Как поменять режим смешивания в фотошопе. Группа увеличения контрастности. Режим наложения — Перекрытие слоев

Год завершается. Пора подводить итоги и делать подарки. Главный итог работы в этом году: на основе материала семинаров сделаны первая и вторая части курса «Практическая цветокоррекция». В связи с этим мы отправили в архив все семинары, кроме «Основ цветокоррекции» . Туда отправилось и отдельное занятие по режимам наложения.

Вот оно и будет подарком, только не разовым, а долгоиграющим. Год назад, после небольшой словесной перепалки , я решил не жадничать уже выложил конспекты ко всем семинарам (ссылки на скачивание есть на соответствующих страницах сайта www.fotoproekt.ru). А здесь я начинаю выкладывать более подробные статьи, написанные для журнала «Фотомастерская».

На какие вопросы мы должны получить ответ

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Нейтральным называют цвет, наложение которого не изменяет исходное изображение. Если такой цвет существует, можно наложить на изображение залитый им слой и изменять воздействие, рисуя на нем другими цветами. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку не всегда имеется возможность уменьшать воздействие за счет непрозрачности (см. вопрос 4).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Другими словами, в каком тоновом диапазоне происходит максимальное изменение яркости, в каком — минимальное и как это воздействие изменяется. От понимания этого зависит, подберете ли вы наиболее подходящий режим для коррекций, направленных на изменение яркости.

Примером типичной ошибки, проистекающей из непонимания этого вопроса, является распространенная рекомендация режима Multiply при наложения двух каналов для создания маски объекта, когда в каждом канале объект выглядит светлым, а фон достаточно темным. Подробнее мы поговорим об этом при обсуждении Multiply.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Локальный контраст, или контраст отдельных областей изображения (объектов сцены), очень важен для нас. Именно благодаря ему передается светотеневой рисунок, то есть ощущение объема объектов. От понимания того, в каких тоновых диапазонах режим наложения повышает, понижает или оставляет без изменений контраст исходного изображения, зависит эффективность его применения в коррекциях, направленных на изменение локального контраста.

Некоторые режимы наложения полностью убивают контраст (детали исчезают, изображение вырождается в однотонную плашку) в отдельных тоновых диапазонах. Этим эффектом можно воспользоваться при ретуши или создании масок, но от него же надо уметь защититься при обычных коррекциях.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Под ослаблением воздействия подразумевается наложение со стопроцентной непрозрачностью другого цвета, меньше влияющего на исходное изображение. Уменьшение непрозрачности накладываемого слоя часто применяется пользователями для ослабления вносимых коррекций, однако далеко не для всех режимов наложения результат будет аналогичен ослаблению воздействия.

Наглядным примером такой коррекции (правда, немного из другой области) является гауссово размытие. Если поверх исходной картинки лежит слой, к которому применен Gaussian Blur с радиусом 50, уменьшение его непрозрачности до 50% не даст результат аналогичный размытию исходника с радиусом 25.

Понимая, как соотносятся ослабление воздействия и уменьшение непрозрачности, можно не только оптимизировать приемы работы с режимами наложения, но и защититься от некоторых негативных побочных эффектов их применения.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Photoshop — это компьютерная версия темной комнаты, правда, с существенно расширенными возможностями. Неудивительно, что многие его инструменты имитируют реальные приемы, которыми фотографы пользуются в жизни. Можно подобрать аналогии к некоторым режимам наложения. Иногда не только фотографические, но и общебытовые.

Во-первых, многим это поможет быстрее понять логику работы режима. Во-вторых, откроется возможность быстро адаптировать приемы работы в темной комнате к компьютерной обработке. Только надо помнить, что аналогии эти имеют массу оговорок.

Общей оговоркой для всех режимов наложения является гамма рабочего пространства. В реальном фотопроцессе все расчеты производятся с энергетической яркостью (гамма 1), в фотошопе мы работаем с перцептуальной яркостью (гамма 2,2). Если вы хотите не просто корректировать «на глаз», а постараться получить результат, максимально близкий к реальному аналогу, наложения должны совершаться с гамма 1.

Максимально близкий отнюдь не означает полностью идентичный. Каждая пленка имеет свою характеристическую кривую достаточно сложной формы. Поэтому мы будем находить аналогии с некоторой «идеализированной» пленкой, имеющей полностью линейную характеристику.

Если аналогии касаются изменения экспозиции, возникает ограничение и на саму сцену. Все ее элементы должны быть зафиксированы в изображении, то есть укладываться в динамический диапазон пленки.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Это самый простой вопрос. Чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, я не буду отвечать на него каждый раз, а приведу ответ для всех поканальных режимов в конце этой статьи.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

Ответ на этот вопрос может пригодиться для оптимизации послойной структуры файла.

8. Для чего может использоваться данный режим, каковы приемы и особенности его практического применения?

Это самый любимый читателями вопрос, поскольку за ним скрывается практика. Я постараюсь не просто перечислить эти приемы и особенности, но и показать все «в картинках». Возможно, у кого-нибудь возникнет желание пропустить предыдущую часть и сразу читать эти «комиксы».

Не советую так поступать. Если разберетесь в теории и посмотрите приемы применения как иллюстрацию к ней — получите в руки мощный инструмент, который сможете осмыслено применить для решения любой стоящей перед вами задачи. Если просто просмотрите примеры применения — будете знать (пока не забудете), как обработать точно такие же изображения, как у меня.

Режим наложения Normal

Да, как бы странно это ни звучало, именно с него мы начнем разбираться с поканальными режимами наложения. В некоторых описаниях я встречал утверждение, что в режиме Normal изображения между собой не взаимодействуют. Действительно, о каком взаимодействии можно говорить, когда верхняя картинка полностью закрывает нижнюю? О взаимодействии, которое возникает при уменьшении непрозрачности накладываемого слоя.

Посмотрите на семейство кривых, оказывающих на изображение такое же воздействие, как наложение однотонной плашки яркости 64 с различной непрозрачностью. При непрозрачности 0% изображение не меняется, при непрозрачности 100% — вырождается в однотонную плашку. Этому случаю соответствует горизонтальная прямая на уровне 64.

Как фотошоп рассчитывает яркость при частичной непрозрачности? Предположим, некоторый пиксель картинки имел до коррекции яркость 192 (A). Его же яркость после коррекции с непрозрачностью 100% — 64 (B). Вычисляя яркость при уменьшении непрозрачности по пути из точки A к точке B, программа проходит на столько процентов, сколько мы выставим в поле Opacity. Так же рассчитывается финальная яркость остальных пикселей. То есть, при уменьшении непрозрачности кривая равномерно подтягивается к своему начальному положению.

Формула имеет один и тот же вид для 8-битного режима и отнормированной яркости, где: s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения; k — значение параметра Opacity в процентах.

При изменении порядка наложения слоев результат сохраняется, если непрозрачность верхнего слоя изменить на 100-k.

В реальной жизни режиму Normal соответствует просмотр двух сцен через полупрозрачное зеркало. Сцена видимая на просвет — исходное изображение; сцена видимая в отражении — корректирующее изображение; коэффициент отражения зеркала — Opacity.

В фотопроцессе режиму Normal соответствует экспозиция двух сцен на один кадр при условии, что суммарная экспозиция приведена к нормальной. Первая сцена — исходное изображение; вторая сцена — корректирующее изображение; доля экспозиции второй сцены от общей — Opacity.

Дополнительной оговоркой к аналогиям с реальностью и фотопроцессом является отсутствие в обеих сценах светлых областей, выходящих по яркости за динамический диапазон глаза или камеры.

В практической работе уменьшение непрозрачности чаще всего используется для ослабления внесенных коррекций.

Что стоит за самоналожением картинки

Обещанный ответ на шестой вопрос. Вернитесь к клетчатой доске и посмотрите на диагональ A(0)-K(255). У ее полей есть одно общее свойство: яркости исходного и корректирующего изображения равны. Это случай наложения картинки самой на себя в соответствующем режиме.

Построив кривые по полям «большой диагонали», можно легко понять, какие элементарные коррекции скрываются за самоналожением картинки в каждом из режимов. Кстати, для режимов Overlay и Hard Light кривые совпадают. Форма всех этих кривых не зависит от изображения, не учитывает его особенностей, а значит, не является оптимальной для каждого конкретного изображения.

Это не значит, что такой прием нельзя использовать. Но, применяя его, вы должны понимать, на что идете. И если уж решили им воспользоваться, не надо дублировать на новый слой все изображение. Просто создайте любой корректирующий слой (Curves, Layers и т.п.) с нулевыми настройками (не меняющий изображение).

Теперь в вашем распоряжении точная копия исходного изображения на отдельном слое, можно задать ему нужный режим наложения. Таким образом, вы не только избежите ненужного утяжеления файла, но и получите возможность ретушировать исходное изображение без переделки верхнего слоя.

В следующий раз мы рассмотрим первую пару —

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Режимы наложения в фотошопе

Приветствую всех увлеченных программой Фотошоп!

В этот раз мы поговорим с Вами о режимах наложения.

В английской версии программы режимы наложения называются «Blending Modes», и если в точности переводить это словосочетание, то получим выражение «Режимы смешивания».

Точность этого перевода подтверждается алгоритмом работы, который заключается в смешивании цветов и/или яркостей исходного и накладываемого изображений.

Но за более чем 25-ти летнюю историю программы, учитывая представленный перевод в русскоязычной версии, все привыкли к названию этой функции как «Режимы наложения».

Графические дизайнеры и цифровые художники, которые создают свои работы при помощи программы Фотошоп, часто используют в своей практике режимы наложения.

Хотя некоторые из них были созданы, чтобы имитировать реальные фотопроцессы.

Например, режим «Умножение» (Multiply) соответствует просмотру двух наложенных друг на друга слайдов, а режим «Экран» (Screen) это результат суммарной экспозиции двух негативов.

Другие режимы наложения не имеют реальных фотографических аналогов, но использование их алгоритмов работы, расширяет возможности по обработке фотографий.

К сожалению, подробное описание работы режимов наложения очень трудно найти, и весь смысл применения этих режимов сводится к подбору такого варианта смешивания, который лучше всего будет соответствовать желаемому эффекту.

Поэтому в этом обзорном материале я постараюсь оказать Вам посильную помощь в понимании наиболее часто применяемых режимов наложения в фотошопе .

Для того чтобы получить доступ к перечню режимов наложения, представленных в программе Фотошоп, необходимо создать копию основного слоя или какой-либо корректирующий слой, к примеру, «Уровни».


Полный перечень режимов наложения можно увидеть, если на панели «Слои» нажать на стрелку текстовой строки расположенной слева от параметра «Непрозрачность».


Как Вы уже заметили, все режимы наложения разделены на шесть групп. Эти группы имеют условные названия, которые достаточно хорошо отражают суть воздействий, которые оказывают заключенные в них режимы наложения.


Давайте условимся, что основное изображение мы будем называть «исходным», а расположенное сверху «корректирующим». Для примера, исходным изображением возьмем снимок гор в местечке Роза хутор Сочинского побережья Черного моря, а корректирующим его копию.

Применение режимов наложения или смешивания слоев в совокупности с изменением параметров непрозрачности или заливки корректирующего слоя, а также использования масок слоя, может дать нам весьма интересные результаты, которых нельзя реализовать при помощи стандартных инструментов, причем это делается быстро, без применения ручных доработок. Открыв для себя творческие возможности режимов наложения в редактировании и ретуши фотографий можно сильно сэкономить свое драгоценное время.

Конечно же, в повседневной деятельности Вам не обязательно знать действия и области применения всех режимов наложения!

Выше было отмечено, что все режимы наложения, если не брать во внимание самые верхние «Обычные» режимы, разделены на пять основных групп. И если Вы занимаетесь непосредственно ретушью фотографий, то из этих пяти групп можно выделить опять же всего лишь пять часто применяемых режимов: один из группы затемнения, один из осветления, один режим работы с контрастом и два из группы компонентных режимов. С режимами сравнения Вы не будете слишком часто сталкиваться, а может, и вообще решите не прибегать к их использованию, но в любом случае их можно будет изучить самостоятельно.

А сейчас пять наиболее часто используемых режимов наложения.

Что это за режимы? Это Умножение, Экран, Перекрытие или Мягкий Свет, Цвет и Яркость. Если Вы освоите, как и когда использовать эти режимы, то ваша работа в программе Фотошоп станет намного проще!

Режим наложения «УМНОЖЕНИЕ»

Этот режим находится в группе затемняющих режимов. Он является одним из самых важных и широко используемых режимов в программе Фотошоп. Принцип его действия основан на перемножении цветов с исходного и корректирующего слоя, что аналогично просмотру наложенных двух друг на друга слайдов. При этом изображение становится темнее.

Давайте посмотрим, как работает режим наложения «Умножение».

Для демонстрации я создал макет PSD документа из двух слоев. Нижний слой залил зеленым цветом, а на верхнем слое поместил градиент от черного к белому и три квадрата заполненных в обратной последовательности белым, 50%-м серым и черным цветом.


На панели слоев все это выглядит следующим образом:

В режиме наложения «Обычные» мы видим картинку такой, какая она есть, т.е. на зеленом фоне черно белый градиент и три квадрата.

Но стоит нам поменять режим наложения на «Умножение»,

как вдруг все поменялось.


Как было отмечено выше цвета с двух слоев перемножились и стали ТЕМНЕЕ за счет перекрытия более темным зеленым исходного изображения более светлого белого цвета корректирующего изображения. На 50%-м сером квадрате и участке градиента также произошло затемнение, ну а черный цвет не может быть темнее черного.

Посмотрим на реальное применение режима наложения «Умножение».

На практике свойства этого режима в основном используют для усиления теневых областей изображения, реже для непосредственного затемнения, например для обработки в процессе восстановления старых и выцветших фотографий.

Первый способ, это создание дубликата слоя с изображением. Переведем его в режим наложения «Умножение».

Получим более темный снимок. Степень воздействия режима можно регулировать непрозрачностью.


Второй способ – добавление к основному изображению корректирующего слоя, например, «Уровни».


Кроме изменения степени воздействия этот корректирующий слой дает нам возможность контролировать положения черной и белой точки.


Режим наложения «ЭКРАН»

Режим наложения «Экран» приходится братом режима «Умножения», только не близнецом, а полной его противоположностью. Если режим «Умножения» затемняет изображение, то «Экран» наоборот осветляет его.

Посмотрим, как работает режим наложения на нашем подопытном PSD документе. В этот раз режим верхнего слоя поменяем на «Экран».

Мы получили результат противоположный режиму наложению «Умножение». Происходит ОСВЕТЛЕНИЕ картинки за счет того что более темные участки меньше проецируются на экране чем светлые. Поэтому черный цвет перекрывается более светлым зеленым, 50%-й серый смешивается с зеленым, а белый сам по себе самый яркий.


На практике режим наложения «Экран» часто применяют для осветления недоэкспонированных изображений


и для наложения каких-либо осветляющих эффектов, например бликов.


Уроки по тому, как наносит блики, и обрабатывать фотографии, сделанные в контровом свете, используя режим наложения «Экран», вы можете найти на страницах сайта .

Режим наложение «ПЕРЕКРЫТИЕ» или «МЯГКИЙ СВЕТ»

Эти два режима относятся к группе режимов влияющих на контрастность изображения. Почему я отметил сразу два режима этой группы, да потому что воздействие их очень схоже, за исключением того, что режим «Перекрытие» оказывает РАВНОМЕРНОЕ влияние на средние тона, а режим «Мягкий свет» наряду со средними тонами подхватывает еще и ТЕНИ. Какому режиму отдать приоритет зависит от вашего желания и от конкретно поставленной задачи в процессе ретуши фотографий.

Посмотрим, как это работает. Поменяем режим наложения слоя с градиентом и тремя квадратами на «Перекрытие».

Получается результат, который нам демонстрирует подтверждение теории о влиянии в большей степени на средние тона изображения. Мы видим, что серый квадрат смешался с зеленым цветом нижележащего слоя.


Разбираясь с режимами наложения контрастной группы видно, что исходное изображение может, как затемнятся, так и осветлятся. А зависит это от яркости корректирующего изображения, если его яркость ниже среднего уровня (128), то изображение затемняется, если выше, то наоборот.

То есть видно, что при смешивании темных областей градиента, расположенных левее среднего, 128-го уровня, картинка относительно яркости исходного изображения темнеет, а правая часть градиента светлеет.


И еще одно доказательство того, что режим наложения «Перекрытие» и «Мягкий свет» похожи, но в силу того что «Мягкий свет» кроме средних тонов берет в участие и тени, то смешивание получается более плавным и контраст более мягким.


Область применения режимов наложения «Перекрытие» и «Мягкий свет» очень обширна.

В первую очередь это, конечно же, внесение коррекций в средние тона изображения. Именно этот тоновый диапазон благоприятно воздействует на наше восприятие картинки, так как имеет самый широкий цветовой охват и вариации яркости.


Еще одно из самых распространенных применений – перевод корректирующего слоя в режим «Перекрытие» при повышении резкости для ослабления ореолов нерезкого маскирования.

Я думаю, всем известна такая организация структуры слоев при повышении резкости через фильтр «Цветовой контраст».

А вот при ретуши методом Dodge & Burn и при нанесении светотеневого рисунка на лица портретируемых используют слой, залитый нейтральным 50% серым цветом в режиме наложения «Мягкий свет».


Очень часто режим «Перекрытие» используют для ручной доработки маски – усиление контраста между выделенными и замаскированными участками.

«Перекрытие» и «Мягкий свет» применяют также при нанесении шума, для усиления бликов и теней и еще множество других областей применения.

Режим наложения «ЦВЕТНОСТЬ»

И вот мы с Вами добрались до компонентных режимов.

Не знаю честно, почему именно такое название приобрела эта группа, но лично мое понимание заключается в том, что все режимы наложения этой группы являются компонентами, то есть составляющими модели HSB.

Нам известно, чтобы описать цвет, необходимо задать параметры цветового тона (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness).

Так вот Цветность это результат сложения цветового тона и насыщенности.

Режим наложения «Цветность» применяется, когда необходимо изменить именно цвет и не затрагивать яркость, например, при настройке цветового баланса корректирующим слоем «Кривые».

Еще один из наиболее популярных видов использования режима наложения «Цветность» это раскрашивание черно белых фотографий.

Вот, к примеру, мы попытались восстановить старое фото военных лет.


А потом решили его и раскрасить. Начнем с мундира. Создаем сверху новый пустой слой и зальем его цветом напоминающим цвет военной формы Советской Армии. Потом используя маску, закрасим китель.


Видно, что получилось, не очень хорошо, так как вместо кителя получилось обычное цветное пятно.

А вот если мы поменяем режим наложения слоя заполненным цветом на «Цветность», то получим объемное детализированное изображение со светотеневым рисунком.


И в подтверждение того, что цвет компонуется из оттенка и насыщенности, создадим корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» и поменяем цвет парадного мундира на полевое обмундирование цвета хаки.


Режим наложения «Яркость»

Наш пятый и последний режим наложения, часто применяемый в обработке фотографий – это режим «Яркость». Данный режим находится в одной группе с режимами «Цветовой тон», «Насыщенность» и «Цветность», но он является совершенно противоположным по воздействию режимом. Этот режим наложения используют в тех случаях, когда из результатов коррекции нужно оставить только изменения яркости, а от изменений цвета необходимо отказаться.

Такая необходимость нередко возникает в процессе ретуши при повышении яркостного контраста изображения определяющего визуальное ощущение объема. Но при этом возникает проблема – повышении контраста влияет на цвет, то есть происходит увеличение насыщенности, особенно красных и синих оттенков.

Возьмем фотографию зарезервированного для Вас столика в ресторане:-)


Теперь попробуем повысить контрастность с помощью корректирующего слоя «Кривые» (известный прием), следующим образом, но для большей наглядности контраст я подниму чрезмерно.

Теперь сравним исходное изображение и его же, но после повышения контраста.


Я думаю вам видно, что повышение контраста «S» – образной кривой, кроме осветления бликов и затенении темных участков картинки привело к повышению насыщенности красных оттенков.

Поменяем теперь режим наложения корректирующего слоя «Кривые» на «Яркость».

А теперь сравним изображение с повышенным контрастом в обычном режиме наложения корректирующего слоя и в режиме «Яркость».


Заметно, что перенасыщенность красного цвета ушла.

В итоге посмотрим на исходное изображение и конечное, полученное в процессе обработки.


Ну, вот все хорошо! Режим наложения «Яркость» позволил избежать влияния коррекции кривыми на насыщенность цветов, контраст увеличился и даже значительно, а насыщенность осталась в нормальном состоянии.

Вот, наверное, и все, с чем я хотел вас познакомить.

Эти режимы наложения в фотошопе чаще остальных применяются при ретуши фотографий. Изучение этих пяти режимов может сильно сэкономить вам огромное количество времени и сделать процесс обработки изображений намного проще.

Если Вы не хотите пропустить интересные уроки по обработке фотографий - подпишитесь на рассылку.
Форма для подписки находится ниже.

Эта статья даст вам общее представление о режимах наложения или смешивания слоев (blending modes). Режимы наложения используют для разных целей, например, чтобы вписать объект в фон, наложить текстуру или тонировать изображение. При использовании режимов наложения слои начинают взаимодействовать друг с другом, также можно изменять непрозрачность и заливку слоя в результате чего получается интересный эффект. Многие просто прогоняют слой по всем режимам в поисках лучшего варианта. Конечно, будет намного удобнее, хоть немного разбираться в этих режимах и понимать для чего нужен каждый из них.

Когда мы устанавливаем режим смешивания, то слой, которому изменили режим, начинает взаимодействовать с нижестоящим. А теперь давайте рассмотрим разные режимы наложения, которые разделены на группы горизонтальными линиями.

1. Основные режимы (Basic)

Обычные (Normal)

Уже из названия этого режима становится понятно, что это обычное состояние слоя. Здесь нет взаимодействия между слоями (активным и нижестоящим). Полностью заменяются пиксели нижестоящего слоя при режиме 100% непрозрачности.

Затухание (Dissolve)

При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, как и в режиме Обычные (Normal) . А при снижении непрозрачности, этот режим в случайном порядке удаляет некоторые пиксели активного слоя, что придает эффект пористости или шума. Например, у нас получился эффект «мела» при значении непрозрачности 70%:

2. Затемняющие режимы (Darken)

Во всей группе Затемняющих режимов, игнорируется белый цвет.

Затемнение (Darken)

Этот режим проявляет только темные оттенки верхнего слоя на нижнем. Его используют для наложения одного слоя на другой. Если вы хотите затемнить, то лучше использовать режим, следующий по списку - Умножение (Multiply) .

Умножение (Multiply)

Это один из самых распространенных режимов. Он накладывает цвета верхнего слоя на цвета нижнего. Цвет становится гуще, от этого изображение темнеет. Этот режим можно применять для восстановления очень светлых фото, путем дублирования основного слоя и установления верхнему слою режима Умножение (Multiply) .

Затемнение основы (Color burn)

Путем повышения насыщенности и контрастности, этот режим дает сильный эффект. Он также немного затемняет, будьте аккуратны с этим режимом, так как цвета с ним принимают неестественный вид, и у вас принтер не сможет правильно отобразить их.

Линейный затемнитель (Linear burn)

Этот режим затемняет нижний слой, чтобы проявить цвет верхнего слоя, путем уменьшения яркости.

Темнее (Darker color)

Здесь видимыми остаются только пиксели, которые темнее пикселей нижнего слоя.

3. Осветляющие режимы (Lighten)

При использовании Осветляющих режимов игнорируется черный цвет. С помощью этих режимов можно убрать черный фон, оставив нетронутыми другие цвета, а также для наложения текстур на черном фоне.

Замена светлым (Lighten)

С помощью этого режима получаем противоположное действие режиму Затемнение (Darken) . Проявляет светлые пиксели.

Экран (Screen)

Этот режим производит те же вычисления, как и режим Умножение (Multiply) , но использует при этом инвертированные значения, чтобы проявить конечный результат. Этот режим осветляет изображение. Его можно применять для осветления темных фотографий, путем дублирования и установления верхнему слою этого режима.

Осветление основы (Color dodge)

Похож на режим Экран (Screen) , но черный цвет на верхнем слое не влияет на результат, и другие цвета будут слегка подсвечивать нижние, путем повышения насыщенности и понижения контраста, чтобы подобрать подходящий тон. Хорош для создания сильных эффектов.

Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add)

Цвета здесь сочетаются путем повышения яркости, светлые цвета заменяются более светлыми. Представляет собой комбинацию режимов Экран (Screen) и Осветление основы (Color Dodge) .

Светлее (Lighter Color)

Видимыми остаются только пиксели, которые светлее пикселей нижнего слоя.

4. Контрастные режимы (Contrast)

Для всех режимов этой группы игнорируемый цвет - 50% серого (за исключением режима Жесткое смещение (Hard Mix) ).

Перекрытие (Overlay)

Этот режим равномерно смешивает цвета обоих слоев, хорошо поддается изменениям прозрачности. Он отсеивает светлые части и умножает темные. При низком уровне прозрачности, он похож на режим Обычные (Normal) , но с более интенсивными цветами. Хорошо подходит для наложения текстуры на изображение.

Мягкий свет (Soft light)

Этот режим осветляет и затемняет цвета изображения в зависимости от цвета верхнего слоя. Это почти то же самое, что фильтр рассеянный свет. Хорошо подойдет для корректировки тонов, повышения контраста на изображениях с небольшой контрастностью, а понижение прозрачности даст еще более изысканный эффект.

Жесткий свет (Hard light)

Похож на предыдущий режим. Почти не используется, так как Мягкий свет (Soft light) более контролируемый. Он будет затемнять изображение, если наверху темное, осветлять, если светлое, и повышать контрастность.

Яркий свет (Vivid Light)

Этот режим затемняет или осветляет цвета изображения в зависимости от того, какие цвета на верхнем слое. Кажется, что изображению добавили различные значения контраста.

Линейный свет (Linear light)

Если верхний слой яркий, то нижний слой будет осветляться, если темный, то затемняться.

Точечный свет (Pin light)

С помощью этого режима можно получить разные результаты, работает путем перемещения цветов на изображение в зависимости от того светлые или темные цвета на активном слое.

Жёсткое смешение (Hard Mix)

Дает похожий результат, смешивает яркость верхнего слоя с цветом нижнего, контраст здесь на максимуме. Получается очень яркое изображение, причем крупными кусками. Создает постеризированное изображение, ограниченное в цветах.

5. Сравнительные режимы (Comparative)

Изображение, которое мы в результате получаем напрямую зависит от разницы обоих слоев.

Разница (Difference)

Подходит для создания различных эффектов. Он реверсирует тона и цвета, яркость здесь зависит от разницы пикселей.

Исключение (Exclusion)

Более мягкая версия режима Разница (Difference) , контраст небольшой. Обычно применяется для тонирования изображения посредством наложения сплошного цвета и существенного уменьшения непрозрачности.

Вычитание (Subtract)

Яркости верхнего слоя вычитается из нижнего. Когда яркость пикселя верхнего слоя больше или равна яркости нижнего, итоговый цвет изменяется на черный.

Разделить (Divide)

Похож на предыдущий режим, только с более сильным осветлением.

6. Компонентные режимы (HSL)

Результат зависит от яркости и цвета слоев. Эти режимы обычно используются для тонирования и перекрашивания объектов на изображении.

Цветовой тон (Hue)

Здесь, цвета верхнего слоя смешиваются с насыщенностью и яркостью нижнего слоя. Это дает сильный эффект. Альтернативный режим - это Цветность (Color) .

Насыщенность (Saturation)

С этим режимом, уровни насыщенности нижнего слоя меняются на соответствующие пиксели верхнего слоя. Пригодится для того, чтобы заставить объект принять цвет или текстуру другого.

Цветность (Color)

Здесь используется только яркость нижнего слоя, а цвет и насыщенность идут от верхнего слоя. Подходит для перекрашивания изображения.

Яркость (Luminosity)

От верхнего слоя остается только яркость света, а цвет и насыщенность идут от нижнего слоя. Если не получается этот режим, попробуйте другой из 3-х вышеприведенных.

Теперь, для закрепления материала советую вам провести свой собственный эксперимент, так вы быстрее разберетесь в свойствах каждого режима и посмотреть, похожи определения режимов на ваш результат или нет.

До встречи в следующем уроке!

Работа в Photoshop подразумевает мастерское владение такой простой, но часто недооцененной функцией, как Режимы Наложения. При большом количестве других замечательных инструментов, ей легко пренебречь, но она, всё же, должна стать частью вашего инструментария.

Где находятся режимы наложения?
Основная причина, по которой игнорируются Режимы Наложения (Blending Modes) – это их место положения: прямо на Палитре Слоев (Layers Palette).

Их легко не заметить, так как они на всегда на самом виду. Просто выдираете слой (или слои), и назначаете Режим Наложения (Blending Mode).

Что такое Режим Наложения?
Вы можете разбить Режимы Наложения на физические блоки в выпадающем меню: Затемнение (Darken), Замена светлым (lighten), Насыщенность (saturation), Вычитание (subtraction) и режимы Цвета (color).

Теперь, когда вы узнали на какие составляющие можно логически разделить этот инструмент, разобраться для чего используются различные режимы, будет намного легче.

Когда нужно использовать Режимы Наложения?
Режимы Наложения имеют много применений, хотя, иногда, при наличии огромного числа различных фильтров, могут показаться излишними. Ниже приведен пример использования Режима Наложения для создания оттенка.

Вместо использования фильтра Цветового тона/Насыщенности, или какого-либо другого на базовом изображении (Слой 1 на приведенном выше примере), мы можем просто наложить нужный нам цвет поверх слоя, и использовать Режим Наложения для получения желаемого оттенка. Для перебора различных режимов, вы можете использовать кнопки со стрелками, но если вы уверены, что просто хотите наложить цвет поверх изображения, начинать лучше с режима Экран (Screen).

Режимы Наложения нельзя модифицировать, то есть вы не можете настраивать их. Но вам это и не нужно! Эффекты от различных режимов могут быть подкорректированы параметрами Непрозрачность (Opacity) и Непрозрачность Заливки (Fill opacity). Если вы не сможете подобрать полностью соответствующий вашим требованиям эффект, выберите наиболее подходящий и поэкспериментируйте с Непрозрачностью слоя (Opacity) или Непрозрачностью Заливки (Fill opacity).

Другие применения Режимов Наложения
Как вы, наверное, догадались, можно накладывать друг на друга и отдельные слои, получая потрясающие эффекты. На приведенном ниже примере, использовано наше исходное фото, на которое наложено изображение света автомобильных фар. При помощи Жесткого Света (Hard Light) и понижения Непрозрачности Заливки, вы можете получить весьма интересный эффект, с практически неограниченным ресурсом редактирования:

А еще Режимы Нложения применять “пачками”! На примере ниже вы можете наблюдать наложения нашего оттенка поверх обоих предыдущих слоев.

Таким образом, перед нами открываются практически безграничные возможности. Но прежде всего следует отметить, что для достижения одной и той же цели, Режимы Наложения дают нам на много больше свободы и гибкости, чем использование обычных статичных эффектов, таких как Цветовой тон/Насыщенность.

Рабочие примеры
Используя случайное исходное фото и текстуру, мы продемонстрируем как каждый эффект влияет на изображение. Важно расположить текстуру прямо над исходным фото на палитре слоев. Мы установили непрозрачность наложения равной 100% или 50%, так что вы легко можете воспроизвести эксперимент самостоятельно.

Исходным изображением нам послужил природный ландшафт:

Текстура:

Более детальное рассмотрение Режимов Наложения:
Теперь давайте рассмотрим каждый режим в отдельности и изучим его более подробно!

Нормальный, 50% (Normal at 50%)
Использует какую-то часть (в процентном соотношении) накладываемого изображения. 100% означает полное использование изображения, тогда как 0% - не использует его вообще.

Затухание, 50% (Dissolve at 50%)
Выбирает произвольные пиксели изображения, и добавляет их к основе. Так же как и Нормальный режим, при 100% полностью использует изображение, а 0% - не использует вообще.

Затемнение (Darken)
Сравнивает накладываемое изображение с основой, и оставляет только более темные пиксели.

Умножение (Multiply)
Берет информацию о каждом пикселе, умножает его 8-битный цветовой код на код пикселя основы, и делит на 255. Результатом всегда будет более темный цвет. Исключение составляет только наложение белого цвета.

Затемнение основы (Color Burn)
Берет 8-бтную величину каждого канала основы и делит на канал накладываемого слоя. Результатом будет более контрастное изображение, и, как правило, более темное.

Линейный затемнитель (Linear Burn)
Складывает две 8-битные цветовые величины каждого канала, и вычитает из результата 255. В итоге темные области становятся еще более темными, тогда как более светлые участки становятся более контрастными.

Темнее, 50% (Darker Color at 50%)
Вместо использования 8-битного кода каждого канала, он проверяет все каналы, и оставляет только наиболее темные.

Замена светлым, 50% (Lighten at 50%)
Противоположность режима Темнее. Он оставляет только наиболее светлые пиксели от каждого из слоев.

Экран (Screen)
Противоположность Умножения. Он инвертирует пиксели накладываемого изображения, и умножает на пиксели основы.

Осветление основы (Color Dodge)
Делит пиксели слоя основы на инвертированные пиксели слоя с накладываемым изображением.

Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add))
Складывает 8-битные цветовые коды пикселей каждого слоя. Можно сравнить с режимом Экран, только контраст получается еще сильнее. Если слой-основа – черный, никаких изменений не произойдет.

Светлее (Lighter Color)
Работает так же как Замена Светлым, только перебирает все каналы, а не только каналы основы. Оставляет только наиболее светлые пиксели.

Перекрытие (Overlay)
Использует сочетание режимов Экран и Умножение, делая изображение еще более контрасным.

Мягкий свет (Soft Light)
Тоже самое, что и Перекрытие, но контраст менее сильный.

Жесткий свет (Hard Light)
То же самое, что и Перекрытие, но с более сильным контрастом.

Яркий свет (Vivid Light)
Комбинация Осветления и Затемнения. В работе исходит из параметров накладываемого изображения.

Линейный свет (Linear Light)
То же, что и Яркий Свет, только создает более сильный контраст.

Точечный свет (Pin Light)
Комбинирует пиксели накладываемого изображения, используя режим Осветление Основы и темные пиксели основы, используя Затемнение.

Каждое изображение в фотошопе представляет собой совокупность слоев. Параметр Непрозрачность (Opacity) определяет количество (прозрачность) слоя, а параметр смешивание (Mode) каким образом будет проводиться смешивание слоев. Режимы смешивания выбирают из диалогового окна слоев.

Нажав на стрелочку в диалоговом окне, которая располагается права от строки с выбранным режимом “нормальный”, мы откроем список всевозможных режимов смешивания. Это и растворение, замена темным, умножение, затемнение основы, линейный затемнитель, темнее, замена светлым, осветление, осветление основы, линейный осветлитель, светлее и др. Для того, чтобы правильно выбрать подходящее смешивание необходимо понимать и предвидеть результат.

Для переключения режимов смешивания при помощи клавиатуры, можно нажимать Shift + для передвижения вниз по списку режимов и Shift — для движения в обратном направлении.

Характеристика режимов смешивания (рассмотрим на примере смешивания изображения (непрозрачность = 82%)с фоновой черно-белой картинкой:

Нормальный (Normal) – простой режим смешивания. При непрозрачности верхнего слоя смешивания не происходит. Если верхний слой прозрачен предположим на 15%, то нижний под ним слой будет “просвечивать” на эту величину:

Растворение (Dissolve) – представляет собой губчатую, крапчатую структуру:

Умножение (Multiply) – изображение получается более темным, цвета насыщенными, так как при этом режиме смешивания темные цвета заменяют более светлые:

Осветление (Screen) – противоположный умножению режим:

Наложение (Overlay) – пиксели верхнего слоя помещаются над нижним только в том случае, если они более насыщенные. Темные области базового слоя становятся более темными, а светлые – более светлыми:

Мягкий свет (Soft Light) – если цвет основного слоя светлый, то базовый слой осветляется, если же темный – то затемняется. Результат смешивания в данном примере такой же, как в предыдущем слое.

Жесткий свет (Hard Light) противоположен режиму смеживания наложение. Здась за основу берутся пикселы базового слоя:

Осветление (Color Dodge) – темные участки верхнего изображения не оказывают никакого влияния на нижнее, в то же время, как светлые обесцвечивают базовый слой.

Затемнение (Color Burn) – использует темные участки верхнего слоя для затемнения базы, а светлые не оказывают влияния:

Замена темным (Darken) – если пиксел верхнего слоя темнее, тогда он помещается в результирующее изображение. Результат изображения в данном примере похож на предыдущий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то