Программируемые типы. Выбираем тип программирования. Общая характеристика языков программирования

Какие кодеры наиболее востребованы в нашей стране?

Если сказать простому человеку, что ты работаешь программистом, то в ответ можно услышать одну из следующих реплик:

  • «Мне надо переустановить Windows. Я всю жизнь ждал того, кто сделает это для меня. А потом пойдем чинить тостер.»;
  • «О! Ты можешь помочь мне с лабораторной работой на VBA!»;
  • «За сколько сможешь сделать сайт для магазина моей мамы?»;
  • «Да ну! Скучная и дурацкая профессия. Я вот как-то пробовал разобраться с 1C…».

Если в ответ сказать, что ты ни разу не делал сайты и лабы на VBA, а Windows видишь только в страшных снах, то собеседник может искренне удивиться и на его лице отразится искреннее сомнение в твоей профессиональной пригодности. Некоторые разработчики слабеют под таким взглядом и идут доказывать, что они что-то могут. Из-за таких лохов в голове обывателя слово «программист» является синонимом понятия «бесплатная компьютерная помощь».

Ведь многие люди не знают, чем на самом деле занимаются программисты и судят об этом по навыкам своих родственников/знакомых. Но разные представители специальности делают абсолютно разные вещи и нельзя говорить за всех.

Эта статья расскажет об основных специализациях программистов , которые наиболее востребованы на российском рынке. Для каждого типа будут указаны организации, где его можно встретить чаще всего и технологии, с которыми ему надо уметь работать.

В статье будут упомянуты только главные знания, без которых не обойтись в адекватном коллективе, где программиста не заставляют закручивать гайки, рисовать дизайн и выкладывать статьи на сайт.

1. Front-end веб-разработчик

Если мы заходим на сайт и там есть кнопочки, которые меняют местоположение и цвет при наведении на них мышкой, то это дело рук front-end разработчика. Он пишет весь код на JavaScript, который выполняется без перезагрузки страницы на стороне клиента.

Где работает?

Что делает?

Разрабатывает динамику пользовательского интерфейса. Если в компании нет верстальщика, то еще и переводит PSD-шаблоны в HTML-код.

Технологии

  • HTML и UI фреймворки (Bootstrap, Foundation, Pure);
  • CSS и препроцессоры (SASS/LESS);
  • JavaScript + фреймворки/библиотеки на этом языке (Jquery, ReactJS, AngularJS, BackboneJS);
  • Утилиты для сборки проектов (Grunt, Gulp, Bower).

2. Back-end разработчик

Человек на плечи которого ложиться основное бремя по разработке веб-проекта. Он как бы строит фундамент, на который front-end разработчик прицепляет «декоративные элементы».

Где работает?

В серьезных фирмах, занятых созданием сайтов и веб-приложений. Разделение фронтенда и бекенда один из признаков наличия в компании определенного уровня культуры разработки.

Что делает?

Разрабатывает “ядро” сайта или веб-приложения: код исполняемый на сервере и архитектуру базы данных.

Технологии

Один из нижеперечисленных языков и фреймворки/библиотеки для него:

  • Ruby;
  • Python;
  • Java;
  • JavaScript.
  • Базы данных MySQl/PostgreSQL/NoSQL.

3. Full-stack веб-разработчик

Человек, который может сделать сайт любой сложности «от и до».

Где работает?

Чаще всего в стартапах и небольших студиях веб-дизайна. В крупных компаниях содержится в команде наряду с front-end и back-end разработчиками, чтобы контролировать и координировать их работу.

Что делает?

Сайты и веб-приложения. Выполняет работу front-end и back-end разработчика одновременно.

См. списки двух предыдущих типов.

4. Разработчик игр

Очень широкое понятие, которое включает как минимум три крупных категории: разработчик десктопных игр, разработчик мобильных игр и разработчик MMORG.

Где работает?

В игровых студиях.

Что делает?

Разрабатывает игры.

Какие технологии ему желательно знать?

  • С#/C++/Java;
  • Open GL или DirectX;
  • Один из игровых движков (Unity, Unreal Engine, Torque и другие).

5. Разработчик приложений под Android

Где работает?

Что делает?

Разрабатывает приложения под операционную систему Android.

Какие технологии ему желательно знать?

  • Java;
  • Android SDK;
  • OpenGL;
  • Android Studio.

6. Разработчик приложений под iOS

Где работает?

В студиях мобильных приложений, стартапах или крупных компаниях, которые решили сделать для себя мобильное приложение собственными силами.

Что делает?

Разрабатывает приложения под операционную систему iOS.

Технологии

  • Objective-C;
  • XCode;
  • OpenGL;
  • Cocoa Touch;
  • CoreData;
  • CoreGraphics.

7. Программист 1C

Многие разработчики не считают язык, встроенный в 1C, языком программирования, а людей, которые пишут на нем, программистами. У них есть на это свои основания. Тем не менее, людей которые называют себя программистами 1C и вакансий для них очень много.

Где работает?

В любой фирме активно ведущей экономическую деятельность. Часто не включен в основной штат сотрудников, а приходит пару раз в месяц или реже.

Что делает?

Пишет программы для автоматизации документооборота в компании.

Технологии

  • «1С:Управление торговлей»;
  • «1С:Бухгалтерия»;
  • «1С:Зарплата и кадры»;
  • T-SQL.

8. Инженер-программист

Если одним из 7 предыдущих типов можно стать отучившись на курсах или путем самообразования, то инженеров-программистов выпускают только технические ВУЗы. Часто на этих должностях работают люди старше сорока лет, получившие образование в советское время.

Где работает?

На производстве или в научном учреждении.

Что делает?

Разрабатывает программы для управления самыми разными устройствами: от печи на хлебозаводе до робота-пылесоса.

Технологии

Один из нижеперечисленных языков:

  • Java;
  • Delphi (жил, жив и будет жить!);
  • Assembler.

Огромный багаж технических знаний, соответствующий отрасли в которой человек работает.

Если посмотреть объявления о найме программистов на российских сайтах, то 90% из них будут подходить под эти семь типов. На Западе рынок вакансии несколько разнообразнее. Кто интересуется, может зайти на Odesk и посмотреть, какая работа там предлагается.

С грустью замечаю, что 14-летние пакистанцы требуют там за html-верстку от 500 рублей в час.

А судить о том, какие языки сейчас наиболее популярны в мире можно по данным Tiobe Index . Этот рейтинг строится по числу запросов в поисковых системах с упоминанием разных языков программирования.

P.S. Напоследок, жизненный анекдот в тему.

Если бы водителей нанимали на работу так же как программистов:
Вакансия: водитель.
Требования: профессиональные навыки в управлении легковыми и грузовыми автомобилями, троллейбусами, трамваями, поездами метрополитена и фуникулёра, экскаваторами и бульдозерами, спецмашинами на гусеничном ходу, боевыми машинами пехоты и современными легкими/средними танками, находящимися на вооружении стран СНГ и НАТО. Навыки раллийного и экстремального вождения обязательны. Опыт управления болидами “Формулы 1″ - приветствуется. Знания и опыт ремонта поршневых и роторных двигателей, автоматических и ручных трансмиссий, систем зажигания, бортовых компьютеров, антиблокировочных систем, навигационных систем и автомобильных аудиосистем ведущих производителей. Опыт проведения кузовных и окрасочных работ - приветствуется. Претенденты должны иметь сертификаты Mercedes, BMW, General Motors, а также справки об участии в крупных международных соревнованиях не более, чем двухлетней давности.
Зарплата: определяется по результатам собеседования.

На данный момент существует множество направлений в программировании. Каждый сможет найти занятие по душе, но для этого нужно знать, чем именно ты будешь заниматься в своей сфере.

Разработка web-приложений

Это направление ориентировано на разработку веб-приложений (проще говоря, сайтов, но в настоящее время сайты обладают таким богатым функционалом, что их можно назвать полноценными приложениями).

Web-программирование можно разделить на backend (написание серверных скриптов - PHP, Python, Ruby) и frontend (разработка юзерского интерфейса - Javascript, HTML, CSS).

Разработка desktop-приложений

Разработка программного обеспечения для различных операционных систем. Все разнообразие софта, что мы используем в повседневности. Хотите написать свой обработчик фотографий, аудио-плеер или текстовый редактор, тогда вам сюда.

Разработка серверных приложений

Это различные игровые сервера (ваша любимая Дотка, CS: GO), IM-сервисы (серверная часть Skype, ICQ, MSN), банковские базы данных.

Разработка мобильных приложений

Множество Java-приложений. VK, Viber, Яндекс.Карты, переводчики, электронные читалки.

Программирование встраиваемых систем

Интересная отрасль программирования для различной домашней техники: пылесосы, холодильники, стиральные машины, плееры, навигаторы, электронные весы. Здесь задействованы научные разработки с использованием специализированных языков, типа MATLAB.

Системное программирование

Написание различных драйверов для оборудования, программирования «ядра» операционных систем. Кстати, создание компиляторов и интерпретаторов для языков программирования относятся сюда же.

Разработка игр

Гигантская отрасль. Сюда включается разработка игр и для ПК, и для консолей, и для мобильный устройств.

Олимпиадное программирование и решение задач

Программирование на различных «непрактичных» и не распространенных языках (Pascal, Delphi) для решения каких-то оригинальных задач, требующих нестандартного подхода, смекалки и IQ выше 160.

Программирование для бухгалтерских и финансовых продуктов

«1С: Предприятие». Вся бухгалтерия в России завязана на этом продукте. Но недостаточно знать лишь сам язык, важно понимать основы бухгалтерского учета. Плюс в том, что работы очень много, и без хлеба вы не останетесь.

Программирование баз данных

Серьезное направление. Хотите разрабатывать базы данных, способных хранить миллиарды строк информации о всех пользователях VKontakte или Facebook и при этом не тормозить - вам сюда.

Science

Наука и этим все сказано. Нейронные сети, моделирование структуры ДНК, запуск спутников, моделирование Большого Взрыва.

Кстати, недавно на сайте NASA была опубликована новость о поиске программиста на «древнем» языке Fortran, которому уже более 60 лет. Требовался программист для разработки программ по управлению автоматическими зондами Вояджер-1 и Вояджер-2, программное обеспечение для которых было написано на Ассемблере, Фортране и языке COBOL еще в 1970-х годах. Никогда не знаешь, какие знания могут пригодиться.

Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими при различных обстоятельствах.

Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало уже более двух с половиной тысяч языков программирования. Каждый год их число пополняется новыми. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.

Создатели языков по-разному толкуют понятие язык программирования . Среди общиx мест, признаваемых большинством разработчиков, находятся следующие:

· Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.

· Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время как естественные языки используются лишь для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение "языков программирования" - это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.

· Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

3. Этапы решения задачи на ЭВМ.

Наиболее эффективное применение ВТ нашла при проведении трудоемких расчетов в научных исследованиях и инженерных расчетах. При решении задачи на ЭВМ основная роль все-таки принадлежит человеку. Машина лишь выполняет его задания по разработанной программе. роль человека и машины легко уяснить, если процесс решения задачи разбить на перечисленные ниже этапы.

Постановка задачи. Этот этап заключается в содержательной (физической) постановке задачи и определении конечных решений.

Построение математической модели. Модель должна правильно (адекватно) описывать основные законы физического процесса. Построение или выбор математической модели из существующих требует глубокого понимания проблемы и знания соответствующих разделов математики.

Разработка ЧМ. Поскольку ЭВМ может выполнять лишь простейшие операции, она «не понимает» постановки задачи, даже в математической формулировке. Для ее решения должен быть найден численный метод, позволяющий свести задачу к некоторому вычислительному алгоритму. В каждом конкретном случае необходимо выбрать подходящее решение из уже разработанных стандартных.

Разработка алгоритма. Процесс решения задачи(вычислительный процесс) записывается в виде последовательности элементарных арифметических и логических операций, приводящей к конечному результату и называемой алгоритмом решения задачи.

Программирование. Алгоритм решения задачи записывается на понятном машине языке в виде точно определенной последовательности операций - программы. Процесс обычно производится с помощью некоторого промежуточного языка, а ее трансляция осуществляется самой машиной и ее системой.

Оладка программы. Составленная программа содержит разного рода ошибки, неточности, описки. Отладка включает контроль программы, диагностику (поиск и определение содержания) ошибок, и их устранение. Программа испытывается на решении контрольных (тестовых) задач для получения уверенности в достоверности результатов.

Проведение расчетов. На этом этапе готовятся исходные данные для расчетов и проводится расчет по отлаженной программе. при этом для уменьшения ручного труда по обработке результатов можно широко использовать удобные формы выдачи результатов в виде текстовой и графической информации, в понятном для человека виде.

Анализ результатов. Результаты расчетов тщательно анализируются, оформляется научно-техническая документация.

4. Для чего нужны языки программирования

Процесс работы компьютера заключается в выполнении программы, то есть набора вполне определённых команд во вполне определённом порядке. Машинный вид команды, состоящий из нулей и единиц, указывает, какое именно действие должен выполнить центральный процессор. Значит, чтобы задать компьютеру последовательность действий, которые он должен выполнить, нужно задать последовательность двоичных кодов соответствующих команд. Программы в машинных кодах состоят из тысячи команд. Писать такие программы – занятие сложное и утомительное. Программист должен помнить комбинацию нулей и единиц двоичного кода каждой программы, а также двоичные коды адресов данных, используемых при её выполнении. Гораздо проще написать программу на каком-нибудь языке, более близком к естественному человеческому языку, а работу по переводу этой программы в машинные коды поручить компьютеру. Так возникли языки, предназначенные специально для написания программ, - языки программирования.

Имеется много различных языков программирования. Вообще-то для решения большинства задач можно использовать любой из них. Опытные программисты знают, какой язык лучше использовать для решения каждой конкретной задачи, так как каждый из языков имеет свои возможности, ориентацию на определённые типы задач, свой способ описания понятий и объектов, используемых при решении задач.

Всё множество языков программирования можно разделить на две группы: языки низкого уровня и языки высокого уровня.

К языкам низкого уровня относятся языки ассемблера (от англ. toassemble – собирать, компоновать). В языке ассемблера используются символьные обозначения команд, которые легко понятны и быстро запоминаются. Вместо последовательности двоичных кодов команд записываются их символьные обозначения, а вместо двоичных адресов данных, используемых при выполнении команды, - символьные имена этих данных, выбранные программистом. Иногда язык ассемблера называют мнемокодом или автокодом.

Большинство программистов пользуются для составления программ языками высокого уровня. Как и обычный человеческий язык, такой язык имеет свой алфавит – множество символов, используемых в языке. Из этих символов составляются так называемые ключевые слова языка. Каждое из ключевых слов выполняет свою функцию, так же как в привычном нам языке нам языке слова, составленные из букв алфавита данного языка, могут выполнять функции разных частей речи. Ключевые слова связываются друг с другом в предложения по определённым синтаксическим правилам языка. Каждое предложение определяет некоторую последовательность действий, которые должен выполнить компьютер.

Язык высокого уровня выполняет роль посредника между человеком и компьютером, позволяя человеку общаться с компьютером более привычным для человека способом. Часто такой язык помогает выбрать правильный метод решения задачи.

Перед тем как писать программу на языке высокого уровня, программист должен составить алгоритм решения задачи, то есть пошаговый план действий, который нужно выполнить для решения этой задачи. Поэтому языки, требующие предварительного составления алгоритма, часто называют алгоритмическими языками.

5. Какие существуют языки программирования

1.1 Фортран

Языки программирования стали появляться уже с середины 50-х годов. Одним из первых языков такого типа стал язык Фортран (англ. FORTRAN от FORmulaTRANslator – переводчик формул), разработанный в 1957 году. Фортран применяется для описания алгоритма решения научно-технических задач с помощью ЦВМ. Так же, как и первые вычислительные машины, этот язык предназначался, в основном, для проведения естественно-научных и математических расчётов. В усовершенствованном виде этот язык сохранился до нашего времени. Среди современных языков высокого уровня он является одним из наиболее используемых при проведении научных исследований. Наиболее распространены варианты Фортран-II, Фортран-IV, EASICFortran и их обобщения.

1.2 Алгол

После Фортрана в 1958-1960 годах появился язык Алгол (Алгол-58, Алгол-60) (англ. ALGOL от ALGOrithmicLanguage – алгоритмический язык). Алгол был усовершенствован в 1964-1968 годах – Алгол-68. Алгол был разработан комитетом, в который входили европейские и американские учёные. Он относится к языкам высокого уровня (high-level language) и позволяет легко переводить алгебраические формулы в программные команды. Алгол был популярен в Европе, в том числе СССР, в то время как сравнимый с ним Фортран был распространен в США и Канаде. Алгол оказал заметное влияние на все разработанные позднее языки программирования, и, в частности, на язык Pascal. Этот язык так же, как и Фортран, предназначался для решения научно-технических задач. Кроме того, этот язык применялся как средство обучения основам программирования – искусства составления программ.

Обычно под понятием Алгол подразумевается язык Алгол-60 , в то время как Алгол-68 рассматривается как самостоятельный язык. Даже когда язык Алгол почти перестал использоваться для программирования, он ещё оставался официальным языком для публикации алгоритмов.

1.3 Кобол

В 1959 – 1960 годах был разработан язык Кобол (англ. COBOL от COmmom Business Oriented Language – общий язык, ориентированный на бизнес). Это язык программирования третьего поколения, предназначенный, в первую очередь, для разработки бизнес приложений. Также Кобол предназначался для решения экономических задач, обработки данных для банков, страховых компаний и других учреждений подобного рода. Разработчиком первого единого стандарта Кобола являлась Грейс Хоппер (бабушка Кобола ).

Кобол обычно критикуется за многословность и громоздкость, поскольку одной из целей создателей языка было максимально приблизить конструкции к английскому языку. (До сих пор Кобол считается языком программирования, на котором было написано больше всего строк кода). В то же время, Кобол имел прекрасные для своего времени средства для работы со структурами данных и файлами, что обеспечило ему долгую жизнь в бизнес приложениях, по крайней мере, в США.

1.4 Лисп

Почти одновременно с Коболом (1959 – 1960 гг.) в Массачусетском технологическом институте был создан язык Лисп (англ. LISP от LIStProcessing – обработка списков). Лисп основан на представлении программы системой линейных списков символов, которые притом являются основной структурой данных языка. Лисп считается вторым после Фортрана старейшим высокоуровневым языком программирования. Этот язык широко используется для обработки символьной информации и применяется для создания программного обеспечения, имитирующего деятельность человеческого мозга.

Любая программа на Лиспе состоит из последовательности выражений (форм). Результат работы программы состоит в вычислении этих выражений. Все выражения записываются в виде списков - одной из основных структур Лиспа, поэтому они могут легко быть созданы посредством самого языка. Это позволяет создавать программы, изменяющие другие программы или макросы, позволяющие существенно расширить возможности языка.

Основной смысл Лисп-программы "жизнь" в символьном пространстве: перемещение, творчество, запоминание, создание новых миров и т.д. Лисп как метафора мозга, символ, метафора сигнала: "Как происходит биологический анализ сигналов мозгом, как внешний фактор - физическое и химическое воздействие, являющееся для организма раздражителем превращается в биологически значимый сигнал, зачастую жизненно важный, определяющий все поведение человека или животного; и как происходит разделение разных сигналов на положительные, отрицательные и безразличные, индифферентные. Сигнал это уже интегративное понятие. Он представляет собой опознавательный знак группы, комплексных раздражителей, связанных между собой общей историей и причинно следственными отношениями. В этом комплексе, системе раздражителей, сигнальный стимул сам является также составляющим элементом и при иных обстоятельствах его роль может принадлежать другому стимулу из комплекса. В сигнале концентрируется весь прошлый опыт животного или человека.

1.5 Бейсик

В середине 60-х годов (1963 г.) в Дартмутском колледже (США) был создан язык Бейсик (англ. BASIC от Beginner’s Allpurpose Instruction Code – всецелевой символический код инструкций для начинающих). Со временем, когда стали появляться другие диалекты, этот «изначальный» диалект стали называть Dartmouth BASIC. Язык был основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени и, позднее, обработки текста и матричной арифметики. Первоначально Бейсик был реализован на мейнфрейме GE-265 с поддержкой множества терминалов. Вопреки распространённому убеждению, в момент своего появления это был компилируемый язык.

Бейсик был спроектирован так, чтобы студенты могли писать программы, используя терминалы с разделением времени. Он создавался как решение для проблем, связанных со сложностью более старых языков. Он предназначался для более «простых» пользователей, не столько заинтересованных в скорости программ, сколько просто в возможности использовать компьютер для решения своих задач. В силу простоты языка Бейсик многие начинающие программисты начинают с него свой путь в программировании.

1.6 Форт

В конце 60-х – начале 70-х годов появился язык Форт (англ. FOURTH – четвёртый). Этот язык стал применяться в задачах управления различными системами после того, как его автор Чарльз Мур написал на нём программу, предназначенную для управления радиотелескопом Аризонской обсерватории.

Ряд свойств, а именно интерактивность, гибкость и простота разработки делают Форт весьма привлекательным и эффективным языком в прикладных исследованиях и при создании инструментальных средств. Очевидными областями применения этого языка являются встраиваемые системы управления. Также находит применение при программировании компьютеров под управлением различных операционных систем.

1.7 Паскаль

Появившийся в 1972 году язык Паскаль был назван так в честь великого французского математика XVII века, изобретателя первой в мире арифметической машины Блеза Паскаля. Этот язык был создан швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом как язык для обучения методам программирования. Паскаль – это язык программирования общего назначения.

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Н. Вирта, язык должен способствовать дисциплинированию программирования, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис интуитивно понятен даже при первом знакомстве с языком.

Язык Паскаль учит не только тому, как правильно написать программу, но и тому, как правильно разработать метод решения задачи, подобрать способы представления и организации данных, используемых в задаче. С 1983 года язык Паскаль введён в учебные курсы информатики средних школ США.

1.8 Ада

В 1983 году под эгидой Министерства Обороны США был создан язык Ada. Язык замечателен тем, что очень много ошибок может быть выявлено на этапе компиляции. Кроме того, поддерживаются многие аспекты программирования, которые часто отдаются на откуп операционной системе (параллелизм, обработка исключений). В 1995 году был принят стандарт языка Ada 95, который развивает предыдущую версию, добавляя в нее объекно-ориентированность и исправляя некоторые неточности. Оба этих языка не получили широкого распространения вне военных и прочих крупномасштабных проектов (авиация, железнодорожные перевозки). Основной причиной является сложность освоения языка и достаточно громоздкий синтаксис.

Непосредственными предшественниками Ada являются Pascal и его производные, включая Euclid, Lis, Mesa, Modula и Sue. Были использованы некоторые концепции ALGOL-68, Simula, CLU и Alphard.

Разработчики Ada прежде всего беспокоились о:

· надежности и эксплуатационных качествах программ;

· программировании как разновидности человеческой деятельности;

· эффективности.

В табл. 1 приведены основные характеристики языка Ada с точки зрения объектного подхода.

Таблица 1. Ada.

1.9 Си

В настоящее время популярным среди программистов является язык Си (С – буква английского алфавита). Язык Си берёт своё начало от двух языков - BCPL и B. В 1967 году Мартин Ричардс разработал BCPL как язык для написания системного программного обеспечения и компиляторов. В 1970 году Кен Томпсон использовал В для создания ранних версий операционной системы UNIX на компьютере DEC PDP-7. Как в BCPL, так и в В переменные не разделялись на типы - каждое значение данных занимало одно слово в памяти и ответственность на различение, например, целых и действительных чисел целиком ложилась на плечи программиста.Язык Си был разработан (на основе В) Деннисом Ритчи из Bell Laboratories и впервые был реализован в 1972 году на компьютере DEC PDP-11. Известность Си получил в качестве языка ОС UNIX. Сегодня практически все основные операционные системы были написаны на Си или С++. По прошествии двух десятилетий Си имеется в наличии на большинстве компьютеров. Он не зависит от аппаратной части.В конце 70-х годов Си превратился в то, что мы называем «традиционный Си». В 1983 году Американским комитетом национальных стандартов в области компьютеров и обработкиинформации был учрежден единый стандарт этого языка. Этот язык имеет богатые средства, позволяет писать гибкие программы, использующие все возможности современных персональных компьютеров.

1.10 Пролог

Ещё один язык, который считается языком будущего, был создан в начале 70-х годов группой специалистов Марсельского университета. Это язык Пролог. Своё название он получил от слов «ПРОграммирование на языке ЛОГики». В основе этого языка лежат законы математической логики. Как и язык Лисп, Пролог применяется, в основном, при проведении исследований в области программной имитации деятельности мозга человека. В отличие от описанных выше языков, этот язык не является алгоритмическим. Он относится к так называемым дескриптивным (от англ. descriptive – описательный) – описательным языкам. Дескриптивный язык не требует от программиста разработки всех этапов выполнения задачи. Вместо этого, в соответствии с правилами такого языка, программист должен описать базу данных, соответствующую решаемой задаче, и набор вопросов, на которые нужно получить ответы, используя данные из этой базы.

В последние десятилетия в программировании возник и получил существенное развитие объектно-ориентированный подход. Это метод программирования, имитирующий реальную картину мира: информация, используемая для решения задачи, представляется в виде множества взаимодействующих объектов. Каждый из объектов имеет свои свойства и способы поведения. Взаимодействие объектов осуществляется при помощи передачи сообщений: каждый объект может получать сообщения от других объектов, запоминать информацию и обрабатывать её определённым способом и, в свою очередь, посылать сообщения. Так же, как и в реальном мире, объекты хранят свои свойства и поведение вместе, наследуя часть из них от родительских объектов.

Объектно-ориентированная идеология используется во всех современных программных продуктах, включая операционные системы.

Первый объектно-ориентированный язык Simula -67 был создан как средство моделирования работы различных приборов и механизмов. Большинство современных языков программирования – объектно-ориентированные. Среди них последние версии языка Turbo - Pascal , C ++, Ada и другие.

В настоящее время широко используются системы визуального программирования Visual Basic , Visual C ++, Delphi и другие. Они позволяют создавать сложные прикладные пакеты, обладающие простым и удобным пользовательским интерфейсом.

1.11 Java

С 1995 года стал широко распространяться новый объектно-ориентированный язык программирования Java, ориентированный на сети компьютеров и, прежде всего, на Internet. Синтаксис этого языка напоминает синтаксис языка C++, однако эти языки имеют мало общего. Java интерпретируемый язык: для него определены внутреннее представление (bytecode) и интерпретатор этого представления, которые уже сейчас реализованы на большинстве платформ. Интерпретатор упрощает отладку программ, написанных на языке Java, обеспечивает их переносимость на новые платформы и адаптируемость к новым окружениям. Он позволяет исключить влияние программ, написанных на языке Java, на другие программы и файлы, имеющиеся на новой платформе, и тем самым обеспечить безопасность при выполнении этих программ. Эти свойства языка Java позволяют использовать его как основной язык программирования для программ, распространяемых по сетям (в частности, по сети Internet).

1.12 Object Pascal

Object Pascal создавался сотрудниками компании Apple Computer (некоторые из которых были участниками проекта Smalltalk) совместно с Никлаусом Виртом (Niklaus Wirth), создателем языка Pascal. Object Pascal известен с 1986 года и является первым объектно-ориентированным языком программирования, который был включен в Macintosh Programmer"s Workshop (MPW), среду разработки для компьютеров Macintosh фирмы Apple.

В этом языке нет методов класса, переменных класса, множественного наследования и метаклассов. Эти механизмы исключены специально, чтобы сделать язык простым для изучения начинающими "объектными" программистами.

В табл. 2 приведены общие характеристики Object Pascal.

Таблица 2. Object Pascal.

В последние годы этот язык стал очень популярен благодаря системе Delphi фирмы Borland.

1.13 Система визуального объектно-ориентированного проектирования Delphi.

Появление Delphi не могло пройти незамеченным среди многочисленных пользователей компьютера. Оценки экспертов, изучающих возможности этого нового продукта фирмы Borland, обычно окрашены в восторженные тона. Основное достоинство Delphi состоит в том, что здесь реализованы идеи визуального программирования. Среда визуального программирования превращает процесс создания программы в приятное и легко понимаемое конструирование приложения из большого набора графических и структурных примитивов.

Система Delphi позволяет решать множество задач, в частности:

· Создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности: от чисто вычислительных и логических, до графических и мультимедиа.

· Быстро создавать (даже начинающим программистам) профессионально выглядящий оконный интерфейс для любых приложений.

· Создавать мощные системы работы с локальными и удаленными базами данных

· Создавать справочные системы (файлы.hlp) для своих приложений и мн. др.

Delphi – чрезвычайно быстро развивающаяся система. Первая версия – Delphi 1.0 была выпущена в феврале 1995 г. А затем новые версии выпускались ежегодно.

Каждая последующая версия Delphi дополняла предыдущую.Большинство версий Delphi выпускается в нескольких вариантах: Standart – стандартном, Professional – профессиональном, Client/Server – клиент/сервер, Enterprise – разработка баз данных предметных областей. Различаются варианты в основном разным уровнем доступа к системам управления базами данных. Последние варианты - Client/Server и Enterprise, в этом отношении наиболее мощные.

Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:

· Высокопроизводительный компилятор в машинный код

· Объектно-ориентированная модель компонент

· Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов

· Масштабируемые средства для построения баз данных

Структура экрана в среде Delphi.

После вызова Delphi в Windows появляются несколько окон (рис 1.):

Главное окно,

Окно формы,

Окно инспектора объектов,

Окно дерева объектов,

Окно кода программы.


Рис1. Структура экрана в среде Delphi.

Рассмотрим расположенное в верхней части экрана графическое меню системы Delphi, составленное из пиктограмм.В левой части графического меню находится панель инструментов. Инструменты выполняют некоторые команды главного меню - такое дублирование часто практикуется в инструментальных средах.На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.

Следующая часть графического меню - палитра компонентов, устроенная в виде наборов пиктограмм. Совокупность наборов составляет библиотеку визуальных компонентов (VCL). Имеется несколько категорий компонентов, каждая из которых связана со своей закладкой. С помощью палитры компонентов мы будем создавать экземпляры компонентов (или объекты) в форме.

Для того чтобы разместить объект в форме, нужно "щелкнуть" на соответствующей кнопке палитры и затем щелкнуть внутри окна формы: в указанное место формы будет вставлен объект - экземпляр компонента выбранного типа.

Окно Object Inspector - это окно, отображающее свойства либо формы, либо размещенного на форме объекта. В нашем случае текущим компонентом является форма, поэтому на рисунке окно свойств показывает свойства формы.

Окно свойств имеет две закладки - Properties и Еvents, с помощью которых можно получить в окне строки (поля) для задания, соответственно, свойств компонента (т. е. объекта или формы) и его реакции на различные события. Свойство определяет атрибут компонента, например, размер кнопки или шрифт метки. Событие означает, например, такие действия, как щелчок мыши на кнопке или закрытие окна.

Окно дерева объектов появилось в версии 6 и предназначено для наглядного отображения связей между отдельными объектами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных.

Окно кода программы предназначено для создания и редактирования текста программы. Первоначально оно содержит минимальный исходный текст.

Проекты Delphi. Проект Delphiсостоит изформ, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д.Вся эта информация размещается в файлах. Многие из этих файлов автоматически создаются Delphi, когда вы строите ваше приложение. Ресурсы, такие как битовые матрицы, пиктограммы и т.д., находятся в файлах, которые вы получаете из других источников или создаете при помощи многочисленных инструментов и редакторов ресурсов, имеющихся в вашем распоряжении. Кроме того, компилятор также создает файлы.

Создающиеся в процессе проектирования файлы показаны в табл. 3.

Главной частью приложения является файл проекта (.dpr), содержащий код на языке Object Pascal, с которого начинается выполнение программы и который обеспечивает инициализацию других модулей. Он создается и модифицируется Delphi автоматически в процессе разработки приложения. Имя, которое дается файлу проекта в процессе сохранения, становится именем исполняемого файла.

Файл проекта (.dpr) Этот текстовый файл используется для хранения информации о формах и модулях. В нем содержатся операторы инициализации и запуска программ на выполнение
Файл модуля (.pas) Каждой создаваемой вами форме соответствует текстовый файл модуля, используемый для хранения кода. Можно создавать модули, не связанные с формами. Многие из функций и процедур Delphi хранятся в модулях.
Файл формы (.dfm) Это двоичный или текстовый файл, который создается Delphi для хранения информации о формах. Каждому файлу формы соответствует файл модуля (.pas)
Файл параметров проекта(.dfo) В этом файле хранятся установки параметров проекта
Файл ресурсов(.res) Этот бинарный файл содержит используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы
Файлы резервных копий (.~dpr, .~dfm, .~pas) Это соответственно файлы резервных копий для файлов проекта, формы и модуля. Если что-то безнадежно испорчено в проекте, можно соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту
Файлконфигурации окон (.dsk) Файл хранит конфигурацию всех окон среды разработки
Исполняемыйфайл (.exe) Это исполняемый файл приложения. Он является автономным исполняемым файлом, для которого больше ничего не требуется, если только не используются библиотеки, содержащиеся в DLL, OCX и т.д.
Объектный файлмодуля (.dcu) Это откомпилированный файл модуля (.pas), который компонуется в окончательный исполняемый файл.

Таблица 3. Файлы, создающиеся в процессе проектирования.


В настоящее время вышла уже 7-я версия системы Delphi. За рекордно короткий срок она стала одной из самых популярных систем программирования в мире. Многие разработчики в мире твердо ориентируются на использование Delphi как на инструмент, позволяющий создавать высокоэффективные клиент-серверные приложения.

Дерево эволюции программирования

Рисунок 1Дерево эволюции программирования

6. Список литературы:

1. И.Т. Зарецкая, Б.Г. Колодяжный, А.Н. Гуржий, А.Ю. Соколов. Информатика 10-11 класс. - К.: «Форум», 2001 г.

1. Структура экрана в среде Delphi (http://textbook.keldysh.ru/distant/delphi/del_2.htm)

2. Патрикеев Ю. Н. «Объектно-ориентированное проектирование» (http://www.object.newmail.ru/oop1.html)

3. С. Немнюгин, Л. Перколаб «Изучаем TurboPascal» - СПб.: Питер, 2002.

2. Х.М. Дейтел. Как программировать на С. – М.: «Бином», 2000 г.

3. Интернет-страница: http://ru.wikipedia.org/wiki/LISP

Операционные системы. Виды, требования, особенности, функции,.

Операционная система - это целый комплекс управляющих программ, вступающих в качестве интерфейса между компонентами персонального компьютера и обеспечивающих эффективное использование ресурсов ЭВМ. Операционная система обеспечивает взаимосвязь и управление всеми элементами компьютера и выполняемыми программами. Загрузка операционной системы производится при включении компьютера. К операционным системам нового поколения относятся: Windows XP, Windows NT, Windows Vista, операционные системы семейства OS\ 2, UNIX, LUNIX.

Каждая операционная система имеет свой командный язык, который позволяет пользователю выполнять те или иные действия. Операционная система сложна и занимает большой объем памяти. Обычно в оперативной памяти ЭВМ находятся только те части операционной системы, с которыми в данный момент работают процессоры. Программы и их части, находящиеся в оперативной памяти, называются резидентными программами. Остальные программы располагаются во внешней памяти. С операционной системой взаимодействуют драйверы – это комплексы программ, выполняющие интерфейсные и управляющие функции. Приложениями любой операционной системы являются программы, предназначенные для работы под управлением этой операционной системы.

Требования к ОС:

Cовместимость – означает, что операционная система должна включать средства для выполнения приложений (программ) , подготовленных для других операционных систем,

Переносимость – означает обеспечение возможности переноса операционной системы с одной аппаратной платформы на другую,

Надежность и отказоустойчивость – предполагает защиту операционной системы от внутренних и внешних ошибок, сбоев и отказов,

Безопасность - означает, что операционная система должна содержать средства защиты ресурсов одних пользователей от других, должна обеспечивать удобство внесения последующих изменений и дополнений,

Производительность – означает, что операционная система должна обладать достаточным быстродействием.

Операционная система Windows - это современная и наиболее совершенная операционная система, хранится во внешней памяти компьютера, постоянно развивается и совершенствуется.

Особенности ОС Windows:

Оконный графический интерфейс. Окно – это основное поле действия программы,

Многозадачность – система обеспечивает работу с нескольким задачами одновременно с возможным переключением между ними,

Возможность использования длинных имен файлов и каталогов – до 255 символов,

Удобная и гибкая справочная система,

Стандартные - система меню, форма представления отчетов, операции обработки для сервисных и прикладных программ,

Устойчивость в работе, защищенность программы и информации,

Полная независимость от аппаратуры и др.

Функции ОС:

Обеспечение нескольких видов интерфейса (интерфейса командной строки, графического интерфейса),

Обеспечение взаимодействия между пользователем и программно – аппаратными средствами компьютера,

Обеспечение взаимодействия между разными видами программного обеспечения,

Поддержка функционирования локальной компьютерной сети без специального программного обеспечения,

Обеспечение доступа к основным службам Интернета,

Наличие средств защиты от несанкционированного доступа, просмотра и внесения изменений, обеспечение поочередной работы разных пользователей на одном ПК с сохранением персональных настроек рабочей среды каждого пользователя и другие/

Языки программирования. Понятие, классификация, виды.

Даже при наличии десятков тысяч готовых программ пользователям может понадобиться нечто такое, чего не делают или делают не так имеющиеся готовые программы. В этих случаях для разработки новых программ используют системы программирования - совокупность программ, используемых для автоматизации процесса разработки программ.

Языки программирования – это языки записи программ для ЭВМ. Первыми языками программирования были языки Алгол, Фортран, Бейсик, Pascal.

Существующие в настоящее время языки программирования можно отнести к четырем группам. Следует заметить при этом, что нет такого одного языка, который удовлетворял бы всем областям программирования и интересам всех программистов. Такой язык в каждом случае приходится выбирать разработчику программы, исходя из уровня квалификации и собственных предпочтений.

Языки программирования низкого уровня - это машинные языки – (языки Ассемблера). Команды такого языка больше понятны процессору, чем пользователю. Язык Ассемблер предназначен для написания системных программ, используется в основном системными программистами, разрабатывающие программы, которые управляют работой вычислительной машины и автоматизируют процесс разработки прикладных программ. Поскольку команды разных процессоров различны, то при использовании таких языков приходится их выучивать для каждого конкретного процессора. По этим же причинам написанные программы нельзя перенести на другой процессор. В настоящее время на низкоуровневых языках пишутся в основном драйвера устройств и составные части операционных систем для персонального компьютера и суперкомпьютеров. К таким языкам относятся языки Ассемблера и в некоторой мере С.

Языки программирования высокого уровня - это немашинные языки. Они более понятны нам, нежели компьютеру, однако это не мешает создавать на них практически все существующие программы для персональных компьютеров. Высокоуровневые языки программирования облегчают труд программистов, в них заложены важные функции, выполнение которых на языке низкого уровня потребовало бы тысячи строк кода. Самым массовым языком считается Basic, разработанный в 60-х годах в качестве учебного языка. Известны версии Visual BASIC 7 и Qbasic. Язык программирования Pascal разработал Н.Вирт – основоположник множества идей современного программирования в конце 70-х годов. В Паскале имеются возможности для создания крупных проектов, но он успешно применяется и для написания небольших программ повседневного использования. Delphi 2006 является на данный момент наиболее мощной визуальной средой Паскаля.

К языкам высокого уровня относятся:

Процедурно – ориентированные языки . Являются средством записи процедур или алгоритмов обработки информации для определенного класса задач. К ним относятся языки – Фортран, Бейсик, Си (С), Паскаль.

Проблемно – ориентированные языки. Появились в связи с постоянным расширением области применения вычислительной техники и возникновением целых классов новых задач, для которых надо было найти решение. К ним относятся языки – Лисп, Пролог.

Объектно – ориентированные языки . Представляют собой развитие версии процедурных и проблемных языков. Программирование с помощью языков данной группы более простое и наглядное. К языкам этой группы относятся – Visual Basic, Delphi, Visual Fortran, C++ (C), Prolog.

Для операционной системы Windows фирма Microsoft создала в середине 1990-х годов семейство языков Visual Basic как базового средства разработки программного обеспечения для персональных компьютеров.

Языки Web - программирования

Развитие сети Интернет привело к появлению качественно новых языков - языков программирования для сетей: HTML, Java, Javascript, PHP, Perl

Основной и самый первый язык этого класса - это HTML, язык для форматирования документа. Подавляющее число Интернет –языков подчиняются его правилам и зависят от него.

Язык Java – это машинонезависимый язык программирования для корпоративных сетей ЭВМ, созданный фирмой Sun. Язык Javascript это язык гипертекстовых подпрограмм (скриптов), которые могут выполняться браузерами на любых персональных ЭВМ, которые могут подключаться к локальной или глобальной сети ЭВМ. Этот язык признан международным стандартом языка скриптов для всех браузеров. PHP- наиболее популярный интерпретируемый Интернет-язык. На нем основаны многие Web- сайты. Он довольно прост, позволяет создавать неплохие системы управления сайтами.Perl . По мощности значительно превосходит языки типа Си. В него введено множество функций работы со строками, массивами, всевозможные средства преобразования данных.

Языки программирования баз данных

Реляционные базы данных – это наборы таблиц, состоящие из строк и столбцов. Каждая таблица имеет фиксированное число столбцов, задаваемых в ее описании, и переменное число строк, которое может меняться при работе с базой данных. От остальных языков программирования языки программирования баз данных отличаются своей задачей - управлять базами данных. Структурированный язык запросов SQL является единым языком работы с базами данных. Этот язык понимают любые системы управления базами данных (СУБД), но помимо этого во многих СУБД имеется так же свой уникальный язык, ориентированный именно на эту СУБД, и не переносимый на другие. Основными типами запросов в языке SQL являются: создание таблиц и баз данных, выборка информации из базы данных, редактирование информации в базе данных, администрирование баз данных.

Если в качестве признака классификации взять синтаксис образования его конструкций, можно условно разделить на следующие типы:

    процедурный,

    функциональный,

    логический,

    объектно-ориентированный.

3.1. Процедурный (алгоритмический) язык

Процедурный язык программирования предоставляет возможность программисту определять каждый шаг в процессе решения задачи. Особенность таких языков программированиясостоит в том, что задачи разбиваются на шаги и решаются шаг за шагом. Используя процедурный язык, программист определяет языковые конструкции для выполнения последовательности алгоритмических шагов.

Процедурные языки характеризуются следующими особенностями:

    необходимостью явного управления памятью, в частности, описанием переменных;

    малой пригодностью для символьных вычислений;

    отсутствием строгой математической основы;

    высокой эффективностью реализации па традиционных ЭВМ.

Одним из важнейших классификационных признаков процедурного языка является его уровень. Уровень языка программирования определяется семантической емкостью его конструкций и степенью его ориентации на программиста. Чем более язык ориентирован на человека, тем выше его уровень.

К процедурным языкам относятся: язык Ассемблера, С, Basic, Pascal.

3.2 Функциональный (аппликативный) язык

Первым таким языком был LISP.

Роль основной конструкции в функциональных (аппликативных) языках играет выражение. К выражениям относятся скалярные константы, структурированные объекты, функции, тела функций и вызовы функций.

Аппликативный язык программирования включает следующие элементы:

    классы констант, которыми могут манипулировать функции;

    набор базовых функций, которые программист может использовать без предварительного объявления и описания;

    правила построения новых функций из базовых;

    правила формирования выражений на основе вызовов функций.

Перечисленные свойства характеризуют аппликативные языки как языки программирования очень высокого уровня.

3.3 Логический (реляционный) язык

Язык PROLOG был создан французским ученым А. Кольмероэ в 1973 году. В настоящее время известны и другие языки, однако наиболее развитым и распространенным языком логического программирования является именно Пролог. Языки логического программирования широко используются в системах искусственного интеллекта.

Языки логического программирования характеризуются:

    высоким уровнем;

    строгой ориентацией на символьные вычисления;

    возможностью инверсных вычислений, то есть переменные в процедурах не делятся на входные и выходные;

    возможной логической неполнотой, поскольку зачастую невозможно выразить в программе определенные логические соотношения, а также невозможно получить из программы все выводы правильные.

Конструкции языка соответствуют не математическим формулам, а определяют отношения между объектами и величинами, они констатируют, какой результат желателен пользователю, не указывая, каким образом это сделать.

Логические и функциональные языки – это декларативные языки . В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»).

3.4 Объектно-ориентированный язык

Объектно-ориентированный язык создает окружение в виде множества независимых объектов. Каждый объект ведет себя подобно отдельному компьютеру, их можно использовать для решения задач как «черные ящики», не вникая во внутренние механизмы их функционирования.

Объектно-ориентированные языки программирования пользуются в последнее время большой популярностью среди программистов, так как они позволяют использовать преимущества объектно-ориентированного подхода не только на этапах проектирования и конструирования программных систем, но и на этапах их реализации, тестирования и сопровождения.

В современных объектно-ориентированных (ОО) языках используются следующие методы:наследование,инкапсуляция,полиморфизм.

В некоторых объектно-ориентированных языках все методы классов являются виртуальными.

Многие современные языки специально созданы для облегчения объектно-ориентированного программирования. Однако следует отметить, что можно применять техники ООП и для не-объектно-ориентированного языка и наоборот, применение объектно-ориентированного языка вовсе не означает, что код автоматически становится объектно-ориентированным.

Часть языков (иногда называемых «чисто объектными» - Java или Ruby) целиком построена вокруг объектных средств - в них любые данные являются объектами, любой код - методом какого-либо класса и невозможно написать программу, в которой не использовались бы объекты. Другие языки («гибридные») включают ООП-подсистему в исходно процедурный язык. В них существует возможность программировать, не обращаясь к объектным средствам. Классические примеры - C++ и Delphi (Object Pascal).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то