Что такое модульная сетка. Как сделать модульную сетку? Что такое модульные сетки и зачем они нужны вам, если вы запускаете свое медиа

CSS -макет, основанный на сетке, позволяет разделить пространство экрана на столбцы и строки, используя предварительно рассчитанный размер. Вы можете полностью настроить данную раскладку, располагая элементы с привязкой к линиям сетки – разделяющим столбцы и строки, и с привязкой к ячейкам – прямоугольным областям, которые являются пересечениями строк и столбцов.

Верстка по сетке играет очень важную роль, она позволяет вам создать пропорциональный дизайн, который можно легко адаптировать к различным разрешениям. Помимо прочих преимуществ, вы получаете возможность задавать позиции элементов, не зависящие от порядка отображения содержимого. В качестве примера можно взять список элементов (который обычно отображается в виде одной вертикальной колонки) и отобразить его с ориентацией на строки и столбцы сетки.

Вы можете найти практические примеры использования CSS-верстки, основанной на сетке, по следующему адресу:

Гибкая блочная верстка

Обычно такую верстку называют "flexbox" ("резиновая" верстка). Этот способ раскладки используется для создания как простых, так и сложных структур страниц, адаптированных для различных экранов. Преимущество такой верстки в том, что относительное расположение содержимого остается неизменным, даже если размер экрана меняется. Используя данную структуру и равномерно распределив пустое пространство , можно сделать так, чтобы объект всегда находился в центре страницы или другого контейнера.


"Резиновая" CSS-верстка позволяет вам интуитивно понятно контролировать дочерние элементы, расположенные в контейнере Почему все это подходит для WinRT-приложений?

"Резиновая" верстка полезна, когда используется с элементом управления ViewBox. Два этих компонента комбинируются при создании Приложения с фиксированным макетом (Fixed Layout App) в Blend или Visual Studio. Приложение с фиксированным макетом делает возможным создание фиксированной области просмотра для содержимого, что подразумевает неизменность размеров – в противоположность приложению, использующему макет на основе сетки. Подобная раскладка может пригодиться вам при создании JavaScript-игр, где необходимо, чтобы игровое поле имело определенную ширину и высоту вне зависимости от размеров экрана.

Вы можете найти практические примеры использования "резиновой" CSS-верстки, по следующему адресу:

Области CSS

Области CSS позволяют вам взять некую последовательность HTML -контента – текста, изображений, - и распределить ее по нескольким пустым контейнерам, определенным в стандартном шаблоне HTML . Шаблоны HTML структурированы с помощью пустых контейнеров, которые имеют размер и определенное местоположение, чтобы присвоить будущему содержимому специфическую позицию и ограничить его рамками контейнера.

Почему все это подходит для WinRT-приложений?

CSS области не так важны, как другие формы раскладки. Тем не менее, они поддерживаются и позволят вам создать сложную структуру содержимого, например, как в журналах. Они позволяют произвольным образом распределить последовательный поток контента (текста, изображений, видеофрагментов). Эта схема раскладки может быть полезна на планшетах, где раскладка меняется в зависимости от ориентации экрана, или, например, при выводе на экран прикрепленного приложения в Windows 8.

Вы можете найти практические примеры использования CSS-областей по следующему адресу:

Два стандартных графических формата: Canvas и SVG

В WinRT-приложениях по умолчанию поддерживается два исходных графических формата: Canvas (холст) и SVG (Scalable Vector Graphics – масштабируемая векторная графика ). Так как это встроенные форматы, мы можем создавать графику, используя код – вместо традиционного подхода с применением заранее подготовленных графических файлов форматов.png или.jpg. И canvas , и SVG имеют сильные и слабые стороны, но, в общем случае, вы можете видеть их в качестве элементов пользовательского интерфейса – таких, как кнопки управления проигрывателем; они представляют собой иллюстрации, которые могут быть анимированы, они используются для целей визуализации данных – в виде графиков и диаграмм.

Canvas – это элемент управления, который представляет собой поверхность для рисования на странице. Внутри этой поверхности вы можете создавать фигуры, используя цвета, градиенты, заполнение по шаблонам. Вы можете манипулировать пикселями на экране, интерактивно, выводить текст и экспортировать полученный контент в виде статических файлов изображений – таких, как.png. Также вы можете добавлять JavaScript или CSS -анимацию, чтобы заставить созданные вами объекты перемещаться, исчезать, чтобы менять их размеры и так далее. Хотя тег < canvas > добавляется в HTML -документ, это лишь поверхность для рисования. Все, что к ней относится, создается с помощью JavaScript. Кроме того, после вывода содержимое холста представляет собой пиксельное изображение, в то время как SVG – это векторная графика .

SVG использует объектную модель элементов, атрибуты и стили, в этом смысле он больше похож на синтаксис HTML . Когда в HTML появляется элемент , он ведет себя как часть HTML .

Почему все это подходит для WinRT-приложений?

Хотя поддерживаются оба формата, SVG-элементы используются в WinRT-приложениях для непосредственного отображения изображений. Программы для редактирования изображения, такие, как Adobe Illustrator, позволяют вам экспортировать векторные изображения в формат.svg. Иллюстрации и значки могут быть созданы и очень легко использованы внутри приложения. Так как векторные изображения не зависят от разрешения, вы можете использовать эти элементы в проектах и они будут менять размеры без потери качества даже на больших экранах. Кроме того, поддерживаются SVG-фильтры, которые позволяют применять основные эффекты – такие, как размытие или тонирование в сепию.

Элемент управления canvas может быть задействован в WinRT-приложениях для приложений, которые ориентированы на захват данных от сенсорного пользовательского ввода и их визуализацию – так, как в приложениях для рисования. Элемент управления canvas часто используют при создании игр или в ситуациях, где данные генерируются в режиме реального времени, - например, для визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

Итоги

В модуле вы узнали о том, как используются основные принципы HTML5 и CSS3 в приложениях, и поэкспериментировали с практическими примерами их применения. Вы узнали о моделях компоновки, медиа-запросах, анимациях. В частности, вы узнали, как создается раскладка с помощью областей, сетки, как делается "резиновая" верстка, верстка в несколько колонок, как применяются медиа-запросы. Вы ознакомились с 2D- и 3D-трансформациями, переходами, анимациями, градиентами, тенями, техникой скругления углов, встроенными SVG -изображениями и с использованием элемента управления canvas .

Представьте, что к вам должны прийти гости, а у вас по квартире разбросаны вещи. Как вы думаете, каким образом можно быстро «прибраться», если времени на уборку нет? Ответ прост: нужно разложить вещи небольшими кучками. Это сразу создаст ощущение порядка, квартира будет выглядеть убранной.

Модульная сетка, которая представляет собой набор направляющих, работает аналогичным образом. Направляющие (обычно вертикальные и горизонтальные) образуют некий каркас. Допустим, такой:

Да, правил нет, но есть здравый смысл. Говоря иначе, сначала нужно подумать, для чего нужна сетка, и только потом уже ее строить. Например, нарисованный выше каркас может послужить отличным полем для игры в крестики-нолики;)

Кстати, результатом использования сетки может быть... сама сетка. В качестве примера можно привести картины Пита Мондриана, который строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки.

Ярким примером промежуточного варианта, когда сетка одновременно является частью дизайна и решает конкретную задачу, служит интерфейс мобильной операционной системы Windows Phone.

Итак, на что же можно и нужно опираться при создании модульной сетки?

Построение модульной сетки

Достаточно часто в статьях про модульные сетки можно встретить предложение, которое звучит следующим образом:

Не вписывайте дизайн в сетку, наоборот, создавайте сетку под дизайн.

На первый взгляд, вроде бы все верно: сетка — это, прежде всего, рабочий инструмент, который не имеет смысла без инструкции по использованию, описывающей расположение основных элементов (текста, изображений и т. д.).

Однако, как показывает практика, возможны и имеют место быть оба варианта:

  • Дизайн вписывается в сетку;
  • Сетка создается под дизайн.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Пример первый: нужно создать дизайн сайта для научного журнала. При этом клиент хочет, чтобы журнал был «лицом» сайта и просит поместить его на главной странице. Обложка выглядит, мягко говоря, не очень хорошо:

Не будем обсуждать художественную ценность данной обложки. Сосредоточимся лучше на исполнении — оно явно хромает:

  • Ощущение, что элементы «набросаны» на плоскость страницы наспех, их позиции ничем не обоснованы;
  • Размеры в макете несоизмеримы и непропорциональны, непонятно, чем обусловлен тот или иной размер;
  • Акцентов нет, поля узкие, объекты конфликтуют друг с другом, взгляд блуждает по обложке;
  • Неграмотная работа с текстом, как в плане шрифтов (автор насчитал минимум 5), так и в плане типографики (в списке ключевых статей «дыры» между отдельными пунктами);
  • «Грязные» цвета.

Очевидно, что какой бы хороший дизайн сайта мы не придумали, такая обложка сведет его на «нет». Её нужно довести до ума и в этом нам поможет сетка. Возьмем за основу высоту бордовой полосы (7 мм) и нарисуем сетку с аналогичным шагом по вертикали и горизонтали. Кстати, верхняя и нижняя полосы удивительным образом в нее «попадают».

Сетка наглядно демонстрирует всю плачевность ситуации: объекты не выровнены относительно друг друга, имеют непонятные размеры, в общем, «кто в лес, кто по дрова».

Для наведения порядка впишем дизайн в сетку, только учтем один небольшой нюанс. Отдельно взятые элементы (название журнала, логотип APEL, номер) имеют избыточный размер, из-за них обложка получается тяжеловесной. Уменьшим шаг сетки на 1 мм, это даст нам в итоге легкий и цельный в восприятии дизайн:

Обложка с сеткой или без сетки

  • Элементы расположены по сетке и соразмерны друг другу, появились хорошие широкие поля;
  • Основной акцент выведен на название журнала;
  • Поправлены шрифты и типографика, что вкупе с сеткой дает нам законченное решение.

В итоге мы получаем такую вот замечательную картинку для главной страницы сайта:

Двигаемся дальше. В одной из предыдущих статей автор подробно разобрал этапы создания сайта-визитки . Прочитайте ее, если еще не читали, и обратите внимание, как идет построение дизайна: объекты на странице размещаются последовательно — от общего к частному, от главных элементов к второстепенным.

При таком подходе, когда компоновка определяется задачей, элементы обычно располагаются на странице «на глаз», они, пусть и не сильно, но «пляшут» относительно друг друга. Опять-таки непонятно, на что ориентироваться при выборе размера картинок, блоков текста и т. д. В такой ситуации нам вновь поможет вписывание дизайна в сетку.

Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик “38 попугаев” научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр – это модули.

Из всего этого мы можем понять, что модуль – это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки.

1. Самый простой тип – блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.


Блочная сетка

3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.


4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.


Итак, как же создать модульную сетку.

1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

Есть один нюанс – нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение – это уже зависит от вашего эскиза.

На этом уроке мы подготовимся к верстке сайта по PSD макету, используя только сетку (Grid System) от фреймворка Bootstrap 4 . Научившись такому методу верстки, вы избавляете себя от возможных проблем с адаптивностью сайта, особенно это хорошо для новичков.

Адаптивность сайта при верстке по сетке Bootstrap-а обеспечивают flexbox-сы , поддерживаемые всеми основными браузерами и даже Internet Explorer-ом , начиная с IE9+ . Для более ранних версий, чем IE 9 , подключаем скрипты, помогающие правильно отображать нашу верстку.




И самое главное – PSD макет изначально должен быть нарисован с учетом дальнейшей Bootstrap верстки . А так, других нет причин, почему не верстать по бутстраповской сетке, как в своих проектах, так и на заказ. Постараюсь дать меньше теории, никакой воды и больше практики.

Подготовка к верстке

Откройте макет в Photoshop-е и убедитесь, что он имеет 12-ти колоночную разбивку по направляющим, а все элементы дизайна выровнены относительно этих направляющих. Расстояние между крайними направляющими как правило равняется 1170 пикселям.

Скачайте на сайте https://getbootstrap.com/ компилированный CSS и JS для легкой интеграции в ваш проект.

Скопируйте из раздела Introduction / Starter Template - стартовый шаблон страницы и вставьте в индексный HTML -файл вашего проекта. Мы создали заготовку для будущего HTML документа.

Скачивать bootstrap.min.css или использовать ссылку на него?

Есть мнение, что файл bootstrap.min.css будет быстрее подгружаться, поскольку он находится на нескольких серверах, а не на одном вашем сервере. А значит и сайт будет быстрее открываться. Если вы все-же решите этот файл скачать себе, то указывайте правильный путь к папке с Bootstrap файлами. Создавать пустой CSS файл, куда вы будете писать свои стили, необходимо в любом случае.

Важно! Ваш CSS файл в индексном файле, должен быть подключен ниже, чем bootstrap.min.css .





Подключаем шрифты. Какие шрифты и иконки дизайнер использует в макете, можно увидеть в программе Photoshop или в расширении для браузера Chrome – WhatFont .



Зачем нужны два CSS файла?

CSS файл bootstrap.min.css – это библиотека, в которую даже не надо заходить. Мы работаем только с одним файлом - main.css , только надо следить, чтобы названия новых классов для вашего CSS файла случайно не совпали с "библиотечным".

В файле bootstrap.min.css уже созданы стили для сетки на flexbox-ах и прописаны медиа-запросы, нам просто нужно прописать подходящие классы в нужные блоки на HTML странице. Названия классов можно найти на странице фреймворка в разделе Grid . Опытные верстальщики для Bootstrap верстки подключают плагины (Bootstrap 4 Autocomplete, Bootstrap 4 Snippets) к редактору кода Sublime Text .

Разбиваем PSD макет на блоки

Мы видим, что сайт состоит из 8-ми блоков: шапка (header) с меню навигацией (nav) , 6 секций (section) и подвал (footer) .

В секциях (section: #services, #portfolio) появляются колонки, которые мы и будем верстать на основе главного компонента Bootstrap-а – сетке .

Делаем сначала HTML разметку основной структуры, детали будем добавлять по ходу верстки.








В следующей части, приступим к верстке, но не всего макета, а отдельных его блоков. Так как цель этих уроков – показать новичкам, как можно удачно совмещать обычную верстку макета с версткой по сетке Bootstrap .

Макет, имеющий в своей основе сетку, - это макет с горизонтальными и вертикальными направляющими, способствующий организации контента и поддержанию единообразной структуры на всем протяжении создания проекта.

Уже очень давно профессиональные дизайнеры используют сетки для разработки дизайна, который имеет оптимальные пропорции. Они в свою очередь способствуют улучшению чтения текста. Используемая на сегодняшний день сетка в веб-дизайне была создана еще в 1920 годах очень талантливыми швейцарскими дизайнерами, и с тех пор придуманный ими дизайн стал всемирным стандартом организации контента на страницах интернет проектов.

Аспекты хорошего макета

Благодаря стандарту веб-дизайнеры могут с легкостью решать многие проблемы, с которыми они сталкиваются в работе с макетами, основанными на сетке. Давайте рассмотрим несколько аспектов хорошего макета, которые можно воплотить в жизнь благодаря системе сеток.

Отзывчивость и гибкость

Разбитие контент на определенные колонки помогает веб-разработчикам понять, каковы будут их действия на различных размеров экранах. Также можно создать «гибкую решетку» в HTML и CSS, основой которой будут проценты, а не фиксированные значения. Можно простым образом уменьшить количество некоторых колонок, преобразовать контент.

Выравнивание и баланс

Весь контент будет выровнен вдоль вертикальных колонок по всей длине страницы. Благодаря этому можно создать замечательный визуальный баланс, применяя везде одинаковые пробелы и горизонтальные контейнеры.

Единообразность

Если применять одинаковую систему сеток для всего дизайна, то можно представить всего один единообразный макет и создать шаблон, организовывающий текст. Таким образом можно сэкономить время, используя один и тот же макет для разных страниц сайта, и при этом все элементы будут иметь одинаковые размеры.

Наладка и применение системы сеток

Давайте рассмотрим образец сайта, на котором используется система сеток.

На рисунке можно увидеть сетку, состоящую из 12 колонок, которая является самым популярным макетом в веб-дизайне. Используя такое количество колонок, можно с легкостью разделить контент на четыре, три или две колонки. Если же взять макет на 16 колонок, то можно получить больше возможностей, но при этом возникнет и ряд сложностей в работе с дизайном. Неплохим вариантом, который можно использовать, является макет на восемь колонок, но он не даст разбить контент больше, чем на три колонки. Поэтому профессиональные веб-дизайнеры рекомендуют использовать сетку на 12 колонок.

Основной принцип создания собственного макета с сеткой

Главный принцип разработки макета с сеткой заключается в том, что каждая колонка в этой сетке должна быть одинаковой ширины и иметь одинаковые пробелы между ними. Для того, чтобы подсчитать ширину колонок, можно воспользоваться простой математикой.

К примеру, ширина страницы будет составлять 1140 пикселей, сетка будет состоять из 12 колонок, а пробелов будет 11. Первоначально необходимо понять, какой будет ширина пробелов: например, 12 пикселей.


Сделав все расчеты, в итоге получаем макет, в котором будет 12 колонок по 84 пикселя и 11 пробелов по 12 пикселей, а вся ширина будет составлять 1140 пикселей. Эту технику можно использовать для любых расчетов, главное знать ширину страницы и пробелов.

Настройка кривых в Photoshop

Это довольно скучная и затратная в плане времени задача. Для того, чтобы это процесс был быстрее и веселее, большинство дизайнеров рекомендуют использовать Photoshop CC 2014. В нем можно найти новую функцию, которая называется Guide Layout. Она даст возможность в короткое время создать нужную сетку с вертикальными и горизонтальными кривыми.


В решетках существуют некоторые нюансы, которые усложняют их восприятие. Перед тем, как приступить к настройке макета, необходимо убедиться в том, что используемая система сеток будет легко применяться веб-разработчиками при создании дизайна.

Применение сеток в разработке дизайна макета для веб-проекта может быть очень полезна. Эта практика является довольно простой и популярной среди большинства дизайнеров.

Примеры веб-проектов, которые основаны на сетке

Рассмотрим довольно интересные примеры веб-сайтов и то, как используется сетка, осуществляется ее наполнение текстом.





  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то