Где суэцкий канал. Суэцкий канал (Suez Canal) - это

Суэцкий канал, один из важнейших в мире искусственных водных путей пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Строительство Суэцкого канала стало одним из самых авантюрных и революционных проектов XIX века. Как водится, в успех грандиозного мероприятия сначала мало кто верил. Однако, согласно последним подсчетам, ежегодно эксплуатация канала приносит египетской казне до полутора миллиардов долларов дохода.

История Суэцкого канала

Канал каждые сутки пропускает около 50 судов различного назначения, а ежегодно через канал переправляется более 600 млн. тонн.

Суэцкий канал оказался очень выгодным проектом. Он приносит ежегодно 2 млрд. долларов прибыли. Минимальная плата, за которую небольшое судно может пройти канал, составляет 6-10 тыс. долларов. Стоимость прохода канала большим танкером или авианосцем доходит до 1 млн. долларов.

Суэцкий канал, قناة السويس (араб., произносится «кана ас-Сувайс»), Suez canal (англ.) ― это кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане. Канал расположен на территории Египта и соединяет Средиземное и Красное моря между Порт-Саидом (Būr Sa"īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море.

Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Суэцкий канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки, тем самым сокращая дистанцию на 8-15 тысяч км. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

На фотографии

Общая длина Суэцкого канала, включая подходные участки, составляет 174 км. Часть трассы проходит по фарватеру в озерах Тимсах, Большом и Малом Горьких, по дну которых проложены морские каналы. Включая эти озера, длина трассы составляет 192 км, включая в себя следующие участки: 78 км от Порт-Саида до Исмаилии и 84 км от Исмаилии до Порт-Тауфика (Суэц). Наименьшая ширина канала 300 метров (ширина фарватера между бакенами 180 метров). Наибольшая разрешенная осадка судов 53 фута, глубина канала 20 метров. Реконструкция 2005 года по углублению канала позволила проходить по нему супертанкерам водоизмещением до 360 000 тонн.

В настоящее время около 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем по каналу проходит до 50 судов в сутки. Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории ограничивается 11-16 км/час, среднее время прохождения канала 14 часов.

На фотографии Самый крупный контейнеровоз в мире на данный момент «Maersk Mc-Kinney Moller» компании Maersk Line свободно использует Суэцкий канал в своих морских перемещениях

История возникновения Суэцкого канала берет начало еще в глубокой древности. Известно, что создание канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, имело место уже во времена правления фараона Нехo II (кoнец VII - началo VI в. дo н. э.). Последующие правители Египта также поддерживали сохранение и усовершенствование канала, что продолжалось вплоть до конца эпохи фараонов, после чего канал был заброшен и пришел в состояние упадка. В 642 году он был восстановлен, однако в 776 году вновь перестал функционировать и был окончательно засыпан по приказу халифа Мансура, который не хотел допустить отвод торговых путей от центра Халифата.

Расположение суэцкого канала на географической карте мира

Спустя более чем тысячу лет, в 1798 году Наполеон Бонапарт, пребывая в Египте, заинтересовался возможностью строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Тогда же комиссия во главе с инженером Лепером вплотную занялась созданием проекта строительных работ, реализовать который впоследствии, однако, не удалось. Проект был закончен в конце 1800 года, когда Наполен был уже в Европе, потерявший надежду завоевать Египет и поэтому отказавшийся от идеи строительства канала.

Общее количество наемных рабочих за все время строительства более 1,5 миллионов человек

На этом идея создания канала не исчезла, так как в то время Египет оставался предметом интереса ведущих колониальных стран, в первую очередь Франции и Великобритании, из-за своей близкой относительно остального континента территориальной расположенности к Европе. В 1846 году было образовано международное общество «Société d’etudes du canal de Suez», также занимавшееся изысканиями о возможном строительстве канала между Средиземным и Красным морями. Наконец, в 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Созданная им Всеобщая компания Суэцкого канала возглавила строительство, а основными держателями акций компании стали Египет (44%) и Франция (53%).

На фотографии Суэцкий канал в прошлом веке

Строительство канала началось в апреле 1859 года. Основные работы производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц, а также европейцами. Количество единовременно занятых в строительстве достигало 30 тысяч человек. По причине тяжелых условий труда, а также географических и климатических особенностей региона, смертность среди рабочих была велика. Работы продолжались более 10 лет, что почти в два раза дольше первоначально задуманного срока; общая стоимость Суэцкого канала в конечном итоге составила 576 миллионов франков.

Для судоходства канал был открыт 17 ноября 1869 года. Существенные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, в 1875 году британское правительство приобрело контрольную долю акций канала. Египет был отстранен от управления, а также от прибыли. Фактическим владельцем канала стала Англия, что еще более усугубилось после английской оккупации Египта в 1882 году.

Июльская революция 1952 года привела к изгнанию из страны английской королевской династии. В 1953 году Египет был провозглашен республикой, и 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года, в результате чего Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, прервано движение морского транспорта. Судоходство вновь было приостановлено на периоды военных действий в 1967, 1973 годах. В 1975 году канал вновь был открыт для судоходства, также стартовал процесс его восстановления, включая масштабную реконструкцию Суэцкого канала, начатую в 2005 году.

На сегодняшний день Суэцкий канал является одним из главных бюджетообразующих проектов Египта. Транзитные пошлины, взимаемые Египтом, составляют значимую долю дохода государственного бюджета наряду с добычей нефти и туризмом. К примеру, в мае 2013 года доход Суэцкого канала составил 438,1 млн. долларов США.

Согласно Международной Конвенции 1888 года, правом прохода через Суэцкий канал могут пользоваться корабли всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Однако, в связи с конфликтом в Сирии, в августе 2013 года Суэцкий канал был закрыт для военных кораблей, проходящих с целью боевых действий в отношении Сирии, о чем выступил с заявлением Министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах аль-Сиси. Он также добавил, что Египет не допустит превращения Суэцкого канала в коридор для атаки какого-либо арабского государства.

В настоящее время под дном Суэцкого канала пролегает автомобильный туннель, соединяющий Синай и континентальную Африку. В 1998 году над каналом была построена линия электропередачи. Стоит также упомянуть пересекающий Суэцкий канал автомобильный мост имени Хосни Мубарака, построенный в 2001 году. Мост высотой 70 м является частью автотрассы, проложенной между городами Порт-Саид и Исмаилия, и по сути соединяет Африку с Азией. Еще одним интересным проектом, открытым в том же 2001 году, является железнодорожный мост Эль-Фердан, самый длинный поворотный мост в мире, соединяющий восточный берег Суэцкого канала с Синайским полуостровом.

Суэцкий канал был и остается одним из самый загруженных и релевантных морских путей в мире. Он связывает Западную Европу с районами Ближнего и Среднего Востока, а также с Восточной Африкой, Азией и Австралией. Каждые сутки через канал проходит до 50 судов, и в связи с высокой плотностью морского транспорта в четырех точках канала предусмотрено двустороннее движение. 9 августа 2013 года Суэцкий канал пересекли 68 судов с общей нагрузкой 4,8 миллиона тонн, что стало новым рекордом по количеству грузов, отправленных через него в течение одного дня.

Современный Суэцкий канал – крупная водная артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря. С этим сооружением связан еще целый ряд важных проектов. Суэцкий канал, где находится город Исмаилия, соединяется отдельным рукавом с рекой Нил.

В районе города Суэц проложен автомобильный тоннель, носящий имя генерала Ахмеда Хамди. Он пролегает под дном канала и обеспечивает автомобильное сообщение Африки с Азией. Над водной артерией проходит линия электропередачи, подвешенная на двух пилонах на высоте более 200 метров.

Построенный через канал в 2001 году мост три года удерживал статус крупнейшего вантового моста в мире. В 2004 году он уступил его виадуку Мийо в южной Франции.

Договоренность о постройке моста была достигнута во время визита президента Мубарака в Японию в 1995 году. Вантовый мост строился при поддержке японского правительства, а основным подрядчиком выступила фирма этой азиатской страны. Неофициальное название сооружения – мост египетско-японской дружбы. Он построен на 70-метровой высоте, длина его главного пролета – 404 метра.

Сегодня канал позволяет транспортировать грузы из Азии в Средиземноморье, минуя Африку. Ежегодно доходы от его использования приносят Египту по несколько миллиардов долларов. Это второй по значению источник пополнения государственного бюджета североафриканской страны.

История постройки: до Суэцкого канала

У Суэцкого канала был предшественник, сооруженный еще в древности. Его называют «Канал фараонов» или «Древний Суэцкий канал». Аристотель, Плиний Старший и Страбон приписывали идею канала фараону Сезострису. Это собирательный образ, который объединял в глазах греков и римлян египетских владык глубокой древности. Под Сезострисом иногда предполагают Рамсеса II.

По словам Геродота, строить канал начали при фараоне Нехо II (VI век до н.э.). Древний историк писал, что длина сооружения составляла четыре дня пути, а ширина позволяла плыть рядом двум боевым кораблям.

Нехо II не завершил сооружение канала. По словам Геродота, строительные работы погубили 120 тысяч египтян. Но правитель отказался от завершения конструкции после того, как услышал от оракула, что канал принесет больше пользы чужеземцам.

В VI веке до н.э. Египет стал частью персидской империи Ахеменидов. Царь Дарий I решил завершить работы по соединению Нила с Красным морем. Выяснили, что в «старом канале», вырытом при Нехо, уже нет воды. Царь смог мобилизовать на его сооружение ресурсы своей империи.

Дарий I лично приехал на открытие канала. Вдоль него стояли трехметровые стелы с надписью на нескольких языках. Они сообщали, что Дарий приказал прорыть канал, чтобы парусные корабли могли идти из Египта в Персию, «как я того захотел».

Другие авторы сомневались, что при Дарии I канал был закончен. Писали, что канал продолжали достраивать при Птолемее II (III век до н.э.). Инженеры этого царя смогли придумать водяные замки, которые предохраняли Нил от заполнения его соленой водой.

В последние века Античности сооружение было известно как «река Траяна» в честь великого императора Рима II века. В VII веке канал был засорен илом. Водный путь восстановили по приказу арабского полководца Амра ибн аль-Аса, завоевавшего Египет, или халифа Омара около 642 года до н.э. В 767 году по приказу арабского халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы по нему не шли поставки его врагам.

Около 1000 года ров пытались снова сделать судоходным, но новый канал быстро засорился песком. В конце XV века венецианцы предложили план соединения канала с Красным морем и Нилом, чтобы вести торговлю с Индией. Но план было трудно реализовать, а завоевание Египта османами похоронило его окончательно.

Во время Египетской кампании в 1798 году по приказу Наполеона велись раскопки и были обнаружены остатки древнего канала. Когда Наполеон стал императором, были попытки возродить канал, но они оказались неудачными. Причиной было то, что не учли глубину Красного моря.

Рождение Суэцкого канала

В 1830-е годы ряд европейских инженеров выдвигали свои проекты возрождения Суэцкого канала. В 1854 году турецкий хедив Египта Сеид-паша предоставил французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессию. Она предполагала создание компании для сооружения канала, открытого кораблям всех стран.

Компания была открыта в декабре 1858 года, а в апреле 1859 года начала работы. Сооружение канала заняло десять лет. Для этого компания Суэцкого канала использовала принудительный труд египтян. Всего в его строительстве было задействовано около 1,5 миллиона граждан разных стран. Несколько тысяч рабочих погибли от болезней.

Создание водного пути не устраивало Великобританию, и она предпринимала меры по торможению проекта. Англичане придали огласке случаи использования «рабского труда» и заставили отказаться от привлечения к работе местных крестьян.

Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Открытие осуществил Исмаил, новый хедив Египта и Судана. На торжественной церемонии присутствовала императрица Евгения, супруга императора Франции Наполеона III.

Первой канал должна была пересечь французская яхта «Aigle». Но в ночь перед открытием водного пути английский капитан Джордж Нэрс провел свое судно «Ньюпорт» мимо кораблей других стран. Так англичане оказались первыми. Нэрс получил от своего правительства официальный выговор и неофициальную устную благодарность.

Все работы были завершены только к 1871 году, и первое время по каналу ходило мало судов. Большинство акций компании Суэцкого канала принадлежали Франции. Долги вынудили Исмаил-пашу продать долю Турции французским акционерам.

В 1882 году Английские войска вторглись в Египет, и Великобритания сумела получить контроль над Суэцким каналом. Константинопольская конвенция объявляла его нейтральным под британским протекторатом. Контроль над ним пригодился англичанам во время обеих мировых войн. В 1956 году Великобритания вывела свои войска из Египта, и Суэцкий канал оказался под контролем этой страны.

Содержание статьи

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Каналпересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

Где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик. На канале в районе озера Тимсах расположен крупный промышленный центр - город Исмаилия .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

    Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

    Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

    В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

    В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье , исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха , международное «Société d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец Негрелли. Луиджи Негрелли (англ.) русск. на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект, который, однако, в общих чертах был повторением старого, Леперовского. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс , не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе - так, чтобы он был «искусственным Босфором » непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов .

    В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши , вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

    В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 % .

    Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделённых на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но было вынуждено отступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша .

    Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, которые должны были возникнуть вдоль канала. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

    200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

    Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

    Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря - 9,2 км и Суэцкого залива - около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120-150 м, по дну-45-60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12-13 м, затем углублён до 20 м .

    Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

    • 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал . Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года . Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года , пока канал не был расчищен с помощью ООН . Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

      Настоящее время

      Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством .

      По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году) .

      В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

      По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

      Второй канал

      В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта .

      6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси , прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.

      В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и иногда используется в качестве президентской яхты. Корабль уходит в море примерно три раза в год, но обычно только на одни сутки. Яхта была построена в 1865 году.

      «Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.

      Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило облигации с доходностью 12 % годовых, и инвесторы раскупили их в течение всего восьми дней. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

      На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

      Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

      Кроме того, дублер, как ожидается, повысит доход Египта к 2023 году от эксплуатации водного пути в 2,5 раза - до 13,2 миллиарда долларов с нынешних 5,3 миллиарда. Суэцкий канал обеспечивает 7 % мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. В дальнейшем планируется создать рядом с каналом крупный логистический центр и промышленную зону . Ряд экспертов считают эти прогнозы излишне оптимистичными .

      Соединение между берегами

      См. также

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то