Разница между readLn и read. Операторы read и readln. Процедуры ввода информации Строка readln считывает переменную

Я думаю многим это будет интересно)))

Инструкции read и readln

Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:

read (Переменная1, Переменная2, ... ПеременнаяN)

где переменнаяы - имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.

Приведем примеры записи инструкции read:

read(a); read(Cena,Kol);

При выполнении инструкции read происходит следующее:

1. Программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша .

2 http://tissot.ua/ купить наручные часы часы купить киев. . После нажатия клавиши введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции.

Например, в результате выполнения инструкции

read(Temperat);

и ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Temperat будет число 21.

Одна инструкция read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом вводимые числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами. Например, если тип переменных а, ь и с - real, то в результате выполнения инструкции read(a,b,c); и ввода с клавиатуры строки:

4.5 23 0.17

переменные будут иметь следующие значения:

а = 4,5; b = 23,0; с = 0,17.

Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в инструкции read, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read http://crystal.lviv.ua crystal crystal. . https://mainvisa.com.ua фото приглашение в украину для иностранных граждан. . Например, в результате выполнения инструкций

read(А,В); read(С);

и ввода с клавиатуры строки

10 25 18

переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. Инструкция read (С); присвоит переменной с значение 18.

Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки и присваивания его последней переменной из списка инструкции readin, оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readin будет требовать нового ввода.

Например, в результате выполнения инструкции

readin(А,В); read(С);

и вводе с клавиатуры строки

10 25 18

переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.

Перед каждой инструкцией read или readin следует располагать инструкцию write, для того чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может иметь вид:

writeln("Введите исходные данные.");

Write("Цена изделия:");

Readln(Сеnа);

write("Количество в партии:");

Readln(Kol);

write("Скидка:");

readln(Skidka);

Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read (readin), то программа аварийно завершает работу (инструкции, следующие за read, не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.

Read (процедура)

Для типизированных файлов, считывает компонент файла в переменную.
- Для текстовых файлов, считывает одно или большее количество значений
в одну или большее количество переменных

Объявление

Типизированные файлы

Procedure Read(F , V1 [, V2,...,Vn ]);

Текстовые файлы

Procedure Read([ Var F: Text; ] V1 [, V2,...,Vn ]);

Режим

Windows, Real, Protected

Замечания

Для строковых переменных:

Read считывает все символы до (но не включая) следующего маркера конца строки или пока Eof (F) станет равным True. Read не переходит к следующей строке после чтения. Если полученная в результате строка длиннее, чем максимальная длина строковой переменной, то она усекается. После первого Read, каждые последующие вызовы Read будут видеть маркер конца строки и возвращать строку нулевой длины.

Используйте несколько обращений к ReadLn, чтобы считать несколько строковых значений.

Когда включена опция Extended Syntax , процедура Read может считывать строки с нулевым окончанием в нуль-основанные массивы символов.

Для переменных типа Integer или Real :

Read будет пропускать любые пробелы, метки табуляции или маркеры конца строки, предшествующие числовой строке. Если числовая строка не соответствует ожидаемому формату, происходит ошибка ввода/вывода, иначе переменной присваивается полученное значение. Следующий Read начнется с пробела, знака табуляции или маркера конца строки, которые завершали числовую строку.

См. также

Пример

uses Crt, Dos;

var
F : Text;
Ch : Char ;

begin
{ Получаем имя файла из командной строки }
Assign(F, ParamStr (1 ));
Reset (F);
while not EOF (F) do
begin
Read (F, Ch);
Write (Ch); { Выводим содержимое файла на экран }
end ;
end .

Программы отличаются только одной строкой. Первая программа не требует пояснений - она печатает число 36. Во второй программе нигде не сказано, чему равны a и b, а вместо этого включен оператор ReadLn. Поговорим о нем.

ReadLn читается "рид"лайн", переводится "читай строку". Он приказывает компьютеру остановиться и ждать, когда человек введет с клавиатуры определенную информацию, после чего продолжить работу. В частности, ReadLn (a,b) будет ждать ввода двух целых чисел.

Таким образом, если первая программа после запуска будет работать без остановки до самого конца и без хлопот выдаст результат, то вторая программа на операторе ReadLn остановится и будет ждать. Во время этого ожидания человек должен на клавиатуре набрать число 20 (так как первым в списке оператора ReadLn стоит a), затем нажать клавишу пробела, затем набрать 16 и нажать клавишу Enter. Паскаль воспринимает нажатие пробела, как сигнал человека о том, что закончен набор на клавиатуре одного числа и сейчас начнется набор другого. После набора на клавиатуре последнего числа необходимо нажать клавишу Enter в знак того, что ввод чисел для данного оператора ReadLn закончен и компьютер может продолжать работу. В соответствии с этим компьютер сразу же после нажатия Enter прекращает ожидание и прежде всего направляет число 20 в память, в ячейку a, число же 16 - в ячейку b. На этом он считает выполнение оператора ReadLn законченным и переходит к следующему оператору - WriteLn. В результате будет напечатано число 36.

Таким образом, обе программы делают одно и то же. Зачем же тогда применять ReadLn вместо оператора присваивания? Ведь первая программа понятней, да и работает без остановки. Одна из причин в том, что программа с ReadLn гораздо универсальнее, "свободнее": если первая программа решает задачу сложения только двух конкретных чисел, то вторая программа складывает два любых числа. Вторая причина в том, что программа с ReadLn позволяет программисту во время написания программы не задумываться над конкретными значениями исходных данных, оставляя эту головную боль на момент выполнения программы. Но самая главная причина в том, что ReadLn позволяет человеку общаться с компьютером, вести с ним диалог во время выполнения программы.

В подтверждение важности первой причины напишем программу для решения следующей задачи: В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику - две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

Придумаем имена переменным величинам:

kol_krol - количество кроликов в зоопарке

kol_slon - количество слонов в зоопарке

norma_krol - сколько морковок в день положено кролику

norma_slon - сколько морковок в день положено слону

vsego - сколько всего требуется морковок

А теперь напишем программу:

VAR kol_krol,kol_slon,norma_krol,norma_slon,vsego:Integer;

norma_slon:=100;

ReadLn (kol_krol);

vsego:= norma_krol * kol_krol + norma_slon * kol_slon;

Написав программу, программист вводит ее в компьютер, отлаживает и записывает на диск. На этом его миссия закончена. Утром служитель, пересчитав кроликов и найдя, что их 60 штук, подходит к компьютеру и запускает программу на выполнение.

Компьютер, выполнив автоматически первые два оператора (norma_krol:=2 и norma_slon:=100), останавливается на операторе ReadLn. Служитель вводит число 60, после чего компьютер посылает это число в ячейку kol_krol и переходит к выполнению следующего оператора (kol_slon:=3). В конце концов на мониторе появится ответ: 420.

Вот схематическое изображение процесса выполнения программы:

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ

ЧТО НАХОДИТСЯ В ЯЧЕЙКАХ ПАМЯТИ

ReadLn (kol_krol)

vsego:=norma_krol

На следующее утро, обнаружив, что 5 кроликов продано другому зоопарку, служитель запускает ту же самую программу, вводит число 55 и получает ответ - 410.

На этом несколько фантастичном примере я хотел показать, что применение ReadLn позволяет создавать программы, которые, оставаясь приятно неизменными, позволяют легко решать задачу в любое время для любых значений исходных данных. Можно было бы пойти по другому пути - вместо ReadLn использовать оператор присваивания, например kol_krol:=60. Но в этом случае программист каждое утро должен был бы бежать в зоопарк, чтобы исправлять в программе этот оператор присваивания.

Оператор ReadLn можно писать и без скобок, просто так: ReadLn . Выполняя оператор в такой записи, компьютер остановится и будет ждать, но не ввода какой-то информации, а просто нажатия на клавишу Enter. Таким образом, это просто оператор создания паузы в процессе выполнения программы. О том, зачем нужны паузы, поговорим чуть ниже.

Кроме оператора ReadLn для ввода данных применяется также оператор Read. Для начинающего программиста различия в их применении несущественны. Мы будем пока употреблять только ReadLn. Оператор Read без скобок паузу не создает.

Тема: Ввод - вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие линейные программы.

Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.

Задача . Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.

Program Proizv2;
Uses
Crt;{Подключаем модуль Crt}
Var
number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
: integer;
Begin
ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
Write ("Введите первое число ");
Readln (number1);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
Write ("Введите второе число ");
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number2);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
rezult:= number1 * number2;
{Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
Write ("Произведение чисел ", number1, " и ", number2, " равно ", rezult);
{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
Readln;{Процедура задержки экрана}
End.

Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:

  • почему программу назвали Proizv2?
  • зачем в раздел Uses поместили модуль Crt?
  • какое назначение переменных number1, number2, rezult?
  • какой тип у этих переменных? что это значит?
  • если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в тетрадь.
  • в каких строчках у пользователя запрашиваются значения переменных?
  • в какой строчке происходит умножение чисел?
  • что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание . Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.

Операторы Write и WriteLn

Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.

Write (англ. писать) - оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line - англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.

Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)

Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.

Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.

Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.

Операторы Read и ReadLn

Вспомним, что основное назначение ЭВМ - сэкономить человеческий труд. Поэтому необходимо обеспечить возможность, однажды написав программу, многократно ее использовать, вводя каждый раз другие данные. Такая гибкость в языке обеспечивается операторами Read и ReadLn. Этими операторами вводится информация с клавиатуры.

Общий вид:
Read(переменная, переменная...)
ReadLn(переменная, переменная...)

При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.

Например, если вводятся значения 53 и Х, то при выполнении оператора Read(a,b) переменной а будет присвоено число 53, а переменной Х - буква Х. Причем, отметим, чтобы не было аварийной ситуации, нужно правильно определить тип данных в разделе Var; в нашем случае а:integer, а b:char.

Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.

Примечание . Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.

Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.

Задача . Найти среднее значение трех чисел.

Примечание . Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.

Наберите текст задачи и внимательно рассмотрите каждую строчку. Имя программы Srednee отражает содержание задачи. Кстати, договоримся о том, чтобы имя программы и имя файла, который содержит эту программу, совпадали. Далее идет подключение модуля Crt. В разделе Var описаны First, Second, Third как переменные целого типа, а Sum - действительного типа. Раздел операторов начинается со стандартной процедуры очистки экрана ClrScr (Clear Screen), которая находится в модуле Crt. Далее оператором Write мы выводим на экран сообщение ‘Введите первое число ‘, получив которое пользователь должен ввести число.

Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.

Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.

Нажмите клавиши +. Введите значения переменных 5, 7 и 12, на экране увидите следующее:

Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00

Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.

Выберите с учителем задачи для решения из следующего перечня:

  1. Ввести два числа a и b. С помощью оператора присваивания обменять их значения:
    а) с использованием промежуточной переменной (x:=a; a:=b; b:=x);
    b) без использования промежуточной переменной (a:=a-b; b:=a+b; a:=b-a).
  2. Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число, действительное число, произвольный символ и строку, а затем все выводит в одной строчке.
  3. Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, а через две строки - дату своего рождения.
  4. Написать программу для печати звездочками одной из фигур:
    а) елочки (нескольких елочек);
    б) снежинки (нескольких снежинок);
    в) домика.Например,

    *
    * *
    * *
    ***********
    * *
    * *
    * *
    * *
    ***********

  5. Составить свою визитную карточку.


    * Иванов Сергей *
    * Пролетарская 74 кв. 55 *
    * Телефон 45-72-88 *
    *******************************

  6. Составьте диалог пользователя с компьютером на произвольную тему.
    Например, машина задает два вопроса “Как тебя зовут?” и “Сколько тебе лет?”; после введения имени (Антон) и числа (15) выводит на экран “Да... Через 50 лет тебе уже будет 65 лет, а звать тебя будут не Антон, а дед Антон”
  7. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат суммы, разности, произведения и частного этих чисел полным ответом.
  8. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат целочисленного деления и остаток от целочисленного деления в виде таблицы. Например, при вводе чисел 5 и 3 на экране должна быть такая таблица:

    **************************
    * X * Y * div * mod *
    **************************
    * 5 * 3 * 1 * 2 *
    **************************

  9. Написать программу, которая запрашивает название животного и число, а затем выводит на экран фразу типа "Белка съест 10 грибов" (при вводе слова "белка" и числа 10).
  10. Организуйте диалог продавца (компьютер) и покупателя (пользователь) при покупке какого-либо товара по следующей схеме: предложение товара по определенной цене, запрашивание количества покупаемого товара, определение и вывод на экран денежной суммы, которую должен заплатить покупатель за покупку.

Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.

✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.

✎ 3) real – с английского «реальный», «настоящий», «вещественный», «действительный». В языке Паскаль этим термином обозначаются вещественные числа с диапазона [-1.8∙10 308 , 1.8∙10 308 ] . Это очень большие числа, но значащих цифр выводится 15 – 16. Кстати, типы данных integer и real в среде программирования PascalABC.Net всегда автоматически выделяются синим цветом.

✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:


Эту запись надо воспринимать так, как она пишется: число N равно 12, S равно 5, «пи» равно 3,14 (как и в математике, только вместо запятой в Паскале используется точка). В последней строке мы использовали двойной слэш (две косые черты), после которых идет текст, – так в Паскале пишутся комментарии, и их программа не воспринимает. Всё, что начинается двойным слэшом и до конца строки – это комментарий, который пишется для пояснения к программе и всегда выделяется другим цветом (в PascalABC.Net - это зеленый, в Turbo Pascal не используется такой вид комментария). Существует и другой тип комментария – это {текст, заключенный в фигурные скобки, так же, как и здесь, тоже выделяющийся зеленым цветом} . Этот вид комментария может действовать несколько строк подряд – от начала скобки и до её закрытия, и всё, что находится в середине такой конструкции, компилятор не воспринимает как код и просто пропускает.

В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

1 2 3 4 const N: type integer;

Описание:

")" onmouseout="toolTip()">integer
= 12 ; //число N – целого типа S: type integer;

Описание:
Представляет 32-битовое целое число со знаком.

Диапазон значений: -2 147 483 648 .. 2 147 483 647 ")" onmouseout="toolTip()">integer
= 5 ; //число S – целого типа pi : type real;

Описание:
Представляет число двойной точности с плавающей запятой.

Размер: 8 байт
Количество значащих цифр: 15 - 16
Диапазон значений: -1.8∙10 308 .. 1.8∙10 308
")" onmouseout="toolTip()">real
= 3.14 ; //число «пи» - вещественного

После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:


Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .

✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.

✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:

1 2 3 4 5 6 begin < оператор 1 > ; < оператор 2 > ; . . . . . . . < оператор N > ; end .

Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:

Write("этот текст выведен на экране" );

Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:

этот текст выведен на экране

В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

Write(, S);

В результате получим на экране результат:

Величина площади равна: S = 50

А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

Write("Величина площади равна: S = " , S, " кв.м" );

После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:


В первой строчке этого кода программа выводит вопрос «Каков Ваш возраст? » и переводит курсор в следующую строку (окончание ln); во второй строке мы выводим « Year = » (в начале пробел); далее мы видим оператор readln(Year) означающий необходимость введения возраста Year (число 32); наконец, выводим сообщения «Мой возраст », «32 » и « года. » поочередно. Необходимо внимательно следить за пробелами. В результате выполнения данного кода мы получим сообщение:

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: «Мой возраст 32 года ».

Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то