Информационная перегрузка и как с ней справиться. Информационная перегрузка и ее опасность

Суть информационной перегрузки заключается в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком, т.е. человек не способен справляться с информацией огромных масштабов. [ 4 ]

Причиной проблемы перегрузки информацией стало ускорение темпов научно - технического развития. Нельзя не включить во внимание также такую реалию современности, как ускоренный процесс расширения рыночной экономики.

Учёные заметили, что увеличивается объём слуховой информации в течении данного интервала времени, быстрее, чем раньше, происходят изменения значений употребляемых в разговорной речи слов, высокий оборот изменений в рекламе, происходит ускорение изменений в предметном и духовном мире, и всё это - результат ускоренного темпа движения информации. Соответственно этот паранормальный темп и вызывает информационную перегрузку.

Профессор Еляков А. Д. открывает нам «сногсшибательную» статистику мирового масштаба. По данным информационного бюллетеня Microsoft на планете существуют 1,5 млрд. телевизоров, 2, 5 млрд. радиоприёмников, кроме того, ежегодно появляются 100 тыс. журналов, 5 млрд. научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчётов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет и т.д. Таким образом, современное поколение людей вынуждено жить в этом океане информации, а также автор утверждает, что её поток невозможно воспринять в полном объёме, так как пропускные физиологические возможности человека довольно ограничены. Несмотря на то, что человек - одно из наиболее приспособленных созданий на земле в отношении приёма информации, всё же он не в состоянии справится со всей своей информацией.

Информация - благо, когда человек способен контролировать её, иначе она - есть неизбежное зло, если выходит из-под контроля.

Огромное время тратит современное поколение на интерактивные видеоигры, просмотр видеокассет и особенно на работу на ПК, а ведь они являются, тоже, изобильными источниками информации. В итоге страдает мозг человека, а именно -та его область, которая отвечает за память(при обилии данных последние многократные события в голове человека «стирают» предыдущие). [ 4 ]

Мы живем в мире цифровых технологий, где информация получила независимый статус и может рассматриваться как что-то материальное. Возросли информационные потоки - скорости и объемы передачи данных. Если раньше, читая только одни газеты, можно было быть в курсе всех событий, то сейчас и телевидения, и интернета, и всей прессы вместе взятой бывает не хватает для полного обзора имеющихся событий. [ 5 ]

Как же в таких условиях чувствует себя человек? Точнее, как чувствует себя мозг человека - главный обработчик данных, поступающих из окружающего мира? Нужно сказать, что очень по-разному он себя чувствует.

Известно, что наш мозг сам по себе работает далеко не на полную мощность, а именно - задействовано около 5 %. И все же при этом он может обрабатывать колоссальное количество информации. Вся проблема в том, что наша ЖИВОТНАЯ нервная система просто не в состоянии справиться с такой нагрузкой, и именно поэтому оставшиеся 95 % серого вещества заблокированы до поры до времени.

Прогресс цивилизации в настоящее время развивается стремительно и, естественно, не обращает внимание на физическую способность человека развивать характеристики своего мозга с нужной скоростью. Поэтому стало актуальным такое понятие, как информационная перегрузка, или нервное истощение.

Подобное расстройство возникает из-за постоянного напряжения, когда человек продолжительное время усиленно думает сразу о нескольких задачах, хранит в памяти большое количество единичной информации (например, множество несвязанных между собой цифр), отслеживает большое количество визуальной информации, вынужден быстро обрабатывать входящие данные (например, получая вопрос, быстро отвечать). Если подобное состояние прерывно, кратковременно, оно очень полезно и развивает, но если оно постоянно, можно в один прекрасный момент ожидать сбоя. [ 5 ]

Первым признаком нервного истощения считается потеря сна. Вроде бы ничего страшного, когда лежишь в постели, вертишься и все думаешь-думаешь, анализируешь. Кажется, что организм просто не хочет отдыхать, но это не так. Нервная активность мозга слишком велика, чтобы перейти в состояние сна. С подобной бессонницей наверняка сталкивался каждый из нас, кто от работы, кто от любовных переживаний, кто от еще чего. Кто-то может сказать, что нужно вкалывать - тогда спать будет лучше. Ничего подобного! Вкалывать тоже необходимо с умом!

Вторым признаком является потеря аппетита. Или, например, когда забываешь, что именно ел, вкусно ли было и прочие детали, связанные с потреблением пищи. У многих нервное истощение проявляется ощущением «словно сжатая пружина», когда появляется нервозность, вспыльчивость. Практически все при перегрузке начинают «тупить», то есть замедленно обрабатывать несложную информацию. Все это признаки начинающегося нервного перегруза.

Затянувшаяся перегрузка проявляется трясущимися ни с того ни с сего руками, подергиванием кожи (например, на лице), учащенным сердцебиением, аритмией сердца, расстройством живота и др. Это уже физическая реакция организма - так работает нервная система, чтобы защитить себя от разрушения.

Естественно, зная, что существует опасность подобного психологического расстройства, людям, занятым в слишком нервной или информационной работе, следует внимательно относиться к поведению своих нервов. Не зря биологический факт превратился в поговорку: Нервные клетки не восстанавливаются! Поэтому следует себя беречь и уметь в определенный момент сказать компьютеру «нет!», и пойти прогуляться по парку. [ 5 ]

Реакции на информационную перегрузку естественны, и, полагаю, неэтично изматывать уставшего человека, ему нужно предоставить покой. Однако в нашем мире вопросы этики мало кого волнуют, поэтому часто, если уставший человек сам не сумеет приспособиться к повышенной информационной нагрузке, покой ему предоставит лишь психиатрическая клиника.

В 1875 году любой грамотный математик мог полностью усвоить доказательства всех существовавших на тот период теорем за несколько месяцев. В 1975 году, за год до того как была доказана теорема о четырех цветах, об этом уже не могло быть и речи, однако отдельные математики еще могли теоретически разобраться с доказательством любой известной теоремы. К 2075 году многие области чистой математики будут построены на использовании теорем, доказательства которых не сможет полностью понять ни один из живущих на Земле математиков — ни в одиночку, ни коллективными усилиями.

И подобная ситуация настанет практически во всех областях современной науки. Даже я еще помню времена, когда термин «компьютерщик» означал полностью самодостаточного универсала: ремонтник, низкоуровневый программист, специалист по локальным сетям и прочему — все это сочеталось в рамках одной личности. Далее произошло распараллеливание и фрагментация.

Иначе говоря, далее развитие цивилизации либо резко замедлится , либо «мы все изменимся» и адаптируемся под текущие темпы развития. Сегодняшний пример Эда показал, что как минимум часть людей способна преодолеть психо-информационный барьер в условиях перегрузки, чтобы обрести новые видовые «шизофренические» свойства. Хорошо это или плохо — покажет время. Помнится, когда я был еще совсем молодым, очень много говорилось, что Владимир Ильич Ленин также умел одновременно читать сразу две книги, но опосля мучительно помер от «размягчения головного мозга» («но дело его живет», — спешно осекался политрук в этом месте на уроках политинформации). Поразмыслив сегодня о «софтовых вариантах» изменения человечества и преодоления психо-информационного барьера, в следующий раз поговорим об аппаратных попытках «проэкстендить» человека обыкновенного — благо чипизация и компьютеризация человеческого тела сегодня также развивается семимильными шагами.

Что же касается нашей темы, то, читая откровения Эда, который хвастает, что на одного пилота «Апача», прослужившего больше 3 лет, приходится более 1000 убитых талибов, невольно вспоминаются слова Чарльза Дарвина, сказанные им еще в позапрошлом веке:

Более всего пострадают, конечно, те формы, которые непосредственно конкурируют с формами, претерпевшими модификацию и улучшение.

P.S.: Забавно, что Sony Reader Store выложил эту книгу Эда в раздел Computers > Networking > Apache - я же говорю, вся эта история написана про близкое будущее компьютерщиков.

Экология жизни: Используя эти принципы, вы сможете сформировать свой день так, чтобы избежать перегрузки информацией...

Согласно достижений нейробиологии

В информационную эпоху важно не только правильно работать с потоками данных, но и уметь от них защищаться. Все чаще выражение «информационная перегрузка» звучит как диагноз, она особенно опасна для людей, имеющих дело с большими ее массивами.

О том, как мозг обрабатывает информацию и как можно улучшить эти процессы, рассказывает психиатр, автор бестселлеров о работе мозга, бизнес-консультант Шрини Пиллай.

Информационный перегруз в нашей жизни повсеместен, от бесконечной ленты новостей до входящих электронных писем каждую секунду. Если говорить в терминах техники, то человеческий мозг - мозг каждого из нас - имеет устройства для того, чтобы с этим справляться. Так:

  • поглощает информацию «пылесос»;
  • для хранения краткосрочных данных есть свой «контейнер» памяти;
  • есть «блендер» мозга для усвоения нового;
  • «жесткий диск», где хранится долгосрочная информация;
  • и даже «корзина» для удаления ненужного.

Эффективное использование всех этих агрегатов критично важно в условиях информационного перегруза - для этого нужно четко знать, как работает каждый из этих отделов мозга, когда и как их лучшего всего использовать.

Шесть принципов, изложенных ниже, помогут придерживаться гигиены мозга в этой борьбе с ежедневным наплывом данных.

1. Настройте «пылесос»

Пылесос - это центры внимания в мозге. Если их не настраивать, то они будут подбирать каждый бит информации на вашем пути. Лучше всего настройку их реакции проводить в режиме «от глобального к локальному».

Локальная реакция - это размышление о только что случившихся событиях, а глобальная - размышление обо всех приоритетных задачах, которые у вас есть.

Тренировка «локальной реакции» мозга позволяет развивать многозадачность и эффективность. И когда в рабочий день на вас наваливается десяток заданий, сделайте «нефокусированную» паузу. В это время поразмышляйте над тем, что вы сделали только что, оцените, как это было и как повлияет на ваше следующее задание. Не думайте о рабочем дне в целом.

2. Поставьте фильтр на «контейнер»

Контейнер - это наша краткосрочная память, она похожа на чашку, куда налили идей. У чашки есть края, поэтому особенно раздражает то, что в ней хранится ненужная информация.

Выход - фильтровать информацию в течение дня, и в этом есть проактивный и реактивный пути.

Реактивный путь состоит в том, что вы говорите себе «слишком много информации» и даете мозгу сигнал больше ничего не воспринимать. Проактивный фильтр - вид подготовки мозга к игнорированию ненужного, например, с самого утра вы выключаете уведомления соцсетей и сайтов, чтобы днем на них не отвлекаться.

3. Включите «блендер»

Блендер - это кора головного мозга, отвечающая за разные состояния сознания и, соответственно, способность интегрировать информацию.

Вы можете освободить место в мозге за счет соединения идей, и так они воспринимаются мозгом как одна нейронная цепь, а не несколько. Когда мы сфокусированы, наш мозг находится в режиме накопления нового, а не соединения уже известного. Поэтому в течение дня необходимо делать нефокусированные паузы, чтобы включились цепочки мозга.

Когда в течение дня вы должны воспринять очень много информации, можно поступить парадоксально - назначить себе дополнительное задание, но такое, что подстегнет «блендер». К примеру, прогулка очень стимулирует креативность и кору мозга.

4. Защитите «жесткий диск»

Жесткий диск - это наша долговременная память, укрепить которую можно за считанные минуты.

Чтобы накрепко сохранить нужные воспоминания и информацию, пользуйтесь техникой так называемого «обучения с перерывами». Вместо того, чтобы работать нон-стоп, делайте остановки для отвлечения, и это может принести большую пользу. Благодаря им «чашка» кратковременной памяти будет быстро опорожняться, а то, что действительно нужно сохранить и запомнить, перенесется на «жесткий диск» без проблем.

5. Подключите «корзину»

Мы часто боимся забыть о важных вещах, в то же время есть такие из них, которые мы забыть не можем. К примеру, короткий выговор будет помниться весь день, равно как и промах, даже если о нем никто, кроме нас, не знает.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает функция намеренного забывания в мозге. Парадоксальным образом, мы дольше помним то, что причиняет беспокойство, частично из-за общего страха забывать мозг автоматически фокусируется на запоминании.

Одна из стратегий борьбы - быстрая замена памяти. Как только начинает формироваться мучительное воспоминание, включите вашу любимую музыку или смотрите на любимое изображение. Эта техника называется «прямым забыванием» и позволяет эффективно разрушать мучительные воспоминания еще до их укоренения в памяти.

6. Руководите потоками энергии

Наука установила, что мозг тратит 20% нашей энергии, хотя занимает лишь 2% человеческого тела. Это значит, что нехватка сил будет негативно влиять и на работу мозга.

Поэтому уделяйте время физической активности - упражнениям, которые улучшат качество вашей жизни и помогут управлять энергией более эффективно. Выполнение упражнений в любом случае дает мозгу перерыв, а значит и время для восстановления.

Используя эти принципы, вы сможете сформировать свой день так, чтобы избежать перегрузки информацией.

Например, вы можете разбить рабочее время на 45-минутные сегменты с 15-минутными интервалами между ними, и использовать эти паузы для проактивного фильтрования информации, «локальной реакции» мозга или расфокусировки.

А чтобы методика была эффективной и действовала быстро, желательно ее придерживаться и дома.

Информационная перегрузка

На доске объявлений слишком много информации

Понятие «Информационная перегрузка» популяризировал Элвин Тоффлер в своем бестселлере «Шок будущего» 1970 года. Термин относится к трудности понимания проблемы и принятия решений, причиной которой является избыток информации. Сам термин упоминается в книге Бертрама Гросса «Управление организацией» 1964 года.

Термин и концепция предшествовали Интернету, и могут оцениваться с точки зрения библиотечных и информационных наук, а также с точки зрения психологии. В психологии информационная перегрузка относится к переизбытку входящей в наше сознание информации. По Тоффлеру, информационная перегрузка - это сенсорная перегрузка в Информационную эпоху, термин, который был введен в 1950 году. Сенсорную перегрузку понимали как причину дезориентации и отсутствие ответной реакции. Тоффлер утверждал, что информационная перегрузка имеет подобного рода эффект только на более высоком когнитивном уровне, он пишет: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение.»

По мере того как мир входит в новую эпоху глобализации, все большее число людей подключается к Интернету, чтобы провести собственное исследование и получить возможность производить и потреблять данные со все большего количества сайтов. Юзеры теперь классифицируются как активные пользователи, потому что все большее количество людей становится охваченным цифровой эпохой. Все большее число людей считаются активными писателями и зрителями из-за своего участия. Этот поток создает новую жизнь, где мы находимся в опасности стать зависимыми от этого метода доступа к информации. Поэтому мы видим, информационная перегрузка из-за мгновенного доступа к такому количеству информации не гарантирует достоверности и отсутствие дезинформированности.

По данным университета Сиэтла Sonora Jha, журналисты используют веб для проведения своих исследований, получения информации в отношении источников для интервью и пресс-релизов, обновления новостей в интернете и, таким образом, это показывает постепенный сдвиг в отношениях из-за быстрого роста Интернет. Лоуренс Лессиг описал природу интернета как «чтение-запись».

История

Ранняя история

Информационная перегрузка была зарегистрирована во все периоды, когда достижения в области технологии увеличили производство информации. Уже в 3 и 4 веках до нашей эры люди относились к информационной перегрузке с неодобрением. Примерно в это же время Экклезиаст писал: «А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг - конца не будет; а много читать - утомительно для плоти». В 1 веке нашей эры Сенека Старший прокомментировал, что «обилие книг является отвлечением внимания». Аналогичные жалобы вокруг роста книг были также упомянуты в Китае.

Ренессанс

Общие причины

Основные причины информационной перегрузки включают:

  • стремительный рост новой информации, которая производится
  • простота дублирования и передачи данных через интернет
  • увеличение доступных каналов входящей информации (например, телефон, электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, rss)
  • большое количество исторических сведений
  • противоречия и неточности в имеющейся информации
  • низкое соотношение сигнал/шум
  • отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации
  • куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений

Электронная почта остается основным источником информационной перегрузки, так люди пытаются идти в ногу со скоростью входящих сообщений. Также как с фильтрацией нежелательных рекламных сообщений (спама) пользователям приходится бороться с растущим использованием вложений в электронной почте в виде объемных докладов, презентаций и мультимедийных файлов.

В 2007 году блог New York Times описал e-mail как причину, по которой экономика теряет 650 миллиардов долларов. В апреле 2008 года New York Times сообщила, что "электронная почта стала бичом некоторых людей в профессиональной жизни" из-за перегрузки информацией, но "ни один из современных громких интернет-стартапов, сосредоточенных на электронной почте, в действительности не устраняет проблему перегрузки, потому что никто не помогает готовить нам ответы".

В январе 2011 года Eve Tahmincioglu, работающая в MSNBC написала статью под названием «Что делать с переполненным почтовым ящиком». Компилируя статистические данные с комментариями экспертов, она сообщала, что в 2010 году 294 млрд сообщений отправлялось ежедневно, в 2009 - 50 млрд. Цитируя автора: Маша Эган, эксперт по рабочей продуктивности, заявила, что люди должны понимать разницу между работой с электронными письмами и их сортировкой. Это означало, что прежде, чем сразу же отвечать на каждое письмо, следует удалить ненужные электронные письма и рассортировать остальные. Потом Эган говорит: мы более проводимые, чем когда-либо прежде, и в результате мы должны быть более внимательны, управляя электронной почтой, иначе она будет управлять нами.

The Daily Telegraph цитирует Николаса Карра, бывшего исполнительного редактора Harvard Business Review и автора книги «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами», в которой говорится, что электронная почта эксплуатирует наш основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить дозу социальной и интеллектуальной пищи». Его озабоченность разделяет Эрик Шмидт , исполнительный директор Google , который заявил, что «мгновенные устройства» и обилие информации, воздействию которой люди подвергаются посредством электронной почты и других технологических источников может оказывать воздействие на мыслительный процесс, препятствуя глубокому мышлению, пониманию, тормозит формирование воспоминаний и затрудняет процесс обучения. Это состояние «когнитивной перегрузки» уменьшает возможность удержания информации и не позволяет соединить воспоминания, переживания, хранящиеся в долговременной памяти, оставляя мысли «тонкими и рассеянными». Это отражается и в образовательном процессе.

Технологические инвесторы проявляют аналогичную обеспокоенность.

В дополнение к электронной почте, мировая паутина предоставила доступ к миллиардам страниц информации. Во многих офисах работникам предоставлен неограниченный доступ в интеренет, позволяя им управлять своими собственными исследованиями. Использование поисковых машин позволяет пользователям быстро находить информацию. Тем не менее, информация, опубликованная онлайн, не всегда надежна из-за отсутствия полномочий утверждения и обязательной точности проверки перед публикацией. В результате люди пользуются перекрестной проверкой читаемых материалов перед принятием решения, и это занимает больше времени.

Реакции

Реакция бизнеса и власти

Многие ученые, корпоративные лица, принимающие решения, и федеральные политики признают величину и растущее влияние этого явления. В июне 2008 года группа заинтересованных исследователей из разнообразных корпораций, небольших компаний, академических учреждений и консалтинговых агентств создали Группу Исследования Информационной Перегрузки, некоммерческая заинтересованная группа, посвященная повышению осведомленности, обмену результатами научных исследований и содействию создания решений вокруг информационной перегрузки.

Недавние исследования показывают, что «экономия внимания» возникает от информационной перегрузки, что позволяет интернет-пользователям обрести больший конроль над их онлайн-опытом, особенно в отношении средств связи, таких как электронная почта и сервисы мгновенных сообщений. Это может предполагать какую-то стоимость для привязанных к электронным письмам. Например, менеджеры взымают небольшую плату за каждое полученное письмо, например, 5$, которое должен оплатить отправитель. Цель такого начисления в том, чтобы заставить отправителя рассмотреть необходимость перерыва. Однако, такое предложение подрывает основу популярности e-mail, а именно - ее бесплатность.

СМИ

СМИ, как и Интернет, проводят исследования в целях содействия повышению степени осведомленности об информационной перегрузке. В исследовании «Предвестники рака информационной перегрузки: результаты национального опроса» проводилось изучение относительно людей, которые столкнулись с информационной перегрузкой при поиске медицинской информации о раке, и влиянии этого процесса на них. Вывод из исследования объясняет как должна быть распределена медицинская информация и как должны проводиться информационные кампании для предотвращения распространения в интернете неуместной или некорректной информации.

Кроме того, существует множество книг, публикующихся, чтобы способствовать более глубокому пониманию информационной перегрузки и обучить читателя обрабатывать информацию более осознанно и эффективно. Это такие книги как «Выживание в информационной перегрузке» Кэвина Миллера, «Управление информационной перегрузкой» Линн Лайвели и «Принцип релевантности» Стефании Лучетти, продуктивно рассматривающие эту тему.

Проблема организации

Некоторые ученые-когнитивисты и графические дизайнеры подчеркивают различие между сырой информацией и информацией в той форме, в которой мы можем использовать ее в мыслительных операциях. С этой точки зрения информационную перегрузку нагляднее будет показать как организацию недогрузки. То есть, они предполагают, что проблема заключается не столько в объеме информации, но в том, что мы не можем понять, как ее использовать в сыром или предвзятом виде, в котором она предстает нам. Авторы, которые приняли этот курс, художник-график и архитектор Ричард Соул Вурман (человек, который придумал фразу «информационный архитектор») и статистик и когнитивный ученый Эдвард Тафт. Вурман использует термин «информационная тревога», чтобы описать наше отношение к объему информации в целом и наши ограничения на ее обработку. Тафт, в первую очередь, фокусируется на количественной информации и анализирует способы организации больших сложных наборов данных визуально облегчающих ясное мышление.

Литература

  • * Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121. .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная перегрузка" в других словарях:

    информационная перегрузка - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN information overloadinformation overloading … Справочник технического переводчика

    Информационная война - – этот термин впервые оказался в фокусе общественного внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991. Вообще, венцом классической военной истории являются две мировые войны XX века. Технический прогресс достиг невиданных ранее высот, до… … Энциклопедический словарь СМИ

    Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… … Психологическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Интернет з … Википедия

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличи­вает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение со­здает помехи нашей способности «думать». Одни люди реа­гируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию 10 .

Рациональное поведение, как правило, зависит от не­прерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собствен­ных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой челове­ческой способности предвидеть свое непосредственное лич-

ное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями сре­ду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точ­ность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше инфор­мации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изме­нения и новизна в окружающей среде, тем в большей ин­формации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информа­ции, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Класси­фицируя информацию, реферируя и «кодируя» различны­ми способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны".

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого орга­низма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала»*. Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатыва­ется, затем «выходит» в виде поступка, основанного на при­нятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации**.

* по которому проходит информация. - Примеч. пер.

** или выходных действий. - Примеч. пер.

Информация определяется и измеряется в особых еди­ницах, называемых бит*. Теперь эксперименты устанавли­вают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пиа­нино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мне­ниях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во-первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во-вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Представим себе, например, рабочего сборочного кон­вейера на фабрике, производящей детские кубики. Его ра­бота - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента кон­вейера движется с умеренной скоростью, у него не возни­кает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуж­дать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет рабо­тать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, пу­таться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо

* Бит есть величина информации, необходимая для того, чтобы сделать выбор между двумя равносильными (т. е. равно­вероятными. - Примеч. пер.) решениями типа альтернативы. Количество битов, на которое должно превышать выбираемое решение, удваивается.

больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускоре­ния движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из не­скольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число на­жатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый-красный-красный-зеленый на­жми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый-голубой-желтый-зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабаты­вать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы 12 .

Подобные эксперименты были проведены для того, что­бы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, го­ворить отдельные фразы, решать головоломки, а также вы­полнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что-либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не про­сто из-за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти экспери­менты обнаружили также, что чем больше времени дава­лось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять изве­стные формы психологических и даже психических рас-

стройств. Руководители озабочены требованиями быстро­го, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным ма­шинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность лю­дей думать и действовать существенно ослаблена воздей­ствием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во вре­мя сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешествен­ников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д-р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно зая­вил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать... ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная пере­грузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний 13 .

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не со­единяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормаль­ных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фи­гур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наво­дят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описыва­ет эксперименты, в которых использовались тесты на ассо­циации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на

две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа ра­ботала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыст­ряющегося поступления информации. Испытуемые, нахо­дящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реак­ции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме 14 .

Аналогичные эксперименты, проводившиеся психоло­гами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным бо­лее тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения вре­мени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - ...что шизофрения (как все еще непознанный процесс, воз­можно, связанный с дефектом метаболизма, который уси­ливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом... испытывают трудности при получении информации, входящей с обыч­ными скоростями, точно так же как нормальные люди ис­пытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают та­кие же ошибки, какие делают нормальные люди при уско­ренных темпах поступления информации».

Короче, Миллер доказывает, что механизм человечес­кого поведения ломается под действием перегрузки инфор­мацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изме­нений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адап­тироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми

ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабаты­вать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по мень­шей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо опре­делить.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то