Авто плавное вкл выкл освещения. Простая схема плавного гашения салонного света. Схема плавного отключения освещения салона Daewoo Lanos с задержкой

Данное приспособление служит для контроля за освещением салона автомобиля — медленного включения и выключения лампы в момент открывания дверей. Устройство снабжено двумя фактически самостоятельными каналами, то есть, возможно, управлять передней и задней лампой освещения. С функционированием устройства можно ознакомиться на следующем видео.

Описание работы схемы плавного гашения света в салоне авто

Схема построена на недорогом и популярном микроконтроллере PIC12F629. Контроль за яркостью свечения лампы организован при помощи ШИМ. Его частота составляет приблизительно 200 Гц, этого хватает для светодиодных ламп и ламп накаливания.

Если открыть одну из задних дверей автомобиля – начинает светиться задняя лампа освещения салона, если же ее закрыть, то лампа медленно погаснет. Так же работает и передний светильник, с одной единственной разницей – затухание света происходит медленнее.

Если же открыта дверь водителя, то в этом случае включаются сразу передняя и задняя лампа салона. После закрытия водительской двери, передняя лампа салона начинает гаснуть на 1 секунду позже, чем задняя. Если автомобиль заведен, то быстрота выключения ламп салона увеличена приблизительно в 3 раза.

Устройство достаточно простое, в нем нет ни кварца (тактирование происходит от внутреннего генератора), ни каких либо иных избыточных радиоэлементов. Ключи управления лампами выполнены на составных транзисторах для осуществления функционирования ламп накаливания. Если в освещении применены светодиоды, то возможно применить и один транзистор, допустим S8050, взамен 2-х (КТ315 и КТ817), поскольку светодиоды потребляют значительно меньший ток по сравнению с лампой накаливания.

Чтобы работа устройства была правильной, необходимо разделить штатные выключатели в дверях автомобиля, помимо 2-х задних дверей. Электрическая схема видоизменения электропроводки изображена ниже. Если применяется авто сигнализация — то необходимо включить в схему три диода, так как изображено на принципиальной схеме.

Плавное изменение салонного света можно встретить так часто. Предлагаемая схема добавит в Вашу машину подобную опцию.

При открытии двери лампы будут зажжены на полную яркость в течение ~0.5 сек. После закрытия дверей лампы продолжат гореть в течение ~10 сек., за тем плавно за 2 сек. гаснут. Лампы начнут гаснуть сразу, если на момент закрытия дверей будет включено зажигание, либо оно (зажигание) было включено во время 10 сек. выдержки с момента закрытия дверей.

Реле выполнено на базе микроконтроллера PIC12F629. Схема представлена на рис.1.

Рис. 1 Схема

При замыкании концевика двери (R1) на землю на входе микроконтроллера GP1 будет установлен логический 0, после чего на выходе GP0 начнет формироваться ШИМ сигнал с плавным увеличением длительности. После достижения максимальной длительности на выходе GP0 будет установлена постоянная логическая 1. При размыкании концевика (отключении от земли) на входе GP1 установиться 1, на выходе GP0 начнет формироваться ШИМ с плавным уменьшением длительности с последующей установкой постоянного логического 0. Если при размыкании концевика на входе «к зажиганию» не будет подано 12В, то перед выключением будет выдержана пауза в 10 сек., если будет, то гашение ламп начнется немедленно.

Делитель R2 R4 служит для снижения 12В до рабочего напряжения микроконтроллера (5В), VD1 для защиты входа микроконтроллера от случайного подключения концевиков к 12В.

Детали: DD1 – PIC12F629, VT1 – IRF640 (он здесь избыточно мощный, можно использовать менее мощные аналоги, у меня он просто был под руками), R1 и R3 – 510, R2 – 5.1k, R4 – 3.6k, C1 – 0.1uF, C2 – 10uF 16V, C3 – 10uF 25V, C4 и C5 – 20p, ZQ1 - 20MHz, DA1 - LM7805, VD1 - на 5.1V.

Размер печатной платы 23х23 (см. рис.2) позволяет её разместить в корпусе автомобильного реле (см. рис.3).


Рис.2 Печатная плата


Рис.3 Реле

Графики изменения светимости:


Рис.4 Графики

В архиве схема, плата в и прошивка SalonLampControl.

Подключение реле скорее всего потребует некоторого изменения штатной проводки, так необходимо будет разорвать прямые соединения ламп и концевиков, свести на один провод все концевики, а другой все лампы и подключить к реле, так же необходимо подвести провод от замка зажигания, на который подается 12В после включения. Исключением является то, что если в Вашей машине уже используется реле-контроллер салонного света (без плавного гашения конечно), тогда достаточно просто повторить функционал выводов штатного реле (если это возможно).

PS. В моем случае после установки реле на машину выявилась некорректная работа сигнализации, при постанове на охрану она ругалась, что открыты двери. Оказалось, что она воспринимает 5В, которые присутствуют на R1, при разомкнутых концевиках как «открытую дверь», пришлось подтянуть R1 к 12В через 10к (свободный конец, к которому подключаются концевики).

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
DD1 МК PIC 8-бит

PIC12F629

1 В блокнот
VT1 MOSFET-транзистор

IRF640

1 В блокнот
DA1 Линейный регулятор

LM7805CT

1 В блокнот
VD1 Стабилитрон

КС407Г

1 В блокнот
C1 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
C2 10мкФ 16В 1 В блокнот
C3 Электролитический конденсатор 10мкФ 25В 1 В блокнот
C4, C5 Конденсатор 20 пФ 1 В блокнот
R1, R3 Резистор

510 Ом

2 2 Ватт В блокнот
R2 Резистор

5.1 кОм

1 2 Ватт

Реализовать схему плавного гашения света в салоне, довольно просто и не требует больших усилий. Сама схема имеет маленькие габаритные размеры и может быть легко размещена в любом удобном месте автомобиля. По элементной базе также все просто, один конденсатор, пара диодов и пара резисторов, в зависимости от вида освещения.

Схема монтируется на выводы осветительного плафона. Схема элементарная с ней запросто справится даже школьник. Электрическая схема для случаев если ваш осветительный прибор является лампой накаливания, приведена на рисунке ниже.

Разберем подробнее принцип действия. Первый диод стоящий по питании. +12 В служит для защиты от переполюсовки и обратных токов. Через второй диод (за параллельный с резистором) уже непосредственно происходит разряд конденсатора на лампу накаливания при выключении света. Указанные в схеме номиналы конденсаторов можно менять. В конструкциях некоторых автомобилей салонный свет за параллелен с осветительными приборами в багажнике, поэтому может понадобиться конденсатор с большей емкостью.

В любом случае после сборки необходимо проверить работу, а не сразу запечатывать схему в плафон. Резистор сопротивлением в 1 Ом играет роль токоограничительного резистора на случай переходных процессов при включении лампы, ток может скакнуть и пожечь все диоды и конденсатор и выбить предохранитель.

Теперь рассмотрим схему в случае светодиодных осветительных приборов в салоне. Схема немного меняется, ее вы можете увидеть на рисунке ниже. Если вы хоть не много знакомы с электротехникой, то должны знать, что время заряда и разряда конденсатора происходит за так называемых 3?, где?=RC, т.е. произведению сопротивления в цепи на емкость конденсатора.

В случае с лампой накаливания при падении на ней температуры она сама из себя представляет резистор с определенным сопротивлением путем подгона конденсатора можно легко подобрать необходимое время разряда конденсатора на лампу. В случае же со светодиодом этого не происходит именно поэтому в цепь необходимо добавить разряжающий резистор, который вместе с емкостью конденсатора будет определять время разряда конденсатора.

В данной схеме номинал резистора взят 820 Ом, однако в каждом отдельном случае он может отличатся. Поэтому пред установкой обязательно необходимо проверить время угасания лампы или светодиода, при неверно установленных номиналах угасания можно будет ждать минутами.

Плавное выключение света в салоне своими руками

Во многих машинах до сих пор отсутствует плавное выключение света в салоне .Хотя во многих случаях это было бы неплохой помощью когда вы выходите из автомобиля и требуется хоть немного света.

Если в двух словах.То схема плавного выключения когда вы закрываете дверь, то свет начинает медленно гаснуть.

Когда дверь закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 закрыты и лампа не светится. Если дверь открыть транзисторы откроются и свет в салоне загорится в полный накал. Одновременно будет заряжен конденсатор С1. Теперь если дверь закрыть SА1 разомкнется и свет начнет плавно гаснуть по мере разряда С1.

Схема устройства


Питается схема конечно же от бортовой сети в 12 Вольт.

Параллельно выключателю SА1 можно подключить сколько угодно выключателей, например на все двери. При этом свет будет реагировать на открытие и закрытие любой двери. В качестве SA1 могут быть использованы штатные выключатели, вмонтированные в двери.

Печатная плата плавного выключения света в салоне


Если на Вашем автомобиле установлена охранная сигнализация , которая использует эти выключатели в качестве датчиков то в разрыв между R5 и зажимом 1 надо включить диод FR107 анодом к резистору.

Транзистор VT2 надо установить на совсем маленький радиатор площадью 4-6 см 2 , тепло на нем выделяется только во время снижения яркости лампы.

Резистором R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы. Если предел регулировки будет недостаточным то можно попробовать подобрать резистор R6 в пределах 270 - 430 Ом. Печатную плату прибора удобно разместить под лафоном лампы освещения салон

Диммер представляет собой особый аналог обычных выключателей, основным отличием которого является, то, что он способен плавно включать и выключать источники света – лампочки.

Диммеры используются вместо обычных выключателей в домах, но благодаря нашим умельцам, прямым рукам и трезвым умам (иногда и не очень) диммеры начали применяться и в автомобилях. В данной статье пойдет речь именно о то, как сделать и подключить этот девайс.

Наш самодельный диммер сконструирован на микроконтроллере – «Attiny-13» компании «Atmel». Из-за того, что в конструкции были использованы SMD-компоненты, благодаря чему диммер получился довольно таки миниатюрным и его можно спрятать даже в обшивке потолка или же в плафоне салона.

1. После, того как двери автомобиля закроются, свет в салоне автоматически отключится по истечении 10-ти секунд.
2. Продолжительность плавного выключения и включения света составляет около 8-ми секунд.
3. При заводе двигателя или при запирании двери свет плавно выключается
4. При отпирании двери освещение зажигается и останется включенным в течение 7-ми минут до закрытия двери.
5. Плавное включение и отключение света в салоне.

Схема диммера.

Принцип работы димера довольно прост – лампочка начинает светиться, как только напряжение бортовой сети автомобиля изменяется. Контроль за напряжением осуществляет АЦП микроконтроллера – если напряжение (U) ниже показателя в 13,6 вольт – это означает, что двигатель заглушен, а если больше – двигатель включен. Далее напряжение падает на фильтр R1, R2, C4.

Здесь особо важно отметить, что резисторы, а точнее их номиналы следует подбирать точно, в силу того, что это может повлиять на точность измеряемого напряжения. HL-1 – светодиод – здесь служит неким индикатором работы двигателя.

VT-1 – здесь транзистор, если невозможно найти точно такой же, то можно заменить его иным по показателям аналогом.


Сама плата была разработана при помощи программы Dip Trace. Элементы SMD находятся по одну сторону, а чип (микроконтроллер), резисторы и стабилизаторы по другую. Наладка устройства заключается в подборе сопротивления для резисторов R1 и R2.

На фотографии видно, что резистор R1 составлен из двух резисторов, которые подключены параллельно с номиналами по 22 кОм. Сборка довольно проста в изготовлении. Естественно без базовых навыков и знаний в электротехнике данное устройство собрать будет чуть тяжелее.

После окончания сборки советуется покрыть плату лаком и разместить в термоусадочной трубке.

Внизу статьи, представлен архив для скачивания. В архиве можете найти конфигурацию fuse-битов, макет платы, и прошивку чипа.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то