Диски: растолкованный вылет. Что такое вылет диска ET и на что он влияет? Что такое вылет диска на 40 лет

Василич, знатный рыбак и охотник, купил себе «Ниву». Сезон уток и карасей закончился, а ездить по городу надо. На зубастых «ВЛИ-5» не понравилось Василичу по городу ездить. Посмотрел он, посмотрел, на других «нивоводов» и поставил себе «волжские» колёса. «И смотрятся солидней и устойчивей машина едет, да и резины выбор больше» - приговаривал он. Но радовался Василич недолго – через 1000 километров под замену запросились передние ступичные подшипники, ещё через неделю поменял и задние, а через месяц в подвеске что-то громыхать стало. Расстроился Василич, а в чём дело не поймёт. Но оказался сосед дотошным, прознал причину горести нивовода. Дело оказалось в нештатном вылете «волжских» колёс.

Что такое вылет колеса?

Вылет (ET) колеса – это расстояние от воображаемого центра диска до привалочной плоскости, т.е. до плоскости, которая контактирует со ступицей. Расчёт вылета ведётся по простой формуле ET=a-b/2, где b – общая ширина .

Какой бывает вылет?


Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный. Положительный вылет говорит о том, что середина колеса находится ПОЗАДИ привалочной плоскости, отрицательный, что ВПЕРЕДИ, а НУЛЕВОЙ – об их совпадении. Параметры вылета строго регламентируются заводом – производителем и жёстко связаны с кинематикой подвески. При его изменении резко изменяются нагрузки. Например считается, что при уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску возрастает в 1.5 раза. Проще говоря, колесо начинает действовать как рычаг, что особенно сильно проявляется в поворотах, когда возрастают динамические нагрузки. Это связано с тем, что заложенное производителем соотношение «линия поворота – центр колеса» нарушается, в результате чего возникает отрицательное или положительное плечо обката. Его влияние заключается в том, что возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулевым колесом. Итог – тяжёлый руль и непредсказуемость в поворотах. Ну и естественно износ подвески. Именно с этим и столкнулся Василич.

В каких пределах можно безболезненно изменять вылет?


Общее правило, которое подходит для всех случаев – следовать рекомендациям завода-изготовителя. Это тем более важно, что изменение вылета колеса может повлечь за собой снятие автомобиля с гарантии. «Народное» правило проще – плюс-минус 5 мм. Но даже это может быть чрезмерным для современных автомобилей! Очень часто даже незаметных на взгляд нескольких миллиметров достаточно, чтобы колесо стало задевать за элементы подвески (при изменении вылета в положительную сторону) или за кузов (при изменении вылета в отрицательную сторону). Поэтому лучше довериться рекомендациям завода. Заметим, что очень часто для разных размеров дисков производитель рекомендует разные значения вылета. Например, Максимычу подошли бы для спортивного ориентирования на автомобиле (при штатном ET колёс «Нивы» - 58 мм) размерности дисков 5jx15 с вылетом 45 мм или 6jх15 с вылетом 35 мм. Заметим, что у «волжских» колёс ET = 0.

Для настоящего автолюбителя колесные диски - это не только необходимая атрибутика ходовой части любого транспортного средства, но и главный элемент в придании эксклюзивности. Однако тут есть один нюанс, который имеет напрямую отношение к одному параметру - вылет диска. Опытные водители прекрасно знают, о чем идет речь, чего нельзя сказать о многих новичках. А ведь от этой характеристики зависит безопасность эксплуатации автомобиля. О том, что такое вылет диска ET, и пойдет речь в данной статье.

Определение вылета диска

Такой параметр непосредственным образом оказывает влияние на ходовые качества любого автомобиля, независимо от производителя. Есть водители, которые путают данную характеристику с шириной диска. Под вылетом понимается расстояние между двумя плоскостями:

  • плоскость симметрии диска;
  • привалочная область (та плоскость, которая соприкасается со ступицей колеса).

От величины этой разницы зависит ширина колесной базы транспортного средства. Обозначается вылет следующей маркировкой: Deport, OffsET и ET, причем последние две буквы используются чаще всего. Собственно, это сокращение от двух немецких слов Einpress Tief, что переводится как "глубина вдавливания". Специалисты рекомендуют не превышать стандартное значение параметра, в противном случае это негативным образом может сказаться на управлении автомобилем. Более подробно о том, что такое вылет диска ET и почему важно его соблюдать, мы поговорим чуть позднее, а пока познакомимся с видами вылета.

Типы вылета

Во всем мире насчитывается огромное количество автомобилей, в связи с чем производителям колесных дисков есть что предложить потенциальным покупателям. На автомобильном рынке присутствует широкий ассортимент дисков, которые различаются не только внешним видом и размерами, но и вылетом. А он может быть трех видов:

  • Отрицательный - привалочная плоскость смещена вперед относительно то есть выступает наружу.
  • Нулевой - и привалочная плоскость, и ось симметрии находятся на одной линии.
  • Положительный - здесь уже привалочная плоскость смещена вперед по отношению к центральной симметричной оси.

Маркировка дисков может быть разной: ET -10 - отрицательный вылет, ET 0 - нулевой вылет, ET 47 - вылет диска положительный. К примеру, полностью она может выглядеть так: 7,5J x 15H25 x 100ET40d54.1. В данном примере обозначение вылета - ET40. Определить тип вылета визуально не составит труда. Если он отрицательный, ступица диска будет вдавлена внутрь. При положительном вылете, как уже нетрудно догадаться, ступица, наоборот, будет выступать наружу. С нулевым параметром и так ясно - ступица находится ровно посередине диска.

Расчет параметра

  • A - расстояние от привалочной плоскости до оси симметрии.
  • B - общая ширина диска.

Если по каким-нибудь причинам на диске отсутствует маркировка, то можно самостоятельно замерить значение вылета. Для этого стоит подготовиться:

  • Нужна рейка длиной, равной диаметру диска.
  • Не обойтись без измерительного инструмента (рулетка или линейка).
  • Понадобится домкрат, чтобы снять колесо. Без баллонного ключа не открутить гайки.
  • Подкаты тоже пригодятся.

А как замерить вылет диска ET? Для начала нужно замерить значение тылового отступа. Колесо кладется лицевой стороной вниз, на внутреннюю часть диска помещается рейка, причем ее концы должны располагаться на ободе, а не на шине. Замеряется расстояние от привалочной плоскости до нижнего края рейки. Теперь можно переходить к замеру фронтального отступа, для чего колеса разворачивается лицевой частью вверх. Рейка размещается аналогичным образом: края - на ободе, а не на спицах. Замер такой же - от привалочной плоскости до края рейки.

Когда замеры выполнены, можно переходить к расчету по формуле (в миллиметрах): ET = (A + B) / 2 - B, где

  • A - тыловой отступ;
  • B - фронтальный отступ.

К примеру, А = 153 мм, В = 53 мм, тогда ET = (153 + 53) / 2 - 53 = 50 мм.

Чтобы понять, что такое вылет диска ET 46, нужно понимать, сколько людей трудится над одним автомобилем. Как известно, каждая модель создается усилиями нескольких специалистов: инженеров, дизайнеров и прочих. И здесь важен не только внешний вид, ведь водитель, который будет эксплуатировать транспортное средство, должен быть уверен в своей безопасности. В этом плане подвеска автомобиля занимает далеко не последнее место. Каждая машина индивидуальна, практически как и человек - нет абсолютно одинаковых людей. По этой причине у каждой модели заводом-изготовителем устанавливается индивидуальное значение вылета, отклонения от которого недопустимы.

Нарушение допуска вылета диска ET неизбежно приводит к последствиям разной степени тяжести. В лучшем случае, что может произойти, - это сократится срок службы узлов и деталей подвески, шины будут изнашиваться неравномерно и быстро. В худшем - вся подвеска начнет стремительно разрушаться.

Ответственный узел

Система подвески любого транспортного средства - это один из самых ответственных узлов в автомобиле. Конструкторы не просто так ведут расчеты в отношении нагрузок, которые воспринимает подвеска. Как было отмечено выше, они строго индивидуальны для каждой модели, и по этой причине любая корректировка будет носить лишь деструктивный характер - колесная база уменьшается либо увеличивается. Ни то, ни другое не идет на пользу автомобилю.

Для понимания того, что означает вылет диска ET, стоит привести следующие доводы. Вся масса транспортного средства распределяется между всеми колесами равномерно. При этом на каждое колесо, в том месте там, где оно соединено с дорожным полотном, что именуется пятном контакта, действует сила, направленная от поверхности. Но колесом все не оканчивается, далее нагрузка воздействует на ступичный подшипник, потом передается на стойку амортизатора, а затем на рычаг и наконечники рулевых тяг. При смещении колесной оси даже на самое минимальное расстояние в любую сторону нагрузка на подшипник будет увеличена. Рулевая ось тоже меняет свое положение, что не лучшим образом сказывается на управляемости автомобилем.

В чем еще риск?

Практически все современные автомобили оснащаются Изменение значение вылета диска в любую сторону приводит к тому, что электронный блок управления автомобилем оперирует неточными данными, получаемыми с датчиков. В итоге вся система начинает работать со сбоями, что приводит к неправильным расчетам расхода топлива, АКПП начинает работать со сбоями во время переключения передач. Вот что значит вылет диска ET!

Кроме этого, крутящий момент распределяется неправильно, угол опережения зажигания меняет свое значение. Могут присутствовать и прочие проблемы. Одним словом, все это идет не на пользу автомобилю.

Потребности водителей

Какой необходимостью вызвано изменение штатного параметра вылета диска? Во многом это обусловлено банальной потребностью владельцев автомобилей. Такой поступок продиктован пренебрежительным отношением к безопасности, зато есть огромное желание повысить свой статус через визуальное улучшение автомобиля. Установка модных дисков, которые пусть и не соответствуют штатному вылету, но смотрятся очень круто и вызывают восторг со стороны окружающих.

К тому же многие подобным образом намерено расширяют колесную базу автомобиля, что придает ему боле спортивный вид. Ситуация усугубляется некоторыми продавцами. Они, может быть, и знают, что такое вылет диска ET, но в угоду себе предпочитают в точности не следовать рекомендациям производителей. В результате они склоняют автолюбителей сделать покупку, а полностью она соответствует автомобилю или нет, это уже не важно.

Главное, диск будет куплен. Обычно при установке дисков с неподходящим вылетом каких-либо проблем не возникает. Однако это еще не повод думать, что эксплуатация автомобиля полностью безопасна. И какая-нибудь неприятность все равно может случиться.

Выход из ситуации

Неужели теперь нельзя приобрести для своего автомобиля понравившиеся диски, у которых вылет не соответствует нормам? К счастью, все не так плохо и из сложившейся ситуации есть выход. Он заключается в использовании колесных проставок. Благодаря такому инженерному решению можно понизить вылет, сместив колеса наружу. Также с помощью таких деталей можно установить те диски, у которых не совпадает расположение крепежных элементов относительно ступицы.

С такими деталями можно не заморачиваться относительно того, что такое вылет диска ET. По внешнему виду металлические проставки напоминают блины. Они устанавливаются между диском и ступицей, за счет чего и меняется значение вылета. Такие детали существенно облегчают водителям выбор. Но ситуации бывают разные. Например, все параметры соответствуют норме (и ширина, и диаметр, и центровочное отверстие, и количество крепежных отверстий совпадает со ступичными), но вылет другой. В этом случае как раз и выручают проставки, только необходимо подобрать нужную толщину блинов.

В заключение

Некоторые отечественные водители, несмотря на предостерегающие предупреждения, все равно меняют значения вылета, надеясь на русское "авось". Такой подход очень рискован, ведь речь идет о личной безопасности, к тому же потеря управления над автомобилем подвергает риску и других участников дорожного движения. А это крайне нежелательно.

В отношении вылета можно провести интересную параллель и сравнить это с ношением туфель на высоких каблуках. С одной стороны, выглядит потрясающе, но с другой - есть определенный риск. Здесь необходима осторожность и точный расчет - выше уже была приведена формула, как посчитать вылет диска ET. Тогда можно найти компромиссное решение, которое пойдет только на пользу, не ставя под угрозу собственную жизнь и всех остальных.

Вылет диска, или как его принято обозначать ЕТ — это один из самых его важных параметров, показывающий расстояние между областью прилегания колесного диска к ступице и его вертикальной плоскостью, отвечающей за симметрию. Благодаря этому параметру автолюбитель сразу может понять: станет ли колесо на его железного коня, или нет. А вот рассмотреть на примере вылет диска 40 и 45 (в чем разница, возможные отклонения, и т. д.), мы попробуем в статье ниже.

Как рассчитать показатель по формуле?

Как уже было сказано ранее, по показателю ЕТ можно определить: станут ли выбранные «тапки» на авто, или нет. А производится данная процедура по следующей формуле: ЕТ=А-В\2, где:

  • А – расстояние от внутренней поверхности колесного обода до области его прилегания к ступице (указывается в мм);
  • В – ширина обода.

Полученный результат может иметь три параметра: хороший, нулевой и плохой. При первом результате, между областью прикосновения колеса к и самими ступицами будет небольшой просвет, а значит такое колесо идеально подойдет на данное транспортное средство.

Если же расчет по формуле показал нулевой результат, то, в принципе, такие «тапки» также можно будет установить на автомобиль. Но, в таком случае вышеупомянутого просвета между ним и ступицами наблюдаться не будет, что существенно увеличит нагрузку от получаемых ударов (при попадании колеса в яму, или наезде на неровность). А вот при отрицательном выступе колесо даже не получиться установить на машину, так как ступицы попросту не дадут ему стать под колесную арку.

Допустимые отклонения

Что такое выступ и как он вычисляется, мы уже рассмотрели. И прежде, чем перейти к вопросу о том, какая разница ребра ET 40 и ЕТ 45, давайте заранее рассмотрим допустимые отклонения данного показателя в таблице ниже:

Во-вторых, транспортное средство будет иметь визуальные отличия. А именно: при установке обода ЕТ 40, колеса практически не будут выглядывать из под арок машины, в то время как ЕТ 45 заставит их высунуться наружу аж на 5 мм, что визуально будет очень заметно. Но, единогласно утверждать, что такое изменение будет негативным, увы, не получится. Ведь некоторые автолюбители специально берут себе колеса с большим выступом (в разрешенных пределах), дабы колесная база авто казалась шире. В остальном же, разницы между вылетом диска 40 и 45 не будет. А это значит, что вы можете смело устанавливать оба варианта на свою машину, не боясь каких-либо последствий.

Мнение экспертов

Несмотря на то, что отклонение выступа на 5 мм не считается значительным, производители автомобилей настойчиво не рекомендуют автолюбителям устанавливать подобные «тапки» на своего железного коня. А аргументируют они это тем, что при измененном вылете обода (отличающемся от рекомендуемого заводом изготовителем), технические и динамические качества транспортного средства существенно меняются. Ну а в добавок к этому негативному явлению присоединяется и уменьшенный срок службы детали, не соответствующий гарантии.

А вот у продавцов по этому поводу полностью противоположное мнение. И объясняют они его тем, что подобрать конкретный диск с вылетом очень трудно. А вот при допустимых отклонениях, ассортимент обуви для авто существенно вырастает, что на руку как самим покупателям, так и продавцам. Ну а решать: какой выступ подойдет для вашего железного коня, вы уже можете сами, исходя из предоставленной выше информации.

Вылет является важнейшим геометрическим параметром колёсного диска. И это отнюдь не преувеличение. Причину этого мы и попытаемся объяснить, как говорится, на пальцах. Итак, если автомобильный диск не подходит по диаметру, числу отверстий под крепёжные болты или же интервалом между этими отверстиями, то его попросту нельзя будет одеть на ступицу. Но обычно подобные расхождения со штатным (заявленным автопроизводителем) вылетом не очень большие, что позволяет без трудностей провести монтаж. Будет ли в этом случае колесо на все сто процентов выполнять свою роль? И если нет, то к чему подобный эксперимент приведет? В сети интернет на тематических сайтах владельцы автотранспорта нередко дискутируют на тему, насколько может разниться вылет устанавливаемого диска от рекомендованного, и если это расхождение допустимо, то в какую сторону? Зачастую высказываемые точки зрения имеют диаметрально противоположные направления.

Что до реализаторов автодисков, будь то спецмагазин или авторынок, в девяти из десяти случаев они заявят, что маленькое отклонение вылета от штатных параметров допустимо. И непременно добавят, что если собранное колесо легко монтируется на ступицу, не цепляя и не касаясь ни кузова, ни подвески во время вращения, то его без каких-либо сомнений и рисков можно использовать. Более того, люди торгующие будут уверять, что снижение размера вылета, независимо от рекомендуемых параметров, вовсе не проблема и опасности никакой не представляет. Всё это легко объясняется их стремлением побыстрее продать свой товар, а нередко и банальным невежеством. Но как обстоят дела в действительности? Начнем разбираться с азов.

Как определить вылет диска?

Вылет диска — это расстояние от центральной оси диска до плоскости крепления к ступице. Определить его элементарно, ведь имеется простейшая формула, которая выглядит следующим образом:

ET=X-Y/2 (исчисляется в миллиметрах)

  • ET – искомая величина (вылет).
  • Y – ширина самого автодиска (общая).
  • X – дистанция между плоскостью приложения диска к ступице и его внутренней плоскостью.

Очевидно, что полученное число может быть как с «+» (наиболее вероятный вариант), так и с «-«, или же вообще выйти в ноль. Важным моментом является тот факт, что вылет непосредственно определяет ширину колёсной базы, поскольку формирует интервал между центрами колёс, расположенными на одной оси. Анализ формулы свидетельствует также, что на него не оказывают влияния ни дисковый диаметр, ни ширина, ни размеры покрышки.

Нагрузки на подвеску машины рассчитываются исходя исключительно из плеча приложения силы, которое является расстоянием от ступицы до центра колеса. Это говорит о том, что необходимый для конкретной модели авто вылет автодиска может быть лишь один. Независимо от типоразмера резины и размерности самих дисков.
Значение вылета указывается на поверхности каждого диска. Это маркер ETxx, где xx – расстояние в миллиметрах. Оно, как уже упоминалось, может быть нулевым (ET0), положительным (ET35) или отрицательным (ET-35)

Допускаются ли отклонения по вылету диска?

Независимо от того, насколько убедительны доводы продавцов, вы должны чётко уяснить тот факт, что вылет приобретаемого диска должен на 100% совпадать с предписанием производителя транспортного средства . Ни в коем случае не допускаются малейшие отклонения, ни в одну из сторон. Объяснить столь категоричное заявление очень просто. Даже при мизерном расхождении в значениях, автоматически меняются условия работы абсолютно всех без исключения элементов подвески. При этом возникают усилия, на которые эти узлы не рассчитаны. Кроме того изменяются векторы приложений этих усилий, что тоже не предусматривается конструкцией ходовой. В итоге период службы механизмов существенно снижается, а при возникновении критических нагрузок узлы подвески могут и вовсе разрушиться, что весьма опасно для жизни.


Заявления же продавцов дисков о множестве вариантов и нюансов – это всего лишь попытка продать вам любой товар, при отсутствии идеально подходящего под ваши запросы. Слова о возможных допустимых отклонениях ощутимо расширяют предлагаемый ассортимент дисков, а следовательно, и повышают возможность заработать. Не более того.

Разные комплектации одной модели авто

Некоторые автолюбители обращали внимание, что для разных комплектаций одной модели машины довольно часто используют различные запчасти. Связано это с тем, что при проектировании и расчёте параметров узлов каждой модификации, учитывается огромное количество переменных, которые у автомобилей одной линейки могут заметно отличаться. Примером тому могут служить различные силовые установки, имеющие разные габариты и массу. Соответственно этим расчётам, учитывающим в каждом случае действующие силы и векторы их приложения, и формируется конечная конструкция подвески. Это позволяет гарантировать клиенту надёжность, комфорт во время езды, качественную управляемость и прочие характеристики, при минимальных производственных затратах.

В былые времена большая часть производителей автотранспорта изготавливала детали таким образом, чтобы обеспечивать большой запас прочности в основных конструкциях авто, включая подвеску. Сегодня же тенденция на рынке такова, что стало востребовано снижение себестоимости транспорта, которое достигается посредством более точных расчётов. Это и повлекло снижение запаса прочности большинства деталей.

Силы воздействующие на элементы подвески

Абсолютно на любой элемент подвески действует несколько разнонаправленных сил. И вполне естественно, что этот список увеличивается с усложнением конструкции, чем очень отличаются современные машины. Поэтому мы предлагаем к рассмотрению наиболее простой пример, где ступица крепится к кузову посредством рычага и стойки с амортизатором (система МакФерсона).

Сила оказывающая воздействие на колёса направлена вверх от плоскости по которой движется автомобиль, а масса машины распределяется между всеми колёсами. При этом, точками приложения указанных сил являются центры площади контактного пятна покрышек. И если допустить, что подвеска и углы схождения-развала в идеальном состоянии, а колёса хорошо сбалансированы, то эти центры будут располагаться на оси симметрии каждого колеса. Именно в это место и должна опускаться ось стойки амортизатора.

Далее всё просто. Действующая сила соответствует доле массы авто, приходящейся на колесо. Она направлена от земли и создаёт моменты в рычагах, ступичном подшипнике, а также стойках с амортизаторами. В первых двух случаях это будет растяжение, а в последнем — сжатие. Все эти моменты тщательным образом просчитываются на этапе разработки и создания конструкции. Естественно для каждой детали предусматривается запас прочности, но выше уже упоминалось, что он постоянно уменьшается из-за повсеместного стремления снизить себестоимость производства.

При изменении расчётного вылета, силы меняют свою величину и направленность, ведь уменьшение вылета расширяет колёсную базу, а увеличение – сужает. Это влечёт смещение рулевой оси и изменение параметров поворота руля, моментов сил и векторов их приложения. Также данный аспект негативно влияет и на износостойкость покрышек, манёвренность и управляемость транспортным средством. В комплексе же все указанные факторы приводят к тому, что подвеска эксплуатируется в режиме, который не был предусмотрен автопроизводителем. Снижается уровень безопасности вождения, а также резко падает срок службы большинства элементов конструкции.

В заключение скажем следующее. Если новое колесо с вылетом, не совпадающим со штатным, легко садится на ступицу вашего автомобиля – это не повод безбоязненно его использовать. Нельзя сказать, что эксплуатация транспорта в подобном оснащении будет безопасной. Выходом могут стать колёсные проставки, но только если вылет больше штатного, и вы смогли отыскать подходящие проставки, что зачастую весьма проблематично.

Что означают параметры колесных дисков? Et40 что это

Et40 что это. Как подобрать оптимальный вылет диска для вашего авто

Вылет диска (ET), все, что нужно знать про вылет колесного диска

Вылет диска – на самом деле один из самых важных его геометрических параметров. Причина такой важности в том, что если диск не соответствует по диаметру, количеству болтовых отверстий или расстоянию между ними – Вы скорее всего просто не сможете установить такой диск на ступицу, а вот диск с несоответствующим штатному вылетом (если отклонение небольшое) в большинстве случаев без проблем становится на ступицу и вроде бы нормально выполняет свои функции. Насколько можно доверять вот этому «вроде бы»?

На различных автофорумах автомобилисты часто спорят на тему «насколько и в какую сторону вылет диска может отличаться от штатного», при этом часто высказываются диаметрально противоположные мнения.

Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска - это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно - их цель - продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель - купить то, что точно Вам подходит.

А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.

Что такое вылет диска?

Вылет диска – это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице в миллиметрах. Формула вычисления вылета диска крайне проста:

ET=a-b/2, где

a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице

b – общая ширина диска

Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.

Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.

В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)

Допустимы ли отклонения вылета диска?

Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.

Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.

Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?

Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.

Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?

Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.

И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.

Какие силы действуют на детали подвески?

Если разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.

Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).

Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).

И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.

Что происходит при изменении расчетного вылета диска?

На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.

Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экс

сайт

Что означают параметры колесных дисков? ― Tomason Russia

Почти на каждом автомобильном диске можно найти его маркировку. Если таковая нашлась, тогда, ознакомившись с условными обозначениями ниже, вы самостоятельно легко разберётесь во всей необходимой вам информации, относящейся к данному изделию, которая позволит определить степень его соответствия вашему автомобилю.

Однако, прежде чем начать самостоятельный подбор автомобильных дисков, мы рекомендуем заглянуть в руководство по эксплуатации вашего авто. Здесь вы найдёте параметры – обязательные и рекомендуемые изготовителем вашего транспортного средства. Следует помнить, что автопроизводители рассчитывают элементы подвески, тормозных систем, крепления колёс и пр. под определённые типы колёсных дисков.

Другой способ узнать необходимые индексы – считать маркировку с дисков, установленных на вашем авто в текущий момент.

Расшифровка маркировки дисков для авто

Разберём маркировку автомобильного диска на примере следующей записи:

6,5 J x 15 h3 5х100 ET45 d54.1

6,5 (rim width) – ширина обода A, измеряемая в дюймах.

15 (rim diameter) – диаметр обода колеса B, измеряемый в дюймах. Эта величина определяется без учета высоты закраин обода.

J (flange) – обозначение профиля закраин обода F. J – наиболее распространённый тип. Также для легковых автомобильных дисков имеют место следующие типы: JJ, JK, K, B, D, P.

h3 (hump) – кольцевые выступы H на посадочном месте обода. Хампы предназначены для надёжной фиксации бортов бескамерных шин при боковых воздействиях, как то на поворотах, препятствуя оттоку воздуха. Индекс h3означает, что такие выступы присутствуют с двух сторон обода (в отличие от индекса H, указывающего на наличие хампа лишь с одной стороны).

d54.1 (hub diameter) – диаметр центрального отверстия D под ступицу колеса (DIA), которое измеряется со стороны привалочной плоскости. DIA является одним из важнейших показателей, определяющих соответствие колёсного диска автомобилю. Точное совпадение диаметров посадочного цилиндра и отверстия диска даёт абсолютное центрирование колеса. Если эти диаметры не совпадают, то окончательное центрирование обеспечивается посредством конических или сферических форм у крепёжных болтов/гаек и соответствующих им отверстий автодиска. Также в данной ситуации используются центровочные кольца.

Как правило, точная посадка обеспечивается при установке оригинальных дисков автопроизводителя. Большинство же колёсных дисков сторонних производителей комплектуются уплотнительными центровочными кольцами. Это обусловлено такими факторами, как относительная унификация дисков и удешевление их производства – ощутимо дешевле снабжать изделия центровочными кольцами, нежели выпускать продукцию, отличающуюся лишь диаметром центрального отверстия с шагом в доли миллиметра.

Расположение крепёжных отверстий

5х100 – количество N отверстий под крепёжные болты/гайки (5) и диаметр C их расположения (100мм). Диаметр окружности, по которой размещены отверстия, носит название PCD (Pitch Circle Diameter).

В зависимости от количества крепёжных отверстий для вычисления параметра PCD из известного расстояния между отверстиями используются различные коэффициенты (см. рис. ниже).

Отверстия креплений могут иметь приличный допуск в диаметре, однако посадка болта происходит однозначно и абсолютно по центру за счёт конических направляющих. Потому минимальное расхождение центров отверстий у диска и ступицы означает, что плотная посадка обеспечена только одному болту – остальные, вероятнее всего, будут затянуты с перекосом, исключая правильную централизацию. Таким образом, при вращении колеса будем иметь биение – это раз, а второе – дополнительную "вращающуюся" нагрузку на болты или гайки.

ВАЖНО!

Установка автомобильных дисков с PCD, отличным от номинального, запрещена!

Что может повлечь за собой отклонение этого параметра от заданного? Дельта в пару миллиметров, которая не ощутима на глаз и, казалось бы, не влияет на ходовые качества, может стать причиной отворачивания болтов крепления диска от ступиц во время движения.

Если у вас возникли сомнения или трудности при подборе диска для авто, во избежание казусных ситуаций лучше возложить выполнение этой задачи на консультанта нашего интернет-магазина.

ET45 (Einpress Tief, нем.; offset, англ.) – вылет диска E: расстояние между плоскостью крепления диска колеса и плоскостью симметрии обода, мм. Для каждого автомобиля этот параметр устанавливается заводом-изготовителем.

С уменьшением значения ET по числовой оси координат колёса начинают выступать в стороны за пределы кузова автомобиля – колея становится шире. Увеличение выноса приводит к сужению колеи. Обычно, допустимая производителем дельта составляет около ½ см.

Параметр ET не является обязательным и может отсутствовать в маркировке диска.

ВАЖНО!

Придерживаясь рекомендованных значений, вы обеспечиваете безопасное расположение колеса в колесной арке и оптимальную нагрузку на подвеску и поворотный механизм.

Увеличение вылета диска недопустимо – это может привести к механическому контакту диска и элементов тормозной системы. Уменьшение выноса хоть и позволяет достичь несколько большей устойчивости автомобиля, а также сомнительного удовольствия "красиво тусоваться", зато влечёт за собой увеличение плеча и, как следствие, перегрузку механики ступицы и подвески.

Устанавливайте колёсные диски с выносом, отличным от рекомендованного, на свой страх и риск!

X-фактор (X-factor) – весьма условный показатель X, определяющий расстояние между плоскостью крепления колёсного диска и его задней поверхностью. Само по себе это пространство позволяет устанавливать диски на автомобили, у которых элементы тормозной системы выступают за привалочную плоскость.

www.tomason-russia.ru

ET40 - это... Что такое ET40?

ET40 - грузовой двухсекционный электровоз постоянного тока, строившийся с в Чехословакии на заводе Шкода в городе Пльзень специально для экспорта в Польскую Народную Республику на Польские государственные железные дороги (PKP).

В Польше эти электровозы эксплуатировались с угольными маршрутами на Угольной магистрали (польск. Magistrala węglowa) между месторождениями угля в Верхней Силезии и портовым городом Гдыня.

В 1960-х и 1970-х годах железнодорожные перевозки в Польше увеличивались. Особенно большой их рост пришёлся на линию, соединяющую Верхне-Силезский угольный бассейн и портами на Балтийском море. В начале 1970-х основная железнодорожная магистраль, ведущая в этом направлении - угольная магистраль, электрифицируется на постоянном токе (3 кВ). Для обслуживания электрифицированной линии потребовались сравнительно мощные грузовые электровозы способные везти тяжёлые грузовые поезда.

После переговоров заказ на партию из 60 таких локомотивов разместили в Чехословакии на заводе Шкода. Их конструкция была основана на конструкции электровоза EU05, который поставлялся в страны социалистического лагеря как пассажирский (в СССР этот электровоз получил обозначение серии ЧС3).

Электровоз объединили в две секции, ликвидировали вторые кабины, внесли другие изменения в конструкцию. Заводское обозначение этой серии электровозов 77E1 (30 ед. изготовлено в 1975 году) и 77E2 (30 ед. изготовлено в 1978 году).

С 2007 года электровозы ET40 были переданы в локомотивное депо Быдгощ, однако несколько машин ещё с 2000 года эксплуатируются на линии Вроцлав - Еленя-Гура, заменив там устаревшие электровозы ET21.

Основные отличия электровоза ET40 от предшественника связаны с изменением цепей управления, силовой схемы, тяговой передаче и системе охлаждения. Каждая из секций локомотива имеет кабину машиниста на одном конце и тамбур для прохода в соседнюю секцию на другом конце.

Под каждой секцией две двухосные тележки. Все колёсные пары электровоза имеют индивидуальный тяговый привод через карданный вал. Передаточное отношение - 84:27. Тяговые электродвигатели 7AL-484ZT длительной мощностью 510 кВт подвешены на тележке.

Вход в электровоз осуществляется непосредственно через кабину машиниста, как с левой, так и с правой стороны. Кабины машиниста отапливаются электрокалориферами. В кабинах имеются бытовые холодильники для хранения продуктов. Дворники стёкол имеют электропривод. На задней стенке кабины машиниста шкаф для верхней одежды членов локомотивной бригады, а также дверца, открывающая доступ к клеммным рейкам. Из кабины машиниста ведут две двери - одна в проходной коридор, вторая идёт непосредственно в высоковольтную камеру.

Общая длина электровоза 34420 мм, диаметр колёсных пар при среднеизношенных бандажах - 1250 мм.

Электровоз оснащён электропневматическими догружателями передних по ходу движения колёсных пар.

Система торможения - автоматический тормоз Эрликон и прямодействующий.

Электровозы с 01 по 30 имели один токоприёмник на секцию, а с 31 по 60 по два.

Тяговые двигатели на сериесном соединии имели напряжение на клеммах по 1500 вольт. Двигатели одной тележки охлаждаются одним мотор-вентилятором. В каждой секции установлен один воздушный компрессор кратковременно-повторного действия с производительностью 140 кубометров в час.

У польских железнодорожников электровоз получил прозвища «Бомбовоз» или «Бомба».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то