Как учить таблицу умножения легко и весело. Как научить ребёнка быстро считать в уме

Рано или поздно каждому из нас предстоит задуматься – как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Мы с этим вопросом столкнулись в первом классе. Я рассказывала, что дочка обучается в школе . Таблицу умножения наши дети начали изучать в феврале.

Ане к тому моменту исполнилось 8 лет, и она была готова к принятию этой информации. Кроме того в классе дети еще с ноября начали подготовку к изучению таблицы умножения.

В статье я поделюсь хитростями, которые помогут ребенку легко выучить таблицу умножения. Безусловно, не за 5 минут, и не без труда! Но процесс обучения облегчат безусловно.

Как подготовить ребенка к пониманию таблицы умножения

Запоминать таблицу умножения нужно. От этого не уйти. Но просто «вызубрить» недостаточно. Ребенок должен понять – что такое умножение и как оно облегчает жизнь!

Итак! Объясняем ребенку принцип умножения:

У Саши, Коли и Маши в руках по два яблока. Сколько всего яблок у детей?

2+2+2 =6 или 2*3 =6. Два яблока взяли 3 раза. Или число 2 сложили 3 раза.

Для закрепления в школе дети решали много предметов такого типа:

Это своего рода подготовка к умножению. Решать такие примеры не обязательно. Но если будете решать – ребенку будет легче. Помогут в решении таких примеров тетради Кумон .

Просто так складывать цифры ребенку скучно! Поэтому вместо выше приведенных примеров можно тренироваться в устном счете двойками, тройками, пятерками и т.д.

Этот процесс легко организовать в игре:

  • считайте покупки (фрукты, овощи, яйца и прочее) двойками, тройками;
  • машины во дворе или на стоянке;
  • деревья на алее;
  • количество человек в очереди;
  • устройте соревнование, кто вперед посчитает четверками книги на книжной полке, карандаши, детали конструктора и т.д.

Как выучить таблицу умножения

Для начала подготовьте саму таблицу умножения. Лучше всего подойдет таблица Пифагора (помните, которая была напечатана на обороте еще советских тетрадей в клетку). Расскажите ребенку как ей пользоваться.

Теперь главное: не напугать ребенка!

Вид огромной таблицы может отбить желание ребенка изучать умножение. Поэтому рассмотрите её вместе и поищите закономерности. Покажите ребенку на примере, что от перестановки множителей произведение не меняется. И сделайте впечатляющий вывод из этого правила — выучить нужно всего половину таблицы!

Пусть ребенок закрасит (или прикроет листом) вторую часть таблицы, чтобы зрительно увидеть объем предстоящей работы.

С чего начать учить таблицу умножения

Некоторые советуют начинать умножение с самого трудного – с конца. Я считаю, что у ребенка нужно закрепить успех. Поэтому лучше всего начать учить таблицу умножения с простых примеров.

1. Разбираем умножение на 1 и на 10

Здесь все просто.

Объясняете ребенку, что при умножении на единицу у нас получается то же самое число. Мы просто «берем» это число 1 раз. 3*1=1.

При умножении на 10 нужно просто добавить к числу нолик. Вот и все. Ребенок уже знает 2 столбика из таблицы умножения.

2. Учим примеры-рифмы

Повторюсь, когда в обучении присутствует элемент игры – информация запоминается намного быстрее. Поэтому предложите ребенку выучить примеры-рифмы. Их в таблице умножения 4.

Смотрим, что нам осталось выучить:

3. Учим умножение на 2

Удваивать числа ребенку легко. По сути – это простое сложение двух одинаковых чисел. Как правило к моменту изучения таблицы умножения дети уже достаточно хорошо складывают и потому освоят умножение на 2 быстро.

Отмечаем полученные знания на таблице Пифагора:

4. Учим умножение на 5

Умножение на 5 тоже не составляет труда. Обратите внимание ребенка, что все результаты умножения заканчиваются либо на 5, либо на 0:

  • умножаем четное число – результат заканчивается на 0: 4*5 =20
  • умножаем нечетное число – результат заканчивается на 5: 3*5=25

И не забываем отметить результат в таблице:

Обратите внимание ребенка, что ему осталось выучить всего 20 примеров. А это не так уж и много!

5. Учим умножение на 9

Есть две хитрости, которые позволяют легко понять умножение на 9. На самом деле секретов больше, но самых эффективных два. Поэтому о них я вам и расскажу.

Умножение на 9 с помощью пальцев

Кладем две ладони перед собой. Пробуем умножить 2 на 9. Загибаем второй палец слева.

Те пальчики, что остались слева от загнутого пальчика – это десятки, справа – единицы.

Пробуем еще раз. Умножаем 7*9. Загибаем 7 палец. Слева остается 6 пальцев (десятки), справа три пальца. Единицы. 7*9=63

Умножение на 9 с помощью вычитания

Покажу этот способ на примере:

5*9. Т.е. число 5 нужно взять 9 раз. Мы уже знаем, что 5*10=50. Поэтому уменьшаем 50 на одну пятерку и получаем 45.

3*9. Число 3 нужно взять 9 раз. Если мы возьмем число 3 – 10 раз, получим 30. Убираем лишнюю тройку и получаем 27.

У Ани этот способ работал на ура!

Осталось совсем немного:

6. Учим умножение на 3

Вот тут придется ребенку немного потрудиться. Нужно будет запоминать. И уже на этом этапе могут возникнуть небольшие трудности, особенно с примерами 3*6, 3*7 и 3*8.

Радует то, что нужно запомнить всего 5 примеров!

Если ребенку тяжело дается запоминание – играйте! Мы придумывали и отбивали разные ритмы на разные примеры, многократно напевая: три на шесть – восемнадцать в одном ритме, а три на восемь – двадцать четыре в другом.

Кому то помогут стихи Андрея Усачева:

Стал Фома оладьи есть:

Восемнадцать - трижды шесть.

Трижды семь - двадцать один:

На носу горячий блин.

Прогрызли мыши дыры в сыре:

Трижды восемь - двадцать четыре.

Либо самодельная карточная игра в таблицу умножения, о которой я расскажу в конце статьи.

Выучили? Смотрим, что нам осталось по таблице Пифагора

7. Учим умножение на 4

Нам нужно выучить всего 4 примера в умножении на 4 и повторить ранее выученное в этом столбце. Сначала повторяем 4* на 1, 2, 3, 5, 6 (рифма), 9 и 10.

Затем учим 4*4, 4*7 и 4*8.

В умножении на 4 можно обратить внимание ребенка вот на что: чтобы умножить на 4, нужно дважды удвоить число.

Например, 4*7. Удваиваем 7 (т.е. сначала умножаем 7 на 2) получается 14. Удваиваем 14 – получается 28.

Мы с дочкой этот прием не использовали, просто запоминали примеры. Но возможно кому-то этот способ покажется удобным.

Итак, нам осталось выучить 4 примера

8. Учим умножение на 6, 7 и 8

Начинайте с повторения. В таблице умножения на 6 нам осталось выучить 6*7.

6*6 и 6*8 встречалось в рифмах. Остальные столбцы мы уже разобрали.

С семеркой и восьмеркой тоже все понятно.

Честно говоря, эти оставшиеся 4 примера одни из самых сложных. Дети в них путаются чаще всего. И запоминаются они не просто. Мы играли в настольную игру, отбивали рифмы, и закрепляли знания вот в такой тетрадке «Кумон» уровень 3 .

Правила и варианты игры с карточками вы найдете там же.

Веселых вам игр и легко изучения таблицы умножения!

По опыту с изучением таблицы умножения приходится сталкиваться всем родителям вне зависимости от формы обучения. Здесь я опишу методику обучения таблице умножения, которую отработал и обкатал на троих своих детях.

Из последних успехов – только что проходил умножение вместе с младшим сыном (6 лет). Где-то за 2 недели он уверенно освоил умножение. И вчера удивил, когда навскидку смог ответить сколько будет 11 х 11, хотя мы ни разу этого не разбирали.

К плюсам методики можно отнести то, что весь материал я собрал в формате электронного курса . Т.е. им можно легко воспользоваться и сразу начать учиться. Изначально я делал методику и курс для себя, но недавно причесал так, что им можно было воспользоваться.

Сразу предупрежу, что материалы не из учебника и не по какой-либо конкретной программе. Все направлено чисто на усвоение конкретного навыка – таблицы умножения.

Что нужно, чтобы начать
ребенок должен уверенно знать числа до 100 и
уверенно складывать в пределах 100.

Схема методики

Что внутри каждого шага
Сложим одинаковые числа
просуммируем несколько одинаковых чисел или берем число Х несколько раз (2, 5, 3, 1 и 0 раз)

Умножение расчетом
расскажем, что такое умножение через сложение (умножение а 2, 3, 4, 5 расчетом)

Учим Таблицу Умножения
- простые случаи: учим по таблице умножение на 2, 5, 10, 9, 1, 0, 3. Сначала
учим только столбцы
последовательность здесь очень важна, т.к.:
- самое простое для человека действие - удвоение
- взять пять раз удобно, т.к. используется аналогия 5 пальцев
- потом на 10,
- потом на 9 (это 10 без 1)
- на 1, 0 и 3

Диагональ таблицы: некоторые примеры мы уже знаем

Узнаем про перестановки порядка умножения. Т.е. что от этого не меняется
результат. И умножение на 4

Учим особые и сложные случаи: остается буквально 3 примера 6х7, 6х8, 7х8

В чем подход
каждый шаг исходит из того, что ребенок хорошо знает
рост сложности от шага к шагу должен быть очень плавным
ребенок тренируется на каждом шаге, пока не освоит навык на шаге (требуемый уровень ~70% правильных ответов)
вся деятельность дробится на малые блоки, по каждому подводится итог. Это неплохо мотивирует ребенка, т.к. он движется от одного успешно выполненного блока к другому.

Как можно применить методику
можно заниматься по учебнику, с учетом шагов методологии
можно тренировать ребенка самому, задавать ему примеры
можно начать проходить курс онлайн (все естественно некоммерческое)

При этом главное не забывать, что навык умножения должен сделаться устойчивым. Для этого нужно повторять умножение с ребенком хотя бы через неделю, две и месяц.
Дальше есть куча возможностей развивать навык умножения – быстрые методы умножения, умножение больших чисел, и т.д. Постараюсь в ближайшее время написать что-нибудь по развитию навыка умножения.

В завершение
Надеюсь, это может быть полезным и поможет сэкономить на калькуляторах:-) Как ни удивительно иногда это бывает актуальным даже для учеников средней школы, у которых в этом месте пробелы. Если имеется пробел или неуверенность в этой теме – его нужно попытаться закрыть как можно раньше, т.к. этот навык будет постоянно использоваться в дальнейшем.
Если есть вопросы или комментарии по методике или ее реализации – давайте обсудим.

А как у вашего ребенка со сложением и умножением?


Каждому родителю в какой-то момент приходится столкнуться с одной очень непростой проблемой: как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать так называемую таблицу Пифагора: , песни, аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблице умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. В этой статье будут разобраны основные приемы и способы изучения таблицы умножения, из которых вы сможете выбрать те, которые подходят именно вашему ребенку.

Это важно! В первую очередь следует разъяснить ребенку суть действия умножения. Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5×8=40).

Игра

В любом даже рутинном процессе, коим являются и упражнения для изучения таблицы умножения, должен обязательно присутствовать элемент игры, он необходим для детей! Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учиться. Одно из главных гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если вы сможете пробудить интерес ребенка к умножению, вы уже сделаете половину дела!

Одной из популярных игр изучения таблицы умножения, является игра в карточки. Подробнее об игре « » вы можете прочитать в этой , в также скачать и распечатать уже готовые карточки с примерами и ответами. Суть этой игровой таблицы умножения заключается в том, что ребенок в случайном порядке вытягивает карточку из стопки и видит на каждой карточке пример умножения без ответа (например, 7×7=? или 3×8=?). Если он дает правильный ответ, то карточка «выходит из игры», а если ответ неверен, то карточка возвращается в самый низ стопки, и может быть вытянута снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки, то есть пока ребенок не даст правильный ответ на все примеры. Когда карточек остается мало, как правило, это трудные примеры, которые ребенок уже пытался решить, то путем они достаточно легко запоминаются, особенно когда в процессе игры у ребенка появляется азарт.

Эту игру иногда называют «тренажер таблицы умножения». Весь игровой процесс можно проводить этапами, в зависимости от выученного материала. Например, можно начать свой импровизированный урок с карточек «таблица умножение на 2», а потом разбавлять их новыми выученными примерами. Вариантов игры множество, в чем вы можете .

Кроме того, привнести элемент игры в изучение таблицы умножения вы сможете, используя всевозможные программы, онлайн-игры, специальные звуковые плакаты и многое другое, что без проблем можно найти в интернете. Но игра « » является наиболее простым и эффективным способом выучить Пифагорову таблицу.

Изучив специальные техники запоминания таблицы умножения мы разработали специальную игру, которую разместили ниже. Дети смогут в простой игровой форме открывать карточки и запоминать примеры.

С чего начать?

Если вы только начинаете обучать свое чадо навыкам умножения, то можно порекомендовать вам попробовать следующие приемы (пройти следующие этапы).

Сразу объясните ребенку наиболее простые и тривиальные примеры из таблицы умножения, которые он сможет решить без каких-либо проблем. При виде таблицы умножения, этой большой сетки 10 на 10 с многочисленными числами, ребенок просто-напросто может испугаться. Вы сразу должны дать ему почувствовать, что не все так сложно. И уже часть таблицы он может решить самостоятельно:

А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.

Б) Умножение на 10 , это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.

Выучив таблицу умножения на 1 и на 10, ребенок должен понять, что он теперь знает все крайние столбцы и строки таблицы умножения (на рисунке они выделены зеленым цветом).


Если все это заняло много времени, и ребенок устал, то лучше перенести изучение оставшейся таблицы Пифагора на следующий раз. Если нет, и ребенок полон сил и желания продолжать, тогда двигаемся дальше.

В) Таблица умножения на 2 обычно дается детям довольно легко. Умножение на 2 равнозначно простому сложению двух одинаковых чисел. Если вы учите своего ребенка таблице умножения, то, скорее всего, он уже умеет складывать небольшие числа и с умножением на два справится без проблем.

Г) Перемена множителей. Другим важным правилом умножения, которое обычно понятно взрослому, но не всегда понятно ребенку является переместительный (или коммутативный) закон умножения. Проще говоря: от перестановки множителей произведение не меняется. Другими словами, выучить таблицу умножения легче, зная что: 2*3 – это то же самое, что 3*2.

Ребенку нужно объяснить и показать, почему вторая строка и второй столбец таблицы Пифагора содержат одни и те же числа, ровно, как и 3-я строка и 3-й столбец и т.д. Поэтому, выучив умножение 2-х на любое число, он будет знать и умножение остальных чисел на 2. Поэтому задача становится в 2 раза проще.

Таким образом, применив описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку легко запомнить значения таблицы умножения, выделенные зеленым цветом:


Согласитесь, выглядит уже неплохо. Дайте понять вашему ребенку, что таблица умножения не так уж и сложна и велика.

Целенаправленное запоминание

После того, как ваш ребенок освоил самые простые значения таблицы умножения, можно приступать к более сложным множителям. Тут важно использовать и элементы игры, и многие другие полезные : , проверочные задачки, применение на практике. Многие из примеров нужно будет заучивать, запоминать и повторять неоднократно, чтобы ваш ребенок смог потом с легкостью называть значения таблицы умножения. Лучше идти по порядку, и не пытаться выучить все сразу. Начать лучше с квадратов и умножения на 3 и 4, постепенно переходя к остальным числам.

Некоторые педагоги считают правильным способом начать изучение таблицы умножения с конца от более сложных примеров к более простым. Но лучше так не делать, чтобы избежать стресса ребенка от непонимания того, как эти значения были получены. Умножая 3 на 3, ребенок может проверить себя на пальцах, и убедиться, почему в таблице умножения стоит именно 9. А если ему сразу предложить умножить 8 на 9, и сказать, что результат нужно просто запомнить, он не сможет применить свои знания на практике, что ухудшит запоминание и может отрицательно сказаться на его мотивации.

Квадраты чисел. Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В русской таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто, что мы уже проходили ранее на предыдущих уроках.

Таблица умножения на 3. Именно на этом этапе могут возникнуть первые сложности. Если так случилось, что ребенок не может запомнить какие-то значения, то самое время начать использовать карточки. А если это не помогает, и вы знаете, что у вашего чада больше гуманитарный склад ума, то можете попробовать (о них еще будет написано ) для запоминания таблицы умножения.

Таблица умножения на 4. Здесь также можете использовать карточки и стихи. Кроме того, дайте ребенку понять, что умножение на четыре — это то же самое, что и умножение на 2 и еще раз на 2. Эти и другие простейшие арифметические закономерности , которые могут быть полезны для развития устного счета, вы найдете в данной статье .

Таблица умножения на 5. Умножение на пять обычно дается просто. Интуитивно ребенку становится понятно, что все значения этого умножения расположены через 5 друг от друга и заканчиваются либо на 5, либо на 0. Все четные числа, умноженные на 5, всегда оканчиваются на ноль, а нечетные – оканчиваются на 5.

Таблица умножения на 6, 7, 8 и 9. Есть определенная особенность изучения сложных примеров из таблицы умножения. Если ребенок выучил квадраты, а также таблицу умножения до 5, то на самом деле ему осталось выучить совсем немного, так как остальные примеры он уже знает. Это хорошо видно на этой таблице умножения, где зеленым выделены ячейки, уже освоенные ребенком к данному моменту.


В итоге, оставшиеся клетки таблицы умножения содержат всего шесть произведений, которые и являются самыми сложными, и на которые стоит обратить пристальное внимание.

  1. 6×7=42
  2. 6×8=48
  3. 6×9=54
  4. 7×8=56
  5. 7×9=63
  6. 8×9=72

Для запоминания этих выражений таблицы умножения лучше использовать игру в карточки, чтобы довести ответы до автоматизма. Эффективнее всего использовать 12 карточек (с переменой мест множителей). Как показывает практика, у школьников, а часто и у взрослых, именно с этими шестью произведениями часто бывают некоторые проблемы.

Вот и все! Всего за несколько уроков вся таблица умножения может быть легко и быстро выучена!

Другие приемы изучения таблицы умножения

Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы. Попробуйте использовать в своем педагогическом арсенале, несколько приемов работы с вашим ребенком, и тогда вы сможете быстро и легко понять, как лучше научить его таблице умножения. Вот эти способы.

Пример из практики

Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5×4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2×3=6).

Сложные примеры

Вашему ребенку какие-то примеры из таблицы умножения могут даваться проще, а какие-то сложнее. Старайтесь тренировать ним именно сложные примеры, чтобы он концентрировался особенно на них.

Таблица умножения на пальцах

Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.

Стихи

Еще одним запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы). Если вашему ребенку становится трудно при запоминании определенного значения Пифагоровой таблицы, то, вероятно, этот способ покажется вам интересным. Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах.

Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей —
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет —
Пятьдесят четыре.

7×8

Раз олень спросил у лося:
— Сколько будет семью восемь? —
Лось не стал в учебник лезть:
— Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек —
Шестьдесят три.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два

Простые способы запомнить таблицу умножения

Умножение на 1 и 10
С этого стоит начать, чтобы успокоить ребенка: умножение на единицу - это само число, а умножение на 10, число и ноль после него. Вот он уже и знает ответы на первый и последний примеры во всех столбиках.

Умножение на 2
Умножить число на два - это значит сложить два одинаковых числа.
3х2 = 3+3
6х2 = 6+6
Этот столбик запомнить или посчитать проще всего.

Умножение на 3
Для запоминания этого столбика подойдут мнемотехнические приемы, например, короткие стишки. Вы можете придумывать их вместе с ребенком или искать «готовые» в сети:
Ну-ка, друг мой, посмотри,
Сколько будет трижды три?
Нечего и делать!
Ну, конечно, девять!
Или
Всем ребятам нужно знать,
Сколько будет трижды пять,
И не ошибаться!
Трижды пять - пятнадцать!
Если в поэзии вы не сильны, придумывайте прозаические истории, героями которых будут двойка - лебедь, тройка - змея, четверка - перевернутый стульчик, восьмерка - очки, ну и так далее - дети сами подскажут вам, на кого, по их мнению, похожи цифры.
Истории и стишки можно придумывать не только для тройки, но и для любого столбика Пифагоровой таблицы.

Умножение на 4
Умножение на 4 можно представить как умножение на 2 и еще раз на 2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение на двойку, трудности не вызовет.

Умножение на 5
Это самый простой для запоминания столбик. Все значения этого столбика расположены через 5 единиц друг от друга. Причем, если на 5 умножается четное число, произведение будет заканчиваться на 0, а если нечетное - на 5.

Умножение на 6, 7, 8
Эти столбики, а также столбик умножения на 9, традиционно вызывают у школьников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров из этих столбиков они уже выучили и устрашающее 83 - это то же самое, что и уже изученное 38. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.
А значит, детям останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров:
6х7=42
6х8=48
6х9=54
7х8=56
7х9=63
8х9=72
Эти примеры можно написать на карточках, развесить на стене и заучить механически.

А можно научиться считать на пальцах:
Положите руки на стол, как показано на картинке;
Мысленно пронумеруйте пальцы:


Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные - шестерки, средние - семерки, указательные - восьмерки, большие пальцы - девятки.
А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке - это шестерка, то есть, безымянный палец.
Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец.
Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке.
Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола - это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число.
Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) - это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 43 = 12.
Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7.
Точно также можно умножить 7 на 8 или 8 на 9.

Умножение на 9
Для начала можно запомнить, что в таблице умножения на девятку сумма десятков и единиц в ответе всегда равняется 9. А именно: 92=18 (складываем цифры ответа: 1+8=9), то же самое и в других примерах: 96=54 (5+4=9).
При этом цифра десятка в ответе всегда на единицу меньше, чем второй множитель в примере. На практике: 97=63 (второй множитель 7, значит десятков в ответе 6. Если теперь вспомнить первую закономерность, что сумма десятков и единиц в ответе должна равняться 9, получим ответ 63).
И еще один «секрет»: если есть под рукой бумага и карандаш модно быстро в столбик записать цифры от 0 до 9 (это будут десятки), а рядом второй столбик от 9 до 0 - получатся ответы таблицы умножения на 9.
09
18
27
36
45
54
63
72
81
90
Быстро проверить умножение на 9 можно и на пальцах:
Положите руки ладонями на стол;
Мысленно пронумеруйте пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки - 1, безымянный левой руки - 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет 10):

Назовите число, на которое хотите умножить девятку. Допустим, это число 3:

Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 3 (это будет средний палец левой руки);
Пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец и безымянный - два пальца, т. е. 2 десятка, число 20);
Пальцы, которые остались справа от загнутого, - это единицы. У нас справа остались 2 пальца левой руки + все 5 пальцев правой - итого 7 пальцев, 7 единиц;
2 десятка (20) + 7 единиц (7) = 27. Это произведение 9 и 3.
Точно также можно умножить 9 на 7 или 9 на 10.
Изучение таблицы умножения от любого школьника потребует усидчивости и терпения, но счет на пальцах, стишки, карточки с примерами помогут облегчить запоминание и сделают его интересным и быстрым.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Таблица умножения - базовое понятие в математике, с которым мы знакомимся еще в начальной школе и которое потом используем всю жизнь вне зависимости от профессии. Вот только дети не спешат заучивать бесконечные столбики наизусть, особенно если задание пришлось на каникулы.

сайт даст советы, как легко выучить таблицу вместе с детьми и сделать этот процесс увлекательным.

Таблица Пифагора

Несмотря на то что задача - выучить, то есть заучить, таблицу наизусть, прежде всего важно понять суть самого действия. Для этого можно заменить умножение сложением: одинаковые числа складываются столько раз, на сколько мы умножаем. Например, 6×8 - это сложить 8 раз по 6.

Выделяем цветом одинаковые значения

Отличным помощником для изучения умножения станет таблица Пифагора, которая также демонстрирует некоторые закономерности. Например то, что от перемены мест множителей произведение не меняется: 4×6 = 6×4. Отметьте такие «зеркальные» ответы определенным цветом - это поможет запомнить и не запутаться при повторении.

Начинать изучение таблицы Пифагора лучше с самых простых и понятных частей: умножения на 1, 2, 5 и 10. При умножении на единицу число остается неизменным, а умножение на 2 дает нам удвоенное значение. Все ответы умножения на 5 оканчиваются либо на 0, либо на 5. А вот умножив на 10, в ответе мы получим двузначное число из цифры, которую умножали, и нуля.

Таблица для закрепления результата

Для закрепления результатов нарисуйте с ребенком пустую таблицу Пифагора и предложите ему заполнить клеточки правильными ответами. Для этого вам понадобится всего лишь листок бумаги, карандаш и линейка. Нужно нарисовать квадрат и поделить его на 10 частей по вертикали и горизонтали. А затем заполнить верхнюю строчку и крайний левый столбик числами от 1 до 9, пропустив первую клетку.

Конечно, все дети индивидуальны и универсального рецепта не существует. Главная задача родителя - найти подход и поддержать свое чадо, ведь все мы когда-то начинали с таких одновременно простых и сложных шагов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то