воспитатель : С помощью наводящих вопросов подводит рассуждения детей к тому , что на каждой газете, журнале и письме есть адрес : город, улица, номер дома и квартиры.

Дидактическая Игра «Лесной почтальон »

Воспитатель : Ребята наш почтальон заболел , и сегодняшняя почта еще не разобрана . Все газеты и журналы с письмами и открытками лежат в одной стопке и ждут когда они попадут в свои почтовые ящики , Давайте посмотрим, чьи почтовые ящики у нас есть (на стенде висят четыре почтовых ящиков с изображением зверей и с нумерацией квартир от 1 до 4).

Детям предлагается разделиться на 4 группы , у воспитателя в руках находятся 4 перевернутые карточки с изображением животного и номером его почтового ящика . Один ребенок с каждой группы подходит и выбирает своей группе номер ящика , в который они будут отбирать корреспонденцию, после этого воспитатель предлагает подходить по одному человеку из каждой группы к столу и выбирать газету, открытку, письмо или журнал с номером почтового ящика его группы .

Дети : Подходят и отбирают письма, газеты, журналы и с тем номером почтового ящика , который выпал их группе (воспитатель должен проследить, чтобы в стопке было необходимое количество корреспонденции и каждому ребенку должно достаться что-то, что он бросит в свой почтовый ящик ).

Воспитатель : Ребята вы молодцы, разобрали всю стопку, а теперь необходимо доставить почту нашим зверятам , но что необходимо обязательно сделать, перед тем как забросить письмо или открытку в почтовый ящик ? Наводим детей на то , что надо проверить адрес.

Предлагаем детям закинуть свою корреспонденцию в соответствующие почтовые ящики .

Дети : Подходят к ящику который соответствует их группе , сверяет номер квартиры и опускает письмо, открытку, журнал или газету в ящик.

Воспитатель : Ребята вы такие молодцы! помогли нашему заболевшему почтальону , и все зверята получили свою почту .

Воспитатель : давайте еще раз вспомним, что нового мы сегодня узнали :

Кто такой почтальон ?

Что он нам приносит?

На чем раньше писали письма друг-другу?

А профессия «почтальон » очень нужная? Почему?

Какой транспорт можно использовать для доставки писем?

Что обязательно должно быть указанно на письме или открытке?

Вот какая интересная и очень нужная профессия «почтальон »

Воспитатель : Ребята вы видите сколько много мы теперь знаем о профессии «почтальон » и о почтовой службе ! Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? какие моменты были самые интересные, какая игра больше понравилась? (ответы детей )

Воспитатель : Я вами очень горжусь! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые. Спасибо

Почтальон — это мелкий служащий, который занимается конечной доставкой писем и посылок до адресата. Несмотря на развитие информационных технологий, эта профессия до сих пор остается нужной и актуальной. Что мы знаем о почтальонах? Какие интересные факты связаны с их работой? Предлагаем небольшую подборку - будет интересно:

Дело в шляпе

Многие слышали это выражение. Оно означает, что положительный итог какой-либо затеи предрешен. Но далеко не каждый знает, откуда взялась эта идиома. Своим происхождением она обязана гонцам - предшественникам современных почтальонов.

В период с XVI по XVIII века на путях следования орудовало множество банд и разбойников, которые часто грабили почтовые дилижансы и всадников. Поэтому, чтобы не терять особо важные письма и документы, находчивые почтари вшивали их в подкладку шляпы. Со временем словосочетание, означающее безопасность доставки, прочно вошло в обиход людей, не имеющих отношения к почте.

Самая тяжелая посылка

Почтальоны доставляют не только письма, но и посылки. Зачастую их средний вес не превышает трех килограммов. Однако в 1916 году в штате Юта произошел курьезный случай, который навсегда ввел в правила почтовой службы дневной лимит посылок для одного человека.

Один очень экономный бизнесмен решил построить банк. Его расчеты показали, что почта - это самый дешевый способ доставки строительных материалов. Поэтому он по отдельности упаковал и оформил как посылку 80 тысяч кирпичей. Выходит, что почтальонам пришлось доставить по адресу строительства посылку общим весом около 320 тонн при условии, что один кирпич в среднем весит четыре килограмма. После этого случая дневное ограничение веса посылок на одного человека составляет 91 кг.

Летите по стрелкам

В отдаленных районах США можно наткнуться на огромные стрелки, отлитые из бетона. В среднем их длина равняется двадцати пяти метрам. Непосвященный человек сразу задастся вопросом: зачем и почему они здесь? Возможно, такой же вопрос будет интересовать археологов будущего.

На самом деле, все просто. Эти указатели служили ориентиром для пилотов авиапочты на заре ее зарождения в 1920-х годах. Тогда не было авиакарт, а радиосвязь еще не получила широкого распространения. Поэтому, чтобы «воздушные» почтальоны могли летать ночью и в плохую погоду, на землю поместили подобные стрелки, окрашенные в яркие цвета. Рядом с ними также устанавливались вышки с прожектором.

Почтальон - работа тяжелая

В конце средних веков самое развитое почтовое сообщение было на территории Золотой Орды. Почтальон (гонец) считался уважаемым человеком, ведь от него зависела скорость получения информации. За сутки всадник мог преодолевать до четырехсот километров, не слезая с коня. Однако жестокая ирония в том, что сделать этого он физически не мог.

Хоть эта профессия и ценилась, ханы были слишком жадные, чтобы удерживать хорошего гонца на работе достойным окладом. Чтобы всадник не соблазнился другим делом, ему ломали коленные чашечки, отрезали нос и уши, а также отрубали одну руку. Такой человек не мог заниматься ничем, кроме доставки сообщений. Чтобы он не падал с коня, его привязывали к нему веревками, которые сильно натирали тело.

Самый ценный груз, доставленный почтой

В 1905 году в шахте «Премьер» в Южной Африке старатели откопали самый большой в истории алмаз «Куллинан». Через два года правительство тогдашней британской колонии решило подарить камень английскому королю Георгу IV. Однако возникла проблема - как доставить столь ценный груз?

Безопасность - прежде всего. Поэтому был снаряжен пароход с целой армией охраны и сейфом в каюте капитана. Но все это было лишь отвлекающим маневром. Настоящий алмаз доставили обычной посылкой.

Классный час на тему

«Почта. Профессия почтальон»

3 класс

Цель:

создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире.

Основные задачи:

1) сформировать понятия о разнообразии почтовых отправлений и средствах доставки корреспонденции;

2) познакомить с работой почты, почтальона, почтовыми голубями;

3) формировать умение строить условными обозначениями схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма ;

4) раскрыть роль почтовой связи для общества;

5) формировать УУД.

Оборудование:

мультимедийный комплекс;

презентация «Как путешествует письмо?».

Демонстрационный материал:

таблички с терминами «отправитель», «адресат», «письмо», «конверт», «индекс»; «марка», « штамп»,

конверты, коллекции марок.

Раздаточный материал:

Лист бумаги для солдатского треугольника;

эталон «Работа в группе»;

индивидуальные карточки успешности.

Подготовительная деятельность учащихся:

экскурсия в отделение почтовой связи;

узнать, кто из родственников пользуется услугами почты;

посмотреть мультипликационный фильм «Каникулы в Простоквашино», или прочитать книгу Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»;

разбиться на5 групп и найти информацию об истории профессии почтальона, о социальной значимости профессии в обществе, о массовости и уникальности профессии, о риске и о том, где получить профессию.

Эпиграф

Важно не кем быть, а каким быть.

Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый. (В.А.Сухомлинский)

Ход занятия

- У нас необычный классный час. Посмотрите внимательно на парты, на доску и скажите, догадались ли вы, о чем пойдет речь? (на экране календарь профессиональных праздников, связанных с почтой: 13 января -День Российской печати; 5 мая – День печати; 13 июля– День Российской почты; 9 октября - Всемирный день почты).

Правильно, о почте, о ее значении в жизни людей. Мы познакомимся с работой почты, почтальона, рассмотрим различные виды почтовых отправлений, узнаем, как путешествует письмо. А начать я хочу с интересного факта.

Интересный факт: У крестьянина в Югославии жил кот, который постоянно циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве … кого? (ПОЧТАЛЬОНА)

Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне - человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.

Выходит девочка (с сумкой «Почта России», в бейсболке с такой же надписью):

Чтец: Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

И в мороз и в непогоду

Прессу он несёт народу.

Дети (хором): Это он, это он,

Наш российский почтальон,

Чтец: Телеграмму нам принёс

В школе радость – будет гость.

Слышен СТУК,

Дети: - Кто там? (прикладывают руку к уху).

Появляется Печкин : (поет песню Елены Гомоновой « Почтальон Печкин»).

Это я, почтальон Печкин из Простоквашино. Это у вас классный час о моей профессии?

Дети: - У нас.

Печкин: - Ну, успел! Очень я старался к вам попасть. В Простоквашино у нас всё снегом завалило. Не пройти, не проехать. Я и на лыжах, и на тракторе Р–р. к вам добирался. Хорошо мне Шарик с Матроскиным помогли. Хотелось бы послушать, что дети про мою профессию почтальона знают.

Дети (хором): - Сейчас расскажем.

Дети 1 группы рассказывают об истории профессии:

Гонцы, перевозящие письменные или устные послания появились ещё в античные времена в древнем Египте. Но это не имело форму гражданской общедоступной почты. На территории России предшественниками нынешних почтальонов были ямщики, которые на сменных лошадях переправляли государственную и купеческую корреспонденцию из города в город и вынуждены были её разносить по адресам, так как не существовало почтовой службы в каждом городе. При царе Петре I в. 1711 и 1712 годах были учреждены первые почтамты и появились сами почтари - те, кто разносит письма. В царские времена почтальоны были столь уважаемыми людьми, что носили униформу, как жандармы и офицеры…

Дети 2 группы рассказывают о социальной значимости профессии в обществе:

Без человека, доставляющего вести от деловых партнёров, родственников и солдат значительно усложнилась бы жизнь в обществе. Только представьте, что вы можете общаться только с теми, кого видите лично. А значит, чтобы сообщить важную новость родственнику из другого города, вам предстоит туда поехать. Передача информации - это столь же важная функция, как и транспортировка товаров и медикаментов. В нынешнее время, несмотря на то, что частично работу почты выполняет интернет и телефонная связь, все же существует множество курьерских служб, а значит, потребность в услугах почтальонов в нашем обществе есть. Кроме того, не стоит забывать, что во многих отдалённых районах нашего государства почта остаётся единственным путём сообщения с остальным миром, так как телефонной связи и интернета там нет. Поэтому почтальон приносящий весточку от родственников и друзей, а также доставляющий пенсию старикам - это высокоуважаемый человек, которого все рады видеть на пороге своего дома.
Дети 3 группы рассказывают о массовости и уникальности профессии.

Профессия почтальона, пожалуй, настолько же распространена, как и профессия милиционера или медика. Ведь это государственный служащий и их следами истоптаны даже самые отдалённые села. Сложно говорить о перспективах такой профессии. Казалось бы, это очень полезный для общества труд, но вот его оплата утверждает обратное. Известный герой всеми любимого мультфильма «Простоквашино» - почтальон Печкин,
пожалуй, один из немногих мужчин-почтальонов, так как в современной России эту работу в основном выполняют женщины.
Дети 4 группы рассказывают о риске профессии.

Современные почтальоны в городской и сельской местности по большей мере пешие или на велосипедах. Вот так и приходится им топтать грязь осенью и мёрзнуть зимой, дабы обрадовать своим визитом людей на участке, с нетерпением ожидающих письма или свежей газеты. Плохая оплата и порой неприятные условия труда - вот главные недостатки этой службы. Но зато как приятно вручать людям праздничные открытки, коллекционируя их улыбки. А сколько живёт среди нас пожилых одиноких людей вдали от родственников, которые испытывают нехватку общения, и для них приход почтальона - это праздник.

5 группа рассказывает о том, где получить профессию.

Нет специальных учебных заведений, где готовят почтальонов. Для того, чтобы работать в этой службе, нужно просто иметь здоровые ноги, быть вежливым и уметь отбиваться от собак. Разумеется, нужно быть сознательным человеком и доставлять все письма по адресам, ведь они очень важны для тех, кому написаны.

Печкин: Да много вы знаете о моей профессии.. А кто из вас отгадает мою загадку?

Сбоку марка и картинка.

В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь -
За море умчится. (письмо)
- А что такое письмо? (ответы детей)
Учитель: Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
На боковой доске словарь появляется слово "письмо".

А знаете ли вы как путешествует письмо?
-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

Чтобы письмо смогло дойти до места назначения нужен конверт и марка.
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
На боковой доске словарь появляется слово "конверт".
-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит).
На боковой доске появляется слово "отправитель".
"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)
На боковой доске появляется слово "адресат".
-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Почтовый индекс. Слово означает "указатель".
(Индекс. Образцы написания цифр индекса)
На боковой доске появляется слово "индекс".
"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.
- В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца. Наш индекс 601501.

На письме должна быть марка.
Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.
На боковой доске словарь появляется слово "марка".
-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. (Показ коллекции марок Сочи 2014).
-Письма готовы. Отправляем их в путешествие.
Чтение рассказа "Почта" (читает ученик).
"На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах".
На боковой доске словарь появляется слово "штамп".
-Проследим ещё раз путь письма.
-Мы опустили письма в почтовый ящик, письма доставляют в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма отправляются по указанному адресу в другие города и села

И во Время Великой Отечественной войны работала почта. Только отправляли наши защитники солдатские треугольники.

Творческая работа (моделирование солдатского треугольника)

Учитель: В Сибири у кочевников тундры, был свой способ доставки писем. Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передаёт ему письмо. Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Передать письмо в нужные руки каждый считал делом своей чести. Кочевая почта всегда работала быстро и на совесть.
- Вы, наверное, слышали имя великого путешественника Христофора Колумба? Когда Колумб возвращался из плавания, его парусник попал в сильный шторм. Колумб думал, что гибель неминуема. И он решил послать письмо. На листе пергамента Колумб сообщал об открытиях своей экспедиции и о возможной гибели судна. Завернул пергамент в ткань, привязал записку: тот, кто доставит послание королю или королеве Испании, получит 100 золотых. Поместил это письмо Колумб, в дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет! Обросший ракушками бочонок случайно нашли матросы американского судна. Но корабль Колумба, сильно потрепанный штормом, со славой вернулся к берегам Европы.
- Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма.
За заслуги перед столицей Франции в г.Париже почтовому голубю был установлен памятник.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.
Дети читают стихи.

1 чтец:

Почтальоны, почтальоны,

Только солнышко взойдёт,

Писем наших миллионы

Отправляются в полёт.

2 чтец:

И газеты, и журналы

В толстой сумке на ремне

Почтальон несёт усталый,

Чтоб я счастлив был вполне.

3 чтец:

С бандеролью иль с посылкой

Если я на почту приду,

Встретят тут меня улыбкой,

Стороной не обойдут.

4 чтец:

Почтальон – лицо Почты России,

Ему быть приветливым необходимо,

От такта, культуры, его поведенья

Зависит моё настроение.

5 чтец:

За труд нелёгкий почтальонов

Им благодарны миллионы.

Честь и слава почтальонам,

Утомлённым, запылённым.

Дети хором:

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!

Песня (под музыку « Азбука») с танцевальными движениями во время припева.

1.Только солнышко взойдёт, если надо срочно,

Кто уже с утра идёт - ЭХ! родная почта

ПРИПЕВ: С толстой сумкой на большом ремне

Это нужно людям и тебе и мне.

2. Много писем и газет, разные журналы

Почтальонов ждут всегда и, конечно, рады.

3. Тем профессия важна, что нужна всем людям

Что работа тяжела - помнить это будем!

Последний уходит Печкин, машет всем на прощание рукой.

Подведение итогов, оценивание результатов.

Получите в память о классном часе страничку для Портфолио.
- Удалось ли вам узнать, как путешествует письмо?
- Что больше всего запомнилось?

Кому захотелось стать почтальоном или работником почты?
- Оцени себя с помощью «Лесенки успеха».

Если вы все поняли и можете рассказать о профессии почтальона и о том, как путешествует письмо, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях- на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

Кто на 2-й или3-й ступеньке? Почему?

Кто на верхней? Почему?

Спасибо!

Домашнее задание: Подписать конверт.

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке?
Это он, это он, Ленинградский почтальон.
С. Я. Маршак

Сегодня я расскажу вам про обычного якутского почтальона Василия Алексеева, который трудится в поселке Майя - одном из старейших поселений республики, и верен своей профессии уже 23 года.

Доставая из почтового ящика веер разноцветной рекламы, и выискивая в ней то, что действительно адресовалось мне, я никогда не задумывался о том, кто приносит мне эти письма и извещения. То есть я понимаю, что это делает некий почтальон, но я ни разу в жизни его не встречал. Другое дело - расклейщики объявлений - их я и выгонял из подъезда, и одного самого наглого даже сдал в отделение. А про почтальона своего я не знаю ни как его зовут, ни как он выглядит. Редкие письма появляются в ящике как что-то само собой разумеющееся.

Рассказ про якутского почтальона Василия пойдет во второй части этого репортажа, а сначала позвольте сделать историческое отступление:

Ямская гоньба

1. Почтовая служба в России появилась во времена монголо-татарского ига. Существовшая с XIII по XIX века почтовая служба называлась «ямская гоньба» и представляла собой систему почтовых дворов (или ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга.

Ямщики были кучерами, состояли на государственной службе и выполняли различные перевозки для государственных нужд, в том числе и почтовые. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России. Сегодня это уже история. Якутские почтовики чтут традиции, которые идут с времен ямщиков Иркутско-Якутского почтового тракта и совместно с почтой России устраивают тематические праздники.

На фотографии Петр Кондаков, потомок ямщиков Вилюйской волости Якутской губерни и его охранник, сопровождающий ценных посылок, Герман Арбугаев. Мне довелось прямо с самолета попасть на историческую реконструкцию доставки срочной государевой почты на реке Лена. За четыре дня ямщики, сменяясь сами и меняя лошадей, преодолели более 400 километров.

Известный актер Кристоф Вальц также принял участие в историческом празднике и перевоплотился в одного из ямщиков)

На ямщицкие баулы ставилась сургучная печать. Посылка передавалась от одного ямщика другому, и так на всем маршруте.

Великая река Лена. Она намного шире, чем кажется на этой фотографии. Это лишь один из небольших ее рукавов.

Легко ли пройти на лошади пятьдесят километров в -40ºC по льду Лены? Мне хватило и пары километров)
Благо меня подобрала Буханка - основной колесный транспорт почты России в Якутии.

Мы доехали до деревни старая Табага. Ямщик Дмитрий ожидал своей очереди, и немного волновался.

Перед тем, как отправиться обратно в Якутск, я успел немного прогуляться по деревне в поисках антиутопичных видов. Не знаю почему, но меня привлекают именно такие пейзажи. Может быть из-за фильма Кин-дза-дза.

Главное - не делать вывод по этим фотографиям, что в дальних деревнях все так плохо. Это совсем не так.

Якутск

Разбирая дома фотографии, я вдруг осознал, что не сделал ни одной фотографии города. Я снимал в соседних селах, я гулял по порту Жатайя, а столицу республики снять забыл (значит точно суждено вернуться). А между тем, Якутск - самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Это третий город Дальневосточного федерального округа по численности населения после Владивостока и Хабаровска.

Железнодорожное сообщение с Якутском отсутствует как таковое. Доставка почты извне республики осуществляется в основном авиаперевозками. Добраться автомобильным транспортом до Якутска проблематично из-за реки Лена: одноименная федеральная трасса доходит только до поселка Нижний Бестях, расположенного на правом берегу Лены, напротив Якутска. Наземное сообщение с городом непостоянно и осуществляется только с декабря до середины апреля и с июня по сентябрь - зимой по льду и летом на пароме. Во время весенней распутицы действуют нерегулярные частные рейсы на катере с воздушной подушкой, которые стоят космических денег. В период ледостава работает паром с ледоколом. Этот вариант еще дороже.

Отсутствие моста через Лену доставляет огромные логистические и транспортные неудобства всем жителям республики. На примере почты: каждый год на пять месяцев город становится отрезанным от правого берега, федеральной трассы и всех районов (улусов), сообщение с которыми осуществляется через Лену. На все это время в этих районах закрывается прием почты наземным транспортом.

В Якутске вся почта поступает в Якутский магистрально-сортировочный центр, оттуда уже распределяется по ОПС и дальше до районных центров республики. В райцентрах идет уже сортировка по населенным пунктам.

Почта в Якутии идет самолетами, автомобилями, водным транспортом, на воздушной подушке, на снегоходах и вездеходах. Очень помогают главы муниципальных образований, которые забирают почту из районных центров в деревни.

Почтальон Василий Алексеев

Из Якутска в Майю почта доставляется на почтовой Буханке. Майя - это административный центр Мегино-Кангаласского улуса, довольно большое поселение с населением 8000 человек. Когда река закрывается, почту доставляют всеми возможными способами. Вертолетом и катерами на воздушной подушке.

В Майском отделении почты работает три почтальона по доставке пенсий и пять почтальонов по доставке печати. Василий - бригадир почтальонов.

С 17 лет он пошел работать на почту и вот уже 23 года верен своей профессии. Каждое утро кроме воскресения он формирует по адресами и складывает в свою сумку выписываемые газеты, приходящие письма, извещения и телеграммы.

Утром его сумка весит больше 10 килограмм, но с каждым двором ее вес постепенно уменьшается.
- Вась, а спина не болит от сумки? Каждый день столько таскать на одном плече!
- Ох, болит спина, - засмеялся Василий, - рюкзак для здоровья лучше, но из него доставать не удобно.
Почтальон достал очередную газету и проворно опустил ее в почтовый ящик. Мы пошли дальше.

За один день Василий проходит до 500 дворов и вышагивает до 20 километров.

Сейчас я разношу в основном газеты и извещения. Писем за последние 10 лет стало намного меньше. Люди забыли про волшебство рукописного письма, про его тайну, ожидание, и долгожданное вскрытие конверта. Да и некогда сейчас людям письма писать - все по воцапу общаются. Зато много стало заказных писем с документами - люди стали больше судиться, - улыбнулся Василий.

Есть у почтальона главный враг. Это домофон! Сейчас во многих домах установили, и у меня много времени уходит на то, чтобы в подъезд попасть. Некоторые жильцы дают мне таблетки от дверей, у меня их целая банка.
- А как в остальные подъезды попадаешь?
- Звоню по квартирам. Меня все в поселке знают, всегда пускают. Но все это лишнее время.

Однажды летом я разносил почту и встретил маленькую девочку, лет двух. Это было на окраине, недалеко от кладбища. Она сказала, что потерялась и попросила помочь найти ее дом. На удивление, она была очень спокойной. Мы минут двадцать искали ее дом и встретили ее дедушку, который ее искал. Он очень обрадовался и долго благодарил меня.

А бывает так, чтобы жители звали тебя на чай, предлагали отобедать?
- Я редко соглашаюсь, времени не хватает. Однажды я отнес газету и заказное письмо одной женщине. Она угостила меня чаем. Она листала газету и вдруг как закричит! Оказалось, что она в лотерею выиграла квартиру в Якутске.

По правилам почты, если доставка из города пришла после двух часов дня, разнос по адресам осуществляется на следующий день. Пока пройдет сортировка, пока почтальоны соберут свои сумки. Но Василий даже в пять вечера все равно пойдет по маршруту. У него душа болит, пока он почту не разнесет. Ему даже жена регулярно помогает, - сказала за чаем Анна Александрова, начальник майнского почтамта, которая к нашему приезду накрыла такой шикарный стол, что я трижды пожалел, что плотно позавтракал в Якутске.

Я спросил на почте, можно ли посмотреть, как Василий приносит в какую-нибудь семью газету? Оказалось, что по правилам вся печать доставляется только до почтовых ящиков. Но на маршруте Василия есть несколько домов, где он по своей инициативе передает газеты лично в руки. Вася сказал, что мы зайдем к Марии Семеновне, ветерану войны. И предупредил ее о визите по телефону.

Для меня стало совершенной неожиданностью, что Мария Семеновна и ее дочь встретят нас в национальных костюмах, да еще и напоят чаем с оладьями.

Стрекаловской Марии Семеновне 83 года. К огромному сожалению, недавно она совсем потеряла зрение. Но местную газету Эркээйй все равно выписывает постоянно. Ей читает дочь или соцработники, которые заходят ее навестить. По телевизору, как по расписанию, Мария Семеновна все время слушает передачи про Украину, про Донецк и Луганск. И очень переживает.

Оказалось, что Мария Семеновна тоже когда-то работала на почте. Но сколько, она уже не помнит. Сказала, что много.

Таких людей, как Мария Семеновна на маршруте почтальона довольно много. Жители Майя хорошо знают Василия, ждут его и доверяют ему. Многие оформляют подписку через него, не заходя в почтовое отделение. На улице, пока мы прогуливались по дворам, каждый встречный здоровался с почтальоном.

Алексеев Василий Федотович, родился в 1975 году. Женат, имеет одного ребенка. Принят на работу почтальоном с октября 1992 года.

Это только начало рассказа про мою поездку в республику. В следующих частях смотрите репортажи про Ленские столбы, порт Жатайя и рассказ про Тикси.

Большое спасибо Василию Алексееву, всему майскому почтовому отделению и всем-всем-всем, кто принимал участие в организации пресс-тура Почты России в Якутию!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то