Регистрация организации в реестре по персональным данным. Обязана ли компания регистрироваться в Реестре операторов персональных данных

Деятельность любой организации неизбежно подразумевает обработку персональных данных в информационной системе (ИСПДн). Каждое предприятие, использующее конфиденциальную информацию о сотрудниках, клиентах, партнерах и других физлицах, обязано пройти регистрацию в качестве оператора персональных данных.

Порядок хранения и защиты персональных данных

Организация защиты конфиденциальных сведений проходит в несколько этапов:

  • Проверка начальных работ по обработке персональных данных (ревизия локальной нормативной базы, анализ информационных потоков ПДн и ИСПДн в целом, выявление недостатков и угроз безопасности информационной системы, внесение предложений по исправлению недостатков, улучшению систем защиты персональных данных).
  • Разработка нормативной базы по защите ПДн. Данный этап включает в себя классификацию ИСПДн и регистрацию в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре.
  • Проектирование системы защиты ПДн – выбор способов, мер и классов средств защиты ПДн, разработка технической документации на создание СЗПДн, а также разработка конкретных мероприятий по защите информации в каждой конкретной ИСПДн.
  • Внедрение СЗПДн – ввод в действие систем защиты ПДн и настройка существующих средств защиты ИСПДн.
  • Оценка соответствия ИСПДн, в рамках которой проводятся оценочные испытания ИСПДн и выдается соответствующий Аттестат.

Регистрации в качестве оператора персональных данных в Реестре Роскомнадзора является частью общего процесса организации обработки и защиты ПДн.

Этапы регистрации оператора ИСПДн в Роскомнадзоре

Регистрация оператора ИСПДн включается в себя следующие этапы:

  • Разработка и принятие нормативной базы по обработке и защите ПДн.
  • Заполнение формы уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных на сайте территориального органа Роскомнадзора.
  • Отправка уведомления в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
  • Печать заполненной формы с подписями.
  • Направление распечатанной формы уведомления в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации оператора.

Предлагаем вам составить документы, необходимые для регистрации в качестве оператора персональных данных, с помощью нашего онлайн-сервиса. На этой странице представлены акты, инструкции, положения, журналы, уведомления и другие документы.

С этим шаблоном часто используют:

  • Информационное письмо о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных
  • Согласие на передачу персональных данных третьим лицам
  • Перечень персональных данных, подлежащих защите в ИСПДн
  • Защита персональных данных в образовательных учреждениях

Популярные документы и процедуры:

Регистрация оператора персональных данных внутреннего пользования

п. 4 - обязательно это нужно делать каждому юр. лицу или ИП, если он предполагает обработку перс данных сотрулников и клиентов?

мы компания, которая создала и обсуживает систему где присутствуют персональные данные клиентов заказчика, набор этих документов нам не подходит, больше подходит когда работадатель данные сотрудников своих обрабатывает, но то же не совсем.

Здравствуйте! есть несколько вопросов по настройке шаблонов. 1) Скажите пожалуйста, как настроить шаблоны системы ИСПДн, чтобы классифицировать систему под актуальные угрозы 1 типа и необходимость обеспечения 1-го уровня защищенности. Будут ли в этом случае, предлагаемые шаблоны согласованы между собой? 2.) Возможно ли предзаполнение всех документов системы (28 документов) первоначально вводимыми данными (наименование юр. лица, категории персональных данных), или требуется их вводить каждый раз при заполнении отдельного документа системы?

Уточните, пожалуйста, какой минимально возможный уровень защищенности ПДн можно оформить на базе Ваших шаблонов? (мы заинтересованы в минимизации расходов на систему. обрабатываться будут ПДн работников и контрагентов. Специальные категории ПДн и биометрические данные не обрабатываем)

Здравствуйте! Мы заинтересованы использовать механизм ведения и учёта заданий в рамках трудовых обязанностей своих работников, путём регистрации учётной записи (личного кабинета) с именем работника (имя пользователя) и предоставления уникальных идентификатора (логина) и пароля к данной записи, как рекомендуется в Вашем шаблоне «Регламент интеллектуальной собственности», п. 6.2. При этом, в п. 6.4 упомянутого Регламента интеллектуальной собственности указывается, что все адреса корпоративной электронной почты и все логины или имена пользователей в Программных инструментах указываются в особом внутреннем документе, утверждаемом Генеральным директором Общества, который обновляется и доводится до сведения всех сотрудников Общества по мере необходимости, т.е. данные раскрываются другим лицам. Просим разъяснить следующие вопросы: 1.) относятся ли к персональным данным (и если да, то к какой категории), данные учётной записи (личного кабинета) с именем работника (именем пользователя) и уникального идентификатора (логина) и пароля работника во внутренней системе Оператора, адрес электронной почты работника во внутренней системе Оператора? 2.) если такие данные относятся к персональным данным, то будут ли особенности использования их в Ваших шаблонах по ИСПДн (не повлечет ли это необходимости приобретения криптографических средств защиты и т.п.)?

Здравствуйте! Согласно законодательства не надо уведомлять регулятора при обработке персональных данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством. А как быть с кандидатами, не принятыми на работу? Их данные остались, мы их имеем право хранить без уведомления регулятора? Например, если кандидат не выдержал испытательный срок(здесь очевидные трудовые отношения). Или, к примеру, даже не был допущен к испытанию? Просто эти данные нам сегодня не нужны, а завтра мы подняли анкету, пригласили человека и трудоустроили. Будет ли это диспозиция 86 статьи ТК в части "обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве" и соответственно может осуществляться без ведома регулятора?

Здравствуйте. Пакет документов по обработке данных разработан для работников или контрагентов?

А заполнять документы нужно онлайн или после скачивания просто в ВОРДЕ?

Здравствуйте! Если вы обрабатываете ПДн своих сотрудников или клиентов, то защитить их нужно обязательно. Нужно разработать правильный комплекс локальных нормативных актов, представленных в процедуре, а также обеспечить технические меры, если обработка осуществляется в автоматизированном или частично автоматизированном режиме, и организационные. Исключение касается только подачи уведомления в Роскомнадзор для регистрации в качестве оператора персональных. Все эти исключения прописаны в статье 22 п.2 152-ФЗ. Самые часто встречающиеся исключения - это обработка ПДн сотрудников в рамках трудового законодательства, обработка ПДн клиентов в рамках исполнения договора (например, чтобы поставить товар клиенту нужно знать его адрес, данные паспорта).

Здравствуйте! Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ, под оператором персональных данных понимается, в частности, юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).Таким образом, если при выполнении Вами работ по обслуживанию сайта Вы осуществляете какое-либо одно или совокупность действий перечисленных выше, - согласно закону Вы являетесь оператором персональных данных, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Закон не делает исключений для тех операторов, которые не осуществляли сбор ПДн непосредственно от субъектов, а получили ПДн от другого оператора. Оператор – тот, кто осуществляет обработку, т.е. любое лицо, осуществляющее хотя бы одно из указанных в ст. 3 ФЗ № 152 действий с ПДн. И в таком случае рекомендуем придерживаться процедуры: http://www..Благодарим Вас за использование сервиса!

Здравствуйте! Вам необходимо ответить на вопросы опросного листа в левой части страницы – пакет необходимых документов сформируется автоматически. Если введенное в каком-либо документе значение – идентично для другого документа в общем пакете, то оно автоматически заполниться в этом документе. Шаблоны документов подойдут для обеспечения 1-го уровня защищенности ПД. Обращаем Ваше внимание на то, что помимо разработки документации, необходимо также разработать и внедрить технические меры защиты. Состав и содержание таких «базовых» мер определен в приказе ФСТЭК № 21 от 18 февраля 2013 г. «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».Благодарим за использование нашего сервиса!

см. ответ ниже

Здравствуйте!Персональными данными является любая информации, позволяющая безошибочно идентифицировать физическое лицо (по смыслу ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). В данном случае, отдельно взятые адреса корпоративной электронной почты и логины или имена пользователей являются персональными данными работников, которые необходимы работодателю в связи с трудовыми отношениями, что само по себе не влечет за собой особенностей применения специального режима защиты (с учетом соблюдений требований, установленных главой 14 ТК РФ). Рекомендуем Вам ознакомиться с процедурой, расположенной по ссылке: http://www.. Благодарим за использование нашего сервиса!

Здравствуйте. Работодатель вправе без уведомления Роскомнадзора обрабатывать персональные данные кандидатов на должности, сохранять их резюме, формируя как бумажную, так и электронную базу соискателей, если имеется их письменное согласие. Данный вывод основан на том, что согласно п.1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», без уведомления уполномоченного органа может производиться обработка данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством.Персональные данные соискателей могут храниться в базе у работодателя, если на то дано письменное согласие кандидата и указан срок такого хранения. Что касается бывших работников (как не выдержавших испытание), полагаем, что если ТК РФ или иными законами на работодателя не возлагается обязанность обрабатывать данные бывших работников, то такая обработка должна осуществляться только с уведомлением Роскомнадзора (если отсутствуют иные основания для обработки персональных данных без подачи уведомления, например, обработка персональных данных без использования средств автоматизации). Рекомендуем уточнить этот вопрос в уполномоченном органе. Благодарим за ваше обращение.

22 статья 152-ФЗ почитали. Но поскольку не со всеми соискателями, ПДн которых мы собираем, мы вступаем в трудовые отношения(принимаем на испытание или хотя бы приглашаем на собеседования), Роскомнадзор уведомлять все-таки надо в этом случае

Здравствуйте. Обработка персональных данных соискателей тоже ведется в рамках трудового законодательства. Согласно позиции Четвертого арбитражного апелляционного суда, основание, предусмотренное п.1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», распространяется и на деятельность по подбору персонала (Постановление от 07.02.2018 N 04АП-127/2018 по делу N А19-17054/2017). Это связано с тем, что трудовое законодательство регулируется не только Трудовым кодексом РФ, но и иными нормативными актами. Так, Федеральным законом от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели содействуют политике занятости, в частности, путем трудоустройства. Полагаем, что письменного согласия соискателя на хранение определенных его данных в течение оговоренного в согласии срока будет достаточно для соблюдения законности в данной сфере. Уведомлять Роскомнадзор нет необходимости. Тем не менее, во избежание споров, рекомендуем все же уточнить этот вопрос в уполномоченном органе. Благодарим за ваше обращение.

Спасибо! Почитал судебное решение. Вопрос скользкий. Это судебное решение говорит о том, что позиция Роскомнадзора-уведомлять, но АС Иркутской области вместе с апелляцией встали на сторону юрлица. Учитывая известность позиции Роскомнадзора встанет ли АС нашего региона на нашу сторону неизвестно. Поэтому-таки направили письмо с вопросом.

Здравствуйте. Благодарим за ваш отклик. Было бы интересно и полезно увидеть итог вашего обращения на странице нашего обсуждения. С уважением, компания FreshDoc.

Я обязательно отпишусь, как они ответят! Ваши советы очень помогли мне в выработке правовой позиции по этому вопросу)

Написал. Как Вы думаете что ответили? Ни-че-го! То есть конечно, ответили, но ни о чем. Суть письма сводится к тому, что решать вам подавать уведомление или нет. Я хотел добиться, чтобы на случай проверки у меня был их ответ, но не получилось. А прикрываться решением суда другой области.. У нас пока что не англо-саксонская правовая система, а континентальная и для меня основной вывод из мотивировочной части решения суда, это видение Роскомнадзора, а встанет ли наш краевой суд на нашу стороу, как встал в Иркутске неизвестно

Здравствуйте. Спасибо за ваш отклик. Наличие ответа Роскомнадзора не является гарантированной защитой от привлечения к ответственности. Для суда мнение ведомства, каково бы оно ни было, также не имеет решающего значения. Рекомендуем составить свое мотивированное мнение, и по возможности, заручиться подходящими ко случаю судебными актами. С уважением, компания FreshDoc.

В любом случае хоть Уведомление, хоть нет, а требования статей 18.1, 19 ФЗ-152 обязан исполнять любой оператор при обработке ПДн: назначать ответственное лицо, разрабатывать и утверждать политику и положение о ПДн и т.д. Тем более, Роскомнадзор проводит Плановые проверки в отношении всех операторов, а не только в отношении включенных в реестр Роскомнадзора по Уведомлению

Здравствуйте. Да, принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", возлагается на оператора ПДн в независимости от наличия/отсутствии его в реестре операторов (направления в Роскомнадзор уведомления). При этом для выполнения требований, предусмотренных ст. 22 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку ПДн, в противном случае ему грозит штраф, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.

Здравствуйте. Круг субъектов персональных данных установлен в разделе 3 «Персональные данные, обрабатываемые в ИСПДн» Положения об обработке и защите персональных данных, которое входит в пакет документов и находится по ссылке https://www.сайт/?oid=7086347. В нем, в частности, установлено, что обрабатываются данные следующих субъектов: сотрудники Оператора; акционеры/учредители Оператора, лица связанные с сотрудниками, акционерами, учредителями (дети, в отношении которых выплачиваются алименты, жены, и т.д.); клиенты (потребители услуг Оператора); индивидуальные предприниматели - контрагенты Оператора; клиенты организаций, контрагентов Оператора (обслуживание корпоративных клиентов). Также установлено, что данный перечень может пересматриваться. Благодарим вас за обращение.

Заполнить документы можно прямо на сайте.

С 1 июля 2017 года ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. С какими персональными данными приходится иметь дело управляющим организациям, что делать, если собственники не дают согласие на обработку персональных данных?

Об этом мы поговорили с Дмитрием Юрьевичем Артюхиным, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Об обработке персональных данных

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные - это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных - любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Об операторе по обработке персональных данных

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Любое юридическое лицо, в том числе УО, ТСЖ и кооперативы, автоматически становится оператором персональных данных.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ .

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили, вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ .

О согласии на обработку персональных данных

Когда нужно заручиться согласием на обработку персональных данных?

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ . Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, - 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.

21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

С момента принятия в 2006 году Федерального Закона «О персональных данных», некоторые его положения и понятия до сих пор остаются неясными для сотрудников операторов. Кажущаяся неясность формулировок иногда становится предметом спекуляций для отдельных активных граждан, поставивших своей целью доказывание абсурдности или несостоятельности Закона.

Манипулируя некоторыми формулировками Закона (порой, вырванными из контекста), опираясь на принципы формальной логики (не всегда справедливой, когда речь идет о праве как науке), моделируя возможные коллизии, некоторые аналитики приходят к неожиданным и неправильным выводам.

Опасность этих выводов — в дезориентации участников информационных правоотношений, а также в том, что принятие на вооружение сомнительных утверждений сдерживает работу операторов по приведению своей деятельности в соответствие с Законом и создает условия для нарушения ими требований Закона.

Числу таких проблемных вопросов относится определение оператора персональных данных. Оператор — это государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных (ст. 3 ФЗ 152). Это, казалось бы, очевидное и не допускающее вольного толкования определение на практике порой вводит операторов в заблуждение. Суть этого заблуждения в следующем: «лицо, осуществляющее обработку, не всегда является оператором». Причина же заблуждения — в словосочетании «а также». В этом «а также» некоторыми и видится то самое зерно истины, которое позволит отдельным операторам избежать обязанности исполнять требования ФЗ 152. Парадоксально, но многие операторы все еще уверены в том, что они операторами не являются. Для обоснования этого утверждения приводятся следующие доводы: необходимость обработки ПДн определена федеральным законом (или «установлена вышестоящими организациями»), следовательно, цели обработки самостоятельно не определяются или не должны определяться лицом, осуществляющим обработку (в определении целей нет необходимости, либо отсутствуют полномочия).

Попробуем разобраться с этой проблемой, суть которой заключается в вопросе: определение цели обработки ПДн — признак или обязанность оператора?

Итак, существует мнение, что оператор — это только и исключительно тот, кто одновременно отвечает следующим двум критериям:
Это лицо должно само либо организовывать, либо фактически осуществлять обработку ПДн (или же — и то, и другое одновременно);
Это лицо должно само определять цели и содержание обработки ПДн.

Таки образом, требование об определении цели обработки ПДн рассматривается в качестве основного признака оператора.

В ходе подготовки настоящей статьи филологами был проведен лингвистический анализ рассматриваемого определения. Результаты анализа приведены ниже.

Определение цели не может быть основной функцией, так как эта функция названа в ряду однородных членов предложения и замыкает его. Более того, этот однородный член предложения присоединяется союзом «а также», который имеет присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей" (П). — см. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.Н. Современный русский язык. Учебник.: М., Логос, 2006.

Об этом же значении пишет и Русская грамматика (М, 1980,т. II):

§ 2079. Присоединительные отношения основываются на соединительных: второй член ряда имеет добавочный характер; он часто выделяется в отдельную синтагму; порядок членов ряда строго обязателен. Присоединительные отношения (с оттенками добавления или усиления) выражаются составными союзами и сочетаниями союза с конкретизатором: а также и, да еще, и притом (притом): В коляске сидела пожилая барыня, да еще молодая девушка (Тын.); Сводки доставлены в полном порядке и притом в срок (газ.).

Примечание. Союзы а также, как... так и обладают способностью выражать градационные и присоединительные отношения, но часто используются в более широком значении — соединительном или сопоставительном: Этот Вьюн необыкновенно почтителен, и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется (Чех.); Завод достиг высоких показателей как по количеству, так и по качеству выпускаемой продукции (газ.); Воспитанники музыкального училища часто выступают с концертами в школах, дворцах культуры, а также в цехах предприятий (газ.).

А вот союзы «и (или)», указанные вместе означают, что члены однородного ряда, соединяемые ими, могут как сосуществовать вместе («организующее и осуществляющее обработку»), так и быть выбраны (один из ряда: «организующее или осуществляющее обработку»).

Приведенный лингвистический анализ показывает неосновательность утверждения о том, что определение цели обработки ПДн является непременным признаком оператора. В тоже время указанный анализ является не единственным доказательством порочности этого утверждения.

Из содержания различного рода публикаций и, исходя из складывающейся правоприменительной практики, можно сделать вывод и об отношении органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн (далее — Роскомнадзор) к рассматриваемой проблеме. Роскомнадзор считает, что оператор — это тот, кто, прежде всего, совершает какие-либо операции с ПДн. Одновременно, в силу самого факта обработки у «обработчика» возникает и обязанность определения целей такой обработки. Т.е. по сути, определение цели обработки является скорее следствием обработки, или необходимости в таковой, неотъемлемой составляющей обработки, первейшей обязанностью, проистекающей из обработки ПДн, а не «основным признаком оператора».

Справедливость изложенного мнения подтверждается и системным анализом норм ФЗ № 152. Начать следует со статьи 1 Закона, в которой определена сфера его действия. Названная статья гласит, что закон регулирует отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой различными органами, юридическими и физическими лицами. Понятие обработки дано в п.3 ст.3 ФЗ 152. Это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Из изложенного следует, что, если конкретное лицо осуществляет какие-либо из перечисленных действий, то оно априори становится участником общественных отношений, являющихся предметом регулирования ФЗ № 152 (если только не подпадает под исключения, предусмотренные ч.2 ст.1 Закона). Как же следует именовать это лицо в терминах ФЗ «О персональных данных»? Выбор невелик. Это лицо следует именовать оператором.

Итак, некое лицо осуществляет (либо намеревается осуществлять) обработку ПДн. Согласно ст.5 ФЗ 152 обработка ПДн должна осуществляться в соответствии с определенными Законом принципами. Анализ содержания принципов приводит к выводу о том, что фундаментальной основой обработки ПДн является определение целей обработки. Даже не вникая в суть каждого принципа, а просто при беглом прочтении ст.5 в каждом пункте статьи мы видим термин «цель» («законности целей», «соответствие целям», «достаточность для целей» и т.д.). Такая концентрация внимания применена законодателем не случайно. От лица, осуществляющего обработку ПДн, Законом требуется уведомление о целях обработки субъектов ПДн органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн. Закон стремится сделать деятельность, связанную с обработкой ПДн, прозрачной и понятной как для человека — носителя защищаемых Законом конституционных прав и свобод, так и для государственных органов, обеспечивающих реализацию механизмов защиты прав человека как субъекта ПДн. Красной нитью проведена в Законе идея о недопустимости «бесцельной» обработки ПДн (обработки ПДн «просто так», «для своих неопределенных нужд», для «общего развития», «для себя» и т.д.).

Согласно второму принципу, продекларированному в ст.5 Закона, если лицо имеет намерение обрабатывать ПДн, цели такой обработки должны быть заранее (до начала обработки) определены и заявлены. Обратная логическая цепь рассуждений приводит к выводу о том, что осуществление каких-либо действий с ПДн в отсутствие определенной цели обработки является нарушением принципов обработки, и, следовательно, нарушением Закона, предпосылкой к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Толкование нормы, изложенной в п.2. ст.3 ФЗ 152 в том контексте, что определение цели является не обязанностью оператора, а идентифицирующим его в этом качестве неотъемлемым признаком, неизбежно влечет за собой следующий парадоксальный вывод. Из сферы действия закона выпадают такие органы, как Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и многие другие государственные структуры, чьи обязанности напрямую определены и детализированы федеральным законодательством, в том числе и в контексте совершения операций с ПДн. Рассматриваемая предпосылка также приводит к заключению о том, что и операторы связи не являются операторами ПДн, поскольку цель сбора ПДн абонентов предусмотрена в Законе «О связи» и подзаконных нормативно-правовых актах — т.е. определена государством, а не конкретным лицом, предоставляющим услуги связи. То же относится и к кредитным учреждениям, страхов ым и другим организациям, которые осуществляют сбор и другие действия с ПДн в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, т.е. в целях прямо предусмотренных Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а не самими этими организациями. Список можно продолжать бесконечно, абсолютизируя всего лишь одну норму закона и доходя до абсурда в попытках примерить буквальное ее толкование на реальные общественные отношения.

В ст.18 ФЗ № 152 установлены обязанности оператора при сборе ПДн. К их числу относится, в первую очередь, обязанность оператора предоставить субъекту ПДн по его просьбе информацию (ст.14 ФЗ 152), в т.ч., о целях обработки его ПДн. При установлении этой обязанности Закон не делает исключения для операторов, обрабатывающих ПДн на основании каких-либо федеральных законов.

Таким образом, с учетом изложенного выше, становится понятным, что в контексте Закона определение цели обработки ПДн в действительности является скорее обязанностью лица, осуществляющего обработку ПДн, нежели одним из признаков, обладание которым делает это лицо оператором.

Что же такое «определение» цели? Уяснение смысла слова «определение» имеет важное значение для уяснения содержания нормы права, без чего является невозможным правоприменение этой нормы. Поскольку в самом Законе законодатель не счел необходимым раскрыть понятие «определение цели», обратимся к одному из признанных в теории права способов толкования — лексическому (языковому) толкованию.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, определить значит
С точностью выяснить, привести в известность;
Дать научную, логическую характеристику, формулировку какого-нибудь понятия, раскрыть его содержание;
Постановить, вынести решение о чем-нибудь;
Послужить причиной для развития, образования чего-нибудь, предопределить, обусловить;
Назначить, указать.

Следовательно, под определением цели обработки ПДн можно понимать ее выяснение, выбор, вычленение из множества возможных целей, ее постановку или назначение в качестве таковой, указание на эту конкретную цель (цели) в качестве причины для обработки ПДн.

Контекстный анализ содержания ФЗ 152, выявление его смысловых связей с другими источниками права позволяет сделать вывод о том, что для отдельных операторов ПДн и(или) относительно отдельных категорий субъектов ПДн цели обработки ПДн могут быть фактически предопределены или даже прямо указаны в законах либо подзаконных актах (Трудовой кодекс, например, конкретно указывает работодателям на цели обработки ПДн работников). Цель обработки тех или иных ПДн другими операторами проистекает из их обязанностей, возникших из договорных обязательств. В отдельных случаях цели обработки ПДн могут одновременно быть обусловлены и содержанием коммерческой деятельности оператора, и предписаниями закона (операторы связи в целях осуществления собственной уставной деятельности, направленной на извлечении прибыли, обрабатывают ПДн в целях оказания услуг связи и во исполнение Закона «О связи»).

Таким образом, первичной задачей лица, осуществляющего обработку ПДн, является именно вербализация целей обработки ПДн, уяснение для себя самого чем именно обусловлена конкретно для него обработка ПДн физических лиц. Формулирование ответа на этот вопрос фактически и будет являться определением цели обработки ПДн.

В разрезе проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, представляется интересным мнение Правительства РФ, выраженное по поводу поправок в ФЗ 152. 5 мая 2010 года был в первом чтении принят законопроект, внесенный на рассмотрении в Государственную думу ее депутатом В.М.Резником. В числе прочего, данным законопроектом предложена новая формулировка понятия «оператора», а именно:

«оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели, содержание и порядок обработки персональных данных». Как видим, из ныне действующей формулировки исключено слово «организующие». В своем официальном отзыве на данный законопроект Правительство РФ указывает, что «такое изменение не может быть поддержано, поскольку лица, осуществляющие обработку персональных данных, но не определяющие цели и содержание обработки, не смогут считаться операторами». Из приведенного замечания Правительства РФ следует, что на сегодняшний день (когда редакция закона еще не изменена) по мнению Правительства РФ оператором является любое лицо, осуществляющее обработку ПДн вне зависимости от наличия или отсутствия факта определения им целей такой обработки.

Итак, проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать несколько выводов.
Определение цели обработки ПДн — это обязанность оператора, а не обязательный идентифицирующий признак оператора.
Определение цели обработки ПДн — это процесс осмысления, уяснения, конкретизации и вербализации цели обработки ПДн оператором, в том числе и в случаях, когда такие цели предопределены и (или) проистекают из положений закона или полномочий, возложенных на оператора.

Которая оказалась наиболее важной и в бухгалтерском учете, и при рассмотрении заявок на кредит и т.п.

Но что это такое и кто все-таки имеет право обрабатывать подобные сведения, а кто нет, об этом упоминается редко, даже с неохотой.

В результате иногда сложно понять, кто является оператором персональных данных.

– это информация о человеке, которая характеризует его как определенную личность, не является обобщенной, ее нельзя применить к группе лиц. В большинстве случаев речь идет о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, адресе, где человек зарегистрирован и проживает, семейном положении и т.п.

Понятие персональных данных введено в деловой оборот после принятия в 2006 году «О персональных данных». Там же было введено разграничение информации на ряд категорий, которые позволяют определять уровни разрешения обработки для различных ситуаций.

  1. Информация о расе и национальности, религиозных убеждениях, состояние здоровья и подробности интимной жизни гражданина.
  2. Сведения, которые позволяют помимо идентификации гражданина, еще и получить про него разные сведения, например, номер телефона, место проживания и т.п.
  3. Информация, благодаря которой один человек выделяется среди других – фамилия, имя и полная дата рождения.
  4. Общедоступные сведения, как правило, они обезличены, но иногда и те, которые обязаны быть публичными по законодательству, например, доходы представителей органов власти. Отдельной категорией идут те данные, на предоставление которых сам гражданин дал согласие, например, адрес и номер телефона в справочной службе 09.

В целом закон «О персональных данных» призван обеспечивать право каждого гражданина на неприкосновенность личной жизни и защиту в случае наличия нарушений. Исходя из выше приведенной классификации, предъявляются разнообразные требования по обеспечению сохранности сведений. Для первой категории требования жестче, чем ко всем остальным.

Кто является оператором персональных данных

Оператор персональных данных – юридическое лицо, которое в силу своей деятельности занимается информации о действующих и потенциальных клиентов и сотрудниках. Размеры организации при этом никакого значения не имеют, как и форма ее собственности.

На практике оператором является любая организация, в которой есть наемный труд. Ведь трудоустройство невозможно без заполнения анкеты с довольно подробным перечнем сведений о себе, а также подачи личных документов, причем со всех снимаются копии, информация вносится в бухгалтерские программы и т.д.

Главное требование законодательства РФ, предъявляемое к операторам, это обеспечение сохранности тех данных, которые получила организация в процессе деятельности.

Нормы, согласно которым обеспечивается охрана, установлены в упомянутом законе, также могут уточняться нормативными актами, так называемых регуляторов

Существует определенный порядок, который регламентирует случаи, когда организация получает право работать с персональными данными без уведомления в :

  • если предприятие обрабатывает только те сведения, которые нужны для трудовых отношений;
  • когда обработке подвергаются данные общедоступного характера;
  • если обрабатываются только фамилия, имя, отчество;
  • когда они используются один раз, например, для выписки пропуска;
  • если для обработки не применяется компьютерная техника.

Все остальные организации обязаны становиться на учет, в результате чего они получают уникальный регистрационный номер, под которым вносятся в специальный реестр.


В нем всегда можно уточнить, имеет ли право конкретное юридическое лицо запрашивать или хранить персональные данные.

Например, часто такие вопросы возникают в отношении кредитных организаций, операторов сотовой связи и т.п.

Поэтому принято называть «оператором обработки персональных данных» организации, которые в силу профессиональной деятельности собирают и обрабатывают не только общедоступные сведения, но и такие как серия, номер паспорта, адрес проживания и т.д.

Получение права на обработку персональных данных

Для обеспечения безопасности хранения и передачи персональных данных предусмотрена процедура аттестации и получения лицензии для организаций занимающихся сбором и хранением такой информации.

Чтобы получить лицензию предприятию приходится не только обучать сотрудников, но и приобретать технические средства защиты.

Процедура состоит из нескольких этапов, из которых можно выделить наиболее важные.

  • уведомить соответствующие органы о намерении обрабатывать данные с помощью средств (компьютеры);
  • пройти предварительное обследование имеющихся информационных систем;
  • спроектировать систему защиты с учетом инфраструктуры компьютерной техники и других средств автоматизации;
  • приобрести и внедрить средства защиты;
  • привести все помещения в соответствие требованиям по пожарной безопасности, охране, электропитанию и т.д.
  • провести повышение квалификации сотрудников в области защиты персональных данных и их аттестация.

В результате можно гарантировать наличие действующей системы защиты сведений при их и передаче через коммуникационные линии.

Стоит отметить, что все действия, описанные выше, могут быть применены только к обработке персональных данных в электронном виде, что является потенциально небезопасным для хранящейся или передаваемой информации.

Проверка деятельности операторов персональных данных

Работа всех операторов персональных данных не только регулируется законодательными актами, но еще и подвергается регулярным проверкам, как плановым, так и выборочным, например, по заявлению пострадавшего от их деятельности граждан.

Контролем над соблюдением закона о защите персональных данных должны заниматся многие надзорные и силовые ведомства, но в силу специфики работы выделяются лишь три из них (их и называют регуляторами):

  • Роскомнадзор – в его функции входит проверка соблюдения любых нормативных требований законодательства, а также проведение проверок;
  • ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) – в ее задачи входит в первую очередь защита данных находящихся в компьютерах самой организации, так и каналов их передачи, когда они хранятся и передаются без шифрования;
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности) – контролирует применение шифрующих средств обработки и передачи персональных информации, в том числе разработку и их распространение.

Проверить отношение конкретной организации к операторам персональных сведений можно и самостоятельно.

На сайте Роскомнадзора имеется доступ к реестру операторов, осуществляющих обработку персональных данных, он доступен по этой ссылке.

Для просмотра информации достаточно внести в соответствующее поле наименование или регистрационный номер интересующего предприятия, либо его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Так можно выяснить, законно запрашивались данные или нет. Если организации в списке нет, то возможно этим надо заняться Роскомнадзору и либо включить ее в реестр, либо запретить незаконный сбор информации о гражданах.

Проверка операторов персональных данных осуществляется либо по заявлениям граждан, либо по инициативе, например, прокуратуры, которая может обратиться в Роскомнадзор в рамках проверки деятельности организации.

За нарушения в обработке сведений граждан предусмотрена ответственность. В зависимости от степени тяжести совершенных поступков может быть административное, дисциплинарное или уголовное наказание.

В целом, прежде чем давать разрешение на обработку персональных данных в кредитной или иной организации, запрашивающей такое право, лучше сначала убедиться в том, что она зарегистрирована в качестве оператора, а значит, имеет все для их безопасного хранения.

Особенно это может относиться к небольшим предприятиям, например, предоставляющим мелкие займы.

Конечно, без предоставления такого согласия подобные организации обычно отказывают в услугах, но в этом ничего страшного нет, т.к. конкуренция достаточно высока, и всегда можно найти другой подходящий вариант.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то