Как продать программное обеспечение. FAQ: Продажа собственного программного обеспечения - теория и практика

По горизонали:
1. Какое поприще мыслил для себя Лев Толстой, поступая в Казанский университет? Ответ: Дипломатия.
5. У какой перекладины балерина вкалывает? Ответ: Станок.
9. Откуда шторы свешиваются? Ответ: Карниз.
11. Археологические изыскания. Ответ: Раскопки.
12. Без чего не сорвать банк? Ответ: Риск.
13. В «… с позолотой» на Руси добавляли ром. Ответ: Чай.
14. Каким шампанским европейцы предпочитают запивать чёрную икру? Ответ: Брют.
15. «Локомотив» в коллективе. Ответ: Лидер.
18. Кто первым придумал продавать программное обеспечение? Ответ: Гейтс.
19. Зубной эрзац. Ответ: Протез.
22. «Дорожный коллега». Ответ: Попутчик.
23. Полицейский с лицом Стивена Сигала. Ответ: Нико.
25. Леди с замашками демона. Ответ: Вамп.
27. Мусор эстрадного звучания. Ответ: Попса.
30. «Астраханский полосатик». Ответ: Арбуз.
31. «Фуникулёр» в небоскрёбе. Ответ: Лифт.
35. «Морской оттенок». Ответ: Ультрамарин.
36. Гробница «с ужасными байками». Ответ: Склеп.
41. Где зимним вечером уютно потрескивают дрова? Ответ: Камин.
42. «Книга откровений» Морфея. Ответ: Сонник.
45. Черта, чтобы вычитать. Ответ: Минус.
47. «Самое эффективное» лекарство. Ответ: Панацея.
48. Кто возглавил первую в мире дрейфующую научную станцию? Ответ: Папанин.
49. Какой мировой секс-символ родился в один день с Сальмой Хайек? Ответ: Ривз.
50. «Дамасская нержавейка». Ответ: Булат.
51. Самый новогодний цветок у вьетнамцев. Ответ: Нарцисс.
52. Какое из итальянских блюд Юлия Высоцкая любит готовить с шампанским? Ответ: Ризотто.
53. Какая богиня приносила победу эллину? Ответ: Ника.
54. «Шпионская подслушка». Ответ: Жучок.
55. Какая из русских монет названа в честь оружия? Ответ: Копейка.
56. Буря «на мокром месте». Ответ: Шторм.
57. Древние индейцы «мексиканского производства». Ответ: Майя.
58. «Смеётся … над всеми модами века». Ответ: Вальс.
По вертикали:
1. Злейший враг профессионализма. Ответ: Дилетантство.
2. Он хоть и с лапами, но ходить не умеет. Ответ: Якорь.
3. Работа братьев Запашных. Ответ: Дрессировка.
4. Фетиш пацифистов. Ответ: Мир.
6. Что мешает хамить другим? Ответ: Такт.
7. Кто показывает криминальные фокусы? Ответ: Наперсточник.
8. «Каждый убийца, вероятно, чей-то хороший знакомый» (мэтр детективного жанра). Ответ: Кристи.
10. «Солнечный трофей» пляжника. Ответ: Загар.
13. Голова «без архитектурных излишеств». Ответ: Череп.
16. Где прошло детство Христофора Колумба? Ответ: Генуя.
17. Хулиган на хулигане. Ответ: Шпана.
20. Замарашка в хрустальных башмачках. Ответ: Золушка.
21. Каким виски изначально оспу лечили? Ответ: Скотч.
24. Злейший враг хоббита. Ответ: Орк.
26. Ближайший лицейский друг Александра Пушкина. Ответ: Малиновский.
28. Рак на толстый кошелёк. Ответ: Омар.
29. Чем захламляют электронную почту? Ответ: Спам.
32. Звезда Голливуда, которая «всему самому оптимистичному» научилась у Антона Чехова. Ответ: Стрип.
33. Какой науке принадлежат самые длинные формулы? Ответ: Химия.
34. «Выпускник» из кассового аппарата. Ответ: Чек.
37. Великий тенор, так и не осиливший нотной грамоты. Ответ: Паваротти.
38. Картинка из медальона. Ответ: Миниатюра.
39. Самый первый партийный псевдоним Феликса Дзержинского. Ответ: Астроном.
40. Каким злаком снижают содержание билирубина? Ответ: Кукуруза.
43. «Конкурент» баклажана «по икорной части». Ответ: Кабачок.
44. Какой чин получил граф Гавриил Головкин после Полтавского сражения? Ответ: Канцлер.
45. Страна «вынужденной эмиграции» для Льва Троцкого. Ответ: Мексика.
46. Какой шёлк вручную узорами расписан? Ответ: Батик.
48. Кодовая комбинация. Ответ: Пароль.

01.06.2007, ПТ, 13:06, Мск

Перед разработчиками программного обеспечения помимо основной задачи – собственно создать продукт – стоит еще одна, не менее, а иногда и гораздо более важная – вывести его на рынок. Нередко замечательные программы "хоронятся заживо", так и не заняв своего места на софтверном рынке. В результате разработчик остается у разбитого корыта, не зная, как решать проблемы, которые на этапе создания и тестов были не принципиальными.

страницы: 1 | | следующая

Очень часто разработчики программных продуктов страдают перфекционизмом. При разработке программы они стремятся к тому, чтобы их детище решило все возможные и невозможные проблемы клиента сразу, одним махом. При этом они закладывают в функционал программы "преимущества", на деле являющиеся явно избыточными. Продукт получается близким к универсальному, с тысячей кнопок, иконок и кратким руководством по использованию на 800 листов. При этом часто вспомогательные функции остаются не доведенными до ума, неудобными в использовании, а иногда просто работающими некорректно. На претензии клиентов продавцы ПО отвечают: основной функционал работает отлично, а эти сервисы - дополнительные, скажите спасибо, что они вообще есть, ведь как-то они работают, а у других нет и такого…


При разработке программы специалисты стремятся к тому, чтобы их детище решило все возможные и невозможные проблемы клиента сразу, одним махом

Претензии клиентов, связанные с плохой работой дополнительных сервисов (а зачастую именно из-за них был сделан выбор в пользу этого конкретного продукта), часто распространяются на весь продукт (в общем неплохой). Кроме того, софт получается неудобным в использовании. Но самое главное ­– цена такого продукта становится непомерно высокой. Понятно, что это оказывает негативное влияние на принятие решения о приобретении. Согласитесь, не каждый клиент готов выложить кровно заработанное за софт, половиной функций которого он будет пользоваться чисто теоретически. Следовательно, разработчики недополучают ожидаемой прибыли. А на высококонкурентных рынках такое увеличение цены может оказаться и вовсе фатальным.

Трудности позиционирования

Другая проблема, которая возникает перед разработчиками, – позиционирование продукта. Повышая стоимость программы за счет ее универсальности, разработчик невольно сужает свой рынок сбыта, делая продукт недоступным для небольших клиентов и рассчитывая только на крупную корпоративную "рыбу".

На деле решение этой проблемы лежит на поверхности. Достаточно поделить программу на модули и сформировать нескольких версий с ограниченной и полной функциональностью.

При разработке ПО вендор должен разделить весь функционал на три независимые части: необходимый – решающий основные проблемы, достаточный - решающий все задачи, а также набор сервисов, создающих дополнительные возможности и комфорт при работе с программой.

Из необходимого функционала формируется так называемая "light" версия. Эта версия должна решать все насущные проблемы клиента, но при этом вызывать непреодолимое желание расширить возможности приложения. Говоря простым языком, в облегченной версии чего-то должно не хватать, она должна быть немного неудобной. Причем возможности полной, "профессиональной" версии ни в коем случае нельзя скрывать. Клиент должен видеть недоступные (пока) ему возможности. Это могут быть неработающие в light-версии кнопки, иконки и т.д.

Задача разработчика на этом этапе - сделать так, чтобы пользователь четко понимал, что полная версия сделает его работу более эффективной и позволит ему сэкономить массу времени. В этом случае клиент и продавец как бы меняются местами. И уже не разработчик ПО убеждает клиента перейти на полную версию, а покупатель фактически готов заплатить деньги, чтобы иметь дополнительные возможности.

При таком разделении на версии разработчик резко расширяет целевую аудиторию, выходя на более мелких клиентов, и в результате получает преимущества для выигрыша в конкурентной борьбе. У него появляется возможность поэтапного выпуска облегченной и профессиональной версий. Это позволяет разработчикам быстрее завоевывать рынок и снижать начальные инвестиции в разработку продукта.

А зачем нам кузнец?

Сервисы, которые делают работу с программным продуктом комфортнее, всегда следует выносить за рамки основной версии и продавать отдельно по мере необходимости. Это простой рыночный принцип: "за удобство нужно платить".

Вопрос, которому действительно стоит уделить пристальное внимание - разделение собственно защиты и лицензирования. Установка лицензионных разграничений должна быть компетенцией не программиста, а менеджера. А вот задачи по построению защиты должны оставаться на совести разработчика. Таким образом, при постановке задачи на разработку ПО менеджеры определяют, какие функции войдут в light-версию, какие – в полную, и какие сервисы будут предоставлены дополнительно. Далее разработчики встраивают защиту и выпускают полный дистрибутив, содержащий всю функциональность. В случае использования для защиты аппаратных ключей, ограничения записываются в память ключа. При использовании софтверной защиты, менее надёжной, но имеющей право на существование, определяемое низкой стоимостью самого программного продукта, это реализуется в коде.

В первом случае клиенту поставляется полный дистрибутив вместе c аппаратным ключом. Однако покупателю будут доступны только те функции, за которые он заплатил, и разрешения на которые присутствуют в памяти ключа. При необходимости расширения функционала клиент отправляет запрос на обновление. После поступления оплаты менеджер продавца генерирует обновление памяти для ключа клиента и отправляет его по e-mail. После установки обновления у покупателя появляется расширенный функционал.

В случае использования софтверной защиты, разработчик обрекает себя на риск, отдавая полный дистрибутив в руки пользователя. Взломать программную защиту и пользоваться полноценным продуктом, заплатив при этом лишь за ограниченную light-версию, соблазн, согласитесь, большой. Именно поэтому сторонники защиты на основе специальных утилит плодят множество различных версий своего ПО с функционалом light, расширенным, супер-расширенным и т.п., увеличивая тем самым стоимость производства и логистики, а также усложняя саму схему продаж и жизнь дистрибутора, которому предстоит разобраться в хитрых замыслах вендора.

Как продать и не пострадать

Из-за кажущейся сложности многие нестандартные способы организации продаж остаются вне поля зрения разработчиков программных продуктов, а зря.

Рассмотрим простой пример. Клиенту для реализации проекта необходимо приобрести дорогостоящий продукт. Если выделить единовременно средства на его приобретение не представляется возможным, часто клиент попросту отказывается от проекта, а разработчик продукта теряет потенциальную прибыль.

А между тем такая проблема легко решается организацией аренды или лизинга продукта. Для этого необходимо реализовать ограничение по времени использования продукта. С этим методом многие встречались на примере антивирусов. Как известно, антивирусные базы необходимо обновлять, соответственно антивирусные вендоры встраивают ограничение на использование продукта на какой-либо срок, в течение которого ваш антивирус исправно обновляется. По истечении этого срока вы обязаны либо пролонгировать действие лицензии, либо отказаться от использования продукта, либо продолжать использование, но уже на свой страх и риск. Понятно, что и в этом случае вопрос безопасности и денежных рисков стоит во главе угла.

Многие разработчики вначале пишут программы с лицензией freeware, но со временем приходит мысль заработать на этом денег. И условия распространения с freeware (бесплатно) трансформируется в shareware (условно-бесплатно). Однако, как показывает собственная практика продажи программ, мало поменять условия – нужно еще найти способ (приемлемый для обоих сторон) получить деньги с пользователя (покупателя).

Допустим уже найден готовый заплатить покупатель, и теперь рассмотрим возможные способы оплаты.

Итак, способ первый – через популярные нынче системы электронных платежей. Пример такой системы – www.webmoney.ru . Плюсы: моментальность сделки; минимальная комиссия за перевод; практически никаких ограничений по географии (автор и пользователь могут находиться в разных странах). Минусы: если покупатель незнаком с механизмом работы современных систем электронных платежей, то он может не захотеть тратить свое время на изучения принципов работы того же webmoney. И этот фактор может оказаться решающим и привести к потере потенциального покупателя. К тому же, за ввод «живых» денег в данную платежную систему взимаются приличные проценты.

Способ второй – через фирмы, которые специализируются на продаже софта через Интернет. Например, www.softkey.ru . Плюсы: для покупателя это оптимальный вариант, так как в данном случае он может получить все необходимые бухгалтерские документы. Да и вариантов оплаты программы такая фирма предложит на порядок больше, чем автор (к примеру, популярный среди предприятий банковский платеж). Минусы: данный способ может быть не очень выгоден автору по следующим причинам:

Третий способ самый простой, и обходится без посредников и без налогов. Суть этого способа заключается в том, что покупатель высылает автору код пополнения для определенного мобильного оператора. Плюсы: автору не нужно платить за мобильную связь. Минусы: автор и покупатель должны находиться в одной стране.

Четвертый способ или альтернативно-ценное. Принцип такой – если программа стоит скажем до 5 у.е., а платить наши люди не очень любят… То можно предложить покупателю оставить свой комментарий в каком-нибудь форуме или софт-каталоге, где обсуждаются подобные программы. Это и будет то самое альтернативно-ценное для автора программы.

Нюансы для первого и третьего способа. Для сомневающихся в авторской честности покупателей можно предложить следующую схему оплаты:

Первая половина суммы - Регистрационный ключ – Вторая половина суммы;

Хотя автору тоже не мешает перестраховаться – и поэтому нужно сделать два регистрационных ключа: первый ключ – и программа работает еще 10 запусков (хотя и пишет что уже зарегистрирована); второй ключ – и программа работает уже без каких-либо ограничений. Тогда схема оплаты будет выглядеть так:

Первая половина суммы – Первый регистрационный ключ – Вторая половина суммы – Второй регистрационный ключ.

И тогда не совсем честного покупателя будет ждать небольшой сюрприз! J

Думаю существуют и другие способы продать свою программу через Интернет, но эти наиболее приемлемые.

Есть среди нас умы, которые постоянно что-то придумывают и изобретают, стараясь усовершенствовать и облегчить нашу жизнь: средство, которое убьет каларадского жука навсегда… способ прочитывать книгу за полчаса… и так далее. Где эти изобретатели, кто они и почему мы не пользуемся их изобретениями?

Изобретатель Георгий Черников придумал способ изолировать воздушных террористов. Идея проста и экономична - всех пассажиров самолета крепко привязывать к сидениям с помощью элегантных наручников. Это изобретение – просто «разминка для ума», на самом деле Георгий Черников – серьезный инженер. Почти 50 лет он проработал конструктором на электростанциях и практически каждый месяц получал премии за «рацпредложения», а также авторские свидетельства – «на память». Теперь пенсионер изобретает уже просто по привычке. У него больше 100 патентов, но денег это ему не приносит.

Георгий Черников: «Я подал заявку и получил патент на соломку, в которой сделан фильтр и сделаны вставки из растворимых вкусных вещей, которые приятно пить. Какой-то ресторатор позвонил мне и сказал, что они заинтересовались моей соломкой, мол, позвольте нам ее попробовать. Я говорю – пожалуйста, пробуйте, делайте».

Хранилище идей

Роспатент - Российская служба по патентам и товарным знакам - интеллектуальные закрома нашей родины. Если в Гохране – золото и драгоценности, то здесь хранятся кипы папок. Все это - запатентованные идеи с конца 19 века до наших дней, 200-метровый коридор стеллажей.

Такая же библиотека существует и в электронном виде, в ней все мировые открытия. А в секретном фонде – разработки в области безопасности и обороны, доступа к ним нет. Все остальные патенты может увидеть любой желающий. Все идеи пылятся на полках, а жизнь получают - единицы.

Юрий Гаврилов, экономист: «Наличие патента – это условие необходимое, но явно недостаточное для успешного продвижения разработки на рынок, необходимо, чтобы этой разработкой занимался профессиональный менеджер, а это проблема в России – найти профессиональных менеджеров в этой сфере. Потому что из всех изобретений есть идеи просто блестящие, но мы о них не знаем».

Как заработать на идее

В советские времена государство покупало идею за 20-50 рублей, в то время это была хорошая прибавка к зарплате. Кроме того, изобретателям полагались особые привилегии - бесплатные путевки на курорт и дополнительная жилплощадь. Только вот, условие было одно - всю прибыль от изобретений получало государство.

Сегодня изобретатель сам платит за патент - минимум 3 тысячи рублей, зато идея становится его личной собственностью на 20 лет. Таким образом, если его идея будет работать, то у него есть шанс в течение этого времени получать дивиденды со своего изобретения.

Есть три варианта сделать деньги на своей идее. Первый - это получать отчисления за использование своей интеллектуальной собственности. Например, запатентовать зубную щетку с перекрещивающимися щетинками и, если ее будут производить и продавать в магазинах, изобретатель получает отчисления. Так называемые «роялти» - процент от дохода производителя.

Второй вариант - продать права на свою идею. То есть получить деньги и забыть о пожизненных дивидендах. Изобретатель Интернета Тим Бернерс Ли получил самый большой гонорар за свою идею – 1 миллион евро. Он не захотел заниматься рискованным бизнесом и отдал права на развитие Всемирной паутины компьютерным гигантам. Тим Бернес мог стать миллиардером, но он предпочел должность преподавателя в одном из университетов США. Сегодня он руководит некоммерческим фондом развития Интернета.

И наконец, третий вариант – сделать на своей идее бизнес. В наших условиях – он самый сложный. Даже Билл Гейтс в нашей стране не смог бы вывести свою компанию на международный рынок, которую он вывел через США, сейчас это транснациональная компания и он самый богатый человек в мире.

У каждой идеи есть хозяин

Москвича Давида Яна называют «российский Билл Гейтс», так как его компьютерными программами пользуются во всем мире. В 1989 году, когда Давид Ян учился на 4-ом курсе московского физтеха, на лекции по французскому языку ему пришла идея создать компьютерный словарь, чтобы не мучиться с переводами. Стипендия Давида была 55 рублей, а чтобы создать словарь, требовалось три тысячи. Деньги дали в Центре научно-технического творчества молодежи. Работать приходилось по ночам, днем нужно было ходить на лекции, поэтому первая версия словаря появилась только через год.

Давид Ян: «Я ездил в институты, договаривался, говорил, что у нас скоро появится электронный словарь, не хотели бы вы у нас его купить. И первый договор я заключил в августе 89-го, программы еще не было, он уже был на 2100 рублей».

В итоге, Давид заработал на словаре всего 10 тысяч рублей. Это цена 15 легальных копий, которые он продал сам. На самом деле, существовало еще около 100 тысяч пиратских версий, если бы Давид получил с них хоть какие-то отчисления, то стал бы миллионером.

По существующему тогда законодательству, нужно было доказать размеры того ущерба, который вам причинили. А как это можно было сделать?

В 90-ом году Давид с партнером открыли фирму, сегодня ее филиалы есть в Америке и Азии, они продают программное обеспечение. В компании Давид почти не работает, он получает проценты с прибыли от своих изобретений. Уже несколько лет просто ради удовольствия он занимается авангардным искусством, открыл свою экспериментальную кафе-студию.

Давид Ян: «Если у тебя нет команды, которая вместе с тобой постоянно разрабатывает свои идеи, то ты никогда не сможешь, даже придумав что-то, заработать на этом большие деньги. Один умник в поле не воин».

Во всем мире продвигать идеи на рынок изобретателям помогают специальные компании, в США их больше 5 тысяч, в России – 15-20. Бизнес по внедрению новых идей называется «венчурный», в дословном переводе - авантюрный. Хотя правильнее сказать - рискованный. По статистике из 100 изобретений внедряется только одно.

Среди физтехов много студентов увлекается программированием. Программы получаются самые разные - от красивых «часиков» и записных книжек до сложных графических редакторов и СУБД. Делают они это чисто «для себя», осознавая, что продать программу в России практически невозможно. Нужно создать свою фирму, зарегистрировать торговую марку, договориться с издателем - все это кажется (и, по сути, является) чем-то нереальным. И потом, даже если бы все это сделать, возникла бы старая как мир проблема: наш народ не привык платить деньги за программы. (По независимым данным, около 89 % всего используемого у нас софта является нелицензионным.) Однако решение проблемы есть, и имя ему - продавать свою программу на Запад как Shareware (условно-бесплатное программное обеспечение). Shareware - это метод продаж программ, когда пользователь получает программу бесплатно, но с урезанными функциями, и работающей только определенный период. Примеры - Far Manager, The Bat!, ReGet, и другие. После того, как он опробует программу, и решит, подходит ли она ему, он платит за нее деньги, а в ответ получает ключ (серийный номер), который снимает все ограничения. (Конечно, часто для таких программ существуют «крэки», но это не мешает успешно продавать продукт. Все дело в менталитете - для американца воспользоваться «крэком» это то же самое, что что-либо украсть.) Итак, опишем этот процесс:

1. Сделать качественную программу. Она должна быть неглючной, иметь файл ReadMe, систему справки, а также инсталлятор (его можно сделать программой Inno Setup).

2. Пойти в банк, открыть валютный счет (лучше сразу с пластиковой картой типа Visa Electron - тогда забирать деньги намного удобнее).

3. Сделать свой веб-сайт в интернете с информацией о программе. Крайне не рекомендуется пользоваться бесплатными хостингами типа Narod.ru - они крайне медленны и имеют длинный адрес. Лучше сразу купить свой домен www.ваше_имя.сом и быстрый хостинг. Это можно сделать например на www.net.ru , www.mastak.ru .

4. Зайти на сайт регистратора (вашего будущего посредника) и заключить с ним договор, указав реквизиты валютного счета. Регистратор - это фирма, которая принимает деньги от клиентов (через кредитные карты, банковские переводы и еще тысячей других способов), накапливает их и высылает вам. За услуги берется комиссия - обычно 10-20%. Наиболее известные компании-регистраторы - www.regnow.com , www.shareit.com , www.regsoft.com .

5. Распространить свою программу, добавив ее в бесплатные online-архивы типа http://www.download.com , www.tucows.com и т. д.

Регистрируют (покупают) качественно сделанную программу обычно 3-4% от числа скачавших ее людей. Однако следует заметить, что при правильной раскрутке 50–100 скачиваний в день - вещь нормальная. И если вы установите небольшую цену на вашу программу (обычно это в пределах 15–50$), то получится хорошая прибавка к стипендии.

Перед началом этого бизнеса советую вам зайти на сайт российских шароварщиков www.swrus.com . Там вы найдете множество статей по этой теме, советы опытных разработчиков, FAQ-и.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то