Вектор прерывания atmega8 avr studio. Прерывание на контроллере AVR в Atmel AVR Studio. Сохраняем проект и workspace


Поговорим о прерываниях. Слово прерывание говорит само за себя, происходит остановка какого - то процесса на какое - то время, для того чтобы выполнить дополнительные действия. Прерывания могут быть внешними или внутренними. Приведу простой пример, услышанный из уст моего друга…

Собрался он помыть посуду на кухне, взялся с азартом, засучив рукава…но посуда оказалась жирной и он был вынужден прерваться, чтобы найти на одной из полок кухонного гарнитура средство для мытья жирной посуды, после чего снова продолжил свое занятие. Но в какой-то момент зазвонил телефон, и он опять прервался от своей работы, поднял трубку, звонила теща и сказала, что придет в гости, значит надо сходить в магазин купить продукты к ее приходу. Сходил в магазин и только после этого домыл посуду.

На этом примере видно два вида прерываний, первое – связано с выполнением основной работы - поиск средства для жирной посуды -внутреннее прерывание, второе – телефонный звонок – внешнее прерывание.
В микроконтроллере внешние прерывания возникают за счет сигналов поступающих от других источников, внутренние – за счет устройств встроенных в сам микроконтроллер. Чем же так привлекательны прерывания?
Первое - это то, что мы можем остановить основной процесс для выполнения каких либо других функции, с последующим продолжением этого процесса.
Вторым, и наверное во многих случаях основным считается ускорение процесса выполнения всех функций, за счет внутренних дополнительных устройств. Вернемся к нашему примеру. Допустим, мой друг взялся мыть посуду, когда его жена уже пришла домой. Увидев жирную посуду, он просит ее найти средство для мытья посуды, и пока он моет, она уже принесет ему это средство. Но, вот зазвонил телефон, трубку поднимет жена, поговорит с мамой и сходит в магазин. Совместно все дела сделаны очень быстро!
А еще проще зациклится – т.е. основной программы нет.
Мой друг сидит на диване и ничего не делает, домоработница увидев грязную посуду, говорит ему об этом, и получив разрешение, начинает мыть сама. Когда звонит телефон, он говорит жене, чтобы она подняла трубку, жена разговаривает по телефону, и поле разговора идет в магазин за продуктами… Красота! В таком случае в микроконтроллере одновременно работают несколько устройств ввода-вывода (в современных микроконтроллерах их может быть достаточно много) и общая производительность процессора возрастает во много раз, но прерывания от устройств обрабатываются последовательно одно за другим (не одновременно), в зависимости от приоритета (в нашем примере жена имеет больший приоритет, нежели домоработница).

За управление прерываниями отвечают несколько регистров
SREG –регистр статуса (состояния). Смотрим таблицу устройств ввода-вывода. Седьмой бит регистра SREG –флаг I (interrupt), который называется флагом глобального разрешения прерываний. Если флаг опущен (седьмой бит равен нулю), то все прерывания запрещены. Если флаг поднять (установить I в 1), мы разрешим прерывания.

Устанавливается и сбрасывается флаг I командами:
SEI - разрешить прерывания
CLI - запретить прерывания
Какие из прерываний будут работать, задается с помощью регистров называемых – масками прерываний .
Обозначаются маски прерываний следующим образом:
TIMSK,..,..,.. – управление прерываниями от таймеров и других встроенных устройств .
GIMSK (GIKR в семействе Mega) - управление всеми внешними прерываниями .
Маски прерываний в свою очередь зависят от флагов прерываний:
TIFR и GIFR соответственно (не путайте с флагом глобального разрешения прерываний).

Последовательность выполнения прерываний:
При включении микроконтроллера все флаги прерываний сброшены в 0. Для включения прерываний программа должна установить флаг I регистра SREG в 1. После этого прописать регистры маски с установленными локальными прерываниями (прерывания, которые нам нужны).
Когда приходит (сигнал) запрос на прерывание, то он поднимает флаг прерывания (даже в том случае если прерывание запрещено, для организации вложенных прерываний и приоритета между разными прерываниями). Если нет запрета прерываний, то контроллер обратится к соответствующему (Interrupt Vectors) - вектору прерываний , приостанавливая текущую программу.
Вектор прерывания – это фиксированная строка программной области, куда переходит программа в случае возникновения прерывания.
Весь список векторов прерывания – называется таблицей векторов прерывания , который располагается в начале программного кода .
Итак, в момент обращения к вектору прерывания, флаг I регистра SREG и флаг вызвавший прерывание сбрасывается в 0, запрещая другие прерывания. Если в процессе выполнения прерывания, возникли другие запросы прерываний, флаги этих прерываний остаются поднятыми. По окончании выполнения текущего прерывания флаг I регистра SREG поднимается, разрешая выполнение следующего. Если пришли несколько запросов, и их флаги окажутся поднятыми то первым будет выполнено прерывание, чей вектор меньше по адресу в таблице, ближе к началу памяти. За ним второй, и так далее. Кроме этого программист может организовать так называемое вложенное прерывание, когда в процессе выполнения программы прерывания возникает еще одно прерывание. Тогда прекращается выполнение текущего прерывания и выполняется новое, после завершения которого, возобновляется выполнение остановленного прерывания.

В качестве примера приведена таблица векторов прерывания для ATtiny2313

Таблица векторов прерывания для Атмега16 выглядит следующим образом:

При сравнении, таблицы совершенно не совпадают.
В семействе ATtiny строка вектора прерывания занимает 16 бит, а в семействе Mega занимают 32 бита (обратите внимание на адреса векторов прерывания, напомню, что адресная строка в программной области представлена 16 битным словом).

Программный код для ATtiny2313 может выглядеть следующим образом:
.cseg .org 0 rjmp Reset rjmp INT_0 rjmp INT_1 rjmp Timer1_capt1 rjmp Timer1_comp1 rjmp Timer1_OVF1 rjmp Timer0_OVF0 rjmp UART_RX rjmp UART_UDRE rjmp UART_TX rjmp ANA_COMP rjmp PCINT rjmp Timer1_compB rjmp Timer0_compA rjmp Timer0_compB rjmp USI_START rjmp USI_OVERFLOW rjmp EE_READY rjmp WDT_ OVERFLOW

Как видно, вектор прерывания создает относительный переход на метки программ прерываний. Ниже в таблице показаны варианты; 1. Когда нет прерываний; 2, 3. с внешним прерыванием по входу INT_1.
Если метки «пустые” (под меткой нет программы), то ничего не происходит, и программа последовательно «пробежавшись” по оставшимся меткам благополучно доходит до команды RETI- Interrupt return - выход из обработчика прерывания как показано в первом столбце таблицы.

Чтобы выполнить программу прерывания, например по входу INT_1, нужно метку INT_1: вынести из списка. Это схематично показано во втором столбце таблицы.
Но, программисту неудобно каждый раз прописывать все прерывания и отдельно метки к ним, особенно в последних моделях, где таблица достаточно большая, проще в строке вектора прерывания сразу написать команду RETI, если прерывание не используется. Тогда программа будет выглядеть, как показано в третьем столбце таблицы.

В AVR-контроллерах в зависимости от модели может быть от 1 до 8 входов внешних прерываний .
Рассмотрим систему управления внешними прерываниями. Для этого предусмотрены следующие комбинации I/O-регистров в зависимости от модели (см. соответствующий DataSheet):
- GIMSK, EIFR, PCMSK, MCUCR;
- GIKR, GIFR, MCUCR;
- EIMSK, EICR, EIFR;
GIMSK, GIKR, EIMSK - маски прерываний,
EIFR, PCMSK, GIFR, EIFR – флаги прерываний
Для разрешения или запрещения внешних прерываний предназначены управляющие регистры: GIMSK-(General Interrupt Mask Register)(Tiny), GICR- (General Interrupt Control Register)(Mega), MCUCR – (MCU Control Register)




EIFR- External Interrupt Flag Register: 1- разрешено, 0 – запрещено. Каждый бит (флаг) разрешает соответствующему выводу работать в качестве источника прерываний.

Биты управления регистра GIMSK:
Бит 7 – INT1 : External Interrupt Request 1 Enable – бит разрешения прерывания INT1: 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT1 настроен как выход. Бит INT1 настраиваются на прерывание в регистре флагов EIFR. Вывод INT1 синхронизирован с тактовым генератором.

Бит 6 – INT0 : External Interrupt Request 0 Enable - бит разрешения прерывания INT0: 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT0 настроен как выход. Бит INT0 настраиваются на прерывание в регистре флагов EIFR. Вывод INT10 синхронизирован с тактовым генератором.

Бит 5 – PCIE : Pin Change Interrupt Enable – бит разрешения прерывания на выводах PCINT0…7: 1- разрешено, 0 – запрещено. Любое изменение на любом из выводов PCINT0…7 будет формировать прерывание. Выводы PCINT0…7 настраиваются на прерывание индивидуально, битами в регистре флагов PCMSK.

PCMSK - Pin Change Mask Regiser - регистр флагов PCMSK: 1- разрешено, 0 – запрещено. Каждый бит (флаг) разрешает соответствующему выводу работать в качестве источника прерываний. Выводы PCINT0…7 не синхронизированы с тактовым генератором, т.е. прерывание наступает по факту изменения на любом из выводов.

Mega8

и соответствующий ему регистр флагов


Бит 7

Бит 6 – INT0 : External Interrupt Request 0 Enable - бит разрешения прерывания INT0: 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT0 настроен как выход. Бит INT0 настраиваются на прерывание в регистре флагов GIFR



GIFR– General Interrupt Flag Register: 1- разрешено, 0 – запрещено. Каждый бит (флаг) разрешает соответствующему выводу работать в качестве источника прерываний.

Биты управления регистра GICR:
Бит 7 – : External Interrupt Request 1 Enable – бит разрешения прерывания INT1 : 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT1 настроен как выход. Бит INT1 настраиваются на прерывание в регистре флагов GIFR

Бит 6 – INT0 : External Interrupt Request 0 Enable - бит разрешения прерывания INT0 : 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT0 настроен как выход. Бит INT0 настраиваются на прерывание в регистре флагов GIFR

Бит 5 – INT2 : External Interrupt Request 2 Enable - бит разрешения прерывания INT2 : 1 – разрешено, 0 – запрещено. Прерывание будет формироваться, даже если вывод INT2 настроен как выход. Бит INT2 настраиваются на прерывание в регистре флагов GIFR

Функциями входов INT0 и INT1во всех контроллерах управляют младшие биты регистра MCUCR

MCUCR– MCU Control Register
Биты управления:
Биты 1, 0 – ISC01, ISC00 (Interrupt Sense Control 0 Bit 1 and Bit 0) – состояние данных битов определяет событие на выводе INT0, при котором формируется прерывание INT0:
ISC01=0, ISC00=0 – уровень логического нуля;
ISC01=0, ISC00=1 – любая смена логического состояния;
ISC01=1, ISC00=0 – по спадающему фронту;
ISC01=1, ISC00=1 – по нарастающему фронту.

Биты 3, 2 – ISC11, ISC10 (Interrupt Sense Control 1 Bit 1 and Bit 0) – состояние данных битов определяет уровень сигнала на выводе INT1, по которому формируется прерывание INT1:
ISC11=0, ISC10=0 – уровень логического нуля;
ISC11=0, ISC10=1 – любая смена логического состояния;
ISC11=1, ISC10=0 – по спадающему фронту;
ISC11=1, ISC10=1 – по нарастающему фронту.

Ну вот, вроде как с минимумом о внешних прерываниях поговорили.
Понятно, что для того, чтобы прерывания работали, нужно соответственно их прописывать.
Допишем начатую для tiny, инициализацию прерывания на INT1 по возрастающему фронту сигнала:

Ldi r16,0x80 ; запишем в r16 число 0b10000000 ldi r17,0x0C ; запишем в r17 число 0b00001100 out MCUCR,r17 ; прерывание сформируется по нарастающему фронту ISC11=1, ISC10=1 out GIMSK,r16 ; выставим маску INT0 sei
Кстати на tiny2313 можно сформировать прерывание на любых выводах PCINT0…7 , на Mega до 48 серии эти возможности отсутствуют…
Есть такие операции, при выполнении которых, возникшие прерывания могут вызвать сбой программы. В таких случаях перед началом выполнения операции пишем CLI, а после SEI. Называются такие операции – атомарными .
Желательно, чтобы программы прерываний были компактными и выполнялись с максимальной скоростью, потому, что целью любых прерываний является фиксация события. Если по разным причинам программа выполняется медленно, то достаточно зафиксировать событие и обработать его чуть позже.

Чтобы не загромождать лишней информацией изложенный материал, рекомендую читателям пользоваться даташитами, а если не все понятно, то чаще задавать вопросы на форумах.
Дальше, подробно рассмотрим внутренние прерывания на основе встроенных таймеров. читателей. Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

Частенько бывает, что микросхемка должна работать-работать себе спокойненько, а на какое-то событие бросать все дела и выполнять что-то иное. А потом - снова возвращаться к первоначальному делу... Это как в часах, например, - они показывают время до тех пор, пока не настанет время будильника. И вроде как никаких внешних воздействий - нажатия там кнопки, ресета - а микросхема сама переключается.

Это и можно реализовать с помощью прерываний - сигналов, сообщающих процессору о наступлении какого-либо события.

Вот пример из бытовой жизни - сидите Вы на кухне, пьете чай с малиновым вареньем и вкусняшками неприменно, и ждете гостей. А как узнать, что кто-то пришел? Тут два варианта: либо мы каждые пять минут будем отвлекаться от варенья, в смысле, чая и бегать проверять, а не стоит ли кто за дверью, либо купить дверной звонок и спокойненько ждать на нагретом месте, пока кто-нибудь в него не позвонит.

Так вот, когда гость звонит - это событие. Соответственно, мы прерываемся и кидаемся к двери.

Итак, у микросхемы есть прерывания. И не одно. Прерывания делятся на внешние - такие срабатывают при определённом напряжении на некоторых выводах микросхемы (INT0, INT1 и также иногда целый порт PCINT) - и внутренние - при переполнении счётчика, срабатывании сторжевого таймера, при использовании USART, при прерывании аналогового компаратора, АЦП и прочей периферии.

Соответственно, возникает проблема приоритета. Это как мы все также сидим и пьем чай, но звонят нам уже не только в дверь, но и по телефону... И ведь не разорвешься, что-то нужно сделать первым. Поэтому в даташите есть таблица векторов прерываний. Чем меньше номер прерывания, тем более оно приоритетно.

Здесь получается несколько тонкостей...

Вот произошло событие - пошел запрос на прерывание, то есть выставляется так называемый "флаг запроса на прерывание". Если все хорошо, прерывание разрешено, то жизнь прекрасна и происходит его обработка.

А вот если прерывание запрещено - например, уже происходит обработка более приоритетного прерывания - тогда этот флаг запроса так и остается висеть до момента разрешения прерываний. После этого чип проверяет регистр запроса в порядке приоритета, и если есть флаг - обрабатывает его.

НО! Получается, что даже если прерывание обрабатывается, не факт, что событие, которое его вызвало, ещё живо... Это как позвонили в дверь и по телефону одновременно, Вы ответили по телефону, а гости уже решили, что никого дома нету и ушли. И вроде как событие - звонок в дверь - было, а за дверью никого нет.

Ещё проблема - что пока обрабатывается другое прерывание и флаг запроса уже поднят, событие может произойти ещё несколько раз. Ответили на звонок по телефону, открываем дверь - а там уже целая куча гостей! Страшно? Страшно...

Ещё одна особенность использования прерываний - да и не только прерываний: реентерабельность (или повторная входимость).

Реентерабельная программа - та, которую могут вызвать несколько пользователей (или процессов), и при этом как минимум не возникнет ошибка, а как максимум - не будет потери вычислений - например, другому пользователю не придется выполнять код снова.

Иными словами, если на кухне во то время, пока Вы встречаете гостей, никто не утащит себе вкусняшки, то значит все реентерабельно)

В общем, серезная штука - если её не учитывать, можно долго мучится с "а чего же она не работает?!". Нужно её учитывать, например, если обрабатываются несколько прерываний, и каждое изменяет какую-то глобальную переменную...

Обычно прерывания НЕ реентерабильны. То есть, в момент работы прерывания нельзя повторно вызвать это же прерывание.. Именно для защиты от повторного вхождения в обработчик прерывания автоматически запрещаются в момент его обработки (если вам захотелось разрешить прерывания в процедуре обработки прерываний, надо десять, двадцать раз подумать, прежде чем сделать такой опрометчивый шаг).

Рассмотрим работу с внешними прерываниями: нам нужно, во-первых, настроить, по какому событию будет происходить прерывание, а, во-вторых, разрешить микросхеме вообще обрабатывать это самое прерывание.

За первое в микросхеме ATmega8 отвечает регистр MCUCR - биты ISC11-ISC10, отвечающие за INT1, и ISC01-ISC00, отвечающие за INT0.

Таблица 1. Определение событий для генерации прерывания по INT1

Соответственно, с INT0 аналогично.

А теперь остается разрешить прерывания по нужному нам выводу - в регистре GIGR есть биты INT0 и INT1; поставить на нужный "1" - и внешнее прерывание разрешено! Но ещё рано радоваться - помимо внешних прерываний надо разрешить прерывания вообще - ставим крайний левый бит I регистра SREG в "1". Это же можно сделать и ассемблерной командой: asm sei;

Рассмотрим простой примерчик: на ножку INT0 (D.2) микросхемы ATmega8 присоединена кнопка (к ножке и на ноль); нажимаем - возникает прерывание и включается светодиодик на выводе B.0. Светодиод, соответственно, подключен к ножке и на единицу:

//программа для ATmega8 при нажатии на кнопку на выводе INT0 (D.2) - присоединена к 0 - //включает по внешнему прерыванию светодиодик на выводе B.0 - присоединён к 1 //переопределяем типы typedef unsigned char byte; sbit ddrButton at ddD2_bit; //кнопка генерации sbit pinButton at pinD2_bit; sbit portButton at portD2_bit; sbit ddrLight at ddB0_bit; //вывод для светодиода, на выход с подтяжкой, включается 0 по кнопке sbit portLight at portB0_bit; byte flagButton = 0; //флаг нажатия кнопки; нажата - 1 void INT0_interrupt() org IVT_ADDR_INT0 //нужно написать как минимум пустую функцию - //потому что компилятор сам не создает. Иначе не работает { flagButton = 1; } //обработка нажатия кнопки - с учётом дребезга void buttonLight() { if(flagButton) //если нажата кнопка { portLight = 0; //включаем светодиод delay_ms(500); portLight = 1; //выключаем светодиод flagButton = 0; } } void main() { //инициализация всех используемых портов ddrB = 0; portB = 0; ddrD = 0; portD = 0; //инициализация кнопки - на вход с подтяжкой portButton = 1; ddrButton = 0; //инициализация светодиодика, которая включается по 0 и нажатию кнопки - на выход и в 1 portLight = 1; ddrLight = 1; //настраиваем внешние прерывания MCUCR.ISC00 = 0; //прерывание генерируется по логическому 0 на INT0 MCUCR.ISC01 = 0; GICR.INT0 = 1; //разрешаем внешнее прерывание INT0 asm sei;//SREG.B7 = 1; //разрешаем прерывания в принципе (бит I); команды аналогичны while(1) { buttonLight(); } }

Немного о синтаксисе. Функция прерывания написана так: void имя_функции() org IVT_ADDR_INT0.

Ключевое слово org указывает, что дальше будет идти адрес прерывания из даташита. У нас же есть название прерывания из библиотечки: набираем IVT и и дальше нажимаем Ctrl + Пробел (люблю я такие вещички ˆˆ). Ещё вместо слова org можно использовать iv, судя по справке компилятора.

Ещё маленькое замечание: во-первых, прерывание никогда не должно быть громоздким - несколько строк и все. Это связано с тем, что во время обработки прерывания микросхема не может отвлечься на что-либо иное, азначит, если у нас прерываний несколько, то можно пропустить наступление какого-нибудь события.

А ещё может оказаться так, что обработка прерывания нам вообще не нужна - например, достаточно, что схема вышла из спящего режима. Но в этом случае все равно надо писать функцию прерывания, пусть даже пустую - так называемую "заглушку". В принципе, некоторые компиляторы автоматически пишут пустые функции для каждого прерывания, но это не наш случай - приходится делать ручками.

Что такое прерывания в микроконтроллере? Это когда микроконтроллер вынужден реагировать на какое-то событие. Ну вот, к примеру, как обыкновенный будильник: спокойно тикает себе в углу, никого не трогает и вообще все про него забыли... Но вдруг в какое-то определенное время он начинает звонить.

Вот пример из бытовой жизни - сидите Вы на кухне, пьете чай с малиновым вареньем и ждете гостей. А как узнать, что кто-то пришел? Тут два варианта: либо мы каждые пять минут будем отвлекаться от варенья, (в смысле чая) и бегать проверять, а не стоит ли кто за дверью, либо купить дверной звонок и спокойненько ждать на нагретом месте, пока кто-нибудь в него не позвонит.

Так вот, когда гость звонит - это событие. Соответственно, мы прерываемся и кидаемся к двери.

Итак, у микросхемы есть прерывания . И не одно. Прерывания делятся на внешние - такие срабатывают при определённом напряжении на некоторых выводах микросхемы (INT0, INT1 и также иногда целый порт PCINT) - и внутренние - при переполнении счётчика, срабатывании сторжевого таймера, при использовании USART, при прерывании аналогового компаратора, АЦП и прочей периферии.

Соответственно, возникает проблема приоритета. Это как мы все также сидим и пьем чай, но звонят нам уже не только в дверь, но и по телефону... И ведь не разорвешься, что-то нужно сделать первым. Поэтому в даташите есть таблица векторов прерываний. Чем меньше номер прерывания, тем более оно приоритетно.

Здесь получается несколько тонкостей...

Вот произошло событие - пошел запрос на прерывание, то есть выставляется так называемый "флаг запроса на прерывание". Если все хорошо, прерывание разрешено, то жизнь прекрасна и происходит его обработка.

А вот если прерывание запрещено - например, уже происходит обработка более приоритетного прерывания - тогда этот флаг запроса так и остается висеть до момента разрешения прерываний. После этого чип проверяет регистр запроса в порядке приоритета, и если есть флаг - обрабатывает его.

НО! Получается, что даже если прерывание обрабатывается, не факт, что событие, которое его вызвало, ещё живо... Это как позвонили в дверь и по телефону одновременно, Вы ответили по телефону, а гости уже решили, что никого дома нету и ушли. И вроде как событие - звонок в дверь - было, а за дверью никого нет.

Ещё проблема - что пока обрабатывается другое прерывание и флаг запроса уже поднят, событие может произойти ещё несколько раз. Ответили на звонок по телефону, открываем дверь - а там уже целая куча гостей! Страшно? Страшно...

Ещё одна особенность использования прерываний - да и не только прерываний: реентерабельность (или повторная входимость).

Реентерабельная программа - та, которую могут вызвать несколько пользователей (или процессов), и при этом как минимум не возникнет ошибка, а как максимум - не будет потери вычислений - например, другому пользователю не придется выполнять код снова.

Иными словами, если на кухне во то время, пока Вы встречаете гостей, никто не утащит себе вкусняшки, то значит все реентерабельно)

В общем, серезная штука - если её не учитывать, можно долго мучится с "а чего же она не работает?!". Нужно её учитывать, например, если обрабатываются несколько прерываний, и каждое изменяет какую-то глобальную переменную...

Обычно прерывания НЕ реентерабильны. То есть, в момент работы прерывания нельзя повторно вызвать это-же прерывание.. Именно для защиты от повторного вхождения в обработчик прерывания автоматически запрещаются в момент его обработки. (если вам захотелось разрешить прерывания в процедуре обработки прерываний, надо десять, двадцать раз подумать прежде чем сделать такой опрометчивый шаг.)

Рассмотрим работу с внешними прерываниями: нам нужно, во-первых, настроить, по какому событию будет происходить прерывание, а, во-вторых, разрешить микросхеме вообще обрабатывать это самое прерывание.

За первое в микросхеме ATmega8 отвечает регистр MCUCR - биты ISC11-ISC10, отвечающие за INT1, и ISC01-ISC00, отвечающие за INT0.

Соответственно, с INT0 аналогично.

А теперь остается разрешить прерывания по нужному нам выводу - в регистре GIGR есть биты INT0 и INT1; поставить на нужный "1" - и внешнее прерывание разрешено! Но ещё рано радоваться - помимо внешних прерываний надо разрешить прерывания вообще - ставим крайний левый бит I регистра SREG в "1". Это же можно сделать и ассемблерной командой: asm sei;

Рассмотрим простой примерчик: на ножку INT0 (D.2) микросхемы ATmega8 присоединена кнопка (к ножке и на ноль); нажимаем - возникает прерывание и включается светодиодик на выводе B.0. Светодиод, соответственно, подключен к ножке и на единицу:

Немного о синтаксисе. Функция прерывания написана так: void имя_функции() org IVT_ADDR_INT0.

Ключевое слово org указывает, что дальше будет идти адрес прерывания из даташита. У нас же есть название прерывания из библиотечки: набираем IVT и и дальше нажимаем Ctrl + Пробел (люблю я такие вещички ˆˆ). Ещё вместо слова org можно использовать iv, судя по справке компилятора.

Ещё маленькое замечание: во-первых, прерывание никогда не должно быть громоздким - несколько строк и все. Это связано с тем, что во время обработки прерывания микросхема не может отвлечься на что-либо иное, азначит, если у нас прерываний несколько, то можно пропустить наступление какого-нибудь события.

А ещё может оказаться так, что обработка прерывания нам вообще не нужна - например, достаточно, что схема вышла из спящего режима. Но в этом случае все равно надо писать функцию прерывания, пусть даже пустую - так называемую "заглушку". В принципе, некоторые компиляторы автоматически пишут пустые функции для каждого прерывания, но это не наш случай - приходится делать ручками.

Первым делом о том что такое прерывание.
Прерывание (interrupt) - это своеобразная функция, которая будет выполнена при поступлении сигнала на какой нибудь вход контроллера.
При работе в AVR Studio прерывания создаются при помощи макросов ISR() , SIGNAL() и INTERRUPT() . Они помечают некоторую функцию как обработчик прерывания. Их различие в том, что INTERRUPT() и ISR() определяют функцию обработчик для случая, когда разрешено общее прерывание (обработчик может быть прерван), а SIGNAL() для случая когда общее прерывание запрещено.

На этом покончим с теорией и перейдём к практике (хотя теории ещё будет ниже).
Соберём в ISIS такую схему:

Как вы уже наверное догадались мы напишем прерывание (которое генерируется кнопкой) которое будет зажигать и тушить диод.
Итак, откройте студию и создайте стандартный проект.
Для использования прерываний включим заголовочный файл:

#include

Условимся, что прерывание (физически) не будет включать выключать питание на ноге контроллера (как это делается я уже рассматривал), а всего лишь будет изменять флаг. При определённых значениях которого и будет включаться и выключаться диод.
Зададим этот флаг глобально:

Int num = 1;

Теперь объявим прерывание:

ISR(SIG_INTERRUPT1){ if (num == 1) num = 0; else num = 1; }

Как видите в скобках макроса указан так называемый вектор прерывания. Этот вектор указывает компилятору для какого входа будет сгенерировано прерывание. Для INT1 - это SIG_INTERRUPT1. Для АЦП (ADC) например это - SIG_ADC. (весь перечень отлично описан в книге "Шпак Ю.А. Программирование на языке Си для AVR и PIC микроконтроллеров".)
Теперь перейдём к функции main нашей "программы".
Нам необходимо разрешить прерывания в целом и для INT1 в частности:

Sei(); // в целом GIMSK |= (1<

Когда это сделано нужно настроить поведение прерывания. Оно может быть сгенерировано по разному.
Скачиваем datasheet (ссылка есть при создании проекта) и находим в разделе прерывания (interrupt) такую таблицу:

Думаю как перевести это вы и так поймёте.
Установим состояние генерации прерывания при каждом "логическом изменении на INT1".

MCUCR = (0<

Теперь установим весь порт С как выход:

DDRC = 0xff; // порт С - выход

Ну а это уже должно быть понятно:

While (1){ if (num == 1) PORTC |= 1; // включаем первый выход С else PORTC &= ~1; // выключаем первый выход С _delay_ms(100); // ждём 100мс }

Ждать не обязательно. Тем более что это уменьшает быстродействие. Но мне так хочется.
Программа целиком:

#define F_CPU 8000000UL // 8MHz #include #include #include int num = 1; ISR(SIG_INTERRUPT1){ if (num == 1) num = 0; else num = 1; } int main (void){ sei(); GIMSK |= (1<

Компилируем hex и собираем схему в Proteus. Наслаждаемся работой прерывания при изменении положения кнопки.

Сегодня будем разбирать понятие прерывания и как его использовать. Естественно не обойдется без учебной программы, но на этот раз моргать светодиодами не будем. Хорош уже. Сделаем подобие дверного звонка.

Задача: заставить микроконтроллер по нажатию кнопки издавать звуковой сигнал.
Схема для нашего примера . Файлы проекта .

Создаем в старом workspace проект ring.
Задаем настройки проекта для конфигурации Release:

Выбираем тип микроконтроллера.
General Options > Target > Processor configuration
У меня это ATmega8535.

Разрешаем использование имен битов определенных в хидер файле
В General Options > System ставим галочку Enable bit definitions in I/O-Include files
До сих пор мы не пользовались именами битов, но сегодня они нам понадобятся.

Меняем тип выходного файла.
Linker > Output.
B поле Output file cтавим галочку Override default и заменяем расширение d90 на hex
В поле Format выбираем Other и в выпадающем меню Output format выбираем тип файла intel-standart

Сохраняем проект и workspace.

______________________________ Прерывание ___________________________

Представьте себе ситуацию. Вы сидите на работе и корпите над очередной микроконтроллерной програмулиной. Подходит к вам начальник и говорит: “Слушай, Паш, нам осциллографы в отдел закупили - Tektronix, четырехканальные. Помоги Васе притащить их”. Вы думаете: ”Ну, е-мое, только мысль поперла.. и на тебе”. А начальник так смотрит на вас, а глаза у него такие добрые, такие добрые. Как тут ему откажешь. Ну, вы все бросаете и идете с другом за осциллографами. Притащили. Отчитались. И снова сели за свою программу. Вот примерно так и выглядит механизм прерывания.

Довольно просто, но есть ряд принципиальных моментов.
Во-первых:
- вы делали свою работу
- параллельно кто-то покупал осциллографы
- по наступлению события «осциллографы закупили» - вы прерываете выполнение своей работы
- некоторое время вы занимаетесь другой работой – тащите осциллографы
- потом вы возвращаетесь на рабочее место и продолжаете делать свою работу с того места, на котором остановились

Во-вторых:
- вы вполне могли бы послать начальника и никуда не идти
- уйдя за осциллографами, вы могли задержаться там надолго, а то и вовсе не вернуться
- вернувшись на рабочее место, вы могли бы уже позабыть свои гениальные идеи

Все это очень похоже на то, что происходит в микроконтроллере. Микроконтроллеры AVR имеют в своем составе целую тучу периферийных устройств (таймеры/счетчики, аналого-цифровой преобразователь, аналоговый компаратор, асинхронный приемопередатчик…и т.д). Мощь микроконтроллера в том, что все эти устройства могут работать параллельно и независимо друг от друга, а также параллельно выполняемой программе. Каждое периферийное устройство может вызывать прерывание по наступлению определенного события. Прерывание будет происходить только в том случае, если оно разрешено. Разрешение прерываний устанавливается для каждого устройства отдельно. Помимо этого есть флаг глобального разрешения/запрещения всех прерываний – это I флаг в регистре SREG. При возникновении прерывания микроконтроллер сохраняет содержимое счетчика команд PC в стеке, то есть запоминает место, на котором его прервали. Загружает в счетчик команд адрес соответствующего вектора прерывания и переходит на этот адрес. Попадает на команду безусловного перехода по которой переходит на подпрограмму обработки прерывания. Запрещает прерывания сбросом флага I, выполняет подпрограмму. Выполнив подпрограмму обработки прерывания, микроконтроллер разрешает прерывания, устанавливая флаг I, и восстанавливает содержимое счетчика команд, то есть возвращается на то же место программы, на котором его прервали.

По идее, обработчик прерывания не должен повреждать содержимое регистров микроконтроллера, потому что они могут содержать данные программы выполняемой в тот момент. Для этого в начале подпрограммы обработки прерывания содержимое регистров микроконтроллера сохраняют в стеке, а в конце подпрограммы восстанавливают. Таким образом, выйдя из прерывания, микроконтроллер сможет продолжить выполнение программы, как ни в чем не бывало. Программируя на ассемблере, сохранение регистров прописывает сам программист, на Си – это делает компилятор.

_______________________________________________________________

Теперь поговорим о таймере. ATmega8535 имеет на борту три таймера/счетчика - два восьмиразрядных (T0, T2) и один шестнадцатиразрядный (T1). Мы будем использовать восьмиразрядный таймер/счетчик T0. В состав этого таймера входят три регистра - регистр управления TCCR0, счетный регистр TCNT0 и регистр сравнения OCR0. Когда таймер запущен, счетный регистр TCNT0 увеличивает свое значение на единицу на каждый перепад тактового сигнала. Частота тактового сигнала выбирается из нескольких возможных значений в регистре управления TCCR0. Также с помощью этого регистра устанавливается режим работы таймера. Таймер T0 может вызвать прерывание по наступлению события “переполнение” – это когда переполняется счетный регистр TCNT0 и по наступлению события “совпадение” – это когда значение счетного регистра TCNT0 становится равным значению регистра сравнения OCR0. Флаги разрешающие эти прерывания находятся в регистре TIMSK.
Мы настроим таймер/счетчик Т0 так, чтобы он вызывал прерывание по событию “совпадение” с частотой 5 кГц. В функции обработчике будем инвертировать состояние вывода микроконтроллера, к которому подключен пьезодинамик. Таким образом, частота пищания пьезика будет равна 2,5 кГц. (Подключен именно пьезодинамик! Не перепутайте. У пьезодинамика сопротивление зависит от частоты и на 2,5 КГц оно обычно еденицы Ком, поэтому его можно подключать к выводу микроконтроллера напрямую, без ограничительного резистора).

Теперь о программе. Построчно писать программу уже не получится, поэтому я сразу приведу ее текст. Ниже мы последовательно разберем все ее строки, и все станет понятно. Макросы я намеренно не стал использовать, программа маленькая, не хочется ее загромождать.

int main(void )
{
//настраиваем порты ввода-вывода
DDRD = (0<PORTD = (1<

//настраиваем таймер Т0
TCCR0 = (1< TCNT0 = 0;
OCR0 = 0xc8;

//разрешаем прерывания
__enable_interrupt();

//основной цикл программы – опрос кнопки
while (1){
if ((PIND & (1<TIMSK = (1<else
TIMSK = 0;
}
return 0;
}

//обработчик прерывания таймера Т0

__interrupt void Timer0CompVect(void )
{
PORTD ^= (1<}

Настройка портов

В нашей схеме к порту D подключена кнопка и пьезодинамик. Вывод, к которому подключена кнопка, нужно настроить на вход и включить подтягивающий резистор. Вывод, к которому подключен пьезодинамик, нужно настроить на выход.

DDRD = (0<PORTD = (1<

Настройка таймера

Режим работы таймера Т0 – СТС(сброс при совпадении), тактовый сигнал – clk/8. Отражаем это в регистре TCCR0

TCCR0 = (1<

Обнуляем на всякий случай счетный регистр TCNT0

В регистр сравнения OCR0 записываем 0xc8. Почему? Потому что я посчитал это на калькуляторе . Ну а на бумаге этот расчет выглядит так.
Тактовая частота микроконтроллера 8 МГц
Тактовый сигнал таймера равен 8000000 Гц/8 = 1000000 Гц.
Время одного такта таймера 1/1000000 = 1 мкс
Время одного такта нужной нам частоты 1/5000 Гц = 200 мкс
Сколько тактов таймера укладывается в 200 мкс? 200/1 = 200 тактов
200 в шестнадцатеричной системе = 0xс8

Подробное описание таймера T0 смотрите в документации на ATMega8535.

Таймер мы настроили, разрешаем общее прерывание, используя встроенную функцию.

__enable_interrupt();

Опрос кнопки

Когда кнопка не нажата, вывод микроконтроллера через внутренний подтягивающий резистор подключен к питанию, то есть на выводе присутствует единичка, когда кнопка нажата, вывод замкнут на землю, то есть на выводе ноль. Чтобы определить нажата ли кнопка, нужно считать содержимое регистра PIND и проверить значение нулевого бита (к PD0 подключена кнопка). Опрашивать кнопку будем в бесконечном цикле.

while (1)
{
if ((PIND & (1<//если кнопка нажата – микроконтроллер должен верещать
}
else {
//если нет - молчать как рыба
}
}

Не забывайте == это не оператор присваивания =.

Обработка нажатия/отпускания кнопки

По нажатию кнопки мы будем разрешать прерывание таймера T0, по отпусканию - запрещать. Для этого будем манипулировать битом OCIE0 регистра TIMSK

TIMSK = (1<// разрешаем прерывание таймера Т0 по событию совпадение

TIMSK = 0; //запрещаем прерывание

Поскольку мы используем всего один таймер, то нет нужды в установке или сбросе отдельных битов.

Функция прерывания

_____________________ Cинтаксис функции прерывания _____________________

Функция прерывания задается с помощью директивы #pragma vector= и служебного слова __interrupt. Функция должна иметь тип void и не должна принимать никаких параметров.

#pragma vector = Address
__interrupt void Name(void )
{
//здесь располагается наш код
}

Name – имя функции, выбираем на наше усмотрение
Address – адрес вектора прерывания, можно задавать числом, можно именами определенными в заголовочном файле микроконтроллера (iom8535.h – раздел Interrupt Vector Definitions)

______________________________________________________________

Для нашей задачи функция-обработчик прерывания выглядит так

#pragma vector = TIMER0_COMP_vect
__interrupt void Timer0CompVect(void )
{
PORTD ^= (1<//инвертируем сигнал на выводе PD1
}

Ну вот собственно и все. Надеюсь все понятно.
В следующий статье заставим микроконтроллер играть мелодию.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то