Как интересно проверить таблицу умножения. Эта простая хитрость в два счета научит твоих детей умножению! Каникулы не испорчены

Каждого родителя настигает момент, когда его малыш отправляется грызть гранит науки и сталкивается с азами математики. Тогда возникает закономерный вопрос: как запомнить таблицу умножения быстро и легко? Дети ведь зачастую неусидчивые и невнимательные, им тяжело так запросто выучить десятки примеров. Именно поэтому в ход идут самые разнообразные лайфхаки, которые помогут выучить таблицу умножения и двинуться навстречу новым знаниям.

Лайфхак №1





Что нужно объяснить ребенку в первую очередь?

  1. Умножая на 1 , число не меняется.
  2. Умножая на 5, примеры будут оканчиваться на 5, если результат нечетный, или на 0, если четный.
  3. Умножая на 9, нужно умножить на 10, то есть приставить 0 к цифре, а потом просто отнять число, которое умножается. Пример 5*9=50-5=45.
  4. Умножая на 10 , нужно просто «прибавить» к умножаемой цифре 0.
  5. Умножая на 2 , можно удваивать число в уме.
  6. Перестановка множителей не влияет на конечный результат, благодаря чему пропадает необходимость учить одни и те же примеры по два раза.

Лайфхак №2 – стишки и песни

Игровая форма обучения очень результативна. Выучить таблицу умножения при помощи веселых стишков и песен, которых полным-полно в интернете, очень просто. Ребенок будет учить не нудные и непонятные сочетания чисел, а забавные строчки. Например: «семь на восемь – сорок восемь» или же «Жабки говорили «ква», восемь на девять равно семьдесят два».

Найдите те стихи и песни, которые придутся ребенку по душе, и воспользуйтесь ими. Вы и сами не заметите, как быстро школьник начнет делать успехи.

Лайфхак №3 – цветочки из бумаги




Вырезаем аккуратный цветок так, чтобы каждый лепесток отгибался. В кружочке, находящемся посередине, напишем число, на которое нужно умножать, а на каждом из лепестков – числа от 1 до 10. Правильные ответы должны располагаться на обратной стороне каждого лепестка.

Игра с цветочками позволит не только быстро выучить таблицу умножения, но и научит ребенка сразу же проверять самого себя. Так он сможет тренироваться и самостоятельно, а не только под надзором родителей.

Лайфхак №4 – работа с карточками


В эту игру интереснее играть всей семьей. Вырезаем из картона карточки (чем больше, тем лучше), на каждой из которых пишем по примеру на каждую цифру, но без ответа. Примеру могут и должны повторяться. Каждый участник по очереди вытягивает карточку, смотрит на пример и называет свой ответ. Если он правильный, то карточка переходит к игроку. Если нет, то возвращается в колоду. Тот, кто угадывает большее количество примеров (имеет большее количество карточек), является победителем.

Такая игра помогает не только весело провести время, но и снова и снова повторять примеры таблицы умножения. Чтобы ребенок не терял азарта и желания играть, необходимо назначать какую-нибудь приятную награду для победителя.

Если играть компанией нет возможности, то можно играть с ребенком один на один, но на время. Тогда у малыша будет желание побить рекорд. Особенно если за него, опять же, будет назначена какая-то награда.

Когда ребенок будет хорошо решать примеры, можно сделать новые карточки, на которых будут исключительно ответы. Задачей игроков в этом случае будет назвать сам пример.

Лайфхак № 5 – таблица Пифагора

Есть много вариантов цветовых акцентов в этой таблице с выделением закономерностей. Картинки увеличиваются по клику. МОжете распечатать, только убирите галочку «изображение по размеру кадра».









Для начального изучения лучше воспользоваться таблицей Пифагора, поскольку ответ легко найти в пересечении строчек по вертикали и горизонтали. Это гораздо проще и понятнее для ребенка, который сталкивается с умножением впервые. К тому же, уже давно доказано, что школьники лучше воспринимают визуальную информацию.

В первую очередь, необходимо объяснить, что числа из левого столбца умножаются на числа из верхней строки. Там, где они пересекаются, и скрылся правильный ответ. Это очень просто, верно?


Здравствуйте, уважаемые родственники и близкие учеников начальной школы! Первый класс уже позади, и сложность школьных заданий неуклонно растёт, не так ли? Вот и пришло время узнать, как выучить таблицу умножения с ребёнком без долгой и скучной зубрёжки. «Эврика» знает несколько способов!

Игра с карточками

В игровой форме ребёнок учится гораздо быстрее. Ещё бы, ведь так он чувствует себя спокойно и расслабленно, а также увлечён процессом. Особенно здорово играть, если победителя ждёт небольшой приз.

Чтобы изучение таблицы умножения превратить в весёлую игру, нужно купить или сделать самому картонные карточки с примерами на умножение однозначных чисел. В начале игры их нужно разложить перед ребёнком лицевой стороной вниз.

Все игроки по очереди тянут карточки и называют ответ. За каждый правильный ответ игроку присваивается 1 балл. У всех участников должно быть равное число попыток. Выиграл тот, кто набрал самое большое количество баллов. Думать долго - например, дольше 15 секунд - нельзя, иначе балл не засчитывается.

В этой игре можно пойти на маленькую хитрость и позволить ребёнку выиграть. Для этого нужно договориться с ним, что за исправление ошибки другого игрока ему будет засчитан дополнительный балл. В ходе игры время от времени стоит давать неправильные ответы, которые малыш должен заметить и исправить.

В эту игру нужно играть регулярно - тогда таблицу умножения ученик выучит быстро и будет давать правильные ответы не задумываясь.

Таблица умножения через сложение

При изучении таблицы умножения важно, чтобы ребёнок понимал логику этого действия. Поэтому каждый пример таблицы умножения стоит расписать через сложение одинаковых цифр.

2 × 2 = 2 + 2 + 4;

2 × 3 = 2 + 2 + 2 = 6;

2 × 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8;

Расширенный вариант таблицы умножения можно повесить на видном месте перед столом, за которым ребёнок учит уроки. В таком случае большинство примеров ему не придётся запоминать, он будет просто вычислять их в уме, пока ответ не отложится в памяти окончательно.

Умножение на пальцах

Стоит познакомить ребёнка с умножением при помощи пальчиков. Это хорошо работает на первых этапах знакомства с таблицей умножения. Рассмотрим пример: 4 × 5. Представим, что каждый пальчик равен 5. Оставляем прямыми 4 пальчика, а остальные загибаем. Теперь просто пересчитываем прямые пальчики, суммируя пятёрки: 5, 10, 15, 20.

Таблица умножения в музыкальных клипах и мультфильмах

Мультфильмы любят все дети, поэтому возьмите парочку «математических» мультиков себе на вооружение и время от времени показывайте ребёнку. Этот способ хорош тем, что вы в это время будете свободны.

Также эффективны клипы, в которых вместо обычных слов звучат примеры на умножение с правильными ответами. Такие клипы - просто находка для музыкальных детей. Пусть ребёнок спокойно занимается своим любимым делом: рисует или складывает конструктор, а вы тем временем просто включите ему «математическую» песенку для фона.

Вскоре вы с удивлением заметите, что малыш напевает слова из песни, без труда вспоминая примеры на умножение.

Увлекательные способы умножения с цифрой 9

Цифра 9 - особенная, даже магическая. Расскажите об этом ребёнку и легко умножайте на 9 любое другое число.

Умножаем на 9 с пальчиками

Пусть малыш положит ладони на стол и выпрямит все пальцы. Теперь нужно каждому пальчику присвоить порядковый номер слева направо. Демонстрируем чудеса математики: например, найдём ответ для примера «9 × 3»:

  • находим палец номер 3;
  • считаем, сколько пальцев слева от третьего. Это десятки нашего ответа;
  • считаем, сколько пальцев справа от третьего. Это единицы ответа.

Ставим 2 цифры рядом и получаем правильный ответ - 27.

Смотрим на второй множитель при умножении на 9

Есть ещё один интересный способ умножить любое однозначное число на 9. Рассмотрим пример «9 × 3». Проделаем с цифрой 3 следующие метаморфозы:

  • возьмём 3 десятка;
  • отнимем от них 3 единицы;
  • получим 30 − 3;
  • ответ: 27.

Таблица умножения в стихах

Многие учителя используют стихи для запоминания таблицы умножения. Когда нужно дать правильный ответ, то строки стихотворения сами всплывают в памяти. Помните песенку «Дважды два - четыре»? Вот по такому же принципу и происходит запоминание примеров на умножение.

Что такое «умножение»?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

1 × 1 = 1
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.

1 × 2 = 2
Один в поле не воин.
Одиножды два - двое.

2 × 2 = 4
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.

2 × 3 = 6
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!.. Дважды три,
Дважды три - шесть!

2 × 4 = 8
В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок.

2 × 5 = 10
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять - получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.

2 × 6 = 12
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть - двенадцать лап.

2 × 7 = 14
Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!

2 × 8 = 16
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.

2 × 9 = 18
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда!
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов - восемнадцать.

2 × 10 = 20
Дважды десять - два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.

3 × 3 = 9
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
Трижды три - выходит девять.

3 × 4 = 12
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
- Тррри умножить на четыррре,
Тррри умножить на четыррре -
Двенадцать месяцев в году.

3 × 5 = 15
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять - пятнадцать пятен!

3 × 6 = 18
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать - трижды шесть.

3 × 7 = 21
Трижды семь - двадцать один:
На носу горячий блин.

3 × 8 = 24
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь - двадцать четыре.

3 × 9 = 27
Трижды девять - двадцать семь.
Это нужно помнить всем.

3 × 10 = 30
Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять будет тридцать.

4 × 4 = 16
Четыре милых свинки
Плясали без сапог:
Четырежды четыре - шестнадцать голых ног.

4 × 5 = 20
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки.
На каждой ноге - пять пальцев:
Четырежды пять - двадцать.

4 × 6 = 24
Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!

4 × 7 = 28
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!

4 × 9 = 36
У Бабы-яги сломалась ступа.
Четырежды восемь - тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
Четырежды девять - «тридцать шешть»!

4 × 10 = 40
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять - сорок.

5 × 5 = 25
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять - двадцать пять.

5 × 6 = 30
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть - выходит тридцать.

5 × 7 = 35
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь вёрст кисель хлебать:
Пятью семь - тридцать пять!

5 × 8 = 40
Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь - сорок.

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь - вышло сорок.

5 × 9 = 45
Пушки начали стрелять:
Пятью девять - сорок пять.

Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять - сорок пять.
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!

5 × 10 = 50
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять - пятьдесят!

6 × 6 = 36
Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть - тридцать шесть.

6 × 7 = 42
Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.

6 × 8 = 48
Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь.

6 × 9 = 54
Нам не жалко булок -
Рот откройте шире:
Шестью девять будет
Пятьдесят четыре.

6 × 10 = 60
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять - шестьдесят.

7 × 7 = 49
Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь - сорок девять…
Пусть не обижаются!

7 × 8 = 56
Раз олень спросил у лося:
«Сколько будет семью восемь?»
Лось не стал в учебник лезть:
«Пятьдесят, конечно, шесть!»

7 × 9 = 63
У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

7 × 10 = 70
Учат в школе семь лисят:
Семью десять - семьдесят!

8 × 8 = 64
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.

8 × 9 = 72
Восемь медведей рубили дрова:
Восемью девять - семьдесят два.

8 × 10 = 80
Самый лучший в мире счёт:
Наступает Новый год!
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять - восемьдесят!

9 × 9 = 81
Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят - хрю - один! -
Так ответил юный свин.

9 × 10 = 90
Невелик кулик, а нос-то!
Девятью десять - девяносто.

10 × 10 = 100
На лугу кротов десяток -
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять - сто:
Вся земля как решето!

Вовсе не обязательно заучивать все куплеты. Можно выбрать только те примеры, которые ребёнку сложно запомнить.

Только без фанатизма: компьютерные игры

Даже дети, которые не любят математику, с удовольствием поиграют в компьютерную игру. Если ваши педагогические способности не на высоте, то пускай за дело возьмётся Баба-яга или какой-нибудь другой персонаж.

Выполняя нехитрые задания и постепенно повышая сложность игры, ребёнок и сам не заметит, как быстро выучит таблицу умножения назубок.

Подойдите к учебному процессу креативно - тогда он принесёт только положительные эмоции вам и вашему ребёнку. Эти простые советы от «Эврики» упростят изучение таблицы умножения:

  • Повесьте примеры на видном месте.
  • Учите умножать и делить сразу.
  • Когда выучите умножение на 2, переходите к умножению на 4, а затем на 8.
  • После умножения на 3 переходите к умножению на 6 и 9.
  • Одновременно с умножением на 5 удобно изучать циферблат часов.
  • Хвалите и будьте терпеливы.
  • Ваши помощники - мультфильмы, музыкальные клипы, обучающие видео и игры с математическим уклоном.

Ну что, теперь таблица умножения не кажется вам наказанием? Мы верим, что ваш положительный настрой передастся и ребёнку. «Эврика» желает вам лёгкой учёбы! До новых встреч в широком кругу наших читателей!

Таблица умножения, без преувеличения, является одной из основ математической науки. Без ее знания обучение математике и алгебре станет очень трудным, если не невозможным вовсе.

Да и в повседневной жизни таблица умножения оказывается востребованной практически ежедневно. Именно поэтому ее освоению в начальной школе уделяется так много времени.

Однако легким изучение таблицы Пифагора не назовешь: навык умножения осваивается с трудом, и запомнить всю эту немалую массу чисел ребенку тоже нелегко.

Задача родителей - помочь детям в изучении таблицы умножения, сделав процесс интересным и одновременно результативным.

Простые способы обучения детей таблице умножения

Старый добрый счетный материал, а также разнообразные «подсказки» в виде стишков, песенок и интересных запоминающихся картинок тоже никто не отменял.

Имея представление об основных методиках обучения: запоминание, игра, визуализация - родители в силах самостоятельно научить ребенка таблице умножения.

Запоминание

Задача «выучить таблицу» предполагает в том числе ее буквальное запоминание. Подмечено, что запоминать материал куда легче в стихотворной форме или в виде песенки, особенно если дело касается детей.

Если упорядочить и зарифмовать примеры на умножение, то все нужные числа действительно гораздо быстрее закрепятся в памяти.

Использовать можно любые стихи (к примеру, можно выучить вместе с ребенком слова песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Дважды два - четыре»). А родители с фантазией могут подключить ее и придумать свои рифмовки, это легко, например: «шестью семь - сорок два, прилетела к нам сова».

На крайний случай, если таблица уж никак не запоминается, остается рутинный, но проверенный не одним поколением школьников способ - вызубрить ее. Однако имейте в виду, что этот метод детишкам совсем не нравится.

Следует помнить, что запоминание не может быть единственным методом обучения ребенка таблице умножения. Важно не только запомнить последовательность чисел, но и понять суть самого действия. Именно это поможет ребенку в старшем возрасте решать сложные примеры на умножение.

Визуализация

Еще одним способом освоения таблицы Пифагора является ее визуализация, предполагающая использование всевозможных наглядных материалов.

Это могут быть:

  • счетные материалы;
  • картинки;
  • и даже пальцы!

С помощью счетного материала, будь то палочки, геометрические фигурки или что-то другое, можно показать ребенку суть умножения («6 х 5» означает «взять 6 раз по 5 предметов»).

Вдобавок, малыш может сосчитать представленные фигурки и убедиться, что ответ получился именно такой, как в таблице Пифагора.

С помощью картинок

Если ребенок любит рисовать - это отличный повод изучить таблицу с помощью картинок.

Принцип действия примерно такой же, как и в случае со счетным материалом, только вместо того, чтоб выложить перед юным математиком 6 раз по 5 палочек можно нарисовать прямо напротив примера 6 квадратов/тортиков/вагонов с 5 точечками/вишенками/зайчиками внутри каждого.

Правда, отрисовывать целые картины при умножении больших чисел будет сложновато.

На пальцах

Хорошим вариантом станет изучение части таблицы Пифагора, а именно столбца с девяткой, на пальцах. Такой своеобразный лайфхак заинтересует любого ребенка.

Расположите кисти рук перед собой ладонями наружу и пронумеруйте их мысленно от 1 до 10, начиная с левого мизинца. Табличные примеры на умножение с числом 9 решаются очень просто: достаточно загнуть палец, номер которого совпадает со вторым множителем.

Так, умножая 3 на 9, загибаем средний палец на левой руке. Пальцы, которые располагаются до загнутого (их два), обозначают количество десятков, а остальные (их семь) - количество единиц.

Итого, в ответе получаем 27. Быстро, легко и интересно!

Посредством обучающих мультфильмов и программ

В качестве средств визуализации, разумеется, можно привлекать обучающие мультфильмы, приложения на мобильных устройствах и программы на ПК, если есть такая возможность и родители не против подобного времяпрепровождения ребенка.

Конечно, для изучения такой непокорной таблицы умножения все средства хороши, но помните, что всего должно быть в меру, и не бросайте малыша на попечение гаджета в этом нелегком деле, а лучше присоединитесь к нему сами.

Игра

Обучение в игровой форме всегда привлекает малышей. Учить таблицу умножения хорошо на материале карточной игры. Из картона делаются карточки на каждый пример таблицы, на одной стороне пишется числовое выражение (5 х 3 = ?), а на другой - ответ.

Игроки по очереди вытягивают карточки, решают пример и проверяют себя, заглянув на обратную сторону. Если ответ правильный, карточка остается у игрока, если нет - возвращается в колоду. Победителем оказывается тот, у кого в конце игры наберется больше всего карточек.

Первые шаги в изучении таблицы: самые легкие числа и освоение принципа

Некоторые примеры из таблицы Пифагора врезаются в память практически мгновенно, другие же, как ни зубри, подчиняться не хотят. Логично, что начинать освоение таблицы нужно с более сговорчивых чисел.

Так, ребенку не составит труда запомнить столбец примеров с единичкой, поскольку ответы будут идентичны изменяющемуся множителю. Далее можно приступить к изучению столбца с цифрой 2, потому что такое умножение легко проиллюстрировать любыми подручными средствами, прибавляя всякий раз по два.

После этого хорошо запомнится столбец с четверкой, ведь для того чтоб умножить на 4, нужно умножить на 2 и еще на 2. Опытные родители подметили, что дети легко осваивают умножение на 5, поскольку ответы в этом столбце оканчиваются только на 0 и 5.

Ну а с умножением от 6 до 9 (плюс число 3) можно разобраться чуть позже, тем более что часть их (а именно умножение этих чисел на 1, 2, 4 и 5) уже будет освоена. А если вы решили воспользоваться описанным выше методом умножения на пальцах, то проблем не будет и с девяткой.

Когда примерный фронт работ намечен, остается определить, как же объяснить малышу суть умножения, чтоб ему было понятно. Для начала стоит сказать ребенку, что это математическое действие придумано для ускорения и облегчения счета.

Хорошо бы придумать для иллюстрации этого утверждения яркую ситуацию. Например: «У тебя 10 пакетов и в каждом по 8 конфет. Чтоб сосчитать конфетки по порядку, понадобится несколько минут. А если знаешь хитрый способ - умножение - потратишь всего пару секунд». Обычно такая мотивировка приходится детям по душе.

Суть умножения несложна, ее можно объяснить как наглядно, так и с помощью цифр. В первом случае, используя счетный материал, объясните ребенку, что умножение - это «взять столько-то раз по столько-то».

Если же вам кажется, что ребенок скорее поймет цифровую запись, расскажите, что выражение «5 х 6» - это краткая запись выражения «5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5». Таким образом, умножение не только облегчает счет, но и дает возможность кратко записать сумму одинаковых слагаемых.

А это значит, что домашние задания по математике займут куда меньше времени - чем не отличный повод запомнить таблицу?

Как закрепить результат?

Лучшее закрепление навыка - применение его на практике. Чтоб освоение таблицы Пифагора было успешным, не забывайте пускать новые знания малыша в дело.

На прогулке попросите сказать, сколько колес у четырех автомобилей, сколько ног у пяти кошек. За обедом узнайте, сколько тарелок поставить на стол, если каждому из троих обедающих нужно по две штуки. Время от времени повторяйте случаи табличного умножения в стихах.

Многие родители советуют для запоминания таблицы умножения и во внеурочное время просто развесить в разных местах дома таблицы Пифагора, чтоб ребенок мог в любое время повторить пройденный материал.

Хорошим способом закрепления знаний является и игра. Используйте для нее карточки, о которых говорилось выше. Играйте всей семьей, пусть взрослые иногда нарочно ошибаются, чтоб ребенок мог поправить их, демонстрируя свои знания.

Как помочь ребенку быстрее осваивать и запоминать информацию?

Освоение таблицы умножения - процесс не слишком быстрый. Однако в школе количество часов на любой материал ограничено, и, конечно, учитель на следующем уроке (а уроки математики в начальной школе обычно ежедневные) уже будет требовать определенный результат.

Поэтому родителям нужно всеми возможными способами помочь ребенку быстрее понять и запомнить полученную информацию.

Изучая с малышом таблицу Пифагора, обратите его внимание на то, что многие примеры в ней повторяются, только числа в первой части числовых выражений меняются местами: 3 х 7 = 21 и 7 х 3 = 21.

Поняв это, ребенок быстро догадается, что учить около половины таблицы ему не придется вовсе и на самом деле количество примеров, которые необходимо запомнить, гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд! Повторяющиеся примеры для наглядности можно выделить в таблице одинаковым цветом.

Можно обратить внимание ребенка на некоторые интересные факты, открытые при детальном изучении таблицы Пифагора и связанные с сокращением чисел (то есть, следуя методу самого Пифагора, сложением цифр, из которых состоят двузначные числа таблицы).

Так, в столбце с девяткой сумма цифр каждого двузначного числа в ответе будет равна 9. Если сократить таким образом числа в столбце с цифрой восемь, получится последовательность от 8 до 1 по порядку. В столбце с шестеркой трижды будет повторяться последовательность 6, 3, 9, а в столбце с тройкой - 3, 6, 9.

Можно показать маленькому покорителю большой математики и такую хитрость: если принять в столбце с девяткой первый ответ за 09 (а не просто 9), то цифры в ответах выстроятся в два столбца, причем левый будет представлять собой ряд расположенных по порядку цифр от 0 до 9, а правый - от 9 до 0.

Неплохо будет, если удастся обеспечить малыша таблицей умножения в виде квадрата, по краям которого записаны числа от 1 до 9, а внутри записаны результаты их перемножения. Проведя линии от множителей сверху и слева, на их пересечении можно будет увидеть искомое число.

Важно объяснить ребенку, что результат числового выражения можно найти любым способом: можно вспомнить результат, а можно сосчитать на пальцах или применить знание «хитростей», на крайний случай допустимо даже быстренько выполнить сложение.

Или, например, если забыл, сколько будет 9 х 3, то уж сколько будет 3 х 9, наверняка получится вспомнить? Умение пользоваться разными способами для решения проблемы пригодится малышу в жизни.

Как научить малыша справляться со сложными примерами?

Прежде чем приступать к сложным примерам, нужно убедиться, что ребенок назубок знает исходный материал - таблицу Пифагора. Если вам удалось справиться с этим, можно приступать к умножению вида двузначное число на однозначное.

Объясните ребенку, что в этом случае необходимо:

  1. Записать числа столбиком, двузначное - сверху.
  2. Умножить на однозначное число сначала единицы двузначного, затем десятки (далее можно увеличивать разрядность первого множителя, упоминая, что каждый больший разряд умножается следом за меньшим);
  3. Если при умножении одного разряда на однозначное число получается двузначное, то под чертой записывается цифра, обозначающая количество единиц полученного числа, а цифра, обозначающая количество десятков, записывается над следующим разрядом первого множителя и прибавляется к числу, получившемуся при умножении этого разряда на однозначное.

Звучит сложно, на примере все гораздо проще. Через некоторое время не без помощи школьной программы малыш освоит и это действие, и сможет перейти к более сложным вычислениям. Помните, что специально задавать ребенку слишком трудные задачи не стоит - всему свое время.

Интерес, мотивация, игра - вот что сегодня стоит во главе угла в образовании, особенно если дело касается маленьких детей. Доказано, что если ребенок увлечен материалом, он усваивает его гораздо быстрее и лучше.

Зубрежка - вариант неплохой, но результат ее часто бывает недолговечен: после написания важной контрольной или сдачи экзамена мы с удовольствием забываем то, что денно и нощно твердили пару дней назад. Именно поэтому важно сделать изучение сложного материала, каким является и таблица Пифагора, интересным для детей.

Для этого подходят разные способы:

  • мотивация - объяснение того, где ребенку пригодится суперспособность умножать числа и насколько лучше быстро их умножить, чем медленно складывать;
  • стимулирование, иначе говоря, обещание чего-то приятного при достижении результата (но помните, что этим методом злоупотреблять нельзя, иначе в один прекрасный день вы просто не потянете материально очередную «приятнушку»);
  • похвала: за каждый даже самый маленький шажок вперед ребенка нужно хвалить, а значимые продвижения хорошо поощрять увлекательной прогулкой, совместной игрой или походом в кино или музей, а попутно можно заодно и повторить пару примеров;
  • обучение в игровой форме: используйте для проверки знаний ребенка не математические диктанты или тесты - их ему хватает и в школе, - а игры (те же карточные или компьютерные). Или устройте общесемейную познавательную викторину или даже квест с поиском предметов при помощи подсказок, получить которые можно лишь правильно решив пример.

Не забывайте, что нагружать малыша чрезмерным объемом материала в одно занятие нельзя, в конце концов ребенок заскучает и не усвоит и половины, а если и усвоит, то успеет забыть. Пусть ваши домашние уроки будут не слишком долгими, тогда умножение не успеет надоесть ученику.

Важно делать перерывы во время занятий, чтоб малыш мог размяться и сменить вид деятельности. А чтоб не уклоняться от темы, можно провести математическую физминутку: родитель кидает ребенку мяч с вопросом, к примеру, «Пятью пять - ?», тот ловит и кидает обратно, озвучивая ответ.

Каких ошибок важно не допустить, занимаясь с ребенком?

Запомнить таблицу умножения - задача не из простых. Старания детей не всегда приносят результаты сразу, а терпение родителей и бабушек-дедушек не безгранично. Однако вовремя применив умение мыслить, мы можем оградить себя и ребенка от своих же необдуманных слов и поступков.

Итак, ни в коем случае нельзя:

  • торопить ребенка, если он, по вашему мнению, слишком долго решает пример (если он, конечно, действительно его решает, а не отвлекся на рисование или что-то другое);
  • ругать малыша, а тем более давать ему нелицеприятные оценки и прозвища - мотивации это ему не прибавит, а вот нежелание заниматься может возникнуть;
  • ждать быстрого усвоения большого объема материала и огорчаться, когда этого не случится (а этого не случится);
  • сравнивать успехи ребенка с успехами его друзей, одноклассников и братьев (в любом случае кого-то из детей придется возвысить перед другим, что вряд ли сделает отношения между ними лучше).

Помочь ребенку выучить таблицу умножения может каждый родитель. Достаточно проявить немного терпения, фантазии и заинтересованности - тогда работа пойдет как по маслу. Занимаясь с интересом, а не зубря из-под палки скучный материал, дети охотнее и быстрее освоят умножение.

Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

легко, быстро и интересно

Как выучить таблицу умножения быстро, качественно и легко? Этот вопрос из года в год волнует тысячи школьников, родителей и даже бабушек и дедушек. К сожалению, отличным знанием таблицы умножения может похвастаться далеко не каждый.

Таблица умножения (таблица Пифагора ) – это самый популярный и наиболее востребованный математический инструмент для вычислений. Он используется практически всеми и на каждом шагу. Невозможно предположить успешное обучение в школе без крепких знаний таблицы умножения.

Как же помочь выучить таблицу умножения легко и быстро своему ребёнку?

Предлагаю Вашему вниманию несколько проверенных способов, как выучить таблицу умножения быстро, легко и даже интересно.

1)Используйте игры.

Чтобы ребёнок смог выучить таблицу умножения, его необходимо стимулировать. Можно, найти настольные математические игры, купить арифметическое лото и играть с ребёнком в семье. Есть игры на запоминание таблицы умножения в интернете, которые можно предложить ребенку. Запоминание во время игрового процесса проходит лучше.

2)Тренируйтесь ежедневно.

Таблица умножения – это прекрасная тренировка памяти. Но, как и любая тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего результата. Учите таблицу умножения постепенно и не пытайтесь охватить сразу все числа. Если хотите выучить таблицу умножения быстро и легко, занимайтесь с ребёнком каждый день понемногу. Тренировки лучше начать ещё до изучения таблицы, причём они не должны заключаться в простом зазубривании. Просто невзначай спрашивайте у ребёнка о том, например, сколько нужно дать конфет ему и его другу, чтобы у них получилось по 3. Задавайте любые вопросы, которые могли бы развить его знания или могли бы помочь в их приобретении. Творческий подход – путь к успеху, ребёнок должен пройти таблицу умножения на практике.

3)Используете разные виды деятельности ребёнка.

Чем разнообразнее будут способы воспроизведения таблицы умножения вашим ребенком, тем прочнее и легче он её выучит. Предлагайте своему ученику написать примеры из таблицы умножения, рассказать таблицу вслух, прошептать ответы таблицы на 3, пропеть таблицу на 6.

4) Будьте активны и заинтересованы в изучении таблицы

Привлекайте игровые приемы. Предложите проверить таблицу умножения у Вас. Расскажите её ребенку с ошибками. Пусть, он поправит Вас. Можно по очереди с ребенком написать какой-либо столбик таблицы и проверить друг у друга работу. Дайте своему малышу возможность исправить у Вас ошибки, убедите, что он уже хорошо запомнил многие случаи табличного умножения. Можно написать несколько двузначных чисел и попросить ребенка обвести в круг красным карандашом ответы таблицы умножения, например на 8.

5) Используйте подсказки при изучении таблицы.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ИЗ НИХ:

1) Умножение на 1 и 10

С этого стоит начать, чтобы успокоить ребенка: умножение на единицу - это само число, а умножение на 10, число и ноль после него. Вот он уже и знает ответы на первый и последний примеры во всех столбиках.

2) Умножение на 2

Умножить число на два - это значит сложить два одинаковых числа.

3×2 = 3+3

6×2 = 6+6

3) Умножение на 3

Для запоминания этого столбика подойдут мнемотехнические приемы, например, короткие стишки. Вы можете придумывать их вместе с ребенком или искать «готовые» в сети:

Ну-ка, друг мой, посмотри,

Сколько будет трижды три?

Нечего и делать!

Ну, конечно, девять!

Или

Всем ребятам нужно знать,

Сколько будет трижды пять,

И не ошибаться!

Трижды пять - пятнадцать!

Или стихи А. Усачёва «Таблица умножения в стихах»

Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней - умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
1х1
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.
1х2
Один в поле не воин.
Одиножды два двое.
2х2
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.
2х3
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!..Дважды три,
Дважды три - шесть!

В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок.
2х5
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять - получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
2х6
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть - двенадцать лап.
2х7
Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!
2х8
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.
2х9
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда.
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов - восемнадцать.
2х10
Дважды десять - два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
3х3
Кофе пили две букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
трижды три - выходит девять.
3х4
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
- Трри умножить на четырре,
Трри умножить на четырре…
Двенадцать месяцев в году.
3х5
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?..
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять - пятнадцать пятен!
3х6
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать - трижды шесть.
3х7
Трижды семь - двадцать один:
На носу горячий блин.
3х8
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь - двадцать четыре.
3х9
Трижды девять - двадцать семь.
Это нужно помнить всем.
3х10
Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни меряли девицы:
Трижды десять - будет тридцать.
4х4
Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре - шестнадцать голых ног.
4х5
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге - пять пальцев:
Четырежды пять - двадцать.
4х6
Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!
4х7
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!

4x8
4х9
У Бабы Яги сломалась ступа:
«Четырежды восемь» - тридцать два зуба! -
Беж жубов ей нечем есть:
- Четырежды девять - «тридцать шешть»!
4х10
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять - сорок.
5х5
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять - двадцать пять.
5х6
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть - выходит тридцать.
5х7
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь - тридцать пять!
5х8
Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь - сорок.
5х9
Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь - вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять - сорок пять.
5х9
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять - сорок пять…
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!
5х10
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять - пятьдесят!
6х6
Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть - тридцать шесть.
6х7
Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.
6х8
Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь…
6х9
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.
6х10
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять - шестьдесят.
7х7
Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь - сорок девять…
Пусть не обижаются!
7х8
Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь? -
Лось не стал в учебник лезть:
- Пятьдесят, конечно, шесть!
7х9
У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.
7х10
Учат в школе семь лисят:
Семью десять - семьдесят!
8х8
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.
8х9
Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два.
8х10
Самый лучший в мире счёт
Наступает Новый год…
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять - восемьдесят!
9х9
Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят - хрю - один! -
Так ответил юный свин.
9х10
Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять - девяносто.
10х10
На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять - сто:
Вся земля как решето!

4) Умножение на 4

Умножение на 4 можно представить как умножение на 2 и еще раз на 2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение на двойку, трудности не вызовет.

5) Умножение на 5

Это самый простой для запоминания столбик. Все значения этого столбика расположены через 5 единиц друг от друга. Причем, если на 5 умножается четное число, произведение будет заканчиваться на 0, а если нечетное - на 5.

6) Умножение на 6, 7, 8

Эти столбики, а также столбик умножения на 9, традиционно вызывают у школьников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров из этих столбиков они уже выучили и устрашающее 8×3 - это то же самое, что и уже изученное 3×8. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.

А значит, детям останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров:

6×7=42

6×8=48

6×9=54

7×8=56

7×9=63

8×9=72

Эти примеры можно написать на карточках, развесить на стене и заучить механически.

7)Умножение на 9 на пальцах.

На пальцах:
Положите обе руки на стол ладонями вниз. Тогда мизинец левой руки пусть будет первым пальцем, безымянный - вторым, средний - третьим и т.д., большой палец правой руки – шестым и т.д., мизинец правой руки - десятым пальцем обеих рук.
Эти пальцы являются безошибочным счетчиком
9
× 5 = 45
Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца - это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45.
9
× 7 = 63
От 7-го пальца налево 6, направо 3 пальца, значит 63.

Укажите ID таблицы

Изучение школьного курса математики в начальных классах предусматривает изучение таблицы умножения. Запомнить за считанные минуты необходимый массив информации помогут советы и методики, подготовленные нашими консультантами – психологами, преподавателями.

Учим таблицу умножения

Когда разобрались с процессами запоминания, определили основные направления и методики, наиболее подходящие конкретному ребенку, приступаем к изучению таблицы Пифагора.

Прежде всего, не надо пугать ребенка объемом информации, который он должен запомнить. Объясните, что, несмотря на большое количество цифр, и математических знаков, запомнить придется лишь половину. Ведь 5х2 будет соответствовать значению 2х5 и т.д. А сам процесс умножения представляет собой сложения определенного числа выбранное количество раз. Так 4х2 означает тоже, что и 4+4, а 2х3 это 2+2+2. Поняв эти простые истины, ребенку будет проще в дальнейшем изучать материал. В качестве наглядного материала, распечатайте таблицу и прикрепите на стене в детской – чтобы взгляд малыша постоянно «наталкивался» на нее, стимулируя повторение материала.

Распечатать необходимо именно Таблицу Пифагора, где произведение двух чисел расположено на пересечении горизонтальных и вертикальных линий, соответствующих множителям.

Число Совет Количество запоминаемых значений Примечание
1 и 10 Довольно просты примеры умножения на 1. Наравне с умножением на 10 изучаются легко. Достаточно объяснить ребенку, что любое число (даже самое большое, например, миллион) будучи умноженное на 1 в результате дает само себя – 7х1=7; 8х1=8 и т.д. При использовании множителя 10 после исходного числа дописывается нуль, получая в итоге десятки – 2х10=20; 5х10=50. Запоминание умножения на эти числа не вызовет проблем, а скорость освоения будет зависеть от настроения ребенка и умения родителя заинтересовать процессом. 19 Дополнительное стимулирование при изучении не требуется.
2 2 Следующим по простоте изучения являются операции с числом 2. Объясните чаду, что этот вид умножения равносилен сумме второго числа – 6х2=6+6 или 3х2=3+3. Запомнить и понять такую особенность просто, что и позволяет легко запомнить умножение на 2. 8 Для лучшего усвоения можно применять подручные средства (палочки для счета, кубики), использовать стихи.
5 Является несложным для восприятия. Запоминается легче, чем умножение на 3 или 4, в связи с этим мы вынесли его на третье место. Результаты вычислений оканчиваются на 5 или на 0, чередуясь между собой, и зависят от четного (окончание 0) или нечетного (результат оканчивается на 5) множителя. 7 Желательны дополнительные игровые формы обучения.
4 4 Считается одним из не сложных для запоминания чисел. Для упрощения изучения объясните ребенку, что алгоритм схож с умножением на 2, только количество действий будет тоже 2. 7х4=(7+7)+(7+7)=(7+7)х2=28; 3*4=3+3+3+3=(3+3)х2=12. 6 Для быстрого изучения необходимо использование стимулирующих игр.
3, 6, 7, 8 Наиболее трудоемкое умножение именно на эти цифры. Несмотря на сложности в запоминании количество значений, требуемых к запоминанию, уменьшается от меньшего к большему. Так при умножении на 3 необходимо запомнить 5 значений, а на 8 – всего 2. 15 Обязательное применение игровых и других занимательных форм обучения.
9 Основной акцент не за запоминание 1 значения (9х9=81), а на повторение изученных результатов умножения чисел от 1 до 10. Обоснование и закрепление информации, что от перемены множителей результат буде неизменным, т.е. 2х9=9х2 и т.д. 1 Закрепление изученного материала.

История появления

До настоящего времени, среди историков идет спор об истинном «изобретателе» данной числовой сетки. Среди не посвященных в исторические перипетии, нюансы спора автором считается древнегреческий математик Пифагор (570–490 гг. до н.э.). При этом записей самого «автора» по этому поводу нет. А выводы делаются на основании его жизнеописаний, которые были написаны его последователями, уже после смерти этого Великого ученого своего времени.

Споры об авторстве базируются на результатах археологических раскопок древнейших городов. Так на месте раскопок городов-государств Месопотамии были обнаружены глиняные таблицы с систематизированными числовыми последовательностями, возраст которых по самым скромным подсчетам превышает 5 тыс. лет.

Не «отстает» по артефактам Китай – найденные там записи датируются 1000-1500 г.г. до н.э. Не исключен вариант, что именно из Древнего Китая знания распространились в Индию, Японию, другие страны того времени.

А на долю древнегреческого мыслителя можно отнести сбор имевшихся на тот момент знаний, их систематизация. Распространение, а также популяризация математических знаний уже на Европейской части континента.

Таблица умножения

Представляет собой систематизированную сетку – по вертикали и горизонтали расположены числа, а внутренние ячейки содержат их произведение. На текущий момент она является самым популярным из обязательных к изучению инструментов для поведения вычислений. Единственным отличаем школьной программы разных стран, является количество множителей, необходимых для запоминания:

  • в нашей стране школьники учат таблицу умножения до цифры 10;
  • в Великобритании – до 12, что связанно с особенностями систем исчисления и мерами, применяемыми на туманном Альбионе;
  • в Индии до 20 и т.д.

Структура самой таблицы является довольно уникальной. Включает в себя симметрию цифр, увидеть которую довольно просто. Достаточно проанализировать встречающиеся цифры и рассмотреть их расположение. Так, если привести двузначные числа к простым, однозначным, путем вычитания из большего числа меньшее (например, число 27 можно представить, как 7-2=5) получим уникальную картину.

Ровно по центру схемы будут расположены 4 значения, разность между составными частями которых составит 3. Далее, вокруг данного блока будут размещены 8 ячеек, разница которых составит 2. А еще дальше – 16 с результатом «упрощения» равным 1.

Еще одним, но не последним, необычным свойством таблицы можно назвать следующее. Если все двузначные числа привести к однозначным (как указывалось ранее) а затем поочередно вычитать соседние по горизонтали, а затем по вертикали – в итоге получится 0.

Кроме основной, математической, функции таблицу используют представители нетрадиционных наук – предсказатели, нумерологи. Перекладывая «законы цифр» на судьбу человека. Формируя как описание характера человека, так и предсказания его судьбы, исходя из даты рождения. Но это совсем другая история.

Развитие памяти – важные аспекты

Прежде чем приступить к практическим занятиям по изучению таблицы умножения необходимо сделать небольшое, но важное отступление. Затрагиваемый аспект необходим для понимания, корректировки дальнейшего изучения, запоминания любого материала. Формируя процесс с учетом специфики ребенка, родители сделают моменты обучения комфортными как для себя, так, в первую очередь, для ребенка.

Для начала давайте запомним простую вещь – память человека можно охарактеризовать несколькими важными процессами:

  • Процесс запоминания знаний, событий. Наиболее трудоемкий процесс. Представляет собой возможность сохранения информации в памяти человека при помощи определенных процедур, способствующих ее «развитию». С развитием памяти процесс запоминания становиться все более легким, а дальнейшее «извлечение» изученного материала – все более простым.
  • Процесс воспроизведения сохраненной информации. Является показателем качества выполнения предыдущего процесса.

Если родители сталкиваются с проблемами на этом этапе, то необходимо еще раз пересмотреть используемые методики на начальном этапе. Найдите для своего ребенка такой комплексный подход к изучению материала, который даст лучший результат. Проще один раз потратить время на оттачивание методики, чем в дальнейшем тратить его, используя неэффективные методы.

Следующим важным моментом, который необходимо уяснить, являются виды памяти. Их также 2, краткосрочная и долгосрочная. Как понятно из определения, их отличает только период времени, в течение которого можно «извлечь» полученную информацию. Следовательно, приоритеты для развития необходимо отдавать долгосрочной. Хотя развитая кратковременная память также необходима для человека.

Классификация была бы не полной, если не сказать о прилагаемых к запоминанию усилиях.

Виды памяти

В этом аспекте можно выделить память:

Непроизвольная

«Получается само собой», не требует дополнительных усилий со стороны человека. Наиболее развит у детей дошкольного возраста, «потребляющих» необходимую информацию для развития из всех возможных источников. Представители более старшего поколения с возрастом теряют эту возможность, если, конечно, не поддерживают себя «в форме».

Произвольная

Предполагает приложение определенных усилий для запоминания массива информации. Требует постоянного развития, при этом, на каждом новом уровне количество затрачиваемых усилий снижается. Таким образом, существует обратная зависимость между показателями развития памяти и затрачиваемыми для запоминания усилиями.

Способы запоминания – являются тем «китом», на котором держится процесс изучения. Условно можно выделить 4 основные направления:

  • визуальная – использует зрительные, ассоциативные образы для запоминания необходимой информации (картинки, лица, тексты и т.д.);
  • звуковая – включает в себя информацию для запоминания, полученную через органы слуха (звуки, фразы, музыку и т.д.);
  • двигательная – отвечает за запоминания последовательности действий в определенных обстоятельствах (танцевальные па, приемы различных единоборств, другое);
  • эмоциональная – происходит запоминание не самого действия или реакции на процесс, а эмоциональный «окрас», который ему сопутствовал.

Как правило, наибольший эффект дают комбинации данных способов, подобранные в соответствии с характером, способностями каждого конкретного индивидуума.

Что влияет на память

Кроме озвученного выше, на развитие памяти влияют:

Взаимоотношения между родителями и ребенком От количества времени, проведенного с ребенком, зависит не только развитие памяти у детей. Этот показатель влияет на целостное развитие маленького человека, формируя его интересы, предпочтения, желание познавать новое и т.д. А игровая форма общения между родителями и малышом стимулирует, в том числе, развитие памяти.
Рацион питания Положительно на мозговую активность человека влияют: - орехи (грецкие, лесные); - твердые сорта сыров; - злаки и изделия из них; - рыба и морепродукты; - печень; - свежие фрукты, овощи, зелень. При этом не стоит злоупотреблять мучными изделиями, сладостями.
Активный образ жизни Приучайте ребенка к тому, что «жизнь – это движение». Компьютер с играми никуда не денется, а лето (зима, весна, осень) за окном скоро закончатся. Поиграть с друзьями в футбол (покататься на санках, велосипеде, сыграть в прятки) потом не получиться. Завлеките ребенка на спортивные секции, танцы, акробатику. Небольшие физические нагрузки и препровождение времени на «свежем воздухе» положительно влияют на умственное развитие чада.
Отдых и сон Необходимо приучить ребенка ложиться «в кровать» в одно и то же время каждый день. Вне зависимости от его желания и заявлений «Я спать еще не хочу», «можно еще чуть-чуть поиграю» и т.д. Растущему организму требуется полноценный отдых – в противном случае требовать внимания от не выспавшегося ребенка станет довольно сложно.

Если ребенок невнимателен, плохо запоминает информацию, это не означает, что у него «плохая память» или нет к этому способности. Просто родители не сумели заинтересовать свое чадо процессом. Ему стало скучно. Смените применяемый подход – ведь это Ваш ребенок. Только в Ваших руках развитие его способностей, и, как следствие, радость достижений и горечь разочарований.

Из практических советов по развитию памяти наиболее эффективными можно назвать следующие:

Метод развития Описание
1 Разучивание стихов Наверное, один из самых сложных процедур – заставить ребенка учить стихи. Однако, результаты использования данного метода являются самыми показательными по фактическому результату. Начните изучать с небольших веселых четверостиший, постепенно увеличивая как объем, так и сложность изучаемого материала.
2 Описание увиденного Не обременительный для ребенка процесс. Ежедневно просите его описать людей, места, события происшедшие с ним в течение дня на прогулке, в детском саду и т.д. Также могут быть задействованы различные картинки, разглядывая которые малыш должен максимально запомнить детали, а затем их описать. Постоянный тренинг даст возможность с каждым разом запомнить все больше и больше деталей, событий, фраз – совершенствуя, развивая память.
3 Развитие памяти методом ассоциаций Игровой метод, способствующий запоминанию букв, цифр, слов, фраз путем наложения на них ассоциаций с уже известными ребенку символами изображениями и т.д.
4 Пересказ своими словами Каждый малыш любит смотреть мультфильмы или слушать, как один из родителей читает ему интересную книжку. Довольно просто «приспособить» любимое занятие для развития памяти. Достаточно просить ребенка пересказать увиденный мульт или прочитанную сказку. Не стоит переживать, если с первого раза не получилось гладко, помогите ему вспомнить отдельные детали. Зато в дальнейшем чадо удивит не только отличным воспроизведением текста, но и придумает продолжение полюбившейся книжки!
5 Воссоздание композиции Для этого можно использовать любые подручные материалы – кубики, палочки, куклы, солдатики, другие имеющиеся предметы. Раскладываются в произвольном порядке, образуя фигуры, картинки, последовательность. Ребенок, изучив созданный «шедевр», должен воспроизвести аналог, соблюдая все требования к расположению. Количество деталей зависит от возраста. Начинать надо с минимума, постепенно увеличивая как количество, а также их разнообразие.
6 Рисование Метод схож с предыдущим. Отличие заключается в необходимости запомнить нарисованные фигурки и воссоздать их самостоятельно на бумаге. Рисовать можно простые фигуры, человечков – то, что ребенок сможет нарисовать без труда, не обладая серьезными художественными навыками.

Стимулирование восприятия информации

Для воссоздания наиболее комфортной атмосферы изучения и, что главное, запоминания таблицы умножения необходимо еще раз вспомнить, какая бывает память и использовать все имеющиеся возможности.

1 Эмоциональная составляющая. Важный аспект с самого начала изучения. Если ребенок, даже при изучении умножения на 1, заскучает или почувствует «негатив» – вся дальнейшая работа будет на 90% построена на устранение отрицательных эмоций. И лишь 10% на усвоение материала. Начните строить «фундамент» знаний на заинтересованности малыша. Это сэкономит силы и время в дальнейшем.

1 Акустическая составляющая. Помимо Вашего голоса, дающего пояснения по изучаемой теме, придумайте или скачайте небольшие четверостишия, которые описывают изучаемые действия. Помните, из детства, «дважды два – четыре, это всем известно в целом мире»? Не надо быть поэтом – рифмуйте простые слова, создавая яркие образы для ребенка.

1 Зрительная и моторная составляющая. Наиболее «широкий пласт», дающий возможности для реализации поставленной задачи.

При изучении понадобится лишь «полет фантазии» и подручные средства – кубики, палочки, карандаши, бумага. Небольшие игровые советы рассмотрим далее. Пусть они, в качестве примеров, станут основой Ваших индивидуальных методик.

Карточки

Вариант 1

Для этого потребуются небольшие куски картона, на которых отражена запись числового умножения, без обозначенного результата (3х5=?). Количество карт соответствует таблице умножения от 1 до 10 (помните, что часть из них парные – 3х6 идентично 6х3). Ход игры – ребенок вытаскивает карточку и дает ответ на вопрос. При отрицательном результате карта возвращается в стопку неиспользованных. Заинтересуйте ребенка не только верно ответить на поставленный вопрос, но и превзойти свой предыдущий результат по правильным ответам. В дальнейшем, игру можно усложнить, ограничивая время для дачи правильного ответа.

Вариант 2

Исходные параметры те же – карточки с цифрами. Вот только изображены на них ответы. А ребенок должен хорошо подумать и назвать связку чисел, перемножение которых даст такой результат (12=2х6=6х2=3х4=4х3). Правильные ответы можно разместить на обратной стороне карты. При этом, полнота ответа должна быть оценена по достоинству.

Такой вариант более сложен как для ребенка – вспомнить все возможные комбинации, так и для родителей – нельзя «ударить в грязь лицом», при изготовлении игры.

Для этого нам понадобятся карточки с готовыми ответами и игровое поле 10х10 (аналог сетки Пифагора) с разукрашенными ячейками и нанесенной разметкой. Обучаемый должен правильно расставить карточки с ответами на закрашенные ячейки.

Вариант 4

Обратный к 3 варианту, за исключением того, что ребенок должен воссоздать изображение на игровом поле.

Оба варианта напоминают японский кроссворд, секреты решения которого можно прочесть на нашем ресурсе. Там же можно найти ссылки на сайты, которые подскажут возможные веселые изображения для игрового поля. (вставьте ссылку на нужную тему )

Жизненные примеры

Используйте примеры из жизни для обучения. «Сколько ног у 2 жирафов?» (4х2=?), «На праздник 3 девочкам подарили по 2 куклы. Сколько кукол было у девочек?» (3х2=?) и т.д.

Можно взять пару кружек и положить в них по 5 вишен, попросив ребенка сосчитать общее количество вишенок в кружках. И так далее.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то