Названия русских народных песен соответствующих жанрам песен. Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают? Термин и краткая история

Музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её - результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров - непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Краткая история народной песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;

Кулаковский Л., Строение куплетной песни, М. - Л., 1939;

его же , Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962;

Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;

Штейниц В., Рабочая песня и народная песня, М., 1964;

Bücher К., Arbeit und Rhythmus, Lpz., 1897, 1924 (русский перевод - Работа и ритм, СПБ, 1899, то же, М., 1923);

Upton G. P., The song, its birth, evolution and functions..., Chi., 1915;

Viora W., Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 1962;

A history of song , ed. by D. Stevens, L., 1960;

Maróthy J., Az európai nepdal születése,Bdpst, 1960 (русский перевод - Рождение европейской народной песни [автореферат], в сборнике: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972);

Sydow A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Göttingen, 1962;

Bowra С.М., Primitive song, N. Y., ;

Suppan W., Volkslied. Seine Sammlung und Erforschung, Stuttg., 1966;

Neef W., Das Chanson. Eine Monographie, Lpz., 1972.

Слайд 2

ТИПОЛОГИЯ

Русские народные песни подразделяют на:

Слайд 3

Русский песенный эпос

русские былины; северная эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и среднерусские былины; исторические песни;

Слайд 4

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Былины

Слайд 5

В.Васнецов «Три богатыря»

В.Васнецов «Три богатыря»

Слайд 6

БАЛЛАДЫ

Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей "Сумчатые баллады" и..... небылицы и скоморошины; песни в сказках.

Слайд 7

Баллада «Cerveri de Girona»

Слайд 8

Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»

  • Слайд 9

    Календарные обрядовые песни

    поздравительные зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

    Слайд 10

    Коляда́ (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш. Štědrý den, польск. Święto Godowe) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

    Слайд 11

    К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

  • Слайд 12

    Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.

  • Слайд 13

    А.П.Васнецов.Скоморохи

  • Слайд 14

    Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали,Дожидали, люли, дожидали.Сыром горушки укладали,Укладали, люли, укладали.Сверхом маслицем поливали.Ах ты масленица, будь катлива,Будь катлива, люли, будь катлива…

    Слайд 15

    К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930

    Слайд 16

    Семейные обрядовые песни

    обряды рождения и пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; колыбельная песня.

    Слайд 17

    Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным. «Повесть временных лет» выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славянских племён, которые условно можно назвать «патриархальными» и «матриархальными».

    Слайд 18

    Ру́сский сва́дебный обря́д является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России«музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

    Слайд 19

    Структура обряда

    Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания Гуляние Свадебный пир

    Слайд 20

    Н.К.Пимонено. Сваты. 1882

  • Слайд 21

    М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777

  • Слайд 22

    А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)

  • Слайд 23

    Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801

  • Слайд 24

    Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные гуляния - песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения. Согласно реконструкциям, у славян существовали праздники, посвящённые и божествам как таковым. В частности, мог существовать Перунов день и день, посвящённый Велесу - Волосу, которые впоследствии были заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых данных об этих языческих праздниках в нашем распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются лишь реконструкциями.

    Слайд 25

    Г. Семиградский«Ночь на Ивана Купала»

  • Слайд 26

    Погребальные обряды и культ предков

    Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.

    Слайд 27

    Три́зна - часть языческого погребального обряда у восточных славян (а именно - у радимичей, вятичей, северян, кривичей[источник не указан 95 дней]), практиковалась до 11 века[источник не указан 95 дней], состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного[источник не указан 95 дней]. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сжиганием покойника[источник не указан 95 дней]. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок»[источник не указан 95 дней].

    Слайд 28

    В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.

  • Слайд 29

    Существует также общая для всех восточных славян обрядовая еда на поминках - это кутья, блины и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года - наСвятках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло - пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.

    Слайд 30

    А. Е.Архипов. «Радоница»

  • Слайд 31

    Причита́ния - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

    Слайд 32

    Колыбельная песня

    Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Слайд 33

    А.Бугро. Колыбельная

    Баю-баюшки, баю,Не ложися на краю,Придет серенький волчок,И ухватит за бочок,И утащит во лесок,Под ракитовый кусток.Там пташки поют Тебе спать не дают.

    Слайд 34

    Традиционные лирические песни. Трудовые песни. Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие.

    Слайд 35

    Удалые песни

    Разбо́йничьи пе́сни - находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых - Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народнойпоэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

    Слайд 36

    каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк) - песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика,жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон» (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

    Слайд 37

    Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания. Песни литературного происхождения. Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с хореографией

    Слайд 38

    Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов:ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны - начало лета, но может быть и осенью.

    Слайд 39

    А.Рябушкин. Хоровод (1902)

  • Слайд 40

    Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Часту́шка

    Слайд 41

    Слайд 42

    Посмотреть все слайды

    Песенный жанр является излюбленным практически у каждого человека. Люди стали напевать еще задолго до появления музыки как таковой. Не зря человеческий голос является самым древним из музыкальных инструментов, который всегда хранится внутри каждого из нас.

    Сначала появилась песня, затем - все остальное.

    Так какие же бывают жанры песен?

    Термин и краткая история

    Песня - самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно - с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

    Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

    В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

    В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

    Характерная черта песен - главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.

    Виды песен

    Из единого музыкального ствола с каждым столетием разрасталось множество веток, тянущихся в совершенно разных направлениях.

    Существуют 2 вида песни:

    • народная, или фольклорная;
    • авторская.

    Главное их отличие друг от друга кроется в самих названиях. Искусство предполагает действие, а действие совершается субъектом или субъектами.

    Определение первое

    Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка - следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

    Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

    Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми "Калинку-малинку".

    Жанры народных песен

    Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

    Календарные подразумевали славянские праздники:

    • зимние - колядки ("Уродилась коляда накануне Рождества"), щедровки ("Добрый вечер, щедрый вечер"), овсени ("Овсей, Овсей шел по дорожке");
    • святочные - подблюдные;
    • масленичные ("Ой, блины, мои блины");
    • весенние - веснянки, пасхальные ("Из-под лесу");
    • летние - купальские.

    Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

    • рождение и пестование;
    • свадьба;
    • похороны (плачи и причитания);
    • колыбель.

    Также существуют такие жанры народных песен:

    • трудовые - объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
    • шуточные - частушки, припевки, сатира;
    • хороводные и плясовые;

    • эпические(повествование) - былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
    • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
    • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) - бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

    Одни из лучших песен жанра фольклора:

    • "Ой, мороз, мороз".
    • "Ой, то не вечер".
    • "Солдатушки".
    • "Пойду ль я, выйду ль я".
    • "Валенки".
    • "Тонкая рябина".
    • "Эй, ухнем".

    Жанры композиторских песен

    Написано неисчисляемое количество музыкальных композиций в различных песенных жанрах. О них мы поговорим ниже.

    Авторская

    Можно выделить несколько особенностей:

    • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
    • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;

    Гимн

    Композиция несет в себе задачу восхвалять кого-либо или что-либо. Во всех странах он считается "главной песней" и занимает один пост из трех государственных символов страны (наряду с гербом и флагом).

    Эстрадная

    Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.

    Основные черты:

    • важную роль играет ритм;
    • главный акцент на вокале;
    • композиция строится по определенной схеме - куплет и повторяющийся после него припев;

    Ответвления песен поп-жанра:

    • европоп;
    • диско;
    • классик;
    • электро;
    • инди;
    • кантри;
    • латина;
    • дрим;
    • барокко;
    • соул;
    • блюз;
    • джэнгл;
    • бабблгам и еще множество других подразделов, разросшихся во все стороны.

    Шансон

    Во Франции термин был введен в обиход как песня в стиле кабаре (заведение для отдыха с небольшими концертными выступлениями).

    Как жанр русской песни включает в себя собирательный образ из:

    • картежных песен;
    • блатных;
    • лирических песен, а также городского романса.

    Рок

    Является вторым видом (наряду с поп) востребованной музыки в настоящее время. Направление зародилось в начале XX века.

    Включает в себя огромнейшее количество поджанров и их разновидностей. Только некоторые из них:

    • альтернатива;
    • гаражный;
    • глэм;
    • гранж;
    • инди;
    • математический;
    • инструментальный;
    • панк;
    • пост;
    • прогрессивный;
    • серф;
    • софт;
    • фолк;
    • хард;
    • поп-рок;
    • рэпкор, а также стоит подчеркнуть метал в качестве разновидности роковой музыки, со всеми вытекающими из него подвидами.

    Джаз

    Направление зародилось благодаря заслугам африканских ритмов и европейской гармонии. Оно включает в себя, помимо вокальных композиций, и чисто инструментальный вид.

    Интересный факт: джазовый инструментальный и песенный жанры являются для восприятия самыми сложными видами музыки, которые требуют от головного мозга анализа гармонического построения. Виртуозы, несомненно, обладают высоким интеллектуальным уровнем, так как импровизация требует еще куда более глубокой работы.

    Другие виды

    Помимо вышеперечисленных, существует еще огромное количество песенных жанров:

    • блюз - афроамериканская светская музыка;
    • фолк - в нем соединяется фольклор с современными направлениями;
    • рэп - речитатив под ритмичный бит.

    Мир полон вокального творчества, и каждый может найти для себя излюбленный жанр.

    Вокальная музыка. Русская народная песня.

    1.Жанры русской народной песни

    Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­ сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

    Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, зак лички сопровождают маленького человека повсюду - дома и в школе, в развлече­ниях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помо­ гают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Пес­ни-плачи, песни-причитания провожают человека в послед­ ний путь...

    Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

    Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­ римые особенности: харак­ терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую,

    хо­ роводную от лирической, протяжной.

    Жанры русских народных песен:

    календарные, лирические, игровые,шуточные,

    хороводные, колыбельные, трудовые,

    обрядовые, протяжные, исторические,

    величальные, солдатские, частушки.

    2. Задание 1

    Послушай русские народные песни.

    Ответь на вопросы:

    1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

    2.Что объединяет эти песни?

    3.В чём особенность каждой песни?

    По желанию спой русскую народную песню.

    3. Песня - душа народа.

    Песня - душа народа. В ней отражаются особенности
    на­ родного характера, речи, удивительная природная
    музы­ кальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы.
    Песня - хранительница истории, народ­ных традиций и обрядов. Нельзя однозначно сказать, что важнее в че­ ловеке - ум или сердце, а в песне - слова или ме­ лодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует та­ кое выражение - «складывать песню».

    Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

    Как кому на свете

    Дышится, живется -

    Такова и песня

    У него поется...

    Жизнь дает для песни

    Образы и звуки:

    Даст ли она радость,

    Даст ли скорбь и муки,

    Даст ли день роскошный,

    Тьму ли без рассвета -

    То и отразится

    В песне у поэта -

    так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.

    Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

    Мелодия песни «Ах ты, степь широкая...» нетороп лива и величава.

    Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

    Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи - излюбленная тема народного песен ного искусства, выражающая через образ природы ха рактер и силу русского народа.
    В народной песне, как ни в какой другой, неразрывно слиты слова и мелодия. Неоднократно повторяясь с различными словами, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание.

    4. Задание 2.

    Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

    К.Петров -Водкин "Полдень"



    Обрати внимание на большой панорамный пейзаж в картине К.Петрова -Водкина "Полдень" - это обобщённый образ народной жизни на просторах России. Глаз охватывает бескрайние пространства благодаря сферической, или наклонной, перспективе. Мы видим шарообразность Земли, "планетарность" этого грандиозного пейзажа. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни.

    Александр Блок писал: "Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)". Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

    Б.Кустодиев "Голубой домик".


    Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь...

    Ответь на вопрос:

    1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

    В.Поленов Монастырь над рекой


    Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народ ных песен. Одно из таких стихотворений - «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор - И. Козлов.
    Вечерний звон, вечерний звон!
    Как много дум наводит он
    О юных днях в краю родном,
    Где я любил, где отчий дом,
    И как я, с ним навек простясь,
    Там слушал звон в последний раз.
    «Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок му­зыкантам своим поэтическим образом, своей изна­ чальной музыкальностью. Облик деревянной Руси с ее церквами, колокольным звоном дорог и близок рус­ ской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеж­ дах.
    5. Задание 3
    Всмотрись и вслушайся в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Ро­ дины и звон сельского колокола. Может быть, ты по­ чувствуешь душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.


    Ответь на вопросы:

    1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

    2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

    3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая...» и

    «Ве­ черний звон»? В чём оно проявляется?

    4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

    У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.

    Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб­ви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

    Краше был Краснова золота,

    Дороже был чистого жемчуга...

    Очам был как ясен сокол.

    Лицом он был как белый снег,

    Черны кудри шапкою...

    Поскольку любовные излияния и сетования на несчаст­ную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик люби­мого противопоставлен внутреннему состоянию героини, пе­реживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:

    Тогда я с тоски убивалась,

    И со слез моих очи помутились,

    И ретиво сердце по тебе я надорвала.

    И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.

    Герой любовных песен не всегда оказывается красав­цем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувст­вовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли стра­дающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», от­чего:

    Болит моя буйная головушка,

    Истрепались мои кудри.

    Никто молодца не любит,

    Всяк его ненавидит блуднова.

    Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

    Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

    Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

    Загорелась искра к ретивому сердцу близко.

    Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):

    Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,

    Со великие кручины похмелюсь.

    Или я младешенька утоплюсь.

    Семейныепесни построены на неразрешимом (зачас­тую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагич­на: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привя­зывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец за­прещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В се­мейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сно­ха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».

    Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозмож­ные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фолькло­ристике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отход­ники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ям­щики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий чело­век, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, при­казчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, тка­чи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.

    Например, песня под названием «Батрацкая»:

    Один бедный рыбак - странник -

    Жил на крутом берегу. Ах!

    Занимался рыбной ловлей,

    Починял он невода...

    Из комментирующих песни записей собирателей из­вестен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение ис­тинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.

    В песнях представлены разные виды рабочего инстру­ментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитив­ной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотни­чьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артель­ной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному прило­жению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персона­жей, более свойственные другим песенным жанрам и, воз­можно, оттуда и занесенные.

    Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхожде­нию тюркское, со значением «человек вольный, независи­мый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выраже­ние «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впер­вые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопро­изводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалек­тах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столе­тиях под словом «казак» подразумевался представитель во­енного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроже­нец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Москов­скую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальян­ских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение воль­нонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.

    Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» суще­ствовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачислен­ного в регулярную армию по найму или рекрутской повинно­сти, которой подвергались крестьяне, мещане и другие по­датные сословия, обязанные выставлять от общины опреде­ленное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных пла­чах» русского Севера).

    Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:

    Как со вечера кочета поют:

    Со полуночи дружка куют,

    Куют дружка во железушки,

    Везут дружка во солдатушки,

    Во молоденьки некрутинки.

    Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объе­динена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхожде­ния, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и по­павшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоева­телями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужден­ными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступни­ки в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия на­хождения в неволе, объясняются причины попадания за ре­шетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., про­слеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все

    этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:

    По воле летает орел молодой.

    Летамши во поле, добычу искал,

    Найдемши добычу, сам в клетку попал.

    Сидит за решеткой орел молодой,

    Кровавую пищу клюет под окном...

    Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской лите­ратурной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.

    Именно в этих песнях наиболее часто допускается со­единение типично песенного музыкального напева с речита­тивом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разно­видности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, жи­вущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова вы­ходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Срав­нительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).

    Прослеживая на протяжении столетий особенности бы­тования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игро­вые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратно­му делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогаю­щие пережить выпавшие на долю человека жизненные не­взгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).

    Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явле­ний народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточно­славянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .

    Календарные песни

    Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной убороч­ной работы. Например:

    ________________________________________________________

    2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного ле­тоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо ук­репленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.

    За горою жито жала, У!

    Ой, я снопов не вязала. У!

    Снопов не вязала. У!

    Тогда я буду снопы вязать. Уу!

    Ой, да как месячко взойдет. У/

    Постоянная прочная связь песенного творчества древ­них славян с земледельческим трудом и различными сторо­нами народного общественного быта способствовала форми­рованию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо раз­личающихся по своему эмоциональному содержанию и по­этическим образам.

    Одно из самых интересных явлений обрядового кален­дарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изуче­ны; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно от­носят песню, певшуюся в начале гадания и получившую на­звание «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.

    Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуаль­ные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участ­ников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:

    Пожалуй-ка, молодец,

    В наш сад посидети,

    Зелен наградити!

    Вечор у нас девушки

    По саду гуляли,

    Весь сад приломали,

    Зелен притоптали!

    Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основ­ной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинст­во подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.

    Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.

    Вторая часть подблюдных песен разнообразием вари­антов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:

    Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!

    У М. С. Жариковой закрепка другая:

    Ладо мое! Любо мое!

    Чья-то вынется - правда сбудется!

    Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и инте­ресы крестьянства; различные виды крестьянского труда по­казаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреюще­го хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домаш­него обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестья­нина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.

    Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой сторо­ной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях расска­зывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюд­ные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), пред­вещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили со­циально-бытовую жизнь крестьянина.

    Подблюдные песни в первой своей части в подавляю­щем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Ино­сказательность же здесь можно объяснить условиями ритуа­ла: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.

    Иносказательность подблюдных песен объясняет нали­чие в них образов-символов. Так как песни могли предсказы­вать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - не­счастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разно­образен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и пред­ставители животного мира (волк, заяц, воробей) и раститель­ного (клен, береза, грибы).

    Символические предметы, как и образы-символы, так­же в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные пес­ни-гадания родились на основе уже существовавших фольк­лорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обря­довой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и со­став приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

    Свадебные песни составляют один из наиболее мело­дически богатых и национально-самобытных разделов рус­ского народного песенного творчества. Исполнялись свадеб­ные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобраз­ное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы состав­ляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных лю­дей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Ста­ринная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

    " В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».

    Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то