Как я отношусь к своему компьютеру. Простые советы как поддерживать компьютер в рабочем состоянии Не устанавливать все подряд

Насколько вы близки своим пенькам??? :lol2:

Навеяно этим.
Компьютер угрожает отношениям!!!
Люди, вынужденные разлучиться с телефоном или персональным цифровым помощником, начинают волноваться.

В конце ХХ – начале ХХI века в мире помимо уже существовавших появились и новые глобальные угрозы. И если уже известные – голод, войны, болезни, терроризм – были осознаны человечеством достаточно давно, то одна из новейших угроз появилась совсем недавно, но уже сеет если не смерть, то разрушения. Новая угроза человеческим взаимоотношениям – персональный компьютер.
По крайней мере так утверждают специалисты из американской исследовательской фирмы Kelton Research. Как выяснилось в ходе изучения результатов опроса общественного мнения, опубликованных в The Washington Times (перевод InoPressa), 65% из числа принявших участие в исследовании более чем 1000 совершеннолетних американцев больше времени проводят за компьютером, чем со своими супругами или партнерами.

Отношения в паре «компьютер – пользователь» становятся более глубокими, выяснили исследователи, отметив, что, по мнению 84% респондентов, за последние три года мы стали зависимее от своих компьютеров. Гармония не всегда присуща этим отношениям: 52% пользователей ПК воспринимают неудачи компьютера как свои собственные, испытывают гнев, печаль или душевное охлаждение, если компьютер не откликается на запросы или плохо работает. Еще 19% признали, что у них возникало желание ударить компьютер.

Парадоксально, но в состоянии «кибернетического стресса» мы ищем сочувствия у супруга или семьи. «Отношения американцев с их компьютерами сказываются на семейных отношениях, так как почти три четверти – 74% американцев – говорят, что приносят свои компьютерные проблемы домой», – установили авторы исследования.

«По мере того как компьютеры все сильнее проникают во все сферы нашей жизни, наши отношения с ними могут показаться такими же важными, как отношения с нашими партнерами. И когда происходят проблемы с компьютером, человек часто чувствует раздражение и беспомощность», – заявил Роби Людвиг, семейный психотерапевт из Манхэттена.

Это занятие предоставляет равные возможности: 69% женщин и 71% мужчин, или примерно 141 млн человек, регулярно пользуются Интернетом, по последним данным проекта Pew Internet and American Life Project. В ходе исследования 2006 года Pew установил, что мужчины склонны бродить по Интернету в одиночестве, а женщины чаще отправляются в Сеть для общения с родственниками и друзьями.
И пока специалисты по психическому здоровью уже десятилетие спорят, порождает ли Интернет патологии и зависимости, Станфордский университет в прошлом году сообщил, что 6% из нас замечают, что личные отношения страдают из-за компьютера. Еще 14% могут «воздерживаться» и не садиться за клавиатуру.

Но не только компьютер бывает третьим в американских парах. Доктор Эдвард Хеллоуэлл, психиатр из Массачусетса и автор книги «Занят до безумия: переутомлен, перегружен и готов наброситься», обнаружил, что многие пары тревожит вмешательство коммуникационных устройств. Некоторые жены сетуют, что мужья приносят мобильные телефоны в постель в моменты близости, говорит он.

Хеллоуэлл назвал это зависимостью от сообщений. Психолог из университета Флориды Лайза Мерло винит мобильные телефоны в том, что нарастает барьер в отношениях. Люди, вынужденные разлучиться с телефоном или персональным цифровым помощником, начинают волноваться.
Авторы исследования, проведенного в 2006 году британским университетом Стаффордшира, обнаружили, что 7% пользователей мобильных телефонов винят телефоны в разрыве отношений, сообщила Мерло. Она советует активным пользователям сократить время телефонного общения. «Выключить телефон – это нормально, – говорит она. – Сообщение придет и сохранится там».

Все у кого есть компьютер, жалуются, что компьютер плохо работает или часто зависает, при этом сам компьютер может быть новый и соответственно хороший и достаточно мощный. Но зачастую к такому состоянию компьютера приводят сами пользователи, которые по незнанию делают то, что не нужно делать при работе с компьютером. Сегодня я хочу дать несколько простых советов, которые помогут Вам сохранить Ваш компьютер в рабочем состоянии .

А для начала давайте отметим, что подразумевается под такой формулировкой «компьютер плохо работает».

Практически во всех случаях под этим подразумевается, что операционная система тормозит и периодически зависает, в редких случаях выходит из строя оборудование самого компьютера, например, неисправна одна планка оперативной памяти или жестких диск начинает сыпаться.

Теперь давайте по пунктам разберем, что необходимо делать, чтобы компьютер не тормозил, мы, кстати, давно уже затрагивали данную тему «Ускорение работы операционной системы » но там затрагивались моменты, когда ОС уже тормозит или изначально используется слабый компьютер, сегодня в свою очередь мы рассмотрим действия, при которых Вы сами приводите свой компьютер к такому состоянию, а точнее, что нужно делать, для того чтобы этого не допускать. Т.е. у Вас нормально работающий компьютер, или Вам только что переустановили систему, и Вы хотите ее сохранить в таком же состоянии.

Приступим. Вот что я Вам могу посоветовать.

Не устанавливать все подряд.

Здесь, имеется в виду, что все начинающие пользователи компьютера, не задумываясь о последствиях, устанавливают различное ПО, будь-то программы или игры, которое в свою очередь может притормаживать работу ОС. Каким образом? Спросите Вы, например, Вы, устанавливаете какое-нибудь ПО, которое по умолчанию настроено на автоматическое обновление, тем самым Вы даже не подозреваете о том что программа в фоновом режиме (установилась как служба), и не важно есть интернет или нет, пытается обновиться, тем самым забирая ресурсы вашего компьютера, и теперь представьте что Вы таких программ по на устанавливали 10 другой, и как следствие ОС начинает притормаживать. Также возможен и другой даже более частый вариант, когда при установке ПО она автоматически записывает себя в автозагрузку, тем самым она просто всегда запущена, об этом, кстати, будет свидетельствовать значки в системном трее. Поэтому обратите внимание если у вас в трее куча различных значков, то значит столько (практически всегда) лишних программ у Вас запущенно. В связи с этим первый совет заключается в том, что не нужно устанавливать все подряд и оставлять на компьютере . Другими словами даже если Вы ищете нужную по функционалу программу, и допустим, Вы ее скачали, установили, а она делает не то что Вам нужно или не понятная, то ее необходимо сразу удалить, причем удалить не дистрибутив, а деинсталлировать ее из системы. Например, в Windows 7 это делается следующим образом: Пуск->Панель управления->программы и компоненты ищите только что установленную программу, выделяете ее и нажимаете «удалить »

Наличие антивируса – обязательно.

Как известно без антивируса сегодня никуда, причем чтобы у этого антивируса были актуальные базы, так как, даже в случае наличие того самого антивируса, но с не обновленными базами, не гарантия того, что он Вас защищает от вирусов, а точнее вообще не защищает. Почему я обращаю внимание на наличие антивирусной программы у Вас на компьютере, да потому что сегодня подцепить вирус можно очень легко, так как каждый человек пользуется Интернетом или, например, флешками и дисками, а Вы должны знать, что практически все вирусы попадают на компьютер именно так, да не практически, а даже все. А при попадание вируса на компьютер, сами понимаете что может случиться все, в нашем случае это замедление работы операционной системы, например, Вы, поймали вирус который использует Вас в своих целях и с Вашего компьютера рассылает спам или еще что-то и тем самым забирая ресурсы компьютера или заражает какую-нибудь программу, которая при своей работе начинает медленно работать и Вы тем самым грешите на сам компьютер, не подозревая о том, что компьютер здесь не причем. Хуже когда, вирус доводит Ваш компьютер до того состояния, когда компьютер перестает работать. И теперь представьте, что вы наловили таких вирусов кучу, или всего один, который заразил все программы и что же теперь будет с операционной системой? Ответ я думаю, понятен, поэтому выполнение данного пункта, для того чтобы компьютер оставался в работоспособном состоянии, обязательно. Тем более есть бесплатные антивирусные программы, которые защищают домашний компьютер, очень даже не плохо, например, мне нравится Avast Free.

Не скачивайте с интернета все подряд.

Данный совет это расширение предыдущего, так как практически все скачивают с Интернета, все, что в душе угодна, и даже антивирус иногда не в силах Вам помочь. И здесь я говорю даже не о том, что можно наловить вирусов, хотя это тоже, а о том, что Вы засоряете свой компьютер всякой ерундой, а вы должны знать, что чем больше установленных программ (или игр) на компьютере и чем больше всякого рода файлах (даже без вирусов), ОС начинает медленней получать доступ к ним, медленнее открывать их, и соответственно, в комплексе у Вас сложится мнение, что компьютер тормозит, а почему? Да потому что Вы, по накачали, по на устанавливали много всякой ерунды. Поэтому советую скачивать только то, что Вам действительно необходимо, а если Вы скачали, а оказалось не то, то просто удалите те файлы, которые вы скачали.

Отношение к компьютеру.

Многие относятся к компьютеру как к какой-то простой железке, хотя это достаточно сложное устройство и многие действия пользователя могут привести к неисправности компьютера или замедления его работы. Например, многие думают, что выдернуть шнур питание из розетки это нормально, или пнуть ногой системный блок, или разлить на клавиатуру чай, и многое что другое может повлиять на работу компьютера. Например, Вы не правильно выключаете компьютер, т.е. как говорится «по горячему» (удерживая кнопку питания и другие варианты) Вы подвергаете свой компьютер или ОС выйти из строя, или в лучшем случае потерять некоторые свои данные, которые хранятся на компьютере. Так как при таком выключении компьютера ОС не завершила все процессы и соответственно те программы (в том числе и системные) которые небыли закрыты и соответственно те файлы, которые использовали эти программы, могут повредиться. Например, в этой статье «Причины не включения компьютера » есть пункт, когда такое произошло и что Вы увидите, в этом случае.

Также хотелось бы привести пример из жизни, так как я работаю it-ком в организации, мне часто звонят и жалуются, что у них что-то не работает, кстати, о частых проблемах с компьютерами в организациях можете почитать в статье – «Частые проблемы с компьютерами в организации », и один раз мне позвонили и начали жаловаться, что у них плохо работает принтер, а иногда вообще не работает, так как это был удаленный офис, я поехал посмотреть, что у них там и как оказалось они, когда меняли картридж, вытащили его с какие-то там запчастями, имеется в виду, крепления картриджа в самом принтере, и, конечно же, он перестанет печатать, а если не перестанет то будет не понятно как печатать, и вот представьте какое отношение было человека к данной технике чтобы с такой силой выдергивать картридж с потрохами принтера, я у нее спросил, зачем так сильно, а она в ответ, «да мы всегда так, и компьютер когда начинает виснуть, пинаем его чтобы заработал ». Наверное, все понятно, что я имел в виду под этим пунктом.

Не кликайте по сто раз.

Данный совет относится к не терпеливым пользователям, которые, кликнув по ярлыку программы, ждут, что в тоже мгновение она откроется или откроется нужный им файл. Иногда бывает необходимо подождать всего пару секунд, для того чтобы программа запустилась или открылся файл, а Вы щелкаете еще много раз, и тем самым компьютер зависает или в лучшем случае у Вас запустится несколько экземпляров программы или откроется несколько раз один и тот же файл. Такое бывает, например, во время включения компьютера, т.е. ОС не загрузила все необходимые для работы системные службы и так далее, а Вы уже пытаетесь открыть что-то еще, нужно просто подождать пару минут, для того чтобы ОС загрузилась полностью. Или просто бывает, что программы использует в своей работе много файлов и их соответственно нужно проверить, открыть, загрузить, на что соответственно нужно небольшое время. Поэтому советую не кликать по сто раз на один и тот же ярлык, если программа не открылась сразу, подождите ну хотя бы секунд 15-20.

Не делайте того, чего не знаете.

Следите за компьютером.

Даже если Вы будете выполнять все, что я здесь рассказываю, этого будет недостаточно, так как необходимо постоянно следить за компьютером и ОС. Например, хотя бы раз в полгода открывать крышку системного блока и выдувать из него пыль, удалять не нужные программы, которыми Вы пользовались всего единожды, а сейчас Вы их не используете, также периодически удаляйте файлы, которые Вам не нужны, делайте периодически дефрагментацию жесткого диска и еще раз хотелось бы отметить относитесь к компьютеру как к своему другу!

Все эти действия помогут Вам сохранить работу компьютера в нормальном состоянии, и если Вы будете следовать всем этим советам то, помимо нормально работающего компьютера, Вы значительно уменьшаете риск появления всем известного «Синего экрана смерти », с которым, как мне кажется, никто не хочет сталкиваться.

В последнее время компьютеры наполнили нашу жизнь. Теперь они есть почти в каждой семье. Мы привыкли к ним и мы не мыслим своего отдыха без этой чудо-машины.
С помощью компьютеров, Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Она стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Сейчас люди не могут прожить и дня без проверки почты и посещение их любимых веб-сайтах. Интернет-это не только помощник в повседневной работе, оно также другой мир, в котором есть почтовые ящики, библиотек, фото-галереи, игры, магазины. С помощью Интернета люди могут путешествовать по разным городам, посещение туристических местах, общаться с людьми.
В последнее время многие люди задают вопрос: " Является Интернет-вредно или полезно? ". Я думаю, что на этот вопрос нет определенного ответа. В самом деле, с одной стороны, Интернет-это очень хорошая и полезная вещь. И с другой стороны, она имеет много негативных функций: зависимость, трата времени, денег, здоровья.
Конечно, Интернет не может быть отличным помощником в поиске необходимой информации. Но если мы тратим много времени на Интернет у нас будут проблемы. Мы теряем связь с реальным миром, попадают в полную зависимость от компьютера. Я думаю, что важно научиться различать грань между реальной жизнью и жизнью в Интернете. Для этого необходимо, чтобы понять, что действительно важно для вас в Интернете, а что нет. И тогда Интернет не будет страшного врага, но и незаменимым помощником. Lately computers have filled our life. Now they are almost in each family. We have got used to them and we do not imagine our leisure without this miracle-machine.
With the help of computers the Internet has entered into our life. It became an integral part of a life of each person. Now people cannot live a day without checking of mail and visiting their favourite sites. The Internet is not only the assistant in daily work, it is also the other world in which there are mail boxes, libraries, photo galleries, games, shops. By means of the Internet people can travel to different cities, visit tourist places, communicate with people.
Recently many people ask a question: " Is the Internet harmful or useful? ". I think, that on this question there is no certain answer. In fact on the one hand the Internet is a very good and useful thing. And on the other hand it has many negative functions: dependence, the waste of time, money, health.
Certainly, the Internet can be the excellent assistant in information search. But if we spend a lot of time on the Internet we`ll have some problems. We lose a touch with the real world, get in a full dependence on a computer. I think, that it is important to learn to distinguish a side between a real life and a life on the Internet. For that it is necessary to understand, what is really important on the Internet and what is not . And then the Internet will be not the terrible enemy, but the indispensable assistant.

Компьютерное пиратство можно смело назвать чумой XXI века. Это бич нашего времени, иногда даже создается такое ощущение, что все человечество поделилось на две половины: это пираты и те, кто пользуется их услугами. Интернет является своеобразным помощником пиратов. Каждый второй скачивает фильмы, музыку, программы и даже не осознает того, что в какой-то мере нарушает «Закон об авторских и смежных правах». Ведь, если бы не было спроса, то и предложение искоренилось само собой.

Поэтому нельзя однозначно утверждать, что в том, что такое неприятное явление до сих пор существует в нашем обществе, целиком виноваты только сами пираты. Они лишь дают то, что люди хотят получить - «такой же продукт», но намного дешевле». Действительно, разница между ценой лицензионного диска и пиратской копией огромна, но деньги - лишь одна из причин. Ведь существует еще и морально-этическая сторона этого вопроса. Представьте себе, что вы программист, который потратил массу времени и сил на создание качественной, уникальной и полезной программы, а кто-то за 10 минут скачает ее и будет распространять в своих меркантильных целях. Воровство в чистом виде, да и только!

Насчет дешевизны - это тоже спорный вопрос. Вспомнить хотя бы статью «Как жадность двух фраеров погубила», опубликованной в «Молодежном клубе». А таких примеров множество, просто не о всех случаях мы знаем. Наших пиратов не пугает даже уголовная, административная или гражданственная ответственность.

Печально то, что этим начинают заниматься совсем молодые люди, у которых полно энергии, сил и амбиций. И, вместо того, чтобы их реализовывать и пытаться занять достойное место на социальной лестнице, они начинают искать наиболее легкие пути получения денег. Но «без труда не выловишь и рыбку из пруда», - гласит народная мудрость. Ведь рано или поздно пират попадается или, увидев неудачный пример какого-нибудь своего «коллеги», прекращает столь прибыльный промысел.

Эта проблема должна решаться не одним человеком, и даже не страной, а всем миром. Ужесточение «Закона об авторских и смежных правах», регулярные проверки сомнительных компьютерных фирм, запрет для СМИ на размещение объявлений об оказании пиратских услуг и лекции в школах и университетах о вреде компьютерного пиратства - вот лишь часть методов борьбы с этим видом правонарушения.

Неужели сэкономленные деньги дороже удовольствия от просмотра фильма без теней, прослушивания песни без звука аплодисментов в зале, а также, что может сравниться с пользой и выгодой от полноценной работы материально-технической базы вашей фирмы или офиса?! Подумайте, выбор только за вами!

Дандыбаева Анара

А. Е. Серёжкина

ОТНОШЕНИЕ К КОМПЬЮТЕРУ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые слова: компьютерная тревожность, компьютерная и Интернет зависимость, отношение к компьютеру, образование.

Дан обзор работ, посвященных отношению преподавателей и студентов к компьютерам и информационным технологиям. Проанализированы некоторые аспекты отношения обучающихся и преподавателей к информационным технологиям и их использованию в учебной и профессиональной деятельности. Даны рекомендации для преподавателей

Keywords: computer anxiety, computer and Internet addiction, attitude towards computer, education.

The review of the works devoted to professor"s and student"s psychological attitude towards computers and information technologies is given. Some aspects of the student’s and teacher"s attitude towards information technologies and their use in educational and professional activity are analysed. Some recommendations for professors are made.

Введение

Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного образования, как мел и доска в докомпьютерную эпоху, а владение информационными технологиями столь же необходимым как умение читать, писать и считать. Это относится и к обучающимся и к их преподавателям. Интеграция компьютеров в образование имеет относительно короткую историю. Массовое внедрение компьютеров в эту сферу жизнееятельности общества в нашей стране началось с 1985 года, как и в большинстве развивающихся стран (для сравнения: в Нигерии этот процесс был инициирован правительством в 1987 г.). Отсюда же можно вести и отсчет публикациям, посвященным различным аспектам взаимодействия человека с компьютером в процессе обучения, одним из которых является отношение к компьютеру, информационным технологиям и информационно-технологической деятельности.

В статье представлен обзор работ, посвященных отношению обучающихся и преподавателей к компьютерам и информационным технологиям, проанализированы различные аспекты отношения студентов и преподавателей к информационным технологиям и их использованию в учебной и профессиональной деятельности. Даны некоторые рекомендации преподавателям, учитывающие особенности этих отношений.

Компьютерная тревожность

Исследованиям отношения к различным аспектам образовательной деятельности с использованием компьютеров посвящено немало работ. Начальный этап внедрения компьютеров в образование сопровождался большим числом публикаций зарубежных ученых, посвященных изучению компьютерной тревожности (computer anxiety) и компьютерофобии (computerphobia), как наиболее ярко выраженной формы, переходящей в расстройство.

Многие ученые включают компьютерную тревожность в структуру отношения к компьютеру. Так, исследуя отношение к компьютеру техасских учителей, R. Christensen (1998) включает в структуру отношения 7 факторов: энтузиазм/удовольствие

(enthusiasm/enjoyment), тревожность (anxiety), избегание/уклонение (avoidance), электронная почта для аудиторного изучения (Email for Classroom Learning), негативное влияние общества (Neg. impact of society), увеличение эффективности (Productivity Improvement), cемантическое восприятие компьютеров (Semantic Perception of Computers).

Ряд исследователей отмечает, что компьютерная тревожность имеет трехкомпонентную структуру и включает поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты. В одной из наиболее ранних работ перечислены симптомы компьютерофобии. По мнению ее автора Timothy B. Jay (1981), компьютерофобия проявляется в основном в виде негативного отношения к технологии. Негативное отношение принимает форму: а) сопротивления к упоминанию о новых технологиях и даже мыслям о них; б) страха или тревоги, которые могут иметь даже физиологические последствия; в) враждебных или агрессивных мыслей и действий, являющихся расстройствами или лежащими в основе расстройств. Это сопротивление, страх, тревожность и враждебность может наблюдаться как:

Страх физического прикосновения к компьютеру;

Страх, что можно сломать или испортить компьютер или то, что у него внутри;

Отказ участвовать в чтении или беседе о компьютере как неприятие реального существования компьютера;

Ощущение угрозы, особенно студентами и другими, которые действительно что-то знают о компьютерах;

Выражение негативного отношения к компьютерам и технологиям, например, высказывания, что машина может вас заменить; что это негуманная технология; что вы станете придатком к машине, и чувство агрессии к компьютеру (желание согнуть, помять, разорвать перфокарту), которое показывает лежащие в его основе ощущения ненадежности и отсутствие контроля за ситуацией.

Возможны и другие проявления компьютерной тревожности и компьютерной фобии, проявления их очень индивидуальны.

В работе О. В. Дорониной (1993) сделана попытка дать ответ на вопрос, почему ситуация взаимодействия с компьютером одними людьми воспринимается как эмоционально негативная, стрессогенная, а другими нет. Сделан вывод, что индивидуальные различия в поведении объясняются посредством различий в индивидуальных способах воспринимать, оценивать, интерпретировать и наделять значением как всю ситуацию, так и ее отдельные элементы и их взаимосвязи. Можно выделить несколько типов компьютерной тревожности, которые характерны для разных пользователей в той или иной степени (боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь техники, математики; боязнь за свое здоровье; боязнь нового, незнакомого; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к компьютеру; ощущение дефицита времени). Чаще всего преобладает один вид тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние. Автором проанализированы причины возникновения компьютерной тревожности и в соответствии с ними названы различные ее виды, даны рекомендации по профилактике и преодолению.

Изучение компьютерной тревожности продолжается и в настоящее время. Однако в связи с тем, что поколение, рожденное в 80-х, росло вместе с расширением областей влияния информационных технологий и не мыслит мира без компьютеров, а информационные технологии стали более «дружелюбными», в настоящее время это направление исследований для высшей школы, по-видимому, потеряло свою прежнюю актуальность. Исследуя эмоциональное состояние студентов в процессе изучения компьютера в течение восьми месяцев, Robin Kay (2008) утверждает, что наиболее выраженным было состояние счастья. Другие эмоции (страх, гнев, беспокойство) проявлялись редко, причем беспокойство и уровни гнева значительно уменьшались по мере увеличения компьютерного знания.

Направление исследований компьютерной тревожности подпитывается за счет изучения тревожности людей старшего поколения в связи с вынужденной необходимостью приобщаться к цифровой цивилизации (получать пенсию и оплачивать счета через банкомат, записываться на прием к врачу, заказывать билет на поезд, самолет, в театр и т.п.). Не все пожилые люди испытывают страх перед компьютером. Многие очень интересуются возможностями, которые предлагают компьютеры, хотят поспевать за новой технологией и участвовать в современной жизни. Однако, по мнению

M. Sonnenmoser (2010), некоторые привыкают к новым информационным технологиям очень медленно, и сожалеют о времени, когда еще все функционировало без компьютера. «Люди, испытывающие страх перед компьютером, не говорят охотно о своей проблеме, так как их, как правило, не принимают всерьез или улыбаются» , поэтому это является серьезной проблемой для ученых и врачей-клиницистов . А поскольку средний возраст преподавателей высшей школы в нашей стране приближается к пенсионному, а средний возраст про-

фессоров уже достиг пенсионного, проблему компьютерной тревожности должны учитывать и преподаватели системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации преподавателей вузов. Необходима серьезная психологическая поддержка этой возрастной категории обучающихся.

В работе (Aziz Shamsa, 2004) понятия компьютерной тревожности и отношения к компьютеру разведены. Компьютерной тревожностью автор называет страх перед компьютером, тенденцию опасения текущего или будущего использования компьютеров. Отношение студентов к компьютеру определяется им как чувства студентов, убеждения и восприятие общего использования компьютеров, компьютерного обучения, программирования и технических понятий, социальных вопросов, относящихся к использованию компьютеров и их истории. Исследована взаимосвязь между знанием студента в информационно-коммуникационной области, компьютерной тревожностью и отношением к компьютерам. Обнаружено, что существует положительная корреляция между знанием и отношением и отрицательная корреляция между отношением и компьютерной тревожностью.

Исследования компьютерной тревожности актуальны в развивающихся странах. В работе Alaba Agbatogun (2010) отмечает значительные уровни компьютерной тревожности нигерийских учителей при рассмотрении интеграции компьютерной технологии в обучение и изучение. M. Shah1, R. Hassan и R. Embi (2011) приводят результаты изучения компьютерной тревожности сотрудников банков Малайзии, выделяя три уровня (отсутствие, низкий, умеренный/высокий). Уровни компьютерной тревожности банковских служащих разного пола, возраста, расы и образования значимо различаются. Так, например, женщины испытывают тревожность на более высоком уровне, чем мужчины, у молодых респондентов он выше, чем у сотрудников среднего возраста . Последний вывод противоположен результатам других исследователей, полученных для лиц, занятых в другой сфере деятельности.

Полагая, что тревожность всегда существовала из-за врожденного свойства человека испытывать подозрение к новшествам, многие считают, что полное устранение киберфобии невозможно, но возможна идентификация уровней, и стратегии их значительного уменьшения. По Michelle Weil и Larry Rosen (1990) в соответствии с уровнями тревожности людей можно поделить на три типа:

Дискомфортный пользователь: достаточно свободно обращается с компьютером, испытывая беспокойство и тревогу лишь при работе с новыми программами или при приобретении новых навыков. Как правило, самостоятельно справляется со своими проблемами;

Когнитивный технофоб: внешне спокоен, однако испытывает дискомфорт от неуверенности в своих силах, выражающийся в сильных переживаниях по поводу собственной несостоятельности. В

процессе обучения нуждается в психологической поддержке;

Беспокоящийся технофоб: в процессе работы за компьютером признаки тревожности проявляются на психофизиологическом уровне: потоотделение, сердцебиение, головокружение, повышение кровяного давления. Обучающиеся такого типа требуют особого отношения, возможно, и психологической коррекции.

Существует ряд моделей компьютерной тревожности. По мнению S. Chua, D. Chen, и

A. Wong (1999), этот феномен можно классифицировать «как сложный психологический конструкт, который не может быть полно описан с одной точки зрения». Они обобщили определение компьютерной тревожности как «своего рода состояние тревоги, которое может быть изменено и измерено путем многократных измерений» .

Для измерения компьютерной тревожности за рубежом используются различные шкалы . Ряд измерительных инструментов представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Шкалы измерения компьютерной тревожности

Инструмент Число пунктов Подшкала Типичный пункт

ATC (Attitudes Towards Computers, Raub, 1981) 25 ATC-CA Я опасаюсь использовать компьютер

CAS (Computer Attitude Scale, Loid and Gressard, 1984 29 CAS-CA Компьютеры заставляют меня ощущать дискомфорт

CAIN (Computer Anxiety Index, Maurer, 1983 26 CAIN- CA Иногда я нервничаю от одной мысли о компьютере

BELCAT (Blomberg-Lowry Computer Ayyitude Task, Ericson, 1987) 36 BELCAT- CA Компьютеры совершенно меня не пугают

CARS (Computer Anxiety Rating Scale, Heinssen, Glass & Knight, 1987) 19 Я ощущаю себя неспособным расшифровать компьютерную распечатку

Перечисленные в таблице 1 инструменты не адаптированы к русскоязычной выборке и не могут быть использованы для измерения тревожности в наших университетах, однако в качественном переводе на русский язык они вполне могут быть использованы как опросники при пилотажных исследованиях.

Компьютерная зависимость

Ряд исследователей подразделяет пользователей в зависимости от их отношения к компьютеру и информационным технологиям на три типа. Diana Saparniene, Gediminas Merkys и Gintaras Saparnis (выделили среди студентов группы «функционалистов» (functionalists), «боящихся компьюте-

ра/компьютерофобов» (computerphobes) и «фанатов и энтузиастов» (fans and enthusiasts).

К группе функционалистов были отнесены студенты, занимающие по отношению к компьютеру нейтральную позицию. Никто из них не считает компьютер объектом определенной привязанности и восхищения и не демонстрирует какой-либо страх перед его использованием. Для функционалистов компьютер - просто инструмент для выполнения определенных функций.

В группу компьютерофобов входят студенты, рассматривающие компьютер как источник усталости, напряжения, неудовлетворенности. Они демонстрируют абсолютное безразличие к компьютеру и испытывают своего рода дискомфорт в компании любителей компьютеров. Представители этой группы не расценивают компьютер как существенный фактор для своего совершенствованию и образования. Они ощущают эмоционально-

мотивационную неудовлетворенность компьютером.

Компьютерные фанаты и энтузиасты рассматривают компьютер как хобби, объект восхищения. Они выражают свои эмоции следующими заявлениями: «Жить без компьютера как без воздуха», «Если меня лишат компьютера, жизнь станет нудной». Респонденты этой группы считают, что компьютер является средством совершенствования и образования. Представители этой группы выказывают полностью позитивные отношения к компьютеру.

Sabine Feierabend и Walter Klingler (2000) также предложили делить пользователей на три группы, назвав их «прагматиками ПК» (PC-Pragmatiker), «уклоняющиеся от ПК» (PC-

Verweigerer) и «фанатами ПК» (PC-Fans).

У прагматиков ПК положительная установка по отношению к компьютерам. Они спокойно и критично относятся к компьютерам.

Уклоняющиеся от ПК дистанцируются от компьютеров. Читать и смотреть телевизионные программы предпочитают без помощи компьютера. С трудом можно представить, что они используют компьютер для обучения или досуга.

Фанаты ПК имеют больше чем положительную установку по отношению к компьютеру. Они предпочитают компьютер средствам массовой информации, книгам и телевидению. Фанаты ПК охотно проводили бы еще больше времени с компьютером, так как для них это самое лучшее времяпровождение.

Крайняя степень компьютерного фанатизма со временем может трансформироваться в компьютерную зависимость. Этот феномен отношения к компьютеру стал объектом исследований в конце 80-х гг. прошлого века. С развитием сетевых техно-

логий появился термин «Интернет-аддикция», то есть зависимость от Интернета.

Общепринятого критерия отделения компьютерно зависимых людей (аддиктов) от прочих пользователей компьютеров не существует. Часто за критерий принимается объем времени, которое человек проводит за компьютером без явной необходимости, причем исследователи называют разное пороговое время (от трех часов в день и более). Как правило, такое бесконтрольное общение с компьютером приводит к изменению психического состояния людей: снижению настроения, активности, ухудшению самочувствия. Нередко это проявляется как дисфория - состояние тоски, мрачного недовольства со злобной раздражительностью, доходящей до взрыва гнева с агрессией. Компьютерно зависимые люди постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире. Их поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Авторы выделяют разные стадии компьютерной зависимости, причем по отношению к разным формам активности. В стадии привыкания человек осознает, что без особой необходимости проводит за компьютером слишком много времени, и самостоятельно может прервать свою работу. Он не садится за компьютер лишь только ему предоставится такая возможность. Подкритическая стадия характеризуется навязчивым желанием сесть за компьютер при всех или почти всех предоставляющихся возможностях. Однако человек может легко отвлечься от компьютера и прервать работу, переключившись на диалог с окружающими. В критичной стадии зависимый не нуждается в человеческом общении, обращение к нему в то время, когда он обращен к компьютеру, вызывает неадекватное поведение, нередко агрессивное. Самостоятельно прервать работу он не может. Фатальная стадия характеризуется разрушением физического и психического здоровья.

Компьютерная зависимость - это зависимость не от компьютера, а от тех видов интерактивной деятельности, которые он предоставляет, в том числе и через Интернет. Это может быть программирование, ролевые игры, общение в социальных сетях и очень многое другое. Возможности ширятся с каждым днем. Перечисляя элементы списка аддитивных агентов в формировании Интернет-зависимости, Д. С. Занин называет дистанционное обучение. Дистанционное обучение и постоянное стремление к совершенствованию отличается целенаправленностью информации; человек стремится повысить свою квалификацию (личностное развитие), участвуя в учебных дистанционных семинарах, собирая информацию по профессиональной деятельности (обучение ради обучения). Трудовая деятельность в Интернет-пространстве, предполагающая ежедневное влияние аддитивных агентов на личность пользователя, также является моделью сублимированного зависимого поведения (2011).

Феномен компьютерной зависимости обязательно должен учитываться преподавателями в процессе обучения. У каждого зависимого своя специфичная ситуация. К каждому должен быть обеспечен свой подход, способствующий выходу из состояния зависимости. Речь, разумеется, не идет о зависимых от компьютера в критичной и фатальной стадии, когда требуется помощь другого специалиста.

В работе педагога может помочь знание личностных особенностей обучающихся, склонных к Интернет-зависимости, исследуя которые Т. С. Спиркина обнаружила, что таким пользователям присущи эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, подчиненность другим, сен-зитивность, робость, напряженность, интроверсия, тревожность (2008). Поскольку компьютерная зависимость есть производная фундаментальных психологических свойств личности, то подверженных ей обучающихся практически невозможно убеждением склонить к «компьютерной независимости». Необходима коррекция эмоционально нестабильных состояний. Задача педагога - дать пережить аддикту разнообразные острые ощущения, не связанные с предметом его зависимости. В каждом конкретном случае необходимо предложить альтернативно-конструктивную зависимость, не связанную стопроцентно с работой на компьютере и вызывающую состояние интереса. Полезна коллективная работа с применением информационных технологий, вовлекающая аддиктов в реальное общение, сопереживание достижения и радости от достижения результата.

Однако в задачу преподавателя входит не только реабилитация компьютерно зависимых обучающихся, но и профилактика компьютерной ад-дикции среди лиц, находящихся в стадии привыкания. В список мер следует отнести первичную профилактику, заключающуюся в объяснении и предупреждении возможного негативного воздействия долгого общения с компьютером, неукоснительное соблюдение гигиены труда. Обязательны перерывы в работе, переключение с одного вида деятельности на другой. Необходимо знакомить обучающихся с основными приемами самовоспитания и коррекции своих психических состояний.

Отношение к компьютеру как многокомпонентная структура

Анализ литературы показал, что не существует общепринятого определения понятия «отношение», однако многие авторы соглашаются с тем, что это сложное явление, которое не может наблюдаться непосредственно, но может быть выведено из откровенного поведения как вербального, так и невербального. Отношения определяют как психологические конструкции, которые включают эмоции, познание, верования и другие элементы. Однако на практике наиболее часто связывается с социальными стимулами и с ответами, имеющими эмоциональную окраску.

Некоторые исследователи добавляют к эмоциональным элементам отдельные элементы друго-

го плана и пытаются установить взаимосвязь. Так, в работе исследовалась взаимосвязь между четырьмя элементами эмоциональной составляющей (тревожность, гнев, радость, страх) и девятью наиболее важными навыками работы с компьютером.

В отечественной науке теоретические основы анализа отношений человека были заложены

В. М. Бехтеревым (1904) и А. Ф. Лазурским (1912), впоследствии В. Н. Мясищевым (1960) разработана психологическая концепция отношений личности. Согласно В. Н. Мясищеву, отличительной чертой психологического отношения является его сознательность: «Отношения человека - это потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте».

В соответствии с теоретическими представлениями о психологических отношениях, их природе, структуре и функциях (В. Н. Мясищевым, Б. Ф. Ломов) можно выделить когнитивную, эмоциональную, и конативную стороны психологических отношений участников образовательного процесса к компьютерам.

Когнитивная (рациональная) сторона психологического отношения отражает осознание и рациональную оценку своей деятельности в новой информационной среде. Эмоциональная (оценочная) сторона психологического отношения являет собой совокупность субъективных, эмоционально окрашенных мнений и оценок об объектах и условиях осуществления этой деятельности. Конативную (поведенческую) сторону отношений представляют осознаваемые мотивы и цели деятельности, опосредствованной компьютером и информационными технологиями, а также готовность к осуществлению всех ее видов.

Исследование отношений участников образовательного процесса к компьютеру с этих позиций проводилось Т. М. Краснянской (1996),

А. Б. Трофимовым (2002), А. Е. Серёжкиной и М. Е. Дмитриевым (2006), М. Н. Гараниной, М. Е. Дмитриевым и А. Е. Серёжкиной и (2010).

В работе отношение к компьютерноопосредствованной деятельности рассмотрено как элемент психологической готовности к ее осуществлению. Обсуждается организация и основные результаты формирования готовности к продуктивному использованию компьютера.

В работе исследовались отношения к информационно-педагогическим технологиям слушателей вузов МВД России. Выяснялось предпочтение обучающихся (выбор технологии обучения для различных видов занятий), а также факторы, способствующие положительному отношению к технологии, опосредствованной компьютерами, среди которых максимальное число слушателей назвали высокую мотивацию познавательной деятельности и оперативный контроль знаний. Исследование показало эффективность использования новых информационных технологий на всех стадиях педагогического процесса.

Нами рассмотрены возможности самоанализа отношения к компьютеру и информационным тех-

нологиям в системе дополнительного профессионального образования. Показано, что такой подход стимулирует формирование готовности к осознанному применению информационных технологий в педагогической деятельности .

В работе представлены результаты исследования ценностно-мотивационных отношений преподавателей высшей школы к информационнотехнологической деятельности, полученные в процессе повышения квалификации. Авторы утверждают, что в процессе обучения новым информационным технологиям совершенно необходимо показывать слушателям перспективу, универсальность изучаемых ими технологий, возможности их использования в своей научно-исследовательской и педагогической деятельности. Полученные результаты свидетельствуют, что в процессе такого обучения происходит перестройка иерархии доминирующих мотивов изучения информационных технологий. В число лидеров выходят мотивы самореализации и саморазвития.

Заключение

Положительное отношение к компьютеру и информационным технологиям, во многом определяет эффективность опосредствованной компьютером деятельности. Общепринятого определения понятия отношения не существует, вследствие этого исследователи изучают лишь отдельные стороны этого сложного явления. Наиболее предпочтительным является подход к изучению отношения человека к компьютеру как результата его взаимодействия с компьютером и информационными технологиями, зависящего от того, насколько опосредствованная компьютером деятельность позволяет проявить и развить его индивидуальность. Этот подход может способствовать формированию положительного отношения к такого вида деятельности и достижению ее эффективности, однако на сегодняшний день остается недостаточно представленным в зарубежных и отечественных научных публикациях.

Литература

1. Christensen, R. Parallel Forms of Measuring Teachers’

Attitudes Toward Computers / R. Christensen // Information Technology & Teacher Education (SITE)’s 9th International Conference, Washington,

DC. 1998 (http://courseweb.unt.edu/gknezek/studies/SITET AC/tsld001.htm).

2. Jay, T. B. Computerphobia: What to do about it?/ T. B. Jay // Educational Technology. - 1981. - January. -P. 47-48.

3. Доронина, О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление / О. В. Доронина //Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 68-78.

4. Kay, R. Exploring the relationship between emotions and the acquisition of computer knowledge / R. Kay // Computers & Education. - 2008. - 50(4), P. 1269-83.

5. Sonnenmoser, M. Ein weit verbreitetes Phanomen / M. Sonnenmoser // Deutsches Arzteblatt. - 2010. - H. 1, S. 32-33.

6. Hornung, S. Einstellung gegenuber Computern und Ak-zeptanz computerisierter Untersuchungen bei stationar be-handelten psychiatrischen Patienten: Diss. ... D. der Medi-

zin / S. Homung . - Frankfurt am Main/ - 2006/ - 147 s. (publikationen.ub.uni-frankfurt.de/).

7. Shamsa, A. A Study of I.C.S Students, Knowledge, Anxiety and Attitude Towards Computers / A. Shamsa // PhD thesis, University of the Punjab, Lahore. 2004 (http://eprints.hec.gov.pk/1580/1/1459.HTM).

8. Agbatogun, A. O. Self-concept, computer anxiety, gender and attitude towards interactive computer technologies: A predictive study among Nigerian teachers / A. O. Agbatogun // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). -2010. - Vol. 6. - Issue 2. - P. 55-68.

9. Shah1, M. M. Experiencing Computer Anxiety / M. M. Shah1, R. Hassan, R. Embi // 2nd International Conference on Business and Economic Research (2nd ICBER 2011), Proceeding. - P. 1631-1645.

10. Weil, M. M. The etiology of computerphobia / M. M. Weil, L. D. Rosen, S. E. Wugalter // Computers in Human Behavior.- 1990. - 6. - P. 361-379.

11. Chua, S. Computer anxiety and its correlates: a meta-analysis/ S. Chua, D. Chen, A. Wong, // Computers in Human Behavior. - 1999. - 15(5), P. 609-623.

12. Gardner, D. G., The Measurement of computer attitudes: An empirical comparison of available scales/ D. G. Gardner, R. Discenza, R. L. Dukes // J. Educational Computing Research. - 1993. - 9(4), P. 487-507.

13. Heinssen, Jr. R., Assessing computer anxiety: Development and validation of the Computer Anxiety Rating Scale / R. Heinssen, Jr., C. Glass, L. Knight, // J. Computers in Human Behavior. - 1987. - 3, P. 49-59.

14. Saparniene, D., Students’ Attitudes towards Computer:

Statistical Types and their Relationship with Computer Literacy / D. Saparniene, G. Merkys,

G. Saparnis (http://www.leeds.ac.uk/educol/documents/1435 81.htm).

15. Feierabend, S., Jugend, Information, (Multi-) Media

2000 / S. Feierabend, W. Klingler

(http://www.media-perspektiven.de/uploads/tx_mppublicati ons/11-2000_Klingler.pdf).

16. Занин, Д. С. Профилактика формирования Интернет-зависимости: методический аспект разработки программ / Д. С. Занин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 5. - С. 48-55.

17. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.

18. Краснянская, Т. М. Отношение к компьютерноопосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению / Т. М. Краснянская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 1996. - Вып. 8. - С. 97-101.

19. Трофимов, А. Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям / А. Б. Трофимов // Социологические исследования. -2002. - Вып. 12. - С. 128-131.

20. Серёжкина, А. Е. Самоанализ отношения к информационным технологиям как фактор формирования готовности к их использованию в педагогической деятельности / А. Е. Серёжкина, М. Е. Дмитриев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 6. - С. 259-265.

21. Гаранина, М. Н. Ценностно-мотивационные отноше-

ния преподавателей высшей школы к информационнотехнологической деятельности / М. Н Гаранина,

М. Е. Дмитриев, А. Е. Серёжкина // Вестник Казан. тех-нол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 93-96.

© А. Е. Сережкина - канд. психол. наук, доцент каф. МИД КНИТУ, [email protected].

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то