Подбор памяти по материнской плате. Оперативная память для компьютера: основы правильного выбора. ⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

То заменить ее на более новую и продвинутую DDR4 не удастся - вместе с памятью придется менять материнскую плату и процессор. При сборке нового компьютера рекомендуется самый актуальный на данный момент тип памяти - DDR4.

Объем памяти

В современный компьютер рекомендуется устанавливать как минимум 4 Гб оперативной памяти. Стандартом сейчас является 8 Гб - этого объема пользователю хватит для большинства повседневных задач. Профессионалу, часто работающему в «тяжелых» программах, типа Autocad и 3DSMax, рекомендуется ставить модули 16 Гб и выше.

Часто память продают комплектами по два , четыре и более модулей . Два модуля с одинаковыми параметрами, вставленные в одинаковые по цвету слоты материнской платы, будут работать в «двухканальном режиме» - это даст прирост в скорости передачи данных и увеличит скорость работы системы и приложений.

Тактовая частота

Тактовая частота памяти определяет скорость обмена данными с материнской платой. Чем выше частота, тем быстрее работает компьютер. От нее напрямую зависит пропускная способность памяти и цена модуля. Выбирать память нужно исходя из того, какие частоты поддерживаются материнской платой и процессором.

Форм-фактор

На большинстве домашних компьютеров используется форм-фактор DIMM . На ноутбуках чаще всего установлена память формата SODIMM . Остальные форм факторы вряд ли будут интересны простому пользователю - они устанавливаются либо на серверах, либо на старых ПК.

Не забыли. Остались две очень важные для любого боярина покупки - оперативная память и видеокарта. О графических ускорителях поговорим позже, когда Nvidia и ее партнеры наконец-то выпустят в широкую продажу карточки 20-й серии. Сегодня же разберемся в тонкостях выбора оперативной памяти.

Как и со многими аспектами жизни, с ОЗУ непросто. Казалось бы, бери побольше объема, да и все. Но есть много тонкостей, которые могут испортить впечатление от покупки так, что никакие десятки гигабайтов не будут радовать. Итак, пойдем по порядку, чтобы, с одной стороны, не переплатить за ненужное, а с другой - не остаться у глючного компьютера в попытке чересчур сэкономить.

Опять же подчеркнем, что у компьютерных гуру эта статья может вызвать приступы презрительных усмешек и пальцевый зуд повышенной чесоточности. Все правильно, потому что наш гайд нацелен на людей, которые не посещали университетов компьютерной грамотности и не каждый день сталкиваются с проблемой выбора «самых правильных» таймингов.

Типы оперативной памяти

А вы думали, что сначала надо определиться с объемом? Мол, больше гигабайтов - больше счастья? Нет, сперва стоит узнать, какой тип оперативки вам нужен.

Компьютерный рынок, несмотря на пессимистические прогнозы, постоянно развивается, и оперативная память совершенствуется вместе с ним. Время от времени появляются новые технологии и стандарты, позволяющие увеличить скорость работы памяти, уменьшить ее энергопотребление и тепловыделение. Так поколение за поколением выпускаются все новые и новые типы ОЗУ.

Старенькая DDR-память. Такую уже не выпускают

Узнать, к какому поколению относится планка памяти, легко по маркировке DDR (double data rate - «удвоенная скорость передачи данных»). Обычного DDR в настольных системах уже давно не встретишь, как и DDR2. На пожилых, но не вышедших в тираж сборках еще может встречаться DDR3, однако если речь идет об актуальных компьютерах с новенькой «требухой», то здесь без вариантов будет DDR4. Где-то на горизонте не первый год маячит память пятого поколения, но пока о ней можно забыть.

Таким образом, если мы ориентируемся на новые актуальные процессоры и материнские платы, то выбор сводится к типу памяти DDR4. К слову, даже если вы ошиблись и купили неподходящий тип ОЗУ, не надо бояться угробить компьютер - у вас банально не получится установить эту планку в материнскую плату. Каждый тип памяти выпускается на плате с особым разъемом, которому должен соответствовать разъем на материнке. Видите, что выемка на плашке памяти ну никак не совпадает с перегородкой в слоте? Поздравляем - этот тип ОЗУ не подходит для вашей машины! Осталось договориться с магазином и обменять его на что-нибудь более полезное.

С DDR4 понятно - дальше только о нем и будем говорить. Но что еще за DDR4 DIMM? А DDR4 SO-DIMM? Или вот DDR4 DIMM Registered? Что ж, DIMM - это всего лишь Dual In-line Memory Module (двухсторонний модуль памяти), то есть непосредственное и не очень нужное обозначение того, что перед вами модуль оперативной памяти определенного формфактора и ничего более (или менее). DDR4 DIMM - как раз то, что нужно для настольных компьютеров.

Модули памяти формата SO-DIMM (Small Outline Dual In-line Memory Module), как ясно из англоязычной расшифровки названия, отличаются более компактными габаритами по сравнению с DIMM. Такие планки используются в системах с ограниченным внутренним пространством. Ноутбуки и мини-ПК - вот среда обитания такой памяти.

DDR4 DIMM Registered - это регистровая память с буфером, который частично берет на себя контроль за передачей данных в памяти. Такие модули считаются более надежными и отказоустойчивыми, при этом они обычно немного дороже и, поговаривают, чуть медленнее обычной DIMM. Используются практически только в серверах и малоинтересны для классического домашнего пользователя.

Коротко о главном. Собираете компьютер из новых актуальных комплектующих? Значит, можете не разбираться в типах памяти и сразу ставить галочку напротив DDR4 DIMM, игнорируя все остальные.

Объем памяти

Многие думают, что именно этот параметр самый важный. И это действительно почти так! Одновременно он же и самый простой. Да, здесь прекрасно работает принцип «чем больше, тем лучше». Но в разумных пределах.

Нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти, если… Нет, оставим просто «нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти». Конечно, вы можете сутками напролет обрабатывать терабайты видео, но тогда вряд ли читаете этот гайд.

Минимально допустимый на сегодня объем ОЗУ - 4 ГБ. Все, что ниже - выброшенные на ветер деньги. Этого объема хватит для веб-серфинга, просмотра кино, нетребовательных игр. В общем, то что надо для рабочей офисной машины.

8 ГБ хватит уже почти на все и почти для всех. Игры, кино в высоком разрешении, обработка фото и чуть-чуть видео, браузер с десятком-другим открытых вкладок. Все это без особых проблем будет бегать, но поочередно. Вариант без запаса, но жить можно.

16 ГБ - пока оптимальный вариант для абсолютного большинства пользователей. Браузер с «тыщей» вкладок уже можно не закрывать перед запуском требовательной игры. Вообще можно ничего не закрывать. Очень удобная емкость, с небольшим запасом, но без крокодильих слез за ненужные траты.

32 ГБ нужны, но пока только для специфических задач «не для всех». Столько памяти пригодится для работы, например, дизайнеров или все тех же спецов по редактированию видео. В домашнем компьютере 32 ГБ еще не стали стандартом, хотя изредка встречаются у энтузиастов, которым надо всего и побольше. Возможно, через пару лет столько ОЗУ начнут с удовольствием «кушать» отдельные ААА-проекты.

Коротко о главном. Для компьютера «посидеть в интернете» и при очень урезанном бюджете берите 4 ГБ и копите еще на столько же. 8 ГБ - разумный выбор, но по возможности все-таки лучше отдать предпочтение 16 ГБ и на ближайшее время забыть про оперативку. 32 ГБ - если вы вообще не хотите думать о ней.

Лучше два модуля по 8 ГБ, чем четыре по 4 ГБ

Выше мы говорили о разном объеме оперативной памяти - 4, 8, 16, 32 ГБ. Но почему нет ни слова о 9 или 12 ГБ? Ведь можно взять один модуль емкостью 4 ГБ, потом докупить еще 4 ГБ, подсобрать денег и впихнуть в компьютер еще 4 ГБ. Так обманем систему! Начнем с малого и потихонечку будем апгрейдиться!

Делать так никто не запрещает, но есть нюанс. Во-первых, исходить надо из того, что сегодня широко распространены планки памяти объемом 4, 8 и 16 ГБ. То есть установить 3 ГБ + 6 ГБ точно не получится. Во-вторых, компьютеры любят четное количество установленных планок памяти, то есть фактически два или четыре модуля. В-третьих, если вы забьете все четыре слота на материнской плате, это приведет к повышенной нагрузке на контроллер памяти, а потому может негативно сказаться на стабильности и производительности системы, а также возможном разгоне.

Таким образом получается, что оптимальнее всего использовать два слота (три - очень нежелательно, один - можно, но с прицелом на «добавку»). Можно и четыре, но вы должны быть уверены в качестве всех компонентов системы и в том, что не будете ее разгонять.

Так что же лучше - один модуль на 8 ГБ или два по 4 ГБ? Если речь о новой системе, логичнее купить один 8-гигабайтный модуль и начать откладывать на еще один такой же. А если выбор между одним модулем емкостью 16 ГБ и двумя по 8 ГБ? В таком случае предпочтительней второй вариант, и вот почему.

В современных компьютерах поддерживается двухканальный режим работы памяти, при котором увеличивается скорость передачи данных между памятью и компьютерными компонентами. То есть фактически забесплатно пользователь получает прирост к производительности компьютера. Мощность увеличится ненамного, но почему бы не воспользоваться таким приятным бонусом?

Без нюанса не обошлось и здесь - для двухканального режима работы необходимо два идентичных по характеристикам модуля памяти от одного производителя. Многие вендоры предлагают комплекты такой памяти - одинаковой и гарантированно работающей в этом режиме. Бывает, что такие комплекты стоят дороже, чем аналогичные модули, но вне комплекта. Вестись на «сборные» предложения не обязательно, достаточно купить идентичные планки одной серии (проверяйте маркировку).

Чтобы двухканальный режим заработал, память надо установить в «правильные» слоты на материнской плате. Обычно они обозначены одним цветом и размещаются через один. Например, синие 1-й и 3-й слоты, а также черные 2-й и 4-й.

Коротко о главном. В вашей материнской плате, скорее всего, четыре слота для оперативной памяти. Не спешите заполнять их все! Лучше обойтись двумя. Два модуля по 8 ГБ - разумный вариант. Есть лишние шекели? Тогда берите два по 16 ГБ. Чтобы система работала чуть-чуть быстрее благодаря двухканальному режиму, выбирайте одинаковые планки одной серии и от одного производителя.

Частота и тайминги

Частота и тайминги - ключевые параметры скорости работы оперативной памяти. Сегодня к стандартным частотам памяти DDR4 относят 2133, 2400, 2666 и 3200 МГц. В продаже встречаются и планки с другими частотами - разогнанные производителем экземпляры. Тайминги указывают на время обработки памятью информации и обозначаются следующим образом: 16-18-18-38, 14-16-16-31 и т. д.

Теоретически, чем выше частота работы памяти и ниже тайминги, тем лучше. Но (ха-ха!) не все так просто. В кремниевой жизни наших неорганических друзей чем выше частота, тем выше тайминги. То есть делая ставку на один показатель производительности, придется жертвовать другим.

Считается, что частота больше важна для редактирования видео, при работе с большими архивами и в создании мультимедиа-контента. Низкие же тайминги лучше сказываются на играх. Отметим, что и в одном, и в другом случае речь не идет о катастрофической разнице, обычно прирост ограничивается в лучшем случае несколькими процентами.

Очень важно и то, память какой максимальной частоты поддерживает ваша материнская плата. Оперативка с частотой 3200 МГц может завестись на плате с поддержкой частоты до 2666 МГц, но не сможет использовать весь свой потенциал, а будет работать на пониженной частоте. Это в первую очередь касается бюджетных плат.

Коротко о главном. Чем выше частота и ниже тайминги, тем лучше оперативная память. Жаль, что не бывает ОЗУ с высокой частотой и низкими таймингами. Модуля с частотой 2400 или 2666 МГц и сопутствующими таймингами хватит на все.

Радиаторы, подсветка, производитель

Уфф, наша память такая крутая, такая мощная, что без вот этого автомобильного радиатора никак не обойтись! Обвешивать несчастную оперативку железяками стало модно. Но не потому, что ей всенепременно надо охладиться, а просто красоты ради.

Оперативная память - один из самых термоустойчивых и при этом холодных компонентов компьютера. Радиаторы ничем не помогут и ничего не предотвратят просто потому, что модули памяти в них не нуждаются. Более того, массивные элементы могут мешать друг другу при установке планок в слоты на материнской плате друг за другом. А еще могут задевать процессорный кулер.

Другое дело, если вы яростный оверклокер, который потом и кровью добывает из каждой железяки дополнительный мегагерц. При экстремальном разгоне и повышении напряжения для питания ОЗУ тепловыделение может значительно увеличиться, и тогда без дополнительного охлаждения и правда не обойтись. Впрочем, это удел 0,5% пользователей, которые и без наших гайдов знают, что делать.

К таким же бесполезным, но повышающим цену памяти ненужностям отнесем подсветку. Особенно забавно, когда люди покупают такие модели в закрытый корпус без окошек. Рекомендуется только тем, кто осознанно собирает не только компьютер, но и по совместительству новогоднюю елку.

А вот производитель памяти действительно важен. Когда откроете наш каталог, то увидите, что оперативку выпускает не менее 40 вендоров! Абсолютное большинство из них являются по сути обычными сборщиками продукта из готовых комплектующих. А вот самое главное - чипы памяти - делают всего несколько компаний. Самыми популярными считаются чипы производства Samsung и Hynix. Эти же бренды сами выпускают модули памяти - их мы и рекомендуем к покупке. Бренды вроде Crucial, Kingston, Corsair, Patriot также хорошо себя зарекомендовали.

Коротко о главном. Не собираетесь в хвост и гриву разгонять свое добро? Значит, радиаторы не нужны. Привыкли играть и работать за компьютером, а не любоваться переливающимися всеми цветами радуги светодиодами? Значит, подсветка памяти точно не нужна. Из производителей советуем обратить внимание в первую очередь на Samsung и Hynix.

Разгон

Энтузиасты любят покупать недорогие комплектующие и разгонять их, вручную увеличивая показатели. Причем разгонять любят не только процессоры, но и оперативную память. Тема оверклокинга очень обширная и никак не поместится в одной главе.

Но если очень хочется сделать это здесь и сейчас, можно поискать модули памяти с поддержкой XMP. В такие планки производителем уже зашиты профили с разогнанными параметрами - увеличенной частотой, измененными таймингами и повышенным напряжением. Вам ничего не надо делать, только выбрать такой профиль в BIOS материнской платы или с помощью отдельной программы.

Но необходимо учитывать, что часто от такого заводского разгона прирост производительности будет заметен только в бенчмарках.

Коротко о главном. Для самостоятельного разгона оперативной памяти нужен отдельный гайд, цель которого - найти оптимальное соотношение частоты, таймингов и напряжения. Можно воспользоваться моделями с поддержкой профилей XMP, параметры в которых уже разогнаны. Но заметного прироста производительности от таких компонентов ждать не стоит.

Совсем коротко о самом главном

  • Для новой системы выбирайте модули типа DDR4 DIMM, все остальные можно благополучно пропускать. Если хотите обновить что-то пожилое, то, скорее всего, вам потребуется DDR3.
  • Для актуальной современной системы достаточно 16 ГБ оперативной памяти (два модуля по 8 ГБ). Если есть возможность потратить деньги «про запас», тогда ставьте 32 ГБ (два модуля по 16 ГБ).
  • Частоты и тайминги - основной показатель скорости работы оперативной памяти. Но если не отдавать предпочтение совсем уж дешевым экземплярам, то сильно переживать из-за этих параметров не стоит, ведь разницы в работе все равно не заметите.
  • Чипы для модулей ОЗУ делают всего несколько производителей, а сами модули собирает огромное количество компаний. Техпроцесс достиг того уровня, когда проблемы с качеством почти не встречаются, поэтому выбирать можно по любимому или знакомому бренду, оформлению, условиям гарантии и т. д.
  • Неразогнанной оперативной памяти не нужно охлаждение в виде металлических радиаторов. Они лишь увеличивают стоимость ОЗУ и придают ей агрессивно-напомаженный вид.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Несколько дней назад я «психанул» — мне надоело покупать частями комплектующие будущего домашнего «суперкомпьютера» . Взял и разом приобрёл оставшиеся детальки — материнскую плату, процессор и оперативную память.

Сегодня расскажу как выбрать оперативную память в компьютер и даже как её правильно установить.

Что такое оперативная память

Перед выбором оперативной памяти для компьютера нужно чётко понимать что это такое вообще.

Оперативная память в компьютере это один из компонентов, наряду с центральным процессором и SSD-диском, который отвечает за быстродействие системы.

Официальное определение звучит примерно так: ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) — это энергозависимая часть компьютерной системы, в которой временно хранятся входные, выходные и промежуточные данные программ и операционной системы.

Но я, как всегда, попытаюсь донести Вам это определение простым языком…

Процессор — это мозг компьютера, который обрабатывает всю информацию. Жёсткий диск (или SSD-диск ) хранит в себе все данные (программы, фотки, фильмы, музыку…). Оперативная память — это промежуточное звено между ними. В неё «подтягиваются» данные, которые нужно обработать процессору.

Зачем «подтягиваются» ? Почему сразу не брать их с жёсткого диска? Дело в том, что оперативка работает во много раз быстрее, чем даже SSD-диск.


Какие данные могут скоро понадобиться процессору определяет сама операционная система, автоматически. Она очень умная, чтоб о ней не говорили.

Типы ОЗУ

Когда по земле ещё ходили мамонты оперативка делилась на SIMM и DIMM — сразу забудьте об этих типах ОЗУ, их уже давно не выпускают и не используют.

Потом изобрели DDR (2001 год). Ещё встречаются компьютеры с таким типом памяти. Главное отличие от DDR2 и DDR3 — количество контактов на плате памяти DDR, их всего 184 штуки. Такой тип ОЗУ работает гораздо медленнее своих современных собратьев (DDR2 и DDR3).

В DDR2 (2003 год) большее число контактов (240 штук), благодаря этому расширилось количество потоков данных и заметно ускорилась передача информации к процессору. Максимальная частота DDR2 составляет 1066 МГц.

DDR3 (2007 год) — это самый распространённый тип оперативной памяти в современных компьютерах. Тут оставили количество контактов в покое (240 штук), но сделали их электрически несовместимыми. Максимальная частота DDR3 – 2400 МГц. Ещё этот тип памяти отличается меньшим энергопотреблением и большей пропускной способностью.

DDR3 получилась быстрее DDR2 на 15-20 %.

Планки DDR2 и DDR3 имеют разное расположение «ключа» , они не взаимозаменяемы…

Форм-фактор планок оперативки

Планки оперативной памяти для ноутбуков (SODIMM) и стационарных компьютеров (SDRAM) разные по размеру и внешнему виду. Для ноутов они выглядят так…

…а для стационарных домашних компьютеров, примерно так…

На этом их отличия (в основном) и заканчиваются. Характеристики, которые нужно знать для выбора оперативной памяти, у этих двух видов абсолютно одинаковы.

Объём оперативной памяти

В прошлом веке объём оперативной памяти измерялся в килобайтах и мегабайтах (даже смешно вспоминать). Сегодня — в гигабайтах.

Этот параметр определяет сколько временной информации влезет в чип оперативки. Тут всё относительно просто. Сама Windows при своей работе потребляет около 1 Гб памяти, поэтому её должно быть больше в компьютере.

2 Гб — может хватить для бюджетного компьютера (фильмы, фотки, Интернет)

4 Гб — подойдёт для более требовательных программ, игр на средних и максимальных настройках качества

8 Гб — «потянут» тяжелые игры на максимальных настройках качества или очень требовательные к памяти программы *DANCE*

16 Гб — будут «летать» самые новые современные и тяжёлые игры, а также специальные профессиональные программы-монстры

32 Гб — Вам некуда девать деньги? Перешлите их мне.

Очень важно учитывать, что обычные 32-битные операционные системы Windows «не видят» памяти более 3 Гб и соответственно не используют её. Если Вы купите более 3 Гб оперативки — ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливайте 64-битную систему.

Частота оперативной памяти

Неопытные пользователи часто при выборе оперативки ограничиваются её объёмом, но частота памяти не менее важна. Она определяет с какой скоростью будет осуществляться обмен данными с процессором.

Современные обычные процессоры работают на частоте 1600 МГц. Соответственно и память желательно покупать с такой частотой, не выше (можно 1866 МГц). Отличие 1333 МГц от 1600 МГц практически незаметны «на глаз» .

Что касается планок памяти с частотой 2133 МГц и выше — они сами стоят диких денег, для их полноценной работы нужны специальные материнские платы, которые стоят дикие деньги, а самое главное, что нужен процессор с разблокированным множителем (поддерживающий разгон), который стоит…

При этом всё это безобразие будет сильно греться (нужна мощная охлаждающая система (желательно водяная), которая стоит…) и потреблять много энергии. Это выбор сумасшедших геймеров.

Кстати, прирост производительности компьютера при таком разгоне будет составлять всего от 10 до 30%, а денег потратите в три раза больше. Оно Вам надо?

Тайминг оперативной памяти

«Страшный» параметр оперативной памяти о котором мало кто знает и который редко учитывают при выборе памяти, а вот и зря.

Латентность (тайминг) — это временная задержка сигнала. Измеряется она в тактах. Тайминги могут принимать значения от 2 до 13. От них зависит пропускная способность участка «процессор-память» и, как следствие, быстродействие системы, правда совсем чуть-чуть.

Чем ниже значение тайминга, тем быстрее работает оперативная память. Например я приобрёл память со значениями таймингов 9-9-9-24, но есть и шустрее, конечно.

Тайминги оперативной памяти можно корректировать в БИОС при разгоне системы (не рекомендуется это делать неопытным пользователям).

И в завершении статьи, как и обещал в начале, расскажу…

Как правильно устанавливать оперативную память в компьютер

Перед процедурой надо обязательно выключить компьютер и отсоединить шнур питания от системного блока.

Никаких настроек, после установки памяти, производить в системе не нужно. Система сама её опознает и начнёт использовать.

Легче всего память устанавливать в ноутбук (бывает труднее открыть заднюю крышку). В ноутах оперативка находится в горизонтальном положении, лежит.

Просто приподнимаем и вытягиваем её из пазов, вставляем новую до упора. Замок на планке (прорезь) не даст Вам ошибиться при установке…

В стационарных компьютерах этот процесс «капельку» сложнее. Память стоит вертикально к материнской плате и зажата защёлками.

Для изъятия планки достаточно развести эти защёлки в стороны и она сама «выпрыгнет» из слота. Установка тоже займёт у Вас 2 секунды — поднесите планку к слоту, согласуйте замок (прорезь) на планке с перемычкой в слоте и вставьте до упора (услышите щелчок — это защёлки зажмут планку).

Очень важно не перепутать щелчок зажимов с хрустом проломленной материнской платы.

Двухканальный режим памяти

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то