Операционная система android. Что такое андроид и зачем он нужен

Операционная система Андроид от Google

История развития Android, обновления Android, Android Market

Раздел 1. Характеристики операционной системы Android.

Android - это портативная (сетевая) операционная система для коммуникаторов, планшетных компьютеров, электронных книжек, цифровых проигрывателей, наручных часов, нетбуков и смартбуков, основанная на ядре Linux.

Android - это сравнительно молодая операционная система, используемая на широком спектре мобильных устройств.

Характеристики операционной системы Android

Изначально разрабатывалась компанией Android Inc., которую затем купила Google. Впоследствии Google инициировала создание альянса Open Handset Alliance (OHA), который сейчас и занимается поддержкой и дальнейшим развитием платформы. Android позволяет создавать Java-приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. Android Native Development Kit создаёт приложения, написанные на Си и других языках.

В 75 % смартфонов, проданных в третьем квартале 2012 года, была установлена операционная система Android.

од управлением Android вы можете встретить как коммуникаторы (самый распространенный класс), так и планшетные ПК (планшетники), нетбуки или смартбуки. Также производители не прекращают экспериментировать, встраивая ОС в различную технику. Android-часами или тв-приставкой уже никого не удивишь.

Операционную систему разработала компания Android Inc., которая затем была приобретена Google и переведена в OHA - Open Handset Alliance, объединение, занимающееся разработкой и внедрением открытых мобильных стандартов. Помимо Google, в OHA входят такие гиганты как HTC, Intel, Motorola, Qualcomm, Samsung, LG, T-Mobile и Nvidia.

Видео:

Хотя ОС и базируется на ядре Linux, в ней используются далеко не все возможности этой операционной системы. Причиной тому - использование виртуальной машины Dalvik, в которой и работает все программное обеспечение. Но с релизом Native Development Kit у разработчиков появилась возможность создавать native-приложения на C и других языках программирования.

История обновлений Android

Первая версия Андроид была представлена в далеком сентябре 2008 года и только для коммуникатора T-Mobile G1 (HTC Dream). Он же получил обновление и до версии 1.1, анонсированной полгода спустя.

Стремительное развитие операционной системы началось с версии Cupcake (1.5) и Donut (1.6). Версия 2.0 Eclair стала промежуточной, точно такое же имя носила и версия 2.1. Именно под управлением последней были представлены одни из самых популярных устройств - Nexus One и его «брат» HTC Desire.

Затем вышел релиз Android 2.2 Froyo, подаривший пользователям поддержку веб-технологий HTML5 и Flash 10.1, что позволило получить значительное преимущество перед конкурентами.

Следом компания представила Android 2.3 Gingerbread с обновленным пользовательским интерфейсом, поддержкой стандарта NFC, нескольких камер и дисплеев высокого разрешения.


Но самые глобальные изменения мы видим в Android 3.0 Honeycomb, специальной версии для планшетников. В ней используется совершенно иной пользовательский интерфейс, трехмерные эффекты, удобный браузер и множество других улучшений.

К сожалению, Android 3.0 Honeycomb будет доступен только для планшетников. На коммуникаторах мы сможем увидеть лишь портированные версии или...

На данный момент о версии Android 2.4 известно лишь из слухов. Но, возможно, именно она станет адаптированным для смартфонов и коммуникаторов аналогом планшетной версии.

Видео:

С момента выхода первой версии в сентябре 2008 года произошло несколько обновлений системы. Эти обновления, как правило, касаются исправления обнаруженных ошибок и добавления нового функционала в систему. Каждая версия системы получает собственное кодовое имя на тему десерта. Кодовые имена присваиваются в алфавитном порядке.


К ноябрю 2012 года выпущено 14 версий системы. Последняя версия - 4.2 Jelly Bean («Леденец с жевательной начинкой»).

Существует сообщество энтузиастов, разрабатывающее полностью открытые варианты android-прошивок (такие как CyanogenMod, MIUI, Virtuous Quattro, VillainROM, Open Kang Project, Replicant).

Модифицированные версии Android (называемые также «прошивка», или «кастомная прошивка») создаются для:

удаления из android-устройства сервисов Google (например, таких, как синхронизация данных) - для обеспечения локализации данных пользователя только на android-устройстве - исключения возможности передачи идентификационной информации (IMEI, номера телефона, GPS-координат и т. д.) на серверы Google;

более оперативного и частого (по сравнению с производителями самих аппаратов) предоставления новых версий Android OS. Нередки случаи, когда производитель прекращает поддержку модели, которая показалась им устаревшей или нерентабельной, и пользователям, желающим увидеть новые функции, приходится обращаться именно к работам энтузиастов, хотя у многих системно устаревших телефонов есть возможность обновляться и далее (Nexus One - яркий пример).

Видео:

дополнения android-прошивки новыми настройками и функциями. Такими, как поддержка FLAC Lossless Audio, возможность хранения загруженных приложений на MicroSD-карте (для Android до версии 2.2) и т. д.


Для перепрошивки android-устройства необходим root-доступ (это называется рутинг, англ. rooting), что даёт больший контроль над системой и над приложениями, установленными по умолчанию. Для root-доступа разблокировка загрузчика не нужна (разблокированный bootloader позволяет загружать две и более ОС на устройстве). Модифицированные прошивки позволяют пользователям старых телефонов использовать приложения, доступные только для более новых релизов, повышают стабильность, скорость работы и зачастую избавляют от багов производителей.

Все производители android-устройств изначально аппаратно блокируют root-доступ (и возможность перепрошивки), мотивируя это стремлением обезопасить пользователя от установки вредоносного ПО и защитить аппарат от повреждения. Однако, из-за применения в массовом порядке сложных хакерских приёмов для обхода этой защиты, производители вынуждены были пойти навстречу и создать возможность официальной разблокировки телефонов (Sony Ericsson - сервис Unlocking the boot loader, HTC - сервис Unlocking Your Bootloader). Риск, связанный с возможной поломкой телефона в процессе разблокирования, перекладывается на пользователя, который в случае разблокирования загрузчика соглашается с условиями, указывающими на досрочную потерю гарантии на телефон. А некоторые производители пошли ещё дальше и сделали всё, чтобы продвинутый пользователь мог не только установить другую прошивку, но и самостоятельно создать свою (предоставляется детальная инструкции по замене прошивок, программное обеспечение, документация по архитектуре программной платформы, код оригинальной прошивки и т. д.) и осуществляют поддержку разработки альтернативных прошивок (Sony Ericsson спонсирует CyanogenMod). Кроме того, это (инициатива Sony Ericsson) устраняет необходимость использовать непроверенный хакерский инструментарий для процесса перепрошивки (например, для HTC).

В конфликте интересов двух сторон (производителей самих телефонов вместе с Google и пользователей) прослеживается следующая мотивация:

производители хотят устанавливать на телефоны «рекламные» приложения, которые невозможно удалить без рутинга;

Видео:

Google хочет собрать максимально много информации о пользователе: не только персональные данные вроде адресов электронной почты или историю посещения сайтов, но и информацию о перемещении пользователя (GPS-координаты или, при выключенном GPS-приёмнике, местоположение аппарата по сигналам сотовых вышек) в реальном времени, что привело к судебному разбирательству.

производители не стремятся оперативно обновлять операционную систему и спустя около полугода прекращают поддержку продукта, тем самым вынуждая покупателей переходить на новые модели телефонов.

24 сентября 2009 года Google обратилась к разработчикам CyanogenMod с письмом, требующим удаления из альтернативной прошивки частей системы и приложений с закрытым исходным кодом (такими как «Маркет», GPS навигация, «Карты» и т. д.). В результате из android-версии CyanogenMod были удалены «закрытые» приложения, и в процессе установки CyanogenMod пользователь имеет возможность доустановить пакет программ от Google или доустановить альтернативные варианты «закрытых» программ (альтернативный вариант «Карты» и т. д.), что разрешило спор и предоставило возможность пользователям быть или не быть свободными от Google-приложений.


История развития Android

июль - Компания Google купила Android Inc.

5 сентября - было официально объявлено о создании группы компаний Open Handset Alliance (OHA), целью которой является разработка открытых стандартов для мобильных устройств. В настоящий момент OHA объединяет 34 компании, среди которых крупнейшие сотовые операторы T-Mobile, производители мобильных устройств HTC, Intel, Sprint Nextel, KDDI, NTT DoCoMo, China Mobile, разработчики микросхем Broadcom, Marvell, NVIDIA, Qualcomm, SiRF, Texas Instruments, LG, Motorola, Samsung Electronics, а также мировой гигант ИТ-индустрии и один из главных идейных вдохновителей альянса, компания Google. Одновременно с представлением OHA была анонсирована открытая мобильная платформа Android, основанная на ядре Linux.

12 ноября - была представлена и предложена для скачивания первая версия пакета для разработчиков Android «Early Look» SDK.


23 сентября - компания Google совместно с мобильным оператором T-Mobile и тайваньским производителем HTC анонсировали первое устройство на базе платформы Android 1.0 - смартфон T-Mobile G1 (HTC Dream).

Выпущен первый полноценный пакет разработчика SDK 1.0, Release 1.

12 января - выпущена Android 2.1. В некоторых источниках эта версия называется «Flan», однако это часть релиза «Eclair».

май - выпущена Android 2.2 (FroYo)

декабрь - выпущена Android 2.3 (Gingerbread)

15 августа - Google достигла соглашения с советом директоров Motorola Mobility о покупке телекоммуникационной корпорации за 12,5 млрд долл.

Специально для платформы Android было создано семейство шрифтов Droid и Roboto.

Название каждой версии, начиная с 1.5, ОС Android представляет собой название какого-либо десерта. Первые буквы наименований в порядке версий соответствуют буквам латинского алфавита: 1.5 Cupcake («кекс»), 1.6 Donut («пончик»), 2.0/2.1 Eclair («эклер» или «глазурь»), 2.2 Froyo (сокращение от «замороженный йогурт»), 2.3 Gingerbread («имбирный пряник»), 3.0 Honeycomb («медовые соты»), 4.0 Ice Cream Sandwich («брикет мороженого»), 4.1/4.2 Jelly Bean («леденец с жевательной начинкой»), 5.0 Key Lime Pie («лаймовый пирог»), Lollipop («леденец»), Molasses («меласса») и Nougat («нуга») (курсивом выделены будущие и/или неподтверждённые версии).

Первые две были именами известных роботов: 1.0 Astro («Астро Бой») и 1.1 Bender («Футурама»), но их поменяли на десерты из-за авторских прав.

По данным на февраль 2011 года устройства с ОС Android уверенно лидировали в списке самых популярных смартфонов Великобритании, оставив позади iPhone 4 c iOS. По прогнозам экспертов, это первый шаг ОС Android к глобальному лидерству на рынке мобильных операционных систем.

На официальных сайтах Android до сих пор не указаны минимальные требования к аппаратным средствам для запуска операционной системы (присутствуют только требования к аппаратным средствам для пакета разработки под Android).

На официальном сайте Android слева внизу если навести курсором на робота, то он выполняет разные движения, а при нажатии он машет рукой.

В версии Android 1.6 разработчики добавили Native Development Kit, который позволяет писать собственные низкоуровневые модули для системы на языке C/С++, опираясь на стандартные linux-библиотеки. Хотя, например, стандартная библиотека языка Си на платформе Android, известная как Bionic, как раз не является стандартной и полностью совместимой с libc.

Видео:

Для доступа к Google Play и другим сервисам от Google необходимо использовать проприетарные приложения, которые производитель телефона имеет право устанавливать на телефон только после заключения контракта с Google.

Конкуренты Android выступили с критикой платформы, обвиняя её в чрезмерной фрагментации, создающей препятствия разработчикам. Google опровергла все обвинения, заявив, что никаких подобных проблем нет, но, тем не менее, выпустила средство для преодоления проблем фрагментации.

Подвергается критике решение Google не размещать в широком доступе код Android 3.0 Honeycomb, доступный только для участников Open Handset Alliance или по индивидуальному запросу после подписания соглашения. Googlе мотивирует это неготовностью платформы и мерой предупреждения небрежной её реализации.

Ричард Столлман заявлял, что «всё просто и ясно: за исключением ядра Linux, Android 3 представляет собой несвободный софт» и «несмотря на то что телефоны с Android на сегодняшний день не так плохи, как смартфоны Apple или Windows, нельзя сказать, что они уважают вашу свободу». По словам Google, закрытый код Android 3.0 - временная мера, однако даже после выхода 4-й версии исходники 3.0 не были открыты.

По данным Lookout Security Mobile, только за 2011 год у пользователей Android-смартфонов было украдено около миллиона американских долларов.

21 октября 2008 года альянс OHA опубликовал исходный код платформы Android. В релиз вошёл весь стек Android: и операционная система, и промежуточное ПО (middleware), и основные конечные приложения, написанные на Java. Общий объём исходного кода Android составил 2,1 Гб. «Предпочтительной лицензией» на исходный код Android является Apache License 2.0. После выпуска Android 3.0 Honeycomb президент мобильного подразделения Google Энди Рубин заявил о том, что открытие исходного кода новой версии системы будет отложено по причине того, что система была плохо готова для запуска на коммуникаторах и требует значительных оптимизаций. Это решение вызвало критические оценки аналитиков: например, обозреватель ZDNet Кристофер Доусон назвал такой ход Google разочаровывающим. Но, согласно данным компанией обещаниям, Google открыла осенью 2011 года исходные коды следующей версии системы - Android 4.0 Ice Cream Sandwich.


Устройства c Android

Первым устройством, работающим под управлением Android, стал разработанный компанией HTC смартфон HTC Dream (официально выпущен сотовым оператором T-Mobile под названием T-Mobile G1), презентация которого состоялась 23 сентября 2008 года. Вскоре последовали многочисленные заявления других производителей смартфонов о намерении выпустить устройства на базе Android. С выходом Android третьей версии (Honeycomb), ориентированной на планшеты, всё больше производителей стали объявлять и о выпуске планшетов на этой платформе. Также компания Google в сотрудничестве с разными гигантами мобильной индустрии выпускает собственные устройства в серии «Google Nexus». Именно эти устройства первыми получают обновления до новых версий.

Кроме смартфонов и планшетов операционную систему Android устанавливают и на другие устройства. Так, в конце 2009 года появилась в продаже первая фоторамка, работающая на Android. В июне 2011 года итальянская компания Blue Sky анонсировала выпуск интеллектуальных наручных часов i’mWatch под управлением ОС Android. В августе 2012 года Nikon представила первую в мире фотокамеру, которая также работает на платформе от Google. В уже упомянутой серии «Google Nexus» присутствуют не только смартфоны и планшеты, но и медиаплеер Nexus Q, работающий на Android.


Кроме того, энтузиасты портировали Android на ряд известных устройств, среди которых, например, смартфоны на платформе Windows Mobile HTC Touch Dual и HTC TyTN II, на которых Android был запущен в режиме эмуляции. Также было осуществлено полноценное портирование на такие устройства, как интернет-планшеты, работающие на Maemo - Nokia N810 и Nokia N900 (порт под названием Nitdroid), - и на смартфоны Nokia N9, работающий на платформе MeeGo, и HTC HD2, работающий на операционной системе Windows Mobile, на котором ОС Android можно запускать как с microSD-карты, так и с внутренней NAND-памяти. При этом установленная система имеет полную, ничем особо не ограниченную функциональность. Помимо этого есть удачный опыт установки Android на некоторые устройства Apple - iPhone, iPod Touch и iPad с помощью специальной программы под названием Openiboot, которая предназначена для запуска на данных устройствах разнообразных ОС, в том числе и Android. Появляются предварительные прошивки с ограниченной функциональностью на устройствах на операционной системе Bada. Компания Koolu не только занялась портированием Android на Neo FreeRunner, но и строила свой бизнес на продаже этих смартфонов с предустановленной мобильной платформой от Google. Первый официальный и общедоступный бета-релиз порта Android на Neo FreeRunner от Koolu состоялся в декабре 2008 года. Также Android портирован на архитектуру x86.


Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

android.com – Сайт Android

proandroid.net – Приложения для Android

youhtc.ru – Всё для телефонов НТС


Android – это одна из популярнейших и наиболее перспективных операционных систем для различных мобильных устройств. Система предлагает очень удобный инструментарий и максимальную гибкость настроек, что позволяет каждому пользователю смартфона или планшета на Андроиде настроить его полностью под свои нужды. Разработка данной операционной системы стартовала в далеком 2003-м году, но по-настоящему известной она стала лишь через 2 года – после приобретения компанией Google. Переломный момент в истории Android произошел осенью 2008-го года. Тогда компания Google продемонстрировала T-Mobile G1, ставший первым смартфоном под управлением Андроид. Именно в тот момент многие мировые производители обратили внимание на перспективную операционную систему.

(самая первая версия)

Основные возможности операционной системы Android

Рассматриваемая ОС всегда позиционировалась своими разработчиками как система с открытым кодом. Это позволяет любому желающему создавать свои приложения, игры и прочие дополнения для расширения возможностей Андроид-гаджетов. Разработчики изначально продумали все так, чтобы операционная система работала максимально быстро даже на самом «бюджетном» железе. Это является несомненным плюсом, т.к. теперь даже люди с самыми скромными финансовыми возможностями могут наслаждаться всеми основными преимуществами современных смартфонов.


(Android 5.0)

Открытостью системы охотно пользуются и производители мобильной электроники, выпуская собственные пользовательские интерфейсы, к примеру, Sense от компании HTC. Это делает гаджеты на Андроиде от разных производителей непохожими друг на друга. Любителям классического и «чистого» Android следует обратить свое внимание на устройства Nexus. Именно они традиционно первыми получают обновления.

Сроки обновления других устройств обычно затягиваются ввиду необходимости доработки фирменных оболочек в соответствии с особенностями новых версий ОС.

Главным источником игр и приложений является Play Маркет. В каталогах данного магазина доступен огромный выбор бесплатного и платного контента, ассортимент которого активно расширяется. Качество «андроидных» игр и приложений постоянно растет. Периодически различные приложения выпускает и сам Google.

В целом же устройства на Android имеют все функции, которыми по негласным требованиям должны обладать современные смартфоны и планшетники. Помимо этого, функционал с легкостью расширяется при помощи приложений, виджетов или сторонних прошивок.

Желающим приобрести смартфон на Android необходимо помнить, что многие функции и программы ориентированы на работу с интернетом. При отсутствии доступа к Wi-Fi рекомендуется подключить выгодный тариф для интернет-пользователей или же отключить некоторые функции, требующие выхода в сеть.

Также нельзя не отметить ограниченную автономность устройств на Андроиде, в особенности представителей предыдущих поколений. При активном использовании смартфон или планшет придется заряжать ежедневно, а в некоторых случаях и по 2 раза в сутки. Производители активно работают над исправлением этого недостатка и в последнее время на рынке стали появляться интересные устройства с заметно увеличенной автономностью. Не остаются в стороне и разработчики. С каждой новой версией операционная система «кушает» все меньше заряда.

На основании приведенной информации можно выделить ключевые преимущества и недостатки рассматриваемой операционной системы. Так, несомненными преимуществами Андроида является:
1. Открытость программного кода, что дает возможности для разработки практически любых приложений и игр.
2. Нетребовательность к «железу» устройства.
3. Огромный ассортимент приложений и увлекательных игр на любой вкус.
4. Полное соответствие современным представлениям о функционале смартфона.
5. Свобода действий для пользователя. При желании система и ее интерфейс с легкостью настраиваются под нужды владельца.
6. Популярность операционной системы среди подавляющего большинства современных производителей. Это позволяет пользователю с практически любым бюджетом купить функциональный и современный смартфон.

Есть и свои недостатки. Ключевыми являются:

1. Открытость программного кода. Да, ее можно одновременно отнести и к преимуществам, и к недостаткам. Недостатком это является по той причине, что производители мобильных устройств в большинстве своем предпочитают создавать собственные оболочки. Из-за этого появляются существенные временные задержки между официальным выходом обновления ОС и ее получением на различные устройства.
2. Сравнительно низкая автономность. В последнее время в данном направлении был сделан огромный шаг вперед, так что уже совсем скоро шутки о том, что «Смартфоны на Андроиде самые спортивные, т.к. у них 2 раза в день зарядка» станут не более чем забавной историей.

Платформа постоянно совершенствуется и развивается. Уже сегодня она уверенно чувствует себя в тройке лидеров на рынке операционных систем. Многочисленные эксперты неоднократно отмечали, что будущее именно за Android и не ошиблись.


(рус.- Андроид) - портативная (сетевая) операционная система (далее - ОС) для коммуникаторов, планшетных компьютеров, электронных книжек, телевизоров, цифровых проигрывателей, наручных часов, нетбуков и смартбуков, а так же множества других устройств, основанная на ядре Linux. Разработанная компанией Android Inc., она в последствии (в 2005 году) была выкуплена корпорацией Google вместе со всеми ее разработчиками. Позднее (в сентябре 2007 года) Google стала основоположником создания альянса Open Handset Alliance (OHA), который в настоящее время занимается поддержкой и дальнейшим развитием платформы. ОС Android позволяет создавать Java-приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. Android Native Development Kit создаёт приложения, написанные на Си и других языках. ОС Android, на текущий момент, является одной из самых распространенных ОС в мире. Доля мобильных устройств работающих на ОС Android на ноябрь 2012 года составляет около 70% и продолжает расти.

История развития ОС Андроид

ОС Андроид увидела свет в сентябре 2008 года, ей был присвоен порядковый номер 1.0. Первым устройством, работающим под управлением Android 1.0, стал разработанный компанией HTC смартфон HTC Dream (это была брендовая модель сотового оператора T-Mobile под именем T-Mobile G1). Немного позднее, свои модели устройств на базе ОС Андроид выпустили и другие крупные производители мобильной электроники. Но настоящая популярность к Андроид пришла только с версией 2.0 выпущенной в конце 2009 года. Корпорация Google очень трепетно относится к своему детищу и даже версии ОС Андроид носят свои имена, названные в честь сладких десертов. Каждому из номеров версий Андроид (1.0, 1.1, 1.5, 1.6, 2.0 и т. д.) присваивается буква латинского алфавита (A, B, C, D, E и т. д.). Буква версии является первой буквой десерта, которым называют разработчики Google каждую новую версию ОС Андроид. Первые две версии носили имена известных роботов: 1.0 Astro («Астро Бой») и 1.1 Bender («Футурама»), но их пришлось изменить из-за споров по поводу авторских прав.


На сегодняшний день известны имена следующих версий ОС Андроид:

  • - Android 1.0 «Apple Pie» (Яблочный пирог) (раннее название «Astroboy»);
  • - Android 1.1 «Banana Bread» (Банановый кекс) (раннее название «Bender»);
  • - Android 1.5 «Cupcake» (Кекс);
  • - Android 1.6 «Donut» (Пончик);
  • - Android 2.0 / 2.1 «Eclair» (Заварное пирожное) (перевод сайт );
  • - Android 2.2 «Froyo» (Замороженный йогурт);
  • - Android 2.3.x «Gingerbread» (Имбирный пряник);
  • - Android 3.x «Honeycomb» (Медовые соты);
  • - Android 4.0 «Ice Cream Sandwich» (Брикет мороженого);
  • - Android 4.1 / 4.1.1 / 4.1.2 / 4.2 / 4.2.1 / 4.2.2 / 4.3 / 4.3.1 «Jelly Bean» (Леденец с жевательной резинкой);
  • - Android 4.4 / 4.4.1 / 4.4.2 / 4.4.3 / 4.4.4 «KitKat» (в честь одноименной шоколадки) - актуальная версия;
  • - Android 5.0 L.- будущий релиз.

Широкая популярность к ОС Андроид пришла с появлением версии 2.0 (Eclair). Наибольшее распространение на смартфонах получила Андроид версии 2.3 (Gingerbread), которая до сих пор имеет солидную долю построенных на базе нее устройств. Версия Андроид 2.3 так же имеет самое многочисленное среди всех существующих версий этой операционной системы число «заплаток». Эти, так называемые, «заплатки» выпускались Google в виде минорных версий 2.3.1, 2.3.2 … 2.3.7 и добавляли лишь одну функцию или исправляли ошибки.

Эра планшетных ПК начинается с Андроид 3.0 (Honeycomb). Именно эта ОС была оптимизирована для работы на планшетных компьютерах и поддерживала большие разрешения экранов. Но большой популярностью планшетные ПК на базе ОС Андроид 3.0 не пользовались, во многом из-за отсутствия достаточного числа совместимых приложений под эту ОС.


Ситуация в корне изменилась с приходом новой версии Андроид 4.0 (Ice Cream Sandwich), которая объединила в себе поддержку всех мобильных устройств, будь то смартфоны или планшеты. Андроид 4.0 поддерживает все ранее выпущенные приложения под ОС Андроид 2.x и 3.x. Таким образом, к выходу Андроид 4.0 уже имелось множество совместимых мобильных приложений. Это и стало решающим фактором в росте популярности мобильных устройств на Андроид 4.0.

Обновлённая версия Андроид 4.2 в конце 2012 года принесла на мобильные устройства такую полезную функцию как поддержка нескольких учетных записей пользователей, была улучшена работа ОС с медиа данными, а так же повышена плавность работы интерфейса и увеличено время работы устройств от аккумулятора. Плавность интерфейса Андроид 4.2 была достигнута за счет ускорения обновления экрана до 60 кадров/с.

С версии 4.3 Android начала поддерживать Bluetooth 4.0 LowEnergy (Smart), OpenGL ES 3.0, а так же стала доступна новая камера и галерея.

Благодаря открытому исходному коду, любой разработчик может выпустить свою версию ОС Андроид. Так, например, недавно свои планы по выпуску собственной версии Андроид для мобильных устройств высказал российский медиа-гигант Яндекс. Однако, разработкой собственных версий ОС Андроид занимаются не только крупные корпорации. Существует сообщество энтузиастов, разрабатывающее полностью открытые варианты android-прошивок (такие как CyanogenMod, MIUI, Virtuous Quattro, VillainROM, Open Kang Project, Replicant и другие). Установить на свой аппарат прошивку от стороннего разработчика может любой желающий. Для этого нужно получить права root на Android устройстве. Однако в данном случае теряется гарантия производителя.

С 2009 года группа энтузиастов называющая себя Android-x86 Project , ведет собственные разработки по портированию ОС Андроид на персональные компьютеры. Проект весьма продвинулся в своей работе, и предлагает на текущий момент загрузку Андроид 4.4, которую можно установить на обычный x86 компьютер или ноутбук. Конечно, использовать такую систему как основную на своем компьютере вряд ли кто-то станет, ведь текущие сборки далеки от идеала и работают не стабильно, но попробовать возможности ОС Андроид на ПК все же можно.

Магазин приложений Google Play (ранее Android Market)


Одним из самых привлекательных факторов, влияющих на популярность мобильной операционной системы, является разнообразие, качество и доступность программ. 22 октября 2008 года Google объявила об открытии онлайн-магазина приложений для ОС Андроид - Android Market. В Android Market существует возможность загрузить на свое мобильное устройство любую программу, игровое приложение или разнообразные виджеты, картинки, мелодии звонка и т. п., не используя при этом персонального компьютера. Приложения в Android Market располагаются в виде каталога с удобным поиском и загружаются в мобильное устройство напрямую из сети. При этом, большинство приложений и игр в Android Market предлагаются абсолютно бесплатно.

В марте 2012 года компания Google переименовала Android Market в Google Play. Интернет-каталог Google Play работает в 190 странах мира и насчитывает более миллиона приложений. Приложение Google Play существует как на смартфонах с ОС Андроид, так и на планшетах.

Формат установочных файлов приложений для ОС Андроид имеет расширение.apk. Установку приложений можно производить и не используя Google Play. Для этого необходимо закачать установочный файл приложения в мобильное устройство и запустить его. Однако, Google не рекомендует устанавливать приложения из неизвестных источников и призывает к использованию Google Play.

Плюсы и минусы ОС Андроид

У ОС Андроид множество достоинств, за что она и заслужила всемирную популярность. Андроид проявляет себя лучше одной из своих конкуренток, Apple iOS, в ряде особенностей, таких как: веб-серфинг и интеграция с сервисами Google Inc., к тому же Андроид, в отличие от iOS, является открытой платформой, что позволяет реализовать на ней больше функций. В отличие от конкурирующих ОС, в Андроид полноценная реализация Bluetooth стека, позволяющая в том числе передачу и приём файлов. Присутствует реализация FTP-сервера, режима точки доступа к сети (службы PAN) и групповой одноранговой сети через Bluetooth (службы GN). Несомненным плюсом ОС Андроид является поддержка MicroSD-кардридера, позволяющего расширить внутреннюю память устройства, использовать его как флеш-накопитель или же закачивать в устройство данные не прибегая при этом к USB-кабелю. Так же к плюсам можно отнести возможность устанавливать сторонние неподписанные программы. Эта возможность пригодится как разработчикам приложений, которые могут тестировать свои продукты не покупая платный аккаунт разработчика (как это необходимо в iOS и Windows Phone 7/8), так и простым пользователям, желающим устанавливать приложения не используя Google Play. ОС Андроид доступна для различных аппаратных платформ, таких как ARM, MIPS, x86.

К минусам самой ОС Андроид можно отнести разве что большое потребление оперативной памяти приложениями, но это было бы актуально лет 5 назад, а сейчас объемы устанавливаемой в мобильные устройства оперативной памяти ничем не отличаются от тех объемов, которые установлены в персональные компьютеры. Так что проблема прожорливости на сегодняшний день практически не актуальна. Существует так же проблема безопасности при установке сторонних не подписанных приложений, так как есть возможность заражения устройства троянской программой.

Конкуренты Андроид пару лет назад выступали с заявлениями о фрагментации ОС от Google и создаваемыми в связи с этим трудностями для разработчиков приложений, однако это заявление было опровергнуто корпорацией. Но, не смотря на свое опровержение, Google все таки выпустила средство для устранения проблемы фрагментации. Для конечных пользователей фрагментация не представляет никакой проблемы, так как любой разработчик сам заботится о том, чтобы его приложение работало на всех возможных устройствах.

Любому владельцу гаджета известно, что существуют различные версии Андроид — операционной системы, которую производители устанавливают на производимые устройства. Изначально она была создана для управления только мобильными телефонами. Затем ее стали применять на планшетах, «умных» часах, очках виртуальной реальности и даже . Невероятная популярность Андроид обусловлена множеством полезных функций, которые он получал в процессе развития. Именно благодаря этому он с легкостью обошел своих конкурентов Microsoft и Apple, завоевав рынок практически всех мобильных устройств. А ведь все начиналось с небольшого стартапа. Если бы корпорация Google не увидела в ОС Андроид такие перспективы, пользователи могли бы и не узнать, каким должен быть современный гаджет.

Данная операционная система стала доступна для пользователей в 2008 году. Однако разработка ее началась за 5 лет до выпуска первой версии. Основателем проекта был Энди Рубин, который совместно с друзьями хотел реализовать идею по созданию открытой операционной системы для мобильных телефонов. Ими была создана и зарегистрирована фирма, получившая название Android Inc.

Идеи, которые были положены в основу Андроида, на тот момент казались слишком новаторскими. Поэтому проект не вызывал интерес у инвесторов, не понимавших его суть. Исключением стала компания Google, которая вовремя спасла буквально разорившуюся фирму. Но и стала полноправным владельцем торгового знака Андроид и всех разработок.

Из-за судебных разбирательств с Oracle, одна из ведущих поисковых систем тогда переживала не лучшие времена. Было принято решение создавать Андроид в виде открытой ОС, которая ориентирована в первую очередь на сервисы Google.

Первая рабочая версия Андроид, которая не была выпущена

Разработчики ориентировались на успех популярной тогда компании Blackberry. Из-за этого первая рабочая версия Андроида имела похожий интерфейс. Она появилась в середине мая 2007 года и получила название M3. Операционная система была предназначена для телефонов с клавишами и относительно небольшим дисплеем. На главном экране в качестве основного элемента находилась строка поиска Google.

Идея создания телефона с сенсорным экраном была перенята у Apple, которая к тому моменту выпустила первый iPhone. Если бы не это событие, первая версия Андроид появилась бы раньше 2008 года и была бы предназначена для обычного кнопочного телефона. Компанией было принято решение отложить выпуск ОС и взять курс на разработку именно для сенсорных экранов. К тому же Энди Рубин активно разрабатывал карты для навигационного сервиса и хотел создать поддержку технологии GPS в телефонах.

Официальный выпуск первой версии андроид

Релиз Android 1.0 состоялся в сентябре 2008 года. Поскольку Google не занималась производством мобильных устройств, компании пришлось искать производителя телефонов под новую ОС. Выбор пал на тайваньскую компанию HTC, которая являлась одним из лидеров по производству устройств под управлением Windows Mobile от Microsoft. Первый телефон, использовавший Андроид в качестве ОС, получил название HTC Dream. В нем был установлен сенсорный дисплей, под который и была адаптирована ОС от Google.

Несмотря на довольно большой интерес к устройству на новой операционной системе, Андроид пришлось существенно перерабатывать. Это было необходимо для того, чтобы избавиться от старых концепций, устранить выявленные недочеты и сделать ее более современной. Настоящий успех Андроид пришел только с выходом версии 1.6.

Через месяц после официального выхода был открыт Android Market – официальный магазин приложений, которые предназначены для данной ОС. Он позволил огромному числу разработчиков со всего мира создавать приложения для него и при этому зарабатывать неплохие деньги. Для пользователей этот стор стал тем местом, в котором можно быстро быстро найти и скачать нужную программу для своего телефона.

Версии андроид 2.х

Разработчики значительно улучшили функциональность и внешний вид операционной системы к выходу версии Андроид 2.0, которая получила кодовое название Eclair и была выпущена в 2010 году. Между прочим, идея давать «вкусные» названия новым версиям была предложена одним из разработчиков и изначально рассматривалась в качестве шутки. Но Андроид 1.5 в итоге получил название Cupcake, версия 1.6 – Donut. Так идея прижилась и последующие версии ОС стали получать названия сладостей в алфавитном порядке.

Число производителей телефонов, с которыми сотрудничала корпорация Google, к этому времени уже значительно увеличилось. Перспективной ОС заинтересовались Motorola, Samsung, LG и прочие гиганты. Между ними стала расти конкуренция на рынке. Чтобы выделиться среди прочих, используя одно и то же ПО, компаниям приходилось улучшать аппаратную часть выпускаемых устройств. По сути, Андроид и стал причиной «гонки производительности» выпускаемых смартфонов.

В этом же году Google решила выпустить фирменный смартфон. Поскольку собственных производственных мощностей у компании по-прежнему не было, за производство Google Nexus One (такое название получило новое устройство) взялась опять HTC.

Разработчики продолжали развивать и улучшать свою мобильную операционную систему и в том же году появился Android 2.2 Froyo. В этой версии была добавлена поддержка технологии Adobe Flash, облачной синхронизации данных, а также улучшена производительность программ, использующих компиляцию кода JIT.

С выходом самой успешной на тот момент версией Андроида компания Google запустила в продажу вторую версию своего брендового смартфона. В этот раз производителем была выбрана компания Samsung. Однако, к день начала продаж компания LG анонсировала свой новый телефон, использующий двухъядерный процессор. Поэтому Nexus S существенного коммерческого успеха достигнуть не удалось.

Операционная система для планшетов

В 2011 году Google решила дать достойный ответ Apple на ее iPad и адаптировала Андроид для планшетов. До того момента эта ОС использовалась только на телефонах. Так свет увидел версию Андроид 3.0 — Honeycomb. Многие компании, такие как Motorola, Samsung, Acer, Lenovo и прочие начали использовать данную версию ОС для своих планшетных ПК.

Из-за некоторых проблем в работе Android 3 и его несовместимости с телефонами, в дальнейшем компания Google отказывается от создания версий Андроид, предназначенных только для планшетов.

Кроссплатформенная ОС

Осенью 2011 года появилась четвертая версия ОС от Google, получившая название Ice Cream Sandwich. В ней был существенно переработан интерфейс, добавлены новые функции. Она уже стала кроссплатформенной – могла быть установлена как на планшет, так и на телефон. С выходом данной версии Андроид, магазин приложений получил новое название – Google Play.

В 2012-2013 году ОС практически не менялась. Компания Google больше сосредоточила свое внимание на производстве устройств, работающих под управлением Андроид. Так на рынке появились смартфоны Galaxy Nexus, ASUS Nexus 7, LG Nexus 4 и планшетный ПК Samsung Nexus 10.

В 2013 году была выпущена последняя версия Android 4.4, получившая название KitKat. По уже привычной традиции, совместно был выпущен Nexus 5, за производство которого отвечала компания LG. Данная версия ОС казалась практически совершенной. Разработчикам удалось создать удобный и привлекательный интерфейс, ничем не уступавший iOS того времени. Была отлажена работа всех сервисов, добавлена поддержка огромного числа функций. Но, Google не собиралась останавливаться на достигнутом.

Андроид 5 и версии ОС для носимых устройств

Решив расширить применение своей ОС, компания Google представила версию Android Wear, предназначенную для «умных часов». Но самое главное событие того года – выход версии Android Lollipop. В ней был полностью переработан интерфейс, который получил название «Material Design». Кроме внешних изменений были произведены существенные внутренние переработки. Ранее обработкой программного кода приложений занималась виртуальная машина Dalvik. На смену ей пришла Android Runtime, благодаря которой была существенно увеличена производительность ОС и снижено энергопотребление.

Версия Андроид 6.0 с поддержкой Google Now on Tap

Андроид 6 несколько разочаровал поклонников данной ОС, поскольку существенных изменений в интерфейсе и функционале в нем не произошло. Разработчики сосредоточились на создании технологии поиска в интернете информации о любом элементе, который находится на дисплее. Она получила название Google Now on Tap. Однако она не обрела ожидаемую популярность.

Кроме этого, Google всерьез взялась за решение проблем с уязвимостью ее ОС, начав регулярный выпуск патчей и обновлений. Также стоит отметить появившуюся систему управления привилегиями, которая запрашивает разрешение на использование тех или иных функций устройства. Для увеличения времени работы устройств были добавлены функции Doze и App Standby.

Эволюция Андроид – выход Nougat (версия андроид 7.0)

На текущий момент данная седьмая версия Андроид является последней. В скором будущем появится Android Oreo (предположительное название). В 7-й версии Андроид разработчики добавили возможность одновременной работы с двумя приложениями за счет разделения дисплея. Несмотря на то, что многие производители в своих прошивках уже реализовывали многозадачность, теперь она стала поддерживаться официально.

Увеличения скорости работы удалось добиться за счет перехода на новую Java 8 и обновления виртуальной машины ART. Приложения в Андроид 7 работают значительно быстрее за счет отказа от «стадии оптимизации» при их первом запуске.

Нововведения коснулись и интерфейса: в панель с быстрыми настройками теперь можно добавлять любые кнопки на усмотрение пользователя. Внешний вид уведомлений стал лучше, меню настроек получилось более детальным и структурированным. В новой версии Андроида реализована полноценная поддержка виртуальной реальности. Уведомления теперь группируются по принадлежности к приложениям, в них добавлены значки «эмодзи».

Кроме перечисленного выше, Андроид 7.0 превосходит все предыдущие версии благодаря следующим особенностям:

  • возможность смены разрешения дисплея;
  • упрощенная процедура обновления ОС;
  • приостановка фоновых процессов при выключенном экране для экономии заряда аккумулятора;
  • поддержка нового персонального помощника Google Assistant;
  • функция закрытия всех работающих приложений одним нажатием;
  • поддержка мгновенных приложений, для работы которых не требуется установка;
  • ночной режим для меньшей нагрузки на глаза во время использования устройства в темное время суток;
  • функция экономии интернет-трафика.

Все это делает Android Nougat одной из лучших операционных систем для мобильных устройств на сегодня. Если судить по заявленным нововведениям последующей версии Андроид, они будут иметь скорее косметический характер и ничего революционного не привнесут. Google сейчас больше сосредоточила свое внимание на безопасности, производительности и энергоэффективности своей ОС. Но, разработчики по-прежнему не забывают радовать пользователей хоть небольшими, но полезными изменениями в интерфейсе и функционале.

Те, кто использует iPhone давно, знают, как работали ранние версии iOS. Фактически это была однозадачная операционка, которая позволяла работать в фоне или прерывать работу текущего приложения только предустановленным приложениям: вы читаете книжку, вам звонят - книгочиталка сворачивается, и на экране появляется окно звонка. А вот обратная операция невозможна: книгочиталка не только не может прервать работу других приложений, но и будет убита сразу после сворачивания.

Смысл существования такой системы, конечно же, в том, чтобы сэкономить процессор, оперативную память, а также ресурс батареи. Благодаря ей (но не только) iPhone мог работать быстро в условиях ограниченных ресурсов и очень бережно относился к батарее.

Как устроена операционная система Андроид

Android всегда работал иначе. Здесь можно запустить множество различных приложений и все они будут оставаться в памяти и даже смогут работать в фоне. Вы открываете браузер, вводите адрес и, пока загружается страница, запускаете почтовый клиент и читаете письма. Все как на десктопе, с тем исключением, что вам не нужно заботиться о закрытии приложений, система сделает это сама, когда оперативная память подойдет к концу или ее не хватит для размещения запускаемого приложения (само собой, в первую очередь в расход пойдут редко используемые приложения). Этот механизм называется lowmemorykiller .

Имея права root, настройки lowmemorykiller можно регулировать напрямую или с помощью специальных приложений

Важным элементом системы многозадачности были службы (service). Это особые компоненты приложений, которые могли работать в фоне абсолютно в любых условиях: включен экран или выключен, свернуто приложение или развернуто, службам плевать даже на то, запущено ли родительское приложение вообще. Оно просто говорило: «Эй, Android, мне нужны ресурсы процессора, я хочу сделать некоторые расчеты» - и получало эти ресурсы. В терминологии Android такой запрос к системе называется wakelock (а если точнее - процессорный wakelock).

Однако поддержка такого мощного и полезного инструмента сыграла с Google злую шутку. Появилось огромное количество приложений, которые плодили службы на каждый чих, постоянно выполняли какую-то работу и не давали смартфону спать. Установив на смартфон сотню приложений, пользователь получал несколько десятков служб, каждая из которых периодически что-то делала (обновить ленту твиттера, пока телефон спит, - это же так важно).

Дела обстояли настолько плачевно, что китайские производители, не обремененные задачей сохранить совместимость с оригинальным Android (это требуется, если хотите устанавливать на свои смартфоны Play Store), просто отключили в своих смартфонах механизмы поддержания жизненного цикла служб для несистемных приложений.

Продвинутые юзеры шли другим путем: они получали права root и устанавливали приложение Greenify, которое позволяло заморозить службы выбранных приложений так, чтобы их уже никто не смог разбудить. Существовали и более радикальные варианты, например снести весь софт, которым пользуешься реже одного раза в сутки.

Сама Google также предпринимала определенные действия для борьбы с «ядовитыми» службами. Большой шаг в этом направлении был сделан в Android 4.4, где появился интеллектуальный механизм, который определял, не работает ли служба слишком много времени и не сильно ли она грузит процессор, и, если это оказывалось так, прибивал ее на месте и не давал запуститься. Даже на поверхностный взгляд эта версия системы жила на батарейке заметно дольше предыдущих.

В Android 6.0 Google пошла еще дальше и оснастила ее механизмом Doze , который после определенного времени неактивности смартфона (около одного часа) переводил его в специальный энергосберегающий режим. Одна из особенностей этого режима - запрет на wakelock, то есть ни приложения, ни службы просто не могут разбудить смартфон, чтобы выполнить какую-либо работу. На глаз Android 6.0 не стал жить дольше, так что неизвестно, сработал ли этот механизм вообще.


Шкала работы Doze

И наконец, в Android 8.0 Google пошла на радикальный шаг - запретила работу фоновых служб. Но с двумя исключениями:

Приложение в некоторых случаях, например когда оно находится на экране, может запускать службы, но Android прибьет их после ухода приложения в сон.
Видимые пользователю службы до сих пор разрешены. Это так называемый foreground service , служба, которая видна в панели уведомлений и имеет иконку в статусбаре.

Казалось бы, да, службы - это зло, но как теперь быть таким приложениям, как противоугонное, которое должно работать незаметно в фоне? Или тот же почтовый клиент? Из-за необходимости периодически проверять почту он должен висеть в панели уведомлений?

На самом деле нет. Google шла к запрету служб еще с версии 5.0, где появился так называемый JobScheduler . Это специальная подсистема, которая позволяет приложениям попросить Android выполнить ту или иную работу в такое-то время или при возникновении такого-то события (подключение к интернету, например). И да, JobScheduler сильно напоминает аналогичную функцию из iOS.

Binder

Вопреки расхожему мнению, Android с самых первых версий использовал песочницы для изоляции приложений. И реализованы они были весьма интересным образом. Каждое приложение запускалось от имени отдельного пользователя Linux и, таким образом, имело доступ только к своему каталогу внутри /data/data .

Друг с другом и с операционной системой приложения могли общаться только через IPC-механизм Binder , который требовал авторизации на выполнение того или иного действия. Этот же механизм использовался и для несколько других целей: с его помощью система оповещала приложения о системных событиях, таких как входящий вызов, пришедшее СМС, втыкание зарядки и так далее. Приложения получали сообщения и могли на них отреагировать.


Работу Binder обеспечивают драйвер в ядре Linux и Service Manager

Эта особенность дала Android очень широкие возможности автоматизации, о которых мы знаем благодаря таким приложениям, как Tasker, Automate или Locale. Все эти приложения доступны и для Android 8, разве что некоторые опасные возможности, такие как включение/выключение режима полета, теперь запрещены для использования обычными приложениями.

Система оповещения базируется на интентах (intent) , специальном механизме, реализованном поверх Binder и предназначенном для обмена информацией между приложениями (или ОС и приложениями), а также запуска компонентов приложений. С помощью интентов можно оповещать приложения о событиях, попросить систему открыть приложение для обработки определенных типов данных (например, чтобы открыть определенную страницу в браузере, достаточно послать широковещательный интент со ссылкой на страницу, и на него откликнутся все приложения, способные отображать веб-страницы, либо только дефолтовый браузер) или просто запустить компонент того или иного приложения. Например, приложения в Android запускаются не напрямую, а с помощью интентов.

К сожалению, как и службы, интенты стали проблемой для Google и пользователей Android. Дело в том, что широковещательные интенты, используемые для уведомления приложений о событиях, приходят сразу ко всем приложениям, которые заявили, что способны на них реагировать. А чтобы приложение смогло среагировать на интент, его надо запустить. Картина получается такая: на смартфоне есть двадцать приложений, которые могут реагировать на интент android.net.conn.CONNECTIVITY_CHANGE, и при каждом подключении к сети и отключении от нее система запускает эти приложения, чтобы они смогли среагировать на интент. Как это сказывается на энергопотреблении - представьте сами.

Google исправила это недоразумение опять же в Android 8.0. Теперь приложения могут регистрировать обработчики широковещательных интентов только во время своей работы (за небольшими исключениями).

Сервисы Google

Google любит бравировать тем, что Android - операционная система с открытым исходным кодом. Это, конечно же, не совсем так. С одной стороны, код Android действительно открыт, и именно поэтому мы имеем доступ к такому количеству разнообразных кастомных прошивок. С другой стороны, собрав Android из официальных исходников, вы получите систему без нескольких важных компонентов: 1) отдельных драйверов, исходники которых производитель прячет, как коммерческую тайну, 2) сервисов Google, которые нужны в первую очередь для получения доступа к аккаунту, запуска Google Play и облачного бэкапа.

Сервисы Google (Google Mobile Services) также отвечают за многие другие вещи, включая поддержку push-уведомлений, Instant Apps, Google Maps, доступ к календарю, определение местоположения по сотовым вышкам и Wi-Fi-роутерам, механизм Smart Lock, позволяющий разблокировать устройство в зависимости от некоторых условий.

В современных версиях Android сервисы Google взяли на себя настолько большую часть работы, что жить без них оказывается хоть и возможно, но очень проблематично. А с ними тоже невесело: минимальный вариант пакета GApps (который содержит только сервисы Google и Google Play) весит больше 120 Мбайт, а сами сервисы славятся своей любовью к оперативке и заряду батареи. А еще они закрыты, то есть о том, что они могут делать, знает только сама Google.


Скачать пакет с сервисами и приложениями Google для кастомной прошивки можно с сайта opengapps.org (слово open не означает, что они открыты)

Именно поэтому на свет появился проект microG, задача которого - воссоздать самую важную функциональность сервисов Google в открытом коде. Уже сейчас microG позволяет получить доступ к своему аккаунту, активировать push-уведомления, доступ к картам Google и определению местоположения по сотовым вышкам. И все это при размере в четыре мега и почти полном отсутствии требований к оперативке и ресурсу батареи.

У проекта есть собственная сборка прошивки LineageOS, которая из коробки включает в себя microG и все необходимые для его работы модификации.

Ядро Linux и рантайм

Android основан на ядре Linux. Ядро управляет ресурсами смартфона, в том числе доступом к железу, управлением оперативной и постоянной памятью, запуском, остановкой и переносом процессов между ядрами процессора и многими другими задачами. Как и в любой другой ОС, ядро - это сердце Android, центральная часть, без которой все остальное развалится.


Слоеный пирог Android

Наличие ядра Linux, а также частично совместимой со стандартом POSIX среды исполнения (в первую очередь это библиотека bionic, основанная на реализации стандартной библиотеки языка С из OpenBSD) делает Android совместимым с приложениями для Linux. Например, система аутентификации wpa_supplicant, применяемая для подключения к Wi-Fi-сетям, здесь точно такая же, как в любом дистрибутиве Linux. В ранних версиях Android использовался стандартный bluetooth-стек Linux под названием bluez (позже его заменили реализацией от Qualcomm под названием Bluedroid). Здесь даже есть своя консоль с набором стандартных UNIX/Linux-команд, реализованных в наборе Toybox, изначально созданном для встраиваемых Linux-систем.

Большинство консольных приложений, написанных для Linux, можно портировать в Android простой перекомпиляцией с помощью кросс-компилятора (главное - использовать статическую компиляцию, чтобы не получить конфликт библиотек), а имея права root, на Android-девайсе можно без всяких проблем запустить полноценный . Один нюанс - доступ к нему можно будет получить либо только через консоль, либо используя VNC-соединение. Также существует проект Maru OS, позволяющий использовать смартфон в качестве ПК на базе Debian при подключении к монитору. Ту же функцию обещает при подключении своих смартфонов к монитору с помощью дока DeX.


Старый добрый mc, запущенный в Android

Начиная с версии 4.4 Android умеет использовать систему принудительного контроля доступа SELinux для защиты от взлома и получения прав root. SELinux разработана Агентством национальной безопасности США и, если не вдаваться в детали, позволяет ограничить приложения (в том числе системные низкоуровневые компоненты) в возможностях. И речь вовсе не о полномочиях, которые юзер предоставляет приложениям, а о таких вещах, как системные вызовы и доступ к тем или иным файлам, невзирая на стандартные права доступа UNIX.

Серия уязвимостей Stagefright, поразивших Android несколько лет назад, позволяла получить контроль над устройством, просто заставив юзера открыть пришедшую MMS или специальный файл в браузере. Проблема состояла в мультимедиафреймворке Stagefright, содержащем сразу несколько уязвимостей переполнения буфера. При открытии специальным образом подготовленного мультимедиафайла эксплоит использовал уязвимость и запускал на устройстве код от имени Stagefright (который работал под рутом).

Все эти баги Google благополучно закрыла, а также поработала над модуляризацией кода фреймворка и его запуском в специальных доменах SELinux. Эти домены запрещают компонентам, ответственным за обработку мультимедиа, использовать большую часть системных вызовов Linux, включая системные вызовы группы execve, которые как раз и были причастны к запуску зловредного кода.

Сегодня SELinux используется для защиты почти всех системных компонентов Android. И это стало причиной резкого снижения количества найденных багов в Android. Но привело к фокусировке взломщиков на ядре, а точнее тех самых закрытых драйверах, аудит кода которых никто не проводил и безопасность которых не гарантирована (а она, как оказалось, находится в плачевном состоянии).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то