Убрать голос из песни онлайн. Бесплатные минусовки: - коллекция бесплатных минусовок. Бесплатно скачать минусовки, фонограммы, mp3, мелодии, музыку

Изменить тональность музыкального трека, записанного в качестве «минуса», который, например, был загружен из Интернета, бывает необходимо очень часто. Это может быть связано с приведением композиции в такой вид, чтобы было легче исполнять вокальную партию, когда в оригинале тональность слишком низка или высока. Действия с темпом (чаще всего с его замедлением) могут быть связаны с процессом, когда та же минусовка находится еще на стадии создания, а исполнителю необходимо просто сыграть какую-то скоростную инструментальную партию. Но как произвести такие действия, используя для этого современные компьютерные средства? Об этом и многом другом далее и пойдет речь.

Как изменить темп и тональность музыкального трека: варианты действий

Для начала предлагается посмотреть, какие вообще действия можно предпринять. Вариантов не так уж и много. В большинстве случаев необходимо изменить либо темп фонограммы, либо тональность, либо и то, и другое. В случае если у вас имеется в наличии файл с разложенными по трекам инструментальными партиями, изменить тональность бывает необходимо только для определенной группы инструментов, исключая ударные, для которых в большинстве случаев это совершенно не нужно. В связи с этим и рассмотрим некоторые варианты простейших действий с использованием различных программ. Сразу же следует отметить и тот момент, что особое внимание нужно обратить на формат файла, в котором записана оригинальная фонограмма.

Как изменить тональность минусовки: простейший случай

Если рассматривать самую простую ситуацию, когда оригинальный файл записан в формате MIDI, действия для изменения темпа и тональности можно производить не только с использованием компьютерных программ в виде MIDI-секвенсоров или редакторов, поддерживающих работу с соответствующими файлами, но даже и на обычных «железных» синтезаторах.

Для рядового пользователя лучше всего подойдут инструменты Yamaha серии PSR или их аналоги. MIDI-файл достаточно записать на съемный носитель, открыть его в интерфейсе инструмента и выполнить смещение темпа и тональности. Собственно, точно такие же действия производятся в программах для работы с MIDI. Но ведь такая копия не дает звучания оригинального трека, а в большинстве случаев треки представлены в формате MP3 или более современном – FLAC. Как изменять тональность или темп в этом случае?

Использование музыкального секвенсора FL Studio для единичного файла

Достаточно просто необходимые операции можно выполнить в популярном секвенсоре FL Studio. Для начала рассмотрим порядок действий, когда у вас имеется фонограмма в виде одного аудиофайла. Сначала оригинальный файл необходимо загрузить на выбранную дорожку, а затем установить в степ-секвенсоре первую долю, которая соответствует ноте С5. Сразу же обратите внимание, что при выставлении базовой ноты для аудио выше или ниже автоматически приведет к тому, что тональность будет смещена вместе с темпом, что очень неудобно.


В этом случае лучше отдельно установить другой темп (программа выдаст запрос на ресэмплирование). Что же касается именно того, как изменить тональность минуса, для этого лучше воспользоваться не пошаговым секвенсором или установкой базовой ноты привязки, а фейдером изменения общего питча (высоты тона).


Однако неудобство состоит в том, что уровень изменения будет показан только в процентном отношении.

Действия с файлами в аудиоредакторах

Теперь давайте посмотрим, как изменить тональность или темп в аудиоредакторах. Опять же, исходим из того, что у нас имеется единичный файл фонограммы. Для выполнения таких действий используется либо функция Pitch Bender (изменение высоты тона), либо Stretch (изменение темпа).


Если говорить о том, как изменить тональность трека, после вызова соответствующего инструмента сначала установите пустое значение (Flat), а затем выберите уровень с использованием полутонов (Semi-tones). Начальный и конечный уровень для всего трека должны совпадать. Для качества установите значение Excellent.


Для изменения темпа воспользуйтесь «растягиванием», но особо не увлекайтесь, поскольку изменять этот параметр, впрочем, как и тональность, можно до определенного предела.

Действия с потрековым изменением тональности и темпа

Однако удобнее всего работать с фонограммами, которые являются не цельными готовыми файлами, а наборами, предназначенными, например, для самостоятельного сведения (в Интернете таких полно).


В этом случае изменить тональность можно в тех же аудиоредакторах и теми же средствами, но преимущество таких действий состоит, как уже говорилось, в том, что партию барабанов можно оставить без изменений (чтобы ударные после внесения изменений в высоту тона не звучали неестественно). Заодно можно изменить громкость каждого фрагмента по отношению к оригиналу, а также добавить собственные эффекты.

Онлайн-сервисы

Наконец, если у вас нет достаточных знаний для работы с вышеописанными программами, можете обратиться к специализированным онлайн-ресурсам, на которые нужно будет загрузить свой звуковой файл, установить конечное значение для тональности и темпа, дождаться окончания обработки материала и скачать результирующий файл на свой компьютер. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, хотя и не затратный по времени и средствам. Намного лучше воспользоваться предложенными методами, а заодно и изучить в процессе обработки файлов основные операции, так сказать, «методом научного тыка». Вполне возможно, что в будущем такие навыки пригодятся.

Заключение

Напоследок остается добавить, что в самых простейших случаях, когда особое качество звучания конечного материала не требуется, можно воспользоваться и разного рода примитивными утилитами для проведения быстрых изменений (например, Audio Speed Changer). Но в любом случае нужно четко понимать, что изменять параметры высоты тона и темпа в слишком широких пределах нельзя, поскольку такие действия приведут только к тому, что и вся фонограмма будет звучать абсолютно неестественно. В лучшем случае, как считается, особых изменений заметно не будет, если не превышать изменение тональности на 1,5-2 тона вверх/вниз и не более того. После этого порога изменения в сторону ухудшения становятся слишком явными.

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе .

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Песня исполняется в другой тональности

Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

(19 Kb)

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя .Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также

Пример

У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em

Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em

Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.

Выглядеть это будет так:

  • Am = Em
  • F = C
  • C = G
  • G = D

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того , существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в ,а также переносить песни в другие тональности.

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

Любой вокалист рано или поздно сталкивается с тем, что ему нужно (англ. change the key of backing track) . Это требуется, чтобы исполнять песню в наиболее комфортном для себя диапазоне.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость Сроки
Работа над аранжировкой. Почасовая 750 руб/час Зависит от времени
Аранжировка на основе готового материала. Фиксированная от 15.000 руб 1-2 недели
Индивидуальная аранжировка с нуля. Фиксированная от 25.000 руб 2-3 недели
Аранжировка Радио формат. Высшее качество мониторинга. Фиксированная от 40.000 руб 3-4 недели
Услуги сессионного музыканта Фиксированная От 2000 руб По договоренности
Создание минусовки Фиксированная От 5000 руб 2-10 дней

Зачастую изменение тональности нужно тогда, когда песню, изначально созданную для вокалиста-мужчины, хочет исполнить девушка, или наоборот. Либо, к примеру, если песню, написанную для тенора, захочет исполнить баритон.

Конечно, есть вокалисты с большим диапазоном, который позволяет им исполнять многие песни, не прибегая к изменению тональности аккомпанемента. Но большинство исполнителей имеет рабочий диапазон порядка двух октав, либо даже меньше.

Примеры портфолио с аранжировкой (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа "Провода" - песня "Глубоко"

TZ

Пример 2. РОК
Группа "Hellya" - песня "Coco"

TZ

Пример 3. ПОП
Группа «The Produkt$» - песня «I Have a Dream»

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Цепляйся». Аранжировка под ключ

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне». Аранжировка + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Сорванец». Аранжировка + сведение

В этой статье мы поговорим о способах, позволяющих поменять тональность минуса.

Смена тональности минуса: способ 1

Первый способ доступен большинству людей, владеющим ПК на продвинутом уровне, и имеющим на нем установленную программу-аудиоредактор. Таких программ, подходящих для изменения тональности, сегодня существует довольно много, к примеру, Pro Tools, Cubase, Adobe Audition. На примере последней мы и рассмотрим способ изменения тональности минусовки при помощи ПК с операционной системой Windows. В сущности, в любом другом аудиоредакторе все необходимые действия будут практически аналогичными.

Порядок действий в Adobe Audition СС 2015 будет такой:

  1. Открыть файл с минусовкой, выделить его (ctrl+a).
  2. Нажать Effects/Time and Pitch/Pitch Shifter.
  3. Выбрать нужную степень транспонирование ползунком Semi-tones. Если ползунок сдвигается влево, тональность понижается, если вправо – повышается. Одна единица соответствует изменению на полутон. Значение Precision лучше установить на уровне «High Precision», это соответствует максимально высокому качеству обработки.
  4. Нажмите кнопку предпрослушивания (треугольник в нижнем левом углу окна). Если изменения вас устраивают, нажмите кнопку Apply и сохраните файл (ctrl+s).

На картинках показано, как можно изменить тональность минусовки в Adobe Audition. Как видите, это совсем несложно. Впрочем, все может быть вовсе не так хорошо, как хотелось бы. Дело в том, что при изменении тональности трека таким образом ухудшается качество. И фонограмма звучит менее естественно. И чем сильнее вы изменяете тональность, тем менее естественно звучит минус. Поэтому, если требуется транспонировать минусовку, к примеру, на 6 полутонов, качество звучания ее может ухудшится настолько, что такой минус будет пригоден разве что для репетиции, но никак не для исполнения песни на публике, или записи в студии. Впрочем, не все так плохо. Ведь есть еще один способ.

Смена тональности минуса: способ 2

Второй метод изменения тональности минуса не такой простой и доступный. Но он позволяет добиться отличного качества звука минусового трека.

Для того, чтобы получить минусовой трек отличного качества в нужной тональности, вы можете обратиться к профессиональному аранжировщику нашей студии. Метод, который он будет использовать, в корне отличается от первого, описанного нами. Аранжировщик берет и «снимает» на слух все партии минусовой фонограммы . После чего набирает их в специальном нотном редакторе на ПК. И, наконец, применяет виртуальные музыкальные инструменты , чтобы «оживить» записанные таким образом партии. После наложения нужных эффектов (реверберация, эквализация, компрессия и т.д.) п олучается готовый минусовой трек.

Где профессионально изменить тональность минусовки

Сегодня очень многие люди увлекаются пением, как на профессиональном уровне, так и на любительском. И поэтому неудивительно, что в нашей студии неоднократно выполнялись такие заказы. И мы рады тому, что практически все наши клиенты остаются полностью довольны выполненной работой. Если вам нужно значительно изменить тональность минусовки , обращайтесь в студию ТопЗвук . Наши аранжировщики с радостью выполнят эту работу. Позвоните нам прямо сейчас!

05.02.2018

Термином «тональность» называют высоту музыкального лада. И это далеко не постоянная величина. Например, певец может менять ее очень долго, прежде чем найдет подходящее для него звучание. А композитору она помогает показать веселые, напряженные или печальные моменты в музыке. Но даже человек, лишь отдаленно знакомый с «Сольфеджио», может легко изменить тональность любой песни. Главное, что для этой процедуры существует достаточное количество инструментов.

Онлайн-ресурсы для изменения тональности

Назначение подобных сервисов не обязательно связано только с регулировкой этого параметра. Иногда добавляют и дополнительные возможности, но даже в этом случае все довольно скромно.

Способ 1: Vocal Remover

При создании соответствующего запроса в первую очередь поисковик предложит именно этот онлайн-инструмент. Если быть точнее, он представляет собой набор из нескольких утилит, предназначенных для обработки звука. Например, здесь можно удалить вокал, вырезать отрезок из песни или изменить темп. Сервер способен работать как караоке, диктофон и аудиоконвертер. А главное, он довольно прост в использовании, ведь чтобы поменять тональность песни, необходимо выполнить несколько простых действий:


Способ 2: Onlinetongenerator

Этот англоязычный сервис обладает не только схожим функционалом, но и интерфейсом. Правда, в этом случае имеется возможность поддерживать темп (Maintain Tempo), который при изменении тональности также меняется. Нужная вкладка – вторая сверху, открываем ее и начинаем работать.


Разработчики предупреждают о том, что ОнлайнТонГенератор не открывается в устаревших версиях браузеров, поэтому возможные проблемы, скорее всего, решит их обновление.

Способ 3: RuMinus

Выполнять ту же работу, а именно изменять тональность, темп, скорость композиции, а также удалять из нее слова, способен ресурс РуМинус. Но есть проблема – как и все следующие в списке варианты он не разрешает пользователю прослушивать композицию во время обработки, а только перед скачиванием ее на компьютер. А вот принцип работы сервиса практически тот же.


Способ 4: Conversion-Tool

Инструмент для изменения тональности на этом сайте предлагает широкий выбор вариантов загрузки файлов. Это может быть жесткий диск, облачные хранилища (OneDrive, Dropbox) или даже интернет-страница, на которой размещена композиция. Главное, чтобы размер не превышал 100 МБ. При этом, сервис разрешает пересылать обработанный файл по электронной почте (при объеме не более 10 МБ), но такая привилегия доступна лишь зарегистрированным пользователям. А вот как это работает.


Способ 5: Transposr

И, наконец, самый простой сервис. Пользоваться им настолько легко, что будь он на китайском языке, ни у кого все равно бы не возникло затруднений. Все, что нужно сделать это:


Описанные выше ресурсы предлагают пользователям довольно ограниченный набор возможностей для обработки музыки. Их основное преимущество заключается в быстром к ним доступе, поэтому мощным цифровым студиям, требующим установки в систему, они не конкуренты. Их дело маленькое, и рассчитаны они на любителей. Тем, кто серьезно занимается музыкой, они точно не пригодятся.

Даже если вы не музыкант, то, скорее всего, имеете представление о том, что такое тональность в музыке. Этот термин вы часто слышите в повседневной жизни и даже сами употребляете, причем в правильном контексте. К примеру, в разговоре "на повышенных тонах" вы можете посоветовать собеседнику "умерить тон". Но в музыке трактовка термина гораздо шире. Попробуем углубиться в музыкальную грамоту и разобрать тональность "по тонам".

О, музыка!

Как часто мы слышим музыку? Можем ли мы обходиться в жизни без нее? Музыка в наушниках помогает отвлечься от повседневных проблем, настроиться на позитивный лад, погрузиться в воспоминания. Под мелодичные трели мы совершаем покупки, готовим еду, гуляем, встречаемся с друзьями и коллегами. Даже будучи человеком далеким от музыки, мы остро реагируем на жанр песни, звучащей по радио или телевидению. Смена тональности в музыке влечет за собой моментальную смену настроения. То есть если на джазовой волне вас обуревает романтика, то под шансон вы можете провалиться в депрессию. В музыкальной грамоте, которая правильно называется сольфеджио, очень много разнообразных весьма заковыристых понятий, и в них довольно сложно разобраться. Музыка соединяет в себе науку и искусство, где каждый звук и нота занимают свое место. А тональность в этой науке является и вовсе определяющим моментом.

Коротко и по фактам

И все-таки, что такое тональность в музыке? Само слово встречается достаточно часто. Мы слышим термин от певцов, которые подбирают тональность под свой голос, чтобы гармоничнее существовать в песне. Мы знаем, как меняется звук двигателя при повышении скорости. Это тоже смена тона. Исходя из этих фактов можно ли понять, что такое тональность в музыке?

Если брать за основу специализированные термины в сольфеджио, то это определенное положение музыкального лада, а этих ладов существует ровно два - мажорный и минорный. Различать их совсем нетрудно, если знать ключевые особенности. Итак, мажорный звучит бодро, весело и порой даже бравурно. Минор же символизирует печаль и грусть. Каждый лад состоит из семи ступеней, что позволяет охватить диапазон октавы.

В ладу с тоникой

В разговоре о том, что такое тональность в музыке, невозможно обойтись без такого понятия, как тоника. А что же это за мудреная вещь? Можно сказать, что тоника начинает любую тональность, так как это главная ступень в ладу. В пример можно привести тональность до мажор, где тоникой будет нота "до". Если есть начало, то должен быть конец, а вместе с ним и целый набор определенных знаков. Они помогают музыканту разобраться при чтении с листа. Без этих знаков ноты мелодии будут напоминать банальную кашу символов, извлечь из которых смысл будет весьма и весьма сложно. В частности, большое значение играет очередность проставленных диезов и бемолей. Кстати, есть свое правило для расстановки этих знаков. Так, бемоли в тональности появляются на четвертой ступени, с чередованием си-ми-ля-ре-соль-до-фа. А диезы начинаются с седьмой ступени - чередование фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Это правило существенно облегчит жизнь всем начинающим музыкантам, которые любят скоротать время за подбором мелодии на слух.

Углубимся в понятие

Если даже и знать, что такое тональность в музыке, определение прочих терминов, необходимых для освоения понятия, может вызвать затруднения. Например, что могут скрывать под собой одноименные тональности? Чем они характеризуются? Объединяет их общая тоника, то есть первая ступень, но разделяют знаки при ключе. То есть они могут быть мажорными либо минорными, но с одинаковой первой нотой.

Проведем параллели

Чуть-чуть сложнее обстоит дело с параллельными тональностями, у которых при ключе идентичные знаки, а вот тоники отличаются друг от друга. Примером может стать до мажор и ля минор. Обнаружить параллели легко. Для мажора нужно построить от тоники малую терцию вниз, а для минора - вверх. Теперь вы знаете, что такое параллельные тональности в музыке. Без этих базовых знаний в сфере невозможно построить ни один мелодичный аккорд, написать мелодию или хотя бы считать ноты с листа.

В музыке есть масса интересных понятий, но их освоение — наука трудная и заковыристая. Попробуем провести параллели на практике. Все мы сталкивались с понятиями "параллельных прямых" и "параллельного мира" и можем вывести общее из них. Итак, параллельный - существующий с чем-то одновременно и похожий на что-то либо парный чему-либо. Если таковыми являются тональности, то они похожи друг на друга. Общего у них много, но есть и явные различия. Во-первых, совпадают абсолютно все звуки, а вместе с ними и все знаки при ключе, то есть, диезы и бемоли. Самым простым примером будут тональности до мажор и ля минор. Знаков при ключе нет, а звуки гармонично соединяются. Это классические параллели. Сложнее будет ми-бемоль мажор и до минор. При ключе по три бемоля. Вот и снова параллели. Надо заметить, что такие тональности характеризуются ладовым наклонением, но это их притягивает. Тоники в них, соответственно, отличаются. А как определить параллельные тональности? Если отталкиваться, к примеру, от до мажора, то на какой его ступени начнется "вход в параллель"? Ответ прост - на шестой. То есть тоникой минора станет нота ля. С переходом из минора в мажор все тоже просто - тоникой будет третья ступень.

А нужен ли переход?

В музыке применяется три десятка тональностей. Из них половина мажорные, а половина - минорные. Ни одна тональность не "прозябает в одиночестве", каждая имеет пару. Итого - 15 пар тональностей с одинаковыми знаками. Запомнить уже проще. Из этих 15 пар - семь диезные и семь бемольные, а одна пара без знаков - эдакая белая ворона. Если вы подбираете мелодию на инструменте, то помните, что всегда можно сделать ее более гармоничной для собственного слуха и голоса, если осуществить переход в новую тональность в музыке.

Осуществить такую задумку можно разными путями. Так, можно произвести модуляцию, то есть окончательно сменить тонику. Этот процесс подразумевает подготовительную фазу, сам переход и закрепление полученной тональности с тем, чтобы мелодия продолжала развитие. Второй вариант - это отклонение, то есть временный переход без закрепления. Это своего рода намек на новую тонику, но не доходящий до полноценной реализации. В этом случае мелодия "виляет" в рамках своей тональности, изредка "выпрыгивая" за ее пределы.

Сочиняем песенку

Если идти классическим путем, то можно взять тоническое трезвучие оригинальной тональности и сразу после - новую тонику. Однако такие прямые "склейки" звучат несколько дергано и неприятно. Независимый слушатель в большинстве случаев поморщится от такой композиции. Что же делать? Отнестись к своей аудитории внимательно! В начале песни идет настройка на заданную волну, а вот уже ко второму куплету можно слегка встряхнуться. Но любая перемена, будь то темп, ритм, громкость или тональность, должна предваряться этапом подготовки. Так слушатель может понять происходящее и связать все перемены в своем подсознании.

Знакомство с модуляцией

В классическом варианте есть три методики модуляции, и со всеми стоит познакомиться. Для основного способа нужно взять любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях. Оно будет использоваться как "клей". Искомое трезвучие должно состоять из чистых, не альтерированных ступеней. Хотя альтерации не под запретом, но дополнительная сложность выбранного трезвучия будет затруднять восприятие модуляции на слух. Снова в тренде старая фраза: "Нужно быть проще, и люди к вам обязательно потянутся". Изменение тональности музыки притягивает внимание, так что за песню можно несколько раз использовать этот прием, чтобы сделать акцент на знаковых моментах.

В теории

Прежде чем изменить тональность музыки, хорошо бы понять, как это сделать. Придется немного разобраться в сфере и начать с вопроса: что такое лад? По сути, это музыкальная организация, которая базируется на соподчинении звуков. Основные характеристики лада - это его устойчивость и неустойчивость. Если звуки устойчивые, то они притягивают к себе другие звуки, но сами никуда не стремятся. В результате создается ощущение покоя. А вот неустойчивость - это функция динамическая, с ней звуки тяготеют к разрешению, а потому создают ощущение движения. В ладу идет чередование, так что устойчивыми являются первая, третья и пятая ступень. Соответственно, неустойчивые ступени - 2, 4, 6 и 8.

Еще нужно вспомнить про мажор и минор. В первом устойчивые звуки образуют трезвучие в мажоре и соответствующее - в миноре. А про тональности нужно сказать, что это высотные положения лада. Они бывают одноименные, параллельные, однотерцовые, энгармонически равные, употребительные и неупотребительные.

По красоте

Мало освоить нотную грамоту, чтобы сыграть произведение умело и ярко. Имеют значение красочные свойства лада и тональности. В частности, соединение мажора с минором вызывает аналогию с игрой света и тени. На этом построена "Серенада" Шуберта и романс Чайковского "Отчего?". Световая игра возникает при сочетании разных тональностей, даже неодноименных. Примером может стать "Радость и горе" Листа. Колорит произведения определяет выбор тональности.

В эпоху барокко тональности трактовали с точки зрения семантики, причем за каждой закрепляли некоторые типологические обозначения. В таком случае что значит тональность в музыке? К примеру, D-dur характеризуется эмоциональностью, бравурностью, героизмом. Здесь уместны шумные страсти, победное ликование. А вот h-moll считается грустной. Здесь можно ярко выразить образ страдания, распятия. Вообще, печальными являются мягкие тональности, где присутствует печаль, траурность. Это c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Иоганн Бах заложил основы для выражения чистой радости через G-dur, а для пасторальной темы активно использовались во все времена A-dur и E-dur.

В печали и радости

Если вы частенько сидите за пианино или домашним синтезатором и все мечтаете оформить собственную композицию, но мешает вопрос, как определить тональность в музыке, то знайте, что творить можно абсолютно в любой. При подборе аккордов тональность может напоминать удобные домашние тапочки, так как она только помогает. Если ваша композиция скорее скорбная, то вам прямая дорога в си минор, где, кстати, обитает "Высокая месса" Баха. А с героическими мелодиями вам в до минор. Там были написаны соната № 8 и симфония № 5 Бетховена. Для слезных по-итальянски сочных арий актуальны соль минор и ре минор. В соль мажоре и фа мажоре особенно удаются светлые пасторальные темы, такие как "Времена года" Гайдна.

Получается, что все лайфхаки при создании мелодий уже придуманы. От современных композиторов, как профессиональных, так и начинающих, требуется только прислушиваться к создаваемой мелодии и чутко относиться к своим слушателям. В таком случае тональность будет удобной базой, где творить приятно и относительно легко.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то