Сын не хочет в садик. Ребенок не хочет идти в садик: что делать, советы психолога

Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл - «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Игровая комната

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик - это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!


В садиках часто устраивают дни открытых дверей. Обязательно посмотрите комнату, в которой будет находиться ваш ребенок.

Некоторые родители говорят детям, что садик - это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные !

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

  • Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
  • Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное - договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
  • Оставить игрушку на ночь в саду . А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).

Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми - кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».


Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Екатерина делится и другими лайфхаками.

  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка. Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома. И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы , чтобы ребенок не так сильно скучал.


Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду» . Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики - «Эмоциональный интеллект ребенка» , «Ребенок-оптимист» , «Ваш ребенок может все» .

Роль воспитателя

Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉

«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад - это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель - люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?

Постоянный стресс

Первые месяцы в детском саду – это настоящий стресс для ребёнка. Для него изменилось всё: режим дня, питание, сама атмосфера. Вместо любимой мамы рядом чужие «тёти» и сверстники, отношения с которыми ещё нужно суметь наладить. Вполне естественно, что малыш сильно переживает, и это сказывается на его поведении: он плохо кушает, отказывается спать, плачет или закатывает истерики. Нередко идёт регресс в развитии: малыш перестает говорить или начинает снова писать в штанишки. Не сердитесь на малыша, лучше просто помогите ему!

Железный режим

Домашнему ребёнку сложно переключиться на детсадовский режим, в котором всё расписано по минутам. Для того чтобы адаптация к саду была успешной на «садиковский» режим лучше переходить заранее (хотя бы за месяц). Узнайте у воспитателей, как организован день в вашем саду, и не спеша подводите ребенка к этому режиму. Достаточно постепенно менять распорядок дня, сдвигая привычные дела на 10-15 минут. Если вы этого не сделали, то постарайтесь хотя бы сейчас приблизить распорядок дня ребёнка в выходные дни к режиму в садике. Не разрешайте малышу «отсыпаться» вволю (хотя поспать чуть подольше можно!).

Этот же совет касается и питания. Заранее узнайте «садиковское» меню и попытайтесь постепенно приблизить к нему домашний рацион. Кушать дома также желательно в те часы, в которые малыши это делают в саду.

Ребёнок не спит в садике

Одна из самых распространённых жалоб мам новоиспеченных детсадовцев – «Ребёнок не спит в садике!». В этом случае вам опять придётся поработать дома. Старайтесь не засыпать вместе с ребёнком в одной кровати. Почитайте малышу сказку, побудьте с ним рядом, но старайтесь, чтобы кроха засыпал самостоятельно. Постарайтесь перед сном исключить лишние поглаживания – вряд ли воспитатель будет гладить каждого ребёнка по спинке! В любое другое время, кроме укладывания спать, тактильный контакт между мамой и ребёнком должен быть непременно!

Психологи и опытные мамы советуют укладывать ребенка спать дома с небольшой мягкой игрушкой, которую можно брать с собой в садик. Малышу бывает страшно засыпать в незнакомой обстановке, а любимая игрушка в какой-то степени «заменит» ему маму и сможет успокоить кроху. Попробуйте сочинить сказку, в которой мишка (зайка, котёнок) пошёл в детский сад, вначале ему было не очень уютно, но потом он подружился с детками и воспитателями. Завершаться такая сказка должна непременно возвращением мамы!

Если ребёнок привык засыпать только с пустышкой или «на груди», желательно отучить его от этой привычки перед тем, как он переступит порог детского сада. Но если вы не сделали этого заранее, то не торопитесь! Отлучение от груди – сильнейший стресс для ребёнка, а малыш и сейчас так находится в подавленном состоянии. Подождите, когда ребенок адаптируется к саду, и после этого планируйте отлучение.

Первые конфликты

Ребёнок может отказываться идти в сад и из-за того, что не смог найти общий язык с воспитателем или сверстниками. В 2,5-3 года дети начинают активно общаться с ровесниками, и детский сад становится своего рода кульминацией этого общения. В саду появляются первые друзья и первые враги. Тут вам придётся быть более внимательной: обратите внимание на то, с кем ребенок общается, с кем изменились отношения. Вполне возможно, что малыш не хочет идти в сад, потому что поссорился с другом и подругой. А ещё такой причиной может быть… первая любовь. Постарайтесь мягко поговорить со своим ребёнком и разузнать обо всём от него самого. И никогда не позволяйте себе ни капли иронии над большими чувствами маленького человека!

Также вполне возможно, что ваш ребёнок и его воспитатель не смогли найти общий язык. В идеале с воспитателем нужно познакомиться заранее, понаблюдать за тем, как она разговаривает с детьми, как ведёт себя. Важно понять, готовы ли вы доверить этому человеку своего ребёнка, ведь именно воспитатель будет проводить большую часть дня рядом с вашим чадом. Если вы относитесь к воспитателю с уважением и доверием, то это отношение непременно передастся и вашему ребёнку. Он легко сможет пойти на контакт с тем взрослым, которому доверяет его мама. А это значит, что малыш сможет обращаться к воспитателю со своими нуждами и проблемами, делиться впечатлениями и радостями.

Не забудьте пообщаться с другими родителями деток, посещающих вашу группу. К сожалению, иногда бывает, что воспитатель действительно плохо выполняет свои функции, и тогда недовольство будет выражать большинство группы. В этом случае придётся обращаться к заведующей детским садом и решать вопрос о замене воспитателя.

«Я сам»?

Ребёнку, который имеет хотя бы элементарные навыки самообслуживания, адаптироваться в саду будет легче. Постарайтесь научить малыша пользоваться кружкой и ложкой, застегивать и расстёгивать липучки, пуговицы и молнии (можно купить или смастерить развивающие игрушки с разнообразными видами застёжек). Старайтесь подбирать для сада такую одежду и обувь, с которой ребёнку будет проще справиться. Например, липучки будут предпочтительнее шнурков, а клёпки – пуговиц.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Специалисты считают, что оптимальный возраст для приучения к горшку – 18 месяцев. Обычно детки редко идут в садик раньше 2 (а то и 3) лет, у вас есть масса времени, чтобы обучить чадо туалетным навыкам. Однако если это еще не произошло, то можно попробовать предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник хотя бы на прогулку. Учитывая, что прогулки длятся, как правило, 2,5-3 часа, а маленький ребенок не в состоянии выдержать это время, чтобы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются. Главное, чтоб использование подгузника было временной мерой предосторожности.

«Подмоченная» репутация

Часто в саду ребёнок начинает снова писаться в штанишки, хотя дома уверенно ходит на горшок. Воспитатели и нянечки сердятся, ведь им приходится переодевать малыша, а другие детки могут смеяться и отказываться играть с ним. Если насмешки будут регулярными, то ребенок может сильно переживать, замкнуться в себе и начать писаться в штанишки и дома, и на улице. Естественно, что в таком случае идти в садик ребёнок с охотой не будет.

Выясните причину недержания. Малыш может писаться, например, из-за того, что он просто простудился. Причина может крыться и в резком тоне воспитателя: привыкший к мягкому голосу мамы юный детсадовец может элементарно пугаться. Возможно, что в группе завёлся ребёнок-агрессор, который смеётся над вашим чадом в туалете, и поэтому кроха боится идти туда, предпочитая делать «мокрое дело» непосредственно в штанишки. Ненавязчиво поговорите с самим ребёнком, его воспитателем и другими детьми в группе – так нередко вскрываются самые неожиданные подробности. Также малыш нередко писается из-за элементарного нежелания находиться в детском саду – так бывает во время адаптации к садику. Не ругайте малыша, лучше старайтесь дома уделять ему максимум внимания, поддерживать и ободрять его.

И напоследок – несколько полезных советов:

Не пугайте ребёнка детским садом – иначе он никогда не станет любимым и безопасным местом для ребёнка.

Никогда не обсуждайте сад и воспитателей при ребёнке, иначе малыш подумает, что его окружают плохие люди.

Не наказывайте плачущего при расставании ребёнка. Лучше мягко напомните ему, что вы вернётесь за ним.

Не обманывайте малыша. Не говорите, что вы придёте скоро, если разлука предстоит на полдня или целый день, иначе кроха утратит доверие к вам.

Помогите крохе полюбить посещение детского сада. Будьте спокойными, уверенными и настраивайте себя только на хорошее. Будут ли встречи со сверстниками и воспитателем радовать вашего ребёнка - это во многом зависит именно от вас.

По мне, так истина - в последнем абзаце. Я поняла, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит с нашим ребенком. Хотя я никогда не обсуждала сад и воспитателей, все равно постоянные разговоры о садике (ну как тут не расскажешь об этом, если знакомые и родственники спрашивают, звонят?), а ребенок -то рядом и все слышит и воспринимает! Садик, садик, садик… наверное, Дарине, толком не понявшей, что это такое, это уже стало надоедать и напрягать, раз об этом столько все вокруг говорят. Разладился наш дневной сон - слишком стали акцентировать на этом внимание «Не спит днем», «Что делать?» и пр. В общим, начинаю исправлять ситуацию - работаю над собой и своими мыслями. Прогресс в адаптации я вижу, и воспитатель - тоже. Не все сразу. Понимаю, что стресс моему ребенку не на пользу, но принимаю это, ведь это - необходимый и неизбежный момент в отделении от мамы.

Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то этот пост будет полезен)))))

Не каждый ребенок будет ходить каждый день в детский сад с видимым удовольствием. Ведь для этого нужно пораньше вставать, еда там отличается от домашней, воспитатели не разрешают им делать то, что нравится, и, что самое главное, там нет мамы. Но сделать так, чтобы ребенок хотел ходить в садик возможно, и сегодня мы поговорим, что для этого требуется.

Сегодня вы первый раз привели в детский сад своего малыша. Скорее всего, что через некоторое время этот день уже не будет таким ярким, и ваша память отправит воспоминания о нем в дальний уголок сознания. Но, на данный момент, вы до последней мелочи помните реакцию своего чада, выражение его глаз, когда вы оставляли его в садике . Давайте постараемся вместе разобраться, какие проблемы ожидают родителей и детей при поступлении в детское заведение, и научимся, как выходить из сложившихся щепетильных ситуаций.

Давайте рассмотрим мнение воспитателя детского садика , которая все рабочее время проводит с детьми, и видит изнутри все их проблемы. Зовут ее Надежда. Она считает, что если малыш без видимых причин вдруг отказывается ходить в детский садик , значит нужно искать причины, которые спровоцировали это. Возможно, ваш ребенок поссорился с кем-то из детей, может кто-то из других детей обидел его словом или даже ударил. А может быть, что у малыша возник конфликт с воспитателем, особенно если ребенок допытывает вас, кто именно из воспитателей сегодня будет в садике . Для того чтобы узнать действительную причину происходящего, попробуйте совместно с ребенком отобразить детский садик в игре с игрушками. Для этого разыграйте сценарий одного дня, прожитого им в садике . Постарайтесь найти время и поговорить с воспитателями своего чада. Объясните им, что ваш ребенок очень чувствительный, и будет очень хорошо, если они постараются уделять ему немного больше внимания. Каждый человек - индивидуальность. К детям это также относится: один не будет особенно реагировать и брать близко к сердцу, если его будут ругать, а другой от малейшего повышения голоса может замкнуться в себе. Ребенок ничего не скажет воспитателю в ответ, но обида будет накапливаться в его душе.

Про что думает на работе мама

Много говорится о стрессе, который получает ребенок, когда в один день его привычная жизнь резко меняется. Раньше он постоянно был с мамой или другим близким человеком, к которому привык. Все внимание было направлено только на его персону. Теперь все иначе. Он оказался в совсем незнакомом и новом коллективе среди других детей и чужих женщин. Мама с папой, конечно, знают, почему теперь их малыш вынужден большую часть дня проводить в детском садике . А ему самому еще предстоит узнать, что именно подразумевает фраза: мама идет на работу. Но почему-то мало кто говорит о стрессе, который испытывают сами мамы. Очень часто родители вынуждены отдать своего карапуза на воспитание в детское учреждение еще до того, как ему исполнится два годика. Для самого ребенка это очень тяжелый шаг, как в психологическом, так и в физическом плане, веды у него еще существует очень сильная зависимость от мамы. Ребенок может намного легче адаптироваться в чужом коллективе, когда ему уже исполнилось четыре года. Дети этого возраста начинают ощущать потребность в общении со сверстниками, им становятся интересны игры в коллективе. Для мамы не имеет особого значения, сколько лет ее малышу, два или пять. В любом случае он постоянно остается для нее маленьким ребенком, за которого она переживает.

В таких случаях женщинам можно посоветовать, чтобы они, когда уходят на работу, оставляли дома все свои тревоги. С ребенком в садике ничего не случится. Четко планируйте свой рабочий день и следуйте этому плану. Так вам будет легче отвлечься от мыслей, которые вас тревожат.

Давайте рассмотрим реальный жизненный пример. Екатерина, когда отдавала своего сыночка в детский сад , сказала, что она должна ходить на работу, а его работа - это садик . Мальчику тогда было 2 года и 7 месяцев. Ребенок переспросил ее, правда ли это, и она ответила что да. После этого у женщины не возникало проблем с отправлением своего сына в детское заведение. Каждое утро они с радостью встают и начинают собираться на работу, которая у каждого из них своя. Малышу нравится, что он хоть какими-то действиями подражает взрослым. Он мечтает сам поскорее стать большим. Кроме того, родители всем своим знакомым в присутствии мальчика радостно объявляли, что их ребенок ходит на работу, а он от таких слов ощущал гордость.

Некоторые женщины боятся, что в одно прекрасное утро их карапуз категорически откажется идти в детский садик . И что они должны делать в этом случае, ведь на работу ходить нужно. Иногда родители тянут детишек в садик силой, иногда подгоняя их несильными шлепками по причинному месту. Родителям нет оправдания за такие действия, особенно если взрослые перестают себя контролировать. Но ведь можно заставить карапуза ходить в садик без криков и применения силы, и делать это он будет добровольно и с видимым удовольствием. Хочется рассказать на этот случай несколько жизненных историй.

Одна мама рассказывает, что для того, чтобы отвести своего карапуза в детский садик , им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань, особенно в первые дни своей новой жизни. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.

Кроме разговоров, есть способы по-иному заинтересовать ребенка утренними прогулками. Женщина, о которой мы писали выше, разрешала своему карапузу во время дождя бегать по лужам и даже прыгать по ним, надев, предварительно, резиновые сапоги. Это нравится почти всем детям, и ожидание предстоящей прогулки помогает им быстрее проснуться. И это не странно, ведь почти все родители запрещают своим детям играться в лужах, а тут такое счастье. Иногда мама старалась заинтересовать ребенка каким-то чрезвычайно ответственным делом. К примеру, можно отнести своей воспитательнице конфетку, или прийти в садик быстрее всех, чтобы успеть покататься на любимой всеми детьми группы машинке. Дайте ребенку новую игрушку, и скажите, что будет замечательно, если он покажет ее остальным детям. Увидите, ваш малыш будет с нетерпением бежать в садик , ведь там можно похвастаться перед другими маминым подарком. Для нас все перечисленные способы кажутся не столь важными, но для детей все обстоит совсем иначе. Они любят быть первыми и лучшими, любят чувствовать на себе внимание окружающих. Родители, со своей стороны, должны верить в такие интересы детей.

Маме не составляло труда отвести ребенка в садик в те дни, когда к ним должен приехать с выступлением театр, или должен прийти Дед Мороз с подарками. Главное напомнить ему о предстоящем событии, и малыш сам тянул маму на улицу.

Или еще один пример. Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Она выбрала несколько иной способ заинтересовать его садиком . Женщина рассказывала мальчику, что ходит на работу для того, чтобы иметь возможность покупать ему новые игрушки и сладости. Он, со своей стороны, должен вместе с другими детьми ходить в садик , чтобы учиться всему новому. Мама заключает со своим сыном своеобразный договор. Она каждый день покупает ему разные , а он ходит в детский сад , а потом рассказывает ей, как провел вечер.

Она рассказывает об одном эпизоде, который ей особенно запомнился. Дело было зимой, и так как с вечера начался снегопад, на утро все вокруг оказалось под слоем снега. Женщина предположила, что в связи с погодными условиями с транспортом будут затруднения, а опаздывать в садик и на работу ей совершенно не хотелось. Но, если что-то не складывается, обычно это тянет за собой целую вереницу похожих событий. Так получилось и у Евгении. В тот день ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Его уже не интересовали спящие автобусы, и никакие конфеты своей воспитательнице он нести не хотел. Но и здесь мама ребенка нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик , чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок стал спешить в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги добро детей. Кстати, в погоню, он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик. К каждому ребенку родители должны применять свои методы воздействия, а какими они будут, родителям лучше знать.

Возможно ситуацию, которая описана выше, большинство читателей воспримет как глупость, проявленную женщиной. А мама считает, что придуманная ей история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока она с мальчиком ехала в садик , они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она не хотела кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик . Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.

Любые методы хороши ради достижения желаемого результата. Главное, чтобы перед походом в садик , настроение у ребенка было хорошим, тогда и вы на работе будете меньше за него.

А вот еще один пример из жизни, как можно заинтересовать ребенка его «работой». Дочери Регины три с половиной года. У нее в запасе есть несколько проверенных способов, которые помогают ей собрать девочку утром. Хоть один из них точно сработает.

Иногда она старается призвать малышку к совести и к пониманию. Женщина говорит ей, что ее дочка уже достаточно взрослая девочка, и прекрасно понимает, что мама вынуждена ходить на работу, ведь без денег ничего не купишь. Затем она перечисляет все, что можно купить. Конечно же, ко всем перечисленным вещам девочка неравнодушна.

Можно немного поиграть на собственности дочки. Достаточно сказать, что если она так хочет, то в садик можно и не идти , но тогда другие дети будут играть ее любимыми игрушками, в ее шкафчик положит свои вещи другая девочка из их группы. Разве все эти вещи ей больше не нужны?

Иногда женщина вспоминает других детей, с которыми так нравится играть ее дочке. Ведь ее друзья будут очень расстроены, если она сегодня не придет к ним, и не будет играть в их любимые игры. Они подумают, что их подружка заболела, и будут очень скучать за ней. «Но ведь на самом деле ты не заболела? А помнишь своих самых лучших друзей, или они тебе уже не нравятся?»

Иногда помогает обсуждение предстоящего пути к детскому садику . Как же они сегодня его проделают? Может дочка хочет покататься на самокате, или поедет велосипедом. Пока ребенок еще не вырос, убедить его в чем-либо можно при помощи разговоров. Истерик практически не случается, а если иногда и бывают, то достаточным будет переждать, пока все закончится, и постараться убедить малышку еще раз.

Но все вышесказанное было мнением одной стороны - мамы. Давайте теперь рассмотрим мнения детей, почему именно они не хотят ходить в садик , а также комментарии их мам по этому поводу.

Мише 5 лет, и он свое нежелание ходить в детский сад объясняет тем, что там его обижают, и никто с ним не хочет играть. Мама, в свою очередь, говорит, что ее сын - социальный мальчик, у него есть много друзей, с которыми он быстро нашел общий язык. А его высказывания - это только отговорка, чтобы побыть дома вместе с ней.

Или Дима, которому 4 года, жалуется маме, что ему в садике не разрешают бегать по лужам и ругают за это. Мама говорила, что в новой группе воспитатели добрые и отзывчивые, а на самом деле все не так. Именно поэтому он не хочет идти в садик .

А каково мнение мамы мальчика. Она рассказывает, что на летний период ее сына перевели в другую группу. Но мальчик категорически не желает ходить туда, так как ему не нравятся новые воспитатели. Проблему решили при помощи бабушки, которая на все лето забрала внука к себе на дачу. А с осени он снова вернется в свою группу к прежним .

Сереже 6 лет, и ему не нравится ходить в садик потому, что там нужно спать днем, и там наказывают за шалости. И еще - никто из детей не хочет с ним играть.

Его мама рассказывает, что недавно они поменяли детский сад , и ее сын не сразу смог обрести новых друзей. Родители эту проблему решили тем, что стали забирать сына домой сразу после того, как дети пообедают.

А каково мнение психолога по поводу всех отговорок, которые дети придумывают, чтобы не идти в садик ? Или может это не просто отговорки?

Все мамы очень болезненно реагируют на реплики их чада, который не хочет идти в детский сад . Особенно это угнетает ее тогда, когда она вынуждена ходить на работу, и иного выхода не существует. А ребенок каждый день устраивает истерики, и мама чувствует себя предательницей своего чада. Иногда они считают лучшим отпроситься с работы, чтобы самой посидеть с малышом, или вызвать к себе бабушку, которая будет сидеть с внуком. Но такой вариант событий нельзя назвать наилучшим. Сначала родителям следует объективно разобраться, почему их ребенок так не хочет посещать садик .

Если это первые дни его новой жизни, то ничего странного и необъяснимого в его капризах нет. Каждая, даже самая незначительная, смена обстановки пугает малыша, а тут такое потрясение. Родителям следует запастись терпением и подождать, пока ребенок немного адаптируется. Лучше всего сначала приводить его в детский сад на несколько часов, понемногу увеличивая это время. Так он быстрее привыкнет к новой обстановке. Помогите ему найти друзей в новом коллективе. Если есть возможность, можно заинтересовать малыша занятиями по рисованию или лепке, чтобы в садике он смог поразить всех своими умениями. Если у вас дома есть игра, в которую могут играть сразу несколько детей, принесите ее в группу своего малыша. Пусть он расскажет другим детям о ее правилах, и научит их игре. Если с самого начала родители будут активно помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и новом коллективе, со временем ваш карапуз сам станет проситься в детский садик. Там ему будет намного интересней, чем дома: там можно поиграть с другими детьми, позаниматься рисованием или выучить очередной стишок.

Если вы раньше уже ходили в детское учреждение, но теперь по тем или иным причинам вынуждены его сменить, то на новом месте ребенок адаптируется намного быстрее, чем в первый раз. Хотя этапы, которые ему придется пройти, ничем не отличаются от тех, которые он проходил, когда впервые пришел в садик . Постарайтесь взять отпуск и помогите своему малышу привыкнуть к новому месту.

Может возникнуть и такая ситуация, что ребенок ходит в детское заведение уже несколько лет, и вдруг, ни с того, ни с сего, заявляет, что туда больше не пойдет. В этом случае вам необходимо разобраться в сложившейся ситуации, потому что для такого поведения малыша, должна быть достаточно веская причина.

Сначала убедитесь, полностью ли здоров ваш сын или дочка, и хорошо ли он выспался. Иногда именно плохое самочувствие может стать причиной того, что ребенок отказывается идти в детский сад . Следует учесть, что видимых признаков болезни может и не быть, да и жалоб малыш никаких не предъявляет.

Если ребенок полностью здоров, нужно искать иную причину таких действий. Если вы постараетесь прямо его спросить о происходящем, вы, скорее всего, ничего не добьетесь. Постарайтесь подойти к вопросу издалека. Расскажите историю из своей жизни, а если не помните, проявите актерское мастерство. Можно рассказать, что когда вы ходили в детский садик , у вас была очень близкая подруга, с которой вы постоянно игрались. Но однажды между вами произошла серьезная ссора, после которой желание ходить в сад у вас пропало. А можно и по-другому. Например, расскажите, что у вас в садике была воспитательница, которая была очень добрая, и которую вы любили. Но однажды за незначительный проступок она сильно накричала на вас, и в тот день вы твердо решили, что больше туда не пойдете. Если среди примеров, которые расскажите малышу, будет истинная причина, из-за которой он так себя ведет, ребенок сам сразу скажет вам об этом. Когда причина ясна, действуйте согласно сложившимся обстоятельствам. Можно после рассказа малыша продолжить свою «жизненную историю». Расскажите, что вскоре, как только вы пришли в садик, вы помирились с подружкой, и отношения между вами ничуть не испортились. Может малыш последует вашему примеру.

Если у вас все-таки не получается самостоятельно разобраться в причине такого поведения ребенка, поговорите с его воспитателем. Договоритесь о времени, когда у вас получится прийти пораньше, и поговорить про возможные причины создавшейся ситуации.

Бывает и такое, что нежелание ребенка ходить в садик множится день ото дня, и со временем становится явным и устойчивым. Наиболее вероятной причиной в таком случае будет, скорее всего, то, что ему там просто скучно. Возможно, воспитатели совершенно не занимаются с детьми, у них нет коллективных игр. Если это действительно так, то постарайтесь поставить себя на место своего карапуза. Хотелось бы вам целый день сидеть взаперти и ничего не делать, и это притом, что самим играть детям в некоторых садиках запрещается - правила. Ведь дома ребенку будет намного лучше и веселее. Здесь есть его игрушки, можно посмотреть по телевизору мультфильмы, тем более что его любимая мама всегда рядом, готовая поиграть с ним по малейшему требованию. В случае, если именно такая ситуация сложилась с вашим малышом, постарайтесь рассказать ему, чем можно заняться и как развлечь себя и остальных детей. Можно дать ему с собой разрисовки или пластилин. Но самое лучшее, что вы можете для него сделать - подыскать другой детский садик, где с детьми будут заниматься, как это и должно быть.

Если вы, стараясь уговорить ребенка 5-6 лет идти в сад , давите на его совесть, смотрите, не перегните палку. Если вы расскажете ему, что вы должны ходить на работу чтобы заработать денег, а в его обязанности входит посещение детского сада , подумайте, какой отпечаток оставят ваши слова в душе малыша. Скорее всего, ему будет не очень приятно слышать такое, хотя эффект такое высказывание иметь будет. Родители не должны стремиться к тому, чтобы ребенок принимал хождение в садик как свои обязанности или как должное. Они должны помочь ему найти в детском садике то, что ему действительно интересно, и чтобы ему нравилось туда ходить. Для того чтобы добиться такого эффекта, иногда бывает достаточным поискать другой садик, что очень даже непросто в современных условиях.

«Не хочу в са-а-д-и-и-к ! Не пойду-у-у-у !». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает, с ними вместе вы услышите перечень самых настоящих симптомов: боли в животике, головная боль, тошнота. Тошнит, то есть, от садика. И это не самый тяжелый вариант. Бывает плохо и по настоящему: с температурой, поносом. Могут напомнить о себе хронические болячки.

Как тут быть? Ну, прежде всего, выяснить причины упорного нежелания вашего чада присоединиться к сообществу. Обстоятельства, вызывающие вышеупомянутое упорство, могут быть следующие:

Изменение стереотипов

Как это ни странно, именно дети, казалось бы, эталон стремления к переменам, хуже всех эти перемены переносят . Привычный распорядок, в котором все знакомо и предсказуемо - это основа, фундамент, на котором покоится уверенность в себе и окружающих. И вот, ситуация выходит из-под контроля - с мамой приходится идти или даже ехать к незнакомым людям, где оказывается много детей (обратите внимание - не один, центр общего внимания, а много). Мама целует, успокаивает, говорит, что придет, но все равно УХОДИТ! А когда придет неизвестно, а вдруг не придет! И все вокруг незнакомое, неизвестное, опасное.

Что надо делать

Главное здесь - постепенность . Режим придется менять. Если ребенок «сова» (поздно засыпает и просыпается) помогите ему (постепенно!) стать «жаворонком». Это не так трудно, как кажется и занимает не больше недели.

Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман.

При резкой смене привычного распорядка постепенность достигается сохранением фрагментов старого привычного образа жизни. Лучше всего - договориться с администрацией детского сада о присутствии в группе одного из родителей (обычно мамы) в течение первых дней. Во многих садах такое соглашение администрации с родителями - обычная практика. В детских садах, практикующих вальдорфскую педагогику, присутствие родителя в группе в первые десять дней - настойчивая просьба, почти требование.

Бывает так, что это невыполнимо. В этом случае нужно продумать о каком-нибудь любимом предмете , который будет хранить и передавать малышу тепло родного дома. Это может быть мягкая игрушка, без которой он не засыпает, еда, к которой он привык, в аккуратном контейнере (яблоко, например, или морковка). Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман. Если, вдруг набегут грустные мысли, достаточно будет взять его в ладошку и вспомнится мама, любимая кошка, игрушки.

И грусть развеется.

Изменения в диете

У каждого наверняка сохранились воспоминания о нелюбимой пище , с которой приходилось сталкиваться в детстве. Общеизвестны проблемы с пенками в молоке, киселем, манной кашей, луком в супе. Неприятие некоторых из этих продуктов доходит до клинических вариантов, рвоты, например. Воспитатели это понимают не всегда. Прием пищи в детском саду действие коллективное, отстающих подгоняют. Столкновение с нелюбимой пищей в таких обстоятельствах, мягко говоря, чревато последствиями.

Что надо делать

Поговорите с воспитателями. Выясните, с какими видами пищи возникают проблемы, и какие. Бывает, что достаточно отделить от блюда «несъедобную» часть (выловить лук из супа). В случае категорических отказов, воспитательница не должна настаивать на принятии пищи . В этом случае голод полезнее. Перед уходом в садик необязательно завтракать - больше шансов, что завтрак в коллективе пройдет в атмосфере здорового притяжения к еде.

Если правила, действующие в саду, разрешают приносить еду из дома, это должны быть подготовленные к употреблению овощи (морковь, огурец) или фрукты (яблоки, груши, бананы). Сладости (конфеты, кондитерские изделия) даже если их разрешают, давать не надо, они, конечно, отвлекут от грустных мыслей, но аппетит, и без того плохой, угробят окончательно. Кроме этого, будет испорчен психологический климат в коллективе.

«Плохая» воспитательница

Это одна из самых серьезных проблем. Решать ее желательно до того, как ребенок пойдет в сад. Специалисты рекомендуют, принимая решение о том, в какой садик отдать ребенка, обязательно узнать поближе руководителя учреждения, какие игрушки предлагают детям и (обязательно!) будущую воспитательницу. Именно она будет заменять вас малышу, пока вас нет рядом. Бывает всякое: иных воспитательниц дети любят как родных и тянутся к ним всей душой, только и говорят о них дома, летят к ним, как на крыльях, а других не принимают, сторонятся.

Что надо делать

Первое, это выяснить причины неприязни . Расспросы чаще всего дают мало информации - рассказывать ребенок пока не умеет, у него мало слов, в которые он мог бы облечь свои впечатления. Выход - ролевые игры. Дома вечером, когда ребенок успокоится, поиграйте с ним в детский сад. Персонажами будут игрушки малыша - куклы, животные. Готовьтесь к впечатлениям, вам предстоит узнать много нового. Не ограничивайте фантазию маленького Главного режиссера - пусть он сам выберет, кем ему быть: самим собой, кем-то из группы, или воспитательницей. Той самой.

Смысл происходящего постепенно прояснится.

Поговорите с воспитательницей. Если это ничего не даст и конфликты продолжатся, если вечерние игры в садик высветят, что вашего малыша обижают, не слышат, другие дети безнаказанно дразнят его, придется принимать решение о переводе в другую группу или другой сад. При этом разумнее менять сад, а не группу. В детских садах (как и в любом коллективе) действует негласная корпоративная солидарность, на преодоление которой лучше не тратить силы.

Противостояние коллективу

Бывает и так. Ребенок не может наладить отношения с коллективом , держится один. Это может быть особенность натуры - у всех индивидуумов разная тяга к общению с себе подобными, а проявляются эти качества рано. Кому-то необходимо общество, слушатели, а кому-то , наоборот интереснее одному. И все же если в течение года сохраняется дистанция между вашим ребенком и остальными детьми, пресловутая «стеклянная стена», и ребенок не участвует в жизни коллектива, ограничиваясь наблюдением, имеет смысл обратиться к психологу - возможно, это говорит об аутических наклонностях.

Что надо делать

Если ребенку не удается наладить дружбу с другими детьми, то дело требует вашего вмешательства . Приступайте к расширению круга общения вашего чада. Присмотритесь к детям в группе, маленьким не свойственно скрывать эмоции, и вы быстро выясните предмет симпатий вашего малыша. Познакомьтесь с ним и его (ее) родителями. Пригласите в гости. Помогайте вашему «дикаренку» освоить азбуку общения, принимая активное участие в их играх. Вы увидите - скоро он сам научится знакомиться, поддерживать дружбу.

Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений.

Необходимо постепенно приучать ребенка к тому, что без мамы рядом можно не только обойтись, перетерпеть, дождаться ее прихода. Можно заняться интересными играми и вообще не скучать. Привлеките папу или бабушку. Придумайте какое-нибудь развлечение, которому они посвятят время, пока вас нет. Очень полезны посещения студий раннего развития , где дети постепенно осваивают навыки коллективной жизни в компании с мамой. Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений - командной игры, похода.

А этого делать нельзя

1. Допускать провокации, позволять ребенку уговорить себя . Вы дошли до входа в детский сад, преодолев мучительное сопротивление (стоны и жалобы). В последний момент, перед дверью в садик вы сдаетесь и возвращаетесь. Имейте в виду: за этим последуют большие проблемы. Ребенок смекнет, что может взять «горлом» все желаемое. В следующий раз вы столкнетесь с тем же самым, но гораздо громче и дольше.

2. Приводить ребенка в садик не каждый день . А, например три или даже два дня в неделю. В детский сад нужно обязательно ходить КАЖДЫЙ день (кроме выходных и праздников). Можно уходить из садика пораньше. Например, забирать ребенка после обеда (не оставляя на дневной сон). Это можно делать первую неделю, даже месяц. Когда вы почувствуете, что малыш адаптировался, оставляйте его поспать днем.

3. Допускать, чтобы ребенок почувствовал, что вы боитесь разлуки с ним . Не говоря уже о проявлении таких эмоций. Слезы при расставании испортят весь день. Дети чувствуют малейшие перемены в настроении и очень восприимчивы к эмоциям. Постарайтесь внушить себе спокойствие и уверенность, что с ребенком будет все в порядке - и эта уверенность перейдет к вашему малышу.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то