Основы программирования в командной оболочке shell. Эволюция командных оболочек Linux

Командные оболочки появились в самом начале развития Unix, они были необходимы, поскольку это был единственный способ взаимодействия с системой. За это время они прошли очень долгий путь развития и получили много новых функций. Не так просто оценить эволюцию командных оболочек Linux. Об этом можно писать очень долго и одной статьи точно не хватит. Мы постараемся только охватить самое основное не погружаясь очень глубоко. Давайте сначала рассмотрим что такое командная оболочка Linux и какие оболочки бывают.

Что такое командная оболочка Linux / Unix

Unix оболочка - это интерпретатор командной строки, который выполняет команды, вводимые пользователем. Мы вводим команду, она интерпретируется, выполняется а затем мы получаем результат ее выполнения. Оболочка обеспечивает традиционный интерфейс ввода команд Unix, к которому мы привыкли. Это, как правило, черный экран и белый текст. Мы вводим команды в виде обычного текста, а также можем создавать скрипты из одной или нескольких команд.

Оболочка - это ваш интерфейс взаимодействия с системой. После входа в систему Unix, вы оказываетесь в программе, которая называется оболочка.

Thompson Shell

Если верить истории и многим-интернет источникам, то самой первой оболочкой была Thompson Shell, написанная Кеном Томсоном в Bell Labs. Всего было 6 версий и распространялась она с 1971 по 1975 год. Поддерживались такие функции, как: перенаправление ввода / вывода и простые управляющие конструкции - if, goto. Эти функции поддерживают все современные командные оболочки в линукс.

PWB Shell

Оболочка PWB - это модификация оболочки Томсона разработанная Джоном Машеу. Она была написана для увеличения удобства Shell программирования. Появились такие интересные структуры, как if-then-else-endif, switch и циклы while.

Bourne Shell

Свой подъем Unix начал с оболочкой Борна. Она была написана Стефаном Борном в Bell Labs и использовалась как оболочка по умолчанию в Unix версии 7 от 1979 года. Здесь уже было реализовано большое количество возможностей доступных в современных оболочках - дополнение имен файлов, автодополнение команд, стандартные переменные окружения и встроенные управляющие структуры. Bourne Shell называлась sh и размещалась в файловой системе Unix по адресу /bin/sh.

Во многих системах программа оболочки Борна (sh) - это символическая или жесткая ссылка на одну из ее альтернатив:

  • Almquist shell (ash)
  • Bourne-Again shell (bash)
  • Korn shell (ksh)
  • Z shell (zsh)

Пример скрипта для Bourne Shell:

!/bin/sh
echo "Hello World 1!"
echo "Hello World 2!"

Almquist shell (ash)

Almquist shell, еще известная как A Shell. Это легкая оболочка Unix первоначально написанная Кеннетом Альмквистом. Она была разработана в конце 1980х. Это модификация оболочки Борна и она заменила оригинал в BSD Unix выпущенной в 1990 году. Сейчас ее можно использовать в таких дистрибутивах, как Debian и Ubuntu в виде версии ash под названием dash (Debian Almquist shell) Также эта оболочка популярна на встраиваемых Unix дистрибутивах.

Это быстрая, компактная и совместимая со спецификациями стандарта POSTIX оболочка Unux, и может быть именно поэтому она часто используется на встраиваемых устройствах. Но ash не поддерживает истории команд. Хотя в современных версиях эта функция уже добавлена.

Bourne-Again Shell (Bash)

Написанная Браеном Фоксом в рамках проекта GNU как бесплатная и свободная замена для оболочки Борна. Bash -наиболее популярная и широко используемая из всех оболочек. Все дистрибутивы Linux поставляются по умолчанию с этой оболочкой. Она расширяет набор функций Bourne Shell. В большинстве систем Unix / Linux эта оболочка может быть найдена в файловой системе по адресу /bin/bash. Она была выпущена в 1989 году.

Благодаря такой популярности она была портирована на Windows и распространяется вместе с набором компиляторов Cygwin и MinGW. Также Bash используется в Android, для доступа к ней можно использовать различные эмуляторы терминала.

Здесь поддерживается автодополнение, перенаправление ввода / вывода, дополнение команд, переменные и управляющие структуры для принятия решения (if-then-elese if) и циклы (loop).

Bash скрипты начинаются с такой строки:

Эта командная оболочка linux также поддерживает чтение команд из файла и перенаправление вывода в файл или другую команду.

Пример кода на Bash:

!/bin/sh
if [ $days -gt 365 ]
then
echo This is over a year.
fi

Korn shell (ksh)

Написана Девидом Кроном и основана на исходниках оболочки Борна. KornShell (ksh) это оболочка, разработанная в Bell Labs еще в 1980. Она имеет обратную совместимость с Bourne Shell, а также включает многие черты оболочки С.

Есть следующие версии и модификации:

  • Dtksh
  • MKS Korn shell

Пример скрипта:

!/bin/ksh
print Disk space usage
du -k
exit 0

Z shell (zsh)

Пол Фальстад написал первую версию командой оболочки zsh в 1990 году. Это командная оболочка Linux, которая может быть использована как интерактивная оболочка входа в систему, очень мощный интерпретатор команд. На самом деле Zsh это расширенная оболочка Борна с большим количеством улучшений, которая включает некоторые функции из Bash, KSH и Tcsh.

Имя Zsh происходит от имени Йельского профессора Чжун Шао (Zhong Shao) так как Пол был студентом Принстонского университета.

Поддерживаются такие интересные функции:

  • Автозавершение строк
  • Совместная история команд для всех сеансов оболочки
  • Улучшена работа с переменными и массивами
  • Редактирование нескольких строк в одном буфере
  • Коррекция орфографии и много другое.

C shell

Оболочка C также известна как Csh. Ее разработал Бил Джой когда был студентом Калифорнийского университета. Эта оболочка очень распространена в системах BSD Linux. Здесь есть много интересных особенностей, в том числе контрольные структуры и грамматические выражения. Эта оболочка также впервые представила большое количество интересных функций, таких как история и механизмы редактирования, псевдонимы, CDPATH, управление задачами и хеширование, перенаправление вывода, присоединение, замена переменных, выполнение в фоне и т д.

Как и другие виды командных оболочек Linux здесь поддерживаются файлы скриптов, перенаправление и управляющие структуры. Csh сейчас используется в виде tcsh во многих системах, например, MacOS X и Red Hat Linux. В Debian можно использовать оба варианта CSH и Tcsh.

Пример кода на C Shell:

!/bin/csh
if ($days > 365) then
echo This is over a year.
endif

Fish

Fish или Friendly Interactive Shell - это командная оболочка Linux нового поколения. Она разработана чтобы облегчить пользователю выполнение команд, есть подсветка синтаксиса, подсветка правильных адресов файлов, быстрый поиск по истории, веб-конфигуратор, а также особый синтаксис скриптов.

Это новая командная оболочка в Linux и ее синтаксис непохож ни на одну из современных командных оболочек, а скорее на язык программирования Python.

Пример создания функции на fish:

!/usr/bin/fish
funced su
function su
/bin/su --shell=/usr/bin/fish $argv
end
funcsave su

Более подробное сравнение командных оболочек в Linux вы можете посмотреть по ссылке .

Это все на сегодня. Надеюсь вам было интересно.

  • Tutorial

Зачем и для кого статья?

Изначально это была памятка для студентов, которые начинают работать с unix-подобными системами. Иными словами, статья рассчитана на тех, кто не имеет предыдущего опыта работы в unix-овой командной строке, но по тем или иным причинам хочет или должен научиться эффективно с нею взаимодействовать.

Здесь не будет пересказа манов (документации), и статья никак не отменяет и не заменяет их чтение. Вместо этого я расскажу о главных вещах (командах, приемах и принципах), которые надо осознать с самого начала работы в unix shell-е, чтобы работа происходила эффективно и приятно.

Статья касается полноценных unix-подобных окружений, с полнофункциональным шеллом (предпочтительно zsh или bash)и достаточно широким набором стандартных программ.

Что такое шелл

Shell (шелл, он же «командная строка», он же CLI, он же «консоль», он же «терминал», он же «черное окошко с белыми буковками») -- это текстовый интерфейс общения с операционной системой (ну, строго говря, это программа , которая таковой интерфейс обеспечивает, но сейчас это различие несущественно).

В целом работа через шелл выглядит так: пользователь (т.е. вы) с клавиатуры вводит команду, нажимает Enter, система выполняет команду, пишет на экран результат выполнения, и снова ожидает ввода следующей команды.

Типичный вид шелла:

Шелл - это основной способ для взаимодействия со всеми Unix-подобными серверными системами.

Где встречаются системы с командной строкой?

Где вас может поджидать unix-овый шелл, популярные варианты:
  • MacOS (bash);
  • удаленный доступ на сервер по работе или для личного веб-проекта;
  • домашний файл-сервер с удаленным доступом;
  • Ubuntu, PC-BSD на ноутбуке/десктопе - unix-подобные системы сегодня просты в установке и использовании.

Какие задачи разумно решать шеллом?

Естественные задачи, для которых шелл пригоден, полезен и незаменим:
  • интерактивная работа в терминале:
    • выполнение компиляции, запуск заданий через make;
    • сравнение текстовых файлов;
    • быстрый ad-hoc анализ данных (количество уникальных ip в логе, распределение записей по часам/минутам и т.п.);
    • разовые массовые действия (прибить много процессов; если работаете с системой контроля версий - ревертнуть или зарезолвить кучу файлов);
    • диагностика происходящего в системе (семафоры, локи, процессы, дескрипторы, место на диске и т.п.);
  • скриптование:
    • установочные скрипты, для выполнения которых нельзя рассчитывать на наличие других интерпретаторов - это не для новичков;
    • функции для кастомизации интерактивного шелла (влияющие на приглашение, меняющие каталог, устанавливающие переменные окружения) - тоже не совсем для новичков;
    • одноразовые скрипты типа массового перекодирования файлов;
    • makefile-ы.

Абсолютно первые шаги

Начинаем работу: войти и выйти

Убедитесь, что точно знаете, как запустить шелл и как из него выйти.

Если вы работаете за машиной, на которой установлена Ubuntu, вам надо запустить программу Terminal. По окончании работы можно просто закрыть окно.

На MacOS - тоже запустить Terminal.

Для доступа к удаленному серверу - воспользоваться ssh (если локально у вас MacOS, Ubuntu или другая unix-like система) или putty (если у вас Windows).

Кто я, где я?

Выполните следующие команды:
  • hostname - выводит имя машины (сервера), на которой вы сейчас находитесь;
  • whoami - выводит ваш логин (ваше имя в системе);
  • tree -d / |less - псевдографическое изображение дерева каталогов на машине; выход из пролистывания - q ;
  • pwd - выводит каталог, в котором вы сейчас находитесь; в командной строке вы не можете быть «просто так», вы обязательно находитесь в каком-то каталоге (=текущий каталог, рабочий каталог). Вероятно, текущий рабочий каталог выводится у вас в приглашении (prompt).
  • ls - список файлов в текущем каталоге; ls /home - список файлов в указанном каталоге;

История команд (history)

Важное свойство полноценной командной строки - история команд.

Выполните несколько команд: hostname , ls , pwd , whoami . Теперь нажмите клавишу «вверх». В строке ввода появилась предыдущая команда. Клавишами «вверх» и «вниз» можно перемещаться вперед и назад по истории. Когда долистаете до hostname , нажмите Enter - команда выполнится еще раз.

Команды из истории можно не просто выполнять повторно, а еще и редактировать. Долистайте историю до команды ls , добавьте к ней ключ -l (получилось ls -l , перед минусом пробел есть, а после - нет). Нажмите Enter - выполнится модифицированная команда.

Пролистывание истории, редактирование и повторное выполнение команд - самые типичные действия при работе в командной строке, привыкайте.

Copy-paste

Командная строка очень текстоцентрична: команды - это текст, входные данные для большинства стандартных программ - текст, результат работы - чаще всего тоже текст.

Прекрасной особенностью текста является то, что его можно копировать и вставлять, это верно и для командной строки.

Попробуйте выполнить команду date +"%y-%m-%d, %A"
Вводили ли вы ее целиком руками или скопировали из статьи? Убедитесь, что вы можете ее скопировать, вставить в терминал и выполнить.

После того, как научитесь пользоваться man "ом, убедитесь, что можете скопировать и выполнить примеры команд из справки. Для проверки найдите в справке по программе date раздел EXAMPLES , скопируйте и выполните первый приведенный пример (на всякий случай: знак доллара не является частью команды, это условное изображение приглашения к вводу).

Как именно копировать текст из терминала и вставлять его в терминал - зависит от вашей системы и от ее настроек, поэтому дать универсальную инструкцию, к сожалению, не получится. На Ubuntu попробуйте так: копирование - просто выделение мышью, вставка - средняя кнопка мыши. Если не работает, или если у вас другая система - поищите в Интернете или спросите более опытных знакомых.

Ключи и опции

При исследовании истории команд вы уже столкнулись с тем, что у команды ls есть по крайней мере два варианта. Если вызвать ее просто так, она выводит простой список:

Akira@latitude-e7240: ~/shell-survival-quide> ls Makefile shell-first-steps.md shell-first-steps.pdf shell-survival-quide.md shell-survival-quide.pdf
Если же добавить ключ -l , к каждому файлу выводится подробная информация:

Akira@latitude-e7240: ~/shell-survival-quide> ls -l total 332 -rw-rw-r-- 1 akira akira 198 Feb 13 11:48 Makefile -rw-rw-r-- 1 akira akira 15107 Feb 14 22:26 shell-first-steps.md -rw-rw-r-- 1 akira akira 146226 Feb 13 11:49 shell-first-steps.pdf -rw-rw-r-- 1 akira akira 16626 Feb 13 11:45 shell-survival-quide.md -rw-rw-r-- 1 akira akira 146203 Feb 13 11:35 shell-survival-quide.pdf
Это очень типичная ситуация: если к вызову команды добавлять специальные модификаторы (ключи, опции, параметры), поведение команды меняется. Сравните: tree / и tree -d / , hostname и hostname -f .

Кроме того, команды могут принимать в качестве параметров имена файлов, каталогов или просто текстовые строки. Попробуйте:

Ls -ld /home ls -l /home grep root /etc/passwd

man

man - справка по командам и программам, доступным на вашей машине, а также по системным вызовам и стандартной библиотеке C.

Попробуйте: man grep , man atoi , man chdir , man man .

Пролистывание вперед и назад делается кнопками «вверх», «вниз», «PageUp», «PageDown», выход из просмотра справки - кнопкой q . Поиск определенного текста в справочной статье: нажимите / (прямой слеш), введите текст для поиска, нажимите Enter. Перемещение к следующим вхождениям - клавиша n .

Все справочные статьи делятся на категории. Самые важные:

  • 1 - исполняемые программы и шелльные команды (wc , ls , pwd и т.п.);
  • 2 - системные вызовы (fork , dup2 и т.п.)
  • 3 - библиотечные функции (printf , scanf , cos , exec).
Указывать, из какой именно категории надо показать справку, нужно в случаях совпадений имен. Например, man 3 printf описывает функцию из стандартной библиотеки C, а man 1 printf - консольную программу с таким же именем.

Посмотреть список всех доступных на машине справочных статей можно с помощью команды man -k . (точка - тоже часть комады).

less

Когда в небольшом окне терминала надо просмотреть очень длинный текст (содержимое какого-то файла, длинный man и т.п.), используют специальные программы-«пейджеры» (от слова page/страница, то есть постраничные листатели). Самый популярный листатель - less , и именно он обеспечивает вам пролистывание, когда вы читаете man-ы.

Попробуйте и сравните поведение:

Cat /etc/bash.bashrc cat /etc/bash.bashrc |less

Можно передать файл в пролистыватель сразу в параметрах:

Less /etc/bash.bashrc

Пролистывание вверхи и вниз - кнопки «вверх», «вниз», «PageUp», «PageDown», выход - кнопка q . Поиск определенного текста: нажимите / (прямой слеш), введите текст для поиска, нажимите Enter. Перемещение к следующим вхождениям - клавиша n . (Узнаете инструкцию про man ? Ничего удивительного, для вывода справки тоже используется less .)

Права

С любым файлом или каталогом связан набор «прав»: право на чтение файла, право на запись в файл, право исполнять файл. Все пользователи делятся на три категории: владелец файла, группа владельца файла, все прочие пользователи.

Посмотреть права на файл можно с помощью ls -l . Например:

> ls -l Makefile -rw-r--r-- 1 akira students 198 Feb 13 11:48 Makefile
Этот вывод означает, что владельцу (akira) можно читать и писать файл, группе (students) - только читать, всем прочим пользователя - тоже только читать.

Если при работе вы получаете сообщение permission denied , это значит, что у вас недостаточно правна объект, с которым вы хотели работать.

Подробнее читайте в man chmod .

STDIN, STDOUT, конвейеры (пайпы)

С каждой исполняющейся программой связаны 3 стандартных потока данных: поток входных данных STDIN , поток выходных данных STDOUT , поток для вывода ошибок STDERR .

Запустите программу wc , введите текст Good day today , нажмите Enter, введтие текст good day , нажмите Enter, нажмите Ctrl+d. Программа wc покажет статистику по количеству букв, слов и строк в вашем тексте и завершится:

> wc good day today good day 2 5 24
В данном случае вы подали в STDIN программы двухстрочный текст, а в STDOUT получили три числа.

Теперь запустите команду head -n3 /etc/passwd , должно получиться примерно так:

> head -n3 /etc/passwd root:x:0:0:root:/root:/bin/bash daemon:x:1:1:daemon:/usr/sbin:/usr/sbin/nologin bin:x:2:2:bin:/bin:/usr/sbin/nologin
В этом случае программа head ничего не читала из STDIN , а в STDOUT написала три строки.

Можно представить себе так: программа - это труба, в которую втекает STDIN , а вытекает STDOUT .

Важнейшее свойство юниксовой командной строки состоит в том, что программы-«трубы» можно соединять между собой: выход (STDOUT) одной программы передавать в качестве входных данных (STDIN) другой программе.

Такая конструкция из соединенных программ называется по-английски pipe (труба), по-русски - конвейер или пайп.

Объединение программ в конвейер делается символом | (вертикальная черта)

Выполните команду head -n3 /etc/passwd |wc , получится примерно следующее:

> head -n3 /etc/passwd |wc 3 3 117
Произошло вот что: программа head выдала в STDOUT три строки текста, которые сразу же попали на вход программе wc , которая в свою очередь подсчитала количество символов, слов и строк в полученном тексте.

В конвейер можно объединять сколько угодно программ. Например, можно добавить к предыдущему конвейеру еще одну программу wc , которая подсчитает, сколько слов и букв было в выводе первой wc:

> head -n3 /etc/passwd |wc |wc 1 3 24

Составление конвейеров (пайпов) - очень частое дело при работе в командной строке. Пример того, как это делается на практике, читайте в разделе «Составление конвейера-однострочника».

Перенаправление ввода-вывода

Вывод (STDOUT) програмы можно не только передать другой программе по конвейеру, но и просто записать в файл. Такое перенаправление делается с помощью > (знак «больше»):

Date > /tmp/today.txt
В результате выполнения этой команды на диске появится файл /tmp/today.txt . Посмотрите его содержимое с помощью cat /tmp/today.txt

Если файл с таким именем уже существовал, его старое содержимое будет уничтожено. Если файл не существовал, он будет создан. Каталог, в котором создается файл, должен существовать до выполнения команды.

Если надо не перезаписать файл, а добавить вывод в его конец, используйте >> :

Date >> /tmp/today.txt
Проверьте, что теперь записано в файле.

Кроме того, программе можно вместо STDIN передать любой файл. Попробуйте:

Wc

Что делать, когда что-то непонятно

Если вы сталкиваетесь с поведением системы, которое не понимаете, или хотите добиться определенного результата, но не знаете, как именно, советую действовать в следующем порядке (кстати, это относится не только к шеллам):
  • насколько возможно четко сформулируйте вопрос или задачу - нет ничего сложнее, чем решать «то, не знаю что»;
  • вспомните, сталкивались ли вы уже с такой же или подобной проблемой - в этом случае стоит попробовать решение, которое сработало в прошлый раз;
  • почитайте подходящие man-ы (если понимаете, какие man-ы подходят в вашем случае) - возможно, вы найдете подходящие примеры использования команд, нужные опции или ссылки на другие команды;
  • подумайте: нельзя ли немного поменять задачу? - возможно, чуть-чуть изменив условия, вы получите задачу, которую уже умеете решать;
  • задайте свой четко сформулированный вопрос в поисковой системе - возможно, ответ найдется на Stack Overflow или других сайтах;
Если ничего из перечисленного не помогло - обратитесь за советом к преподавателю, опытному коллеге или товарищу. И не бойтесь задавать «глупые» вопросы - не стыдно не знать, стыдно не спрашивать.

Если вы разобрались со сложной проблемой (самостоятельно, с помощью Интернета или других людей) -- запишите свое решение на случай, если такая же проблема снова возникнет у вас или ваших товарищей. Записывать можно в простой текстовый файл, в Evernote, публиковать в соц.сетях.

Методы работы

Скопировать-и-вставить - из man-ов, из статей на StackOverflow и т.п.Командная строка состоит из текста, пользуйтесь этим: копируйте и используйте примеры команд,записывайте удачные находки на память, публикуйте их в твиттерах и блогах.

Вытащить из истории предыдущую команду, добавить в конвейер еще одну команду, запустить, повторить .См. также раздел «Составление конвейера-однострочника».

Базовые команды

  • переход в другой каталог: cd ;
  • просмотр содержимого файлов: саt , less , head , tail ;
  • манипуляции с файлами: cp , mv , rm ;
  • просмотр содержимого каталогов: ls , ls -l , ls -lS ;
  • структура каталогов: tree , tree -d (можно передать в качестве параметра каталог);
  • поиск файлов: find . -name ... ;

Аналитика

  • wc , wc -l ;
  • sort -k - сортировка по указанному полю;
  • sort -n - числовая соритровка;
  • diff - сравнение файлов;
  • grep , grep -v , grep -w , grep "\" , grep -E - поиск текста;
  • uniq , uniq -c - уникализация строк;
  • awk - в варианте awk "{print $1}" , чтобы оставить только первое поле из каждой строки, $1 можно менять на $2 , $3 и т.д.;

Диагностика системы

  • ps axuww - информация о процессах (запущенных программах), работающих на машине;
  • top - интерактивный просмотр самых ресурсоемких процессов;
  • df - занятое и свободное место на диске;
  • du - суммарный размер файлов в каталоге (рекурсивно с подкаталогами);
  • strace , ktrace - какие системные вызовы выполняет процесс;
  • lsof - какие файлы использует процесс;
  • netstat -na , netstat -nap - какие порты и сокеты открыты в системе.

Некоторых программ у вас может не быть, их надо установить дополнительно. Кроме того, некоторые опции этих программ доступны только привилегированным пользователям (root "у).

Массовое и полуавтоматическое выполнение

На первых порах пропускайте этот раздел, эти команды и конструкции понадобятся вам тогда, когда доберетесь до несложного шелльного скриптинга.
  • test - проврека условий;
  • while read - цикл по строчкам STDIN ;
  • xargs - подстановка строк из STDIN в параметры указанной программе;
  • seq - генерация последовательностей натуральных чисел;
  • () - объединить вывод нескольких команд;
  • ; - выполнить одно за другим;
  • && - выполнить при условии успешного завершения первой команды;
  • || - выполнить при условии неудачного завершения первой команды;
  • tee - продублировать вывод программы в STDOUT и в файл на диске.

Разное

  • date - текущая дата;
  • curl - скачивает документ по указаному url и пишет результат на STDOUT ;
  • touch - обновить дату модификации файла;
  • kill - послать процессу сигнал;
  • true - ничего не делает, возвращает истину, полезна для организации вечных циклов;
  • sudo - выполнить команду от имени root "а.

Составление конвейера-однострочника

Давайте рассмотрим пример реальной задачи: требуется прибить все процессы task-6-server , запущенные от имени текущего пользователя.

Шаг 1.
Понять, какая программа выдает примерно нужные данные, хотя бы и не в чистом виде. Для нашей задачи стоит получить список всех процессов в системе: ps axuww . Запустить.

Шаг 2.
Посмотреть на полученные данные глазами, придумать фильтр, который выкинет часть ненужных данных. Часто это grep или grep -v . Клавишей «Вверх» вытащить из истории предыдущую команду, приписать к ней придуманный фильтр, запустить.

Ps axuww |grep `whoami`
- только процессы текущего пользователя.

Шаг 3.
Повторять пункт 2, пока не получатся чистые нужные данные.

"
- все процессы с нужным именем (плюс, может быть, лишние вроде vim task-6-server.c и т.п.),

Ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim |grep -v less
- только процессы с нужным именем

Ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim |grep -v less |awk "{print $2}"

Pid-ы нужных процессов, п. 3 выполнен

Шаг 4.
Применить подходящий финальный обработчик. Клавишей «Вверх» вытаскиваем из истории предыдущую команду и добавляем обработку, которая завершит решение задачи:

  • |wc -l чтобы посчитать количество процессов;
  • >pids чтобы записать pid-ы в файл;
  • |xargs kill -9 убить процессы.

Задания для тренировки

Хотите попрактиковаться в новых умениях? Попробуйте выполнить следующие задания:
  • получите список всех файлов и каталогов в вашем домашнем каталоге;
  • получите список всех man -статей из категории 2 (системные вызовы);
  • посчитайте, сколько раз в man-е по программе grep встречается слово grep;
  • посчитайте, сколько процессов запущено в данный момент от имени пользователя root ;
  • найдите, какая команда встречается в максимальном количестве категорий справки (man);
  • подсчитайте, сколько раз встречается слово var на странице ya.ru .
Подсказка: вам понадобится find , grep -o , awk "{print $1}" , регулярные выражения в grep , curl -s .

Что изучать дальше?

Если командная строка начинает вам нравиться, не останавливайтесь, продолжайте совершенствовать свои навыки.

Вот некоторые программы, которые определенно вам пригодятся, если вы будете жить в командной строке:

  • find со сложными опциями
  • apropos
  • locate
  • telnet
  • netcat
  • tcpdump
  • rsync
  • screen
  • zgrep , zless
  • visudo
  • crontab -e
  • sendmail
Кроме того, со временем стоит освоить какой-нибудь скриптовый язык,например, perl или python , или даже их оба.

Кому это надо?

А стоит ли вообще изучать сегодня командную строку и шелльный скриптинг? Определенно стоит. Приведу только несколько примеров из требований Facebook к кандидатам, которые хотят поступить на работу в FB.
  • Tutorial

Зачем и для кого статья?

Изначально это была памятка для студентов, которые начинают работать с unix-подобными системами. Иными словами, статья рассчитана на тех, кто не имеет предыдущего опыта работы в unix-овой командной строке, но по тем или иным причинам хочет или должен научиться эффективно с нею взаимодействовать.

Здесь не будет пересказа манов (документации), и статья никак не отменяет и не заменяет их чтение. Вместо этого я расскажу о главных вещах (командах, приемах и принципах), которые надо осознать с самого начала работы в unix shell-е, чтобы работа происходила эффективно и приятно.

Статья касается полноценных unix-подобных окружений, с полнофункциональным шеллом (предпочтительно zsh или bash)и достаточно широким набором стандартных программ.

Что такое шелл

Shell (шелл, он же «командная строка», он же CLI, он же «консоль», он же «терминал», он же «черное окошко с белыми буковками») -- это текстовый интерфейс общения с операционной системой (ну, строго говря, это программа , которая таковой интерфейс обеспечивает, но сейчас это различие несущественно).

В целом работа через шелл выглядит так: пользователь (т.е. вы) с клавиатуры вводит команду, нажимает Enter, система выполняет команду, пишет на экран результат выполнения, и снова ожидает ввода следующей команды.

Типичный вид шелла:

Шелл - это основной способ для взаимодействия со всеми Unix-подобными серверными системами.

Где встречаются системы с командной строкой?

Где вас может поджидать unix-овый шелл, популярные варианты:
  • MacOS (bash);
  • удаленный доступ на сервер по работе или для личного веб-проекта;
  • домашний файл-сервер с удаленным доступом;
  • Ubuntu, PC-BSD на ноутбуке/десктопе - unix-подобные системы сегодня просты в установке и использовании.

Какие задачи разумно решать шеллом?

Естественные задачи, для которых шелл пригоден, полезен и незаменим:
  • интерактивная работа в терминале:
    • выполнение компиляции, запуск заданий через make;
    • сравнение текстовых файлов;
    • быстрый ad-hoc анализ данных (количество уникальных ip в логе, распределение записей по часам/минутам и т.п.);
    • разовые массовые действия (прибить много процессов; если работаете с системой контроля версий - ревертнуть или зарезолвить кучу файлов);
    • диагностика происходящего в системе (семафоры, локи, процессы, дескрипторы, место на диске и т.п.);
  • скриптование:
    • установочные скрипты, для выполнения которых нельзя рассчитывать на наличие других интерпретаторов - это не для новичков;
    • функции для кастомизации интерактивного шелла (влияющие на приглашение, меняющие каталог, устанавливающие переменные окружения) - тоже не совсем для новичков;
    • одноразовые скрипты типа массового перекодирования файлов;
    • makefile-ы.

Абсолютно первые шаги

Начинаем работу: войти и выйти

Убедитесь, что точно знаете, как запустить шелл и как из него выйти.

Если вы работаете за машиной, на которой установлена Ubuntu, вам надо запустить программу Terminal. По окончании работы можно просто закрыть окно.

На MacOS - тоже запустить Terminal.

Для доступа к удаленному серверу - воспользоваться ssh (если локально у вас MacOS, Ubuntu или другая unix-like система) или putty (если у вас Windows).

Кто я, где я?

Выполните следующие команды:
  • hostname - выводит имя машины (сервера), на которой вы сейчас находитесь;
  • whoami - выводит ваш логин (ваше имя в системе);
  • tree -d / |less - псевдографическое изображение дерева каталогов на машине; выход из пролистывания - q ;
  • pwd - выводит каталог, в котором вы сейчас находитесь; в командной строке вы не можете быть «просто так», вы обязательно находитесь в каком-то каталоге (=текущий каталог, рабочий каталог). Вероятно, текущий рабочий каталог выводится у вас в приглашении (prompt).
  • ls - список файлов в текущем каталоге; ls /home - список файлов в указанном каталоге;

История команд (history)

Важное свойство полноценной командной строки - история команд.

Выполните несколько команд: hostname , ls , pwd , whoami . Теперь нажмите клавишу «вверх». В строке ввода появилась предыдущая команда. Клавишами «вверх» и «вниз» можно перемещаться вперед и назад по истории. Когда долистаете до hostname , нажмите Enter - команда выполнится еще раз.

Команды из истории можно не просто выполнять повторно, а еще и редактировать. Долистайте историю до команды ls , добавьте к ней ключ -l (получилось ls -l , перед минусом пробел есть, а после - нет). Нажмите Enter - выполнится модифицированная команда.

Пролистывание истории, редактирование и повторное выполнение команд - самые типичные действия при работе в командной строке, привыкайте.

Copy-paste

Командная строка очень текстоцентрична: команды - это текст, входные данные для большинства стандартных программ - текст, результат работы - чаще всего тоже текст.

Прекрасной особенностью текста является то, что его можно копировать и вставлять, это верно и для командной строки.

Попробуйте выполнить команду date +"%y-%m-%d, %A"
Вводили ли вы ее целиком руками или скопировали из статьи? Убедитесь, что вы можете ее скопировать, вставить в терминал и выполнить.

После того, как научитесь пользоваться man "ом, убедитесь, что можете скопировать и выполнить примеры команд из справки. Для проверки найдите в справке по программе date раздел EXAMPLES , скопируйте и выполните первый приведенный пример (на всякий случай: знак доллара не является частью команды, это условное изображение приглашения к вводу).

Как именно копировать текст из терминала и вставлять его в терминал - зависит от вашей системы и от ее настроек, поэтому дать универсальную инструкцию, к сожалению, не получится. На Ubuntu попробуйте так: копирование - просто выделение мышью, вставка - средняя кнопка мыши. Если не работает, или если у вас другая система - поищите в Интернете или спросите более опытных знакомых.

Ключи и опции

При исследовании истории команд вы уже столкнулись с тем, что у команды ls есть по крайней мере два варианта. Если вызвать ее просто так, она выводит простой список:

Akira@latitude-e7240: ~/shell-survival-quide> ls Makefile shell-first-steps.md shell-first-steps.pdf shell-survival-quide.md shell-survival-quide.pdf
Если же добавить ключ -l , к каждому файлу выводится подробная информация:

Akira@latitude-e7240: ~/shell-survival-quide> ls -l total 332 -rw-rw-r-- 1 akira akira 198 Feb 13 11:48 Makefile -rw-rw-r-- 1 akira akira 15107 Feb 14 22:26 shell-first-steps.md -rw-rw-r-- 1 akira akira 146226 Feb 13 11:49 shell-first-steps.pdf -rw-rw-r-- 1 akira akira 16626 Feb 13 11:45 shell-survival-quide.md -rw-rw-r-- 1 akira akira 146203 Feb 13 11:35 shell-survival-quide.pdf
Это очень типичная ситуация: если к вызову команды добавлять специальные модификаторы (ключи, опции, параметры), поведение команды меняется. Сравните: tree / и tree -d / , hostname и hostname -f .

Кроме того, команды могут принимать в качестве параметров имена файлов, каталогов или просто текстовые строки. Попробуйте:

Ls -ld /home ls -l /home grep root /etc/passwd

man

man - справка по командам и программам, доступным на вашей машине, а также по системным вызовам и стандартной библиотеке C.

Попробуйте: man grep , man atoi , man chdir , man man .

Пролистывание вперед и назад делается кнопками «вверх», «вниз», «PageUp», «PageDown», выход из просмотра справки - кнопкой q . Поиск определенного текста в справочной статье: нажимите / (прямой слеш), введите текст для поиска, нажимите Enter. Перемещение к следующим вхождениям - клавиша n .

Все справочные статьи делятся на категории. Самые важные:

  • 1 - исполняемые программы и шелльные команды (wc , ls , pwd и т.п.);
  • 2 - системные вызовы (fork , dup2 и т.п.)
  • 3 - библиотечные функции (printf , scanf , cos , exec).
Указывать, из какой именно категории надо показать справку, нужно в случаях совпадений имен. Например, man 3 printf описывает функцию из стандартной библиотеки C, а man 1 printf - консольную программу с таким же именем.

Посмотреть список всех доступных на машине справочных статей можно с помощью команды man -k . (точка - тоже часть комады).

less

Когда в небольшом окне терминала надо просмотреть очень длинный текст (содержимое какого-то файла, длинный man и т.п.), используют специальные программы-«пейджеры» (от слова page/страница, то есть постраничные листатели). Самый популярный листатель - less , и именно он обеспечивает вам пролистывание, когда вы читаете man-ы.

Попробуйте и сравните поведение:

Cat /etc/bash.bashrc cat /etc/bash.bashrc |less

Можно передать файл в пролистыватель сразу в параметрах:

Less /etc/bash.bashrc

Пролистывание вверхи и вниз - кнопки «вверх», «вниз», «PageUp», «PageDown», выход - кнопка q . Поиск определенного текста: нажимите / (прямой слеш), введите текст для поиска, нажимите Enter. Перемещение к следующим вхождениям - клавиша n . (Узнаете инструкцию про man ? Ничего удивительного, для вывода справки тоже используется less .)

Права

С любым файлом или каталогом связан набор «прав»: право на чтение файла, право на запись в файл, право исполнять файл. Все пользователи делятся на три категории: владелец файла, группа владельца файла, все прочие пользователи.

Посмотреть права на файл можно с помощью ls -l . Например:

> ls -l Makefile -rw-r--r-- 1 akira students 198 Feb 13 11:48 Makefile
Этот вывод означает, что владельцу (akira) можно читать и писать файл, группе (students) - только читать, всем прочим пользователя - тоже только читать.

Если при работе вы получаете сообщение permission denied , это значит, что у вас недостаточно правна объект, с которым вы хотели работать.

Подробнее читайте в man chmod .

STDIN, STDOUT, конвейеры (пайпы)

С каждой исполняющейся программой связаны 3 стандартных потока данных: поток входных данных STDIN , поток выходных данных STDOUT , поток для вывода ошибок STDERR .

Запустите программу wc , введите текст Good day today , нажмите Enter, введтие текст good day , нажмите Enter, нажмите Ctrl+d. Программа wc покажет статистику по количеству букв, слов и строк в вашем тексте и завершится:

> wc good day today good day 2 5 24
В данном случае вы подали в STDIN программы двухстрочный текст, а в STDOUT получили три числа.

Теперь запустите команду head -n3 /etc/passwd , должно получиться примерно так:

> head -n3 /etc/passwd root:x:0:0:root:/root:/bin/bash daemon:x:1:1:daemon:/usr/sbin:/usr/sbin/nologin bin:x:2:2:bin:/bin:/usr/sbin/nologin
В этом случае программа head ничего не читала из STDIN , а в STDOUT написала три строки.

Можно представить себе так: программа - это труба, в которую втекает STDIN , а вытекает STDOUT .

Важнейшее свойство юниксовой командной строки состоит в том, что программы-«трубы» можно соединять между собой: выход (STDOUT) одной программы передавать в качестве входных данных (STDIN) другой программе.

Такая конструкция из соединенных программ называется по-английски pipe (труба), по-русски - конвейер или пайп.

Объединение программ в конвейер делается символом | (вертикальная черта)

Выполните команду head -n3 /etc/passwd |wc , получится примерно следующее:

> head -n3 /etc/passwd |wc 3 3 117
Произошло вот что: программа head выдала в STDOUT три строки текста, которые сразу же попали на вход программе wc , которая в свою очередь подсчитала количество символов, слов и строк в полученном тексте.

В конвейер можно объединять сколько угодно программ. Например, можно добавить к предыдущему конвейеру еще одну программу wc , которая подсчитает, сколько слов и букв было в выводе первой wc:

> head -n3 /etc/passwd |wc |wc 1 3 24

Составление конвейеров (пайпов) - очень частое дело при работе в командной строке. Пример того, как это делается на практике, читайте в разделе «Составление конвейера-однострочника».

Перенаправление ввода-вывода

Вывод (STDOUT) програмы можно не только передать другой программе по конвейеру, но и просто записать в файл. Такое перенаправление делается с помощью > (знак «больше»):

Date > /tmp/today.txt
В результате выполнения этой команды на диске появится файл /tmp/today.txt . Посмотрите его содержимое с помощью cat /tmp/today.txt

Если файл с таким именем уже существовал, его старое содержимое будет уничтожено. Если файл не существовал, он будет создан. Каталог, в котором создается файл, должен существовать до выполнения команды.

Если надо не перезаписать файл, а добавить вывод в его конец, используйте >> :

Date >> /tmp/today.txt
Проверьте, что теперь записано в файле.

Кроме того, программе можно вместо STDIN передать любой файл. Попробуйте:

Wc

Что делать, когда что-то непонятно

Если вы сталкиваетесь с поведением системы, которое не понимаете, или хотите добиться определенного результата, но не знаете, как именно, советую действовать в следующем порядке (кстати, это относится не только к шеллам):
  • насколько возможно четко сформулируйте вопрос или задачу - нет ничего сложнее, чем решать «то, не знаю что»;
  • вспомните, сталкивались ли вы уже с такой же или подобной проблемой - в этом случае стоит попробовать решение, которое сработало в прошлый раз;
  • почитайте подходящие man-ы (если понимаете, какие man-ы подходят в вашем случае) - возможно, вы найдете подходящие примеры использования команд, нужные опции или ссылки на другие команды;
  • подумайте: нельзя ли немного поменять задачу? - возможно, чуть-чуть изменив условия, вы получите задачу, которую уже умеете решать;
  • задайте свой четко сформулированный вопрос в поисковой системе - возможно, ответ найдется на Stack Overflow или других сайтах;
Если ничего из перечисленного не помогло - обратитесь за советом к преподавателю, опытному коллеге или товарищу. И не бойтесь задавать «глупые» вопросы - не стыдно не знать, стыдно не спрашивать.

Если вы разобрались со сложной проблемой (самостоятельно, с помощью Интернета или других людей) -- запишите свое решение на случай, если такая же проблема снова возникнет у вас или ваших товарищей. Записывать можно в простой текстовый файл, в Evernote, публиковать в соц.сетях.

Методы работы

Скопировать-и-вставить - из man-ов, из статей на StackOverflow и т.п.Командная строка состоит из текста, пользуйтесь этим: копируйте и используйте примеры команд,записывайте удачные находки на память, публикуйте их в твиттерах и блогах.

Вытащить из истории предыдущую команду, добавить в конвейер еще одну команду, запустить, повторить .См. также раздел «Составление конвейера-однострочника».

Базовые команды

  • переход в другой каталог: cd ;
  • просмотр содержимого файлов: саt , less , head , tail ;
  • манипуляции с файлами: cp , mv , rm ;
  • просмотр содержимого каталогов: ls , ls -l , ls -lS ;
  • структура каталогов: tree , tree -d (можно передать в качестве параметра каталог);
  • поиск файлов: find . -name ... ;

Аналитика

  • wc , wc -l ;
  • sort -k - сортировка по указанному полю;
  • sort -n - числовая соритровка;
  • diff - сравнение файлов;
  • grep , grep -v , grep -w , grep "\" , grep -E - поиск текста;
  • uniq , uniq -c - уникализация строк;
  • awk - в варианте awk "{print $1}" , чтобы оставить только первое поле из каждой строки, $1 можно менять на $2 , $3 и т.д.;

Диагностика системы

  • ps axuww - информация о процессах (запущенных программах), работающих на машине;
  • top - интерактивный просмотр самых ресурсоемких процессов;
  • df - занятое и свободное место на диске;
  • du - суммарный размер файлов в каталоге (рекурсивно с подкаталогами);
  • strace , ktrace - какие системные вызовы выполняет процесс;
  • lsof - какие файлы использует процесс;
  • netstat -na , netstat -nap - какие порты и сокеты открыты в системе.

Некоторых программ у вас может не быть, их надо установить дополнительно. Кроме того, некоторые опции этих программ доступны только привилегированным пользователям (root "у).

Массовое и полуавтоматическое выполнение

На первых порах пропускайте этот раздел, эти команды и конструкции понадобятся вам тогда, когда доберетесь до несложного шелльного скриптинга.
  • test - проврека условий;
  • while read - цикл по строчкам STDIN ;
  • xargs - подстановка строк из STDIN в параметры указанной программе;
  • seq - генерация последовательностей натуральных чисел;
  • () - объединить вывод нескольких команд;
  • ; - выполнить одно за другим;
  • && - выполнить при условии успешного завершения первой команды;
  • || - выполнить при условии неудачного завершения первой команды;
  • tee - продублировать вывод программы в STDOUT и в файл на диске.

Разное

  • date - текущая дата;
  • curl - скачивает документ по указаному url и пишет результат на STDOUT ;
  • touch - обновить дату модификации файла;
  • kill - послать процессу сигнал;
  • true - ничего не делает, возвращает истину, полезна для организации вечных циклов;
  • sudo - выполнить команду от имени root "а.

Составление конвейера-однострочника

Давайте рассмотрим пример реальной задачи: требуется прибить все процессы task-6-server , запущенные от имени текущего пользователя.

Шаг 1.
Понять, какая программа выдает примерно нужные данные, хотя бы и не в чистом виде. Для нашей задачи стоит получить список всех процессов в системе: ps axuww . Запустить.

Шаг 2.
Посмотреть на полученные данные глазами, придумать фильтр, который выкинет часть ненужных данных. Часто это grep или grep -v . Клавишей «Вверх» вытащить из истории предыдущую команду, приписать к ней придуманный фильтр, запустить.

Ps axuww |grep `whoami`
- только процессы текущего пользователя.

Шаг 3.
Повторять пункт 2, пока не получатся чистые нужные данные.

"
- все процессы с нужным именем (плюс, может быть, лишние вроде vim task-6-server.c и т.п.),

Ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim |grep -v less
- только процессы с нужным именем

Ps axuww |grep `whoami` | grep "\" | grep -v vim |grep -v less |awk "{print $2}"

Pid-ы нужных процессов, п. 3 выполнен

Шаг 4.
Применить подходящий финальный обработчик. Клавишей «Вверх» вытаскиваем из истории предыдущую команду и добавляем обработку, которая завершит решение задачи:

  • |wc -l чтобы посчитать количество процессов;
  • >pids чтобы записать pid-ы в файл;
  • |xargs kill -9 убить процессы.

Задания для тренировки

Хотите попрактиковаться в новых умениях? Попробуйте выполнить следующие задания:
  • получите список всех файлов и каталогов в вашем домашнем каталоге;
  • получите список всех man -статей из категории 2 (системные вызовы);
  • посчитайте, сколько раз в man-е по программе grep встречается слово grep;
  • посчитайте, сколько процессов запущено в данный момент от имени пользователя root ;
  • найдите, какая команда встречается в максимальном количестве категорий справки (man);
  • подсчитайте, сколько раз встречается слово var на странице ya.ru .
Подсказка: вам понадобится find , grep -o , awk "{print $1}" , регулярные выражения в grep , curl -s .

Что изучать дальше?

Если командная строка начинает вам нравиться, не останавливайтесь, продолжайте совершенствовать свои навыки.

Вот некоторые программы, которые определенно вам пригодятся, если вы будете жить в командной строке:

  • find со сложными опциями
  • apropos
  • locate
  • telnet
  • netcat
  • tcpdump
  • rsync
  • screen
  • zgrep , zless
  • visudo
  • crontab -e
  • sendmail
Кроме того, со временем стоит освоить какой-нибудь скриптовый язык,например, perl или python , или даже их оба.

Кому это надо?

А стоит ли вообще изучать сегодня командную строку и шелльный скриптинг? Определенно стоит. Приведу только несколько примеров из требований Facebook к кандидатам, которые хотят поступить на работу в FB.

Как уже говорилось выше, для построения произвольных алгоритмов необходимо иметь операторы проверки условий. Оболочка bash поддерживает операторы выбора if then else и case , а также операторы организации циклов for , while , until , благодаря чему она превращается в мощный язык программирования.

5.8.1 Операторы if и test (или )

Конструкция условного оператора в слегка упрощенном виде выглядит так:

if list1 then list2 else list3 fi

где list1 , list2 и list3 — это последовательности команд, разделенные запятыми и оканчивающиеся точкой с запятой или символом новой строки. Кроме того, эти последовательности могут быть заключены в фигурные скобки: {list} .

Оператор if проверяет значение, возвращаемое командами из list1 . Если в этом списке несколько команд, то проверяется значение, возвращаемое последней командой списка. Если это значение равно 0, то будут выполняться команды из list2 ; если это значение не нулевое, будут выполнены команды из list3 . Значение, возвращаемой таким составным оператором if , совпадает со значением, выдаваемым последней командой выполняемой последовательности.

Полный формат команды if имеет вид:

if list then list [ elif list then list ] ... [ else list ] fi

(здесь квадратные скобки означают только необязательность присутствия в операторе того, что в них содержится).

В качестве выражения, которое стоит сразу после if или elif , часто используется команда test , которая может обозначаться также квадратными скобками . Команда test выполняет вычисление некоторого выражения и возвращает значение 0, если выражение истинно, и 1 в противном случае. Выражение передается программе test как аргумент. Вместо того, чтобы писать

test expression,

можно заключить выражение в квадратные скобки:

[ expression ].

Заметьте, что test и [ — это два имени одной и той же программы, а не какое-то магическое преобразование, выполняемое оболочкой bash (только синтаксис [ требует, чтобы была поставлена закрывающая скобка). Заметьте также, что вместо test в конструкции if может быть использована любая программа.

В заключение приведем пример использования оператора if :

if [ -e textmode2.htm ] ; then

ls textmode*

else

pwd

Об операторе test (или […]) надо бы поговорить особо.

5.8.2 Оператор test и условные выражения

Условные выражения, используемые в операторе test , строятся на основе проверки файловых атрибутов, сравнения строк и обычных арифметических сравнений. Сложные выражения строятся из следующих унарных или бинарных операций ("элементарных кирпичиков"):

    A file

Верно, если файл с именем file существует.

    B file

Верно, если file существует и является специальным файлом блочного устройства.

    C file

Верно, если file существует и является специальным файлом символьного устройства.

    D file

Верно, если file существует и является каталогом.

    E file

Верно, если файл с именем file существует.

    F file

Верно, если файл с именем file существуети является обычным файлом.

    G file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен бит смены группы.

    H file или -L file

Верно, если файл с именем file существуети является символической ссылкой.

    K file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен "sticky"" bit.

    P file

Верно, если файл с именем file существуети является именованным каналом (FIFO).

    R file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлено право на чтение

    S file

Верно, если файл с именем file существуети его размер больше нуля .

    T fd

Верно, если дескриптор файла fd открыт и указывает на терминал.

    U file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен бит смены пользователя.

    W file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлено право на запись.

    X file

Верно, если файл с именем file существуети является исполняемым .

    O file

Верно, если файл с именем file существуети его владельцем является пользователь, на которого указывает эффективный идентификатор пользователя.

    G file

Верно, если файл с именем file существуети принадлежит группе, определяемой эффективным идентификатором группы.

    S file

Верно, если файл с именем file существуети является сокетом.

    N file

Верно, если файл с именем file существуети изменялся с тех пор, как был последний раз прочитан.

    file1 -nt file2

Верно, если файлfile1 имеет более позднее время модификации, чем file2 .

    file1 -ot file2

Верно, если файлfile1 старше , чем file2 .

    file1 -ef file2

Верно, если файлыfile1 и file2 имеют одинаковые номера устройств и индексных дескрипторов (inode).

    O optname

Верно, если задействована опция оболочки optname . Пояснения см. на странице man bash.

    Z string

Верно, если длина строки равна нулю.

    N string

Верно, если длина строки не равна нулю.

    string1 == string2

Верно, если строки совпадают. Вместо == может использоваться = .

    string1 !== string2

Верно, если строки не совпадают.

    string1 < string2

Верно, если строка string1 лексикографически предшествует строке string2 (для текущей локали).

    string1 > string2

Верно, если строка string1 лексикографически стоит после строки string2 (для текущей локали).

    arg1 OP arg2

Здесь OP — это одна из операций арифметического сравнения: -eq (равно), -ne (не равно), -lt (меньше чем), -le (меньше или равно), -gt (больше), -ge (больше или равно). В качестве аргументов могут использоваться положительные или отрицательные целые.

Из этих элементарных условных выражений можно строить сколь угодно сложные с помощью обычных логических операций ОТРИЦАНИЯ, И и ИЛИ:

    !(expression)

Булевский оператор отрицания.

    expression1 -a expression2

Булевский оператор AND (И). Верен, если верны оба выражения.

    expression1 -o expression2

Булевский оператор OR (ИЛИ). Верен, если верно любое из двух выражений.

Такие же условные выражения используются и в операторах while и until , которые мы рассмотрим чуть ниже.

5.8.3 Оператор case

Формат оператора case таков:

case word in [ [(] pattern [ | pattern ] ...) list ;; ] ... esac

Команда case вначале производит раскрытие слова word , и пытается сопоставить результат с каждым из образцов pattern поочередно. После нахождения первого совпадения дальнейшие проверки не производятся, выполняется список команд, стоящий после того образца, с которым обнаружено совпадение. Значение, возвращаемое оператором, равно 0, если совпадений с образцами не обнаружено. В противном случае возвращается значение, выдаваемое последней командой из соответствующего списка.

Следующий пример использования оператора case заимствован из системного скрипта /etc/rc.d/rc.sysinit.

case "$UTC" in

yes|true)

CLOCKFLAGS="$CLOCKFLAGS -u";

CLOCKDEF="$CLOCKDEF (utc)";

no|false)

CLOCKFLAGS="$CLOCKFLAGS --localtime";

CLOCKDEF="$CLOCKDEF (localtime)";

esac

Если переменная принимает значение yes или true, то будет выполнена первая пара команд, а если ее значение равно no или false - вторая пара.

5.8.4 Оператор select

Оператор select позволяет организовать интерактивное взаимодействие с пользователем. Он имеет следующий формат:

select name [ in word; ] do list ; done

Вначале из шаблона word формируется список слов, соответствующих шаблону. Этот набор слов выводится в стандартный поток ошибок, причем каждое слово сопровождается порядковым номером. Если шаблон word пропущен, таким же образом выводятся позиционные параметры. После этого выдается стандартное приглашение PS3, и оболочка ожидает ввода строки на стандартном вводе. Если введенная строка содержит число, соответствующее одному из отображенных слов, то переменной name присваивается значение, равное этому слову. Если введена пустая строка, то номера и соответствующие слова выводятся заново. Если введено любое другое значение, переменной name присваивается нулевое значение. Введенная пользователем строка запоминается в переменой REPLY . Список команд list выполняется с выбранным значением переменной name .

Вот небольшой скрипт:

#!/bin/sh

echo "Какую ОС Вы предпочитаете?"

select var in "Linux" "Gnu Hurd" "Free BSD" "Other"; do

break

done

echo "Вы бы выбрали $var"

Какую ОС Вы предпочитаете?
1) Linux
2) Gnu Hurd
3) Free BSD
4) Other
#?

Нажмите любую из 4 предложенных цифр (1,2,3,4). Если вы, например, введете 1, то увидите собщение:

“Вы бы выбрали Linux”

5.8.5 Оператор for

Оператор for работает немного не так, как в обычных языках программирования. Вместо того, чтобы организовывать увеличение или уменьшение на единицу значения некоторой переменной при каждом проходе цикла, он при каждом проходе цикла присваивает переменной очередное значение из заданного списка слов. В целом конструкция выглядит примерно так:

for name in words do list done.

Правила построения списков команд (list ) такие же, как и в операторе if .

Пример. Следующий скрипт создает файлы foo_1, foo_2 и foo_3:

for a in 1 2 3 ; do

touch foo_$a

done

В общем случае оператор for имеет формат:

for name [ in word; ] do list ; done

Вначале производится раскрытие слова word в соответствии с правилами раскрытия выражений, приведенными выше. Затем переменной name поочередно присваиваются полученные значения, и каждый раз выполняется список команд list . Если "in word " пропущено, то список команд list выполняется один раз для каждого позиционного параметра, который задан.

В Linux имеется программа seq , которая воспринимает в качестве аргументов два числа и выдает последовательность всех чисел, расположенных между заданными. С помощью этой команды можно заставить for в bash работать точно так же, как аналогичный оператор работает в обычных языках программирования. Для этого достаточно записать цикл for следующим образом:

for a in $(seq 1 10) ; do

cat file_$a

done

Эта команда выводит на экран содержимое 10-ти файлов: " file_1", ..., "file_10".

5.8.6 Операторы while и until

Оператор while работает подобно if , только выполнение операторов из списка list2 циклически продолжается до тех пор, пока верно условие, и прерывается, если условие не верно. Конструкция выглядит следующим образом:

while list1 do list2 done.

while [ -d mydirectory ] ; do

ls -l mydirectory >> logfile

echo -- SEPARATOR -- >> logfile

sleep 60

done

Такая программа будет протоколировать содержание каталога "mydirectory" ежеминутно до тех пор, пока директория существует.

Оператор until аналогичен оператору while :

until list1 do list2 done.

Отличие заключается в том, что результат, возвращаемый при выполнении списка операторов list1 , берется с отрицанием: list2 выполняется в том случае, если последняя команда в списке list1 возвращает ненулевой статус выхода.

5.8.7 Функции

Синтаксис

Оболочка bash позволяет пользователю создавать собственные функции. Функции ведут себя и используются точно так же, как обычные команды оболочки, т. е. мы можем сами создавать новые команды. Функции конструируются следующим образом:

function name () { list }

Причем слово function не обязательно, name определяет имя функции, по которому к ней можно обращаться, а тело функции состоит из списка команд list , находящегося между { и }. Этот список команд выполняется каждый раз, когда имя name задано как имя вызываемой команды. Отметим, что функции могут задаваться рекурсивно, так что разрешено вызывать функцию, которую мы задаем, внутри нее самой.

Функции выполняются в контексте текущей оболочки: для интерпретации функции новый процесс не запускается (в отличие от выполнения скриптов оболочки).

Аргументы

Когда функция вызывается на выполнение, аргументы функции становятся позиционными параметрами (positional parameters) на время выполнения функции. Они именуются как $n , где n — номер аргумента, к которому мы хотим получить доступ. Нумерация аргументов начинается с 1, так что $1 — это первый аргумент. Мы можем также получить все аргументы сразу с помощью $* , и число аргументов с помощью $# . Позиционный параметр 0 не изменяется.

Если в теле функции встречается встроенная команда return , выполнение функции прерывается и управление передается команде, стоящей после вызова функции. Когда выполнение функции завершается, позиционным параметрам и специальному параметру # возвращаются те значения, которые они имели до начала выполнения функции.

Локальные переменные (local)

Если мы хотим создать локальный параметр, можно использовать ключевое слово local . Синтаксис ее задания точно такой же, как и для обычных параметров, только определению предшествует ключевое слово local: local name=value .

Вот пример задания функции, реализующей упоминавшуюся выше команду seq :

seq()

local I=$1;

while [ $2 != $I ]; do

echo -n "$I ";

I=$(($I + 1))

done;

echo $2

Обратите внимание на опцию -n оператора echo , она отменяет переход на новую строку. Хотя это и несущественно для тех целей, которые мы здесь имеем в виду, это может оказаться полезным для использования функции в других целях.

Функция вычисления факториала fact

Еще один пример:

fact()

if [ $1 = 0 ]; then

echo 1;

else

echo $(($1 * $(fact $(($1 — 1)))))

Это функция факториала, пример рекурсивной функции. Обратите внимание на арифметическое расширение и подстановку команд.

В. Костромин (kos at rus-linux dot net) - 5.8. Shell как язык программирования

    Операционные системы семейства Linux, как впрочем, и любые другие ОС, предполагают наличие интерфейса взаимодействия между компонентами компьютерной системы и конечным пользователем, т. е. наличие программного уровня, который обеспечивает ввод команд и параметров для получения желаемых результатов. Такой программный уровень получил название "оболочка" или, на английском языке - shell .

Что такое оболочка?

Командная оболочка (shell ) обеспечивает взаимотействие между пользователем и средой операционной системы Linux. Она является специализированным программным продуктом, который обеспечивает выполнение команд и получения результатов их выполнения, или, если совсем уж упрощенно, оболочка - это программа, которая предназначена для обеспечения выполнения других программ по желанию пользователя. Примером оболочки может быть, например, интерпретатор команд command.com операционной системы MS DOS, или оболочка bash операционных систем Unix / Linux.

Все оболочки имеют схожие функции и свойства, в соответствием с их основным предназначением - выполнять команды пользователя и отображать результаты их выполнения:

Интерпретация командной строки.

Доступ к командам и результатам их выполнения.

Поддержка переменных, специальных символов и зарезервированных слов.

Обработка файлов, операций стандартного ввода и вывода.

Реализация специального языка программирования оболочки.

    Для операционных систем семейства Unix / Linux возможно использование нескольких различных оболочек, отличающихся свойствами и методами взаимодействия с системой. Наиболее распространенными оболочками являются

sh - оболочка Bourne , классическая оболочка для ОС Unix

bash оболочка Bourne Again (GNU Bourne-Again SHell). Пожалуй, наиболее распространенная на данный момент, оболочка в среде ОС семейства Linux.

ksh - оболочка Korn , разработанная в качестве развития оболочки Bourne с историей командной строки и возможностью редактирования команд.

csh - оболочка C , использующая синтаксис популярного языка программирования C

tcsh - версия оболочки C с интерактивным редактированием командной строки.

В системе может быть установлено несколько различных оболочек, и для каждого пользователя возможно использование своей, запускаемой по умолчанию, оболочки. Все это, естественно, выполняется автоматически в процессе загрузки и регистрации пользователя.

    В процессе загрузки операционных систем семейства Linux, после загрузки ядра системы выполняется переход в интерактивный режим – режим взаимодействия пользователя и операционной системы. В ОС Linux, первым запускаемым в ходе загрузки процессом, является программа инициализации init , которая считывает содержимое конфигурационного файла /etc/inittab , определяет перечень и характеристики терминалов, имеющихся в системе, и вызывает программу интерактивного входа getty , отображающую приглашение для ввода имени пользователя. После ввода имени пользователя и пароля, программа getty вызывает программу login , которая проверяет достоверность учетной записи, выполняет переход в домашний каталог пользователя и передает управление программе начального запуска сеанса, в качестве которой обычно используется программа оболочки пользователя, конкретная разновидность которой определяется содержимым файла /etc/passwd для данной учетной записи. Например:

user1:x:508:511::/home/user1:/bin/sh
interbase:x:510:511::/home/interbase:/bin/csh
apb:x:511:513:apb:/home/apb:/bin/bash

Как видно из содержимого файла /etc/passwd , для пользователя user1 будет запущена оболочка sh (оболочка Bourne), для пользователя interbase - оболочка csh (оболочка C) и для пользователя apb - оболочка bash (Bourne Again). После старта оболочки, на экран выводится приглашение к вводу команд (обычно в виде знака доллара $ , если работа выполняется в контексте учетной записи обычного пользователя, или фунта # , если оболочка используется под учетной записью привилегированного пользователя (root ).

При выходе из оболочки, ядро системы возвращает управление программе init , которая перезапускает процесс входа в систему и на терминале отображается приглашение к вводу имени пользователя. Выход из оболочки может быть выполнен одним из двух способов:

Посредством команды exit выполненной пользователем

При получении процессом оболочки сигнала kill , отправленного ядром, например при перезагрузке системы.

Интерпретация командной строки.

    Пользовательский ввод в ответ на приглашение оболочки обычно называют командной строкой или командой . Команда Linux - это строка символов из имени команды и аргументов, разделенных пробелами. Аргументы предоставляют команде дополнительные параметры, определяющие ее поведение. Наиболее часто в качестве аргументов используются опции и имена файлов и каталогов. Например, командная строка

ls -l file01 file02

Содержит команду ls , опцию -l и два имени файлов file01 file02 .

При использовании нескольких опций, их можно объединять. Например, варианты следующих команд идентичны:

Ls -l -d
ls -ld

Команды, являющиеся частью оболочки, называются встроенными . К таким командам относятся, например, cd, if, case и т. п. Естественно, встроенные команды могут отличаться для различных вариантов оболочек. Кроме встроенных команд, возможно использование программных модулей, представляющих собой отдельные исполняемые файлы, или файлов скриптов или сценариев - обычных текстовых файлов, содержащих последовательно выполняемые строки с командами оболочки. Некоторые скрипты (сценарии) могут выполняться процессами Linux, как например, планировщиком задач cron . Планировщик задач, как правило, предназначен для автоматического выполнения задач администрирования системы по расписанию. Задачи cron представляют собой команды или скрипты и выполняются автоматически, без какого либо вмешательства человека и могут выполняться в контексте разных учетных записей пользователей. В случае, когда задача планировщика предполагает выполнение какого-либо скрипта, возникает проблема выбора оболочки, которая должна быть запущена в качестве дочернего процесса cron для обработки команд из файла скрипта - ведь оболочка может быть любой, а синтаксис скрипта, как правило, предполагает использование конкретной оболочки, под которую он написан. Для устранения данной проблемы, в ОС семейства Linux принято в первой строке скрипта указывать разновидность оболочки, необходимой для его выполнения, в виде:

#!/bin/bash - для оболочки bash

#!/bin/sh - для оболочки sh

Знак # является признаком комментария и следующие за ним символы не интерпретируются в качестве команды. Такой прием позволяет явно указать, какая оболочка должна быть использована для обработки последующего содержимого файла. Если же скрипт не содержит запись, явно определяющую требуемую оболочку, то будут использованы настройки из учетной записи, в контексте которой выполняется данный скрипт. В этом случае, возможна ситуация, когда скрипт, написанный для оболочки, например, tch будет передан для выполнения в оболочку bash , что приведет к невозможности его выполнения.

При выполнении команд или сценариев используются переменные окружения (на английском языке - environment , значения которых характеризуют программную среду, в которой происходит выполнение команд. Такие переменные могут содержать общие настройки системы, параметры графической или командной оболочки, пути исполняемых файлов и т.п. Значения переменных окружения устанавливаются на уровне системы (для всех пользователей) и на уровне конкретного пользователя. Для установки переменных окружения на уровне системы используется содержимое файлов:

/etc/profile - устанавливает переменные только для командных оболочек. Может запускать любые скрипты в оболочках, совместимых с Bourne shell.

/etc/bash.bashrc - устанавливает переменные только для интерактивных оболочек. Он также запускает bash-скрипты.

/etc/environment - используется модулем PAM-env. В этом файле можно указывать только пары имя=значение .

Каждый из этих файлов имеет свои особенности применения, поэтому следует внимательно выбирать тот, который подходит для ваших целей. Например, если нужно добавить пользовательский каталог ~/bin в переменную PATH для всех пользователей, поместите следующий код в один из системных файлов инициализации окружения (/etc/profile или /etc/bash.bashrc):

# Если идентификатор ID пользователя более или равно 1000, и существует каталог ~/bin, и он

#не был ранее добавлен в переменную PATH,

# выполнить экспорт ~/bin в переменную $PATH.

If [[ $UID -ge 1000 && -d $HOME/bin && -z $(echo $PATH | grep -o $HOME/bin)

Export PATH=$HOME/bin:${PATH}

Как правило, в операционных системах Linux, идентификатор пользователя менее 1000 или менее 500 используется для служебных учетных записей. В данном примере, переменная окружения будет установлена для всех локальных пользователей системы с идентификатором 1000 или более.

Если же нужно изменить среду окружения для конкретного пользователя, используется модификация содержимого среды окружения пользователя:

- ~/.bash_profile , ~/.bash_login и т.п. - файлы инициализации командной оболочки из домашнего каталога пользователя.

- ~/.profile - файл инициализации профиля пользователя. Используется многими оболочками для определения переменных среды.

~/.pam_environment - пользовательский аналог файла /etc/environment, который используется модулем PAM-env.

Например, чтобы добавить каталог пользователя ~/bin в пути поиска исполняемых файлов, заданных переменной PATH , можно например, в файл ~/.profile поместить строку:

export PATH="${PATH}:/home/пользователь/bin"

Чтобы установить переменные окружения для графических приложений, используется содержимое файлов настройки графической среды пользователей ~/.xinitrc

Гораздо чаще значения переменных окружения задаются для текущего сеанса пользователя. Например, для добавления пользовательского каталога ~/bin в пути поиска исполняемых файлов:

export PATH=~/bin:$PATH

Новое значение переменной PATH будет действовать только до завершения текущего сеанса пользователя.

Для просмотра значения переменной можно использовать команду echo $переменная , например:

echo $PATH

В настоящее время, самой распространенной оболочкой, как уже упоминалось выше, является bash . Вызвано это, в первую очередь тем, что оболочка bash является sh - совместимой командной оболочкой, в которую добавлены полезные возможности из оболочек Korn shell (ksh ) и C shell (csh ). Оболочка bash может без какой-либо модификации выполнять большинство скриптов, написанных под язык программирования оболочки sh и в максимальной степени пытается приблизиться к стандарту POSIX , что привело к появлению множества улучшений, причем как для программирования, так и использования в интерактивном режиме. В современной реализации bash имеется режим редактирования командной строки, неограниченный размер истории команд, средства управление заданиями, возможность использования псевдонимов, обширный перечень встроенных команд, функции командной оболочки и т.п. В целом, bash в наибольшей степени соответствует потребностям среднестатистического пользователя, что и сделало ее наиболее используемой в среде Linux.

При запуске bash без параметров командной строки, оболочка запускается в интерактивном режиме, отображая на экране приглашение к вводу команд. Интерактивная оболочка обычно читает данные из терминала пользователя и пишет данные в этот же терминал, стандартным устройством ввода является клавиатура, а стандартным устройством вывода – дисплей. Пользователь вводит команды на клавиатуре, а результат их выполнения отображается на дисплее.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то