Как заинтересовать ребенка учить таблицу умножения. Как научить ребёнка быстро считать в уме

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 - то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение - это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ - на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 - то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное - 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами . Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный - возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель - упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка , если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Родители школяров очень часто сталкиваются с довольно сложной проблемой: как помочь ребенку выучить таблицу умножения? Таблицу Пифагора дети изучают во втором классе начальной школы. В этом возрасте отлично работает механическая память, поэтому многие просто «зазубривают» материал. Но не всем детям удается выучить таблицу умножения таким способом. Сегодня в Интернете представлен исчерпывающий список различных методик, позволяющих с комфортом для ребенка и с особым вниманием к его индивидуальным особенностям выучить таблицу умножения.

Существуют различные способы запоминания таблицы Пифагора: пословицы-поговорки, стихи, песни, сказки, игры, а также различные визуальные материалы. Однако, какой бы вы не выбрали путь изучения, стоит помнить одно: ребенок должен понять сам принцип таблицы умножения!

Это важно! На тот момент, когда ваш ребенок приступит к изучению таблицы умножения,он уже будет знать логику такого арифметического действия, как сложение. Прежде всего, стоит объяснить ребенку сам процесс умножения. К примеру, 3 умножить на 4 означает сложить число 3 четыре раза или 3+3+3+3. Применяйте ассоциации, пусть это будет не просто число 3, а три машины или три куклы. Ребенок должен хорошопонимать само арифметическое действие – умножение. Если вы объясните ребенку, что, по сути, умножение - это краткая запись сложения указанного количества одинаковых слагаемых.

Только после того, как ребенок поймет суть арифметического действия, приступайте к изучению самой таблицы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
6 12 18 24 30 36 42 48 54 60
7 14 21 28 35 42 49 56 63 70
8 16 24 32 40 48 56 64 72 80
9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Изучаем таблицу умножения вместе с ребенком

Научите ребенка разбираться в таблице Пифагора. Объясните, что при умножении числа из левого крайнего столбца на любое из чисел получается их произведение, которое находится на пересечении искомых строки и столбца. Когда ребенок научится без труда ориентироваться в самой таблице, необходимо приступать к самому главному-заучиванию самой таблицы.

Играючи запоминаем таблицу умножения!

К сожалению, очень многим детям довольно сложно со всей ответственностью подойти к вопросу заучивания таблицы. Гораздо проще вести обучения, используя при этом элемент игры. Детям будет гораздо легче запоминать ту информацию, которая по-настоящему покажется им интересной.

Довольно простой и действенной игрой является занятие с карточками. Нарисуйте или распечатайте вместе с ребенком различные варианты примеров из таблицы умножения вида:

  • 3х7=?
  • 2х4=?
  • 5х8=?
Начинайте тренировку. Те карточки, на которые ребенок ответил без труда и с первого раза, откладывайте в сторону. Примеры, вызвавшие у вашего школьника затруднение, откладывайте в низ стопки, чтобы потом ребенок смог вытянуть их снова. Продолжайте игру до тех пор, пока ваш ученик не даст ответ на все вопросы. Такую викторину можно проводить ежедневно, к примеру, после ужина. Не нужно заставлять ребенка или ругать его за неправильные ответы. Придумайте вместе особое поощрение, которое ждет вашего сына или дочь, если те ответят на все вопросы абсолютно верно.

Вариантов такой игры можно придумать великое множество. К примеру, ваш ребенок выучил все примеры умножения на 2 и 3. Сделайте вместе с малышом только эти карточки, а после разбавляйте их новыми. Еще одним вариантом лучшего заучивания таблицы может быть составление карточек вида:

  • 3х?=15
  • ?х2=6
  • 10х?=10

Это интересно! Включите свое воображение! Ребенку будет гораздо проще, а главное, интереснее запоминать материал, если карточки с примерами будут яркими и красочными. Вместо скучных вопросов появятся веселые зверушки или любимые сказочные герои малыша. Пофантазируйте, и тогда ваш ребенок будет с удовольствием угадывать, какое число спрятано за спиной благородного Кота в сапогах или смешного Карлсона.

Заучиваем таблицу умножения с ребенком – основные правила!

Чтобы ребенку было не сложно заучивать таблицу Пифагора, а полученная информация не превратилась в кашу, требуется соблюдать несколько простых правил:

  1. Увидев таблицу Пифагора, даже самый смышленый малыш может напугаться. Объясните ребенку, что в понимании этой информации нет ничего сложного, и в свое время, и мама и папа, и бабушка и дедушка, учили эту таблицу.
  2. Выучите сначала простое умножение, к примеру, на единицу. Объясните своему малышу, что при умножении на 1, всегда получается то же число, что мы умножали на единицу. К примеру, 1х1=1, 5х1=5, 10х1=10 и т.д. Умножение на десять также нетрудно донести до ребенка: это, то же самое, что каждый раз приписывать ноль к числу. К примеру, 2х10=20, 3х10=30. Главное – чтобы ассоциация с появлением нуля у числа отложилась у ребенка в голове, и он мог решать примеры не только на бумаге, но и в уме.
  3. Когда вы выучили и повторили наиболее простые примеры, начинайте продвигаться с малышом далее по таблице.
  4. После каждого заучивания арифметического действия – умножения на 2,3,4,5,6 и т.д. не забывайте повторять с ребенком пройденный материал (можно в виде игры, которая была описана выше).
  5. Очень часто ребенок, выучив умножение на 2, начинает теряться, если взрослый спрашивает его: « сколько будет 2х5»? В такой ситуации нужно быть внимательным, объясняя ученику коммуникативное правило умножения: при перемене мест множителей произведение не меняется.

Пальчиковые игры – учим таблицу умножения весело!

Есливашему ребенку непросто дается изучение таблицы умножения. Можно задействовать пальчики юного счетовода. Отличным примером будет изучение умножения на 9. Пусть ребенок положит обе руки на стол, ладонями вниз. Каждый пальчик будет означать число от одного до десяти. К примеру, мы хотим умножить 9 на 4. Считаем слева направо до 4 – получается указательный палец левой руки. Загибаем его, и считаем число пальчиков слева. Их всего 3 – это десятки. Чисто пальчиков справа – 6 – единицы. Ответ 36. Такой вариант запоминания привнесет в процесс обучения капельку волшебства, и ваш юный счетовод обязательно увлечется столь интересным процессом обучения.

Игра в ассоциации

У многих детей хорошо развита моторная и образная память, поэтому им легче будет запомнить табличные примеры при помощи различных ассоциаций. К примеру, цифра 2 похожа на лебедя, а цифра 1 на гнома с любопытным носом. Например, на случай умножения 2х1=2 можно придумать следующую историю: Один прекрасный лебедь был очень одинок. Он так хотел найти себе друга, что искал его везде-везде. И вот однажды он встретил гнома со смешным крючковатым носом. Однако, гном был очень хитрый и коварный, что лебедь еле спасся от него. Так и остался лебедь в гордом одиночестве…

Таких рассказов можно придумать великое множество. Пусть ребенок сам пофантазирует, главное, чтобы история объединяла двух персонажей-множителей, а произведение было логическим завершением этого сюжета. Чем эмоциональней и увлекательней будут истории, тем ребенку будет проще запомнить тот или иной пример.

Как только причинно-следственные связи при помощи сказки будут отработаны, можно вычленить самое главное: «Лебедь встретил гномика, подружился ли он с ним или остался один?» Если ваш ребенок все ответил правильно, тогда необходимо попросить его составить данный пример в числах.

Стихи, песни, рассказы

Такой способ запоминания таблицы умножения подойдет детям, которые отлично запоминают стихи и песни. Детям можно предложить заучивание примеров из таблицы умножения при помощи стихов. Отличным вариантом являются произведения А. Усачева «Умножение» и М. Казариной «Про умножение». Таким образом, решая тот или иной пример, ребенок будет проводить ассоциацию с рифмованной строчкой.

Как бы вы не объясняли ребенку таблицу умножения, главное – никогда не сердиться на своего малыша, если ему что-то непонятно! Проявите терпение, а также свое воображение, и тогда ваш ребенок с удовольствием будет учить таблицу умножения!

В начальной школе ребенок должен усвоить базовые знания. Наряду с основами правописания и техники чтения не менее важна таблица умножения. Над вопросом о том, как быстро выучить таблицу умножения, ломают голову из года в год множество родителей. Некоторые, довольно строго относящиеся к учебе, считают: следует просто взять и выучить. Истина заключена в том, что учить таблицу все равно нужно. Однако не все дети склонны к механическому зазубриванию. У ребенка может преобладать эмоциональная память или образная. Таким детям очень сложно зубрить.

Подготовительный этап

Не стоит сразу учить таблицу умножения. Процессу заучивания должен предшествовать подготовительный этап, чтобы в момент запоминания ребенок не механически зазубривал, а смог образно представить необходимые числа.

Во время прогулки в парке обращайте внимание малыша на количество деревьев в ряду. После этого сделайте акцент на ряды - сколько их? Предложите малышу сосчитать, сколько всего деревьев.

Попросите ребенка рассортировать носки по парам или обувь. Их по два, а сколько пар? После этого попросите пересчитать, сколько штук.

Дети очень любят помогать и всегда с удовольствием откликаются на просьбы взрослых, особенно если в просьбе звучит намек на полезность ребенка в процессе. Попросите помочь пересчитать пуговицы или домино. Разложите их в ряды, например по 10 штук. Ненавязчиво заметьте, что два ряда по десять пуговиц. Малыш сам подскажет ответ - двадцать. Выложите еще один ряд. Возможно, требуется тридцать пуговиц?

Канал восприятия

Вся новая информация о мире усваивается ребенком через органы чувств. Но каждый малыш обладает, как правило, одним ведущим каналом восприятия. Визуалы прекрасно усваивают зрительную информацию, аудиалы улавливают на слух, а кинестетики обязательно должны прочувствовать прикосновение к предмету. Если учесть особенности ребенка, грамотно подобрать наглядный материал, то малышу легко донести любые знания, в том числе и то, как выучить таблицу умножения.

Детям, предпочитающим зрительный метод подачи информации, повесьте в комнате яркую красивую таблицу умножения. Лучше всего, если шрифт будет достаточно крупным. Такую таблицу можно сделать вместе с ребенком. Глядя на творение своих рук, малыш будет четко знать, откуда взялись все цифры.

Как быстро выучить таблицу умножения любителям слушать? Займитесь пением. Сегодня очень много музыкальных методик по математике. К тому же музыка отлично усиливает внимание, прекрасно стимулирует мышление и очень позитивно влияет на эмоциональный фон.

Любителям все пощупать и потрогать очень поможет метод с пуговицами. Их можно заменять монетами, карточками. Старайтесь приводить множество «предметных» примеров. С такими детьми непременно задействуйте любые части тела - руки, ноги, глаза, пальцы. Например, попросите подсчитать, сколько пальцев у всех, кто проживает в квартире или пришел в гости.

Таблица Пифагора

Каждый человек сталкивался с таблицей Пифагора и, конечно же, знает алгоритм ее построения. Ребенок, делающий первые шаги к знаниям, о ней не подозревает. И глядя на нее, просто ужасается. Как можно по ней учить таблицу умножения? Не нужно покупать или распечатывать такую таблицу. Предложите ребенку сделать ее вместе.

Если на прогулке неоднократно затрагивалась тема деревьев в парке, постарайтесь малышу объяснить, что верхние цифры - это количество деревьев в одном ряду. А горизонтальные цифры - это ряды.

Обязательно покажите закономерность. Для примера прекрасно подойдет таблица умножения на 3. Самая верхняя клетка заполняется цифрой 3 (3х1=3). Во второй клетке по вертикали число всегда увеличивается на главную цифру:

Когда ребенок поймет закономерность заполнения вертикальных рядов, непременно покажите, что это же правило действует и для горизонтальных.

Не заставляйте малыша заполнить за один день всю таблицу, но обязательно приложите усилия, чтобы ваше наглядное пособие получилось ярким и красочным. Повесьте его в комнате на стене. Если ребенку созданный шедевр понравится, то он часто будет смотреть на него. А именно таким образом включается зрительная память в процесс запоминания.

Разбор таблицы

Первый взгляд на таблицу может сильно напугать ребенка - она необъятна. Однако родители подскажут прекрасный метод того, как проще выучить таблицу умножения.

Сначала сформулируйте ребенку правило умножения на 0. Обоснуйте его. Ведь сколько рядов не хотелось бы получить, если пуговиц нет, то, кроме нуля, ничего не получится.

Перейдите к умножению на 1. Здесь тоже несложно пояснить, закрепив правилом умножения на единицу.

Посмотрите на таблицу. Она неплохо сократилась, при этом ребенок знает уже 40 примеров.

Умножение на 2

Для перехода к умножению на 2 очень важно использовать наглядное пособие. Им прекрасно может стать созданная вами таблица умножения для детей. Пояснять, как происходит механизм умножения, если вы неоднократно говорили об этом раньше, уже не стоит. Но у ребенка спросите, что значит "2 умножить на 4". Если исчерпывающего ответа услышать не удалось, значит, нужно снова возвращаться к наглядным примерам в виде пуговиц или деревьев.

Когда ребенок поймет сам механизм, только тогда можно начинать учить таблицу умножения на 2. Поясните малышу, что каждый следующий результат увеличивается на два. Пропишите вместе с ним таблицу в тетради. Это способствует включению в процесс запоминания механической памяти.

Следует напомнить, что умножение на 2 - это удваивание числа. Таким образом, число нужно просто сложить с самим собой:

Умножение на 3, 4

Именно эти действия чаще всего вызывают сложности. Поэтому им нужно уделить больше внимания. Обязательно поясняйте ребенку все примеры, переводя их на процесс сложения. Например: 4х3=4+4+4=12.

При умножении на 4 поясните малышу, что в этих примерах работает двойная система удваивания: 6х4=6х2х2=24.

Умножение на 5

Эта таблица вообще не вызывает трудностей. Она учится очень легко, главное, сделать акцент на том, что заканчивается результат всегда либо нулем, либо пятеркой.

Если ребенок хорошо ориентируется в четных и нечетных числах, есть возможность упростить запоминание. Предложите малышу внимательно посмотреть на примеры умножения на пять. Все четные числа при умножении дают в конце ноль, а нечетные - пятерку:

Игровая форма

Большая часть таблицы уже выучена. Осталось выучить умножение на 6, 7, 8 и 9. Затруднения обычно вызывает таблица умножения на 7. Семерка - простое число, т. е. не имеет делителей, при этом оно достаточно большое для ребенка. Складывать семерками даже для взрослого затруднительно. Именно поэтому возникает актуальный вопрос: "Как можно выучить таблицу умножения?" Секрет достаточно прост - разнообразьте процесс обучения играми. Ведь дети очень легко усваивают материал, поданный в увлекательной, основанной на личных интересах ребенка игровой форме.

Предложив ребенку несложные задания, можно выучить умножение на 6, 7, 8, 9. Упражнений придумать можно очень много, несколько из них будут приведены ниже. Они продемонстрируют, как выучить таблицу умножения, играя. Главное - подбирайте те игры, которые ближе и понятнее ребенку.

Игра «Шпионы»

Для этой игры родитель становится «врагом», а ребенок - «шпионом». Задание шпиона - разгадать код. Родитель начинает называть числа, полученные при умножении кода на 2, 3, 4 и т. д. Например, 16, 24, 32 и т. д. Маленький «шпион» должен точно сказать, что код - 8. Со временем игру можно немного усложнить. Теперь нужно разгадать не один код, а целую комбинацию кодов. Это значит, что нужно назвать не только число, на которое производилось умножение, но и те цифры, которые перемножались.

Лото

Это не совсем обычное лото. Скорее всего, это разделенная таблица умножения для детей. Сделать такое лото очень просто. Понадобится яркий цветной картон, линейка, ножницы и маркер. Расчертите картон на одинаковые прямоугольники. Вырежьте их. На каждом из них напишите по одному примеру на умножение, например: 7х8.

Заготовьте карточки другого цвета. На них напишите ответы к этим примерам.

Игрокам раздается по карточке с примерами. Ведущий вытягивает произведение и громко его называет. К примеру, 56. Тот игрок, у которого есть картонный прямоугольник с надписью 7х8, берет себе фишку, при этом закрыв ячейку.

Игру можно несколько упростить. Для этого напишите на листке бумаги множество примеров на умножение. Детям раздайте карточки с ответами. Называйте произведение, а ребята должны подобрать в своих карточках нужный ответ.

"Кто быстрее"

В эту игру лучше всего играть вдвоем. Необходима только колода карт. Из колоды изымаются валеты, дамы, короли, тузы и джокеры. Должны остаться исключительно числовые карты, и лучше всего использовать колоду, имеющую двойки, тройки, четверки и пятерки.

Колода карт делится пополам. Каждый игрок берет верхнюю карту и кладет на стол. Необходимо сосчитать произведение двух выпавших карт. Тот, кто первым называет верный результат, забирает обе карты себе. Выигрывает тот, кто соберет больше карт.

Хитрость умножения на 9

Таблица умножения на 9 имеет несколько методик запоминания. Воспользовавшись ими, вы не только определите, как быстро выучить таблицу умножения на 9, но и достаточно легко научите ребенка ориентироваться в таких примерах без зубрежки. Рассмотрим одну из них.

При умножении на 9 любого числа до десяти в результате получаем разницу между первоначальным числом с дописанным нулем и самим первоначальным числом. Понятнее будет на примере.

Стимул

Для занятий выберите время, когда будете оба готовы. Если у родителя есть множество дел, а ребенок устал или голоден, эффективного обучения не достигнуть. Выделите полчаса, полностью исключив любые отвлекающие факторы. Самый быстрый способ выучить таблицу умножения - это обоюдный энтузиазм и энергия. Поэтому необходимо отключить мобильный телефон, выключить телевизор и приняться за работу.

Поясните ребенку, зачем нужна таблица умножения, как она помогает в жизни. Приведите примеры, как в магазине быстро сосчитать продукты, на любом заводе - изготовленные детали, в банках - полученные деньги.

Можно стимулировать изучение таблицы обещанием. К примеру, когда ребенок изучит умножение на 2, ему купят долгожданную игрушку. Однако этот прием нужно использовать очень осторожно. Иначе можно сформировать у малыша привычку, что за любую работу он обязательно получит вознаграждение. Так он вообще без награды перестанет выполнять поручения.

Поощрения

Замечайте даже маленькие результаты ребенка. Обязательно хвалите его. Малыш, ощущая, как родители радуются его успехам, обязательно постарается в следующий раз добиться лучших результатов. Выразите словами, как отлично он занимается.

Не забывайте делать перерыв. Уставший ребенок занимается медленно. А любые негативные эмоции смогут отбить охоту учиться. Плохое настроение вообще может перечеркнуть всю сделанную ранее работу.

Проверка

После перерыва необходимо проверить выученный материал. Таким образом дети закрепляют знания, а родители выясняют, где остались пробелы.

Проверяйте прогресс. Используйте разнообразные игры и викторины, чтобы понять, сколько примеров малыш запомнил. Не задавайте ему обычных тестов. Разнообразьте процесс проверки игрой. Ребенок воспримет такую проверку как самую настоящую игру, а не продолжение учебы.

Поинтересуйтесь результатами в школе. Возможно, при всем творческом подходе что-то было упущено. Пообщайтесь с учителем, выясните, где остались пробелы в знаниях. Участие родителей в учебной программе всегда приветствуется.

Вместо заключения

Не переутомляйте ребенка большим количеством материала. Разбейте его на несколько дней. При этом улыбайтесь и делайте перерывы.

Не называйте малыша глупым. Если он что-то не понял, значит, нужно преподнести материал в несколько иной форме.

Запомните, что ребенок - это не калькулятор. Быстрота ответа достигается длительным путем запоминания. Все хитрости и сложения, демонстрирующие, как быстро выучить таблицу умножения, необходимы лишь на первых этапах. Далее все вычисления не нужны, потому что таблица будет отлично усвоена малышом.

Когда перед школьником становится задача учить таблицу умножения, то, конечно же, родители хотят ему помочь и ищут, какой самый . Методик великое множество, но во всем нужен индивидуальный подход к вашему карапузу. Мы расскажем вам о том, как можно легко объяснить ребенку принципы перемножения чисел и поспособствовать тому, чтобы он его запомнил в самые короткие сроки.

Скорее все, школьнику множить на 1 и 10 будет проще всего. Этот счет дается очень легко малышам, так как тут нет ничего страшного и трудного. Попробуйте нарисовать перед крохой несколько примеров, таких как 1*2=2, 1*5=5, 8*1=8. В любом случае число останется неизменным.

С 10-ой будет чуть-чуть посложнее, но если вы все нормально объясните ребенку 8-9 лет, что умножение на 10 похоже на принцип на 1, но к результату нужно добавить 0, то малыш это запомнит очень легко. Обязательно скажите вашему школьнику, что, выучив умножение на 1 и на 10 он уже будет знать первую и последнюю строчку во всех других столбцах.

Умножение на 2

С двойкой тоже будет легко, так как вы скажите малышу, что правильный результат можно получить, если сложить два предложенных числа. К примеру, если у ребенка есть пример 2*6, то ему всего лишь нужно сложить между собой 6+6 и получиться 12. После каждого занятия, обязательно делайте перерыв, минимум на час, а лучше всего продолжать занятия через сутки.

Умножение на 3

С умножением на тройку можно попробовать тот же способ, что и с двойкой. Нужно всего лишь пояснить ребенку, что 3*4 и 4+4+4 будут одинаково равняться 12. Если же этот способ вашему малышу абсолютно не подходит, то попробуйте поиграть с ассоциациями. Сначала попросите малыша, чтобы он пофантазировал и зарисовал свои ассоциации к цифрам от 1 до 9.

После этого начните придумывать историю по каждый пример, и так школьник запомнит табличку на 3 намного быстрее. Разрешите малышу играть с этими рисунками и придумывать к ним истории самостоятельно. Можете нарисовать к каждому примеру свою историю, так запомнится намного легче.

Умножение на 4

Чтобы ваш малыш легко запомнил умножение на 4, напомните ему про принцип, которым пользовались, когда изучали столбцы с двойкой. Но только сейчас нам нужно будет удвоить нужное число и результат увеличить вдвое. К примеру, 4*4= 4*2=8*2=16.

Таблица умножения 4

Умножение на 5

При изучении действия на 5, вы должны сразу обратить внимание вашего ребенка 8-9 лет на то, что на результате умножения в этом столбце все результаты будут заканчиваться или на 5 или на ноль. Также обратите внимание на то, что 5 – это половинка десятки. Поэтому ответы проще будет умножать число не на 5, а на 10 и потом делить результат пополам. К примеру, нам нужно найти ответ на пример 7*5. Попробуйте 7*10, будет 70. Теперь 70 поделите на 2 – будет 35.

Умножение на 6

Для шестерки тоже есть способ, чтобы запоминание прошло легко для детей 8 лет, и этот столбец таблички был выучен за час. Попробуйте напомнить малышу, как он учил табличку на 3 и предложите ему к результату добавлять то же самое число. К примеру, 3*5=15, значит 6*5=3*5+15=30.

Таблица умножения 6

Умножение на 7

Если умножение до 6 уже не составляет для ребенка 8 лет большого труда, то понять, как умножать на 7 будет для него проще простого. Если нужно 7* 2 – значит нужно просто сложить 7 и 7, получится 14. Пример 7*4 будет означать, что цифру нужно удвоить дважды и так далее. Отдельно записать и выучить нужно будет лишь умножение на 7, 8 и 9.

Умножение на 8

По аналогии с предыдущими методами, умножение на 8 можно сравнить с четверкой, только результат нужно будет удваивать трижды. Если у нас в примере написано, что 4*8, то значит 2 множим на 4, получившуюся восьмерку еще на два, получаем 16 и потом этот результат множим еще на 2 и получаем 32.

Таблица умножения 8

Умножение на 9

Существует простой и очень легкий метод умножения на 9 на пальцах. Он определенно понравиться детям 8-9 лет, так как обучиться ему можно всего лишь за несколько минут, а не за час или два.

Попросите школьника положить ручки на стол ладошками вниз. Считайте пальчики слева направо. Итак, к примеру, у нас есть пример 7*9. Отсчитываем 7 пальчиков справа. Загибаем палец, на котором остановили счет. Сколько пальчиков не загнуто слева от седьмого – шесть.

Значит, у нас в ответе будет шесть десятков. Сколько пальчиков справа от загнутого – три. Это будет число единиц в ответе. Так мы поняли что ответ – 63. Такое изучение таблички умножения на пальцах будет полезным. Не стоит ругать кроху, что он пользуется этим методом слишком долго. Именно такой метод позволит малышу крепко-накрепко запомнить умножение на 9.

Таблица умножения 9

Как умножать числа столбиком

Конечно же, после того, как ребенок 9 лет хорошо выучит табличку умножения, его нужно будет научить умножать в столбик двухзначные, а потом и трехзначные числа. Числа, которые умножаются друг на друга называются множителями. Их именуют первый множитель, второй множитель и так далее. Результат умножения будет носить название «произведение».

Чтобы перемножить два числа, нужно будет расположить их в столбик друг над другом так, чтобы единицы были над единицами, десятки над десятками и так далее. Следующим этапом будет то, что верхнее число нужно будет умножить на цифру нижнего числа. Сначала умножаются единица, потом десятки, сотни и так далее. Результат обязательно нужно записать внизу под чертой.

Если в результате умножения у вас получилось число, которое больше десяти, что под черту идет только последняя цифра результата, а десяток, если он есть, записывается сверху. Потом этот десяток должен быть приплюсован к результату умножения десятка на единицу. Перемножение верхнего числа на десятки и сотни нижнего происходит по тем же правилам.

Если вы дадите вашему ребенку возможность спокойно усвоить тот или иной метод запоминания таблицы умножения, то он достаточно быстро начнет считать. Не настаивайте, если у малыша нет желания заниматься. Вы вполне можете идти на поводу у ребенка, позволяя ему не повторять таблицу.

Показывайте ему конкретные примеры в жизни, где таблица ему может пригодиться. К примеру, попросите дочь посчитать, столько конфет нужно купить, чтобы ее подружкам всем досталось по три. Девочке будет легко и интересно находить ответ, так как это непосредственно касается практики и жизни.

Казалось бы, что может быть проще, чем таблица умножения, которую все мы освоили в школе? Но если в прошлом ее изучали в пятом классе, то современная программа предполагает, что к третьему классу ученик уже должен знать ее «на зубок». Не знаю, как обстоят дела с этим вопросом в других школах, а в той, где учится мой первоклассник, таблица умножения – это домашнее задание на летние каникулы после окончания второго класса. За три месяца справиться с этой задачей вполне реально, но ведь лето – это отдых, море, путешествия, прогулки с утра и до самой ночи. Вспомните подготовку к экзаменационной сессии во времена собственной студенческой жизни. Когда шла усердная подготовка к сдаче экзамена? У большинства студентов – за несколько дней, а то и ночей, до часа Х. Как бы там ни было, а знать, как научить ребенка умножать, используя простые и эффективные способы-подсказки, не помешает. Сразу отмечу, что первые попытки познакомить своего первоклассника с таблицей Пифагора я уже предпринимала, но абсолютно зря. Пока еще его мозг не готов к восприятию этой информации. Но польза от предпринятой попытки очевидна – в закладках компьютера оказалось много полезных интернет-страничек, которые в будущем мне пригодятся.

Важность предподготовки

В Сети в помощь родителям учеников начальной школы предлагается огромное количество разнообразных табличек, карточек, игр, интерактивных программ и видеороликов, которые детально раскрывают вопрос о том, как научить ребенка умножению. Но дело в том, что каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе, поэтому эффективность методик придется опробовать экспериментальным путем. В моем случае приветствуется все, что связано с занятиями на компьютере)).

Первым делом ребенок должен хорошенько уяснить, в чем состоит суть такого действия, как умножение. Конечно же, школьники, осваивающие таблицу Пифагора, уже знают, что такое элементарные арифметические действия, то есть сложение и вычитание. Именно эти понятия и являются основой для понимания принципов умножения. Объяснять, как научить ребенка таблице сложения, не буду, но если он понимает, что 3х4 означает, что число 3 сложили четырежды (3+3+3+3), то трудностей будет куда меньше.

Самый распространенный вариант изучения основ умножения – это таблица, в которой по горизонтали и вертикали располагаются числа от 1 до 10, а на их пересечении вписано число, получаемое при умножении одного числа на второе. Ее можно скачать в интернете или создать самостоятельно. Мне приглянулась вот эта:


Начинать изучение таблички авторы методики рекомендуют с первого и последнего столбиков, то есть умножение на 1 и 10. С первым все предельно понятно: умножаем любое число на 1 и ничего не меняется. При умножении же на 10 просто к цифре приписываем нолик. Для ребенка такой подход послужит мотивацией, ведь таблица, которая, на первый взгляд, кажется непонятной и пугающей, так легко ему «поддается»! Этот урок довольно простой, поэтому можно сразу же знакомить школьника со вторым столбиком – умножение на 2. С этим тоже не должно возникнуть проблем, потому что умножение на 2 представляет собой обычное сложение двух одинаковых чисел, а второклассник с такой задачей справится без труда.

А вот следующий этап назвать элементарным нельзя. Начиная с третьего столбика (умножение на 3), необходимо объяснить ребенку закон коммутативности. Это пугающее слово означает не что иное, как всем нам известное «от перемены мест слагаемых (в нашем случае – множителей) сумма не меняется». Следует показать ребенку закономерность, которая прослеживается в таблице – повторение чисел в столбиках и строках с одинаковыми номерами (строка 3 дублирует столбик 3, строка 4 дублирует столбик 4 и тд.)

Запоминаем целенаправленно

После освоения элементарных приемов умножения пора подключать к процессу игры, основанные на запоминании, ассоциациях, повторениях, проверочных задачках. Педагоги настоятельно не рекомендуют учить таблицу «вразброс». Начинать следует с «маленьких» чисел, чтобы школьник всегда мог наглядно убедиться в правильности решения на пальцах руки.

Начиная с четвертой строки таблицы (умножение на 4), можно подключать специальные карточки. На подсознательном уровне ребенок запоминает, что изображено на картинке. В конце концов, таблица умножения и должна превратиться в чисто механический процесс без всяких размышлений и раздумий. Некоторые родители практикуют изучение таблицы умножения с помощью рифмованных строк. Коротенькие двустишья или четверостишья ребенок запоминает в игровой форме, но полезная информация надежно «отпечатывается» в голове. С умножением на 5 все просто – произведением всегда будет число, заканчивающееся ноликом (четные) или пятеркой (нечетные).


Я думала, что только у меня умножение на 6, 7, 8 и 9 в свое время вызывало трудности (да чего уж там, и сейчас надо таймаут «для подумать»)), а оказалось, что с аналогичной проблемой сталкиваются практически все дети. Упрощает задачу тот факт, что благодаря закону коммутативности ребенок, который выучил табличку до пятой строчки, уже освоил большую ее часть. Вообще комбинаций всего 36, а остается выучить только 6. Именно им и предстоит посвятить большую часть времени, терпения и усилий. Педагоги рекомендуют довести запоминание примеров, представленных ниже, до полного автоматизма:

Альтернативные методы изучения таблицы умножения

Наглядность для некоторых детей имеет большее значение, чем информация, воспринимаемая на слух. Если ваш ребенок относится именно к таким, можно предложенную выше таблицу заменить предметами, которые удобно считать. Это могут быть орехи, пуговицы, машинки, счетные палочки и тд. Раскладывая на столе «кучки», ребенок сможет наглядно видеть, что происходит, когда одну «кучку» соединяют с другими, содержащими аналогичное количество предметов.

Универсальные анатомические счеты – это пальцы рук. Их можно использовать не только при сложении и вычитании, но и при умножении. Например, умножение на 9 на руках демонстрируется идеально. Присваиваем каждому пальцу обеих рук порядковый номер слева направо, сгибаем палец, соответствующий цифре, на которую умножаем 9, а затем считаем пальцы, до указанного и после него. Эти две цифры и будут тем двухзначным числом, которое требуется найти.


В интернете есть много видеоуроков, объясняющих, как умножать все числа друг на друга на руках.

Эра цифровых технологий и электроники играет нам на руку, если надо закрепить или подучить таблицу умножения. Существуют специальные тренажеры и сетевые игры, которые с головой увлекают ребенка в мир цифр. В игровой форме яркие персонажи разъясняют, как научить ребенка таблице деления, умножения, сложения и вычитания. Это именно тот случай, когда игры на компьютере полезны для всех. Разумеется, дозированно, потому что негативного воздействия излучения монитора на глаза ребенка никто не отменял. И пусть вокруг все будет обклеено яркими плакатами, чтобы процесс запоминания происходил без явного участия ребенка.

Обилие несложных и вполне реалистичных методик, опробованных на многих школьниках, меня, признаться, воодушевило. Теперь не так страшно думать о том, что вскоре предстоит мне и моему сыну.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то