Как устроен мобильный телефон

Статьи и Лайфхаки

За последние несколько десятилетий мобильный телефон прошел путь от предмета роскоши до предмета первой необходимости, и сегодня он стал доступен даже школьникам. Но надо сказать, что многие люди даже не представляют из чего состоит мобильный телефон , не говоря уже о том, да им это, в принципе и ни к чему знать. Хотя встречаются и такие, которые стремятся к тому, чтоб узнать из чего состоит такая важная сегодня вещь. Как раз на таких людей и будет рассчитана информация данной статьи.

Основные детали, из которых состоит мобильный телефон

1. Электронная плата. Эта деталь является сердцем мобильного устройства и обеспечивает выполнение его основных функций.

2. Детали корпуса, к которым, в первую очередь, относится клавиатура, а также корпусные составляющие в зависимости от модели устройства (слайдер, моноблок, флип и так далее).

3. Дисплей. Дисплеи классифицируются на две группы:
- дисплеи, подключаемые к электронной плате;
- дисплеи, припаиваемые к корпусу.

4. Аккумулятор, который обеспечивает автономный режим работы мобильного телефона (он может быть никель-металлогидридный, литий-ионный или литий- полимерный).

5. Кроме того, отвечая на вопрос о том, из чего состоит мобильный телефон, нужно не забыть рассказать о камере, которая позволяет осуществлять фото или видеосъемку.

Второстепенные составляющие мобильных телефонов

К группе второстепенных составляющих мобильных телефонов относятся детали, описанные ниже.

1. Динамики и микрофоны. Это довольно важные составляющие (хотя они и относятся к классу второстепенных), так как они отвечают за качество звука и его воспроизведение. В современных моделях телефонов может встречаться около трех микрофонов, первый – для разговоров, второй – для записи звука на диктофон, а третий – для подавления шума при телефонном разговоре.

2. Шлейф. Это деталь, которая способна соединить несколько подвижных частей в телефоне, кроме этого. В шлейфам уделяется особое внимание.

3. Вибромотор, который отвечает за всем известную вибрацию на телефоне.

4. Антенна (антенный модуль), которая предназначенна для прослушивания радиостанций. Антенна, как правило, располагается внутри корпуса и представляет собой штырек или пластину специфической формы.

Подводя итог, нужно сказать, что данное представление о всех составляющих мобильного телефона можно назвать условным, так как некоторые из перечисленных элементов могут и не входить в базовую комплектацию мобильных телефонов, потому что их комплектация может изменяться в зависимости от их ценовой категории.

Пятый урок первого шага нашего учебного курса мы решили посвятить одной из самых важных деталей смартфона, которая требует к себе самого пристального внимание – экран. Именно через дисплей мы получаем доступ ко всем функциям мобильного гаджета: звонки, набор смс, выход в Интернет, просмотр фото и видео и так далее.

Но знаете ли вы, что такое разрешение дисплея, чем IPS отличается от AMOLED и как подобрать для себя оптимальную диагональ? В нашей статье мы подробно разберем, что из себя представляет экран смартфона, и на какие параметры дисплеев стоит обратить внимание при покупке нового смартфона.

Экран современного мобильного устройства представляет собой своеобразный «бутерброд»: сочетание слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  • Тачскрин или сенсорная панель
  • Матрица
  • Источник света

Тачскрин находится непосредственно под пальцами пользователя. Долгое время на рынке мобильных телефонов можно было встретить два типа сенсорных панелей: резистивные и емкостные. Первые реагировали на силу нажатия, вторые – на изменение электрического импульса при прикосновении. Учитывая, что сильное нажатие могло запросто повредить хрупкий тачскрин, резистивные экраны становились все менее популярны, и сейчас смартфоны с подобным типом сенсорной панели практически не выпускаются.

В то же время емкостные тачскрины выдерживают около 200 миллионов нажатий. Правда, самый ощутимый недостаток данного типа – смартфоном невозможно пользоваться в перчатках, так как ткань не пропускает электрические импульсы.


Некоторые производители решают данную проблему, оснащая свои топовые флагманы 3D-touch-дисплеями. Такие экраны реагируют как на нажатие, так и на изменение емкости.

Матрица дисплея изменяет количество света, проходящее через каждый пиксель от источника к тачскрину, иными словами, регулирует прозрачность пикселей. В данном случае, на конечное качество изображения весомо влияет наличие или отсутствие воздушной прослойки между сенсором и матрицей.

Если прослойка есть, свет последовательно проходит через три среды: стекло матрицы, воздух, стекло тачскрина. Соответственно, у каждой среды свой коэффициент преломления и отражения света. Поэтому смартфоны с воздушной прослойкой не всегда могут похвастаться насыщенной и яркой картинкой.

Сейчас все чаще смартфона оснащаются экранами, в которых сенсор склеен с матрицей (OGS - one glass solution). В этом случае, свет от источника преломляется и отражается только от одной внешней среды, следовательно, качество изображения становится выше.

OGS-экраны обладают одним существенным недостатком. Если уронить телефон с таким экраном, есть большая вероятность, что сенсорная панель повредится вместе с матрицей, что значительно усложняет дальнейший ремонт. Тогда как у экрана с воздушной прослойкой, как правило, разбивается только тачскрин, который можно заменить даже в домашних условиях.

Последним слоем экрана является сложная лампа, которая является источником света для жидких кристаллов. С другой стороны, с каждым годом все большую популярность приобретают экраны на светодиодах, которые не требуют источника света, так как светятся сами.

Типы экранов смартфонов

К 2017 году сложились два основных типа экранов: LCD или ЖК, и OLED. Как уже говорилось выше, первые основаны на жидких кристаллах, вторые – на светодиодах. В свою очередь LCD дисплеи делятся на три основные группы:

TN – самая простая и доступная технология изготовления LCD-экранов. Такие дисплеи отличаются мгновенным откликом и невысокой себестоимостью. С другой стороны, у TN-экранов не самые большие углы обзора (около 120-130 градусов). Как правило, такие дисплеи устанавливают в доступные бюджетные смартфоны.


Например, 4,5-дюймовым TN-дисплеем оснащен, пожалуй, самый доступный смартфон от британской компании Fly – Nimbus 14 , который можно приобрести всего за 3 290 рублей. Такой гаджет станет отличным решением, если нужен смартфон начального уровня для самых простых задач: проверка почты, работа с несложными приложениями, общение в чатах и мессенджерах.


Один из самых распространенных типов экранов – IPS. Такие дисплеи отличаются высококачественной цветопередачей (особенно, если между сенсором и матрицей нет воздушной прослойки), а также широкими углами обзора до 178 градусов. Несколько лет назад IPS была довольно дорогостоящий технологией, однако сейчас данный тип можно повсеместно встретить даже в бюджетных аппаратах.

Среди новинок бренда Fly одним из самых примечательных смартфонов с IPS-дисплеем стоит назвать модель , которая сейчас доступна всего за 8 990 рублей. 5.2-дюймовый IPS-дисплей с приятным скруглением по краям выполнен по технологии Full Lamination – между тачскрином и матрицей убрана воздушная прослойка, за счет чего удалось добиться реалистичной, сочной и контрастной картинки.

Кстати, в данном смартфоне удалось решить проблему повышенной уязвимости такого безвоздушного соединения. Экран Fly Selfie 1 защищен прочным стеклом Panda Glass, которому не страшны небольшие удары и падения.


Технология PLS являлось разработкой компании Samsung. По сути, это тот же IPS, только модифицированный для удешевления производства. Правда, особой популярности данная технология так и не получила.

OLED

OLED-дисплеи делятся на три основных типа:

  • AMOLED
  • SuperAMOLED
  • FOLED

В основе технологии OLED лежат миниатюрные светодиоды, который сами излучают свет. Благодаря отсутствию внешнего источника света, светодиодные дисплеи в смартфонах выходят тонкими, соответственно, уменьшая габариты самого гаджета. Также к плюсам светодиодов относят невысокое энергопотребление, высокую контрастность и быстрый отклик.

С другой стороны, следует учитывать неприятные минусы такой технологии:

  • OLED-дисплеи более дороги в производстве
  • Со временем, светодиоды начинают гаснуть, из-за чего искажается изображение
  • На ярком свету OLED-дисплеи засвечиваются сильнее, чем LCD.

Работа AMOLED дисплеев основана на активной матрице из тонкопленочных транзисторов. Такие экраны отличаются глубоким черным цветом, так как в процесс формирования изображения часть светодиодов отключается, что также снижает нагрузку на батарею.

В SuperAMOLED дисплеях убран воздушный слой для повышения яркости и четкости изображения. А экранами будущего сейчас все чаще называют FOLED-дисплеи. Данная технология позволяет создать гибкие экраны на основе органических светодиодов.


Размеры экранов смартфонов. Разрешение

От данного параметра напрямую зависит, для каких целей приобретается смартфон. Условно, все смартфоны по размеру экрана можно разделить на две большие группы:

  1. До 5,2 дюймов
  2. От 5 до 7 дюймов

Экран до 5,5 дюймов позволяет сделать смартфон компактным и легким. Таким гаджетом удобно управлять одной рукой даже во время движения. Часто небольшие смартфоны покупают в качестве первого мобильника для ребенка – держать, например, 4-дюймовый смартфон в детской руке гораздо удобнее, чем большой, «взрослый» гаджет.

Если диагональ экрана смартфона достигает 6-7 дюймов, такой гаджет называют фаблетом, или планшетофоном. На большом экране особенно удобно смотреть видео, обрабатывать и просматривать фотографии, играть в игры с насыщенной графикой, создавать и редактировать текстовые файлы и многое другое.

Выбирая смартфон по размеру, важно обращать особое внимание на разрешение экрана, которое определяется количеством точек на единицу площади. Так, если у смартфона большой экран, но невысокое разрешение, изображение будет нечетким и зернистым. В смартфонах разрешение экранов обозначает параметром dpi – количество точек на дюйм.


На сегодняшний день, существует 4 самые распространенные разрешения дисплеев:

  • 320х480 точек (HVGA) – редко, но встречается в самых дешевых смартфонах. Картинка на таком экране выходит довольно зернистой.
  • 480х800, 480х854 (WVGA) – изображение неплохо смотрится на небольших экранах с диагональю до 4 дюймов.
  • 854 x 480 (FWVGA) – вполне комфортное качество на дисплеях до 4,5 дюймов.
  • 720х1280 (HD) – смартфоны с таким разрешением встречаются, пожалуй, чаще всего. Экран с разрешением HD обеспечивает высокий уровень детализации, даже если диагональ дисплея составляет 5,5 дюймов.
  • 1080х1920 (FullHD) – данное разрешение обеспечивает самое высокое качество изображения, что особенно заметно на смартфонах с 5-дюймовыми экранами.

Ярким примером последнего можно назвать модель Fly Cirrus 13 . Мощный, эффектный и доступный всего за 8 490 рублей, смартфон оснащен ярким и контрастным 5-дюймовым IPS-дисплеем с разрешением FullHD, в котором также отсутствует воздушная прослойка между слоями. Так что пользователь способен ощутить каждую деталь изображения. Чтобы не повредить уязвимое соединение матрицы и тачскрина, экран Fly Cirrus 13 защищен ударопрочным стеклом Dragontrail, которое по прочности превосходит популярное стекло Gorilla Glass в 6 раз.


Теперь вы знаете, какими бывают экраны смартфонов, и на что следует обратить внимание, выбирая новый гаджет. В следующий раз мы расскажем все о процессорах мобильных устройств. Вы узнаете, почему не стоит путать термины «процессор» и «чипсет», как 4-ядерный процессор может «положить на лопатки» 8-ядерный, а также, на что влияет оперативная память процессора.

Естественно, что многие люди просто пользуются телефоном как средством связи, совершенно не задумываясь, как и он работает и из чего состоит. Действительно, а какое это имеет значение – если использовать телефон по его прямому назначению. Но человек - существо весьма любознательное, причем эта самая любознательность проявляется еще в самом раннем детстве. Помните время, когда главным при получении какой-нибудь новой игрушки, было желание ее разобрать? Лично я весьма смутно, но, по рассказам родителей, любовь к изучению внутренностей различных вещей была во мне всегда.

За прошедшие 20 лет мобильный телефон из обычного средства связи превратился в настоящее многофункциональное устройство. Современный мобильный телефон, в зависимости от степени насыщения функциями, совмещает: средство связи, радиоприемник, музыкальный проигрыватель, фотоаппарат, диктофон и многое другое, ну разве, что вышивать крестиком не умеет. По сути, он превратился в такую многоликую игрушку для взрослых. Человеческое любопытство не знает границ и у многих возникает естественный вопрос – а что внутри этой игрушки? Конечно, из-за простого любопытства разбирать устройство стоимостью несколько тысяч рублей как-то не хочется. В таком случае эта статья именно для Вас!

Мобильный телефон – это технически сложное устройство, сердцем которого является электронная плата, которая обеспечивает выполнение телефоном возложенных на него функций. По аналогии с компьютерами, ее часто называют материнской. К материнской плате подключаются различные устройства (дисплей, антенна и т.д.), которые обеспечивают взаимодействие телефона с сетью оператора и пользователем. Форма, размер и конструктивные особенности материнской платы телефона зависят от форм-фактора корпуса телефона и специфики обусловленной маркой телефона. И именно с корпуса целесообразно начать рассмотрение конструкции – ведь именно он находится на виду.

Корпусные части

В современных мобильных телефонах применяются корпуса трех основных форм-факторов – моноблок, книжка (раскладушка), слайдер, а также их вариации – флип (откидывающаяся крышка, закрывающая клавиатуру) и ротатор (части корпуса поворачиваются друг относительно друга). В настоящее время, телефоны двух последних форм-факторов – большая редкость. Корпуса в форм-факторе слайдер имеют несколько вариантов конструкций (за основу мы возьмем старенькие модели телефонов):


  • Сдвигается только клавиатура. В закрытом состоянии клавиатура загораживает часть экрана. Примером подобной конструкции является .

  • Сдвигается только экран. В закрытом состоянии экран загораживает часть клавиатуры. Пример – .

  • Сдвигается экран и часть клавиатуры. Обычно в эту часть входят джойстик, софт-клавиши, клавиши приема и отбоя вызова. Самая распространенная вариация слайдера. Пример – .

Естественно, что конструкция телефона оказывает непосредственное влияние на его внутреннее устройство – в телефонах с корпусами, имеющими подвижные части, обязательно присутствует гибкий шлейф, соединяющий двигающиеся части телефона между собой. Кстати, перетирание (излом) именно этого шлейфа является одной из распространенных неисправностей телефонов «подвижных» форм-факторов. В ряде телефонов в состав гибкого шлейфа входят и другие компоненты – дисплей, динамики и т.д. Примером телефона с подобным шлейфом является .

Корпус телефона в форм-факторе «моноблок» обычно состоит трех составных частей – передней и задней панелей и средней части. Задняя панель часто бывает совмещена с крышкой аккумуляторного отсека или с аккумулятором. Совмещение крышки аккумуляторного отсека с аккумулятором характерно для моделей азиатско-китайского производства – Samsung, LG, Pantech, Fly и т.д. Средняя часть корпуса моноблочного телефона может быть как видимой ( , ), так и скрытой от пользователя (). В состав корпуса телефона форм-фактора книжка обычно входят верхняя и нижняя части корпуса и поворотный механизм. Корпуса телефонов форм-фактора слайдер обязательно включают в свой состав салазки, по которым осуществляется скольжение частей корпуса друг относительно друга. В свою очередь верхняя и нижняя часть корпусов «книжек» и «слайдеров» обычно состоят из двух или трех частей. Также в качестве отдельной части корпуса можно выделить стекло дисплея.

Клавиатура в сотовых телефонах любого форм-фактора состоит из двух частей. Первая из них видимая пользователю обычно представляет собой пластиковые клавиши на гибкой подложке. Вторая из них скрыта и представляет собой подложку с металлическими пластинами, которые замыкают контакты на плате клавиатуры. Конструктивно, плата клавиатуры может быть как совмещена с материнской, так и быть отдельно от нее (). В некоторых телефонах плата клавиатуры и ее подложка совмещены с гибким шлейфом ().



Аккумулятор

Аккумулятор является важнейшим узлом мобильного телефона, ведь именно он обеспечивает его функционирование. По своему типу аккумуляторы, применяемые в мобильных телефонах, бывают никель-металлогидридные (Ni-Mn, применялись в старых моделях телефонов, обладают эффектом памяти), литий-ионные (Li-On), литий-полимерные (Li-Pol). Никель-металлогидридные аккумуляторы для мобильных телефонов обычно состоят из трех аккумуляторных батарей круглой () или квадратной () формы.

Литий-ионный и литий-полимерные аккумуляторы обычно состоят из одной аккумуляторной батареи и электронного блока. Функциями электронного блока аккумуляторов данных типов является защита аккумуляторной батареи от глубокого разряда (менее 3 В) или перезаряда (более 4,2 В). Если не углубляться в техническую терминологию – данный блок представляет собой электронный включатель, разрывающий цепь одного из выводов аккумуляторной батареи. Именно наличие этого блока объясняет то обстоятельство, что телефон, которым не пользовались длительное время – может не включиться и отказывается заряжаться.

Дисплей

В мобильные телефоны устанавливают дисплеи различных типов – черно-белые и цветные, выполненные по технологиям STN, UFB, TFT, OLED и другим. Естественно, что дисплеи, изготовленные по разным технологиям, имеют отличия в качестве изображения, однако с точки зрения конструктивного исполнения дисплеи телефонов можно разделить на две группы – присоединяемые к плате через разъем находящийся на гибком шлейфе и припаиваемые к ней ( , ). В телефонах с форм-факторами слайдер или книжка часто используют так называемый дисплейный модуль – дисплей (или два дисплея) на одной плате. На эту же плату припаяны все вспомогательные компоненты необходимые для работы дисплейного модуля и разъем для подключения гибкого шлейфа. Кстати, из-за использования дисплейного модуля, замена дисплея в телефонах с форм-факторами книжка или слайдер стоит дороже аналогичных работ в моноблочных телефонах. Также в состав дисплейного модуля могут входить динамики телефона



Прочие механические части

Также в состав телефона входит микрофон, разговорный и полифонический динамики, камера, вибромоторчик. Функциональное назначение данных блоков вполне понятно. В ряде телефонов для разговора и проигрывания мелодии может использоваться один и тот же динамик. Динамики в телефонах могут быть жестко припаяны к материнской палате, но чаще всего, они фиксируются к корпусу телефона и соединяются с материнской платой через разъем или группу подпружиненных контактов. Соединение микрофонов с материнской платой телефонов осуществляется аналогично. Однако в телефонах азиатско-китайский производителей часто встречается ситуация, что микрофон припаян к материнской плате. Камеру обычно также присоединяют к материнской плате телефона через разъем, который конструктивно может быть двух типов – на гибком шлейфе и с жесткой фиксацией.

Одной из самых важных частей мобильного телефона является антенна. В настоящее время, подавляющее большинство телефонов оснащены антенной распложенной внутри корпуса. Конструктивно антенны большинства телефонов представляют собой штырек или пластину особой формы. Форма штырька более характерна для внешних антенн, (), хотя были и внутренние антенны подобного вида (). Именно местоположение антенны и расстояние от нее до головного мозга, а также мощность излучения телефона, определяют его потенциальную опасность для здоровья человека. По поводу того, насколько реален этот вред, ведутся ожесточенные споры, однако, сомневающиеся могут выбрать телефон с антенной максимально удаленной от уха. В этом плане выгодно отличаются раскладные телефоны, так как в них антенна обычно расположена в нижней части корпуса. Особенно выгодно в этом плане отличается Motorola RAZR V3 – у нее антенна расположена возле микрофона и, следовательно, максимально удалена от головного мозга.

Подводя итог

В статье рассмотрены основные механические части, входящие в состав мобильного телефона. Естественно, данное рассмотрение является весьма обобщенным, однако по нему можно составить общее представление, как устроена эта игрушка для взрослых. Более подробное описание порядка разборки телефона, перечень его механических частей и методика их замены описаны в Service Manual, который по своей сути является руководством по ремонту, предназначенным для сервисных центров. Надеюсь, мой небольшой обзор окажется для вас полезным, но исключительно для пополнения багажа общих знаний.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by Disqus

Смотрите также:




Написал: сергей.
Здравствуйте,я хотел спросить если я закожу телефон по энтернет магазину, он придёт по почте в челости и сохраности? Или будет немного покалечен?Я хочу купить имено тот который мне нужен, но боюсь.

Написал: т.н.
очень вас благодарю! данный материал помог приготовить доклад по физике за 7кл.

Написал: Хмурый
Статья для тех кто далек от этого, но стремится узнать...Как с первого класса, когда за руку ведут и говорят ты узнаешь здесь то-то и то-то. Если я чисто техник, мне сразу понравилось то, что в голову зашли основы, а остальное нужно развить и найти!!! А пенять автора что кто-то гений не стоит.... По телеку таких хватает!!! А теперь для умных дайте ссылку где дальше развиться....ОКЕЙ

Написал: ку
Чем отличается проц телефона обычного,от телефона "умного"?Я имею ввиду не "мощность" и тактовую частоту.

Написал: Антон Печеровый
Уважаемый IONe, рассказ о работе мобильника будет изобиловать техническими деталями, которые большинству не интересны. Согласен, эта статья - обзор, предназначенный для людей далеких от техники. Подробный рассказ о конструкции мобильного телефона потребует не одной статьи, ведь придется вспоминать кучу физических законов на которых все это работает, основы электроники и программирования. Если говорить кратко - то мобильный телефон - это микропроцессорное устройство, работающее под управлением управляющей программы (операционной системы). Также в нем присутствует различная "периферия" - приемно-передающий тракт, микрофон, динамик, дисплей, камера и т.д. Корректная работа со всеми этим устройствами обеспечивается программным обеспечением устройства - прошивкой и калибровочными данными (константами, прописанными на заводе в память телефона). Если Вас интересует более конкретно - обратитесь к специализированной литературе.
Теперь о Вашей проблеме - дистанционно что-либо советовать сложно. Попробуйте проверить напряжение аккумулятора мультиметром. Полностью заряженная батарейка имеет напряжение порядка 4,2 В. Если меньше попробуйте зарядить в телефоне или "лягушкой" (универсальное ЗУ для всех типоразмеров аккумуляторов)


Написал: Антон Печеровый
Отвечу по пунктам:

Андрей, видеть или нет наличие практически полезной информации в этой статье это Ваше дело. По поводу "идиота" и "барана" я комментировать не буду. Если Вас интересует конкретная техническая информация обратитесь к специализированной литературе, желательно в первоисточнике. Найти описание стандарта GSM - не проблема. А вот насчет "грамотных людей" - уж извините, Вы к ним не относитесь. Грамотный человек работает со специализированной литературой и не разбрасывается оскорблениями и огульными обвинениями. Судя по комментарию, Ваш уровень знаний находиться на уровне сайтов, которые Вы мне посоветовали писать.


Написал: IONe
Многоуважаемый Антон не могу не согласиться с критикующим Вас Андреем Информация для чайника,могли бы Вы рассказать как работает та или иная часть мобильника!
Еще хотел задать вопрос Нашел тут у себя в ящике старую Nokia 2300 попробовал включить -работает! Но моя радость длилась не долго через 1 мин она потухла Опять попробовал включить работает и опять через 1мин тухнетРазобрал посмотрел контакты-впорядке,аккомулятор полный (язык щипет)))Что может быть -хотелось бы сделать мобилку,очинь уж полифон нравиться хоть и 4 голоса - классика!!1

Написал: Андрей
Все вышеизложенное касается только корпуса телефона и не несет никакой полезной информации о о его работу и пользовании им. Это из той серии как книжонка:" Виндоус 95 за 10 минут". Такие книжонки пишут идиоты и для идиотов. Поскольку Виндоус разрабатывала группа численностью в несколько тысяч в течение одного года и только идиот может считать, что в этом он сможет разобраться за 10 минут. так и тут я вполне могу назвать автора об устройстве мобильника ИДИОТОМ. Не лезь в ту область, где ты БАРАН. Пиши лучше порносайты и не пудри мозги грамотным людям у нас нет времени читать дезинформации всяких ИДИОТОВ.

Написал: Андрей
Какова длина волны электромагнитных колебаний мобильных телефонов. Как выбираются каналы для телефонов? Как устроен колебательный контур и антена. Какова излучаемая мощность телефона. Как это возможно говорить, находясь в автлбусе или легковой машине? Видимо напряженность ЭМ поля на данной территории очень высока?

Если этот вопрос кажется глупым, значит, смартфоны вам уже хорошо знакомы. Однако подумайте о миллионах людей, никогда не державших в руках сие чудесное устройство. Они пользуются обычными звонилками. Сенсорный экран, отсутствие физических кнопок, хрупкость, большие габариты, необходимость заряжать почти каждый день - всё это для них будет непривычно.

Переход с обыкновенного телефона на смартфон означает полный пересмотр модели взаимодействия с мобильным устройством связи.

Если вы собираетесь купить свой первый смартфон, то предварительно узнайте, с чем вам придётся иметь дело. Если в подарок кому-то, то сначала познакомьте человека с девайсом и уточните, нужно ли ему вообще всё это.

Решили, что смартфон всё-таки нужен? В таком случае необходимо определить параметры гаджета своей мечты, чтобы получить всё важное и не переплатить.

Бюджет

Совокупность неопределённости допустимых трат, слабое понимание темы и убедительность продавца-консультанта способны сильно ударить по кошельку.

С формирования бюджета начинается любая покупка.

Существуют тысячи моделей смартфонов. Можно взять достойный аппарат за 9 тысяч рублей, а можно и за 209 тысяч!

Если для вас критически важна скорость и качество беспроводного соединения, то вы можете заморочиться, купить необходимое оборудование и сделать дома или на работе «сетку своей мечты». В противном случае беспокоиться о наличии Wi-Fi 5 ГГц в смартфоне не нужно.

Операционная система

Рассматривать мобильные устройства на базе Windows не стоит. Сила смартфонов в ассортименте магазинов приложений, и похвастать им могут только операционные системы iOS и Android. Особой разницы между ними, кстати, нет.


iPhone стоят, мягко говоря, недёшево и не отличаются многообразием характеристик. Соответственно, купить «яблочный» гаджет, например, с увеличенным аккумулятором вы не сможете.

Преимущество и одновременно недостаток системы Android в том, что под её управлением работают тысячи моделей устройств под любой бюджет и потребности, а актуальных iOS-гаджетов всего несколько штук.

В чём же тут минус? Многообразие Android вызывает фрагментацию системы. У кого-то седьмая версия, а у кого-то всё ещё пятёрка или даже четвёрка. Производители зачастую забивают на поддержку и обновления, зато пытаются нарисовать собственные пользовательские интерфейсы. И получается это у них далеко не всегда.

Фрагментация - это головная боль для разработчиков Android-приложений и потенциальные проблемы для пользователей, связанные с совместимостью и стабильностью работы конкретного устройства.

В пользу Android можно записать большую свободу и гибкость кастомизации, но рядовому пользователю зачастую нужна удобная система из коробки без ковыряний и предварительных настроек.

Противостояние Android и iOS длится уже очень долго и, кажется, не закончится никогда. Гигабайты текста были и ещё будут написаны не слишком умными людьми в ходе яростных интернет-сражений. На самом деле правда всегда одна, и звучит она очень просто: «Каждый выбирает то, что ему нравится».

Подержите в руках iPhone и несколько Android-смартфонов. Сравните системы в работе и выберите ту, которая покажется вам удобнее.

За несколько десятилетий вычислительные машины стремительно эволюционировали. Многокомнатные релейные, ламповые и транзисторные монстры уступили дорогу куда более совершенным устройствам, собранным из полупроводниковых микросхем. Благодаря миниатюрности, надежности, малому энергопотреблению и невысокой стоимости компьютеры проникли во все сферы быта – от телефонов до стиральных машин. Но развитие на этом не остановилось. И если средневековые схоласты спорили о том, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, инженеры будущего наверняка смогут разместить там полнофункциональный мобильный компьютер. Впрочем, и современные достижения микроэлектроники весьма впечатляют.

Высокоинтегрированные системы

Традиционные мобильные платформы, состоящие из микросхем системной логики (чипсета) и процессора, размещенных на системной плате, годятся для ограниченного круга устройств, прежде всего ноутбуков и нетбуков. Однако есть целый класс сверхмобильных аппаратов, которым в качестве платформы требуется нечто более компактное и менее энергопотребляющее. Среди них – планшетные компьютеры, смартфоны, ультракомпактные нетбуки и всевозможные специализированные гаджеты (навигаторы, MP3- и MP4-плееры и т.д.). В основе – сверхмобильная платформа, которая чаще всего представляет собой так называемую систему на кристалле (System-on-a-Chip, SoC). Это в буквальном смысле самодостаточная система, объединяющая разнообразные устройства (процессоры, память, контроллеры интерфейсов и многое другое) и выполненная в виде единой микросхемы (кристалла).

На заметку

Компания Intel обещает уже в ближайшие год-два выпустить специальную серию процессоров Atom для планшетов и смартфонов. Вполне вероятно, что вскоре можно будет без особых проблем запускать на планшетах те же привычные программы, какими мы пользуемся на стационарных ПК и ноутбуках.

Краеугольным камнем SoC является особый центральный процессор со сверхнизким энергопотреблением. В отличие от процессоров для ПК, в которых применяется разработанная Intel архитектура х86, процессоры мобильных платформ в подавляющем большинстве случаев используют архитектуру ARM, позволяющую создавать пусть менее производительные, зато более экономичные и компактные устройства.

Самыми известными производителями процессоров данной архитектуры являются фирмы Qualcomm, Marvell, Apple и Samsung. Их разработки используются не только в мобильных устройствах собственного производства, например Apple iPhone, но и в изделиях сторонних производителей, таких как HTC или Nokia.

НАКОПИТЕЛЬ

В качестве жесткого диска в сверхмобильных системах применяется энергонезависимая NAND или flash-память. Ее преимуществами, в сравнении с типичным накопителем на магнитных дисках, являются сверхкомпактные размеры, низкое энергопотребление и устойчивость к внешним физическим воздействиям (удары, вибрация), что особенно важно для мобильных устройств, учитывая обычные условия их эксплуатации.

Объем установленной flash-памяти, как правило, зависит от позиционирования продукта в линейке: 8-16 Гб для бюджетных моделей и десятки гигабайт - для более дорогих имиджевых модификаций.

Во многих мобильных устройствах присутствует дополнительный разъем для установки стандартных карт SD или microSD, что позволяет значительно увеличить доступное пользователю «дисковое» пространство.

Несмотря на жесткие технические ограничения, задаваемые «ультракомпактными» условиями эксплуатации, частоты современных одночиповых систем уже смогли превысить знаковый рубеж 1 ГГц. Такая производительность вовсе не является избыточной – она нужна прежде всего для плавного воспроизведения насыщенного технологией flash-контента – в частности, многих интернет-сайтов.

Расширение платформы

Графические решения, применявшиеся в более ранних и бюджетных моделях медиаплееров и смартфонов, имели недостаточную производительность; поэтому подобные устройства зачастую оснащаются дополнительным медиапроцессором, берущим на себя функции воспроизведения видео.

В ближайшее время ведущими разработчиками ARM-процессоров запланирован массовый переход на двухъядерную архитектуру с дальнейшей перспективой внедрения полноценной многоядерности.

В связке с процессором работает графическое ядро, также разработанное с учетом максимальной экономичности. Впрочем, современные мобильные графические ядра способны не только выводить элементы интерфейса на экран, но и воспроизводить видео стандартов высокой четкости (HD-видео), а также брать на себя расчеты сложной трехмерной графики, использующейся в разнообразных популярных 3D-играх.

Хотя новейшие решения класса ARM Mali 400, NVIDIA GeForce ULP (Tegra 2) или Imagination PowerVR SGX540 по своим графическим и иным возможностям уступают настольным аналогам, однако вполне сопоставимы с видеопроцессорами, применяющимися в таких популярных игровых приставках, как Microsoft Xbox 360 и Sony PlayStation 3. Недаром в последнее время появилось множество динамичных трехмерных игр с впечатляющей графикой и сложными спецэффектами.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Фактически обязательным элементом сверхмобильных платформ стали сетевые интерфейсы, проводные и (или) беспроводные – в частности, 100 Мбит/1 Гбит Ethernet, Wi-Fi стандартов 802.11b/g/n и Bluetooth. За них отвечает отдельный сетевой контроллер, как правило, разработки Broadcom или Atheros.

Поддержка беспроводной сети Wi-Fi позволяет, при наличии точки доступа, легко интегрировать мобильный гаджет в домашнюю сеть и обмениваться данными между ним и основными устройствами (настольный ПК, ноутбук, домашний файловый сервер или NAS). А в некоторых заведениях – например, гостиницах, залах ожидания в аэропортах, интернет-кафе и закусочных McDonald’s, – есть бесплатная услуга выхода в Интернет.

В отличие от медиаплееров, смартфоны и некоторые планшеты дополнительно оснащаются модулями GSM/GPRS, позволяющими совершать звонки, используя сотовую связь, или самостоятельно выходить в Сеть.

Системы, предназначенные для использования в GPS-навигаторах, а также смартфоны с аналогичной функцией дооснащаются GPS-приемником, обеспечивающим связь с навигационными спутниками NAVSTAR.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Как в любой компьютерной системе, одним из обязательных элементов SoC является оперативная память. Преимущественное распространение получил тип памяти LPDDR (Low Power Double Data Rate – память с низким энергопотреблением и удвоенной скоростью передачи данных). Несмотря на сходство с названиями DDR2 и DDR3, новый тип памяти несовместим с этими стандартами напрямую из-за примененных в LPDDR многочисленных микроархитектурных решений, призванных существенно снизить энергопотребление.

Типичный объем оперативной памяти в современных мобильных устройствах за последнее время существенно возрос (с 128 до 512 Мб–1 Гб) и фактически соответствует объему ОЗУ настольных ПК трех-четырехлетней давности, позволяя использовать новейшие мобильные операционные системы и приложения, которые по своей функциональности мало в чем уступают настольным аналогам.

ДИСПЛЕИ

В современных гаджетах применяются сенсорные дисплеи двух типов: емкостные и резистивные. Первые обладают более высокой прозрачностью и, следовательно, требуют менее мощной подсветки для обеспечения высокой яркости и контрастности – это положительно сказывается на энергопотреблении, позволяя увеличить время автономной работы мобильного устройства. Кроме того, емкостные экраны лучше реагируют на легкое касание пальцем, тогда как для четкого срабатывания резистивного экрана требуется некоторое усилие при нажатии – оптимальным является ввод с помощью стилуса. Впрочем, в 2008 году компания HTC разработала и запатентовала электронное перо для работы с емкостными экранами, специально предназначенное пользователям, привыкшим к управлению с помощью стилуса и не желающим переходить на «пальцевый» метод.

Дополнительным преимуществом емкостных экранов является возможность определения нескольких нажатий сразу (технология Multitouch). Типичный размер экрана для планшета составляет 7–10 дюймов (18–25 см) по диагонали, с разрешающей способностью от 800х480 до 1280x800 точек. У смартфонов и медиаплееров диагональ равна, как правило, 3–4 дюймам (7–10 см), а разрешение экрана варьируется от скромных 320х200 до впечатляющих 960х640 точек (Retina display в новых iPhone и iPod touch).

ОC ДЛЯ СВЕРХМОБИЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ

Несколько слов об операционных системах, используемых в составе высокоинтегрированных мобильных платформ. Одна из старейших мобильных ОС – Symbian – формально является самой авторитетной на рынке, но стремительно теряет популярность под натиском молодых и перспективных конкурентов. По последним статистическим отчетам, быстрее всех распространяется операционная система Android, разработанная и внедряемая компанией Google.

Буквально за два года эта ОС получила широчайшую известность и уверенно отвоевывает позиции в самых разных устройствах: от смартфонов и коммуникаторов до нетбуков и планшетов. И, несмотря на то что новая версия Android с заявленной официальной поддержкой планшетов (Android 3.0 Honeycomb) находится пока в стадии разработки, производители не стесняются использовать в своих устройствах ее смартфонную версию.

Уступает позиции и BlackBerry OS, разрабатываемая компанией Research In Motion (RIM). Впрочем, в выпущенной летом 2010 года версии 6.0 появились многочисленные нововведения (возможность одновременного управления с помощью трекбола, аппаратной клавиатуры и сенсорной панели, обновленный браузер, поддержка HTML5 и др.), с помощью которых производитель надеется догнать конкурентов.

На четвертом месте – операционная система от Apple под названием iOS, получившая массовое распространение благодаря огромной популярности таких мобильных устройств, как iPhone, iPod touch и, конечно, iPad. Раньше продукты Apple считались нишевыми и имиджевыми, предназначались узкой аудитории поклонников «яблочной» фирмы; сегодня же Apple стала законодателем мод, а порой выступает первопроходцем.

Пытается идти в ногу со временем и такой столп программной индустрии, как Microsoft. В 2010 году компания выпустила совершенно новую и перспективную операционную систему Windows Phone 7, призванную заменить теряющую популярность Windows Mobile (к сожалению, русифицированная версия пока не выпущена). Сенсацией стало официальное заявление компании Nokia о прекращении поддержки Symbian и переходе на новую операционную систему от Microsoft.

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НА КРИСТАЛЛЕ

Разработкой систем на кристалле занимаются более десятка крупных фирм, но лишь некоторые из решений получили распространение на быстро растущем рынке мобильных устройств. Как уже упоминалось, в подавляющем большинстве SoC используются процессоры архитектуры ARM. Следует отметить, что производители, как правило, не разрабатывают процессоры самостоятельно, а лицензируют готовые модификации архитектуры у компании ARM. Каждый SoC-процессор собирается индивидуально, под конкретные задачи и условия применения, из готовых блоков-«кубиков», обеспечивающих необходимую функциональность с учетом требуемых характеристик. По такой схеме работают компании Texas Instruments, ST-Ericsson, Samsung, Freescale, Apple.

Собственной разработкой процессоров, помимо «материнской» компании ARM, занимаются Qualcomm (SnapDragon) и Marvell (XScale). Несмотря на то, что в составе новой платформы Tegra 2 еще используется «стандартный» процессор на ядре Cortex, компания NVIDIA недавно приобрела полную (full-custom) лицензию на архитектуру ARM, чтобы иметь возможность создать процессор следующего поколения на основе собственного дизайна. Наиболее актуальными сегодня являются мобильные процессоры на базе ядер ARM11 (применяются в составе Apple iPhone 2G, iPod touch первых двух поколений, HTC Dream, Nintendo 3DS и др.) и Cortex-A8 (iPhone 3GS, iPhone 4, iPad, семейство Samsung Galaxy Tab, Google Nexus S, LG Optimus 2X и др.).

APPLE A4/A5

Начнем рассмотрение возможностей платформ в алфавитном порядке – с компании Apple. До недавнего выхода iPad 2 последним продуктом компании являлась платформа Apple A4. В ее основе – разработанный совместно с Samsung одноядерный процессор S5L8930 на архитектуре ARM Cortex-A8. Частота процессора достигает значения 1000 МГц для iPad и 800 МГц для iPhone 4. Мощности вполне достаточно, чтобы снимать и воспроизводить HD-видео стандарта 720p, обеспечить отзывчивую работу и плавную прорисовку интерфейса.

Платформа поддерживает память типа LPDDR, в одноканальном режиме подключенную по специальной скоростной шине AMBA 3 AXI шириной 64 бит. Типичный устанавливаемый по технологии PoP (в едином корпусе, но не на одном кристалле!) объем памяти 256–512 Мб вполне достаточен для текущих запросов мобильных приложений.

На кристалле также интегрирован видеопроцессор PowerVR SGX 535 от компании Imagination, поддерживающий API OpenGL ES версии 2.0. Данный графический процессор, несмотря на немолодой по современным меркам возраст, способен поддерживать игры с достаточно сложной 3D-графикой и спецэффектами на основе шейдеров второго поколения. Кстати, идентичное идеоядро применялось в одном из первых в мире нетбуков ASUS Eee PC – Intel GMA500 IGP.

В зависимости от модели платформа оснащается сторонними модулями Wi-Fi стандартов 802.11a/b/g/n, Bluetooth 2.1+EDR, GPS и HSDPA/Edge. Для хранения данных и операционной системы в состав платформы входит 8–64 Гб энергонезависимой памяти типа NAND. Традиционно для продукции Apple присутствуют акселерометр, гироскоп, магнитный компас и датчик освещения, управляющий яркостью подсветки. В качестве операционной системы используется только «родная» ОС от Apple – iOS 4 (бывшая iPhone OS).

Кстати, нередко отмечаемые недостатки устройств на данной платформе, отсутствие поддержки технологии Adobe Flash, кард-ридера или USB-порта являются следствием идеологии компании, а отнюдь не техническими недоработками.

В начале марта нынешнего года компания Apple смогла порадовать поклонников выпуском новейшей платформы Apple A5. В данный момент она используется в планшете iPad 2, и, вероятнее всего, на ее основе будут представлены новые iPhone и iPod пятого поколения. Процессор, как и для платформы А4, разрабатывался совместно с компанией Samsung. Он основан на модифицированной архитектуре ARM Cortex A9, имеет частоту 1ГГц и теперь уже два ядра. Память типа LP DDR2 стала работать на более высокой частоте 1066 МГц. В качестве видеопроцессора применяется новый PowerVR SGX543, в несколько раз превосходящий по мощности прежнее решение. Несмотря на значительно возросшую мощность процессора и видеоядра, разработчикам Apple удалось сохранить экономичность платформы на прежнем уровне.

MARVELL ARMADA

Следующей по списку идет SoC-платформа от Marvell. Выкупив в свое время у Intel подразделение XScale, эта компания сегодня одна из немногих самостоятельно занимается проектированием и разработкой процессоров данной архитектуры.

Модельный ряд серий PXA и Armada 100 был весьма популярен у производителей смартфонов и электронных книг, выделяясь среди конкурентов высокой энергоэффективностью, наличием модуля Wireless MMX (аналог NEON) и быстрой 2D-графики, позволяющей осуществлять плавную прокрутку и масштабирование.

На сегодня наиболее актуальной является платформа Armada 500, предназначенная для нетбуков и смартбуков. Она базируется на процессорном ядре Dove (88AP510) архитектуры ARMv7 (аналог процессоров Cortex) собственной разработки. Частотный диапазон – в пределах 1000–1250 МГц. Процессор оснащен дополнительным блоком для быстрого расчета векторных операций (VFP), модулем декодирования HD-видео стандарта 1080р и производительным 3D-видеоядром, поддерживающим ускорение технологии Adobe Flash.

Судя по последним анонсам, компания ARM всерьез планирует вскоре выйти на серверный рынок с новыми четырехъядерными процессорами Armada XP. Обновленный контроллер памяти будет в состоянии работать с обоими современными типами мобильной ОЗУ: LPDDR2/DDR3. Заявлена поддержка всех востребованных на сегодняшний день внешних интерфейсов: USB 2.0, SATA 2, PCI Express, Gigabit Ethernet и др. Из беспроводных адаптеров названы Wi-Fi 802.11a/b/g/n, WiMAX, 3G modem и Bluetooth. Наконец, данная платформа рассчитана на работу с множеством операционных систем: Android 3.0, Chrome OS, Ubuntu Linux, Windows Phone 7.

NVIDIA TEGRA/TEGRA 2

Поговорим теперь о разработках сравнительно нового, но весьма амбициозного игрока – NVIDIA. Первый блин «видеокарточной» компании традиционно вышел комом. Платформа Tegra не получила сколько-нибудь широкого распространения, несмотря на вполне приличные характеристики, в частности мощное видеоядро (в этой сфере позиции NVIDIA весьма сильны). Большинство анонсированных устройств на первой Tegra так и не попало в широкую розницу или было попросту отменено.

Иная судьба, похоже, ожидает новую платформу Tegra 2. В ее составе мощный современный двуядерный процессор ARM Cortex-A9 с частотой до 1 ГГц на ядро. Платформа поддерживает 1 Гб оперативной памяти, причем как мобильной LPDDR2, так и обычных модулей DDR2-667. Новое производительное 3D-видеоядро GeForce ULP опережает ближайших конкурентов на 30% и по мощности вполне сравнимо с «настольным» аналогом GeForce 9300. Поддерживаются одновременный вывод на два дисплея, стандартные видеовыходы CRT и HDMI 1.3, а также аппаратное кодирование и декодирование всех форматов видео, включая HD.

Помимо этого, выделен отдельный медиапроцессор для обработки звука и сигнала с цифровых камер (масштабирование, поворот, автофокус и т.п.) с разрешением до 12 Мпикс. Поддерживаются все актуальные на сегодняшний день интерфейсы: USB 2.0, SATA, кард-ридеры и др. Сетевые возможности, включая Wi-Fi, Ethernet, Bluetooth, в платформу не интегрированы и реализуются с помощью дополнительных сторонних контроллеров.

NVIDIA БУДУЩЕГО

Подобно Intel, NVIDIA не скрывает планов на будущее, одному из основных флагманов идустрии скрытность не пристала. Широкой общественности представлен роадмап компании на несколько лет вперед.

В планах NVIDIA – серьезное развитие архитектуры ARM. Ежегодно будет выходить новое поколение под очередным именем: Wayne (2012), Logan (2013) Stark (2014), с каждым шагом обеспечивая значительный прирост производительности. Обещано, что последнее поколение превысит производительность Tegra 2 в 75 раз!

Кстати, по имеющимся в Сети данным, процессоры следующей модификации платформы Tegra – версии 3 – в некоторых алгоритмах не уступают мобильным процессорам Intel Core 2 Duo.

В настоящее время анонсировано немало перспективных устройств на основе Tegra 2: планшеты LG Optimus Pad, Samsung Galaxy Tab II и ASUS Eee Pad Transformer, выпущенный недавно смартфон LG Optimus 2X и т.д. О намерении использовать данную платформу официально заявили такие крупные компании, как Acer, Dell, Toshiba, ViewSonic.

Отметим, что платформы от NVIDIA поддерживают все популярные мобильные операционные системы: Android, Chrome OS, Windows Mobile, Windows Phone 7, MeeGo.

QUALCOMM SNAPDRAGON

На очереди еще один из самостоятельных Full-custom-разработчиков SoC-платформ – компания Qualcomm. Семейство платформ Snapdragon основано на процессорах Scorpion собственной разработки по спецификациям аналогичных ARM Cortex-A8 и представляет новый этап их развития.

Современные высокоинтегрированные процессоры Scorpion имеют в своем составе два производительных ядра с частотным потолком до 1500 МГц. Центральный процессор усилен блоком VPF, ускоряющим вычисления с векторами и дробными числами. Встроенный контроллер памяти поддерживает LPDDR первого поколения, работающую в двухканальном режиме.

С помощью специального блока видеопроцессор без проблем справляется с воспроизведением форматов высокой четкости без привлечения вычислительной мощности основного процессора, что положительно сказывается на экономии энергии при просмотре видео.

Особенностью платформы Snapdragon является наличие огромного количества встроенных сетевых контроллеров с поддержкой всех возможных технологий беспроводной связи: GSM, GPRS, EDGE, UMTS/WCDMA, HSDPA, HSUPA, MBMS, CDMA2000 и пр.

На основе платформы от Qualcomm собраны такие популярные модели мобильных устройств, как HTC HD2, HTC Desire HD, HTC Inspire, Sony Ericsson Xperia, LG Revolution, HP TouchPad и др.

TI OMAP 4/OMAP 5

Последней платформой, о которой пойдет речь в нашей статье, будут популярные семейства OMAP 4 и OMAP 5 от компании Texas Instrument. Четвертая серия OMAP базируется на двухъядерных процессорах ARM Cortex-A9 с частотой до 1500 МГц и оснащена спецблоками TrustZone и NEON. Платформа выгодно отличается от конкурентов наличием двухканального контроллера памяти с поддержкой LPDDR2. В состав также входит мощное видеоядро PowerVR SGX540 от Imagination Technologies, мало в чем уступающее разработкам NVIDIA. Реализованы поддержка OpenGL ES 2.0 и аппаратная обработка Full HD 1080p.

Конкуренцию OMAP 5, судя по всему, сможет составить только будущая Tegra 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нетрудно заметить, что платформа каждого производителя имеет свои сильные стороны. Продукция Apple отличается сбалансированностью и отлично отлаженной операционной cистемой, плюс огромный выбор ПО. Платформы от Marvell обладают высокой экономичностью. NVIDIA сильна графическими решениями. Фирма Qualcomm разрабатывает высокопроизводительные процессоры и оснащает свои платформы серьезной поддержкой сетевых протоколов. А компании Texas Instrument чаще других удается воплотить в кремнии самые последние разработки в области архитектуры. В итоге у покупателя всегда есть выбор и возможность приобрести устройство, наиболее полно отвечающее его запросам.

Но не это главное. Как и в живой природе, многообразие видов порождает конкуренцию, конкуренция ведет к естественному отбору – а это одно из ключевых условий эволюции, или, в нашем случае, научно-технического развития. Именно это позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем мы сможем увидеть полнофункциональные компьютеры в наручных часах, мобильные телефоны в серьгах и прочие шедевры миниатюризации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то