Эль файюм. Смотреть что такое "Фаюм" в других словарях. Пирамида в Лахуне

1) Думали, что всё знаете о Египте, побыв в Луксоре, Асуане, Каире, Александрии и курортах Красного моря? Сейчас мы отправимся с вами к слабосолёному озеру Карун, расположенному на глубине в -45 м ниже уровня мирового океана, в полностью нетуристический Египет, куда возят в основном только тех студентов, кто учится в ВУЗах "страны Пирамид".

2) Начнём с самого города Эль-Файюм (الفيوم), бывшего Крокодинополя, расположенного в одноимённом оазисе со всех сторон окружённого Ливийской пустыней с населением 315,000 человек. Основанный в 4000 г. до н. э. этот город - самый древний в Египте и самый старый из всех древних городов мира.Современное название города происходит от коптского payom, что переводится «озеро» или «море».

3) Оазис Эль-Файюм представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря. В далёком прошлом оазис называли садами Египта и его размеры в несколько раз превышали нынешние. В Файюмском оазисе фараон Аменемхет III устроил древнейшее гидротехническое сооружение - Меридово озеро.Геологические исследования, проведенные здесь, выявили следы бурных климатических изменений и как следствие - трансформацию местной фауны. Некоторые находки ученых просто поразительны. Помимо ракушек самых разных форм и габаритов, найдены скелеты древних акул, крокодилов, гигантских черепах, каких-то большерогих млекопитающих и даже скелет гигантского кита. Это в пустыне-то! Однако теперь, по прошествии многих веков, тишину Каруна нарушают лишь весла прогулочных лодок.

4) В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет, то есть «море».В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов, или Крокодилополь, покровителем которого был бог Себек с головой крокодила. Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам. Это озеро было искусственно вырыто ок. 3900 лет назад, в качестве резервуара, наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.
Птолемей II Филадельф (309-246 гг. до н. э.) дал городу и всему ному новое благозвучное название в честь своей обожествляемой супруги Арсинои (316-270/268 гг до н. э). Находясь под протекторатом Рима, город стал частью провинции Аркадия и его называли Арсиноя в Аркадии, чтобы не путать с другими городами.

5) Масштабные археологические раскопки, осуществленные в этом месте в 1888-1910 годах английской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри, позволили сделать сенсационную находку - множество портретов, получивших впоследствии название "фаюмских".
Происхождение их весьма любопытно. В эпоху Позднего Царства на культуру угасающей древнеегипетской империи стало оказывать возрастающее влияние эллинистическое и римское искусство. Под его воздействием, начиная с I века н.э., традиция надевать на мумию погребальную маску была вытеснена другим обычаем - класть поверх мумифицированного тела портрет усопшего. Сохранив культовое назначение, он развил художественную традицию древнеегипетского портрета.
Вскоре фаюмские портреты были обнаружены и в Мемфисе, Фивах, Саккаре, в Нижнем Египте, других уголках Египта. Одним из крупнейших центров по созданию портретов была Александрия, ставшая столицей Египта после завоевания Страны пирамид Александром Македонским в 332 году до н.э. Здесь осело большое количество художников, скульпторов и ученых мужей, выходцев из Греции.
Внимательное изучение фаюмских портретов показало, что их авторы виртуозно владели техникой светотени. В дальнейшем это искусство стало забываться и получило широкое распространение лишь в эпоху Возрождения. Роспись древними мастерами выполнялась в редкой и сложной по тем временам технике энкаустики, ранее известной только по сочинениям античных авторов. В состав смеси, которую художник наносил на тонкий слой дерева или холст, входили подогретый воск, свинцовые белила, красная охра и железная окись.
Этот метод позволял живо и достоверно запечатлеть облик людей, населявших Египет, подчеркнув при этом индивидуальность каждого. Обращают внимание тщательная проработка деталей лица, передача реального цвета кожи и глаз. Некоторые художественные приемы, примененные при создании фаюмских портретов, можно также обнаружить в византийской и коптской иконописи.

6) На сегодняшний день в мире известно не менее 750 фаюмских портретов, разбросанных по музеям мира и частным коллекциям. Солидная часть их находится в Египетском национальном музее, некоторые вывезены в Европу, небольшая коллекция добралась и до России - хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина...
На снимке- канал Юсуф, вырытый по приказу фараона Аменемхета IV на месте одного из малых притоков Нила в 2000-1700 гг. до н.э. В период Нового царства канал имел 5 метров в глубину и 2 дамбы, регулировавшие водосток. Высох вместе с Меридовым озером во времена Птолемеев, но был возобновлён арабами, которые считали, что его построил библейский патриарх Иосиф.

7) Самая высокая температура в 46 °C была зарегистрирована 13 июня 1965 года; самая низкая 2 °C - 8 января 1966 года

8) Так как снимки 2009 года, я тогда не следил за людьми и машинами в кадре, зато как-то естественнее снимки получились с отображением повседневной жизни провинциального египетского города.

9)

10) Так как мы передвигались на автобусе, то из окон наблюдали за сменой ландшафтов от окраин мегаполиса Каира, пустыни, города Эль-Файюм, сельскохозяйственные угодья.

11) Размеры оазиса оцениваются в 1270-1700 км², из них на 1000 км² ведётся сельскохозяйственная деятельность. В основном выращиваются зерновые культуры, хлопок, инжир, виноград, олива. Развито производство розового масла из местного сырья. Имеются пастбища овец. В далёком прошлом оазис называли садами Египта (этакая Кубань) и его размеры в несколько раз превышали нынешние.

12) В центре города над каналом Юсуф работают ч4 водяных колеса, которые стали национальным символом провинции Эль-Файюм.

13)

14) А теперь посмотрим, как живут простые египтяне, к которым в гости пожаловали гости из Грузии и России. Да, Лану из Сакартвело я уже не видел 7 лет. С Лёшей мы встретились 3 месяца назад, он недавно в Москву перебрался, ведёт собственные исследования в РГГУ.

15) Нафоткались мы тогда снова, что ни поездка.

16) Торговцы возле своих глиняных домиков.

17) Вход во дворик частного дома.

18)

19) Буквально, между жилыми домами - ручей.

20) Дети счастливы были фотографированию. Зачастую, не так, как в России, когда начинают сами взрослые отворачиваться или смущаться.

21) Предметы утвари посреди пальм.

22)

23) Это древнее озеро Карун (بحيرة قارون‎, древнеегипетское Ми-ур, или Мер-ур, древнегреческое название - Меридово озеро), его площадь около 233 км², 42 км в длину и 9 км в ширину (до противоположного берега на фото 9 км), расположено, как выше отметил, ниже уровня мирового океана на 45 м и наибольшей глубиной в 10 м.

24) Современное озеро Карун является остатком крупного озера, располагавшегося на этом же месте и имевшего площадь от 1270 до 1700 км². Изначально это было обширное водное пространство, которое постепенно высыхало по до сих пор неизвестным причинам (геологический обвал, инфильтрация, сильное испарение из-за потепления климата и т. д.).в период Древнего царства Меридово озеро, будучи пресноводным, использовалось в целях ирригации, но уже в те времена уровень воды понизился настолько, что Аменемхет I (XII династия) провел ирригационно-дренажные работы, в результате которых вода поднялась до нынешнего уровня. При фараоне Аменемхете III часть озера осушили, и оно было превращено в искусственный водоём, соединенный с Нилом каналом Юсуф (середина XIX века до н. э.).

25) Вот, дорогие читатели, вы имели возможность прикоснуться к древней истории, куда почти не доезжает массовый турист.

Координаты : 29°18′00″ с. ш. 30°50′00″ в. д.  /  29.30000° с. ш. 30.83333° в. д.  / 29.30000; 30.83333 (G) (Я) Губернатор

Галаль Мустафа

Основан Прежние названия

Крокодилополь, Арсиноя

Площадь Тип климата

пустынный

Официальный язык Население Плотность

13,235 чел./км²

Часовой пояс

Современное название города происходит от коптского payom, что переводится «озеро» или «море», пришедшее из ранней формы pA y-m с тем же значением, относящимся к Меридову озеру .

История

В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет , то есть «море». Об этом свидетельствуют раскопанные Флиндерсом Питри остатки храмов и мастаб. В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов, или Крокодилополь , покровителем которого был бог Себек с головой крокодила . Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам . Это озеро было искусственно вырыто ок. 3900 лет назад, в качестве резервуара, наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.

Современный город

В Эль-Файюме есть несколько больших базаров, мечетей, бань и популярный будничный рынок. Вдоль канала Юсуф , протекающего через город, выстроились жилые дома. Через реку переброшены два моста: один трёх-арочный соединяет главную улицу с базаром; другой двух-арочный, над которым возвышается мечеть султана Кайтбея - подарок его супруги, как мамлюкскому правителю в Эль-Файюме. В центре города над каналом работают четыре водяных колеса , которые стали национальным символом провинции Эль-Файюм.

На обширных территориях культивируются кукуруза, хлопок, лён, рис, сахарный тростник, инжир, финики, оливки, виноград, гранат. Также здесь в больших количествах выращивают розы, потому здесь сконцентрировано производство розового масла.

Самая высокая температура в 46 °C была зарегистрирована 13 июня 1965 года; самая низкая 2 °C - 8 января 1966 года .

Основные достопримечательности

  • Парящая мечеть , выстроенная в период Оттоманского владычества в Египте.
  • Хавара - древний некрополь в 27 км от города.
  • Эль-Лахун - пирамиды в 4 км от города.
  • Мечеть Кайтбея находится в городе, была построена по приказу супруги мамлюка Кайтбея .
  • Эль-Раян - крупнейшие в Египте водопады в 50 км от города.
  • Вади-аль-Хитан или «Долина китов» - палеонтологические находки окаменелостей китов в окрестностях города, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Faiyum Oasis by Zorbey Tunçer.jpg

    Файюм-оазис

    QasrQarunFacade.jpg

    Фасад храма Себека-Ра

    UmmAtlTemple1.jpg

    Каменный храм Soknobkonneus, Umm el-Athl

Родившиеся в городе

  • Тефта Ташко Кочо (Tefta Tashko-Koço) - известная албанская певица1930-х годов родилась в Файюме.
  • Саадия Гаон - крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт. Родился в Файюме и нередко именовался с приставкой эль-Файюми.
  • Себек - египетский бог-крокодил.

Напишите отзыв о статье "Эль-Файюм"

Литература

  • Fakhry, Ahmed (1990): The oases of Egypt .
  • Vivian, Cassandra (2000): The Western Desert of Egypt .
  • Säve-Söderbergh, Torgny (1968): Egyptisk egenart .
  • Carolin Arlt: Das Fayyûm in Hellenismus und Kaiserzeit. Fallstudien zum multikulturellen Leben in der Antike . Harrassowitz, Wiesbaden 2013, ISBN 978-3-447-06925-0 .
  • Пауло Коэльо "Алхимик"

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эль-Файюм

– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.

Древний Крокодилополис располагался на территории уникального прекрасного плодоносящего Файюмского оазиса, прекрасная почва которого позволяла древним египтянам выращивать даже такую не свойственную их селькому хозяйству культуру, как огурцы. Фараоны Среднего царства, в т.ч. фараон Аменхотеп III, много сил и средств затратили на то, чтобы, построив как можно более совершенные дамбы и каналы, на открывшихся от воды плодородных землях, называемых ими «садами Египта», возводить новые города.

Столицей египетского нома — Арсинойского — Крокодилополис, который ранее составлял лишь частьXXII нома, стал в эпоху Птолемея II Филадельфа, давшего ему имя царской жены и сестры — Арсиноя. Этот период стал периодом расцвета города: он необычайно быстрыми темпами развивается и улучшается. Именно к этому времени относится создание знаменитой оросительной системы — деревянных водоподъемных лопастных колес (норий) — единственных сейчас на территории Египта, которые движутся благодаря воде из канала.

Птолемея Филадельфа египтянам стоит благодарить за то, что именно он, построив в оазисе многочисленные греческие поселения, открыл для своих подданных виноград и все его «производные».

В римскую и раннехристианскую эпоху, когда христиане испытывали редкостные гонения, именно Крокодилополис стал тем городом, который дал им приют и как мог защитил от всевозможных напастей. Именно этим временем датированы около 500 знаменитых темперных портретов, написанные на досках, помещавшихся на уровне лиц мумий, которые сейчас хранятся в самых знаменитых музеях мира. Несмотря на то, что определенная часть их относится к язычеству, тем не менее, христианская половина этих портретов послужила в дальнейшем основой для византийских икон.

В наши дни от некогда крупного древнего города остались только небольшие архитектурные фрагменты, расположенные в квартале Киман Фарес — руины птолемеевского святилища и около полутора десятков папирусообразных гранитных колонн, на которых обнаружены имена фараонов Аменемхета III, Рамсеса II и Рамсеса IY, а также статуя Сенусерта I.

Файюм - город в Среднем Египте, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Население города составляет около 306 000 жителей.

Фаюмский оазис отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни. Представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря.

Узкая долина Эль-Лахун, пересекающая цепь невысоких холмов, соединяет оазис с долиною Нила. Через Эль-Лахун издревле проложен орошающий оазис канал Иосифа (Бар-Юсуф), распадающийся на 12 рукавов и соединяющийся с слабосолёным озером Биркет-эль-Керун.

Фараоны 12-й династии часто имели местопребывание в Файюме, который назывался тогда Шедит. Об этом свидетельствуют раскопанные Флиндерсом Питри остатки храмов и погребальных пирамид. В более поздние времена Шедит был известен как Город гадов, или Крокодилополь, переименованный Птолемеями в Арсиною и имевший богом-покровителем Себека с головой крокодила. Здесь же находился знаменитый Лабиринт, описанный Геродотом. Среди многочисленных археологических находок Файюмской области мировую славу обрели фаюмские портреты.

Файюм

Файюм (город в Египте) Файюм . Эль-Файюм, Мединет-эль-Файюм, город в Египте, в оазисе Файюм; административный центр мухафазы Файюм. 150,9 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Хлопчато-очистительная, хлопчато-бумажная, шерстяная, кожевенная, табачная промышленность. Центр с.-х. района (хлопчатник, зерновые, бобовые).

Эль-Файюм (город) — Файюмская область на карте Египта. Эль Файюм город в Среднем Египте, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Население 306 393 жителей (2005).

Город Эль-Файюм

Эль-Файюм - город в Среднем Египте, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Расположен в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря. В центре Файюма - солоноватое озеро Биркет-Карун, которое соединено рукавом Юсуф с рекой Нил и является излюбленным местом отдыха. Своим бурным развитием цивилизация в этом районе на протяжении веков обязана именно озеру Карун. В переводе с коптcкого слово Файюм означает как раз море или озеро. По данным переписи 2006 г. население города составляет 316 772 чел.

Оазис Файюм расположен примерно в 100 км к югу от Каира и имеет с ним железнодорожное и автобусное сообщение. В Эль-Файюм регулярно ходит электричка, а автобус отправляется с каирского автовокзала Тургуман. Дорога из Каира ведёт через местечки Айн ас-Силлин с маленьким родником пресной воды в центре зелёного островка, Фидимин и фруктовые плантации оазиса прямо в прекрасно отреставрированный отель на берегу озера Карун, Auberge du Lac.

К востоку от озера рядом с дорогой в Каир расположены руины Ком Аушим, античного Караниса. Здесь довольно хорошо сохранились два маленьких храма и несколько городских построек времён Птолемеев из кирпича-сырца с частично сохранившимися росписями. Благодаря исключительной плодородности оазиса, Файюм считается главной житницей для столицы. Рыбные рестораны на озере Карун - любимые места загородного отдыха каирцев, обычно по пятницам они переполнены.

Основное занятие населения - орошаемое земледелие: возделываются хлопчатник, зерновые (кукуруза, пшеница, рис), бобовые культуры. Растут рощи финиковых пальм. Работают небольшие предприятия текстильной, пищевой и кожевенной промышленности. В городе расположена крупнейшая в стране фабрика по производству табачных изделий. В Файюме есть несколько больших базаров, мечетей, и хорошо посещаемый еженедельный рынок. В городе два моста: один из трех арок, который ведет к главной улице и базару, - другой из двух арок.

В окружении Ливийской пустыни - город Файюм

Файюм, или Эль-Файюм - это административный центр мутафазы в Среднем Египте. Располагается он в 100 км от Каира, в окруженном со всех сторон Ливийской пустыней Фаюмском оазисе. Население Файюма составляет почти 350 000 человек.

Основан город был во времена Среднего царства, то есть примерно около 2000-1800 годах до н.э. В те времена, счастливая жизнь и общее благосостояние жителей зависела только от разливов реки Нил . Но жителям вода приносила не только лишь благо и способствовала урожайности злаков, вода образовывала болота, которые так любят заселять крокодилы. Но уже в Новые времена Файюм получил свою славу за найденные в местном некрополе уникальные погребальные портреты.

Во времена фараонов город имел название Шедит, в нем поклонялись богу-крокодилу Себеку. Фараоны же строили здесь пирамиды . храмы и прокладывали каналы. Весной, во время разливов Нила, взору фараонов представлялась пышная густая растительность и огромное количество крокодилов. Крокодилы множились здесь с такой скоростью, что жрецы принимали это за знак благосклонности бога.

Как известно из древнегреческих рукописей, в самом большом храме города Файюм жрецы держали огромного крокодила, бывшего прообразом бога. За животным тщательно ухаживали, сытно кормили и украшали алмазами и золотом. Когда же крокодил умирал, его тело мумифицировали и хоронили. В наше время археологами было найдено это кладбище крокодилов. Оно содержало более 2000 мумий, многие из которых имели специальные приспособления для почетного захоронения.

Город Файюм очень долгое время был обычным провинциальным городком, хранящим в музее мумии крокодилов, если бы не находка 1887 года, ставшая сенсацией. При вскрытии захоронений, были найдены погребальные портреты, датируемые I-IV веками до н.э. и имеющими огромную ценность. Всего было найдено более 900 портретов, попавших в наиболее знаменитые музеи мира . Несколько таких портретов есть и в Москве, в музее имени А. С. Пушкина.

Источники: sitekid.ru, egyptologia.com, dic.academic.ru, www.egypttravel.su, set-travel.com

Боуди – город грехов

Язык дельфинов

Проект “Феникс”

Сэм Джианкана

Пергам - наставник Рима

Экскурсии в Пергам организовываются как из Измира, так и с турецкого курорта Чесме. Кроме того, сюда привозят и туристов, проводящих...

Люди гиганты существовали

Многие легенды мира повествуют о гигантах, великанах, титанах во всех древних письменных источниках. Нам часто сообщают о находках в разных...

Как провести Новый год

Одним из самых важных и значимых из праздников в нашей стране люди считают Новы год. У большинства с этим праздником связано...

Тайна Аристотеля Фиораванти

Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447 года продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. Под его...

Оазис Фаюм ассоциируется в египетских преданиях с почкой на ветви Нила и с «земным раем» в пустыне. Он зависит от вод реки, а не от ручьёв или источников, как настоящий оазис. Вода распределяется по низменности благодаря системе каналов, восходящей ещё к древности, что создаёт этот окружённый песком покрытый буйной растительностью островок из пальм, разделяющих хлопковые и клеверные поля, огороды и тщательно возделываемые участки томатов и лекарственных растений. Голуби гнездятся в голубятнях из кирпичей из глинистой массы, похожих на огромные викторианские пирожные, ослеплённый скот вращает молотильные машины, и буйволы бредут домой на дойку. Вдоль одного берега озера Карун расположены рыбацкие сообщества, в то время как на периферии селятся полукочевники бедуины. В оазисе живёт почти три миллиона человек. 500 тысяч – в городе Фаюм, а остальные в четырёх оставшихся городах и в 158 деревнях.

Несмотря на то, что сюда достаточно просто добраться из Каира, иностранных туристов здесь редко встретишь. Основная причина – это столица провинции город Фаюм, который, имея все недостатки Каира, не обладает ни одним из его достоинств. Жадные водители портят дневные экскурсии к далёким памятникам древности, а падкие на бакшиш местные жители донимают посетителей озера Карун, куда богатые каирцы и иностранцы приезжают на каникулы пострелять. Если вы действительно сильно этого хотите, у вас есть возможность насладиться сценами жизни птиц, маулидами или экскурсиями по пустыне. Если же вы испытываете лишь простое любопытство, то короткая однодневная экскурсия, скорее всего, отобьёт охоту к дальнейшему знакомству. Что касается лучшего времени для посещения, то зима в Фаюме теплее и суше чем в Каире, а лето мягче, чем в Верхнем Египте. Весной холодный ветер хамсин покрывает всё пылью. В любое другое время воздух здесь настолько чистый, что солнечные лучи могут жечь сильнее, чем вы предполагаете.

Дорога из Каира в Фаюм начинается около , их силуэты уже скроются за горизонтом, когда дорога достигнет пустынного плато, усеянного военными базами. Затем (ещё через 76 километров пути) она достигнет края Фаюмской низменности. Там вы проедете мимо Ком Ошим (слева), объекта времён римлян и Птолемеев, затем вы увидите озеро Карум и через Синнурис мимо обелиска Сенусерта I спуститесь к городу Фаюм. Автобусы от каирских терминалов Абуд (отходят каждые 15 минут 6:00-20:00; 8 фунтов) и Эль-Мониб (каждые 30 минут 6:00-19:00; 4,50 фунта) проходят путь в 100 километров за два или три часа. Заказывать билеты заранее обычно необходимо только с середины четверга до конца субботы или во время Рамадана, Фаюмских маулидов и общественных праздников.

Вы можете также сесть на маршрутное такси на терминалах Мидан Ораби, Мидан Гиза или Эль-Мониб. Семиместные мини-автобусы «Пежо» или другие ездят практически безостановочно с раннего утра до позднего вечера. Вызывающий морскую болезнь скоростной переезд за 6-8 фунтов позволит вам, минуя обломки предыдущих аварий, достигнуть города Фаюм за два часа – иншаллах. Из от Бени Суэф можно сесть на автобус или маршрутное такси (2-4 фунта), они ходят каждые полчаса и доезжают до города Фаюм за час. В этом случае дорога проходит по окультуренной полосе за Бахр Юссеф, так что вы не ощутите, что приехали в оазис. По пути вы проедете мимо маршрутов, ведущих к пирамидам Лахун и Хавара. Автобусы и маршрутные такси, приходящие оттуда, останавливаются на терминале Хаватим на юго-западе города.

Вокруг оазиса Фаюм

Кроме города Фаюм, стоит выделить и другие населённые центры оазиса – Синнурис, Ибшавай, Итса и Тамия, которые, увы, являются малоинтересными для туристов. Однако из города Фаюм достаточно просто добраться до интересных и живописных мест: ручьи Айн эс-Силияин, озеро Карун и других знаковых . Сложность путешествия к водопадам Вади-Райан или историческим достопримечательностям, расположенным на периферии оазиса и редко посещаемым, может быть обманчива. Не принимайте его за лёгкую увеселительную прогулку и не начинайте без запаса воды и еды на день, потому что вы не можете рассчитывать найти что-либо из этого в удалённых местах. Как и в долине Нила, иностранные путешественники могут обнаружить, что свобода их передвижения ограничена местной туристической полицией, которая может потребовать, чтобы вы воспользовались частной машиной или такси, если вы едете куда-то дальше озера Карун.

Однако они не ведут пристального наблюдения за остановками общественного транспорта, так что вполне возможно передвигаться по округе на крытых пикапах (с определёнными ценами и маршрутами) или на местных автобусах. При этом никто не отрицает, что наличие собственного средства передвижения облегчает жизнь. Отель Palace может предоставить машину (как с водителем, так и без него) и также даёт напрокат мотоциклы, а Мухаммед Исмаил – это заслуживающий доверия водитель такси, который может провезти людей по оазису за 150 фунтов в день. Если вы водите сами, опасайтесь тракторов, детей и домашнего скота, когда вы едете по удалённым районам. Вам понадобятся: машина, если это не внедорожник, то с высоким дорожным просветом; вода, подходящая для людей и для радиатора; лопаты и коврики, обеспечивающие лучшее сцепление колёс, или доски (для выкапывания машин из мягкого песка). Всегда ездите вместе хотя бы ещё с одной машиной и консультируйтесь с местными жителями по поводу воды. Никогда не путешествуйте во время хамсина.

  • Культ Собека и Крокодилополиса

Киман Фарис (Курганы всадников) – местное название участка на северной окраине города Фаюм. Ничего стоящего визита не осталось от Крокодилоиолиса (позже переименованного в Арсиное в честь сестры-жены Птолемея II) – древней столицы Фаюма и центра культа «крокодила». Предполагают» что он был основан фараоном Менесом, легендарным правителем, объединившим верхний и Нижний . Его жена была спасена крокодилом, пока он охотился в болотах Фаюма. Крокодилы населяли озеро позади Киман Фарис (которое в те времена было гораздо больше), так что желание умиротворить это создание становится понятным. Божество-крокодил Собек был особенно любим правителями времён Среднего Царства, но национальное значение он обрёл после того, как его стали отождествлять с Ра (в качестве Собека-Ра) и Хора. Его много раз изображали в виде крокодила с головой ястреба или в виде рептилии в короне Амона из перьев и бараньих рогов. В Священном озере Крокодилополиса жрецы Собека кормили рептилий и поклонялись им, и даже надевали на них ювелирные украшения.

Озеро Карун

Если не считать танкеров, скользящих между песчаных берегов , в Египте не найдёшь более причудливого соседства пустыни и воды, чем озеро Карун (Биркет Карун), где лодки рыбаков качаются на волнах на фоне бесплодных холмов бескрайней Ливийской пустыни. Название озера, которое местные знают как «Пруд» (Эль-Бирка), может происходить от скалы в виде рога (корн), расположенной на острове в его центре, но фаюмцы верят, что он назван в честь персонажа из Корана, которого поглотила земля в наказание за то, что он «восторгался своими богатствами».

Фольклор также утверждает, что он был колдуном, который сделал землю бесплодной, или евреем, чьи сокровища ещё лежат на дне озера. Хотя и «безжизненное и унылое, окружённое пляжами, покрытыми коркой соли, и служащее конечным пунктом для всех дренажных каналов в округе» (так описывает водоём одна из книг девятнадцатого века), озеро полюбилось каирцам в качестве места для купания. Их не пугают пляжи, покрытые обломками ракушек, и солевая плёнка (опытные пловцы будут рады узнать, что, несмотря на плохой вкус, вода по крайней мере не заражена бильгарциозом).

Озеро можно посещать круглогодично, но с января по апрель здесь слишком холодно для купания. Вы можете любоваться видом из разных заведений, расположенных вдоль берега, в частности из кафе La Promenade, выступающего из здания отеля Auberge du Lac-Fayoum, который когда-то был охотничьим домиком короля Фарука и где лидеры союзников и арабов встречались после Второй мировой войны, чтобы разделить Средний Восток. Если хорошо попросить, то вам покажут комнаты, которыми пользовался король Фарук, теперь они заброшены и обветшали. С помощью биноклей вы можете наблюдать бурную жизнь птиц на озере: 88 видов, включая колонию фламинго на острове Рога (Гезирет эль-Корн).

Если не будет возражений со стороны вездесущей туристической полиции, вы можете нанять вёсельную лодку в Auberge или New Panorama Village, там всегда найдутся лодочники, готовые довезти вас до острова или до дальнего берега озера по договорной цене. Само озеро, расположенное на 45 метров ниже уровня моря, занимает 214 квадратных километров, и это всего лишь часть той поверхности, которую оно занимало в те времена, когда Нил впервые захлестнул образованную ветровой эрозией Фаюмскую низменность семьдесят тысяч лет назад, образовав озеро, чей уровень был на 45 метров выше современного. Египетская мифология отождествляет его с Нун, с водами хаоса и первозданной жизнью. Люди живут на берегах озера, которое уже к династическим временам сильно обмелело, со времён каменного века.

Хотя Среднее царство и появилось по соседству в Гераклеополисе, Фаюм приобрёл значение только тогда, когда фараон Аменемхет I перенёс столицу из Верхнего Египта в Лишт. Он вырыл каналы и углубил канал к Нилу, создал дренажную систему для сельского хозяйства и затопил большую площадь водами, которые древние назвали озером Моерис. Его частично осушили Птолемеи, чтобы получить землю для своих поселений, упадок которых в конце римского периода совпал со спадом воды в озере до 36 метров ниже уровня моря. Ко времени Средневековья проблемой стала увеличивающаяся соленость озера. А после того как озеро достигло уровня водного слоя под в 1890-х годах, оно стало слишком солёным для пресноводных рыб. После 1970 года в озеро были выпущены десять видов морских рыб, включая угрей, кефаль, палтуса и креветок. В последние годы уровень воды стал вновь подниматься, затапливая дома, отели и поля рядом с озером.

Чтобы добраться до озера Карун, не имея личного транспорта, необходимо воспользоваться маршрутным такси до Шакшука (1 фунт), главного поселения на озере. Некоторые машины выезжают на дорогу вдоль озера примерно в 3 километрах от четырёхзвёздочного отеля New Panorama Village и затем двигаются на запад вдоль берега к Шакшуку. Другие направляются прямо к нему, а затем продолжают путь к востоку мимо отелей. Что касается питания на озере, то кафе Gabal el-Zinah, в 2 километрах от Auberge, обладает помещением для детских игр и предлагает блюда из рыбы. Тот же сервис предоставит находящееся по соседству более дешёвое кафе Qaroun Beach, в то время как кафе Louloua в 3 километрах от Auberge готовит пиццу и другие блюда западной кухни. Auberge известна благодаря своим блюдам из дичи, но они не соответствуют ни ожиданиям, ни цене, хотя окружающая обстановка, без сомнения, впечатляет.

Гостиниц Auberge du Lac-Fayoum предоставляет более комфортные, нежели роскошные номера, с кондиционером. Есть также корты для тенниса и сквоша, два бассейна, три ресторана, бар и дискотека (закрыта зимой). К сожалению, вид из окон номеров портят шале, расположенные вдоль берега в саду. Трёхзвёздочный внесезонный отель New Panorama Village около Шакшука заслуживает внимания, поскольку при уменьшении спроса он часто снижает цены. К западу от Шакшука вдоль дороги, ведущей к Каср Карун и Вади Райан, расположены виллы богатых каирцев. Если у вас есть машина, езжайте не останавливаясь, иначе местные женщины и дети будут бессовестно требовать у вас бакшиш.

Храм Каср Карун и деревня Тунис

Каср Карун (ежедневно 8:00-16:00; 32 фунта) это наиболее сохранившийся из храмов Птолемеев в Фаюме, он лежит на северо-восточной границе оазиса. Хотя он находится всего в 45 километрах от города Фаюм, потребуется целая вечность, чтобы добраться туда на маршрутном такси, идущем в Ибшавай (1 час; 1 фунт), а затем на другом такси до деревни Карун (1 час; 2 фунта). Стоит взять напрокат автомобиль и за одну поездку осмотреть храм и посетить Вади Райан. Каср Карун вовсе не дворец, как на это указывает арабское название, а храм, который снаружи выглядит достаточно простым сооружением, а внутри представляется настоящим лабиринтом.

Для того чтобы исследовать хитросплетения комнат, лестниц и переходов на разных уровнях, вам понадобится факел. Опасайтесь скорпионов, летучих мышей, змей и ящериц, последние напоминают крохотных крокодильчиков, как и подобает храму, посвящённому Собеку. Вокруг расположены руины Дионисиаса, города времён римлян и Птолемеев. Предполагают, что он был покинут в четвёртом веке нашей эры, когда озеро начало высыхать, оставляя за собой засохшие растения (сейчас оно находится в 45 минутах ходьбы). Первые европейские путешественники предпринимали девятичасовые конные поездки, чтобы добраться сюда, считая, что это и есть знаменитый Лабиринт, описанный Геродотом и Страбоном.

К западу от храма расположена ещё более разрушенная крепость, сооружённая во времена правления Диоклетиана для защиты от племени блемми (что указывает на то, как далеко на север доходили нубийские набеги). На пути из/или в Каср Карун вы проедете через Тунис, деревню земледельцев, переделанную в колонию ремесленников, из домов, построенных в соответствии с местным стилем с использованием местных материалов. Одним из первых жителей был Ахмед Абу Зед, один из ведущих египетских гончаров, и швейцарская пара Эвелин Порет и Мишель Пасторе, которые основали гончарную школу для местных детей для обучения их ремеслу. Позвоните по телефону, чтобы договориться об осмотре изделий студий Абделя Саттара или Махмуда Шерифа.

Низменность Вади Райан и Долина китов

Вади Райан – это отдельная низменность в 15 километрах за границами оазиса, которая стала рукотворным раем для дикой флоры и фауны и прекрасным местом. Нагнетать воду из Фаюма в вади впервые предложили англичане, но эта идея воплотилась в жизнь лишь в 1966 году, когда были созданы три озера и водопад, пышно разрослись растения, и вся местность превратилась в основное место для гнездования птиц. Это место имеет статус природного заповедника, дающего приют единственной из известных в мире популяций песчаной газели (gazella leptoceros), восьми другим видам млекопитающих, тринадцатиместным и 26 мигрирующим или странствующим видам птиц, не говоря уже об уникальных окаменелостях в Долине китов.

Однако экологические проблемы стали сказываться на существовании заповедника: одно озеро высохло, а другие стали быстро засоляться. Проводимая Советом по туризму реклама Вади Райан как главной достопримечательности не всегда мирно уживается с идеей сохранения, а изменение маршрута ралли – Дакар – Каир 2000, который теперь проходит через Вади Райан, привело к нарушению жизни дикой флоры и фауны и засорению окрестностей. Поскольку общественный транспорт нигде вблизи не останавливается, вы можете добраться сюда только на автомобиле, поэтому упорно торгуйтесь с таксистами от города Фаюма (около 200 фунтов) или озера Карун (100-150 фунтов).

Дорога сюда проста: съезжайте с дороги вдоль озера возле указателя на 28 километров на запад от New Panotrama Village и проедете ещё 8,5 километров до входных ворот, где с пассажиров берут входную плату 5 фунтов плюс ещё 5 фунтов за каждый автомобиль. Открытая пустыня становится всё более песчаной и всё более красивой, по мере того как вы приближаетесь к лазурным озёрам, где дорога ведёт к водопадам (шаллалат). Единственные в Египте, они появляются в бесчисленных видео и фильмах, хотя и имеют высоту всего пару метров и всё уменьшаются по мере подъёма воды в озере.

Орды посетителей приезжают сюда по пятницам и праздникам, переполняя местный центр посетителей, кафетерии и мечеть, построенную из тростника, принимают солнечные ванны и играют вокруг водопадов. Чтобы насладиться купанием, позагорать и понаблюдать за птицами, приезжайте в любое другое время. Помимо вездесущих египетских цапель и серых цапель здесь есть и трясогузки, жаворонки, пустельги, соколы и шпорцевые кукушки из Сенегала. Образующиеся здесь камышовые слои колонизировали болотные жители, такие как малая выпь, добавляя разнообразия общежитию. Если вы продолжите путешествие на юг от поворота к водопадам, красота нижнего озера дополняется золотыми дюнами (которые иногда вторгаются на дорогу).

Вы можете также подняться на холм, известный как Аль-Мудавара (наблюдательный пост), и перед вами откроется захватывающий вид окружённого камышами озера и пустыни вокруг. В другом месте через 12,5 километров есть поворот с указателем на пункт наблюдения за птицами на берегу, за которым через 4 километра идут прекрасные дюны сеиф высотой 30 метров. Они параллельны небольшому заливу с тремя серными источниками возле него. После этого дорога пересекает скучный участок пустыни и возвращается к оазису. Весь этот маршрут можно проделать на обычном автомобиле с двумя приводными колёсами.

  • Долина китов

В пятидесяти километрах дальше в пустыне находится поразительная Долина китов (Вади алъ-Хитан). Чтобы добраться туда, вам понадобится полноприводный автомобиль, а также и разрешение от Агентства охраны окружающей среды Египта (ЕЕАА), офис которого находится в Вади Райан, который направит проводника, чтобы показывать вам дорогу. Местность здесь неровная, поэтому безопаснее двигаться на двух автомобилях. Paradise Safari Camp может принять вас в качестве пассажира, или же вы можете приехать на собственном полноприводном автомобиле, а дальше они повезут вас на своём.

Долина выделяется не только своими окаменелостями, но и сюрреалистическими скалами, подобными гигантским многослойным грибам, источающим сок. Геологически они принадлежат формации Касар эс-Сагха, образованной древним морем Тетис, окаменевшие останки которого составляют наземные млекопитающие, оставленные отступившим морем в эоценовую эпоху 45 миллионов лет назад. Наблюдения здесь в 1877 году проводил геолог Георг Швайнфурт, который обнаружил 200 окаменевших скелетов того, что он считал рептилиями, названными базилозаврами, которые позже были классифицированы как млекопитающие с тонким телом 20 метров длиной и маленькими, но полностью развившимися задними ногами.

Считается, что этот зеглодон был эволюционным тупиком в развитии китов, который начался, когда некоторые наземные млекопитающие мигрировали в море. Здесь найден и другой китообразный вид меньших размеров, названный дорудон, который может оказаться предком современных китов. В Вади аль-Хитан один зеглодон лежит распростёртым под выступом окаменевших кораллов, как будто он искал убежище при отступлении воды. Постоянно обнаруживаются новые скелеты. Из-за хрупкости и постоянного расхищения окаменелостей охотниками за сувенирами, ЕЕАА в настоящее время считает обязательным соблюдение посетителями правил: смотрите, фотографируйте, но ничего не трогайте руками. За любым нарушением правил следует крупный штраф.

  • Проживание и сафари в Вади Райан

Чтобы получить максимум от посещения Вади Райан, вы должны остаться здесь на ночь. На расстоянии пешей прогулки от водопадов находится Джаннат или Paradize Safari Camp (лагерь сафари), которым управляет гостеприимный и говорящий на нескольких языках Мухаммед Марзук. В лагере большие освещаемые свечами палатки с кроватями с чистыми простынями и милый ресторан под открытым небом, где подают блюда из курицы или рыбы и где иногда устраиваются бедуинские праздники. Заказать место можно через Marzouk Desert Cruises, 1 Midan Ibn Sandar, Hammamat al-Qubba в Каире. Эта фирма специализируется на организации сафари на внедорожниках в Долину китов и поездках на верблюдах в через Дарб аль-Райан.

Храм Мединет Мади

Мединет Мади (Город прошлого) – место другого храма в пустыне, примерно в 35 км к юго-востоку от Фаюм Сити. Чтобы добраться туда, нужно сесть на автобум на Эль-Касмия от терминала Хаватим и проехать через Итса, и Абу Гандир. Попросите, чтобы вас высадили у Меншат Сеф, примерно через час. От этого моста до храма примерно час пешком. Поверните направо, пройдите вдоль канала до следующего моста. Перейдите на другую сторону и идите по более узкой тропинке мимо небольшой деревни слева, направляясь к каменному домику впереди, за которым и находится объект.

Храм Мединет Мади расположен в песчаной впадине, где во время раскопок обнаружили дорогу сфинксов и львов (один из них с гривой и бородой, как вельможа времён Ренессанса). Храм был построен фараонами XII династии Аменемхетом III и IV и посвящён двум богам. Собек появляется на рельефе на внешней стороне задней стены, где Рененутет – богиня-змея (также связанная с урожаями) изображена в левой комнате здания из известняка. Добавления времён Птолемеев включают два сфинкса с крыльями женского рода и разрушенный город из обожжённого и необожжённого кирпича на юго-востоке.

Хотя легенды приписывают разрушение города воинам племени недж одиннадцатого века, которые были разъярены отказом города проявить гостеприимство, настоящей причиной его гибели стало, возможно, отступление озера. То, что выглядит как вал к северу от храма, было в действительности берегом озера в древние времена, 68 метров выше его уровня в настоящее время. Для возвращения в сядьте на автобус из Меншат Сеф (идущий в том же направлении, поскольку маршрут круговой).

Ком Ошим (древний Каранис)

Самым доступным из древних объектов в Фаюме является Ком Ошим (ежедневно 8:00-16:00), находящийся в 30 километрах к северу от Фаюма, где дорога на Каир опускается во впадину. Попросите водителя автобуса или такси высадить вас у Матхаф Ком Ошим, маленького музея возле дороги, где продаются входные билеты (10 фунтов за посещение музея, 20 фунтов за посещение объекта). Куратор музея хорошо говорит по-английски и с удовольствием рассказывает все подробности. Керамика и стекло, терракотовые фигурки, использовавшиеся для моделирования причёсок, и два очень жизненных «Фаюмских портрета» отражают богатство и изощрённость древнего пограничного города, руины которого лежат за музеем.

Руины Караниса ясно показывают план этого города римско-птолемеевских времён, основанного греческими наёмниками и их последователями, разбивавшими здесь лагерь в течение третьего века до нашей эры. Население его составляло около трёх тысяч человек до пятого века нашей эры. Хотя дома из глиняных кирпичей превратились в невысокие остатки стен, два каменных храма сохранились лучше – не благодаря Департаменту древностей девятнадцатого века, который разрешал строителям разрушать римские здания ради их кирпичей. Больший храм был построен в конце первого века до нашей эры и посвящён двум местным богам-крокодилам Петесухосу и Пнеферосу.

Профессор Скотт Вудворд верит, что население Фаюмского оазиса было генетически самым разнообразным в древние времена, и это отражается в генетическом своеобразии сегодняшнего Египта. Он считает, что более миллиона тел похоронено по краям оазиса, и в частности в Каранисе, где 85 процентов верхнего слоя составляют блондины (современные жители Средиземноморья) и пары генетически различны. Нижние же слои содержат свидетельства множества браков между братьями и сёстрами.

Скотт приписывает изменение приходу христианства (с его табу на родственные браки) в Фаюм, что, видимо, имело место в первом веке нашей эры, на двести лет раньше, чем считалось до сих пор. Если вы позвоните на день раньше, музей может предоставить вам гида для экскурсий в Каср эс-Сагха и Димех эс-Сиба. Рядом с музеем лагерь Karanis Tourist Camp предлагает простые блюда в тенистом саду, а также простые шале на случай, если вы захотите остаться. Чтобы вернуться в или Фаюм, махните рукой проезжающему автобусу или такси.

Каср аль-Сагха, Димех аль-Сиба и Видан аль-Фараз

Для страстно желающих продолжить исследование пустыни и имеющих полноприводные автомобили есть несколько удовлетворительно уединённых мест к северу от озера Карун. Хотя для визита туда не требуется разрешения (они не охраняются), очень рекомендуется взять проводника из музея в Каранисе, поскольку дорога в Каср аль-Сагха (40 километров) не всегда отчётливо видна, и на ней могут встречаться труднопроходимые участки мягкого песка. Первая часть пути достаточно заметная и по ней движутся грузовики из ближайшей каменоломни.

Небольшой храм Среднего царства, известный как Каср аль-Сагха (Дворец ювелиров), незаметно укрылся на полпути на внешнем склоне Джебель Катрани. Хотя здесь нет фризов или надписей, храм замечателен своей кладкой, которая не похожа на какой-либо другой египетский храм. Блоки имеют неправильную форму, с неровными углами и краями, пригнанными друг к другу, как части головоломки, и здание производит впечатление сооружения инков, перенесённое из Анд. Обратите внимание на загадочный тупик, сооружённый в передней стене храма.

Озеро Карун, которое некогда плескалось у подножия храма, сейчас лежит в 11 километрах от него, за руинами Димех аль-Сиба, города Птолемеев, который перемещался по мере отступления озера. Чтобы добраться туда, вам нужно проехать 9 километров на юг мимо сотен гигантских яйцеобразных валунов, которые развалились на половины или ломтики из-за страшной жары. Трудно представить, что здесь когда-то процветал город хорошо обеспеченных греческих солдат и придворных. Отчётливо видимые на фоне пустыни, руины Димех аль-Сиба (Димех львов) окружены стеной из глиняных кирпичей высотой до 10 метров и толщиной 5 метров.

В центре стоит разрушенный каменный храм, который был посвящён Сокнопайосу, в форме Собека; холм, на котором он стоит, был изначально островом на населённом крокодилами озере. Приближаясь с этого направления после 2,5 километров прогулки, вы сначала подойдёте к 400 метровой дороге (по сторонам которой вплоть до девятнадцатого века стояли львы), которая идёт мимо разрушенных домов к территории храма. В руинах часто встречаются совы, а иногда и шакалы.

Энтузиасты на внедорожниках могут также проехать по древней дороге (8 километров) от Каср аль-Сагха до каменоломен Древнего царства в Видан аль-Фараз. Здесь базальт для изготовления сосудов и статуй просто падал по склону холма, его грузили на салазки и тянули к пристани для погрузки на баржи в Каср. Дорога к каменоломне, известная как Рали аль-Фаранах, является, может быть, самой старой в мире мощёной дорогой, которая была сделана 4 тысячи лет назад из камней и кусков окаменевшего дерева (подобного Каменному лесу на холмах Мукаттам возле Каира).

Учёные используют её для измерения эрозии пустыни, поскольку там, где когда-то дорога была на уровне с пустыней, сейчас она почти на 1 метр выше поверхности пустыни. Это означает, что ветер уносит 3 сантиметра за столетие. Сам Видан аль-Фараз представляет собой гору, выступающую из гряды Джебель Катрани. Её богатые окаменелостями песчаник и глина эоценовой эры увенчаны толстым слоем чёрного базальта. Проводники, которые хорошо знают своё дело, могут пройти через пустыню без каких-либо следов от шоссе Каир-Бахария около 70 километров от (столицы оазиса Бахария) и спуститься по склону в Фаюм.

Пирамиды вокруг Фаюма

Фаюм связан с четырьмя отдельными участками пирамид, два из них находятся за его пределами, другая пара более удобно расположена возле дороги на Бени Суэф. Последние, Лахун и Хавара, относятся ко времени XII династии, которая правила Египтом и давала приказы на проведение преобразовавших Фаюм гидротехнических работ из своей столицы Итж-Твей (Захвативший Две земли). Она лежит в 30 километрах к северо-востоку, возле Лишта, где основатель династии Аменемхет I построил свою пирамиду. Четвёртое место, Медум, не связано с другими (он старше них на семь веков), но его драматически выглядящая «Рухнувшая пирамида» отмечает эволюционный шаг между пирамидами в и Гизе.

  • Пирамида в Хаваре

Во времена XII династии пирамида Хавара (Великий дом) могла стоять на берегах озера Карун. Оно было конечной точкой 100-километровой гонки на выживание в пустыне, которую проводил фараон Тахарка (690 год до нашей эры) для тренировки своих войск (в 2001 году эта традиция восстановлена, и мероприятие проводится ежегодно). Кроме времени гонки, проводящейся каждый ноябрь, в Хаваре мало посетителей, поскольку её 54-метровая пирамида Аменемхета III (ежедневно 8.00-16.00; 20 фунтов) превратилась в холм из глиняных кирпичей, поскольку её известняковое покрытие было снято ещё в древности.

В отличие от большинства пирамид вход в неё находится на южной стороне: одна из многих хитростей, придуманных для защиты от грабителей могил. К сожалению, из-за подъёма грунтовых вод внутрь пирамиды войти нельзя, и нельзя увидеть такие её особенности, как каменные решётки, которые запирали коридор, или сводовый блок, который устанавливался на место после того, как саркофаг помещался в погребальную камеру. Ни то, ни другое не спасли тело фараона (1842-1797 или 1855-1808 годах до нашей эры), которое было ограблено и сожжено за века до того, как Петри заново обнаружил его саркофаг рядом с саркофагом его дочери Нефруптах, установленный здесь, пока строилась её гробница.

Она была обнаружена нетронутой со своими сокровищами в 1956 году. К востоку от пирамиды (именно с этого направления подходят посетители) лежит некрополь, усеянный костями и бандажами, с глубокими шахтами, подстерегающими неосторожных. К югу, по направлению к каналу, несколько оснований колонн и кучи осколков известняка отмечают место Лабиринта. Всё, что известно об этом сказочном месте, исходит от Страбона, Геродота и Плиния. Геродот писал, что в лабиринте было более трёх тысяч комнат, вырезанных из единой скалы, превосходя все «великие работы греков, соединённые вместе».

Страбон утверждал, что комнат было столько же, сколько и провинций, чтобы каждая могла быть представлена должностными лицами во время церемоний. Большинство археологов считают, что это был погребальный храм Аменемхета III. Но Рольф утверждает, что это могло быть вечным представлением административных и гидротехнических работ, которые провёл Иосиф, чтобы подготовить Египет к семи голодным годам, предсказанным сном фараона (Книга Бытия).

В ходе первых раскопок в Хавара в девятнадцатом веке Петри откопал 146 поразительно натуральных «Фаюмских портретов» (100-250 годы) на римском кладбище к северу от пирамиды. Выполненные с применением пчелиного воска с живой натуры, они затем были обрезаны по размеру и помещены на завёрнутые в бандаж трупы, мумификация которых по сравнению с бальзамированием династических времён выполнена поверхностно. Один из таких портретов находится в музее в Каранисе, другими можно восхититься в .

Добраться до пирамиды можно после десятикилометровой поездки на автобусе или маршрутном такси от терминала Хаватим в городе Фаюм до деревни Хавараат аль-Макта. Там вы пересечёте Бахр Юссеф по мосту, повернёте направо на Т-образном перекрёстке у деревни и пройдёте пешком около 3 километров, после чего появится пирамида. С её вершины (куда легко подняться, взбираясь по юго-западному углу) вы должны увидеть пирамиду в Лахуне на горизонте с юго-восточной стороны.

  • Пирамида в Лахуне

В десяти километрах за Хаварой воды Нила проходят через Эль-Лахун, где современные шлюзы располагаются непосредственно к северу от Кантара Султана Каитбея – эквивалентов тринадцатого века регуляторов движения воды, установленных Аменемхетом III (фотографирование этих сооружений запрещено). Лахун получил своё имя от древнеегипетского Лехоне (Рот озера) и дал его пирамиде Сенусерта II в 5 километрах отсюда.

Большинство маршрутных такси от терминала Хаватим до Эль-Лахуна останавливаются там, где колея уходит от основной дороги, а оттуда до пирамид Сенусерт II добрый час пешком. Часть пути идёт вдоль массивной насыпи, которая, как считается, была частью исходных сооружений Аменемхета I, предназначенных для отвода воды в Фаюм. Она кончается на краю пустыни, где посетители покупают входные билеты на объект и откуда их сопровождает в течение последнего километра до пирамиды полицейский эскорт.

Построенная через семь или восемь веков после пирамид в Гизе, пирамида Сенусерта II (ежедневно 8:00-16:00; 32 фунтов) использует новую, отличную технику, изобретённую архитектором Анупи. Сердцевиной служит каменная скала, на неё опираются известняковые столбы, обеспечивая основу для сооружения из кирпича, которое наконец было облицовано камнем. Учитывая наводнения, Анупи окружил основание рвом, наполненным песком и кремниевой галькой, которые должны были служить «губкой».

Последующее удаление облицовочных камней оставило пирамиду из кирпича на милость сил природы, которые разъели её до нынешнего состояния. Когда Питри вошёл в пирамиду и обнаружил саркофаг Сенусерта, он уже давно был ограблен. Однако Брайтон нашёл драгоценности принцессы Сат-Хатхор, которые в настоящее время поделены между Каирским музеем и музеем Метрополитен в Нью-Йорке. Сенусерт II (1897-1878 или 1880-1874 годы до нашей эры), дед Аменемхета III, приказал вырубить в скале восемь мастаб для членов семьи к северу от своей пирамиды. К востоку от них находится бесформенная так называемая пирамида Царицы, в которой очевидно, нет гробницы.

  • Пирамида в Медуме

Хотя она и находится фактически вне оазиса Фаюм, до «Рухнувшей пирамиды» в Медуме (ежедневно 9:00-16:00; 32 фунтов) можно добраться оттуда. Сядьте на идущий рано утром от Фаюма до Эль-Васты поезд третьего класса (1-2 часа) или поезжайте от (3 часа), а затем на маршрутном такси до деревни Медум (10-15 минут). От дальнего конца деревни до пирамиды небольшая прогулка через поля и два канала в пустыню: берегитесь ям и черепов под ногами. Пирамида видна с дороги к Долине Нила и на последней части поездки на поезде.

В стоимость билета входит посещение двух мастаб и разрушенного погребального храма. Попросите, чтобы вам их показали, даже если вы не будете туда заходить. Пирамида стоит изолированно и отрезана от всего мира песками. «Большая часть её внешних слоёв превратилась в кучи щебня, она выглядит скорее как башня средневекового замка, чем настоящая пирамида» – так описывал её Т.Г.Н. Джеймс. Она поднимает свои ярусы из куч хлама – зрелище почти столь же драматичное, как и проникновение внутрь, когда «посетители должны повиснуть на руках и упасть внутрь в сопровождении охранника».

Сейчас вы подниметесь по 30 метровой лестнице с северной стороны, спуститесь на 75 метров по крутому проходу в основании, а затем подниметесь в душную похоронную камеру (возьмите фонарь). Недавно с помощью эндоскопа были обнаружены ещё две камеры. В них ещё никто не проникал, но они могут служить для облегчения нагрузки на погребальную камеру. Вокруг пирамиды расположены незавершённые мастабы, разрушившиеся до состояния развалин, где были обнаружены изысканный фриз «Медумские гуси» и знаменитая статуя принца Ра-Хотепа и его жены Нофрет (сейчас и то и другое можно увидеть в египетском музее Каира).

Археологи приписывают пирамиду Снофру, первому правителю IV династии (2613-2494 годы до нашей эры), или Хуни, последнему правителю предшествующей династии. Сторонники Хуни говорят, что Снофру признан строителем Красной и Ломаной пирамид в Дашуре, и поэтому ему не нужно было третье хранилище для его «ка». Книга Мендельсона «Загадка пирамид», (Mendelssohn, The Riddle of Pyramids) выдвигает противоположную теорию, что пирамида в Медуме была начата Снофру как ступенчатая (как пирамида Джосера в Саккаре), а затем позже была добавлена внешняя облицовка для того, чтобы сделать из неё «настоящую» пирамиду.

Но проект оказался ошибочным, распределив напряжения наружу, а не внутрь, поэтому собственная масса разрушила пирамиду. Мендельсон утверждает, что Снофру начал работу над другой , угол наклона сторон которой был спешно уменьшен (отсюда название – Ломаная пирамида), и что Красная пирамида была заключительной попыткой привести вещи в порядок. Решающей для этого спора является идея, что пирамиды строились, как на конвейере, независимо от того, были ли фараоны, которые должны были быть похоронены в них, или нет. В этом случае правителям, которые умирали до завершения их собственной пирамиды, могла быть выделена одна пирамида из «запаса».

  • Пирамиды в Лиште

Пирамиды в Лиште являются наиболее недоступными и разрушенными из коллекции Фаюма, и привлекают мало внимания. Самая большая из них, пирамида Аменемхета I (1991-1962 годы до нашей эры) увековечивает основателя XII династии, столица которой Итж-Твай находилась где-то поблизости. Немного к югу расположена труднее достижимая пирамида Сенусерта I, сына Аменемхета.

Монастыри Фаюма

Традиция говорит, что святой Антоний лично вдохновил первых отшельников в Фаюм в четвёртом веке, и затем в течение двух столетий в долине жили 35 монашеских общин. Как и в других местах Египта, после мусульманского завоевания коптское монашество постепенно приходило в упадок и начало возрождаться только в прошлом веке. Но обычай совершать паломничество никогда не прекращался и всё ещё обеспечивает прибытие посетителей в монастыри, которые фактически пустуют, кроме как в дни праздников.

До Дейр аль-Азаб, самого ближнего к Фаюму монастыря, можно добраться, двигаясь 5 километров по дороге на Бени Суэф. На развилке сверните налево, и монастырь будет справа от вас через километр пути. Основанный в двенадцатом веке и недавно перестроенный без соблюдения стиля «Монастырь холостяков» больше не укрывает монахов, но привлекает множество посетителей-коптов по пятницам и воскресеньям, а также проводит маулид девы (15-22 августа). Здесь находится место погребения святого Абрама, преподобного епископа Фаюма и Гизы между 1882 и 1914 годами, который из своего портрета пожимает руку достойным посетителям.

Самый удалённый и наиболее живописный Дейр эль-Малак Гхобриэль (монастырь архангела Гавриила) находится на холме в пустыне, над землями сельскохозяйственного назначения в долине. Автобусы паломников могут приезжать на маулид архангела Гавриила (18 декабря), но в остальное время здесь очень тихо. В пещерах на холме волки устраивают логова. С гребня холма вы можете видеть Лахунский проход, а иногда и пирамиды в Лахуне и Хавара.

Маршрутные такси в Каламшах проезжают мимо жёлтого амбара в деревне Калхана, откуда грязная дорога ведёт к монастырю (5 километров, 1 час пешком). Церковь монастыря датируется десятым или одиннадцатым веком и содержит несколько великолепных средневековых фресок, найденных во время реставрационных работ в 1991 году, а также мумии «Мучеников Наклуна» – неизвестных монахов, женщин и детей, убитых некогда в далёком прошлом. Их тела не показывают, но магазин монастыря продаёт кроваво-красные фотографии.

Вконтакте

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то