Лицензия на тахографы. Лицензия фсб для мастерских по установке тахографов

После принятия законопроекта об установке тахографов было открыто множество мастерских, оказывающих разнообразные услуги: от монтажа до калибровки. Однако не все знают, что для активации блока СКЗИ, изготовления и передачи клиенту идентификационных карт сервисному центру или мастерской нужна лицензия на осуществление соответствующих действий.

Это условие является обязательным для всех организаций, предлагающих установить тахографы, продающих карты для приборов контроля. Но есть несколько нюансов, которые следует учесть владельцам подобных заведений.

Когда в получении лицензии нет необходимости?

Если мастерская не производит установку, а осуществляет активацию уже вмонтированного прибора (после его документальной передачи), документ из территориального отделения ФСБ не нужен. Это подтверждает постановление под номером 313, в котором говорится о том, что разрешение на оказание услуг по монтажу бортового самописца необходимо лишь при передаче и ремонте криптосредств, к которым относится тахограф с блоком СКЗИ.

Если вы не продаете карты и сами приборы контроля и заняты только активацией последних, уже установленных в машину, после передачи клиенту, лицензия на монтаж тахографов от ФСБ вам не нужна. Само неактивированное устройство нельзя назвать криптосредством, что подтверждает предположение об отсутствии необходимости в получении разрешения от Федеральной службы безопасности.

Когда нужен специальный документ?

Он может потребоваться, если

    Активация проводится в офисе сервисного центра или мастерской.

    Сотрудник, прошедший обучение, занимается установкой готового к эксплуатации бортового самописца.

    Ваша компания занимается не только монтажом приборов, но и продажей идентификационных карт.

В этом случае вам требуется лицензия, но (и этому следует уделить особое внимание) только на некоторые пункты из перечня оказываемых услуг – на передачу.

Требования к мастерской

    В штате организации должен быть работник с образованием по «Информационной безопасности» или сотрудник, прошедший курсы, продолжительностью не менее 100 часов.

    Компания должна иметь журналы учета СКЗИ, хранящиеся в сейфе, запираемом на ключ. Если сейфа нет, его можно заменить на опечатанный шкаф. Помещение, в котором хранятся журналы, должно охраняться и закрываться в нерабочие часы.

Об этих требованиях не стоит забывать. Без наличия в штате сотрудника, прошедшего специальные курсы подготовки в центре обучения информационной безопасности, и обеспечения надлежащих условий хранения документации, мастерская не сможет получить лицензию на установку тахографов.

Когда разрешение от ФСБ необходимо?

Последний случай: мастерская хочет заниматься не только установкой, но и ремонтом приборов контроля, заменой блока СКЗИ/НКМ.

Если вы хотите оказывать подобные услуги, будьте готовы к тому, что от вас потребуют наличие в штате сотрудника, прошедшего профессиональную переподготовку по ИБ в объеме свыше 500 часов. При этом для этого сотрудника ваша мастерская должна быть официальным и основным местом работы.

С какими трудностями сталкиваются мастерские при получении лицензии ФСБ на установку тахограф​а?

    У соискателя нет права собственности или других оснований на владение специальным оборудованием или иными объектами, необходимыми для проведения монтажа, ремонтных работ.

    Отсутствие квалифицированного персонала в штате.

    Невыполнение требований по обеспечению информационной безопасности.

Напоследок напомним о том, что у мастерской, не имеющей лицензии на оказание заявленных услуг, нет права записи какой-либо информации в блок СКЗИ. Если мастерская продолжает принимать клиентов без разрешения, предоставленного Федеральной службой безопасности, тахографы, которые будут активированы, придется ремонтировать, а сама компания понесет заслуженное наказание – за работу без специального документа предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Не рискуйте: помните о том, что некоторые виды деятельности требуют получения лицензии. Если вы планируете открыть мастерскую, не забудьте обратиться в территориальное отделение ФСБ.

* В расчетах используются средние данные по России

Несколько лет назад в Российской Федерации было принято решение о необходимости оборудовать все транспортные средства тахографами. Данное решение касается автобусов с числом пассажирских мест более 20 и грузовых транспортных средств, разрешённая масса которых превышает 15 тонн.

Это связано с тем, что Российская Федерация присоединилась к международному соглашению ЕСТР. Однако к указанному сроку завершить столь серьёзные модернизации не удалось, но это не отменило необходимость в ближайшие годы снабдить все транспортные средства, подпадающие под указанные категории, тахографами. В настоящее время данная реформа продлена до 2016 года, а это значит, что бизнес по установке тахографов является очень хорошим начинанием, потому что спрос на подобные услуги будет как никогда высок.

Но стоит отметить, что подобное начинание является достаточно сложным с юридической точки зрения, ведь необходимо получить лицензию на свою деятельность. Но с другой стороны эта сфера бизнеса является очень слабо занятой, и даже в больших городах имеется совсем малое количество фирм, которые предлагают установку тахографов. Ограничением для начала такого предпринимательства является необходимость обладать достаточными знаниями для проведения относительно сложных работ по установке, настройке (калибровке) и обслуживанию тахографов. К тому же такой род деятельности предполагает достаточно серьёзный контроль со стороны государства. Поэтому можно говорить о том, что предприниматель, в самом начале бизнеса разобравшийся со многими тонкостями и прошедший не одну сложную процедуру регистрации, впоследствии может заниматься бизнесом, который практически лишён конкурентной борьбы и всегда имеет достаточно большой поток клиентов.

Однако стоит отметить, что всё-таки заниматься таким направлениям целесообразно только в больших городах, потому что клиенты устанавливают тахографы не по собственному желанию, а из-за законодательство, редкий человек захочет установить тахограф в свой автомобиль непосредственно для себя. Поэтому среди обычного населения клиентов не будет, ими станут фактически полностью транспортные компании и владельцы автомашин, которые их сдают или самостоятельно используют для грузоперевозок. Поэтому в маленьких городах будет очень мало клиентов, да и если транспортная компания располагается в небольшом населённом пункте, обслуживание автомобилей обычно проводит если не самостоятельно, то в ближайшем крупном городе.

Для того, чтобы начать заниматься подобной работой, нужно для начала зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Для этого следует обратиться в местный налоговый орган, и предпочтительно зарегистрироваться как юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью. Именно в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, которая позволит переводить в пользу государства не более 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Важно также правильно указать код ОКВЭД, и подобная деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 45.20 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Этот юридический вопрос будет самым простым, потому что после регистрации нужно приступить к получению лицензий.

Лицензирование деятельности по установке и обслуживанию тахографов регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и Постановлением правительства РФ от 16 апреля 2012 года №313 с безумным названием «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». Эти документы обязательны к изучению предпринимателем, который собирается заниматься подобным видом деятельности, но можно сразу отметить, что если не придётся работать с криптографическими системами, которыми в этом случае выступают специальные карты, а просто активировать уже установленные тахографы, то получение лицензии не обязательно. Однако клиенты будут ждать от компании полного перечня услуг, поэтому обойтись одной активацией не получится, если есть расчёт на большое количество клиентов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Основную лицензию на такой вид деятельности выдаёт ФСБ, и она касается получения возможности работать со средствами безопасности. Для того, чтобы была возможность получить эту лицензию, нужно иметь в штате организации сотрудников, которые прошли обучение информационной безопасности, причём это могут быть как сотрудники с высшим профессиональным образованием, так и прошедшие дополнительное обучение, срок которого составил не менее 500 академических часов. Также на предприятии должен быть специальный журнал учёта средств криптографической защиты информации, а само оборудование должно храниться в специальном помещении, обеспеченном охранной сигнализацией с системой управления и контроля доступом.

Лицензия ФСБ является основным разрешением, но всё-таки не единственным, которое необходимо получить для предоставления полного комплекса услуг. После того, как федеральная служба безопасности зарегистрировала предпринимателя, следует обратиться в Министерство транспорта России. Организация после предоставления всех необходимых документов будет внесена в специальный перечень мастерских, которые осуществляют деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов. Уведомление о допуске приписывает организации специальной номер, по которому её можно определить в случае возникновения каких-либо проблем. Предприятию будут выданы калибровочная таблица и сертификат, первая необходимая для работы, второй нужен для предоставления клиентам и проверяющим органам. В дополнение при необходимости сотрудники проходят обучение программа инструктажа установки тахографов и активации блока СКЗИ. Только после получения всех этих разрешений деятельность компании может быть законной.

Бизнес по установке тахографов достаточно удобно совмещать с другим бизнесом по обслуживанию пассажирских и грузовых транспортных средств. Связано это с тем, что установка тахографов также должна проводиться на специально оборудованной территории и для неё также необходимо содержать свой собственный гараж под крупнотоннажные автомашины. В связи с этим начинающему предпринимателю нужно найти достаточно большую площадку, на которой можно разместить целый комплекс по обслуживанию автомобили. Территория должна включать в себя гаражи с подъездными путями, а также административный корпус, где решаются не только организационные вопросы и ведутся переговоры, но и хранится криптографическое оборудование в специальных помещениях и проходит настройка и калибровка устройств.

Для экономии собственных средств лучше всего подыскать помещение с прилегающей территорией на окраине города, ведь придётся арендовать достаточно большую площадку под свои нужды. При этом для клиентов расположение не в центре города можно назвать даже более удобным в связи с меньшей загруженностью транспортных дорог. В зависимости от размеров территории можно оборудовать один или несколько гаражей, но на каждый из них потребуется весьма значительная площадь, ведь он должен вмещать в себя достаточно большой транспорт. Обычно подобная территории занимает не меньше нескольких аров земли, хотя предприятие с одним боксом может быть размещено и на относительно небольшом участке.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Далее следует найти сотрудников для выполнения работ. Как уже было отмечено, необходимо нанять грамотных специалистов по информационной безопасности, и нужно отметить, что на рынке труда их услуги весьма ценятся, и профессионалов данного направления бывает трудно найти. Сам предприниматель может заниматься административной работой, вести переговоры с клиентами и принимать их в своём офисе. Для обслуживания своего предприятия необходимо также нанять программиста, который занимается активацией уже установленных тахографов, потому что она проходит через специальные программы. Помимо специалистов по информационной безопасности непосредственно установкой тахографов занимаются автомастера, которые разбираются в электрической части автомобилей. Все бизнес-процессы, не относящиеся к получению прибыли, следует передать на аутсорсинг, и сюда относится охрана и защита всего предприятия. Для этого следует обратиться в частную охранную организацию, которая сможет обеспечить круглосуточное наблюдение за объектом.

Установка тахографов состоит из нескольких последовательных процедур, к которым относятся непосредственно установка тахографа автомобиль с последующим подключением его ко всем системам, благодаря чему тахограф становится частью автомашины, которая ведёт контроль за всеми параметрами; активация СКЗИ модуля через специальное программное обеспечение; создание копии ключа с записью кода в блок модуля; калибровка изделия и передача полученных данных в ФСБ. Отдельно стоит упомянуть, что на настоящий момент для установки разрешены только цифровые тахографы, в то время как многие машины оснащены аналоговыми устройствами, которые имеют возможность простой установки на машинах, которые не являются новыми, но при этом повсеместно распространены в транспортных компаниях. В связи с этим часто наблюдается несовместимость тахографа с системами автомобиля; многие тахографы не имеют возможности считывать данные c штатных устройств автомашины, например, со спидометров, в связи с чем требуется замена последних.

В каждом конкретном случае рассматривается возможность установки только или иной модели тахографа индивидуально, при этом во время диагностики оценивается объём необходимых работ. Именно это становится той ценой, которую должен заплатить клиент за предоставленную услугу. В настоящее время в России разрешено устанавливать только 8 моделей тахографов вне зависимости от того, сможет ли хотя бы одна подойти на каждую конкретную машину, поэтому владелец автомобиля иногда вынужден значительно изменять устройство автомашины под конкретный тахограф. Список устройств, разрешённых к установке:

    "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13;

    "КАСБИ DT-20M", производство КЗТА;

    "Меркурий ТА-001", производство Инкотекс;

    "DTCO 3283" торговой марки VDO;

    "ТЦА-02НК", производство ЗАО "Измеритель-Авто";

    "Drive 5", производство АТОЛ;

    "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 100.42.00.00.14;

    "EFAS V2 RUS", производство ООО "ИНТЕЛЛИК РУС"

В настоящее время некоторые компании, которые уже занимаются установкой тахографов и имеют все нужные разрешения, предлагают сотрудничество, сходные с работой по франшизе. Это позволяет существенно сэкономить на самом старте, а также избежать долгих процедур получения лицензий. Однако в данном случае придётся в своей деятельности следовать указаниям головной компании. Но в большинстве случаев гораздо выгоднее работать самостоятельно, потому что не придётся производить какие-либо отчисления в стороннюю компанию и подчиняться чужим требованиям. Но и в этом случае нужно уделить достаточное внимание рекламной кампании, даже если в регионе работы не наблюдается высокого уровня конкуренции.

Для этих целей лучше всего создать свой собственный сайт, на котором можно полностью предоставить информацию о компании, о предлагаемых услугах, указать цены, а если компания занимается и какими-либо другими работами, то собственный интернет-портал будет очень важным инструментом продвижения компании на рынке. Стоимость создания и раскрутки сайта может достигать 100 тысяч рублей в зависимости от тематики, содержания сайта и уровня конкуренции в регионе, но по данному направлению оптимизация не должна быть очень дорогой. В дополнение к созданию и поддержанию интернет-ресурса можно проводить рекламу в местных средствах массовой информации. Для этого подойдёт размещение информации на радио и телевидении, хотя в большинстве случаев такая реклама не оправдает вложенных в неё средств.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Многие компании по установке тахографов предлагают своим клиентам не только саму услугу, но и устройства, причём в этом заинтересован сам клиент, потому что у него пропадает необходимость в покупке устройства, его подборе и проверке. Нужно отметить, что сами работы обходятся для клиента значительно дешевле, чем посредственно сам тахограф. Стоимость этих устройств может отличаться в зависимости от производители и модели, а также от наценки, которую выбрала компания по установке; хотя бывают и те компании, которые продают своим клиентам устройства по себестоимости. На самом деле, выбор у клиента невелик, если он собирается установить тахограф для законной работы на транспорте, а не для себя - ведь ему доступно только 8 моделей.

Стоимость цифровых тахографов начинается примерно от тридцати тысяч рублей, но в связи с постоянными изменениями в законодательстве цены на тахографы, рекомендованные Министерством транспорта России могут за очень короткий срок резко вырасти. Обычно компании по установке тахографов заранее закупают несколько устройств, чтобы иметь возможность предложить их своим клиентам сразу. Это связано с тем, что достаточно часто производитель может поставлять изделия только на заказ.

Стоимость самой установки определяется в зависимости от перечня работ, в которые входит непосредственный монтаж тахографа на приборной панели, прокладка электрической проводки и сигнального кабеля до датчика скорости, замена спидометра в случае необходимости, калибровка, опломбирование и множество дополнительных мелких работ, необходимость которых определяется только в каждом конкретном случае. При этом клиент оплачивает стоимость карты, что в конечном итоге приводит к общей стоимости установки тахографа примерно в 45-50 тысяч рублей, но доход организации составляет 10-15 тысяч.

С учётом того, что оборудовать свои машины будет большое количество предпринимателей, можно ожидать достаточно серьёзной прибыли в данном направлении бизнеса. Однако стоит учитывать, что установка тахографа со всеми ремонтными, калибровочными техническими работами, а также последующая регистрация тахографа и передача сведений о нём в Федеральную службу безопасности и Министерство транспорта может занимать до одного месяца, о чём должен помнить предприниматель и о чём он должен сообщать своему клиенту.

Можно сказать, что данное направление бизнеса имеет достаточно серьезные перспективы, потому что до 2016 года в экстренном порядке будет снабжаться тахографами автомобильный парк каждого автотранспортного предприятия. Впоследствии установка тахографов будет также очень востребована, потому что в связи с международными соглашениями правительство России вряд ли отменит обязательную установку данных устройств. Поэтому работа у предприятия по установке тахографов будет всегда.

519 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 71502 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Сумму стартовых инвестиций в открытие бизнеса по оказанию ассенизаторских услуг округлённо можно принять равной 2 миллионам. Срок окупаемости такого проекта нельзя назвать коротким – от...

При открытии АЗС рассчитывать изначально лучше минимум на 15-20 миллионов рублей, за эти деньги можно выкупить землю на окраине города, построить заправку, приобрести франшизу и обустроить станцию так...

Первый случай, при котором разрешение не требуется.

Да, это и в самом деле так. Лицензия нужна совсем не во всех ситуациях. Вот такой случай. Разрешение не требуется в том случае, если мастерская не осуществляет деятельность по реализации карт, предназначенных для тахографов, не активирует аппаратуру непосредственно в своём офисе. При этом она производит активацию уже установленным на ТС приобретателя после того, конечно, как документы уже переданы. Об этом говориться в постановлении от правительства нашей страны, которое вышло в свет в апреле две тысячи двенадцатого года. Оно имеет длинное сложное название «Об утверждении Положения о … распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем…». Не обязательно вдаваться в подробности названия. Ведь главное в том, что несёт в себе данное постановление. Не требуется в определённом случае разрешение по конкретным причинам. Получается, что лицензия в том случае нужна будет, если осуществляется передача или ремонт подобных шифровальных средств. А здесь карты продаже не подвергаются, что, в прочем, означает, что криптосредство не передаётся. Ведь тахограф активируется непосредственно на машине заказчика. На этот момент он уже находится у клиента. Находясь в состоянии не активации, аппаратура криптосредством не является. Выходит, что вид деятельности не является лицензируемым.

Некоторые считают, что карта мастерской является криптосредством. Нельзя упускать момент, который заключается в том, что клиенту не требуется лицензия в итоге действий. Тут не получается лицензия на ключ к банк-клиенту. Сама карта требуется не конкретно для передачи, так как она может использоваться безгранично.

Второй случай, при котором требуется лицензия.

Активировать устройство можно в самом офисе. При этом варианте человек, который прошёл специальное обучение, займётся установкой уже активного оборудования. Происходит продажа карт, которые предназначены для тахографов. Тут требуется лицензия, но не на все пункты. Лицензия нужна, на это следует обратить внимание, на передачу. Потребуется иметь подчинённого в штате с сто плюс часами по безопасности информационной. При чём должны быть в наличии журналы для ведения учёта СКЗИ, помещение, в котором будет содержаться оборудование надлежащим образом и некоторые другие вещи. Без этого, собственно, не обойтись. На слуху остаётся случай с магаданской мастерской. Как говориться, на чужих ошибках учатся.

Третий случай, когда необходима лицензия плюс.

Это разрешение более широкого круга действий. Иногда мастерская желает заниматься плюс к основной деятельности ещё и ремонтом томографов и заменой СКЗИ. В таком варианте, нельзя пренебрегать этим, не обойтись без специально обученного сотрудника. Он должен будет иметь пятьсот плюс часов безопасности, касаемо информации. Мастерская, помимо прочего, должна считаться основным местом работы. Такого работника бывает сложно отыскать. Не каждое учреждение обучает подобных мастеров. Да и его содержание ударит по кошельку.

Можно ознакомиться с прочими статьями федерального закона, которые относятся к данной тематике. «О лицензировании отдельных видов деятельности», к примеру.

Добавить страницу в закладки

Лицензии ФСБ для мастерских на сегодняшний день, для активации СКЗИ тахографа и передачи карт клиенту с СКЗИ» Поскольку работу с клипто-средствами регулирует ФСБ, то соответственно и лицензия должна получать в территориальном отделении, но какая она нужна?

Вариант 1 лицензия не нужна Если мастерская не занимается продажей карт для тахографов с СКЗИ, не занимается активацией устройств в своей офисе, а активирует его уже установленным на ТС клиента после документальной его передачи, то лицензия не нужна. Поскольку как гласит «Постановление правительства РФ от 16 апреля 2012 года №313» с страшным названием «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», а именно по прилагаемому перечню лицензия нужна будет при передачи, ремонте и т.д. шифровальных средств. В нашем случае карты мы не продаем, т.е. не передаем криптосредство, тахограф активируем уже на машине клиента и после передачи клиенту, а поскольку в не активированном состоянии (без записанных сертификатов) он не является криптосредством, то и здесь мы не передаем криптосредство. Поэтому исходя из этого, мое мнение, мы не занимаемся лицензируемым видом деятельности. Многие спросят, а как же карта мастерской, она же криптосредство?! Сразу стоит отметить, конечному потребителю криптоустройства лицензия не нужна, ведь мы не получаем лицензию на ключ к банк-клиенту, а карта мастерской нужна именно нам и не для передачи, ее мы можем эксплуатировать без ограничений.

Вариант 2 лицензия нужна Если мастерская делает активацию в офисе, а уполномоченный сотрудник, прошедший обучение, устанавливает уже активированный тахограф, плюс Вы занимаетесь продажей карт для тахографов с СКЗИ, вам нужна лицензия, но исключительно на некоторые пункты перечня, а именно на передачу! Для получения такой лицензии нужно будет иметь в штате сотрудника с 100+ часами по «Информационной безопасности», журналы учета СКЗИ, помещение для хранения с сигнализацией и разграничением доступа и т.д. Иначе, ни как. Тем более есть печальный опыт мастерской из Магадана, которой пугают на каждом углу.

Вариант 3 лицензия нужна плюс Если мастерская по мимо всего прочего хочет заниматься и ремонтом таких тахографов и менять СКЗИ, то ко всему прочему добавляется сотрудник с 500+ часами информационной безопасности, причем он должен иметь в мастерской основное место работы. Учитывая то факт, что очень мало институтов дают такое количество, найти такого сотрудника очень проблематично и очень дорого «его содержать». Ну и на последок, по мимо вышеуказанного документа рекомендую к прочтению и статью 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то