Диаграммы компонентов uml пример автосервиса. Элементы графической нотации диаграммы компонентов. Диаграммы обзора взаимодействия

Особенности изображения диаграмм языка UML

Для диаграмм языка UML существуют три типа визуальных графических обозначений, которые важны с точки зрения заключенной в них информации:

· Геометрические фигуры на плоскости, играющие роль вершин графов соответствующих диаграмм. При этом сами геометрические фигуры выступают в роли графических примитивов языка UML, а форма этих фигур (прямоугольник, эллипс) должна строго соответствовать изображению отдельных элементов языка UML (класс, вариант использования, состояние, деятельность). Графические примитивы языка UML имеют фиксированную семантику, переопределять которую пользователям не допускается. Графические примитивы должны иметь собственные имена, а, возможно, и другой текст, который содержится внутри границ соответствующих геометрических фигур или, как исключение, вблизи этих фигур.

· Графические взаимосвязи, которые представляются различными линиями на плоскости. Взаимосвязи в языке UML обобщают понятие дуг и ребер из теории графов, но имеют менее формальный характер и более развитую семантику.

· Специальные графические символы, изображаемые вблизи от тех или иных визуальных элементов диаграмм и имеющие характер дополнительной спецификации (украшений).

Все диаграммы в языке UML изображаются с использованием фигур на плоскости. Отдельные элементы – с помощью геометрических фигур, которые могут иметь различную высоту и ширину с целью размещения внутри них других конструкций языка UML. Наиболее часто внутри таких символов помещаются строки текста, которые уточняют семантику или фиксируют отдельные свойства соответствующих элементов языка UML. Информация, содержащаяся внутри фигур, имеет значение для конкретной модели проектируемой системы, поскольку регламентирует реализацию соответствующих элементов в программном коде.

Пути представляют собой последовательности из отрезков линий, соединяющих отдельные графические символы. При этом концевые точки отрезков линий должны обязательно соприкасаться с геометрическими фигурами, служащими для обозначения вершин диаграмм, как принято в теории графов. С концептуальной точки зрения путям в языке UML придается особое значение, поскольку это простые топологические сущности. Отдельные части пути или сегменты могут не существовать вне содержащего их пути. Пути всегда соприкасаются с другими графическими символами на обеих границах соответствующих отрезков линий, т.е. пути не могут обрываться на диаграмме линией, которая не соприкасается ни с одним графическим символом. Как отмечалось выше, пути могут иметь в качестве окончания или терминатора специальную графическую фигуру – значок, который изображается на одном из концов линий.



Дополнительные значки или украшения представляют собой графические фигуры фиксированного размера и формы. Они не могут увеличивать свои размеры, чтобы разместить внутри себя дополнительные символы. Значки размещаются как внутри других графических конструкций, так и вне их. Примерами значков могут служить окончания связей элементов диаграмм или графические обозначения кванторов видимости атрибутов и операций классов.

Диаграмма кооперации

Диаграммы кооперации предназначены для описания динамических аспектов моделируемой системы. Обычно они применяются для того, чтобы:

· показать набор взаимодействующих объектов в реальном окружении "с высоты птичьего полета";

· распределить функциональность между классами, основываясь на результатах изучения динамических аспектов системы;

· описать логику выполнения сложных операций, особенно в тех случаях, когда один объект взаимодействует еще с несколькими объектами;

· изучить роли, выполняемые объектами внутри системы, а также отношения между объектами, в которые они вовлекаются, выполняя эти роли.

Говоря о диаграммах кооперации, часто упоминают два "уровня" таких диаграмм:

· уровень экземпляров (примеров, Instance-Level): отображает взаимодействия между объектами (экземплярами классов); такая диаграмма обычно создается, чтобы исследовать внутреннее устройство объектно-ориентированной системы.

· уровень спецификации (Specification-Level): используется для изучения ролей, исполняемых в системе основными классами.

Она показывает взаимодействие между объектами, которое осуществляется путем посылки и приема сообщений.



Диаграмма компонентов

Компоненты связываются через зависимости, когда соединяется требуемый интерфейс одного компонента с имеющимся интерфейсом другого компонента. Таким образом иллюстрируются отношения клиент-источник между двумя компонентами.

Зависимость показывает, что один компонент предоставляет сервис, необходимый другому компоненту. Зависимость изображается стрелкой от интерфейса или порта клиента к импортируемому интерфейсу.

Основной тип сущностей на диаграмме компонентов ‒ это сами компоненты 1, а также интерфейсы 2, посредством которых указывается взаимосвязь между компонентами. На диаграмме компонентов применяются следующие отношения:

· реализации между компонентами и интерфейсами (компонент реализует интерфейс);

· зависимости между компонентами и интерфейсами (компонент использует интерфейс) 3.

Диаграмма развертывания

Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы, существующих лишь на этапе ее исполнения (runtime). При этом представляются только компоненты-экземпляры программы, являющиеся исполняемыми файлами или динамическими библиотеками. Те компоненты, которые не используются на этапе исполнения, на диаграмме развертывания не показываются. Так, компоненты с исходными текстами программ могут присутствовать только на диаграмме компонентов. На диаграмме развертывания они не указываются.

Диаграмма развертывания содержит графические изображения процессоров, устройств, процессов и связей между ними. В отличие от диаграмм логического представления, диаграмма развертывания является единой для системы в целом, поскольку должна всецело отражать особенности ее реализации. Разработка диаграммы развертывания, как правило, является последним этапом спецификации модели программной системы.

При разработке диаграммы развертывания преследуют следующие цели:

· определить распределение компонентов системы по ее физическим узлам;

· показать физические связи между всеми узлами реализации системы на этапе ее исполнения;

· выявить узкие места системы и реконфигурировать ее топологию для достижения требуемой производительности.

В настоящее время язык UML - это стандартная нотация визуального моделирования программных систем, принятая консорциумом Object Managing Group (OMG) осенью 1997 г., которая поддерживается многими объектно-ориентированными CASE-продуктами.

Стандарт UML предлагает следующий набор диаграмм для моделирования:

· диаграмма вариантов использования (use case diagram) – для моделирования бизнес-процессов организации или предприятия и определения требований к создаваемой информационной системе;

· диаграмма классов (class diagram) – для моделирования статической структуры классов системы и связей между ними;

· диаграмма поведения системы (behavior diagrams);

· диаграмма взаимодействия (interaction diagrams);

· диаграмма последовательности (sequence diagrams) – для моделирования процесса обмена сообщениями между объектами в рамках одного варианта использования;

· диаграмма кооперации (collaboration diagram) – для моделирования процесса обмена сообщениями между объектами в рамках одного варианта использования;

· диаграмма состояний (statechart diagram) – для моделирования поведения объектов системы при переходе из одного состояния в другое;

· диаграмма видов деятельности (activity diagram) – для моделирования поведения системы в рамках различных вариантов использования, или моделирования деятельностей;

· диаграмма реализации (implementation diagrams):

· диаграмма компонентов (component diagrams) – для моделирования иерархии компонентов (подсистем) информационной системы;

· диаграмма развертывания (deployment diagram) – для моделирования физической архитектуры спроектированной информационной системы.

На рис. 1.1 представлена интегрированная модель информационной системы, включающая основные диаграммы, которые должны быть разработаны в данном курсовом проекте.

Рис. 1. Интегрированная модель информационной системы в нотации языка UML

4.2. Диаграмма вариантов использования

Вариант использования представляет собой последовательность действий, выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (актером). Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой. В простейшем случае вариант использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализоватьв данной информационной системе. На языке UML вариант использования изображают следующим образом:

Рис.2. Вариант использования

Актер (actor) – это роль, которую пользователь играет по отношению к системе. Актеры представляют собой роли, а не конкретных людей или наименования работ. Несмотря на то, что на диаграммах вариантов использования они изображаются в виде стилизованных человеческих фигурок, актер может также быть внешней информационной системой, которой необходима некоторая информация от данной системы. Показывать на диаграмме актеров следует только в том случае, когда им действительно необходимы некоторые варианты использования. На языке UML актеры представляют в виде фигур:



Рис.3. Действующее лицо (актер)

Актеры делятся на три основных типа:

· пользователи;

· системы;

· другие системы, взаимодействующие с данной;

Время становится актером, если от него зависит запуск каких-либо событий в системе.

4.2.1. Связи между вариантами использования и актерами

В языке UML на диаграммах вариантов использования поддерживается несколько типов связей между элементами диаграммы:

· коммуникация (communication),

· включение (include),

· расширение (extend),

· обобщение (generalization).

Связь коммуникации – это связь между вариантом использования и актером. На языке UML связи коммуникации показывают с помощью однонаправленной ассоциации (сплошной линии).

Рис.4. Пример связи коммуникации

Связь включения применяется в тех ситуациях, когда имеется какой-либо фрагмент поведения системы, который повторяется более чем в одном варианте использования. С помощью таких связей обычно моделируют многократно используемую функцию.

Связь расширения применяется при описании изменений в нормальном поведении системы. Она позволяет одному варианту использования при необходимости использовать функциональные возможности другого варианта использования.

Рис.5. Пример связи включения и расширения

Связь обобщения показывает, что у нескольких актеров или классов имеются общие свойства.

Рис.6. Пример связи обобщения

4.3.



Диаграммы взаимодействия (interaction diagrams) описывают поведение взаимодействующих групп объектов. Как правило, диаграмма взаимодействия охватывает поведение объектов в рамках только одного варианта использования. На такой диаграмме отображается ряд объектов и те сообщения, которыми они обмениваются между собой.

Сообщение (message) – это средство, с помощью которого объект-отправитель запрашивает у объекта получателя выполнение одной из его операций.

Информационное (informative) сообщение – это сообщение, снабжающее объект-получатель некоторой информацией для обновления его состояния.

Сообщение-запрос (interrogative) – это сообщение, запрашивающее выдачу некоторой информации об объекте-получателе.

Императивное (imperative) сообщение – это сообщение, запрашивающее у объекта-получателя выполнение некоторых действий.

Существует два вида диаграмм взаимодействия: диаграммы последовательности (sequence diagrams) и диаграммы кооперац (collaboration diagrams).

4.3.1. Диаграмма последовательности (sequence diagrams)

Диаграмма последовательности отражает поток событий, происходящих в рамках одного варианта использования.

Все действующие лица (актеры, классы или объекты), участвующие в данном сценарии (варианте использования), показываются в верхней части диаграммы. Стрелки соответствуют сообщениям, передаваемым между актером и объектом или между объектами для выполнения требуемых функций.

На диаграмме последовательности объект изображается в виде прямоугольника, от которого вниз проведена пунктирная вертикальная линия. Эта линия называется линией жизни (lifeline) объекта . Она представляет собой фрагмент жизненного цикла объекта в процессе взаимодействия.

Каждое сообщение представляется в виде стрелки между линиями жизни двух объектов. Сообщения появляются в том порядке, как они показаны на странице сверху вниз. Каждое сообщение помечается как минимум именем сообщения. При желании можно добавить также аргументы и некоторую управляющую информацию. Можно показать самоделегирование (self-delegation) – сообщение, которое объект посылает самому себе, при этом стрелка сообщения указывает на ту же самую линию жизни.

Рис. 7. Пример диаграммы последовательности

4.3.2. Диаграмма кооперации (collaboration diagram)

Диаграммы кооперации отображают поток событий в рамках конкретного сценария (варианта использования). Сообщения упорядочены по времени, хотя диаграммы кооперации больше внимания заостряют на связях между объектами. На диаграмме кооперации представлена вся та информация, которая есть и на диаграмме последовательности, но диаграмма кооперации по-другому описывает поток событий. Из нее легче понять связи, существующие между объектами.

На диаграмме кооперации так же, как и на диаграмме последовательности, стрелки обозначают сообщения, обмен которыми осуществляется в рамках данного варианта использования. Их временная последовательность указывается путем нумерации сообщений.

Рис. 8. Пример диаграммы кооперации

4.4. Диаграмма классов

4.4.1. Общие сведения

Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами.

Диаграмма классов в языке UML - это граф, узлами которого являются элементы статической структуры проекта (классы, интерфейсы), а дугами - отношения между узлами (ассоциации, наследование, зависимости).

На диаграмме классов изображаются следующие элементы:

· Пакет (package) - набор элементов модели, логически связанных между собой;

· Класс (class) - описание общих свойств группы сходных объектов;

· Интерфейс (interface) - абстрактный класс, задающий набор операций, которые объект произвольного класса, связанного с данным интерфейсом, предоставляет другим объектам.

4.4.2. Класс

Класс - это группа сущностей (объектов), обладающих сходными свойствами, а именно, данными и поведением. Отдельный представитель некоторого класса называется объектом класса или просто объектом.

Под поведением объекта в UML понимаются любые правила взаимодействия объекта с внешним миром и с данными самого объекта.

На диаграммах класс изображается в виде прямоугольника со сплошной границей, разделенного горизонтальными линиями на 3 секции:

Верхняя секция (секция имени) содержит имя класса и другие общие свойства (в частности, стереотип).

В средней секции содержится список атрибутов

В нижней - список операций класса, отражающих его поведение (действия, выполняемые классом).

Любая из секций атрибутов и операций может не изображаться (а также обе сразу). Для отсутствующей секции не нужно рисовать разделительную линию и как-либо указывать на наличие или отсутствие элементов в ней.

На усмотрение конкретной реализации могут быть введены дополнительные секции, например, исключения (Exceptions).

Рис. 9. Пример диаграммы классов

4.4.2.1.Стереотипы классов

Стереотипы классов – это механизм, позволяющий разделять классы на категории.

В языке UML определены три основных стереотипа классов:

Boundary (граница);

Entity (сущность);

Control (управление).

4.4.2.2.Граничные классы

Граничными классами (boundary classes) называются такие классы, которые расположены на границе системы и всей окружающей среды. Это экранные формы, отчеты, интерфейсы с аппаратурой (такой как принтеры или сканеры) и интерфейсы с другими системами.

Чтобы найти граничные классы, надо исследовать диаграммы вариантов использования. Каждому взаимодействию между действующим лицом и вариантом использования должен соответствовать, по крайней мере, один граничный класс. Именно такой класс позволяет действующему лицу взаимодействовать с системой.

4.4.2.3.Классы-сущности

Классы-сущности (entity classes) содержат хранимую информацию. Они имеют наибольшее значение для пользователя, и потому в их названиях часто используют термины из предметной области. Обычно для каждого класса-сущности создают таблицу в базе данных.

4.4.2.4.Управляющие классы

Управляющие классы (control classes) отвечают за координацию действий других классов. Обычно у каждого варианта использования имеется один управляющий класс, контролирующий последовательность событий этого варианта использования. Управляющий класс отвечает за координацию, но сам не несет в себе никакой функциональности, так как остальные классы не посылают ему большого количества сообщений. Вместо этого он сам посылает множество сообщений. Управляющий класс просто делегирует ответственность другим классам, по этой причине его часто называют классом-менеджером.

В системе могут быть и другие управляющие классы, общие для нескольких вариантов использования. Например, может быть класс SecurityManager (менеджер безопасности), отвечающий за контроль событий, связанных с безопасностью. Класс TransactionManager (менеджер транзакций) занимается координацией сообщений, относящихся к транзакциям с базой данных. Могут быть и другие менеджеры для работы с другими элементами функционирования системы, такими как разделение ресурсов, распределенная обработка данных или обработка ошибок.

Помимо упомянутых выше стереотипов можно создавать и свои собственные.

4.4.2.5.Атрибуты

Атрибут – это элемент информации, связанный с классом. Атрибуты хранят инкапсулированные данные класса.

Так как атрибуты содержатся внутри класса, они скрыты от других классов. В связи с этим может понадобиться указать, какие классы имеют право читать и изменять атрибуты. Это свойство называется видимостью атрибута (attribute visibility).

У атрибута можно определить четыре возможных значения этого параметра:

Public (общий, открытый). Это значение видимости предполагает, что атрибут будет виден всеми остальными классами. Любой класс может просмотреть или изменить значение атрибута. В соответствии с нотацией UML общему атрибуту предшествует знак « + ».

Private (закрытый, секретный). Соответствующий атрибут не виден никаким другим классом. Закрытый атрибут обозначается знаком « – » в соответствии с нотацией UML.

Protected (защищенный). Такой атрибут доступен только самому классу и его потомкам. Нотация UML для защищенного атрибута – это знак « # ».

Package or Implementation (пакетный). Предполагает, что данный атрибут является общим, но только в пределах его пакета. Этот тип видимости не обозначается никаким специальным значком.

С помощью закрытости или защищенности удается избежать ситуации, когда значение атрибута изменяется всеми классами системы. Вместо этого логика изменения атрибута будет заключена в том же классе, что и сам этот атрибут. Задаваемые параметры видимости повлияют на генерируемый код.

4.4.2.6.Операции

Операции реализуют связанное с классом поведение. Операция включает три части – имя, параметры и тип возвращаемого значения.

Параметры – это аргументы, получаемые операцией «на входе». Тип возвращаемого значения относится к результату действия операции.

На диаграмме классов можно показывать как имена операций, так и имена операций вместе с их параметрами и типом возвращаемого значения. Чтобы уменьшить загруженность диаграммы, полезно бывает на некоторых из них показывать только имена операций, а на других их полную сигнатуру.

В языке UML операции имеют следующую нотацию:

Имя Операции (аргумент: тип данных аргумента, аргумент2:тип данных аргумента2,...): тип возвращаемого значения

Следует рассмотреть четыре различных типа операций:

Операции реализации;

Операции управления;

Операции доступа;

Вспомогательные операции.

Операции реализации

Операции реализации (implementor operations) реализуют некоторые бизнес-функции. Такие операции можно найти, исследуя диаграммы взаимодействия. Диаграммы этого типа фокусируются на бизнес-функциях, и каждое сообщение диаграммы, скорее всего, можно соотнести с операцией реализации.

Каждая операция реализации должна быть легко прослеживаема до соответствующего требования. Это достигается на различных этапах моделирования. Операция выводится из сообщения на диаграмме взаимодействия, сообщения исходят из подробного описания потока событий, который создается на основе варианта использования, а последний – на основе требований. Возможность проследить всю эту цепочку позволяет гарантировать, что каждое требование будет реализовано в коде, а каждый фрагмент кода реализует какое-то требование.

Операции управления

Операции управления (manager operations) управляют созданием и уничтожением объектов. В эту категорию попадают конструкторы и деструкторы классов.

Операции доступа

Атрибуты обычно бывают закрытыми или защищенными. Тем не менее, другие классы иногда должны просматривать или изменять их значения. Для этого существуют операции доступа (access operations). Такой подход дает возможность безопасно инкапсулировать атрибуты внутри класса, защитив их от других классов, но все же позволяет осуществить к ним контролируемый доступ. Создание операций Get и Set (получения и изменения значения) для каждого атрибута класса является стандартом.

Вспомогательные операции

Вспомогательными (helper operations) называются такие операции класса, которые необходимы ему для выполнения его ответственностей, но о которых другие классы не должны ничего знать. Это закрытые и защищенные операции класса.

Чтобы идентифицировать операции, выполните следующие действия:

1. Изучите диаграммы последовательности и кооперативные диаграммы. Большая часть сообщений на этих диаграммах является операциями реализации. Рефлексивные сообщения будут вспомогательными операциями.

2. Рассмотрите управляющие операции. Может потребоваться добавить конструкторы и деструкторы.

3. Рассмотрите операции доступа. Для каждого атрибута класса, с которым должны будут работать другие классы, надо создать операции Get и Set.

4.4.2.7.Связи

Связь представляет собой семантическую взаимосвязь между классами. Она дает классу возможность узнавать об атрибутах, операциях и связях другого класса. Иными словами, чтобы один класс мог послать сообщение другому на диаграмме последовательности или кооперативной диаграмме, между ними должна существовать связь.

Существуют четыре типа связей, которые могут быть установлены между классами: ассоциации, зависимости, агрегации и обобщения.

Связь ассоциация

Ассоциация (association) – это семантическая связь между классами. Их рисуют на диаграмме классов в виде обыкновенной линии.

Рис. 10. Связь ассоциация

Ассоциации могут быть двунаправленными, как в примере, или однонаправленными. На языке UML двунаправленные ассоциации рисуют в виде простой линии без стрелок или со стрелками с обеих ее сторон. На однонаправленной ассоциации изображают только одну стрелку, показывающую ее направление.

Направление ассоциации можно определить, изучая диаграммы последовательности и кооперативные диаграммы. Если все сообщения на них отправляются только одним классом и принимаются только другим классом, но не наоборот, между этими классами имеет место однонаправленная связь. Если хотя бы одно сообщение отправляется в обратную сторону, ассоциация должна быть двунаправленной.

Ассоциации могут быть рефлексивными. Рефлексивная ассоциация предполагает, что один экземпляр класса взаимодействует с другими экземплярами этого же класса.

Связь зависимость

Связи зависимости (dependency) также отражают связь между классами, но они всегда однонаправлены и показывают, что один класс зависит от определений, сделанных в другом. Например, класс A использует методы класса B. Тогда при изменении класса B необходимо произвести соответствующие изменения в классе A.

Зависимость изображается пунктирной линией, проведенной между двумя элементами диаграммы, и считается, что элемент, привязанный к концу стрелки, зависит от элемента, привязанного к началу этой стрелки.

Рис. 11. Связь зависимость

При генерации кода для этих классов к ним не будут добавляться новые атрибуты. Однако, будут созданы специфические для языка операторы, необходимые для поддержки связи.

Связь агрегация

Агрегации (aggregations) представляют собой более тесную форму ассоциации. Агрегация – это связь между целым и его частью. Например, у вас может быть класс Автомобиль, а также классы Двигатель, Покрышки и классы для других частей автомобиля. В результате объект класса Автомобиль будет состоять из объекта класса Двигатель, четырех объектов Покрышек и т. д. Агрегации визуализируют в виде линии с ромбиком у класса, являющегося целым:

Рис. 11. Связь агрегация

В дополнение к простой агрегации UML вводит более сильную разновидность агрегации, называемую композицией. Согласно композиции, объект-часть может принадлежать только единственному целому, и, кроме того, как правило, жизненный цикл частей совпадает с циклом целого: они живут и умирают вместе с ним. Любое удаление целого распространяется на его части.

Такое каскадное удаление нередко рассматривается как часть определения агрегации, однако оно всегда подразумевается в том случае, когда множественность роли составляет 1..1; например, если необходимо удалить Клиента, то это удаление должно распространиться и на Заказы (и, в свою очередь, на Строки заказа).

10.4. ДИАГРАММЫ UML

10.4.1. Типы визуальных диаграмм UML

UML позволяет создавать несколько типов визуальных диаграмм:

Диаграммы вариантов использования;

Диаграммы последовательности;

Кооперативные диаграммы;

Диаграммы классов;

Диаграммы состояний;

Диаграммы компонент;

Диаграммы размещения.

Диаграммы иллюстрируют различные аспекты системы. Например, кооперативная диаграмма показывает, как должны взаимодействовать объекты, чтобы реализовать некоторую функциональность системы. У каждой диаграммы есть своя цель.

10.4.2. Диаграммы вариантов использования

Диаграммы вариантов использования отображают взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему. Пример диаграммы вариантов использования для банковского автомата (ATM) показан на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Диаграмма вариантов использования

На диаграмме представлено взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя. Таким образом, варианты использования - это функции, выполняемые системой, а действующие лица - это заинтересованные лица по отношению к создаваемой системе. Диаграммы показывают, какие действующие лица инициируют варианты использования. Из них также видно, когда действующее лицо получает информацию от варианта использования. В сущности диаграмма вариантов использования может иллюстрировать требования к системе. В нашем примере клиент банка инициирует различные варианты использования: "Снять деньги со счета", "Перевести деньги", "Положить деньги на счет", "Показать баланс", "Изменить идентификационный номер", "Произвести оплату". Банковский служащий может инициировать вариант использования "Изменить идентификационный номер". От варианта использования "Произвести оплату" идет стрелка к Кредитной системе. Действующими лицами могут быть и внешние системы, в данном случае Кредитная система показана именно как действующее лицо - она является внешней для системы ATM. Стрелка, направленная от варианта использования к действующему лицу, показывает, что вариант использования предоставляет некоторую информацию действующему лицу. В данном случае вариант использования "Произвести оплату" предоставляет Кредитной системе информацию об оплате по кредитной карточке.

Из диаграмм вариантов использования можно получить довольно много информации о системе. Этот тип диаграмм описывает общую функциональность системы. Пользователи, менеджеры проектов, аналитики, разработчики, специалисты по контролю качества и все, кого интересует система в целом, могут, изучая диаграммы вариантов использования, понять, что система должна делать.

10.4.3. Диаграммы последовательности

Диаграммы последовательности отражают поток событий, происходящих в рамках варианта использования. Например, вариант использования "Снять деньги" предусматривает несколько возможных последовательностей: снятие денег, попытка снять деньги при отсутствии их достаточного количества на счету, попытка снять деньги по неправильному идентификационному номеру и некоторые другие. Нормальный сценарий снятия $20 со счета (при отсутствии таких проблем, как неправильный идентификационный номер или недостаток денег на счету) показан на рис. 10.2.

Рис 10.2. Диаграмма последовательности снятия клиентом Джо $20 со счета

В верхней части диаграммы показаны все действующие лица и объекты, требуемые системе для выполнения варианта использования "Снять деньги". Стрелки соответствуют сообщениям, передаваемым между действующим лицом и объектом или между объектами для выполнения требуемых функций. Следует отметить также, что на диаграмме последовательности показаны именно объекты, а не классы. Классы представляют собой типы объектов. Объекты конкретны; вместо класса Клиент на диаграмме последовательности представлен конкретный клиент Джо.

Вариант использования начинается, когда клиент вставляет свою карточку в устройство для чтения - этот объект показан в прямоугольнике в верхней части диаграммы. Он считывает номер карточки, открывает объект "счет Джо" и инициализирует экран ATM. Экран запрашивает у Джо его регистрационный номер. Клиент вводит число 1234. Экран проверяет номер у объекта "счет Джо" и обнаруживает, что он правильный. Затем экран предоставляет Джо меню для выбора, и тот выбирает пункт "Снять деньги". Экран запрашивает, сколько он хочет снять, и Джо указывает $20. Экран снимает деньги со счета. При этом он инициирует серию процессов, выполняемых объектом "счет Джо". В то же время осуществляется проверка, что на этом счету лежат, по крайней мере, $20 и из счета вычитается требуемая сумма. Затем кассовый аппарат получает инструкцию "выдать чек и $20 наличными". Наконец, все тот же объект "счет Джо" дает устройству для чтения карточек инструкцию вернуть карточку.

Итак, данная диаграмма последовательности иллюстрирует последовательность действий, реализующих вариант использования "Снять деньги со счета" на конкретном примере снятия клиентом Джо $20. Глядя на эту диаграмму, пользователи знакомятся со спецификой своей работы. Аналитики видят последовательность (поток) действий, разработчики - объекты, которые надо создать, и их операции. Специалисты по контролю качества поймут детали процесса и смогут разработать тесты для их проверки. Таким образом, диаграммы последовательности полезны всем участникам проекта.

10.4.4. Кооперативные диаграммы

Кооперативные диаграммы отражают ту же самую информацию, что и диаграммы последовательности. Однако дела, ют они это по-другому и с другими целями. Показанная на рис. 10.2 диаграмма последовательности представлена на рис. 10.3 в виде кооперативной диаграммы.

Как и раньше, объекты изображены в виде прямоугольников, а действующие лица в виде фигур. Если диаграмма последовательности показывает взаимодействие между действующими лицами и объектами во времени, то на кооперативной диаграмме связь со временем отсутствует. Так, можно видеть, что устройство для чтения карточки выдает "счету Джо" инструкцию открыться, а "счет Джо" заставляет это устройство вернуть карточку владельцу. Непосредственно взаимодействующие объекты соединены линиями. Если, например, устройство для чтения карточки общается непосредственно с экраном ATM, между ними следует провести линию. Отсутствие линии означает, что непосредственное сообщение между объектами отсутствует.

Рис. 10.3. Кооперативная диаграмма, описывающая процесс снятия денег со счета

Итак, на кооперативной диаграмме отображается та же информация, что и на диаграмме последовательности, но нужна она для других целей. Специалисты по контролю качества и архитекторы системы смогут понять распределение процессов между объектами. Допустим, что какая-то кооперативная диаграмма напоминает звезду, где несколько объектов связаны с одним центральным объектом. Архитектор системы может сделать вывод, что система слишком сильно зависит от центрального объекта, и необходимо перепроектировать ее для более равномерного распределения процессов. На диаграмме последовательности такой тип взаимодействия было бы трудно увидеть.

10.4.5. Диаграммы классов

Диаграммы классов отражают взаимодействие между классами системы. Например, "счет Джо" - это объект. Типом такого объекта можно считать счет вообще, т. е. "Счет" - это класс. Классы содержат данные и поведение (действия), влияющее на эти данные. Так, класс Счет содержит идентификационный номер клиента и проверяющие его действия. На диаграмме классов класс создается для каждого типа объектов из диаграмм последовательности или Кооперативных диаграмм. Диаграмма классов для варианта использования "Снять деньги" показана на рис. 10.4.

На диаграмме показаны связи между классами, реализующими вариант использования "Снять деньги". В этом процессе задействованы четыре класса: Card Reader (устройство для чтения карточек), Account (счет), ATM (экран ATM) и Cash Dispenser (кассовый аппарат). Каждый класс на диаграмме классов изображается в виде прямоугольника, разделенного на три части. В первой части указывается имя класса, во второй - его атрибуты. Атрибут - это некоторая информация, характеризующая класс. Например, класс Account (счет) имеет три атрибута: Account Number (номер счета), PIN (идентификационный номер) и Balance (баланс). В последней части содержатся операции класса, отражающие его поведение (действия, выполняемые классом). Связывающие классы линии показывают взаимодействие между классами.

Рис. 10.4. Диаграмма классов

Разработчики используют диаграммы классов для реального создания классов. Такие инструменты, как Rose, генерируют основу кода классов, которую программисты заполняют деталями на выбранном ими языке. С помощью этих диаграмм аналитики могут показать детали системы, а архитекторы - понять ее проект. Если, например, какой-либо класс несет слишком большую функциональную нагрузку, это будет видно на диаграмме классов, и архитектор сможет перераспределить ее между другими классами. С помощью диаграммы можно также выявить случаи, когда между сообщающимися классами не определено никаких связей. Диаграммы классов следует создавать, чтобы показать взаимодействующие классы в каждом варианте использования. Можно строить также более общие диаграммы, охватывающие все системы или подсистемы.

10.4.6. Диаграммы состояний

Диаграммы состояний предназначены для моделирования различных состояний, в которых может находиться объект. В то время как диаграмма классов показывает статическую картину классов и их связей, диаграммы состояний применяются при описании динамики поведения системы.

Диаграммы состояний отображают поведение объекта. Так, банковский счет может иметь несколько различных состояний. Он может быть открыт, закрыт или может быть превышен кредит по нему. Поведение счета меняется в зависимости от состояния, в котором он находится. На диаграмме состояний показывают именно эту информацию. На рис. 10.5 приведен пример диаграммы состояний для банковского счета.

Рис. 10.5. Диаграмма состояний для класса Account

На данной диаграмме показаны возможные состояния счета, а также процесс перехода счета из одного состояния в другое. Например, если клиент требует закрыть открытый счет, последний переходит в состояние "Закрыт". Требование клиента называется событием, именно события вызывают переход из одного состояния в другое.

Когда клиент снимает деньги с открытого счета, счет может перейти в состояние "Превышение кредита". Это происходит, только если баланс по счету меньше нуля, что отражено условием [отрицательный баланс] на нашей диаграмме. Заключенное в квадратные скобки условие определяет, когда может или не может произойти переход из одного состояния в другое.

На диаграмме имеются два специальных состояния - начальное и конечное. Начальное состояние выделяется черной точкой: оно соответствует состоянию объекта в момент его создания. Конечное состояние обозначается черной точкой в белом кружке: оно соответствует состоянию объекта непосредственно перед его уничтожением. На диаграмме состояний может быть одно и только одно начальное состояние. В то же время может быть столько конечных состояний, сколько вам нужно или их может не быть вообще.

Когда объект находится в каком-то конкретном состоянии, могут выполняться те или иные процессы. В нашем примере при превышении кредита клиенту посылается соответствующее сообщение. Процессы, происходящие, когда объект находится в определенном состоянии, называются действиями.

Диаграммы состояний не нужно создавать для каждого класса, они применяются только в очень сложных случаях. Если объект класса может существовать в нескольких состояниях и в каждом из них ведет себя по-разному, для него, вероятно, потребуется такая диаграмма. Однако во многих проектах они вообще не используются. Если же диаграммы состояний все-таки были построены, разработчики могут применять их при создании классов.

Диаграммы состояний необходимы в основном для документирования.

10.4.7. Диаграммы компонент

Диаграммы компонент показывают, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты программного обеспечения вашей системы и связи между ними. При этом выделяют два типа компонент: исполняемые компоненты и библиотеки кода.

На рис. 10.6 изображена одна из диаграмм компонент для системы ATM. На этой диаграмме показаны компоненты клиента системы ATM. В данном случае команда разработчиков решила строить систему с помощью языка C++. У каждого класса имеется свой собственный заголовочный файл и файл с расширением. СРР, так что каждый класс преобразуется в свои собственные компоненты на диаграмме. Выделенная темная компонента называется спецификацией пакета и соответствует файлу тела класса ATM на языке C++ (файл с расширением. СРР). Невыделенная компонента также называется спецификацией пакета, но соответствует заголовочному файлу класса языка C++ (файл с расширением. Н). Компонента АТМ. ехе является спецификацией задачи и представляет поток обработки информации. В данном случае поток обработки - это исполняемая программа.

Компоненты соединены штриховой линией, отображающей зависимости между ними. У системы может быть несколько диаграмм компонент в зависимости от числа подсистем или исполняемых файлов. Каждая подсистема является пакетом компонент.

Диаграммы компонент применяются теми участниками проекта, кто отвечает за компиляцию системы. Диаграмма компонент дает представление о том, в каком порядке надо компилировать компоненты, а также какие исполняемые компоненты будут созданы системой. Диаграмма показывает соответствие классов реализованным компонентам. Итак, она нужна там, где начинается генерация кода.

Рис. 10.6. Диаграмма компонент

10.4.8. Диаграммы размещения

Диаграммы размещения показывают физическое расположение различных компонент системы в сети. В нашем примере система ATM состоит из большого количества подсистем, выполняемых на отдельных физических устройствах или узлах. Диаграмма размещения для системы ATM представлена на рис. 10.7.

Из данной диаграммы можно узнать о физическом размещении системы. Клиентские программы ATM будут работать в нескольких местах на различных сайтах. Через закрытые сети будет осуществляться сообщение клиентов с региональным сервером ATM. На нем будет работать программное обеспечение сервера ATM. В свою очередь, посредством локальной сети региональный сервер будет взаимодействовать с сервером банковской базы данных, работающим под управлением Oracle. Наконец, с региональным сервером ATM соединен принтер.

Итак, данная диаграмма показывает физическое расположение системы. Например, наша система ATM соответствует трехуровневой архитектуре, когда на первом уровне размещается база данных, на втором - региональный сервер, а на третьем - клиент.

10.7. Диаграмма размещения

Диаграмма размещения используется менеджером проекта, пользователями, архитектором системы и эксплуатационным персоналом для выяснения физического размещения системы и расположения ее отдельных подсистем. Менеджер проекта объяснит пользователям, как будет выглядеть готовый продукт. Эксплуатационный персонал сможет планировать работу по установке системы.

Из книги Microsoft Office автора Леонтьев Виталий Петрович

Диаграммы Далеко не всегда числа в таблице позволяют составить полное впечатление, даже если они рассортированы наиболее удобным для вас способом. Используя имеющиеся в Microsoft Excel шаблоны диаграмм, вы сможете получить наглядную картину данных вашей таблицы, причем, не

Из книги Компьютер на 100. Начинаем с Windows Vista автора Зозуля Юрий

Диаграммы Диаграммы служат для представления табличных данных в графическом виде, что позволяет значительно улучшить наглядность информации, показать соотношение различных параметров или динамику их изменения. Для вставки диаграмм в Word используются средства

Из книги Эффективное делопроизводство автора Пташинский Владимир Сергеевич

Диаграммы Самая наглядная возможность Excel – это представление результатов вычислений или накопленных данных в виде графиков (диаграмм): иногда самые впечатляющие цифры не способны убедить так, как это возможно сделать с помощью даже простой графики. Excel располагает

Из книги Excel. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Глава 8 Диаграммы Часто программу Excel используют для создания документов, представляющих собой различные статистические и аналитические отчеты. Это могут быть отчеты о продажах, таблицы замеров температуры воздуха, данные социологических опросов и т. д. Цифры не всегда

Из книги Word 2007.Популярный самоучитель автора Краинский И

Построение диаграммы Для первого примера вам понадобится создать таблицу, изображенную на рис. 8.1. Рис. 8.1. Таблица замера температурыМы построим простой график изменения температуры на основе данных этой таблицы.1. Выделите заполненный диапазон в таблице.2. Перейдите на

Из книги Самоучитель работы на компьютере автора Колисниченко Денис Николаевич

6.6. Диаграммы Кроме графических файлов, в документы Word можно вставлять диаграммы. При помощи диаграмм можно наглядно представить числовые данные, например проследить, как изменяются данные, увидеть развитие того или иного проекта в динамике. Диаграммы превращают похожие

Из книги Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ автора Буч Гради

14.9. Диаграммы Наверное, пора бы уже превратить сухие числа в графику, сделав нашу таблицу красивее и информативнее? Для этого используются диаграммы. Что ни говори, а диаграмма воспринимается лучше, чем таблица.Для построения диаграммы нужно выбрать значения, по которым

Из книги Технологии программирования автора Камаев В А

5.2. Диаграммы классов Существенное: классы и отношения между ними Диаграмма классов показывает классы и их отношения, тем самым представляя логический аспект проекта. Отдельная диаграмма классов представляет определенный ракурс структуры классов. На стадии анализа мы

Из книги Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 автора Маклаков Сергей Владимирович

5.4. Диаграммы объектов Существенное: объекты и их отношения Диаграмма объектов показывает существующие объекты и их связи в логическом проекте системы. Иначе говоря, диаграмма объектов представляет собой мгновенный снимок потока событий в некоторой конфигурации

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

5.7. Диаграммы процессов. Существенное: процессоры, устройства и соединения Диаграммы процессов используются, чтобы показать распределение процессов по процессорам в физическом проекте системы. Отдельная диаграмма процессов показывает один ракурс структуры процессов

Из книги VBA для чайников автора Каммингс Стив

10.4. ДИАГРАММЫ UML 10.4.1. Типы визуальных диаграмм UMLUML позволяет создавать несколько типов визуальных диаграмм: диаграммы вариантов использования; диаграммы последовательности; кооперативные диаграммы; диаграммы классов; диаграммы состояний; диаграммы

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

1.2.6. Каркас диаграммы На рис. 1.2.26 показан типичный пример диаграммы декомпозиции с граничными рамками, которые называются каркасом диаграммы. Рис. 1.2.26. Пример диаграммы декомпозиции с каркасомКаркас содержит заголовок (верхняя часть рамки) и подвал (нижняя часть).

Из книги автора

Временные диаграммы Чтобы получить временные диаграммы входного и выходного напряжений, необходимо слегка изменить входной файл. Как и в предыдущем примере, будет использовано синусоидальное входное напряжение:Vi 1 0 sin (0 0. 5V 5kHz)Наряду с анализом переходных процессов

Из книги автора

Диаграммы и графики Разглядеть смысл, скрывающийся за бесконечными рядами чисел, может только специалист, а вот понять (или по крайней мере заявить, что понимает) гистограмму или круговую диаграмму может каждый. В VBA нет встроенных средств для создания диаграмм, но такие

Из книги автора

5.1.14. Диаграммы Диаграмм - графическое представление числовых данных таблицы. Pages предлагает несколько видов диаграмм: Column (Столбцовая), Stacked Column (Многоярусные столбцы), Ваг (Гистограмма), Stacked Ваг (Многоярусная гистограмма), Line (Линейная), Area (Площадь), Stacked Area (Многоярусная

Из книги автора

5.2.8. Диаграммы Диаграмма - графическое представление данных из выбранного диапазона.Для построения диаграммы придерживайтесь следующего алгоритма1. Создать таблицу расчетных значений.2. Выделить нужный диапазон (он может состоять из не смежных прямоугольных

Данный раздел посвящен сразу двум диаграммам: компонентов и размещения, для которых можно использовать обобщающее название ‒ диаграммы реализации . Связано это с тем, что данные диаграммы приобретают особую важность на позднейших фазах разработки ‒ на фазах реализации и поставки. В то время как на ранних фазах разработки ‒ анализа и проектирования ‒ эти диаграммы либо вообще не используются, либо имеют самый общий, не детализированный вид.

С точки зрения реализации проектируемая система состоит из компонентов (представленных на диаграммах компонентов), распределенных по вычислительным узлам (представленным на диаграммах размещения).

В UML 2 по сравнению с UML 1 произошло значительное изменение, а именно, понятие "компонент" было разделено на две составляющие: логическую и физическую. Логическая составляющая, продолжающая носить имя компонент (component), является элементом логической модели системы, в то время как физическая составляющая, называемая артефактом (artifact), олицетворяет физический элемент проектируемой системы, размещающийся на вычислительном узле (node).

Диаграммы компонентов и размещения имеют много общего, объединяя воедино следующие, теснейшим образом связанные, вещи:

  • структуру логических элементов (компонентов);
  • отображения логических элементов (компонентов) на физические элементы (артефакты);
  • структуру используемых ресурсов (узлов) с распределенными по ним физическими элементами (артефактами).

В данном разделе мы отступим от правила, принятого нами при описании остальных диаграмм. А именно, мы не будем раздельно для каждой диаграммы рассматривать сущности, применяемые на ней. Более правильным нам кажется совместное рассмотрение всех сущностей и отношений в одном разделе, чем мы и займемся.

3.4.1. Интерфейс

∇ Встречающиеся в литературе варианты перевода: "реализованный", "предоставляемый".

∇∇ Встречающийся в литературе вариант перевода ‒ "запрашиваемый"

Однако, нельзя забывать, что сам по себе интерфейс ‒ это просто описание контракта, а обеспеченным или требуемым он становиться в зависимости от того, как этот интерфейс используется:

  • если классификатор реализует интерфейс ‒ то для данного классификатора это обеспеченный интерфейс и данный факт показывается с помощью отношения реализации 3 ;
  • если классификатор вызывает операции интерфейса - то для данного классификатора это требуемый интерфейс и данный факт показывается с помощью отношения зависимости 4 .

Разобравшись с интерфейсами, давайте перейдем к компонентам.

3.4.2. Компоненты, артефакты и узлы

Компонент (component) ‒ это модульный фрагмент логического представления системы, взаимодействие с которым описывается набором обеспеченных и требуемых интерфейсов.

С понятием "компонент" часто ассоциируют компонентное или сборочное программирование, однако для UML это соответствие не правомерно. Компонент UML является частью модели, и описывает логическую сущность, которая существует только во время проектирования (design time), хотя в дальнейшем ее можно связать с физической реализацией (артефактом) времени исполнения (run time).

Стандартом UML для компонентов предусмотрены стереотипы, приведенные в следующей таблице.

Табл. Стандартные стереотипы компонентов

Аналогом компонента в смысле сборочного программирования является понятие артефакта в UML. Причем не любого артефакта, а только некоторых из его стереотипов.

Артефакт ‒ это любой созданный искусственно элемент программной системы.

К элементам программной системы, а, следовательно, и к артефактам, могут относиться исполняемые файлы, исходные тексты программ, веб-страницы, справочные файлы, сопроводительные документы, файлы с данными, модели и многое другое, являющееся физическими элементами информации. Другими словами, артефактами являются те информационные элементы, которые тем или иным способом используются при работе программной системы и входят в ее состав.

Для того чтобы как-то отражать такое разнообразие типов артефактов в UML предусмотрены стандартные стереотипы, перечисленные в таблице

Табл. Стандартные стереотипы артефактов

Однако реальные артефакты гораздо разнообразнее по своим типам, чем перечисленные выше. Чтобы как-то учесть это обстоятельство, многие инструменты, помимо стандартных стереотипов, поддерживают дополнительные стереотипы артефактов, часто со специальными значками и фигурами, обеспечивающими высокую наглядность диаграмм.

Самым важным аспектом использования понятия артефакта в UML является то, что артефакт может участвовать в отношении манифестации.

Манифестация ‒ это отношение зависимости со стереотипом «manifest» , связывающее элемент модели (например, класс или компонент) и его физическую реализацию в виде артефакта.

Ниже представлен класс Company , который связан отношением манифестации (зависимость со стереотипом «manifest») с двумя артефактами со стереотипом «source» , которые в свою очередь определяют артефакт времени выполнения динамическую библиотеку (со стереотипом «library») Company .

Вообще говоря, отношение манифестации ‒ это отношение типа "многие ко многим", один элемент модели может быть реализован многими артефактами, и один артефакт может участвовать в реализации многих элементов модели.

Манифестацию графически изображают отношением зависимости со стереотипом «manifest» от артефакта к реализуемой сущности. Поскольку манифестация ‒ это отношение типа "многие ко многим", для полного описания отношения манифестации могут потребоваться несколько отношений зависимости в модели.

Третья сущность, рассматриваемая в этом параграфе ‒ узел.

∇ При использовании UML в других предметных областях, узлом может быть не только компьютер, но и другой объект: человек, механическое устройство и т.д.

В UML предусмотрено два стереотипа для узлов «executionEnvironment» и «device» .

Узел со стереотипом «executionEnvironment» позволяет моделировать аппаратно-программную платформу, на которой происходит выполнение приложения. Примерами среды выполнения являются: операционная система, система управления базами данных и т.д.

Узел со стереотипом «device» также моделирует аппаратно-программную платформу, но допускает возможность вложение одного узла в другой, как это показано на следующем рисунке.

Артефакты системы во время ее работы размещаются на узлах, что графически выражается либо их перечислением внутри узла 1 (см. рисунок выше), либо отношением зависимости со стереотипом «deploy» между артефактом и узлом 1 (см. рисунок ниже), либо изображением артефакта внутри изображения узла 2 (см. рисунок ниже). Все варианты нотации равноправны.

Если при размещении артефакта на узле важную роль играют специфичные для программной среды параметры, то они могут быть заданы посредством спецификации развертывания (deployment specification).

Спецификация развертывания изображается, как и классификатор (в виде прямоугольника), но со стереотипом «deploymentSpec» и связывается отношением зависимости с артефактом.

Последнее, что нам осталось рассмотреть в рамках данного параграфа ‒ это отношение ассоциации между узлами.

Если узлы связаны между собой отношением ассоциации, то это означает то же, что и в других контекстах: возможность обмена сообщениями. Применительно к вычислительным сетям, состоящим из узлов, ассоциация означает наличие канала связи. Если нужно указать дополнительную информацию о свойствах канала, то это можно сделать, используя общие механизмы: стереотипы (например, «tcp/ip» см. на рисунке ниже), ограничения и именованные значения.

На этом мы закончим данный обзорный параграф, чтобы в следующем подробнее познакомится с диаграммами компонентов и размещения на примере информационной системы отдела кадров.

3.4.3. Применение диаграмм компонентов и размещения

Давайте попытаемся ответить на вопрос, какие интерфейсы, компоненты и артефакты можно выделить в информационной системе отдела кадров, а также как целесообразно разместить разработанное программное обеспечение на вычислительных узлах.

Основное назначение проектируемой информационной системы ‒ хранить данные о кадрах и выполнять по указанию пользователя некоторые операции с этими данными. Анализируя состав операций, мы видим, что они сводятся к созданию, модификации и удалению хранимых элементов данных. Стандартным решением в таких ситуациях является применение готовой СУБД (DBMS ‒ Data Base Management System). С точки зрения проектирования информационной системы отдела кадров целесообразно считать используемую СУБД готовым компонентом с заранее определенными интерфейсами и протоколом взаимодействия. Мы можем не заострять внимания на структуре этого компонента ‒ она стандартна и, наверное, достаточно хорошо описана вне нашей модели.

СУБД возьмет на себя все функции по непосредственному манипулированию данными: создание, удаление и поиск записей в таблицах и т.д. Реализация операций нашей информационной системы отдела кадров сводится к некоторой последовательности элементарных операций с данными. Например, операция перевода сотрудника с одной должности на другую, видимо, потребует изменения в трех элементах данных: в данных о сотруднике и в данных о старой и новой должностях. Однако целесообразно ли считать, что определение и выполнение самой последовательности элементарных операций с данными также является прерогативой выделенного нами компонента ‒ СУБД? Общепринятая практика отвечает на этот вопрос отрицательно. По многим причинам лучше выделить это в отдельный компонент, обычно называемый бизнес-логикой . Кроме этого, мы должны предположить, что в нашей системе должен быть компонент, ответственный за пользовательский интерфейс. В первом приближении мы приходим к структуре компонентов, приведенной ниже, которая называется «трехуровневая архитектура».

∇ Крайне неудачный, но часто используемый термин, являющийся калькой английского business logic. Бизнес-логика не имеет никакого отношения ни к бизнесу (в российском понимании этого слова), ни к логике. Правильнее было бы использовать сложное словосочетание "правила обработки данных", но мы боимся оказаться непонятыми.

В версии UML 2 произошли следующие изменения в нотации диаграмм компонентов.

Во-первых, компоненты, как и любой классификатор, можно изображать единообразно, в виде прямоугольников, в которых, указывается либо стереотип «component» 1 , либо один из уточняющих стереотипов, приведенных в табл. Стандартные стереотипы компонент в параграфе 3.4.2 2 , либо соответствующий значок в правом верхнем углу прямоугольника 3 .

Во-вторых, требуемые и обеспеченные интерфейсы можно изображать с помощью нотации "чупа-чупс" 4 (см. параграф 3.3.1), так что отношение взаимодействия компонентов через некоторый интерфейс выглядит естественным и симметричным.

Сказанное иллюстрирует рисунок ниже на котором указаны те же сущности и отношения, что и на рисунке выше.

Приведенный пример диаграммы компонентов достаточно тривиален и выглядят не слишком убедительно с точки зрения полезности при архитектурном проектировании. Осознавая этот недостаток, мы приведем еще один пример, связанный с информационной системой отдела кадров, в котором постараемся показать, что диаграммы компонентов являются достаточно выразительным средством проектирования архитектуры.

Допустим, что в проектируемой информационной системе отдела кадров требуется разграничить права на выполнение операций и доступ к данным для различных категорий пользователей. Хотя в нашем техническом задании про это не сказано ни слова, но для современных систем данное требование стало общим местом (иногда явно лишним), так что пример не является надуманным. Нам известно множество способов реализации разграничения прав доступа к данным, а неизвестных нам способов, наверное, существует еще больше. Мы не будем вдаваться в их описание и обсуждение, а ограничимся одним - очень простым, но действенным. У нашего приложения два действующих лица (см. параграф 2.2.1), т.е. две категории пользователей. Допустим, что достаточно разграничить права на уровне категорий пользователей. Тогда можно поступить следующим образом: сделать просто два различных приложения (или, как обычно говорят в таких случаях, два автоматизированных рабочих места ‒ АРМа). Пользователи, имеющие доступ к АРМу в целом, могут выполнять все операции АРМа и, таким образом, имеют те и только те права на доступ к данным, которые обеспечиваются операциями, реализованными в АРМе.

Для приложения типа информационной системы отдела кадров такого решения практически достаточно. Таким образом, разграничение прав доступа к данным переносится на уровень доступа к компьютерам и установленным на них приложениям, а это уже проблемы операционных систем и служб безопасности предприятия, о которых в информационной системе отдела кадров можно не заботиться.

Принятое решение легко выражается на диаграмме компонентов.

Все что осталось сделать ‒ это определить состав компонентов, т.е. показать какие классы в какие компоненты входят.

Самый простой способ показать связь между компонентом и входящими в него классами ‒ использовать отношение реализации 1 , как это представлено ниже.

Другой способ определения состава компонента ‒ рассматривать его как структурированный классификатор и использовать диаграмму внутренней структуры (см. параграф 1.6.2 и параграф 3.5.1).

Следующим структурным аспектом, который необходимо обсудить, является описание размещения артефактов относительно участвующих в работе вычислительных ресурсов.

Если речь идет о настольном приложении, которое целиком хранится и выполняется на одном компьютере, то отдельная диаграмма размещения не нужна ‒ достаточно диаграммы компонентов (а может быть, и без нее можно обойтись). При моделировании распределенных приложений значение диаграмм размещения резко возрастает: они являются описанием топологии развернутой системы.

∇ Программисты заимствовали название раздела математики (топология) как термин. Например, часто можно встретить выражение "топология локальной сети". Нельзя сказать, что такое заимствование совершенно неверно, но в то же время оно и не совсем по существу. Речь идет просто об описании структуры связей конечного множества узлов, т.е. о графе.

Продолжим рассмотрение информационной системы отдела кадров в этом аспекте. Допустим, что мы приняли архитектуру, приведенную выше на рисунке "Диаграмма компонентов ИС OK". Сколько компьютеров будет использоваться при работе данного приложения? На этот вопрос нужно отвечать также вопросом: а сколько пользователей будет у системы и сколько из них будут работать с приложением одновременно? Если имеется только один пользователь (или, хуже того, нашу систему установят "для галочки", а использовать не будут), то проблем нет ‒ настольное приложение ‒ один компьютер и диаграмма размещения не нужна. Допустим, что у нашей системы должно быть много пользователей, и они могут работать одновременно. Тогда ответ очевиден: узлов должно быть не меньше, чем число одновременно работающих пользователей, потому что вдвоем за одним персональным компьютером обычным пользователям работать неудобно. Скорее всего, узлов должно быть на единицу больше чем пользователей, т.к. в большинстве организаций есть специально выделенный компьютер (сервер) для хранения корпоративных данных. Там мы и поместим нашу базу данных, в расчете на то, что нужная СУБД, скорее всего, на сервере уже установлена. Остается вопрос о размещении артефактов, реализующих бизнес-логику. Здесь возможны разные варианты: на компьютере пользователя, на промежуточной машине (сервере приложений), на корпоративном сервере баз данных. Если мы остановимся на последнем варианте (который на жаргоне называется "архитектура клиент/сервер с тонким клиентом"), то получим диаграммы, приведенные на следующих двух рисунках.

Обе эти диаграммы являются диаграммами размещения, но каждая из них имеет свои особенности. На первой диаграмме упор сделан на указание соответствия между компонентами и артефактами, выражающийся в наличии большого количества отношений зависимости со стереотипом «manifest» (см., например, 1 на первой диаграмме). Вторая диаграмма показывает отношения между артефактами, или, другими словами, определяет, какой артефакт от какого зависит, например, запрашивает данные (в качестве примера см. 1 на второй диаграмме). На обеих диаграммах показаны вычислительные узлы и отношения между ними (2 на обоих диаграммах). Заметим, что на диаграмме появился дополнительный артефакт ‒ Help (например, 3 на второй диаграмме). Это документ, содержащий справочную информацию.

В завершении параграфа дадим несколько советов по поводу того, в каких случаях следует применять диаграммы компонентов и размещения.

Начнем с уже высказанного элементарного соображения: в случае разработки "монолитного" настольного приложения диаграммы размещения не нужны ‒ они оказываются тривиальными и никакой полезной информации не содержат. Таким образом, диаграммы размещения применяются только при моделировании многокомпонентных приложений.

Если приложение поставляется в виде "конструктора" (набора "кубиков") из которого при установке собирается конкретный уникальный экземпляр приложения, то диаграммы размещения оказываются просто незаменимым средством. Действительно, многие современные приложения, особенно развитые системы автоматизации управления делопроизводством предприятия, поставляются в виде большого (десятки и сотни) набора артефактов, из которых "на месте" собирается нужная пользователю, часто уникальная, конфигурация. Некоторые авторитетные источники рекомендуют использовать диаграммы размещения для управления конфигурацией не только на фазе поставки и установки программного обеспечения, но и в процессе разработки: для отслеживания версий компонентов, вариантов сборки и т.п.

При разработке приложений, которые должны взаимодействовать с так называемыми унаследованными (legacy) приложениями и данными, без диаграмм компонентов трудно обойтись. Дело в том, что фактически единственным средством UML, позволяющим как-то описать и включить в модель унаследованные приложения и данные являются компоненты (и их интерфейсы). Сюда же относится случай моделирования доступа к данным из "неродной" СУБД.

Последним (в нашем списке) примером применения диаграмм размещения является моделирование систем динамической архитектуры, то есть таких систем, которые меняют состав и количество экземпляров своих артефактов во время выполнения . Например, многие web-приложения меняют свою конфигурацию во время выполнения в зависимости от текущей нагрузки. Информационная система отдела кадров не является системой динамической архитектуры, поэтому мы не приводим примера.

∇ Отметим еще раз, что во время выполнения мы имеем дело не с самими классификаторами, а с их экземплярами. Представлению экземпляров классификаторов посвящен параграф 3.5.4 .

олный проект программной системы представляет собой совокупность моделей логического и физического уровней, которые должны быть согласованы между собой. В языке UML для физического представления моделей систем используются диаграммы реализации (implementation diagrams), которые включают в себя диаграмму компонентов и диаграмму развертывания.

Диаграмма компонентов, в отличие от ранее рассмотренных диаграмм, описывает особенности физического представления системы. Она позволяет определить архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный и исполняемый код. Основными графическими элементами диаграммы компонентов являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.

Диаграмма компонентов разрабатывается для следующих целей:

визуализации общей структуры исходного кода программной системы;

спецификации исполняемого варианта программной системы;

обеспечения многократного использования отдельных фрагментов программного кода;

представления концептуальной и физической схем баз данных.

В разработке диаграмм компонентов участвуют как системные аналитики и архитекторы, так и программисты. Диаграмма компонентов обеспечивает согласованный переход от логического представления к конкретной реализации проекта в форме программного кода. Одни компоненты могут существовать только на этапе компиляции программного кода, другие на этапе его исполнения. Диаграмма компонентов отражает общие зависимости между компонентами, рассматривая последние в качестве классификаторов.

Компоненты

Для представления физических сущностей в языке UML применяется специальный термин - компонент (component). Компонент реализует некоторый набор интерфейсов и служит для общего обозначения элементов физического представления модели. Для графического представления компонента используется специальный символ - прямоугольник со вставленными слева двумя более мелкими прямоугольниками. Внутри большого прямоугольника записывается имя компонента и, при необходимости, некоторая дополнительная информация. Изображение этого символа может незначительно варьироваться в зависимости от характера ассоциируемой с компонентом информации.

Имя компонента подчиняется общим правилам именования элементов модели в языке UML и может состоять из любого числа букв, цифр и некоторых знаков препинания.

Отдельный компонент может быть представлен на уровне типа или на уровне экземпляра. Графическое изображение в обоих случаях одинаковое, но правила записи имени компонента отличаются. Если компонент представляется на уровне типа, то в качестве его имени записывается только имя типа с заглавной буквы. Если же компонент представляется на уровне экземпляра, то в качестве его имени записывается <имя компонента>":"<имя типаХ>. При этом вся строка имени подчеркивается.

В качестве простых имен принято использовать имена исполняемых файлов (с указанием расширения ехе после точки-разделителя), динамических библиотек (расширение dll), Web-страниц (расширение html), текстовых файлов (расширения txt или doc) или файлов справки (hip), файлов баз данных (DB) или файлов с исходными текстами программ (расширения h, cpp для языка C++, расширение java для языка Java), скрипты (pi, asp) и другие.

Поскольку конкретная реализация логического представления модели системы зависит от используемого программного инструментария, то и имена компонентов определяются особенностями синтаксиса соответствующего языка программирования.

В отдельных случаях к простому имени компонента может быть добавлена информация об имени объемлющего пакета и о конкретной версии реализации данного компонента. В этом случае номер версии записывается как помеченное значение в фигурных скобках. В других случаях символ компонента может быть разделен на секции, чтобы явно указать имена реализованных в нем интерфейсов.

Поскольку компонент как элемент физической реализации модели представляет отдельный модуль кода, иногда его комментируют с указанием дополнительных графических символов, иллюстрирующих конкретные особенности его реализации. Эти дополнительные обозначения для примечаний не специфицированы в языке UML, однако их применение упрощает понимание диаграммы компонентов, повышая наглядность физического представления.

В языке UML выделяют три вида компонентов:

развертывания, которые обеспечивают непосредственное выполнение системой своих функций. Такими компонентами могут быть динамически подключаемые библиотеки с расширением dll, Web-страницы на языке разметки гипертекста с расширением html и файлы справки с расширением hlp;

рабочие продукты. Как правило, это файлы с исходными текстами программ, например, с расширениями h или срр для языка C++;

исполнения, представляющие собой исполняемые модули - файлы с расширением ехе.

Эти элементы иногда называют артефактами, подчеркивая при этом их законченное информационное содержание, зависящее от конкретной технологии реализации соответствующих компонентов.

Другим способом спецификации различных видов компонентов является явное указание его стереотипа компонента перед именем. В языке UML для компонентов определены следующие стереотипы:

библиотека (library) - определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме динамической или статической библиотеки;

таблица (table) - также определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме таблицы базы данных;

файл (file) - определяет вторую разновидность компонента, который представляется в виде файлов с исходными текстами программ;

документ (document) - определяет вторую разновидность компонента, . который представляется в форме документа;

исполнимый (executable) - определяет третий вид компонента, который может исполняться в узле.

Интерфейсы

Следующим элементом диаграммы компонентов являются интерфейсы. В общем случае, интерфейс графически изображается окружностью, которая соединяется с компонентом отрезком линии без стрелок. Имя интерфейса должно начинаться с заглавной буквы "I" и записываться рядом с окружностью. Семантически линия означает реализацию интерфейса, а наличие интерфейсов у компонента означает, что данный компонент реализует соответствующий набор интерфейсов.

Другим способом представления интерфейса на диаграмме компонентов является его изображение в виде прямоугольника класса со стереотипом «интерфейс» и возможными секциями атрибутов и операций. Как правило, этот вариант обозначения используется для представления внутренней структуры интерфейса, которая может быть важна для реализации.

При разработке программных систем интерфейсы обеспечивают не только совместимость различных версий, но и возможность вносить существенные изменения в одни части программы, не изменяя другие ее части. Таким образом, назначение интерфейсов существенно шире, чем спецификация взаимодействия с пользователями системы (актерами).

Зависимости

В общем случае отношение зависимости также было рассмотрено ранее. Напомним, что зависимость не является ассоциацией, а служит для представления только факта наличия такой связи, когда изменение одного элемента модели оказывает влияние или приводит к изменению другого элемента модели. Отношение зависимости на диаграмме компонентов изображается пунктирной линией со стрелкой, направленной от клиента (зависимого элемента) к источнику (независимому элементу).

Зависимости могут отражать связи модулей программы на этапе компиляции и генерации объектного кода. В другом случае зависимость может отражать наличие в независимом компоненте описаний классов, которые используются в зависимом компоненте для создания соответствующих объектов. Применительно к диаграмме компонентов зависимости могут связывать компоненты и импортируемые этим компонентом интерфейсы, а также различные виды компонентов между собой.

В первом случае рисуют стрелку от компонента-клиента к импортируемому интерфейсу. Наличие стрелки означает, что компонент не реализует соответствующий интерфейс, а использует его в процессе своего выполнения. Причем на этой же диаграмме может присутствовать и другой компонент, который реализует этот интерфейс.

Другим случаем отношения зависимости на диаграмме компонентов является отношение между различными видами компонентов. Наличие подобной зависимости означает, что внесение изменений в исходные тексты программ или динамические библиотеки приводит к изменениям самого компонента. При этом характер изменений может быть отмечен дополнительно.

На диаграмме компонентов могут быть также представлены отношения зависимости между компонентами и реализованными в них классами. Эта информация имеет значение для обеспечения согласования логического и физического представлений модели системы. Если требуется подчеркнуть, что некоторый компонент реализует отдельные классы, то для обозначения компонента используется расширенный символ прямоугольника. При этом прямоугольник компонента делится на две секции горизонтальной линией. Верхняя секция служит для записи имени компонента, а нижняя секция - для указания дополнительной информации.

Внутри символа компонента могут изображаться другие элементы графической нотации, такие как классы (компонент уровня типа) или объекты (компонент уровня экземпляра). В этом случае символ компонента изображается таким образом, чтобы вместить эти дополнительные символы.

Объекты, которые находятся в отдельном компоненте-экземпляре, изображаются вложенными в символ данного компонента. Подобная вложенность означает, что выполнение компонента влечет выполнение соответствующих объектов.

Разработка диаграммы компонентов предполагает использование информации как о логическом представлении модели системы, так и об особенностях ее физической реализации. До начала разработки необходимо принять решения о выборе вычислительных платформ и операционных систем, на которых предполагается реализовывать систему, а также о выборе конкретных баз данных и языков программирования.

После этого можно приступать к общей структуризации диаграммы компонентов. В первую очередь, необходимо решить, из каких физических частей (файлов) будет состоять программная система. На этом этапе следует обратить внимание на такую реализацию системы, которая обеспечивала бы не только возможность повторного использования кода за счет рациональной декомпозиции компонентов, но и создание объектов только при их необходимости.

Речь идет о том, что общая производительность программной системы существенно зависит от рационального использования вычислительных ресурсов. Для этой цели необходимо большую часть описаний классов, их операций и методов вынести в динамические библиотеки, оставив в исполняемых компонентах только самые необходимые для инициализации программы фрагменты программного кода.

После общей структуризации физического представления системы необходимо дополнить модель интерфейсами и схемами базы данных. При разработке интерфейсов следует обращать внимание на согласование (стыковку) различных частей программной системы. Включение в модель схемы базы данных предполагает спецификацию отдельных таблиц и установление информационных связей между таблицами.

Завершающий этап построения диаграммы компонентов связан с установлением и нанесением на диаграмму взаимных связей между компонентами, а также отношений реализации. Эти отношения должны иллюстрировать все важнейшие аспекты физической реализации системы, начиная с особенностей компиляции исходных текстов программ и заканчивая исполнением отдельных частей программы на этапе ее выполнения. Для этой цели можно использовать различные виды графического изображения компонентов.

При разработке диаграммы компонентов следует придерживаться общих принципов создания моделей на языке UML. В частности, необходимо использовать уже имеющиеся в языке UML компоненты и стереотипы. Для большинства типовых проектов этого набора элементов может оказаться достаточно для представления компонентов и зависимостей между ними.

Если проект содержит некоторые физические элементы, описание которых отсутствует в языке UML, то следует воспользоваться механизмом расширения и использовать дополнительные стереотипы для отдельных нетиповых компонентов или помеченные значения для уточнения их отдельных характеристик.

Следует обратить внимание, что диаграмма компонентов, как правило, разрабатывается совместно с диаграммой развертывания, на которой представляется информация о физическом размещении компонентов программной системы по ее отдельным узлам.

На схеме компонентов показаны части конструкции программной системы. Схема компонентов помогает визуализировать высокоуровневую структуру системы и поведение служб, предоставляемых и потребляемых этими элементами через интерфейсы. Чтобы создать UML-схему компонентов, в меню Архитектура щелкните Создать схему.

Схему компонентов можно использовать, чтобы описать конструкцию системы, реализуемую на любом языке и в любом стиле. Нужно только определить части конструкции, взаимодействующие с другими частями через ограниченный набор входных и выходных каналов. Можно использовать компоненты любого масштаба, взаимосвязанные любым способом.

В следующей таблице описаны элементы, которые можно использовать на схеме компонентов, и их основные свойства.

Фигура

Элемент

Описание и основные свойства

Компонент

Допускающий повторное использование функциональный элемент системы. Компонент предоставляет и потребляет поведение через интерфейсы и может использовать другие компоненты.

Можно скрывать или отображать внутренние части компонента с помощью элемента управления "развернуть/свернуть" (9).

Компонент - это вид класса.

    Является неявно создаваемым экземпляром. Если значение true (по умолчанию), компонент существует только как артефакт конструкции. Во время выполнения существует только ее часть.

Предоставленный порт интерфейса

Представляет группу сообщений или вызовов, реализуемых компонентом и доступных для использования другими компонентами или внешними системами. Порт - это свойство компонента, имеющее в качестве типа интерфейс.

Требуемый порт интерфейса

Представляет группу сообщений или вызовов, отправляемых компонентом другим компонентам или внешним системам. Компонент предназначен для соединения с компонентами, которые предоставляют хотя бы эти операции. Порт имеет в качестве типа интерфейс.

Зависимость

Может использоваться для указания, что требуемый интерфейс одного компонента может соответствовать предоставленному интерфейсу другого компонента.

Зависимости также можно использовать в более общем случае при работе с элементами модели, чтобы показать, что конструкция одного зависит от конструкции другого.

Атрибут компонента, тип которого, как правило, является другим компонентом. Часть используется при внутреннем проектировании ее родительского компонента. Графически части изображаются вложенными в родительский компонент.

Чтобы создать часть существующего типа компонента, перетащите компонент из Проводника по моделям UML в компонент-владелец.

Чтобы создать часть нового типа, выберите инструмент Компонент и щелкните компонент-владелец.

Например, компонент Car имеет части engine:CarEngine, backLeft:Wheel, frontRight:Wheel и т. д.

Несколько частей могут иметь один и тот же тип, и разные компоненты могут иметь части одного типа.

    Тип. Тип части, определяемый в другом месте модели. Как правило, типом является другой компонент.

    Кратность. По умолчанию используется значение 1. Можно задать значение 0..1, чтобы указать, что часть может иметь значение null, или задать значение *, чтобы указать, что часть является коллекцией экземпляров данного типа. Также в качестве значения можно задать любое выражение, которое можно оценить в числовом диапазоне.

Сборка части

Соединение между требуемыми портами интерфейса одной части и предоставленными портами интерфейса другой. Реализация сборки части для разных компонентов может различаться. Соединенные части должны иметь один родительский компонент.

Делегирование

Связывает порт с интерфейсом одной из частей компонента. Указывает, что сообщения, отправленные компоненту, обрабатываются этой частью, или что сообщения, отправленные этой частью, отсылаются из родительского компонента.

(не показана)

Обобщение

Указывает, что один компонент наследуется от другого. Части и интерфейсы наследуются.

Элемент управления "развернуть/свернуть"

Позволяет скрывать или отображать внутренние части компонента.

(не показана)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то