Обучалка таблица умножения. Эта простая хитрость в два счета научит твоих детей умножению! Каникулы не испорчены

Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

Методов изучения таблички сейчас достаточно - нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

Важный подготовительный момент

Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

В чем заключается принцип умножения? Это многократное сложение. Например, чтобы умножить 4 на 3, нужно 3 раза сложить 4 (4+4+4). Освоив это, ребенок будет допускать меньше ошибок в дальнейшем процессе обучения.

Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

Начало

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

  1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
  2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
  3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
  4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.


Ребенок должен прежде всего понять, что умножение - это знакомое ему сложение, только многократное

Целенаправленное запоминание

После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах - в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

Квадраты чисел

Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.


Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

Умножение на 3

Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

Умножение на 4

Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.


Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть - все они заканчиваются на 5 или 0

Умножение на 6, 7, 8 и 9

Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

Чтобы ребенку было проще, используйте карточки, причем не 6, а 12. С таким набором карточек вы сможете практиковаться с переменой мест множителей, а это значительно облегчит запоминание.

Игра с карточками

Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.


Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

Преимущества такого простого процесса:

  1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
  2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
  3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

Другие приемы изучения

Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

Примеры из практики

Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.


Отличная идея - обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

Примеры повышенной сложности

Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

Умножение на пальцах

Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

  • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет - Пятьдесят четыре.
  • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: - Сколько будет семью восемь? - Лось не стал
    в учебник лезть: - Пятьдесят, конечно, шесть!
  • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два.

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 - то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение - это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ - на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 - то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное - 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами . Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный - возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель - упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка , если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Многие дети прилагают огромные усилия, чтобы выучить таблицу умножения. Как родитель, вы обязаны помочь. В конце концов, навыки быстрого умножения помогут им в школе, университете и в жизни. Вам потребуется время и терпение, чтобы помочь ребенку овладеть навыками умножения. И вот как это сделать.

Шаги

Обучение навыку

  1. Выберите время. Сядьте с ребенком, когда вы оба будете готовы “грызть гранит науки”. Если вы заняты своими делами, или ваш ребенок слишком устал или голоден, обучение будет не таким эффективным, как вам бы хотелось. Сядьте на 30 минут и исключите все отвлекающие факторы для вас обоих .

    • Энергия и энтузиазм очень важны для вас обоих. Выключите сотовый телефон, телевизор, сядьте за стол и победите эти цифры.
  2. Начните с таблицы на 0, 1, 2 и 3. Лучше запоминать информацию небольшими порциями, чем пытаться запомнить всю таблицу целиком. Помните: ваш ребенок не считает, он просто запоминает. Предположительно, он уже знает основной принцип умножения.

    • Если ваш ребенок не знаком с умножением, запишите умножение в форме сложения. Например, 4*3 это 4+4+4.
    • Попросите ребенка принести вам учебники по математике и другие материалы, которые у него есть. Вы поймете, что он изучает, и познакомитесь с методом обучения, используемым в его школе.
    • Нарисуйте таблицу или числовую ось, показывающие цифры от 0 до 100. В таблице удобно искать ответы, соответствующие определенным строкам и колонкам. Таблица будет удобнее для начинающих, так как ответы можно найти быстрее.
      • Числовая ось более трудоемкая. Вы можете отметить числа и их множители различными цветами.
  3. Объясните ребенку, каким образом свойство коммутативности (независимость результата операции от перестановки ее элементов) облегчает запоминание таблицы умножения. Покажите ребенку, что каждый ответ повторяется, фактически он должен выучить только половину таблицы. 3*7 то же самое, что 7*3. Когда он выучит таблицу на 0, 1, 2 и 3, он уже будет знать 4 примера таблиц на 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.

    • Как только ребенок освоит умножение на 0-3, перейдите к умножению на 4-7, а затем на 8-10. Если вы хотите пойти дальше, возьмите умножение на 11 и 12. Некоторые учителя берут более сложные примеры в качестве бонуса или чтобы оценить каждого ребенка.
  4. Обсудите шаблоны во всей таблице. Не должно быть механического запоминания. В таблице хорошо видно, на что нужно обратить внимание

    • Все примеры на 10 оканчиваются на 0.
    • Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0 и вполовину меньше, чем примеры на 10 (10*5=50; 5*5=25 или половина от 50).
    • Все примеры на 0 равны 0.
  5. Маленькие хитрости. К счастью, математика полна сокращений. Научите своего ребенка этим хитростям, и он будет благодарен вам.

    • Чтобы запомнить таблицу на 9, используйте пальцы. Вытяните обе ладони перед собой. 9*1, загните левый мизинец. Что вы показываете? 9. 9х2, загните безымянный палец на левой ладони. Что вы показываете? 1 и 8. 18. Загните средний палец – 2 и 7. 27. Это работает до 9х9 (8 и 1. 81)
    • Если ребенок умеет удваивать число, будет проще умножать на 4. Просто удвойте число дважды. Возьмем 6х4. Удвоим число 6, будет 12. Удвоим число 12, будет 24. 6х4=24. Используйте этот прием, чтобы ответы стали автоматическими.
    • Чтобы умножить любое число на 11, просто продублируйте его. 3*11=33. Две тройки. 4*11=44. Две четверки. Ответ в вопросе.
    • Если ваш ребенок гений математики, научите его такой хитрости умножения 11 на двузначное число. Возьмите двузначное число и разделите его на цифры. 11*17 = 1__7. Сложите эти цифры, получившееся число поставьте в середину: 187.

    Запоминание ответов

    1. Сделайте обучение веселым. С этой точки зрения вы можете удивиться, что в этих загогулинах что-то есть. Привнесите элемент игры и соревнования в обучение.

      • Попросите ребенка сделать набор карточек. Написать пример, 4х9, на одной стороне и ответ, 36, на обратной стороне. Выписывание примеров – это еще одна возможность повторения. Используйте таймер, чтобы узнать, сколько карточек ребенок сможет пройти через минуту. Сможет ли он побить этот счет завтра?
        • Вы также можете делать это в пустой таблице. Таблица позволяет отследить слабые места, над которыми еще надо поработать.
      • "Захватить колоду карт" – эта игра похожа на войну, но с умножением. Каждый из вас получает половину колоды и размещает лицом вниз перед собой. Не смотрите на карты! Игроки переворачивают свою первую карту одновременно – первый, кто скажет свой ответ, перемножив числа на двух картах, получает обе карты (цель игры состоит в том, чтобы собрать все карты). Если вы перевернули 7 и 5, ответ будет 35. Для валетов, дам, и королей, можно использовать 11, 12, и 13, использовать их в качестве 0 или совсем убрать их из колоды.
      • Скажите число. Например, 30. Сможет ли ребенок назвать все возможные случаи, когда в результате получается 30? 5*6? 3*10=?
      • Скажите число и попросите сделать следующее умножение. Например, начните с 30 и попросите сделать следующее умножение на 6. Или начните с 18 и попросите сделать следующие два умножения на 9. Вы даже можете начать с 22 и спросить следующее умножение на 4, даже несмотря на то, что 22 не кратно 4. Будьте хитрыми.
      • Попробуйте игру бинго. Ваш ребенок заполняет квадрат шесть на шесть любыми числами. Вы называете пример, "5 * 7." Если у него есть число 35 на карточке, то он зачеркивает его. Продолжайте, пока кто-нибудь не зачеркнет все числа на своей карточке. Что за приз он может выиграть?

    Поощряйте вашего ребенка

    1. Используйте стимулы. Не стоит использовать деньги или материальные ценности в качестве стимула – это может убить тягу к знаниям.

      • Приберегите награды для школьных тестов. Если ребенок сможет решать примеры под давлением, вы достигли успеха.
    2. Хвалите ребенка. Не забывайте делать паузы и отдыхать между серьезными занятиями. Если вы порадуетесь успехам ребенка, он захочет добиться успеха в следующий раз. Выражайте словами, как здорово ребенок занимается.

      • Если он занимается медленнее, чем мог бы, отдохните. Негативные эмоции могут привести к прекращению занятий. Плохое настроение может свести на нет все усилия. Поощряйте ребенка сделать усилие.
    3. Будьте добры и терпеливы. Если это будет необходимо, просто работайте с одной комбинации в течение нескольких дней, пока ребенок полностью не поймет.
    4. Изучение большого объема слишком быстрыми темпами вызовет непонимание и разочарование. Работайте постепенно, чтобы облегчить обучение умножению, но твердо двигайтесь вперед, постоянно и последовательно улучшая навыки умножения.
    5. Обратите внимание, что сложение может быть сделано двумя путями: 2+1=3 и 1+2=3. То же самое с умножением.
    6. Сложное оставляйте на потом: 10 в квадрате очень похожа на 1 в квадрате. 1 в квадрате равно 1, 10 в квадрате равно 100. Легко заметить, что 20 в квадрате составляет 400, 30 в квадрате будет 900, 40 в квадрате 1600, и так далее.
    7. Предупреждения

    • Никогда, никогда не используйте слова "глупый", "паршивый" или любые другие ярлыки. Не используйте их, обращаясь к ребенку, к себе или к материалу.
    • Поймите, что ребенок – не счетная машина. Быстрый ответ достигается только запоминанием. Устный счет полезен на начальном этапе, но он становится ненужным, как только таблица будет твердо усвоена.
    • Не утомляйте ребенка, изучая слишком много строк или шаблонов за один раз – не забывайте улыбаться и делать короткие перерывы между занятиями.

В начальной школе многих детей и родителей мучает один вопрос — как выучить таблицу умножения, чтобы ребенок ее запомнил и понял.

Согласно программам обучения, изучение таблицы умножения практически полностью делегировано семье. В рамках школьных уроков просто нет времени на это.

Программа знакомит детей с таблицей от 2 до 9 буквально за два месяца. Дети не успевают ее запомнить на уроках. И каждый день ребенок приходит из школы с новой задачей: выучить еще один «столбик таблицы»

Но мало не просто выучить таблицу, важно не забыть выученную

К сожалению, маленькие дети склонны быстро забывать учебную информацию. Таблица умножения (Таблица Пифагора) — это самый популярный математический инструмент для вычислений.

Но как показывает практика, что не смотря на то, что ученики знакомятся с таблицей умножения уже во 2 классе и постоянно ее применяют, многие школьники так и не могут ее выучить полностью

И даже если весь вечер просидят за зазубриванием «столбиков», утром на контрольной ребенок снова впадает в «ступор»

В этой статье мы разберем что мешает выучить таблицу умножения и как это исправить.

Первое. Дети не понимают смысл действия умножения

Из-за этого ошибаются в задачах, из-за этого не могут быстро посчитать в уме. С одной стороны, смысл таблицы прост — сложение одинаковых чисел. С другой — для ребенка это очень трудное понятие.

Поэтому вначале нужно обязательно поиграть с ребенком.

Продиктуйте ему примеры:

100+100+100+100+100 =

2+2+2+2+2+2+2+2+2 =

Можно даже с большими числами: 1000+1000+1000+1000

— Да! — Скажет ребенок.

— А писать?

— Нет, писать долго.

А ведь математики — очень ленивые люди. Они всегда все упрощают и сокращают. Поэтому вместо того, чтобы так длинно писать, они сократили пример, и получилось «по 100 взяли 4 раза», «по 2 взяли 9 раз», «по 50 взяли 5 раз».

Но писать тоже длинно, поэтому запись еще упростили, и поставили между числами точку, которую назвали — умножением:

100*4=200, 2*9=18, 50*5=200

Поиграйте с ребенком. Напишите примеры сложением с одной стороны, со знаком умножение с другой стороны. Предложите соединить стрелочкой.

Для большего эффекта можно дополнить примерами, которые нельзя свернуть в умножение(например, 71 + 17 на картинке ниже)

Второе. Дети забывают выученные примеры таблицы умножения.

Согласно исследованиям немецкого ученого Генриха Эббингауза в первый час забывается 60% новой информации.

Чтобы этого не случилось, важно знать, какими бы способами вы не учили, не меньшую ценность представляет то, как вы или ребёнок информацию повторяет.

Генрих посвятил этому жизнь и выявил, что оптимальное повторение выглядит следующим образом:

  • первое повторение - сразу по окончании чтения;
  • второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение - через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.

Обязательно делайте 4 повторения(по интервалам выше) с каждым выученным блоком таблиц. Тогда ребенок запомнит их навсегда

Третье. Зазубривание чисел очень тяжело дается.

Число — понятие абстрактное. И запомнить 7*7=49, ровно как и 9*9=81 для ребенка очень трудно.

Поэтому лучше использовать две техники запоминания:

1. Стихотворения для запоминания сложных примеров таблицы умножения

Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят - хрю - один! -
Так ответил юный свин.

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

2. Мнемотехнику и ассоциации для запоминания сложных примеров

Пример в видео ниже:

Четвертое — При проверке повторяется ВСЯ таблица, а т.к. примеров много, невыученные теряются

Важно не повторять «все подряд», а только те примеры, в которых у ребенка есть трудности. Для этого необходимо «найти» потенциальные ошибки.

Возьмите таблицу умножения, начните спрашивать ребенка. Если он отвечает верно — ничего не отмечайте.

Если ошибается или путается, поставьте напротив примера «точку» или «галочку». Так вы увидите, в скольки примерах ребенок допускает ошибки. Эти примеры и нужно выучить.

Их будет не так много, как может показаться вначале.



Пятое. Дети не понимают смысл переместительного закона

Взрослым-то понятно, что 4*2=2*4. А вот ребенку нужно объяснить, что если поменять местами сомножители, результат не изменится.

Возьмите по 4 карандаша в две руки. Посчитайте, сколько всего карандашей.

А потом возьмите с ребенком по два карандаша в 4 руки. Посчитайте. Отметьте, что общее количество карандашей не изменилось.

Так Вы покажете ребенку что от перестановки множетелей произведение не меняется, а значит полтаблицы можно не учить, просто меняя

Ну и главное — используйте техники эффективного обучения, помогайте детям учиться.

Ведь очень часто одно простое действие может убрать непонимание, слезы, истерики, нежелание ребенка учиться, замотивировать его на учебу и показать ему простые и легкие способы запоминания сложных для ребенка примеров таблицы.

Можно зубрить, а можно просто понять и запомнить
Можно не помогать ребенку, а можно научить его учиться
Можно тратить годы, а можно дать ребенку техники эффективного обучения

Результат одинаков - усилие разное

Именно для этих целей, 26 февраля с 18:00 по мск мы проводим вечерний тренинг «Техники запоминания таблицы умножения за вечер»

На нем Вы узнаете:

  1. Что такое умножение и как его объяснить ребенку(техника фломастеры)
  2. Мотивация ребенка на изучение таблицы(Помогатор Гирлянда)
  3. Выявление слабых мест в текущей таблице умножения(техника Аудит)
  4. Лайфхаки умножения(умножение на 9, умножение на 5)
  5. Сокращение в 2 раза количества примеров(техника Перевертыш)
  6. Таблица умножения считается основной базой для обучения математике в дальнейшем.

    Если ребенок в начальных классах хорошо запомнил несложные примеры, то в старшей школе ему будет проще решать алгебраические задачи.

    Родители нередко сталкиваются с проблемой запоминания таблицы умножения у школьника. Это связано с невнимательностью ребенка, невозможностью сконцентрироваться, а также с плохой памятью.

    Педагоги и психологи уже давно разработали методы быстрого изучения наизусть таблицы.

    Чтобы быстро выучить таблицу Пифагора, так еще называют таблицу умножения, к делу стоит подойти с ответственностью. За 5 минут осуществить это реально, однако нужно применить усилия.

    Чтобы мгновенно запомнить несложные примеры, необходимо правильно разъяснить ребенку принципы сложения и вычитания цифр. Только имея полное понимание, малыш сможет самостоятельно за 5 минут запомнить числа.

    Рассмотрим основные способы быстрого запоминания:

    1. Подготовка. Распечатайте таблицу и покажите ее ребенку. Она может быть представлена двумя видами: в форме таблицы Пифагора и в виде коротких примеров.
    2. Объяснение основы. Принцип умножения можно объяснить вычитанием и сложением одной и той же цифры. Кроме того, если малыш сам определит закономерность – он навсегда запомнит ее.
    3. Маленькие порции. Проще учить таблицу маленькими размерами: сегодня выучите умножение на 6, а завтра переходите к умножению на 7.
    4. Коммутативность. Объясните детям, что от перемены мест множителей результат не изменится. Тогда ребенку станет интереснее, ведь учить придется только половину.
    5. Использование других методик. Обучение может происходить в форме игры, с использованием карточек, пальцев и другими способами, о которых будет сказано ниже.

    Самое главное при изучении – не останавливаться на достигнутом. Проверки можно делать в порядке таблицы, а после получения уверенных ответов переходите к проверке в разброс.

    Игровые методы

    В основе детского обучения находится принцип развития любопытства у ребенка: если малыша заинтересовать, он, сам того не замечая, увлеченно входит в изучение.

    Многие родители хотят заставить кроху вызубрить предмет, но такие методы дети переносят плохо.

    Подборка запоминания умножения в форме игр:

    1. Карточки. Методика давно зарекомендовала себя при изучении любого школьного предмета и математика не исключение.

      Таким способом легко поддается запоминанию деление, умножение. Лицевая часть карточки содержит пример, обратная часть — ответ: выигранные элементы уходят.

    2. Игра по времени. Задающий оглашает пример и включает таймер. Такой ход сильно мотивирует ребенка к правильному ответу.
    3. Изучение в стихах. Легко поддаются запоминанию примеры, если учить их на слух. Взрослому и ребенку необходимо выучить стишки, которые далее помогут с решением.
    4. Использование игрушек. С помощью игрушек зверей, птиц и других предметов, можно наглядно показать систему.
    5. Морской бой. По полям распишите цифры, а условием для атаки корабля станет ответ умножения. Если ребенок сказал правильно – засчитывайте ему атаку.

    Гораздо легче, интереснее происходит обучение, если в него вовлечены все члены семейства.

    Важно! Можно придумать поощрительную систему выигрыша за правильный ответ.

    Также можно приводить примеры из реальной жизни, спрашивая: сколько лап у четырех кошек, сколько колес у пяти машин.

    Таблица умножения на пальцах

    Еще одна эффективная методика, позволяющая в короткий срок изучить систему умножения на односложные цифры – на пальцах. Такой способ заключается в присваивании конкретной цифры каждой фаланге руки.

    Обратите внимание! Для умножения на 8, 7 и 6 этот метод самый оптимальный.

    Чтобы помочь ребенку освоить таблицу, положите его руки ладонями к себе. Каждый палец пронумеруйте числами от 6 до 10. Соединяя две противоположные руки, можно получить ответ на задачу.

    Например, соединяя пронумерованные 7 с 8 пальцем получаем: 5 пальцев снизу – это десятки, а 3х2=6 — это единицы, результат 56.

    Ниже представлена методика умножения на 9:

    Нетрадиционные методы

    Одним из распространенных нетрадиционных способов запоминания таблицы является изучение песни.

    Многие родители отмечают, что данная методика способствовала быстрому изучению: ребенок мог во сне дать ответ на пример.

    Чтобы школьник пришел на урок подготовленным есть и другие методы запоминания:

    1. Презентации. Многие учителя и педагоги начальной школы провели специальные исследовательские работы, где указали такие советы.

      Для начала нужно сократить количество столбиков для запоминания. Изучить умножение на 1 и 10 – легко, а далее стоит рассказать о взаимосвязи и повторениях таблицы.

    2. Онлайн программы. Сегодня разработано много электронных проектов, позволяющих делать тестирование на знание таблицы.
    3. Тренажер. Специальная программа в Интернете, направленная на быстрое изучение.

      Ребенку предоставляется пример и несколько ответов для него. Сбоку указывается количество правильных ответов в процентном соотношении, что дополнительно стимулирует ребенка.

      Если кроха нажимает неверный вариант, проценты снижаются и наоборот. При этом в правильном ответе указывают верный результат.

    Дети хорошо запоминают рифмы, еще лучше они умеют сочинять истории. Задача родителей составить рифму так, чтобы кроха сам запомнил это умножение.

    В дальнейшем необходимо спрашивать малыша этот стих: начинайте произносить стих, а малыш его продолжит – так таблица поддастся изучению легче и быстрее.

    Полезное видео

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то