3d тур программа для создания. Что нужно, чтобы создать виртуальную экскурсию самому. Плюсы применения виртуальных туров

Любой фотоаппарат имеет ограниченный угол обзора и не способен передать 100% информации окружающей его, но с помощью любого фотоаппарата можно сделать панораму, которая расскажет зрителю намного больше обычной фотографии.

Что же такое панорама в классическом понимании? Это широкоформатная фотография, сделанная из двух и более кадров, совмещенных с целью увеличения угла обзора. Чтобы получить такую панораму, нужно сделать несколько снимков, но так чтобы соседние кадры перекрывали друг друга на 20-25 процентов. Затем следует «склеить» полученные фото в любом графическом редакторе, в результате чего получится «длинная» фотография, на которой помещается всего значительно больше. Помещается больше, да не все!

Существует еще один вид панорам - сферическая панорама, способная передать полную картину окружающего пространства. Сферическая панорама имеет угол обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. Она спроецирована на внутреннюю поверхность сферы с помощью специального софта, а зритель находится, как бы, в центре сферы и может вращать ее как угодно и видеть все, что там находится, получив полное представление, словно побывав на месте съемки. Несколько сферических панорам можно объединить в виртуальный тур , создав в них переходы из одной в другую. В силу своих особенностей, сферическую панораму можно просмотреть только на компьютере. При помощи таких панорам создаются виртуальные 3D экскурсии по городам .

Сделать сферическую панораму можно любым фотоаппаратом без особых приспособлений, но в этом случае потребуется определенная сноровка и тренировка, а затем кропотливая обработка и устранение ошибок съемки. Короче говоря, получить сразу хорошую панораму с рук вряд ли получится.

Чтобы сделать идеальную сферическую панораму, потребуется специальное оборудование, которое сэкономит уйму времени. Посмотрим, что относится к оборудованию для панорам.

Оборудование

Главный инструмент - это, конечно, фотоаппарат . Как говорилось выше, он может быть любым, вплоть до обычной цифровой мыльницы, но от качества этой составляющей многое зависит. Чтобы получить сферическую панораму, нужно сфотографировать все пространство вокруг одной точки и это будет сделать проще, если угол обзора вашего объектива будет как можно выше.

Так, например, имея стандартный китовый объектив с фокусным расстоянием 18 мм, предстоит сделать три ряда фотографий, по 12 фото в каждом, т.е. шаг съемки равен 30 градусам, плюс фото зенита и надира и того 38 кадров. А с объективом типа рыбий глаз (fisheye) достаточно всего 3-8 кадров, что значительно меньше. Правда, чем меньше кадров в панораме, тем меньше ее разрешение, но современные зеркалки позволяют сделать сферическую панораму высокого качества и с объективом fisheye.

Теперь еще один немаловажный инструмент – панорамная головка – это приспособление позволяет закрепить камеру на штативе таким образом, чтобы она вращалась вокруг нодальной точки объектива. Благодаря этому, параллакс между соседними кадрами сводится к минимуму, и панорама сшивается без особых проблем. Нодальная точка – точка на оси объектива, расположенная в месте пересечения оптических лучей:

Если вращать фотоаппарат вокруг нодальной точки, то предметы на заднем и переднем плане не будут смещаться относительно друг друга, т.е. параллакс будет равен нулю. Это крайне желательно для успешного объединения фотографий в общую панораму.

Расположение нодальной точки у различных объективов отличается. Определить где находится нодальная точка вашего объектива можно опытным путем: установить фотоаппарат на панорамную головку, выбрать одно положение и вращать камеру, затем немного переместить аппарат - снова вращать и т.д., когда параллакс переднего и заднего плана станет минимальным – нужная точка найдена.

Но гораздо проще найти данные вашего объектива в сети, например, в этой таблице параметров . В ней приведены расположения нодальных точек различных объективов для нескольких значений фокусного расстояния, а еще некоторые параметры фотоаппаратов: расстояния от крепления до оси объектива, от основания фотоаппарата до оси объектива и от крепления до основания объектива.

На сегодняшний день есть множество вариантов панорамных головок со своими достоинствами и недостатками.

Уровневая головка – предназначена для настройки уровня горизонта, устанавливается на штатив под панорамной головкой. Ее использование не обязательно, хотя и облегчает создание панорам. Заменой может послужить шаровая головка или регулировка уровня длиной ножек штатива, но этот вариант сложнее и дольше. Выставить уровень горизонта можно и при сшивке панорамы, но это потребует дополнительных усилий.

Штатив должен быть устойчивым, т.к. смещение панорамной головки во время съемки недопустимо. По большому счету, предпочтений нет, главное, чтобы штатив был удобным и надежным. Применение штатива позволяет снимать на длинной выдержке.

К дополнительному оборудованию можно отнести проводной или дистанционный пульт для фотоаппарата, который поможет избежать шевеления камеры.

Съемка

Теперь, когда мы ознакомились с оборудованием, можно приступать к съемке. Будем использовать панорамную головку Nodal Ninja NN3 MK II и зеркалку Canon 450d с китовым объективом.

1. Выбираем живописное место и приступаем к установке и настройке оборудования. Поворачиваем панорамную головку так, чтобы объектив смотрел вниз, теперь двигаем камеру до тех пор, пока центр объектива не совпадет с точкой вращения:

Затем выровняем нодальную точка, которую мы нашли в таблице или вычислили опытным путем. Это можно сделать на глаз или узнав величину отрезка:

где a – расстояние от основания объектива до нодальной точки;

b – расстояние от гнезда крепления до основания объектива (таблица параметров зеркалок).

выставить его значение по линейке, имеющейся на головке Nodal Ninja NN3 MK II:

Нодальная точка выставлена, осталось лишь отрегулировать уровень горизонта при помощи пузырькового уровня.

2. Теперь сама съемка. Переходим в ручной режим и выставляем необходимые параметры:

  • минимальное фокусное расстояние;
  • фокусировку в зависимости от окружающих объектов;
  • диафрагму, выдержку и ISO исходя из освещенности;
  • включаем режим Jpeg + RAW.

Подключаем проводной пульт и начинаем съемку. Соседние кадры должны иметь перекрытие 20-25 процентов, поэтому мы сделаем три ряда фотографий с углом поворота 30 градусов (для фокусного расстояния 18 мм): первый ряд под углом 0 градусов, второй под углом 45 градусов, третий под углом -45 градусов.

Вот что получилось:

Направляем фотоаппарат вверх, вниз и фотографируем, соответственно, зенит и надир, последний можно сфотографировать с рук:

На этом съемка сферической панорамы окончена, следующими этапами будет

Говорят, сейчас виртуальная экскурсия должна быть на сайте каждой школы. Однако, события, о которых пойдет речь, имели место в далеком 2014-м. Тогда подобной задачи перед учебными заведениями еще не стояло, а я делал самые первые шаги в создании сферических панорам и виртуальных экскурсий. Потренировавшись на своей квартире, даче и даже соседнем лесу, я решил, что готов выполнить первый серьезный заказ. Сейчас, по прошествии лет, имея за плечами уже не один десяток хороших заказных проектов, даже смешно вспоминать, какие ляпы были допущены в начале карьеры. Я решил написать этот текст, чтобы рассказать, как можно сделать виртуальную экскурсию. И не только по школе. По чему угодно. Вдруг вы сами захотите создать нечто подобное, по крайней мере будете знать, с чего начинать.

Какими бывают виртуальные экскурсии

Их можно сразу разбить на несколько характерных групп.

1. Текст + картинки

Наверное, это самый простой вариант. Вы просто создаете на сайте отдельную страницу (виртуальные экскурсии обычно помещают на сайты учреждений), и начинаете писать текст для предполагаемого посетителя. Можно добавить туда фотографий. Таким образом, можно буквально за пару часов решить проблему соответствия сайта "современным требованиям".

Сами понимаете, это будет просто работа "для галочки". Возможно, посетитель сайта и пролистает длинный "убористый" текст, но досконально читать его, скорее всего, не станет. Комиссия, проверяющая сайт, тоже вряд ли будет в восторге от такой экскурсии . Конечно, пресловутую галочку сайту поставят, но сделают это с такой кислой миной, что вам сразу захочется все переделать, чтобы в следующий раз не выглядеть столь блекло.

2. Презентация

Иногда она представляет собой подобие первого варианта. Открыв виртуальную экскурсию, вы сразу увидите череду слайдов. На каждом будет все тот же "убористый" текст и фотографии, увы, не всегда удачно снятые. Не смотря на то, что это более "инновационный", "мультимедийный" подход, реакция комиссии обычно бывает приблизительно такая же, как в случае с текстовым вариантом. Опять получите "галочку" для "галочки".

Правда, некоторые создатели подобных виртуальных экскурсий иногда снабжают каждый слайд презентации голосом за кадром. Представляете, открывается первый слайд, появляется стартовая заставка, начинает играть красивая фоновая музыка, а приятный голос принимается рассказывать о вашем учреждении. Перелистывая слайды посетитель слышит продолжение рассказа, видит новые картинки и т.д.

Удачно сделанная презентация, находящаяся на сайте, может надолго занять ваших посетителей. Однако, для создания красивого интересного продукта требуется немалое время, хорошие фотографии, качественный текст для озвучки и голос, который не запинается, не картавит, а говорит как следует. Увы, как показывает практика, подобные продукты обычно делаются наспех, в последний день перед проверкой. Стоит ли удивляться тому, что они тоже заслуживают лишь снисходительный кивок проверяющих.

3. Видеофильм

Если в прошлых случаях мы имели дело со статичными картинками, видеофильм об организации можно сделать гораздо более "живым". Если как следует составить сценарий, написать интересный, "цепляющий" текст, заставить выступающих выплюнуть изо рта манную кашу и говорить более свободно, артистично, то видеофильм вполне может сойти за неплохой вариант реализации виртуальной экскурсии.

Беда обычно состоит в том, что ни написать сценарий, ни сказать что-то в камеру, не говоря уже об артистизме и экспромте в кадре, обычные люди, неспециалисты, могут крайне редко. И вообще, выступление перед камерой - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Неудивительно, что человек, который только что непринужденно беседовал с вами, перед объективом стоит, как "кол проглотил" и говорит монотонно, глядя в камеру остановившимися немигающими медными глазами.

Я уж не говорю, что хорошая камера и микрофон для записи звука, освещение и техника для монтажа в обычных школах встречаются крайне редко.

4. Виртуальный тур

Эта технология более всего остального вправе называться полноценной виртуальной экскурсией . В отличие от предыдущих описанных подходов, она реально позволяет "оглянуться по сторонам". Ведь именно такая возможность есть у посетителя, когда он вместе с остальными экскурсантами понуро бредет по залам какого-нибудь музея, цехам передового предприятия или другим туристическим объектам, слушая заученную тараторку экскурсовода.

В отличие от предыдущих вариантов, где поле зрения посетителя искусственно ограничивается рамками фотографии или видеокадра, в виртуальном туре действительно можно "посмотреть направо", "посмотреть налево". В принципе, ничто не мешает оглянуться назад, посмотреть вверх и даже себе под ноги. Правда, своих ног посетитель конечно же не увидит, зато будет иметь возможность рассмотреть паркет или ковер на полу.

Одним словом, пользователь как бы находится внутри сферы, которую может вертеть перед своими глазами на экране компьютера при помощи мыши. Точно так же, как и на обычной экскурсии, в виртуальной можно "подойти поближе" к интересующему предмету экспозиции, или, напротив, "отойти" назад, чтобы увидеть ее целиком. Это делается колесиком мыши.

А теперь представьте себе, что вы надели очки виртуальной реальности... Дальше можно ничего не писать. Наверняка вы уже сами представили все преимущества этой технологии. Просто крутите головой, поднимайте ее вверх или опускайте вниз! Иллюзия реального присутствия внутри помещения будет просто потрясающая. И это никакая не фантастическая технология из фильмов о будущем. Уже сейчас можно купить такие очки, вставить в них свой смартфон и погружаться в удивительный мир виртуальных путешествий.

Как создать виртуальную экскурсию

Здесь есть сразу два варианта. Можно попытаться сделать ее самостоятельно или заказать продукт специализированной фирме-студии. Нет сомнения, во втором случае все будет выполнено на высшем уровне. Однако, стоимость подобных заказов обычно получается... мягко говоря, весьма выдающейся.

Простой пример. Одна из студий Нижнего Новгорода просит за съемку каждой сферической панорамы 2000 рублей. То есть, если у вас в экскурсии будет хотя бы 10 помещений, то считайте, что "двадцатки" у вас уже нет.

Помимо съемки панорам, требуется еще собрать их в общий продукт, оснастить средствами перехода из панорамы в панораму. Неплохо добавить карту для быстрой телепортации в нужное место экспозиции. Не помешает эмблема вашей организации, стартовая заставка. А уж если еще и голос за кадром записать, было бы вообще здорово.

Только представьте: вы переходите в новое помещение, начинаете его осматривать, а тем временем приятный голос рассказывает вам что это за место, в чем его особенность и т.д.

Давайте уточним:

  1. Съемка 10 панорам - 20 000 руб.
  2. Сборка тура - 19000 руб. (исходя из 1900 рублей за панораму)
  3. Всякие карты, логотипы и прочие вещи - примерно 3000 р.

Итого: 42 000. И это очень простенькая экскурсия без озвучки и других приятных "примочек"!

Если же захочется сделать звуковые вставки или, не дай Бог, внедрить в панорамы живое видео, то стоимость заказа вполне может выражаться уже шестизначным числом.

Не слишком ли дорого за сомнительное удовольствие иметь на сайте виртуальную экскурсию? Причем, в основном для того, чтобы заслужить положительную оценку проверяющих господ из министерства?

Что если попробовать обойтись своими силами?

Что нужно, чтобы создать виртуальную экскурсию самому

1. Фотоаппарат с ручными настройками

Основой любого подобного продукта являются статичные сферические панорамы . Для их съемки потребуется фотоаппарат с ручными настройками. Подойдет любая зеркалка и даже компактная фотокамера, которая позволяет зафиксировать значение выдержки, диафрагмы, баланса белого и чувствительности матрицы для всех кадров при съемке панорамы.

Что касается меня, то для несложных проектов я иногда использую фотоаппарат Sony RX100. Он легкий, дает достаточно качественные снимки и как раз позволяет сделать все необходимые настройки. Для более сложных и дорогих проектов используется более серьезная зеркалка с хорошим объективом.

Так что, если у вас есть подобная фотокамера, считайте что часть проблемы уже решена.

2. Штатив

Он должен быть одновременно достаточно крепким и, по возможности, легким. Крепость нужна для того, чтобы штатив не наклонялся из стороны в сторону, когда фотоаппарат во время съемки отдельных кадров панорамы "крутится" вокруг смещенной оси вращения. Если штатив каждый раз наклоняется в сторону под тяжестью камеры, из нашей затеи ничего не получится.

Легкий и компактный штатив гораздо удобнее таскать с собой на съемки, чем огромную тяжеленную треногу. Например, мой штатив, если сложить его полностью, умещается в чемоданчик-дипломат. Туда же можно сложить и все остальное оборудование. Таким образом, по дороге на съемку я ничем не отличаюсь от обычного служащего, который везет деловые бумаги из дома на работу. Думаю, фоторюкзак и большой штатив привлекали бы гораздо больше нежелательного внимания на улицах.

2. Панорамная головка для штатива

Самые первые съемки для сферических панорам я делал просто с рук. Что это значит? Я становился в центр комнаты, направлял объектив прямо вверх и снимал точку, которая на профессиональном языке называется зенит . Затем надо было отснять серию фотографий, держа фотоаппарат под углом 45 градусов к горизонту. Постепенно поворачиваясь, я снимал порядка 12-15 фотографий. Съемку обязательно надо вести с "перехлестом" кадров примерно на 20%, иначе панорама не склеится.

Потом надо было снять такие же серии под углом 90 и 135 градусов. Заключительным аккордом становилось съемка точки, которая находится под ногами. Она называется надир .

В результате должно было получиться порядка 38 фотографий, на каждой из которых был запечатлен отдельный фрагмент общей сферы. Вот как это могло выглядеть:

Увы, вначале я недооценивал важность панорамной головки и выполнял съемку просто "с рук". Это приводило к жутким нестыковкам в уже склеенной панораме. Причем, проблема усугублялась тем сильнее, чем в меньшем по размеру помещении приходилось фотографировать.

Если с незначительными проблемами можно было справиться с помощью Adobe Photoshop, то со множественными нестыковками бороться было просто бессмысленно.

Потеряв массу времени на попытках склеить несклеиваемое, я вынужден был потратиться на приобретение панорамной головки.

Вот как она может выглядеть (варианты возможны, но идея остается прежней):

Панорамная головка крепится на штатив, а уже к ней крепится фотоаппарат. Суть состоит в том, чтобы при фрагментарной съемки частей панорамы можно (и нужно) заставить камеру вращаться вокруг определенной точки в пространстве. Эта точка называется нодальной. Как правило, она находится внутри объектива. Ее положение определяется по таблицам и для разных объективов сугубо индивидуально.

Если мы просто фотографируем держа камеру в руках и постепенно поворачиваясь, мы никогда не сможем достичь такой же точности положения камеры в пространстве. А это значит - нестыковки будут неизбежны. Таким образом, панорамная головка - это то, что следует непременно приобрести для съемки материала для виртуальной экскурсии.

Без нее или вообще ничего не выйдет, или придется очень-очень-очень долго редактировать каждую склеенную панораму.

Исключения в данном случае составляют сферические панорамы, которые мы фотографируем в больших залах, или на улице, если поблизости нет никаких предметов. Но даже при таких съемках проблемы более чем возможны.

Итак, теперь мы знаем, что для съемки исходного материала виртуальной экскурсии нам требуется три вещи:

Если что-то уже есть, то задача значительно облегчается. Если же отсутствует хотя бы один компонент из этой тройки, его надо докупать. Для справки, стоимость панорамной головки составляет примерно 5-10 тыс. рублей. Правда, есть и более дорогие головки со встроенным компьютером и электромоторами. По сути дела это робот, который сам выполняет всю съемку, поворачивая камеру в нужные позиции. Вам будет достаточно просто нажать кнопку "пуск" и выйти из комнаты. Остальное будет выполнено автоматически. Это, конечно, было бы здорово, но для начала нам будет вполне достаточно простого ручного варианта.

Альтернативой может служить специальная панорамная камера, но ее цена в несколько тысяч евро обычно почему-то пугает покупателей:)

Программы для создания виртуальной экскурсии

Теперь перейдем к программной части. К сожалению, для склеивания сферической панорамы и создания конечного продукта - виртуального тура - нельзя обойтись какими-то имеющимися подручными средствами. Ни в коем случае не ставя под сомнения ваши навыки работы с компьютером, смею утверждать, что вручную склеить 38 фотографий в одну правильную сферическую панораму не сможет никто. Даже вы!

На рынке существуют разные программы для склейки панорам . Я с самого начала пользовался инструментом Kolor Autopano Giga . Сначала потренировался на триал версии, потом, освоившись, решил купить лицензионную. Причем, если покупать ее вместе с другим необходимым инструментом Kolor Panotour Pro , то общий чек будет чуть "легче", чем два отдельных чека на каждый продукт. Такая связка будет стоить 39 830 рублей (по текущему курсу евро).

Сумма немалая. Согласен. В принципе, можно обойтись и более скромным комплектом:

Его цена гораздо привлекательнее: всего 13 230 руб. (по текущему курсу). Увы, за удовольствия всегда приходится расплачиваться отказом от более изысканных удовольствий. В облегченной "красной" версии присутствует масса ограничений. Всего один пример: ваша виртуальная экскурсия, не сможет быть просмотрена на мобильном устройстве: смартфоне или планшете. А ведь сейчас это почти половина всего интернет трафика!

Неудивительно, что все заказчики, с которыми я имею дело, особенно подчеркивают необходимость мобильной версии продукта.

Возникает некая вилка интересов. С одной стороны, не хочется платить большие деньги за дорогой комплект программ, с другой, хочется иметь все те возможности (мобильная версия - это только один пример), которыми он обладает.

По большому счету купить панорамную головку несложно и недорого. У человека возникает возможность самостоятельно выполнять съемку 3D-панорам. Но вот использовать лицензионное ПО для склейки и авторинга тура - это становится некоторой проблемой.

Обычно такие люди или долго копят деньги, или находят владельцев лицензионных копий программ. За определенную плату просят их выполнить остальную часть работы. Это гораздо дешевле, чем сразу взять и купить программы.

Поскольку я как раз имею все необходимое, могу предложить вам такую услугу:

Вы присылаете мне отдельные фотографии, сделанные с панорамной головки. Например, вот такие:

а я возвращаю вам готовую склеенную панораму. Например, вот такую:

Понимаю ваше недоумение. Это действительно мало похоже на сферическую панораму. Тем не менее - именно такие картинки становятся исходниками для сборки виртуальной экскурсии.

Если есть интерес к сотрудничеству, пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А я, тем временем, продолжаю описание процесса.

После склейки всех отснятых панорам из них необходимо "собрать" готовый продукт - виртуальную экскурсию . Это делается во второй программе из тех, которые мы видели выше. Она называется Panotour Pro . Конечно, можно использовать и аналоги, но я работаю именно с этой программой.

В Panotour Pro мы устанавливаем точки, с которых начинается просмотр каждой панорамы. Далее - определяем связи между панорамами, чтобы после просмотра одного помещения можно было перейти в другое, третье и т.д. Здесь же добавляется звук. Он может быть общий для всей экскурсии, например: фоновая музыка, или отдельный звуковой файл для каждой панорамы.

Далее мы помещаем в панорамы уместные статичные изображения. Например, нам надо показать крупно какой-то экспонат музея, или представить портрет человека, работающего в этом помещении, с описанием его заслуг...

Если в поле зрения камеры во время съемки попадает экран телевизора или монитор компьютера, можно "наслоить" на него реальный видеоролик. Он будет воспроизводиться во время просмотра панорамы и здорово оживит статичную картинку. Смотреть

Для придания большей объемности в панораму можно внедрить некие объекты, снабдив их эффектом параллакса. Например, можно добавить изображения бабочек, которые якобы летали в помещении при съемке. При этом каждая бабочка не будет жестко привязана к своему месту. По мере вращения панорамы она будет смещаться чуть быстрее, что создаст иллюзию того, что она "висит" в пространстве гораздо ближе к наблюдателю, чем сама фоновая картинка. Смотреть пример...

Результатом нашей работы станет финальный продукт - виртуальная экскурсия. После нажатия на кнопку "создать", программа сохранит на диск компьютера набор файлов. Его надо будет поместить на сайт, сделать соответствующую ссылку, предоставив всем посетителям возможность "прогуляться" по нашей организации, оглядеться в помещении, почитать описания, послушать рассказы, посмотреть видео.

Как я делал первую виртуальную экскурсию по школе

Съемка материала для виртуальной экскурсии

Самый первый реальный проект я сделал совершенно бесплатно. Знаете, как-то боязно было сразу выставлять цену на свои услуги. А вдруг что-то пойдет не так или, не дай Бог, вовсе ничего не получится. Хоть дома все склеивалось нормально, но все равно было как-то неуютно. Как говориться, тренировка - тренировкой, а на практике обязательно что-нибудь да стрясется.

Поэтому, заручившись обещанием директора, что меня не убьют в случае неудачи, в означенный день я прибыл на съемку. Надо сказать, что руководство школы подошло к мероприятию очень ответственно.

Во-первых, был выбран день, когда в школе никого не было. Это было воскресенье.

Во-вторых, во всех помещениях был наведен идеальный порядок, все столы в классах выровнены, все полы и учебные доски вымыты. В столовой были накрыты столы как на банкет, а в спортзале по всему полу был разложен инвентарь. Причем, не просто хаотично разбросан, а именно разложен в строгом соответствии с законами симметрии и гармонии.

В-третих, у нас была четкий план съемок, ключи от всех помещений, в самих помещениях были заменены все перегоревшие лампочки, расправлены все жалюзи...

Одним словом, было даже немного боязно сесть в калошу когда заказчик так хорошо подготовился.

Началась съемка. Мы переходили из класса в класс. В каждом помещении я находил оптимальную точку съемки. По моей просьбе из классов выносились лишние столы, ликвидировались мелкие огрехи в интерьере. Ведь чем "чище" получается панорама при съемке, тем меньше потом ее приходится ретушировать. Помнится, однажды мне пришлось убирать с пола протертые места на линолеуме почти на всех панорамах. В другом случае - надо было "замазать" рыжие подтеки на потолке...

К счастью в тот день было пасмурно. Просто когда в окно бьет яркий солнечный свет, создается грубый дисбаланс освещения. В результате одни фрагменты панорамы получаются очень светлыми, почти пересвеченными, а другие - напротив, очень темными. Так что лучше перенести съемку, если на улице светит солнце.

15 панорам были отсняты примерно за 4 часа. Сама съемка, в принципе, происходит довольно быстро - примерно 5 минут на панораму. Остальное время было потрачено на переходы с места на место, доведение помещений до наилучшего вида.

Домой я повез с собой флеш-карту с отснятым материалом. По дороге все время думал, как будет нездорово, если с ней что-то случится и она откажется читаться. Ведь тогда придется начинать съемку сначала. К счастью, все обошлось благополучно.

Склейка сферических панорам

Как я уже упоминал, для этого существуют специальные программы. Запустив Autopano Giga фирмы Kolor я загрузил в нее фото с первой точки съемки - это была лестница между этажами - и нажал кнопку "создать". Программа немного подумала и выдала готовую панораму:

Склеенная панорама появилась в правом окне. Вид у нее, прямо скажем, несколько неожиданный. Но, как ни странно, именно такие изображения и должны получаться при склейке. В левом окне, как вы догадались, находились исходники. Всего 38 фотографий.

Надо сказать, что далеко не всегда сразу получается такой практически идеальный результат. Все зависит от качества съемки, освещенности, особенностей оформления интерьера помещения и т.д. Например, если в процессе задеть треногу ногой и сдвинуть ее с места, то лучше сразу начинать съемку панорамы заново. Но это хорошо, если ты заметил, что сдвинул штатив. А если нет?

Тогда камера сдвинется в пространстве и вместо практически идеально склеенной панорамы может получиться непонятно что. Поэтому во время съемки нельзя болтать, отвлекаться. Надо полностью сосредоточиться на процессе, чтобы не пришлось потом ехать переснимать панораму заново.

Выравнивается линия горизонта, "вытягиваются" очень темные фрагменты, выполняются такие специфические операции, которые сейчас просто не стоит перечислять. Иногда бывает, что программа не смогла автоматически склеить изображения правильно. Это особенно часто случается, когда мы имеем дело с циклически повторяющимися элементами декора. Например, плиткой на полу, клетками подвесного потолка узорами на стенах и т.д.

В таких помещениях очень важно выбрать точку съемки, чтобы исключить симметрию в оформлении интерьера. Кроме того, необходимо остерегаться зеркал. При съемке сферических панорам они - наши враги.

После приведения панорамы к нормальному виду происходит ее экспорт в финальный графический файл в формате JPG:

Если с панорамой все в порядке, то процесс ее обработки занимает примерно 15 минут. Кажется, что это слишком долго, однако, помимо наших собственных действий, надо учитывать то время, пока программа клеит панораму из отдельных файлов, а потом превращает отредактированный проект в файл-изображение.

Таким образом в идеале 15 панорам могли бы быть склеены за 225 минут или почти за 4 часа. На практике почти всегда получается больше. Некоторые панорамы требуют более серьезных доработок. Иные потом приходится ретушировать в Adobe Photoshop.

Еще раз повторюсь, здесь очень многое зависит от качества съемки.

Сборка виртуальной экскурсии

Рано или поздно наступает момент, когда все панорамы склеены, подготовлены и можно приступать к финальной фазе работы.

Здесь на сцену выходит программа Panotour Pro той же фирмы Kolor. Снова не могу не сказать, что есть и другие программы. Но я как-то с самого начала пользуюсь этой и она мне нравится.

Сначала мы загружаем все склеенные панорамы в рабочую область (слева):

Удобно, что панорамы можно группировать. Например, по этажам помещения.

Каждой панораме надо дать имя, указать ей начальное направление, соединить горячими точками с другими панорамами и картой. При необходимости надо добавить звуковой файл и статичные изображения. Далее надо настроить опции всего проекта в целом: какая будет фоновая музыка, будет ли применено автовращение панорам, как будут выглядеть кнопки навигации, будет ли в экскурсии фотогалерея, будет ли применен эффект "маленькая планета" и т.д. При всей кажущейся простоте данный процесс отнимет еще час-полтора.

Потом, после финального просчета тура, окажется, что где-то забыли поставить горячую точку для перехода в другую панораму, где-то допустили ошибку при написании названия, где-то забыли поставить "блик" на лампочку, где-то панорама вращается "не в ту сторону" и так далее.

Иными словами, создание виртуальной экскурсии из ранее отснятых фотографий обычно занимает целый рабочий день. Никаких перекуров, чаев и кофе-брейков. Компьютеру тоже достается. Он постоянно что-то просчитывает, работая с огромными объемами данных.

Но рано или поздно наступает тот момент, когда виртуальный тур можно показывать заказчику.

В описываемом мной проекте он наступил 5 марта 2014 года. Чтобы показать продукт заказчику я загрузил его на хостинг, где находится мой сайт. Заказчику отправил ссылку. С ее помощью можно просто посмотреть на виртуальную экскурсию , но нельзя ее скачать. Это очень здорово. Ведь не перевелись еще предприимчивые граждане, которые норовят получить готовый продукт в свое полное распоряжение, а потом начинают кормить завтраками насчет оплаты.

С виртуальной экскурсией все очень просто: вот ссылка, смотрите. Если есть замечания, пишите, исправим. Если все в порядке - вот счет на оплату. После ее поступления получите ссылку для скачивания. По-моему, все честно.

Как я уже упоминал, описываемый проект был сделан безо всякой оплаты. Хоть он и не получился абсолютно идеальным, и я, и заказчик получили то, что хотели. Школа получила . Я же - бесценный опыт выполнения реального проекта.

Много времени прошло с тех пор. Выполнены десятки проектов для заказчиков из разных городов, включая Москву. Освоена новая технология LivePano , позволяющая "вписывать" в неподвижную панораму живое видео.

Теперь уже можно ответственно заявить следующее. Осваивать всю эту технологию, покупать дорогое программное обеспечение и технику из-за одной единственной виртуальной экскурсии однозначно не стоит. Если только вы не будете делать такие продукты постоянно для себя или сторонних заказчиков. Гораздо менее хлопотно и затратно заказать услугу...

Но как же так? Совсем недавно я писал, что это тоже выливается в огромные деньги. Где же последовательность?

Когда я писал о заоблачных ценах, имелись в виду услуги конкурентов. Некоторые студии действительно вывесили очень дорогие прайс листы, а потом удивляются, что у них не так много заказов.

Если вы поставлены перед фактом необходимости создания виртуальной экскурсии , можно воспользоваться вариантами, которые я упоминал в самом начале этого текста: презентации или видео. Конечно, по сравнению с настоящим виртуальным туром, они выглядят не так интересно, зато избавляют от необходимости значительно тратиться.

Но... почему бы вам не воспользоваться моими услугами? Ведь я не собираюсь "обдирать" вас, своих читателей, как липок.

Вот мое конкретное предложение:

* плюс транспортные расходы и командировочные. работаю по всей России

** съемка должна произойти за один день.

"А как же качество?" - спросите вы - "Где же тут подвох? Что тут не так?"

А насчет низкой цены - это я сейчас объясню. Все очень просто.

Дорогие студии тратят огромные средства на рекламу . Естественно, чтобы покрыть эти затраты, они вынуждены взвинчивать стоимость услуг. Кроме того, они содержат штат фотографов, монтажников. Там непременно есть директор, бухгалтер, уборщица - всем надо платить зарплату .

А офисное помещение , которое они иной раз снимают в центре города? А всякие накладные расходы? А дорогой престижный автомобиль , на котором разъезжает директор...

Модуль поиска не установлен.

Виртуальный тур своими руками

Светлана Шляхтина

В Сети, особенно на туристических сайтах и сайтах, связанных с недвижимостью, все чаще можно встретить виртуальные туры, которые создают полную иллюзию присутствия и позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии. В случае приобретения недвижимости можно, например, в ходе такого тура полностью осмотреть квартиру или дом как снаружи, так и внутри, заглянув внутрь и пройдясь по комнатам.

Перед туристической поездкой стоит совершить предполагаемый круиз виртуально, оценив в виртуальном туре гостиничный номер и ресторанный сервис, а также пройдясь по местам предполагаемых экскурсий и т.п. Поэтому нет ничего удивительного, что виртуальные туры предлагаются все чаще, и они завоевывают все большую популярность у посетителей.

Что понимают под виртуальным туром

Виртуальный тур - это некая комбинация панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), при этом переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками привязки), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Все это дополняется озвучиванием переднего плана фоновой музыкой, а также, при необходимости, и обычными фотографиями, видеороликами, Flash-роликами, планом тура и пр.

Как было отмечено, в основе виртуальных туров лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным просмотром. На практике это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая его интересует в данный конкретный момент, и при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или удалить отдельные детали изображения. Разглядывая же обычную фотографию, зритель видит только то, что ему показывают, и никак не может управлять процессом просмотра. Еще интереснее виртуальный тур, когда пользователь по своему желанию может перемещаться между панорамами, либо через активные зоны, либо руководствуясь картой тура.

Иными словами, панорамы и виртуальные туры позволяют практически "вживую" ознакомить зрителя с окружающей обстановкой: планировкой дома или квартиры, внутренним видом автомобиля, разными вариантами оформления интерьера, внутренним убранством отеля или ресторана, основными помещениями фитнес-клуба и т.п.

Создание фотопанорам для виртуального тура

Фотопанорамы создаются из нескольких специально подготовленных перекрывающихся фотографий специальными программами, которые "сшивают" снимки в одну единую панораму, удаляя неизменно возникающие искажения. Таких программ-сшивателей на сегодня предлагается достаточно много: RealVIZ Stitcher, Photovista Panorama, The Panorama Factory, SP_STITCHER и др. В каждой программе используется своя технология сшивания изображений, а само сшивание может производиться в автоматическом, ручном или автоматическо-ручном режимах. Просматривать фотопанорамы можно в специально предназначенных для этой цели обозревателях, причем выбирать последние нужно, исходя из формата панорамного файла.

Для создания фотопанорам мы остановимся на сшивателе SP_STITCHER от компании Spherical Panorama Inc. Причина такого выбора очень проста - это единственная русскоязычная программа данного профиля, к тому же она бесплатна - оплачивается только использование готовых панорамных снимков, причем стоимость лицензии гораздо ниже, чем у других программ-аналогов. Но самое главное - данная программа создает панорамы в нужном нам формате SPF, что является обязательным условием для создания затем виртуальных туров в среде приложения SP_VTB.


Продолжаем серию уроков “как сделать 3d-панораму”

В предыдущих статьях было рассмотрено:

В этой статье отредактируем изображение панорамы, полученное в предыдущем уроке , достроим зенит и создадим 3d-панораму.

1. Программное обеспечение для работы с панорамами

Нам потребуются программы:

1) Для работы с проекциями: Pano2VR (ссылка на триал-версию).

2) Для создания 3d-панорамы на основе сферической проеции: Autopano Tour . В версии Autopano Giga 2.0.6 . эта программа уже поставляется в комплекте. Для версии 2.5 можно скачать программу Panotour. Функционал у нее достаточно схож с Autopano Tour .

Данные программы основаны на функционале просмотрщика панорам krpano (уроки по работе с krpano). Этот просмотрщик имеет широкие возможности по созданию 3d-панорам, но при этом не имеет графического интерфейса. Все редактирование панорамы осуществляется через командную строку и редактирование xml файлов.

Autopano Tour предлагает функционал krpano в более удобном и привычном виде, но вместе с тем требует лицензию на krpano (на старших версиях лицензия интегрирована в программу). Без этой лицензии у вас будут ограничения на разрешение 3d-панорамы.

Купить лицензию на krpano можно .

3) Для работы с изображениями, само собой, потребуется Adobe Photoshop .

2. Заполнение зенита

На этом этапе необходимо панораму привести к необходимым размерениям.

У полной сферической проекции панорамы обзор составляет 360 0 по горизонтали и 180 0 по вертикали. Следовательно в сферической проекции соотношение сторон должно быть два к одному.

В нашей панораме получилось разрешение 7066х3272, а для сферической проекции необходимо 7066х3533.

Горизонт в 3d-панораме должен проходить через центр, когда камера находится горизонтально. Но если Phi Min не равен Phi Max, то расстояние в пикселях от горизонта до верхней границы и от горизонта до нижней не равны друг другу. В этом случае необходимо сместить панораму по вертикали, чтобы выровнять положение горизонта.

Vertical offset = (Phi Min+ Phi Max)/2

Здесь следует учитывать, что Phi Min идет со знаком “-”.

Pictures parameters

Preview Width .

Перед тем как панорама полностью загрузится, чтобы пользователь не скучал перед черным экраном, показывается превью. Здесь задается ширина данного превью. По умолчанию данный параметр равен 800, что вполне подходит для большинства случаев.

Jpeg Quality

Изображение для панорамы кодируется в jpeg-файл. Здесь устанавливается значение качества. Если панорама подготавливается для интернета, то рекомендуется устанавливать качество 6-9.

Cube Face Size /Partial Panorama Width

Изображения для 3d-панорамы сохраняются в кубической развертке. Если панорама сферическая – то предлагается ввести ширину стороны куба (Cube Face Size). Для интернета в этом случае подойдет значение 1500-2000.

Если панорама с углом обзора по вертикали не 180, то здесь необходимо ввести ширину панорамы в сферической развертке. Опять таки, если панорама подготавливается для размещения в интернете, подойдет значение 5000-7000.

Если нажать на кнопку Compute Optimal Size , то программа предложит свое значение с точки зрения оптимальности Cube Face Size / Partial Panorama Width. Вместе с тем предложенные значения не всегда подходят.

Nadir Patch

Если в надире вы хотите разместить логотип, или какое-либо изображение то выберите здесь файл и отрегулируйте размер этого изображения (параметр Scale )

В данном примере мы не будем использовать эту возможность.

Camera Parameters

Yaw, Pitch определяет начальные углы камеры (эти параметры определяются автоматически, если в 3d editor-е использовалась функция s et a start position )

Fov - угол обзора камеры.

Следует заметить, что Fov камеры и Fo v в 3d Editor -е это независимые значения. Для создаваемой 3d-панорамы необходимо выставить Fov именно в Camera parameters . В данном случае установим Fov =55.

Параметры Min и Max определяют соответственно минимальный и максимальный fov камеры, если пользователь будет изменять масштаб. Т.е. эти параметры определяют в каких пределах пользователь может приближать и удалять картинку.

Поставим Min =20, а Max =100.

Вкладка Project Properties


First Displayed Panorama

Если вы создаете виртуальный тур, состоящий из нескольких панорам, то здесь здесь можно выбрать, какая панорама будет показываться первой.

Insert navigation menu

Позволяет вставить навигационное меню. Оно показывается в нижней части панорамы.

Use auto rotation

Использовать автовращение. Если пользователь некоторое время не двигает мышкой, то панорама начинает плавно вращаться по горизонтали.

Add full screen button

Позволяет возле навигационного меню поместить кнопку для просмотра панорамы в полноэкранном режиме.

Insert panoramas list

Позволяет разместить разворачивающийся список панорам (актуально для виртуальных туров с множеством панорам). После выбора данной опции есть возможность определить угол, в котором будет выводиться данный список.

Данная опция позволяет вывести логотип поверх панорамы. Также можно задать ссылку на сайт, которой будет открываться при клике по логотипу. После выбора данной опции появится возможность определить угол, в котором логотип будет выводиться.

В данном пункте можно настроить параметры экспорта.

3d-панорама собирается из нескольких файлов:

- Swf – исполняемый флеш файл панорамы.

- Xml – текстовый файл с описанием настроек панорамы.

Ряд jpg файлов панорамы, которые представляют собой набор файлов изображений панорамы в кубической проекции.

Напрямую работать с этими файлами нет необходимости, программа Autopano tour может сама все оформить. Вместе с тем надо указать как именно ей необходимо собирать 3d-панораму.

Embed all data

Данная настройка позволяет упаковать все вышеобозначенные файлы в единый swf-файл. Это удобно для размещения 3d-панорамы в интернете, и для распространения на дисках.

Embed XML files

Эта настройка позволяет определить, надо ли упаковывать XML файл в общий swf-файл. В этом файле прописан скрипт работы панорамы. Возможность “неупаковки” может потребоваться если вы хотите вручную настроить данный XML-файл.

HTML Template

Определяет шаблон создания HTML файла для размещения панорамы в интернете. Данный шаблон показывает в каком разрешении выводить панораму, и возможность разворачивания панорамы на весь монитор.

По умолчанию данные шаблоны находятся в:

папка_куда_вы_инсталировали_Autopano_Giga\Temlates\ html

Сюда можно разместить свои шаблоны и после перезагрузки Autopano Tour автоматически добавит в список.

В данном примере выберем шаблон simple WithFullScreen. html. Это простой шаблон вывода 3d-панорамы c возможностью развернуть полностью на экран.


6. Создание 3d-панорамы и размещение ее в интернете

Теперь мы настроили экспорт изображения панорамы в flash-файл и запускаем на просчет.

- Export Flash

В результате получим 2 файла: swf файл панорамы, и html шаблон для размещения ее в интернете. Оба типа файла можно посмотреть при помощи браузера.

Для того чтобы разместить 3d-панораму в интернете, разместите оба файла на вашем хостинге, и укажите ссылку на html-файл.

Финальная 3d-панорама

Таким образом мы пошагово создали 3d-панораму . В этих трех уроках было показана на практическом примере общая последовательность действий, работа со специализированными программами и основные принципы создания 3d-панорам .

Продолжение:

4. Работа с редактором контрольных точек в Autopano

Все статьи по созданию панорам

У вас уже начали получаться сферические панорамы?

И присоединяйте их к большому виртуальному туру по городам и природным достопримечательностям.

Когда новички задаются вопросом "как создать сферическую интерактивную 3D панораму 360*", то часто отказываются от этой затеи считая что это дорого и сложно. Другие, кто все же решил попробовать создать сферическую 3D панораму сталкиваются с проблемой сшивания отдельных фотографий в единый файл в следствие допущенных на этапе съёмки ошибок и тоже отказываются от дальнейших попыток. Эта статья поможет увидеть, что сделать сферическую панораму возможно, не приобретая дополнительное оборудование.

Мы рассмотрим три различных способа создания сферической панорамы, в зависимости от того, какими техническими средствами вы располагаете. Вы можете создать сферическую панораму даже если из оборудования у вас есть обычный мобильный телефон с фотокамерой, компьютер, для сшивки панорамы, и минимум 30 минут времени (хотя на начальном этапе может быть и больше) Конечно, сферическая 3D панорама, сделанная с помощью камеры мобильного телефона будет отличаться по качеству от панорамы, выполненной на профессиональном оборудовании. Но все же сделать сферическую панораму можно даже с помощью простой фотокамеры, разрешение которой 1024х768 или даже ниже, хотя чтобы найти камеру с таким низким разрешением, в наше время нужно изрядно потрудиться.

Итак. Три варианта создания .

1. Съемка сферической панорамы на камеру обычного мобильного телефона.

Ради эксперимента я взял свой старенький мобильный телефон - раскладушку Samsung GT C3520 простенькой фотокамерой. На камеру этого телефона я сделал около 50-60 снимков. Обработав эти снимки в Autopano Pro 3.7 я получил следующую сферическую панораму.

Как видно, выглядит подобная панорама довольно криво. Чтобы панорама снятая с камеры мобильного телефона получилась идеальной важно соблюсти простые условия, о которых я напишу ниже. Выполнить их достаточно сложно, но возможно. В данном случае моей целью было создать такую панораму максимально быстро. Весть процесс съёмки, сшивки и размещении 3D панорамы на занял всего около 30 минут!

2. Съемка сферической панорамы с использованием LG Nexus 5

LG Nexus 5 – этот смарфон был приобретен отчасти именно потому, что содержит предустановленное программное обеспечение для легкой съемки сферических панорам или панорамных фотографий. Некоторые кроме того, с помощью обычного объектива камеры этого смартфона можно снимать фотографии, которые можно получить только с помощью объектива FishEye. Вот что у меня получилось снять при помощи этого смартфона.

На панораме, как и в предыдущем варианте присутствуют проблемы со сшивкой фотографий в единую 3d панораму. Причина этих недостатков в том, что при съемки я не придерживался простых правил или условий создания идеальной сферической панорамы, о которых написано ниже.

Преимущество этого способа в том, что смартфона Nexus достаточно для съемки сферической панорамы. Сшивание снимков в цельную панораму в эквидистантной проекции происходит автоматически в течении одной минуты. Не нужно загружать файлы на компьютер и обрабатывать их с помощью программ. Минусы этого способа в том, что не всегда с первого раза удается удерживать центр камеры фотоаппарата в одной точке пространства, что влияет на качество получаемой панорамы.

3. Съемка с использованием фотоаппарата с объективомFisheye (рыбий глаз), без использования штатива и панорамной головки

Штатив FishEye позволяет снимать снимать сразу почти 180 градусов пространства из необходимых 360 градусов. Для съемки сферической панорамы с использованием объектива FishEye понадобится сделать всего 6 снимков, вместо 30 – 60! Это намного ускоряет процесс съемки и упрощает сшивку фотографий в единую сферическую панораму. Мой первый опыт использования такого объектива для съемки панорамы я привожу ниже.

Съемка на объектив FishEye имеет некоторые нюансы, отличия от съемки на обычный объектив. Например, достаточной глубины резкости с использованием объектива Samyang 8mm Fisheye мне удалось достичь только при определенных значениях диафрагмы. Как видно панораме, приведенной выше, не хватает глубины резкости. Кроме того, как видно, на этой панораме также присутствуют проблемы со сшивкой отдельных фотографий в панораму сферической проекции, хотя их заметно меньше.

Итак, мы рассмотрели три примера создания сферической панорамы. В каждом из приведенных примеров присутствуют недочеты, которых можно избежать, если следовать определенным правилам.

Условия успешной съемки сферической панорамы.

    Съемка из одной точки.

    Снимая панораму необходимо вращать фотоаппарат не вокруг себя, а вокруг специальной точки, называемой нодальной. Поэтому для съемки такой панорамы лучше использовать панорамную головку на штативе, которая позволяет добиться необходимого эффекта. Однако чаще всего панорамной головки нет под рукой. Снять качественную панораму с рук все же возможно. Подробнее читайте в статье.

    Кадры должны перекрывать друг друга на 20% - 30%

    Сшить сферическую панораму в специальных программах будет возможно и в автоматическом режиме при условии, что на перекрываемых областях фотографий имеются некие якоря, за которые программа может "зацепиться" на одном и на другом снимке. Таких якорей, на снимках гораздо больше, когда схемка ведется на улице, а не в помещении. Отчасти и поэтому, тем, кто только начинает снимать сферические панорамы рекомендуется делать снимки вне помещений.

Это основное, что нужно учитывать снимая сферическую панораму. Далее, когда снимки готовы, нужно их объединить в одну сферическую панораму. Мне нравится программа Autopano Pro, поскольку позволяет делать все практически на автомате. Демо версия Autopano Pro абсолютна бесплатна и обладает почти всеми возможностями платной версии. я сшил именно в этой программе, так, как с другими, бесплатными аналогами, которых существует достаточно, мне так и не удалось сшить снимки воедино.

Из этого небольшого обзора вы узнали, что снимать любительские сферические 3D панорамы возможно без особых затрат на оборудование, и программное обеспечение. Опыт, который получает фотограф снимая сферические панорамы, можно использовать для того, чтобы зарабатывать на фотографиях такого типа, снимая виртуальные туры для агентств недвижимости, кафе, ресторанов, гостиниц, магазинов. Такой вид фотографии позволяет запечатлеть гораздо больше, чем обычный снимок.

Размещайте созданные вами панорамы на Сферика.рф и создавайте из них виртуальные интерактивные 3D туры. Размещайте виртуальные туры на интернет сайтах своих клиентов, находите клиентов на Сферика.рф и зарабатывайте на фотографии больше!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то