Как технологии изменят нашу жизнь. Будущее технологии, которые скоро изменят нашу жизнь. генеральный директор RoboCV

Мы уже достигли той стадии прогресса, когда многое из того, что показывалось в фантастических фильмах как иллюзорное будущее, стало далеким прошлым. Многое, но не все. А это значит, что научному сообществу еще есть к чему стремиться. Где, например, летающие автомобили, обещанные создателями третьей части «Назад в будущее»? Хотя то, о чем мы расскажем в этой статье, выглядит не менее впечатляюще. Особенно если учесть, что большинство из этих технологий станут реальностью в ближайшие 5 лет. То есть некоторые из них уже имеют прототипы и готовятся к массовому производству. И если сейчас какие-то из этих технических новшеств способны вызвать эффект «Вау!», то в недалеком будущем они станут привычной частью нашей жизни.


Когда впервые был анонсирован данный инновационный материал, он вызвал немалую шумиху. И странного в этом ничего нет, ведь для многих сразу стал очевиден невероятный потенциал графена. Его толщина составляет всего один атом, при этом он в 100 раз прочнее стали, а также очень гибкий и прозрачный. К тому же открыли его наши соотечественники А. К. Гейм и К. С. Новосёлов, которые получили за это Нобелевскую премию по физике в 2010 году, правда, как британские ученые, поскольку последние несколько лет они жили и трудились на территории Туманного Альбиона.

2 Гибкие телефоны

А это как раз одно из первых значительных применений графена. Смартфоны с гибким экраном, вполне возможно, уже совсем скоро заменят обычные. Тем более что подобная технология была анонсирована компанией Samsung, которая недавно представила новый Galaxy X с гнущимся экраном. Он и его аналоги еще не успели стать продуктами массового потребления, но, скорее всего, это вопрос недалекого будущего. Так что наконец-то у нас появятся телефоны, которые мы сможем носить свернутыми в бумажнике. По слухам, разработаны также специальные батареи с графеновой зарядкой, которая способна заряжать телефон очень быстро.

3 Голограммы

Людям нравится говорить о голограммах. Это определенно одна из тех технологий, которая вызывает у нас футуристические ассоциации, и, судя по всему, она скоро станет к нам намного ближе. Мы видели уже множество доказательств этому. Одно из них продемонстрировала компания Hypervsn, показав на выставке CES 2018 несколько крутых голограмм на основе светодиодного свечения. Конечно, это еще не та технология, которую мы привыкли видеть в фильмах про будущее, но в ближайшие несколько лет она, несомненно, станет более усовершенствованной.

4 Телефоны, которые не будут требовать зарядки

Уже давно не являются новыми технологии, связанные с применением солнечной энергии или кинетической (когда в качестве заряда используется движение тела). А поскольку одни из самых стремительных темпов развития демонстрирует именно индустрия смартфонов, то неудивительно, что именно с ней связана активная работа по внедрению подобных батарей. Это означает, что скоро будет наконец решена насущная проблема с поиском зарядки для телефона, ведь сама она больше не понадобится.

5 Генетическая инженерия

Генетическая инженерия, или, как ее сокращенно называют, геномика - это быстро развивающаяся научная область, которая уже сейчас демонстрирует невероятный прорыв. И пусть некоторые из возможных перспектив, связанных с геномикой, неоднозначны с этической точки зрения (клонирование или искусственное создание «сверхлюдей»), эта наука способна решить многие медицинские проблемы и увеличить продолжительность человеческой жизни. Вдобавок геномика имеет большие возможности для улучшения сферы сельского хозяйства.

6 Квантовые вычисления

Квантовые вычисления - еще одна область, на которую люди возлагают большие надежды по улучшению нашей жизни. Мы не будем рассказывать о принципе работы квантовых компьютеров, во-первых потому что ничего в этом не понимаем. Во-вторых, гораздо интереснее узнать, какую пользу эта технология нам принесет. В частности, она способна существенно увеличить вычислительную скорость компьютеров и сделать их намного мощнее.

7 3D-печать

О 3D-печати каждый из нас слышал уже давно, и пока она остается лишь на уровне диковинной технологии, печатающей незамысловатые предметы из пластика. Но в течение ближайших нескольких лет мы станем свидетелями более практичного применения 3D-печати. Наряду с пластиком появится возможность использовать различные виды металлов. Кроме того, ходят разговоры и о создании таких вещей, как человеческие органы или прочие предметы крайней необходимости.

8 Беспилотные автомобили

Похоже, что до изобретения компьютеров и интернета самым значительным технологическим рывком для человечества было изобретение машин. И, судя по всему, впереди нас ждут революционные изменения в области автомобилестроения. Нет, сейчас мы говорим не о летающих машинах. Беспилотные автомобили уже проходят первые испытания, а разговоры о них становятся все популярнее. Так что если ты всегда мечтал посещать вечеринки на собственном автомобиле и при этом не отказывать себе в выпивке, то возрадуйся, ибо скоро желаемое станет явью.

9 Гиперлуп

Гиперлуп - одна из самых захватывающих технологий ближайшего будущего и один из тех амбициозных проектов, к разработке которого приложил руку Илон Маск. Суть идеи заключается в создании вакуумных поездов, которые смогут достигать скорости движения до 1000 км/час. Тем самым гиперлуп может стать высокотехнологичной и удобной альтернативой самолетам. В любом случае проект сейчас находится в стадии разработки, а нам остается только пожелать его создателям удачи и ждать.

10 Li-Fi

Wi-Fi больше не является единственным способом беспроводного подключения к интернету. Появилась новая технология под названием Li-Fi, которая для передачи информации вместо радиоволн использует видимый свет. Поскольку световой спектр в пространстве намного больше, чем радиочастотный, данная технология позволит добиться более высокой скорости интернета. При этом стоимость его будет значительно ниже, чем с применением Wi-Fi.

Фотография: Columbia Pictures

Самостоятельно передвигающиеся машины должны решить сразу несколько проблем: снизить аварийность, вернуть человечеству время, уходящее на вождение, и позволить автомобилистам пить по пятницам. Разработкой таких машин в данный момент занимаются в Google - уже даже было проведено испытание в условиях реального уличного трафика. На пути прогресса стоят как технологические препятствия (на автостраде тестовые автомобили Google чувствуют себя отлично, но городские улочки даются им сложнее), так и закон: власти пока что не горят желанием пускать такие автомобили на дороги общего пользования.

Сергей Мальцев

генеральный директор RoboCV
«Сейчас есть два направления развития, способные в перспективе привести к беспилотным автомобилям на наших дорогах. Первое - помощник водителя, автоматизирующий часть операций вроде движения в пробке и парковки. Со временем эта технология может эволюционно дойти до полного управления машиной. Второе направление - технологии для движения на закрытых территориях вроде индустриальных объектов. Там люди проинструктированы, процессы четко настроены и движение гораздо легче организовать. Эти технологии тоже могут позже выйти из закрытых пространств на дороги общего пользования. Мы сейчас занимаемся вторым направлением, потому что для него уже сейчас есть рынок и можно продавать продукт».

Интернет будет работать даже в диких джунглях

Фотография: plus.google.com/+ProjectLoon

Фотография: Microsoft

Технологии Kinect и Leap Motion уже умеют распознавать жесты с помощью камер. А еще не выпущенный браслет MYO предлагает считывать электрическую активность мышц рук. Смартфоны тем временем обзаводятся специальными процессорами, следящими за их собственным расположением в пространстве (Moto X, iPhone 5S). Техника, когда-то заменившая людям реальный мир виртуальным, ­теперь сама вовсю изучает физические свойства тел вокруг себя.

Константин Жуков

IT-директор компании Oriense
«Я считаю, что управление жестами не станет повсеместным и по-прежнему будет применяться в основном для игр. Но технологии, стоящие за управлением жестами, перспективны и могут найти немало применений в других областях. Появление Kinect стало настоящей революцией в компьютерном зрении. Kinect стал активно применяться в робототехнике, дополненной реальности, а также для помощи людям с ограниченными возможностями. Например, мы используем подобный ему сенсор в устройстве для помощи слепым, а коллеги из компании IS2you - в интеллектуальной тележке, сопровождающей человека в инвалидном кресле».

Сексом будут заниматься на расстоянии

Фотография: realtouchinteractive.com

Устройства, позволяющие доставлять удовольствие дистанционно, продаются уже сейчас: Realtouch и Fundawear передают прикосновения рук. И это только начало - вполне вероятно, что в будущем эти же технологии позволят передавать тактильные ощущения (а потом и, например, запахи) по всему телу. А по-настоящему интересно будет, если к этому делу подключат виртуальную реальность: благодаря идущей сейчас разработке шлема Oculus Rift она перестает быть «той никому не нужной штукой из 90-х».

Ольга Милорадова

психотерапевт
«Уже в современном обществе подросткам, да и многим взрослым, все сложнее устанавливать контакты в реальном мире, и все чаще знакомства и романтические отношения завязываются в соцсетях, на сайтах знакомств - в общем, в интернете. Если речь идет о здоровых людях, то чаще всего эти знакомства все же переносятся в реальную жизнь. Потому как человеку все же нужен реальный тактильный контакт, запахи, вкусы другого человека и, несомненно, секс. Представьте, что только зарождающиеся гаджеты, имитирующие секс, достигнут куда больших высот. В сочетании с нарастающей аутизацией детей и тем фактом, что людям все сложнее непринужденно касаться друг друга или устанавливать контакт глазами, - все это ведет к тому, что живые отношения постигнет та же участь, которая вскоре ожидает бумажные книги. Люди склонны к избеганию сложностей, так куда уж проще: идеальный секс не выходя из дома. Уже сейчас у многих куда более бурные отношения случаются в онлайн-переписке, осталось только решить проблему зачатия. Впрочем, проблема ли это? Робот-курьер с доставкой спермы на дом?»

Обед будут печатать на 3D-принтере

Фотография: www.youtube.com/watch?v=BIFi8but3Vw

С нашумевшей питательной смесью Soylent, якобы заменяющей всю необходимую человеку пищу, все неясно: серьезных исследований, подтверждающих или опровергающих ее эффективность, пока что не появилось. Однако этим эксперименты с едой не ограничиваются: например, пищу пытаются изготавливать с помощью 3D-принтеров - принтеры Choc Edge, печатающие шоколад, уже можно купить в интернете. Если представить, что универсальная питательная смесь все-таки существует, то она как раз может в такие принтеры и заправляться - в сочетании с нужными ароматизаторами и красителями в итоге может получиться хоть клубника со вкусом лосося. А недавно был съеден первый гамбургер из искусственного, выращенного из стволовых клеток, мяса (правда стоит пока такой дороже квартиры в Москве).

Николай Кукушкин

биолог
«Я уверен, что Soylent или другие «заменители еды» станут гораздо более массовыми и популярными - но только в качестве альтернативы бутербродам и шоколадным батончикам. До возможности полной замены рациона без ущерба здоровью нам пока очень далеко. «Правильная еда» - это слишком сложное понятие. Может показаться, что мы знаем о ней практически все, но такое впечатление обманчиво - человечество уже попадалось на эту удочку, и не раз. Ученое сообщество возлагает большие надежды на искусственное мясо - прежде всего, в качестве альтернативы современному индустриализированному животноводству, создающему огромное количество реальных и потенциальных проблем для окружающей среды. Вполне возможно, что в ближайшие десять лет эта технология разовьется очень сильно, - но для того чтобы внести вклад в продовольственный рынок, мало достойных вкусовых качеств и низких цен. Необходимо серьезное изменение в менталитете потребителя, а на это может уйти не одно десятилетие».

Заряжать гаджеты от розетки больше не придется

Фотография: Nokia

Формально беспроводная зарядка существует и сейчас: кладешь телефон на заряжающую поверхность. Но в поездки надо брать всю эту поверхность с собой. Но есть и другие решения - например, уже придумана женская сумочка, в которой телефон всегда автоматически заряжается с помощью недавно изобретенного тканевого аккумулятора, питающегося от солнечной энергии. Со временем ­радиус действия беспроводной зарядки увеличится, их начнут ставить в кафе и общественных пространствах, да и само время жизни аккумуляторов станет дольше - и о проблеме вечно садящейся батарейки можно будет забыть.

Дмитрий Лопатин

сооснователь Wira Energy
«Удобство беспроводной зарядки не только в отказе от проводов. Важно также, что ее легко сделать антивандальной и установить в местах общественного пользования (розетки залепляют жвачками, а размещать их на открытом воздухе не всегда безопасно). Однако у беспроводной зарядки лидирующего стандарта Qi радиус действия составляет 2 см - телефон должен лежать на коврике, в то время как при зарядке с помощью провода мы можем телефон использовать. Поэтому, хотя в ближайшие 2–3 года распространяться будет Qi, в дальнейшем на рынок могут выйти более дальнобойные системы. Наша компания сосредоточилась на двух направлениях: в одном дальность составляет до 2 метров, а передача идет маломощным направленным лучом на частотах вайфая, в другом дальность до 30 см и используются частоты NFC. Помимо гаджетов есть еще две области, где эта технология актуальна: электромобили и медицина. Имплантаты все шире распространяются, и для их питания также необходима безопасная беспроводная подзарядка».

Можно будет сходить на концерт Nirvana или группы «Кино»

Фотография: Fotobank/Getty Images

В 2005-м Gorillaz нашумели своим голографическим выступлением на MTV ­Europe Music Awards, в 2010-м на сцене в виде голограммы появилась японская виртуальная певица Хацунэ Мику (другое концертное воплощение для нее, в общем-то, и невозможно). Но настоящим фурором стало выступление на фестивале Coachella в 2012-м рэпера Тупака, убитого в 1996-м. Технология уже есть, осталось только разобраться с правами и можно собирать «Вудсток» 1969 года.

Фотография: www.flickr.com/photos/10136243@N02

Уже сегодня компания Advanced Arm Dynamics устанавливает пациентам вместо обычных протезов функциональные бионические руки, которыми можно, например, печатать на клавиатуре. Есть похожие разработки и в области глаз: теоретически даже после полной потери зрения можно будет видеть цифровую картинку. Бионическим рукам и ногам пока не хватает двусторонней связи - чтобы не только получать команды от мозга, но и отправлять ему тактильные, болевые, температурные и мышечные отклики. Однако и этот барьер уже почти преодолен учеными Университета Чикаго. Если искусственные тела станут совершенней органических, это заставит здоровых людей задуматься об апгрейде.

Николай Кукушкин

биолог
«Отправлять команды мышцам, в принципе, довольно просто: речь идет о небольшом количестве мышц и нескольких битах информации в секунду. Гораздо сложнее с обратной связью, без которой крайне трудно управлять бионической конечностью. Понять, как именно в мозгу распределяются чувствительные сигналы и как мы можем их вызвать искусственно, гораздо сложнее. Но нейробиология сегодня развивается взрывообразно, как с фундаментальной, так и с практической точки зрения. Вполне возможно, что за десять лет нам удастся расшифровать если не все, то основные связи между нейронами, - на что-то подобное в этом году Европейское сообщество выделило аж два мил­лиарда евро. Если нам удастся это сделать, то принципиальные преграды для превращения людей в киборгов будут сняты».

Какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин вместе с журналом РБК выбрал семь индустрий, которые уже существуют и обещают стать огромными

Беспилотные автомобили

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Согласно классификации Национального управления по вопросам безопасности на транспорте США (NHTSA), «цифровизацию» процесса вождения можно поделить на пять уровней. Первые три уровня объединены под аббревиатурой ADAS — advanced driver assistance systems, «развитые технологии поддержки водителя». Первый — «помощь», когда машина помогает водителю исполнять одно конкретное действие (например, удержание скорости круиз-контролем), но управление осуществляет человек. Второй уровень — «выстраивание доверия», когда машина сама двигается по определенному маршруту, но в случае отклонения от заданных параметров возвращает «бразды правления» человеку. Так устроен, к примеру, автопилот Tesla. Третий уровень называется «перехват контроля» и предполагает умение машины совершать маневры (например, перестраиваться в другой ряд при возникновении препятствий на пути). Таким навыком может похвастать прототип Audi A7, уже бороздящий трассы Калифорнии.

Человек на третьем уровне берет на себя управление, когда погодные условия нарушают работу сенсоров или на дороге отсутствует разметка. Четвертый уровень — «внутри колледжа» — предполагает полностью автономное движение транспортного средства, но лишь на ограниченной, известной автопилоту территории, например на территории университетского кампуса. Наконец, пятый уровень — «зрелость» — это беспилотный автомобиль, способный управляться сам в любых местах и при любых внешних условиях. Ни водителя, ни педалей газа и тормоза — только полностью автономная машина, время в которой человек может потратить как угодно. До этого уровня мечтает подтянуть свой продукт корпорация Google, один из первопроходцев индустрии. А стартапы Delphi и Mobileye обещают коммерческие экземпляры машин уровней четыре и пять в 2019-2020 годах.

Когда технология будет масштабирована, беспилотные автомобили сократят статистику ДТП с летальным исходом, которые в 90% случаев происходят по вине водителя. По данным ВОЗ, в мире в среднем происходит не менее 3,5 тыс. таких аварий в день. Накопленная статистика Tesla свидетельствует, что автопилот как минимум вдвое снижает риск «человеческого фактора». Первое «беспилотное» ДТП, в котором погиб водитель, случилось в июне 2016 года, после того как машины от Илона Маска наездили более 200 млн км в автоматическом режиме. В обычном автомобиле вероятность гибели на дорогах США — 1 на 97 млн км. Также беспилотные машины не менее чем на 20% уменьшат вредные выбросы в атмосферу, свидетельствовали результаты европейского эксперимента SARTRE. По данным Morgan Stanley, на автомобили приходится 45% мирового потребления топлива — примерно 1,9 трлн л бензина в год.

Дроны-доставщики

Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года.

Эти барьеры призваны минимизировать риск столкновения беспилотников с самолетами и другими предметами в воздухе, но они же тормозят самые амбициозные проекты по использованию квадрокоптеров, например для доставки товаров крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon.com. Тем не менее даже половинчатое решение FAA отрасль встретила ликованием: например, крупнейший в мире производитель дронов, китайская DJI (оценка инвесторами — $12 млрд, выручка в 2015 году — $1 млрд), назвала одобрение американского регулятора «голосом доверия».

Министр транспорта США Энтони Фокс в интервью журналу Wired пообещал еще сильнее либерализовать бурно растущую индустрию до своей отставки в январе 2017-го. Возможно, для дронов высвободят определенные траектории и ограничат их использование в зонах полетов авиации. Строгое регулирование необходимо в любой стране с развитым внутренним авиасообщением: только в США таких рейсов совершается по 30 тыс. в сутки, объяснял Фокс. Вдохновение для будущих реформ он черпает в истории успеха стартапа Zipline, который привлек около $50 млн от инвесторов. Zipline — первый пример производителя и оператора дронов, который согласовал систему полетов аппаратов на национальном уровне.

С октября 2016-го американские беспилотники доставляют лекарства и биоматериалы между 21 медицинским учреждением Руанды.

По прогнозу аналитической компании Markets & Markets, темпы роста отрасли год к году не опустятся ниже 32% как минимум до 2020-го, когда объем рынка достигнет $5,6 млрд. Эксперты BI Intelligence еще более оптимистичны и дают прогноз объема рынка $12 млрд к 2021 году. Инвесторы подкрепляют эти ожидания солидными вложениями: согласно подсчетам экспертов CB Insights, в 2015 -2016 годах объем инвестиций в производителей дронов превысил $830 млн, что почти в 4,5 раза больше совокупного показателя предыдущих трех лет.
Гегемонии DJI угрожают все новые конкуренты, зачастую изначально не ориентированные на разработку беспилотников. Например, в направлении дронов органически развивается бизнес производителя «экстремальных» камер GoPro (выручка в 2015-м — $1,4 млрд). В июле 2016-го в тестовый полет отправился беспилотник Facebook — Aquila. Этот дрон с размахом крыльев, сравнимым с Boeing 737, — инструмент реализации визионерской затеи Марка Цукерберга по распространению интернета в самых труднодоступных районах земного шара (над схожей технологией сегодня работает и Google, реализация намечена на 2017-й). Не оставляют надежд на внедрение дронов в логистические цепочки такие гиганты, как UPS и DHL. Немецкая корпорация в 2016 году, к примеру, успешно провела эксперимент по доставке посылок в высокогорья Альп. Также масштабирование отрасли важно производителям чипов — NVIDIA, Intel, Qualcomm и Ambarella. Для них дроны — новый драйвер роста на фоне стагнирующих продаж мобильных устройств и затухающих — персональных компьютеров.

Большие перспективы у беспилотников в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитической компании Juniper Research, уже в 2016-м 48% всех коммерческих продаж дронов в сегменте B2B (их объем оценивается в $481 млн) придется на аграриев. Дрон для высокотехнологичного мониторинга сельхозугодий ценой менее $1 тыс., к примеру, выпускает главный американский конкурент DJI — 3D Robotics. Бизнес-потенциал дронов востребован и в ретейле, строительстве, производстве видеоконтента — трудно найти отрасль, которой бы не пригодились функции БПЛА.

Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей.
И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.

3D-промышленность

В 2012 году журнал The Economist опубликовал статью с программным названием «Третья индустриальная революция». В ней 3D-печать была поставлена в один ряд с такими прорывными изобретениями, как паровой двигатель (первая индустриальная революция) и конвейерное производство (вторая индустриальная революция). А уже в 2015 году на Всемирном экономическом форуме децентрализованное производство (distributed manufacturing) было названо одним из самых важных технологических трендов времени.

«При традиционной системе исходные материалы привозятся и собираются вместе на больших заводах, из них получаются одинаковые товары, которые потом продают потребителю. При децентрализованном производстве сырье и шаблоны для производства находятся в разных местах, и конечный продукт выпускается очень близко до конечного пользователя», — написал специально для сайта форума вице-президент IBM Бернард Мейерсон. В качестве примера новой экономики он приводит американскую мебельную компанию AtFAB, которая продает цифровые версии инструкций по изготовлению дизайнерской мебели. Каждый может загрузить их, а потом напечатать с помощью 3D-принтера.

Фундамент для кардинальных изменений готовился десятилетиями. Нынешние лидеры рынка 3D-принтеров были основаны еще в 1980-х. В 1986 году изобретатель лазерной стереолитографии Чак Халл основал компанию 3D Systems. В 1989 году автор метода послойного наплавления Скотт Крамп зарегистрировал фирму Stratasys. В том же году в Германии появилась компания EOS, которая впоследствии предложила миру технологию direct metal laser sintering — «прямое спекание металла лазером». 1990-е и 2000-е ушли на эксперименты с технологиями, удешевление стоимости установок. Постепенно вошел в употребление специальный термин additive manufacturing (AM; «послойное производство»). Его принято использовать для того, чтобы отличить промышленное использование 3D-печати от учебного или развлекательного.

Революционный прорыв произошел в первой половине 2010-х. Если в 2010 выручка Stratasys составила $118 млн, то в 2015-м — уже почти $700 млн, идущие на втором месте 3D Systems закончили 2010 год с показателем $159,9 млн, а 2015-й — с $666 млн. «Изначально 3D-печать воспринималась как один из способов создания прототипа... Однако технология вышла за пределы прототипирования. Оказалось, что с ее помощью можно делать конечные товары», — объясняют успех в Boston Consulting Group.

По оценке американской Wohlers Associates, к 2011 году аддитивные технологии стали основными для нескольких отраслей промышленности, в частности для производителей слуховых аппаратов. Активно стали использовать AM поставщики зубных протезов, коронок и другой стоматологической продукции.

Спустя пять лет, в конце 2015-го, 3D-технологии внедрены на 71% промышленных предприятий в США, отмечают в PricewaterhouseCoopers. Из них лишь 17,4% пока не определили своего отношения к 3D-печати (experimenting to determine). При этом еще в 2014-м доля колеблющихся была существенно больше — 28,9%.

Среди крупных компаний, которые уже активно используют аддитивные технологии, можно встретить General Electric (реактивные двигатели, медицинские приборы, детали бытовой техники), Lockheed Martin, Airbus и Boeing (элементы конструкции самолета), Aurora Flight Sciences (беспилотные летательные аппараты), Siemens (запчасти для газовых турбин). Еще в 2014 году лишь 0,9% американских производителей использовали 3D-принтеры для выпуска конечной продукции. В 2015-м таких уже было 6,6%, отмечают в PwC. Одновременно увеличилось и число тех, кому технология нужна как для прототипов, так и для товаров, поставляемых на рынок, — с 9,6 до 13,2%.

Важным признаком прихода аддитивных технологий в реальное производство является рост спроса на оборудование по 3D-печати из металла. Аналитики INDTechEx называют это направление самым быстрорастущим и прогнозируют, что к 2025 году емкость рынка достигнет значения $3,9 млрд. В 2014 году совокупный рост продаж составил 48%, но сейчас он замедлился. Во втором квартале 2016 года продажи 3D-принтеров, работающих с металлом, выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, указывает британская Context. В количественном выражении на долю этого сегмента пришлось 9% всех продаж на рынке промышленных 3D-принтеров, в денежном — 35%.

В период с 2016 по 2022 год рынок аддитивных технологий будет расти на 29,2% в год, полагают в Markets & Markets. Революционная поступь 3D-печати может привести к глобальному экономическому слому — возвращению мировых промышленных гигантов на родину из Китая и других стран, где в предыдущие годы было выгоднее размещать реальное производство.

Искусственный интеллект

Перспективы искусственного интеллекта (ИИ) еще никогда не обсуждали так живо, как в 2016-м. ИИ от Google теперь выдает ответы на поисковые запросы: через алгоритмы сжатия текста он определяет релевантную информацию на конкретной странице и показывает ее пользователю. Нейронная машина перевода от компании, которую программисты учили переводить с английского на японский и обратно и с английского на корейский и обратно, в итоге научилась переводить с японского на корейский и обратно, выработав собственный внутренний язык interlingua, не доступный человеку.

Также алгоритмы ИИ Google, разработанные при поддержке исследователей из Оксфордского университета, на 35% лучше профессионала-лингвиста умеют читать по губам: «скормив» ИИ 5 тыс. часов видео, авторы эксперимента позднее выбрали 200 случайных фрагментов, на которых человек смог «прочитать» 12% слов, а «машина» — 47%. Наконец, поисковый гигант запустил эксперимент для простых пользователей — игру Quick, Draw! За 20 секунд человек должен нарисовать на экране заданный предмет, а ИИ, опираясь на накопленную базу данных, должен угадать, что изображает его «живой» оппонент.

Не менее увлекательными были эксперименты Microsoft: в мае корпорация запустила в Twitter самообучающегося за счет алгоритмов ИИ бота по имени Мэй, который немедленно научился у пользователей-троллей «дурному» и спустя сутки общения с аудиторией начал признаваться в симпатиях к Адольфу Гитлеру и отпускать сексистские замечания. А алгоритм распознавания текста Deep Text от Facebook в экспериментальном формате пробует угадывать пожелания аудитории, опираясь на контент, размещаемый в соцсети. Например, ИИ через мессенджер предложит пользователю вызвать такси, если тот «текстом» сообщит о намерении выдвинуться в определенное место.

Технологии ИИ, по выражению аналитика консалтинговой компании Frost & Sullivan Марка Коха, стремительно «демократизируются». Научная фантастика превращается в бизнес: по прогнозу банка Bank of America Merrill Lynch, к 2020 году рынок услуг, опирающихся на разработки ИИ, вырастет до $153 млрд, из этой суммы $83 млрд придется на решения для робототехники, включая дроны и беспилотные автомобили, а $70 млрд — на сегмент аналитики больших данных.

Ключевой подраздел ИИ, драйвер роста формирующегося рынка, — машинное обучение. Алгоритмы искусственных нейронных сетей, которые «осмысляют» данные по принципу работы человеческого мозга, все чаще ложатся в основу продуктов, ориентированных на конечного пользователя. Например, нейросети пропускают через себя сотни тысяч или миллионы изображений, чтобы уметь точно угадывать внешность конкретного человека или обрабатывать фотографии в стиле конкретного художника. В феврале российский стартап N-Tech.Lab выпустил первое в мире мобильное приложение для знакомств FindFace, которое с точностью выше 70% по фото определяет человека, если у того есть аккаунт в соцсети «ВКонтакте». А летом российский рынок захватило приложение для обработки фотографий Prisma, также опирающееся на алгоритм нейросетей (на сегодня, по данным TechCrunch, у сервиса 70 млн скачиваний).

Чуть ранее первый продукт — платформу OpenAI Gym — представила некоммерческая компания основателя Tesla Илона Маска и президента Y Combinator Сэма Альтмана OpenAI. Бизнесмены пообещали вложить не менее $1 млрд в развитие открытого, доступного и дружественного ИИ без риска изобретения враждебного человечеству конкурента. Gym — софт для разработки алгоритмов «обучения с подкреплением», при котором объект обучения развивается, самостоятельно взаимодействуя с внешней средой. Системы, построенные на платформе от OpenAI, могут, например, обучаться настольным и видеоиграм или управлению роботами.

Новый рынок требует новых навыков от специалистов: разработчики ИИ в отличие от традиционных программистов не просто пишут код, а управляют программами, которые самостоятельно обрабатывают данные, снимая часть работы с человека. «Кадровый» вопрос угрожает не только программистам: технологии ИИ уничтожат множество профессий, от заводских рабочих до брокеров Уолл-стрит: в перспективе двух десятилетий Bank of England прогнозирует замену робототехникой и софтом 48% всех рабочих мест, а аналитики ArkInvest предсказывают потерю 76 млн рабочих мест только в США (для сравнения, это почти в 10 раз больше, чем было создано за период президентства Барака Обамы).

Пока разработчики, несмотря на успехи в развитии алгоритмов машинного обучения, могут похвастать прогрессом лишь в том, что определяется исследователями как «узкий» (Narrow) ИИ, отмечалось в октябрьском исследовании Национального совета по науке и технологиям США (NSTC). Машинное обучение позволяет технологии самой распознавать речь или изображение, играть в стратегии, вести машину по трассе, планировать путешествия, рекомендовать рекламу и решать другие прикладные задачи. «Общий» (General) ИИ в противовес «узкому» остается технологией будущего. Это будет имитация «развитого», комплексного человеческого мышления, констатируют эксперты NSTC.

Дополненная реальность

Говорить о дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) люди начали давно: первые разработки появились еще в 1960-х годах в США. Так, ученый Мортон Хейлиг в 1962 году запатентовал систему Sensorama — внешне напоминающую игровой автомат машину, которая показывала 3D-изображение. А один из первых шлемов виртуальной реальности создал американский разработчик Айвен Сазерленд в 1968 году. Но эти проекты были скорее научными экспериментами.

Первый бум виртуальной реальности случился в 1990-х годах с массовым выпуском 3D-видеоигр и фильмов, пишут аналитики Goldman Sachs. Тогда VR-революция не произошла из-за недостаточно развитых технологий. Начало нового бума, считают в Goldman Sachs, ознаменовала покупка соцсетью Facebook в 2014 году за $2 млрд стартапа Oculus, разработавшего шлем виртуальной реальности.

В отличие от 1990-х годов компьютеры теперь способны изображать виртуальный мир реалистично, а дисплеи и сенсоры стали лучше и дешевле, хотя рынок VR и AR только начинает формироваться. Согласно прогнозу аналитической компании IDC, через пять лет он вырастет в 30 раз — с $5,2 млрд в 2016 году до более чем $162 млрд в 2020-м.

В первую очередь развитию технологий дополненной реальности способствует массовое распространение смартфонов и мобильного интернета. Типичный пример — успех игры Pokémon Go, которая через несколько часов после выхода в июле 2016 года возглавила рейтинги приложений в iOS и Android и за неделю подняла капитализацию компании-владельца Nintendo на 70%. Причем всего четыре года назад тот же разработчик, компания Niantic, уже выпускала игру с дополненной реальностью — Ingress, но выручка от нее за три года, по подсчетам SuperData и SensorTower, оказалась меньше, чем доходы от Pokémon Go за сутки ($1,1 млн против $1,4 млн).

Распространение производительных смартфонов стимулирует появление недорогих шлемов виртуальной реальности, объяснял аналитик IDC Крис Чьют, чьи слова приводились в сообщении компании в августе 2016 года. Такое дешевое устройство выпустила, например, корпорация Google в 2014 году. Шлем виртуальной реальности от Google — это небольшая картонная коробка с двумя линзами стоимостью от $7 до $15, на которую крепится смартфон. Линзы позволяют пользователю видеть объемное изображение, запуская на устройстве соответствующие приложения, например игры.

Более продвинутые шлемы виртуальной реальности выпустили многие крупные производители электроники: Microsoft, Samsung, HTC, Samsung, LG, Sony. По итогам 2016 года лидером по продажам VR-шлемов, согласно прогнозу SuperData, будет Samsung: компания поставит 3,5 млн устройств Samsung Gear VR. Еще 2,6 млн шлемов PlayStation VR продаст Sony, 0,7 млн — Oculus Rift и 0,4 — HTC Vive. Цены на устройства снижаются, шлемы становятся более доступными для потребителей. Goldman Sachs проводит аналогию с тем, как дешевели гаджеты в прошлом: например, стоимость ноутбука за 20 лет, с 1994 по 2014 год, снижалась в среднем на 6,5% в год, цена смартфона в течение десяти лет опускалась в среднем на 5% ежегодно.

За первые два месяца 2016 года инвестиции в технологии VR и AR превысили годовую отметку $1 млрд, выяснили аналитики DigiCapital (для сравнения: за весь 2015 год суммарные вложения на рынке составили $700 млн). Львиная доля этой суммы пришлась на одну инвестицию: в феврале один из самых секретных стартапов, Magic Leap, привлек почти $800 млн от группы инвесторов, среди которых — Alibaba, Google, Warner Bros, J.P. Morgan и Morgan Stanley. О Magic Leap известно немного: как писал журнал Wired, компания работает над очками так называемой смешанной реальности (MR), которые показывают пользователю виртуальные объекты, но остаются прозрачными, так что он видит и окружающий мир. После последнего раунда инвестиций оценка компании, которая еще даже не представила свой продукт, составила $4,5 млрд, что в три раза больше всех привлеченных ею средств. К 2020 году, по подсчетам Markets and Markets, глобальный рынок MR составит $453 млн со среднегодовым ростом 75% в течение пяти лет.

Носимые устройства — только часть зарождающего рынка. К 2025 году 56% доходов рынка дополненной и виртуальной реальности будут приносить продажи оборудования, а 44% придется на софт, считают аналитики Goldman Sachs (по базовому сценарию их прогноза, в целом рынок составит $80 млрд). И то, как люди будут применять новые гаджеты, зависит от того, какие приложения создадут для них разработчики, считают в IDC.

Если всего 25 лет назад управлению компьютером надо было учиться, сейчас пользователи смартфонов и планшетов просто берут их в руки и начинают работать. Технологии виртуальной и дополненной реальности снова изменят способ нашего взаимодействия с компьютером и сделают его еще более интуитивным, пишут эксперты Goldman Sachs. Чтобы давать команды, мы будем использовать жесты и графику, а изображение не будет ограничено размером дисплея.

Новая медицина

В начале июня 2016 года журнал Forbes «обнулил» состояние самой молодой женщины в списке миллиардеров — основательницы биотехнологического стартапа THERANOS Элизабет Холмс. Компания, которую инвесторы оценивали в $9 млрд, ранее была уличена в мошенничестве: якобы инновационная технология анализа крови от Theranos оказалась неэффективной в сравнении с традиционными методами анализа. Ущерб был нанесен по репутации не только отдельного стартапа, но и всего рынка, надувающего пузыри вокруг революционных (на словах!) идей, не доказавших состоятельность на деле.

Компании, которые разрабатывают инновационные технологические решения для медицины, могут извлечь для себя урок из провала Theranos. «Бизнес не должен достигать таких масштабов без должного уровня раскрытия и верификации результатов диагностики», — говорил в интервью Wired профессор Университета Мичигана Муниш Тевари. Стратегия «сделать шаг назад, чтобы затем сделать два вперед» иногда срабатывает. Например, компания бывшей жены Сергея Брина Анн Войжитски 23andMe, которой Управление по надзору за качеством продуктов и медикаментов США (FDA) в 2013 году запретило проводить генетические тесты для физлиц, изменила бизнес-модель, переключившись на клинические исследования накопленных результатов. В итоге в 2015-м стартап привлек новые инвестиции в размере $115 млн, вышел на операционную рентабельность и убедил FDA в эффективности как минимум одного теста для конечных потребителей (по выявлению генетической предрасположенности к синдрому Блума), которому был снова дан зеленый свет.

Рынок постоянно находится в поиске прорывных проектов. В мае 2016-го в Нью-Йорке начался эксперимент с участием 21 больницы: доктора при приеме пациентов по результатам опроса заполняют форму в программе диагностирования, основанной на анализе больших массивов данных. По итогам «машина» оценивает вероятность того или иного заболевания. Список диагнозов от искусственного интеллекта пока невелик, но с высокой долей вероятности определить риск пневмонии он уже умеет. По расчетам разработчиков программы, их решение поможет экономить на анализах и лекарствах, например до 25% на употреблении антибиотиков.

Google обучает свои алгоритмы диагностике диабета, которым болеют более 420 млн людей во всему миру: нейросеть распознает признаки заболевания по фотографии сетчатки глазного дна, сравнивая изображение с базой из почти 130 тыс. фото. Первые клинические результаты тестов по эффективности не уступали обследованиям высококлассных офтальмологов, поучаствовавших в проекте. Роль исследований с помощью машинного обучения неизбежно будет расти: по расчетам аналитика Питера Хинссена, только в 2011 годe совокупный объем данных, накопленных в здравоохранении, составил 150 экзабайт и с тех пор растет на 1,2-2,4 экзабайта в год (1 экзабайт — объем данных, которые поместятся на 250 млн DVD-дисков).

Перспективные разработки исследователям позволяет вести и робототехника. Например, в июне FDA одобрила проведение диагностики новым медицинским роботом ARES от засекреченного стартапа Auris Surgical, созданного Фредериком Моллом, основателем компании-производителя самого известного на рынке робота-хирурга da Vinci — Intuitive Surgical (более 3 тыс. da Vinci — каждый стоимостью около $2 млн — с 2012 года провели по всему миру более 200 тыс. операций под управлением хирургов-операторов). ARES, по данным источников IEEE Spectrum, в перспективе будет проводить операции без помощи человека на горле, легких и желудке. Auris в 2015 году привлек $150 млн от ведущих венчурных инвесторов Кремниевой долины, включая Питера Тиля.

Еще один пример медицинского робота — Hero от одноименного стартапа из Техаса. Похожий на кофе-машину аппарат помогает пациентам четко соблюдать график приема лекарств: в программу Hero заносятся данные о периодичности и длине срока приема, а также загружаются контейнеры с таблетками или пилюлями. Остальное Hero делает сам: ровно в назначенное время он «просыпается» и выдает необходимую дозу медикаментов. Миссия стартапа — снизить число ошибок при приеме лекарства: только в США, согласно статистике Национального института наркологии, от последствий неправильной дозировки или нарушения срока приема медикаментов в год страдают 4,6 млн человек. Hero вышел на рынок летом 2016 года по цене $399 за штуку, его создатели надеются, что робот будет полезен как клиникам, так и частным пользователям.

Самые перспективные и не ориентированные на коммерческий успех роботы производятся в недрах исследовательских лабораторий университетов. В ноябре 2016 года ученые Гарварда, к примеру, обнародовали в журнале Cell Systems статью, описывающую робота-курильщика. Он представляет из себя искусственный бронх с живыми человеческими клетками. Робот подкрепил научную статистику о негативном эффекте курения в виде повышения риска развития хронической болезни легких.

«Умные» дома

В 2001 году газета The New York Times писала о сенсорах, реагирующих на звук и движение, или камерах, отслеживающих состояние пожилых жильцов, как о разработках, имеющих шансы наполнить «умные» дома. Уже в середине 2000-х годов эти проекты стали реальностью: производители электроники начали предлагать рынку первые продукты. Siemens в 2006-м представила Gigaset Home Control — систему управления домом через беспроводной телефон. С ее помощью можно, например, удаленно регулировать освещение и отопление, включать и выключать плиту, получать СМС-сообщения об окончании стирки или отвечать на звонок в дверь по мобильному телефону.

Более продвинутая система, которую тогда же придумал Siemens, — Smart Home Solutions by SURPASS. Она позволяла подключать устройства к единому пункту управления через локальную сеть. Пользователь мог настроить сценарии работы системы. Например, при включенном видеопроигрывателе в комнате автоматически закрывались жалюзи, а телефонные звонки переводились на автоответчик. Внедрение технологий «умного» дома немецкий холдинг по значимости сравнивал с массовым распространением холодильников, электроплит и телевидения в 1950-х годах, но все же называл его делом будущего.

Но десять лет назад для повсеместного внедрения новых технологий «умного» дома интернет был слишком слабо развит: низкая скорость соединения не позволяла оснастить дом устройствами, общающимися между собой. Теперь технологии «умного» дома связывают с развитием интернета вещей (Internet of Things; IoT), соединяющего устройства друг с другом и позволяющего им обмениваться данными. Число потребительских «вещей», подключенных к интернету, за 2016 год должно увеличиться на треть, до 4 млрд, а к 2020 году достигнет 13,5 млрд, говорится в прогнозе консалтинговой компании Gartner.
Развитие интернета вещей в конечном итоге может привести к тому, что практически все устройства так или иначе будут подключены к Сети, говорится в исследовании Deloitte. В пример эксперты приводят телевизоры: еще три года назад устройства с выходом в Сеть встречались редко, теперь же сложно представить телевизор без возможности подключения к интернету (Smart TV). Во многом этому способствовало развитие стриминговых сервисов, таких как Netflix.

Многие крупные IT-компании начали заниматься разработками для «дома-помощника». Apple в 2014 году представила систему HomeKit для производителей устройств, которая позволяет управлять техникой через гаджеты на операционной системе iOS. HomeKit поддерживают некоторые виды ламп Philips, «умные» дверные замки August и Schlage, термостаты Honeywell и Hunter, беспроводные сенсоры Eglato Eve.

Google занялся технологиями «умного» дома с покупки производителя подключаемых к Сети термостатов Nest в 2014 году за $3,2 млрд. А спустя несколько месяцев уже Nest приобрела компанию Dropcam, выпускающую камеры видеонаблюдения для дома, которые транслируют съемку на смартфон или ноутбук через Wi-Fi. На базе технологий Nest корпорация создала платформу для разработчиков и предложила производителям любых устройств встраивать систему в их продукты, чтобы пользователи могли подключать к своей системе управления «умным» домом.

Amazon создала систему голосового управления домашней техникой Alexa и представила ее тоже в 2014 году. По задумке разработчиков, специально созданное для распознавания голоса устройство Echo, внешне напоминающее роутер, должно выполнять команды пользователя — например, зажечь свет, включить стиральную машину, вызвать такси или найти информацию в интернете. Сейчас Echo стоит $179 и может включать музыку, вслух читать аудиокниги и новости, управлять освещением и термостатами, если соответствующие устройства совместимы с системой Alexa.

По данным CB Insights, 2014 год стал рекордным по объему мировых инвестиций в технологии «умных» домов: они составили $585 млн. В августе исследовательская компания посчитала стартапы, занимающиеся технологиями для «умных» домов и получившие инвестиции: в список вошло 67 компаний, большинство из которых так или иначе занимаются защитными системами. Среди них, например, производитель «умных» звонков Ring, в которую инвестировал и Дмитрий Гришин. Идея устройства стоимостью $200-250 проста: оно сообщает хозяину дома о звонке в дверь через приложение для смартфона, пользователь может увидеть гостя при помощи видеокамеры, открыть ему дверь или посмотреть, кто к нему приходил за определенный период.

Согласно подсчетам Markets & Markets, рынок технологий и устройств для «умного» дома вырастет до $122 млрд к 2022 году с $47 млрд в 2015-м. Тем не менее, пока рынок фрагментирован, не решена проблема защиты данных и конфиденциальности, отмечает GfK. Кроме того, стоимость решений до сих пор высока, что, согласно опросу GfK, является главным препятствием для потенциальных потребителей.

Говоря о мобильных технологиях, мы обычно подразумеваем всевозможные гаджеты, приложения, процессоры, аккумуляторы, дисплеи. Это всё интересно и увлекательно, но давайте задумаемся о таком важном аспекте, как вид и степень влияния мобильных технологий на нашу повседневную жизнь.

Несколько десятилетий назад, в начале своего становления, мобильные технологии были ещё не слишком-то мобильными. Гордым и весьма обеспеченным владельцам требовалась неплохая физическая форма, чтобы достаточно комфортно оперировать тяжёлыми и громоздкими гаджетами. Кроме того, нужно было иметь доступ к электрической розетке чтобы пользоваться первыми мобильными устройствами, поскольку аккумуляторы в них ещё не встраивали.

С тех пор технологии продвинулись невероятно далеко, причём особенно большой качественный рост произошёл за последние десять лет. Мобильные устройства стали меньше, мощнее и гораздо полезнее. Они проникли во все сферы нашей жизни, и их роль продолжает расти. Доступность всевозможных смартфонов, планшетов, электронных читалок, теперь ещё умных часов и, в скором будущем, умных очков, способствует их быстрому распространению по всему миру. И, само собой, все эти миллиарды мобильных устройств оказывают серьёзное влияние на качество нашей жизни.

Но давайте отвлечёмся от того, насколько тоньше, легче и адаптивнее может быть аппаратная начинка гаджетов. В конце концов, куда важнее не «быстрее-выше-сильнее», а что мы, как пользователи, получаем от использования всего этого разнообразия?

Общение и социум

Да, всевозможные гаджеты могут сделать нашу жизнь легче и веселее. И далеко не последнюю роль в этом играет упрощение установления и поддержания социальных связей. Сегодня с нужным человеком можно выйти на связь одинаково легко и быстро будь он в соседнем доме или на природе за тысячи километров от вас. Можно пересылать большие объёмы информации в любую точку мира в течение нескольких секунд, что особенно важно для разных ответственных деловых задач. Можно работать над одним проектом совместно с людьми, находящимися на другой стороне планеты. Можно получить подтверждение или одобрение по срочным, жизненно важным вопросам. Иными словами, мобильные технологии серьёзно расширили наши возможности по ведению бизнеса.

Средства практически мгновенной связи позволяют нам чувствовать себя гораздо ближе к семье и друзьям. Мы можем в любое время поговорить с ними, обменяться новостями, попросить совета или помощи. Причём пообщаться визуально, с помощью видеочата. Мы можем поддерживать связь со своими детьми, даже если не можем быть рядом с ними. Это гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Благодаря развитию мобильных технологий стал возможен и столь бурный рост социальных сетей, наблюдающийся сегодня. Без мобильного интернета, смартфонов и планшетов мы были бы полностью зависимы от стационарных компьютеров, как и от стационарных телефонов. В современном мире такое даже сложно представить…

Информационные и потребительские возможности


С помощью мобильных технологий мы можем теперь заплатить за парковку прямо с телефона. Встроенные карты позволяют не заблудиться в любом районе незнакомого города. Нам доступно расписание транспорта по нажатию одной лишь кнопки. В конце концов, теперь мы можем просто узнавать и исследовать интересные места, по близости от которых мы оказались.

Сейчас у нас в карманах и сумках лежит больше всевозможной информации о мире, чем когда-либо в истории. Фактически для сотен миллионов людей стало совершенно естественным и привычным сразу искать в смартфонах и планшетах информацию о любой деятельности. Наши гаджеты уже могут предвидеть, какая информация нас может заинтересовать, и подают её нам в удобной форме.
Подобное, на первый взгляд, поверхностное и легкомысленное повседневное использование мобильных технологий изменило человеческое сообщество. Оно сделало наши связи с другими людьми гораздо шире и теснее. В сети мы обретаем настоящих друзей, которых никогда в жизни не встречали вживую. Мы можем узнавать и обсуждать любые актуальные вопросы и события, происходящие по всему миру. Это стимулирует возникновение сообществ и обмен мнениями, которые ранее были просто невозможны.

С другой стороны, возможность для всех и каждого высказать своё мнение, привела к расцвету такого явления, как сетевой троллинг. К сожалению, многие начинают чересчур увлекаться участием в интернет-склоках, подсознательно выплёскивая накопившееся раздражение и неудовольствие. Также многие пользователи практикую троллинг как способ приятного времяпрепровождения. Помимо вполне очевидного деструктивного влияния на беседы и обсуждения, троллинг приводит к появлению множества бесполезных комментариев и ссор, провоцирует собеседников «переходить на личности».

Медицина

Помимо изменений в нашей социальной активности и расширении доступной информации, мобильные технологии в скором времени могут начать активно влиять на наше здоровье. Сейчас активно разрабатываются и апробируются технологии, которые, в теории, позволят получать медицинскую консультацию с помощью смартфонов и планшетов, в том числе на основе статистики по нашей повседневной физической активности и самочувствии. Прибавьте к этому получение «теледоктором» доступа к результатам анализов удалённых пациентов и возможность замерить те или иные физиологические параметры с помощью датчиков, встроенных в мобильные устройства. Таким образом можно будет уже в скором будущем устанавливать первичные диагнозы и оказывать медицинскую консультацию в экстренных случаях. И часть подобных сценариев уже реализуется в ряде стран мира, в труднодоступных и слаборазвитых районах.

Ещё одно из многих медицинских применений мобильных технологий заключается в помощи инвалидам с низкой или отсутствующей подвижностью, а также страдающим аутизмом. С помощью мобильных гаджетов миллионы таких людей обретают возможность контактировать с миром. Например, пациенты после инсультов и черепно-мозговых травм сейчас очень успешно используют планшеты для восстановления своих прежних способностей. Глухие теперь могут переписываться с другими людьми благодаря SMS. Диабетики получили возможность контролировать свой уровень глюкозы и отправлять данные по беспроводному каналу на компактные инсулиновые помпы . Благодаря смартфонам слепые стали меньше зависеть от зрячих людей, поскольку теперь есть программное обеспечение, которое помогает им ориентироваться в городах, подобрать подходящую одежду под текущую погоду, просканировать выданную сдачу и сообщить сумму.

Заключение

Всё это лишь малая часть того, как мобильные технологии трансформировали, улучшили и упростили жизнь миллиардов людей. И этот процесс идёт по мере развития самих технологий. Нам, без преувеличения, повезло жить в мобильную эпоху. Эти технологии за какие-то 15 лет стали незаменимыми помощниками. Кто из вас периодически не ощущал себя без телефона как без рук? Очень велика стала роль гаджетов во множестве наших больших и крупных дел, ежедневной рутине и уникальных событиях.

Но новые возможности принесли с собой и новые трудности. У каждой технологии есть свои преимущества и недостатки, с которыми приходится либо мириться, либо искать пути их решения.

Несколько лет назад начался бум смартфонов, которые стали стремительно вытеснять клавиатурные мобильные телефоны. Произошла эволюционная смена видов. Необычные устройства выглядели совершенно невероятно, отсутствие кнопок было таким непривычным. Но большие экраны (по сравнению с обычными телефонами), взявшие на себя почти все функции управления устройствами, оказались очень «прожорливыми». Увеличение площади отображения информации потянуло за собой бурное развитие всевозможного программного обеспечения, которое, в свою очередь, подстегнуло использование более мощных процессоров и графических чипсетов. В результате роста энергопотребления, продолжительность работы современных гаджетов редко достигает двух суток при условии достаточно активного использования. Конечно, перезаряжаемые компактные источники энергии тоже прошли немалый путь развития за последние годы. Но угнаться за возросшими аппетитами современных гаджетов аккумуляторам пока не удаётся. Так в YotaPhone была воплощена ещё одна уникальная инновация, второй дисплей на электронных чернилах.

В своё время появление смартфонов радикально изменило представление людей о том, какими возможностями может обладать мобильный телефон, для каких задач его можно использовать. Сам подход к использованию «мобильника» претерпел радикальные перемены благодаря внедрению технологии полностью сенсорного экрана, поддерживающего несколько одновременных касаний. С внедрением второго экрана, построенного по совершенно другой технологии, наше представление о сценариях использования мобильного телефона (теперь уже смартфона) снова изменилось.

Помимо очевидных преимуществ, вроде увеличения времени работы от аккумулятора и возможности комфортного чтения текстов при ярком свете, задний экран наконец-то перевёл смартфон в разряд «постоянно включённых» устройств. Конечно, технически все смартфоны работают постоянно, но чтобы воспользоваться ими, необходимо проделать несколько действий: взять в руки, нажать кнопку включения, разблокировать экран, нажать нужную иконку или уведомление. Только после всего этого мы получаем нужную нам информацию или доступ к каким-то возможностям устройства. Но электронные чернила второго экрана YotaPhone почти не потребляют энергии, и потому он лучше всего подходит для постоянного отображения всевозможной частовостребованной информации: уведомлений, сообщений, текущего времени и т.д. Причём пользователь сам выбирает, какую информацию он хочет сразу же видеть на втором экране. Зачастую даже не нужно брать смартфон в руки, достаточно лишь посмотреть на него.

В процессе тестирования Windows-гаджетов я еще раз задумался о том, что мы - первое поколение в истории человечества, в жизни которого произошел огромный технологичейкий прорыв. Мне кажется, иногда всем нам полезно вспомнить прошлое, чтобы в полной мере оценить то, что мы имеем в настоящем.

Например, сколько раньше требовалось приложить усилий, чтобы созвониться с родственниками на Украине. Надо было пойти на почту, заказать переговоры, ждать соединения, а потом, под крик телефониста: «Харьков, пятая!», бежать в кабину. Затем кричать в трубку (на фоне криков таких же «абонентов») и в самый неподходящий момент услышать телефонистку с сообщением, что «ваше время подходит к концу». Как бы абсурдно это не выглядело сейчас, еще тридцать лет назад это была рядовая ситуация. А сегодня Украина - это просто другой префикс номеров в телефонной книжке. Мы запросто звоним с мобильника на мобильник и негодуем, когда долго не снимают трубку.

Да что там телефон: все, у кого есть Скайп или Вайбер могут спокойно говорить и видеть друг друга в любой точке земного шара где есть интернет, нажав две кнопки. Можно приехать к родителям в деревню, подключить к простенькому нетбуку 3G модем, настроить скайп и созваниваться хоть каждый день. Мой папа часто играет с младшим в шахматы по Скайпу:

А со старшим они одновременно редактируют документы в новом Офисе для подачи в Роспатент. У них уже есть несколько совместных патентов, а сейчас они готовятся подать новый. В этот раз изобрели электромагнитный способ вывода легких спутников на околоземную орбиту.

Если бы кто-то из будущего сообщил нам тогда в 80-е годы, что сотовая, интернет- и видеосвязь будут рядовым явлением, мы бы вряд ли поверили…

Вспомните сколько поколений аудио носителей появилось и сошло на нет. Пластинки, катушки с пленкой, затем компакт-кассеты, потом компакт-диски, потом мини-диски и, наконец, MP3 - универсальный цифровой формат на любых накопителях. Конечно, по сей день есть ценители винила (или формата flac), но я сейчас не о них. Я о рядовом потребителе. Раньше нужно было найти музыку, найти технику, чтобы переписать с одного носителя на другой, и только потом, наконец, послушать, запись. И помните это шипение? А сегодня, сидя в кафе, мы слышим интересную мелодию, поднимаем телефон с включенной Shazam, определяем исполнителя и тут же закачать себе. Мы даже можем выбрать - купить музыку легально или скачать «для ознакомления».

То же самое и про кино. На заре видеомагнитофонов, когда первые модели начали только-только появляться у самых продвинутых жителей союза, многие ходили друг к другу в гости смотреть кино. Сегодня мы можем начать смотреть фильм дома, затем закачать на телефон или планшет и продолжить «киносеанс» в машине или метро. И даже если мы не ходим в гости, мы можем обсудить последний фильм с друзьями в социальных сетях.

Или игры. В нашем детстве не было даже самых примитивных 8-битных приставок, а сегодня игры обзавелись кинект-сенсором и позволяют не просто лежать или сидеть у экрана с джойстиком, а двигаться, прыгать и сражаться вместе с героями. Моему младшему сыну очень понравились такие игры на Xbox 360:

А как упростилась работа? Попробуйте написать лист текста, не сделав ни одной опечатки или ошибки. Сложно? Тогда вспомните, как раньше работали на печатных машинках. Электрические печатные машинки пришли на смену обычным, но даже тогда невозможно было предположить, что "машинка" станет плоской, легкой и ее можно будет носить с собой. И сегодня с помощью компьютера и облачных сервисов мы можем развернуть целый "рабочий офис" в любом месте - в кафе, дома, аэропорту и т.д.

А если бы советскому человеку сказали, что он может заказывать товары из любых магазинов из-за рубежа? Без очередей и суматохи: узнать все характеристики, мнения специалистов, тех, кто уже пользовался; отложить, подумать и купить, введя лишь 16-ти значный код кредитной карты. Фантастика!

Технологии стремительно развиваются и меняют нашу жизнь кардинальным образом. Конечно, у такого развития есть свои минусы - некоторые люди с головой уходят в виртуальную реальность и начинают терять связь с реальностью настоящей. Но если знать чувство меры, не забывать, что это всего лишь инструменты, качество жизни только лишь повышается. Технологии упрощают работу, объединяют людей и позволяют выходить за рамки ограничений.

Иногда я думаю о том, что ждет нас в будущем. Уже сегодня есть много вполне реальных концепций и сервисов, способных вновь перевернуть нашу жизнь.

Искусственный интеллект: Xbox, например, уже сейчас легко управляется не только жестами, но и голосом. Siri пока говорит лишь по-английски и надо долго подбирать слова, чтобы до нее верно дошел смысл, но в будущем с любыми гаджетами можно будет легко и естественно общаться на родном языке.

Мобильный интернет: Уже по прогнозам специалистов в 2015 году беспроводной интернет обгонит по объемам использования кабельные подключения. Можно бесконечно фантазировать на тему, что даст нам постоянный он-лайн, но точно это будет очень удобно.

Высокая производительность и экономия энергии: Одна из самых больших проблем современных гаджетов - это постоянные зарядки. В будущем все будет иначе: мы будем заряжать телефон раз в месяц и станем еще свободнее и мобильнее. Специалисты Intel уже работают на такими проектами.

Умный дом: Сегодня мой телефон показывает трансляцию с камер, установленных в Долькабаре. В будущем, весь мой дом или офис будут доступны в любой момент. Можно будет не только смотреть, что происходит внутри, но и, к примеру, автоматически заказать продукты, которые кончились в холодильнике, набирать ванну, регулировать климат и так далее.

Дополненная реальность: Еще одна потрясающая технология - дополнение физических объектов виртуальными элементами в реальном времени. Свежевпечатливший пример - приложение Bing Translator, который поддерживает 9 языков и переводит тексты с голоса, при наведении камеры и даже в офлайне. Перевод выводится прямо на экран поверх исходника. Очень круто, находка для поездок - и совершенно бесплатно к тому же.

Кинетические модули: Наряду с голосовым управлением, будет развиваться кинетика. Можно будет смахнуть фильм с экрана на смартфон, пройти с ним на кухню или в другую комнату и развернуть видео на другом экране. Управлять жестами куда более естественно.

Медицина: Каждый технологический прорыв расширяет возможности медицины. Если раньше, чтобы увидеть происходящее внутри человека, часто было необходимо вскрытие, то сейчас, магнитные волны и микроскопические камеры могут проникнуть практически в любой участок тела. В том же Windows 8 есть приложение, где помимо трекера диеты, счетчика калорий, тренировок, рецептов и проверки симптомов, есть подробная 3D-модель человеческого организма. Кстати, мобильное здравоохранение и сфера разнообразных носимых датчиков, которые синхронизируются со смартфонами и выдают полный отчет о самочувствии, развиваются крайне стремительно. В скором будущем, уверен, фраза "диагноз по интернету" перестанет быть ироничной.

Автономные автомобили: это комбайн технологий из сенсоров, искусственного интеллекта, GPS и многого другого. Несомненно, это будет мощнейший прорыв не только в области нашего с вами комфортного и безопасного перемещения, но грузоперевозок.

А какие технологии вы ждете и какие из них, на ваш взгляд, изменят нашу жизнь кардинальным образом в ближайшее время?

Постскриптум

Главное ощущение от эксперимента c Windows - расширение горизонтов: любопытно познакомиться с новыми технологиями. В целом мне показалось, что технологии обеих систем - и Windows и Mac - не уступают друг другу. Все, что представлено в одной системе, можно найти в другой, отличаются они по большому счету "оберткой". В глобальном смысле эта конкуренция и вечные холивары выгодны всем нам, поскольку гарантируют развитие новых сервисов и лучших предложений.

Ну что, мы доказали, что семья маководов может обойтись без привычной системы целый месяц. В итоге, старший ребенок остается на Windows, а я оставляю себе телефон, в качестве второго для интернета в поездках, и ноутбук, так как есть ряд программ и файлов, которые не читаются на маке и второй ноут с Windows бывает необходим. Основным ноутбуком для меня все же остается Мак. Достаю его обратно из сейфа.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то