Оператор электронно вычислительных машин что он делает. Должностная инструкция оператора эвм. Источниками воспламенения являются

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе

на тему «Знакомство с монетами».

Задачи. Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей; закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц. Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, активность.

И. О. О.: П. р., Р. р., С.-К. р., Ф. р., Х.-Э. р.

Материал : Демонстрационный материал. Карта – план группы, школьные принадлежности (ручка, карандаш, линейка, ластик, клей, тетрадь, альбом, ножницы, точилка ) и карточки с ценниками, купюры и монеты в мешочке, спрятанном под столом, кукла Буратино,

Раздаточный материал. Монеты разного достоинства, листы бумаги, восковые карандаши, ножницы.

Ход занятия:

Начало НОД.

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете. «С добрым утром!» - Говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, И хорошим тоже. Лишь хороший человек Всё на свете сможет.

Ребята, к нам за помощью обратился Буратино. Опять у него неприятности: папа Карло дал ему денег, чтобы купить школьные принадлежности. А кот Базилио и лиса Алиса опять его обманули, забрали у него все деньги и спрятали их. И теперь Буратино не может купить ни карандаша, ни ручки, ни тетради. Летучая мышь подсказала Буратино, что деньги мошенники спрятали в нашей группе, и даже нарисовала план – карту нашей группы. Поможем Буратино найти деньги?

Основная часть.

1.Рассматривание плана группы, ориентирование по нему.

Давайте рассмотрим, что здесь изображено. Это окна, это доска, двери. Здесь нарисована стрелка от двери в спальню, и стоит цифра 7. Что это может значить? Вы правы, нужно от двери сделать прямо 3 шага. Кто сможет это сделать? Пожалуйста, ………………………… Теперь стрелка куда показывает? Направо, и стоит цифра 5. Продолжаем движение. А сейчас куда нужно повернуть? Налево и сделать ещё 5 шагов. Ребята, но здесь только стол, и на нём ничего нет. А может быть, под столом спрятали кот и лиса деньги? (Находят прикрепленный под столом мешочек с монетами ) Нашли!

2.Рассматривание монет и купюр.

Буратино. Спасибо, ребята, что помогли мне их найти. Вот только как ими пользоваться, я не знаю.

Не расстраивайся, Буратино! Ребята тебе расскажут.

Ребята, кто из взрослых в вашей семье работает? Кем они работают? Что они получают за свой труд? Что такое деньги? Какие российские деньги вы знаете? Зачем они нужны? На что расходуют деньги? (платят за квартплату, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых).

Рассмотреть монеты, затем купюры.

Посмотрите внимательно, что нарисовано на монете? Что означает герб? Герб указывает на страну, в которой используются эти деньги. На что указывает цифра? На достоинство монеты.

Поднимите руку, у кого монета достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.

Дети, как вы думаете все деньги металлические? А какие еще бывают?

Деньги делают из разных материалов - есть бумажные купюры и металлические монеты. Они могут быть разных цветов.

Дети, как вы думаете, как надо относиться к деньгам? Покупки нужно совершать обдуманно, не доверять деньги малознакомым людям, как это сделал наш Буратино.

Буратино. Я понял, я буду покупать только полезные вещи! Вот сейчас пойду и куплю школьные принадлежности, только не знаю, сколько они стоят. А вдруг мне не хватит денег!

Не переживай, Буратино, мы тебе и в этом поможем. Правда, ребята?

3.Игра «Магазин».

Посмотрите на стол, что вы там видите? (На столе разложены ручка, карандаш, линейка, ластик, клей, тетрадь, альбом, ножницы, точилка )

Ребята, обратите внимание, что возле каждого предмета стоит ценник. Он указывает на стоимость предмета. Давайте поиграем в магазин. Я буду продавцом, вы – покупателями. Только сначала давайте вспомним правила поведения в магазине. Как нужно вести себя в общественных местах? (Ответы детей)

Для того чтобы купить школьные принадлежности, надо посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

Буратино. Как же я куплю карандаш, если он стоит 3 рубля, а у меня такой монеты нет?

Дети, как нам быть? Конечно, можно взять 2 рубля и ещё 1 или три монеты достоинством 1рубль. Кто что хочет купить? Подходите.

4.Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5.Практическая деятельность.

Буратино. Ну, спасибо вам, ребята! Если бы не вы, не купить бы мне было школьных принадлежностей! Мне пора, я побежал в магазин. До свидания!

А теперь я предлагаю нам поиграть в «Монетный двор» и изготовить монеты для игры, наложив лист бумаги на монету, и аккуратно восковым карандашом заштриховать, затем вырезать монету по контуру.

Итог занятия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?

Воспитатель Ерофеева Марина Александровна

музыкальный руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна

МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени

Программное содержание:

Познавательное развитие:

ü Вызвать интерес к занятию путём создания игровой ситуации.

ü Закрепить знания детей о роли денег в жизни человека, умение пользоваться монетами достоинством 1 рубль считать до 10 и больше.

ü Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

ü Формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину предмета с помощью разных условных мерок.

ü Закреплять знания детей в умение ориентироваться впоследовательности дней недели.

ü Продолжать развивать умение решать логические задачи на слух.

ü Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки "+"," -" и "=". А так же формировать умение решать простые решения с опорой на наглядность в пределах 10 при решении арифметической задачи пользоваться знаками действия "больше, " "меньше".

ü Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги и развивать логические качества и концентрацию внимания.

Социально - коммуникативное развитие:

ü Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Проявлятьжелание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.

Речевое развитие

ü Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

ü Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных факта и событиях.

Художественно – эстетическое развитие:

ü Поддерживать интерес к занятию путём музыкальных игр и соревновании, развивать у детей музыкальный вкус, любовь и интерес к музыке.

ü Побуждать исполнять детский фольклор, выразительно выполнять движения по тексту частушек. Чисто интонировать в пределах октавы.

ü Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, выполнять движения под музыку.

Методы и приёмы:

Сюрпризный момент: «появление денег в группе», «Скоморох встречает на ярмарке », «угощение в нутрии матрешки».

Словесный: беседа, доклад магистров математикис пояснением, вопросы, поощрение, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Игровой: игровые задания «Цифры заблудились», «Живая неделя», «Математические задачки-Отгадай-ка».Распевка «Здравствуйте», музыкальная игра «Все умеем мы считать», подвижная игра «Горшки», инсценировка купцов «У дядюшки Якова», исполнение «Частушечные бои».

Практический: составление примеровиз математических знаков и цифр на магнитном мольберте, измерениедлины предметов разной меркой, выполнение задания на планшетах «Найди брата близнеца», покупка товара на ярмарке.

Словарная работа: Побуждать интересоваться смыслом слова «Рубль, рубить, бумажная купюра, расписка».Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, чеканят, штампуют, металл.

Предварительная работа

Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, поход в магазин игрушек, «создание мини музея, выставка разнообразных денег». Фото презентация на тему «История чеканки серебряных монет в г. Невьянске Свердловской области в Демидовском поместий в наклонной Невьянской башне.

Материал :

Головной убор для магистров, атрибуты для показа магистров по теме доклада; мешок с пшеном, топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке, бумажные купюрысоветских времён, электронные карточки. Презентация при рассказе математических магистров. Конверт с заданиями, 2 мольберта, конверты со знаками и цифрами. Мешочки, сшитые на каждого ребенка. Кожаный мешок для монет у Скомороха достоинством 1рубль в количестве 100 монет. Планшеты карандаши по количеству детей.

Ход образовательно - игровой деятельности.

(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)

Воспитатель: Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги). А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?

А кто знает, как произошли деньги? А хотите об этом узнать?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Чтобы об этом узнать, мы сегодня пригласили в гости Тюменских «Магистров математики»,которые познакомят нас с происхождением денег.

(В роли магистров участвуют дети).

1 ребенок:Магистр математики 1-ой степени. В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.

Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для обмена. Так как скот надо было кормить, продукты могли испортиться,и это было неудобно.

2 ребенок.2-ой магистр математики : Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Их можно было чеканить, монеты любой стоимости: из меди дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: во время поездки на базар грабители сразу находили мешок с деньгами.

Пора немного отдохнуть.(Проводит ребенок)

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

3 ребенок 3-ий магистр математики : И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо монет брали с собой в дорогу бумажные расписки. Позднее появились бумажные деньги, которыми оплачивают различные товары и услуги.

На бумажных купюрахс одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб нашей страны. Деньги бывают бумажными, и металлическими. (Рассматривание бумажной купюры.)

Физкультминутка.

В понедельник я стирал,

Пол во вторник подметал,

В среду я выпекал калач,

Весь четверг искал я мяч,

Чашки в пятницу помыл,

А в субботу торт купил.

Всех друзей я воскресенье

Пригласил на день рожденье.

4 ребенок 4-ый магистр математики: Историческое понятие «рубль» возникло в 13 веке в Новгороде. Слово "рубль" имеет очень древнюю историю. Это слово произошло от слова "рубить", так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла, на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые монеты, с таким же названием.Которые сейчас рубить не нужно, их чеканят на станках, на Московском и Питерском монетном дворе. Монеты отличаются одна от другой величиной и стоимостью и в настоящее время. (Показывает монеты).

Воспитатель: Рублем называют валюту, которая используется в России и некоторых других государствах.В наше время для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги. И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используембанковские карточки. (Показ).

Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.

Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаем всё о деньгах, как они возниклидавайте поблагодарим наших ученых. Ребята, а у Ирины Геннадьевны сегодня в музыкальном зале проходит ярмарка. Хотите пойти на нее? Берите скорее свои мешочки и отправляемся к ней в гости на ярмарку.

Спускаемся в музыкальный зал на ярмарку.

(Несколько мальчиков провожают гостей до музыкального зала, предлагают присесть на стульчики.)

(В зале детей встречает скоморох)

Скоморох : Проходи, честной народ! Ярмарка вас в гости ждет!

Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Распевка «Здравствуйте»

Проводиться с ритмичными хлопками, скоморох показывает, а дети за ним повторяют.

(Скоморох приглашает детей купить товар).

Не стесняйтесь, подходите, да чего-нибудь купите!Полюбуйтесь на товары: здесь у нас есть самовары, крендельки да булочки, туески да дудочки, ложки золоченые, узоры крученые. Товару много, мне одному все не показать. Может кто-нибудь из вас мне поможет?

Дети: Да.

Скоморох: А вот и короба для вас стоят, разбирайте!(Несколько детей подходят к коробам, одевают их на себя и рассказываю о своем товаре)

"У дядюшки Якова"

Скоморох: Приходили гончары, продавали нам горшки! А как, сейчас расскажу. Вставайте в кружок, девочки шаг вперед, приседайте на корточки, вы - "горшки", а мальчики - продавцы. Я буду покупателем. (рассказывает как "покупать горшки" и правила игры)

Подвижная игра "Горшки"

Скоморох: У нас товару видимо - невидимо! Подходите, подходите! Все, что хочется, купите, если деньги у вас имеются? (Да, дети показывают деньги). Деньги-то у вас не настоящие, на них вы у меня ничего не сможете купить! (дети огорчаются) Не огорчайтесь. Вы можете заработать настоящие монеты, если выполнитемои задания. Согласны?

Дети: Согласны!

Скоморох: (Подает конверт с заданиями воспитателю)

Скоморох: А за правильно выполненное задание каждому игроку в команде я буду давать один рубль! Можете начинать.

(Воспитатель зачитывает задания для каждой команды)

Выполнение математических задании.

№1«Определи длину».

Как узнать какая длинау каната, и каким способом можно измерить длину Жорика?(Змея из поролона.)

С помощью, какой мерки можно измерить длину? Варианты детей; с помощью линейки, ниточки, палочки, ленточки, шага, с помощью прыжка, гусиного шага (ладошка), шаг великана, шаг гномика, шаг пингвина (приставным шагом), шаг попугая(2 пальчика), прыжок лягушки, прыжок кенгуру (с мячом).

№2. задание «Цифры заблудились»

Постройте цифры по порядку от 1 до 10.

Команда детей держат в руках карточки с цифрами от 1-10 в разброс.

Вторая команда выстраивает игроков с цифрами в числовой ряд по порядку.

№3. задание для обеих команд «Живая неделя» -Музыкальная игра «Все умеем мы считать»2 раза.

Скоморох: А следующее задание для обеих команд. Выполнять его будете по очереди. Под музыку вы будете подскоками двигаться по кругу и напевать: все умеем мы считать, даже можем показать, прыгай, прыгай не зевай, себе цифру выбирай! С окончанием музыки берете любую цифру, а затем выстраивайтесь по порядку в соответствии с цифрой и днями недели.

Усложнение задания: показать дни недели со вторника и т.д.Скоморох предлагает детям построиться от «вторника» по порядку, называя дни недели: цифры 2 – я вторник и т.д.

№4. Логические задачки.

Отгадай-ка

  • Ø - Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (петух).
  • Ø Стала курица считать, маленьких цыплят. Желтых пять и черных пять… Сколько было поскорее сосчитай у курицы маленьких цыплят.
  • Ø Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
  • Ø Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состояться спектакль.
  • Ø Внуку Шуре добрый дед дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
  • Ø Братьев этих ровно семь, вам известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.

№5. Составь математическое решение с помощью цифр знаков «больше », «меньше», «ровно». (Задание на мольбертах).

1.Решение с помощью знаков.Подбери математический знак к количеству предметов, которые изображены на карточках.

2.Дети составляют математическую запись с помощью цифр и знаков.

№6. «Найди брата близнеца» работа с карточками на планшетах.

Для первой команды «Найди таково же Ёжика», а для второй команды «Найди таково же Мышонка».


Скоморох: Вы, ребята, молодцы, со всеми моими математическими заданиями справились и денег, наверное на покупки у вас хватит! Настроение у всех приподнятое, но прежде чем пойти покупать товар выполните мою последнюю просьбу, устройте для меня забаву - частушечные бои. У вас две команды, посмотрим чья команда задорнее и веселее споет!

«Частушечные бои»

Скоморох: Молодцы! Вот вам еще по монете. Деньги заработали,теперь и товар можно купить.Подходите выбирайте, что по нраву покупайте!

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая матрешка изготовленная мастерами. Давайте купим её в группу. (Воспитатель называет ценник, считает монеты вслух, а денег не хватает, расстраивается и обращается к детям). А монет - то не хватает, что же мне делать. А так хочется купить матрешку. Дети добавляют свои монеты. Воспитатель благодарит детей, обнимает всех. Подытоживает: общими усилиями у нас с вами получилось купить матрешку. Одному тяжело, а объединившись вместе, у нас получилось решить эту проблему.

Скоморох: Есть даже такая пословица, не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: Ребята, к нашей дружной группе эта пословица подходит?

Ой, а матрешка-то тяжелая, интересно, сколько внутри маленьких матрешек находиться. Открывает матрешку, а там сладкий сюрприз. Дети угощают гостей и себя.

Скоморох: До свидания! Деньги будут, еще приходите, да товар у меня купите!

Литература

  1. Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» г. Москва 2015. г
  2. Новикова «Математика 6-7 лет».
  3. О.А. Соломенникова «Радость творчества» г. Москва 2008.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета.

Задачи.
Образовательная:
Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие, подвести к пониманию понятия экономии средств, сбережений (накоплений).

Развивающая:
Развивать умение решать логические задачи.

Воспитательная:
Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа . Выучить с ребёнком стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», подготовить сценку «В ремонтной мастерской», «Спор двух друзей».

Оборудование для педагога : напечатанные слова: зарплата, пенсия, стипендия, доход, расход, фото портрет семьи, схематичные карточки – символы: еда, одежда, дом, лекарства, копилка – домик.

Оборудование для детей: монеты (кружочки) по 20 штук на каждую группу; атрибуты к сценкам.

Ход занятия.
Организационный момент.
Ребёнок читает стихотворение Ш. Галиева

«Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

В: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?
— Что ещё не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Д: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое количество игрушек, сладостей.
Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы потратить их по назначению?

Основная часть.
В: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Д: Зарабатывают родители.
Повесить на доску портрет семьи.
В: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Д: Зарплата.
В: поясняет.
Зарплата — это деньги, получаемые за работу, за месяц, за неделю, за один день.
Вывесить на доске слово: зарплата.
В: Кроме родителей, кто является членом семьи?
Д: Дедушки и бабушки.
В: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги?
Вывесить на доске слово: пенсия
В: Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
В: Кто ещё живёт в семье?
Д: Дети.
В: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Обобщить ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
стипендия
В: Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
— Так из чего же состоит наш семейный бюджет?
Д: Зарплата, пенсия, стипендия.

Практическое задание (поделить детей на 2 подгруппы, на столах монеты)
Подсчитайте семейный бюджет.
Папа зарабатывает 7 монет.
Мама зарабатывает 5 монет.
Бабушка с дедушкой — пенсию 3 монеты.
Сестра стипендию 1 монету.
Выложите нужное число. (16)

В: Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются доход (слово вывесить на доске), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется расход .
— Куда же расходуются наши семейные деньги?
Дети выходят к доске и выбирают нужную карточку. Выкладывают на доске, поясняют: человек не может жить без еды, одежды, жилья. (схематичные карточки – символы: еда, одежда, дом, лекарства).

Решение задач в подгруппах:
Мальчик просит маму купить ему игрушку, но деньги нужны на покупку лекарства для бабушки.
— Как вы думаете, что важнее, лекарство или игрушки?
(Дети поясняют: бабушка может умереть без лекарств, значит, покупка лекарств важнее.)
Пасечник дядя Коля собрал 8 килограмм мёда, и весь мёд продал на базаре. Сколько килограмм мёда осталось пчёлам? Почему пчёлы заболели и погибли?

В: Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель обращает внимание детей на необычный домик. Этот домик называется домик — копилка. Кто в нём живёт?
Да, живут в нём рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход (в дом входит»), а когда уходит – расход – («раз и вышел»).

Прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского.

А бывают ещё накопление
Без него проживёшь – нет сомнения
Но какой же ты будешь бедняк
Если сносишь последний башмак.
Чтобы лучше и легче жилось
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое – что про запас.

В: Для чего нужны копилки?
— Зачем люди копят деньги и делают запас?
— Как можно сэкономить деньги?
Дети решают, как можно экономить.
Воспитатель обобщает ответы детей: Бережно относится к вещам, выращивать овощи, ходить в лес по грибы, ягоды, вовремя чинить вещи, самостоятельно делать ремонт квартиры, экономить воду и электричество.

Заключительная часть.
В: Что значит быть бережливым?
Д: Не тратить деньги по — пустякам.
В: Хорошо или плохо быть бережливым?
В: Можете ли вы участвовать на семейном совете по планированию бюджета?

Название: Конспект занятия в подготовительной группе «Экономика молодой семьи»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №16 «Ёлочка»
Месторасположение: Пермский край, город Кудымкар

Оператор ЭВМ – специалист, осуществляющий ввод в компьютер и обработку научно-технической, социологической, экономической и другой информации.

К основным обязанностям оператора ЭВМ относятся:

Обработка информации на ЭВМ;

Ввод информации в ЭВМ с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машины;

Передача по каналам связи полученных на машинах расчетных данных на последующие операции;

Подготовка технических носителей информации на устройствах подготовки данных;

Запись, считывание и перезапись информации с носителей одного вида на другой;

Контроль технических носителей информации;

Обеспечение проведения вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами;

Наблюдение за работой ЭВМ;

Установление причин сбоев в работе в процессе обработки информации;

Запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени;

Оформление результатов выполненных работ.

Специалист в области цифровой обработки информации должен обладать такими личностными качествами , как аккуратность, внимательность, ответственность, терпеливость, настойчивость, усидчивость.

К профессионально важным качествам оператора ЭВМ относятся:

Высокая исполнительность;

Аналитические способности;

Хорошая оперативная память;

Высокий уровень развития концентрации, распределения и переключения внимания;

Коммуникабельность;

Склонность к монотонной работе;

Высокий уровень развития технических способностей.

Специалист в области цифровой обработки информации должен хорошо знать устройство ЭВМ, работу операционных систем, приемы работы с различными программами, основы программирования, методы работы с оргтехникой.

Оператор ЭВМ должен уметь : выполнять ввод информации в ЭВМ с различных носителей и осуществлять вывод информации; выполнять запись, считывание, копирование и перезапись информации с носителей одного вида на другой; устанавливать причины неполадок в работе ЭВМ; устранять небольшие проблемы в работе программного обеспечения и ЭВМ; работать с базами данных; оформлять результаты работ; соблюдать охрану труда и требования противопожарной безопасности.

На сегодняшний день профессия оператора ЭВМ одна из самых востребованных. Специалисты данного профиля необходимы на каждом предприятии. В частности, специалисты в области цифровой обработки информации чрезвычайно востребованы организациями сферы культуры (библиотеками, музеями, архивами), а также фирмами, занимающимися оцифровкой фондов этих предприятий.

Оператор ЭВМ может работать как самостоятельно, так и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Работник проводит весь день в помещении, преимущественно сидя.

Оператор ЭВМ может выполнять работу на дому. Данный способ работы широко применяется при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В работе оператор ЭВМ использует персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.

Специальной одежды (формы) для операторов ЭВМ не предусмотрено.


Изучение порядка работ в разделе информационные технологии в профессиональной деятельности

Работа с текстовым процессором MSWord

Текстовые документы, создаваемые с помощью персонального компьютера (ПК). Условно можно разделить на две группы – простые и комплексные. Простые документы представляют собой форматированный текст. Комплексные документы кроме текста содержат объекты иной природы (чертежи, рисунки, формулы, Таблицы, объекты мультимедиа и прочие). Эти документы могут создаваться с помощью специальных программных средств, которые называют текстовыми процессорами, например MSWord.

Элементы рабочего окна MSWord

Строка меню;

Панели инструментов;

Рабочее поле;

Линейка;

Кнопки управления режимами представления документа;

Строка состояния, включающая индикаторы;

Современные текстовые процессоры позволяют создавать документы трех типов.

Первый тип – это печатные документы, которые создаются и распечатываются на одном рабочем месте или в одной рабочей группе. Состав допустимых средств оформления в данном случае определяется только техническими возможностями печатающего устройства.

Второй тип – это электронные документы в формате текстового процессора, которые передаются заказчику в виде файлов. Электронный документ не всегда может быть окончательным. В ряде случаев заказчик может его дорабатывать, редактировать, форматировать, распечатывать или использовать для подготовки своих документов. Состав допустимых средств оформления и форматирования в данном случае определяется заказчиком и, как правило, минимален.

Третий тип – Это Web-документы. В таких документах большую роль играет управление цветом и для них наиболее широк выбор средств форматирования и оформления.

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре MSWord относятся следующие:

Создание документа;

Ввод текста;

Редактирование текста;

Рецензирование текста;

Форматирование текста;

Сохранение документа;

Печать документа;

Задание 1. Отформатируйте текст, согласно варианту 2 средствами программы MSWord. Исходный материал найдите по адресу student – Учебная практика – Приложения MSWord.

Порядок выполнения работы:

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы - MicrosoftOffice – MSWord.

2. Открыл папку Мои документы – Задания для студентов, выбрал свое индивидуальное задание согласно варианту, далее приступил к форматированию данного текста.

Рисунок 1 – Индивидуальное задание

3. Задал следующие параметры тексту: Шрифт: TimesNewRoman, размер шрифта: 14 ПТ, выравнивание: по ширине, междустрочный интервал: 1,5 строки, первая строка: отступ – 1,25 см.

Рисунок 2 – Параметры текста

4. Создал верхний и нижний колонтитулы: Вид – Колонтитулы: Добавили автотекст в верхний и нижний колонтитулы(в нижний колонтитул – номера страниц, в верхний колонтитул – текущую дату и время). Все эти возможности реализуются посредством панели «Колонтитулы».

Рисунок 3 - Колонтитулы

Рисунок 4 – Вставка сноски

Рисунок 5 - Сноски

6. Создал несколько многоуровневых списков в документе подобранных по тематике: Начальная страница – Абзац – Многоуровневый список.

Рисунок 6 – Настройка многоуровневого списка

Рисунок 7 – Многоуровневый список

7. Для визуализации информации создал таблицу относительно содержания материала: Вставка – Таблица.

Рисунок 8 – Таблица для визуализации информации

Каждому заголовку реферата изменил стиль: Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3. Эти стили определяют структуру нашего содержания.

Выделил текст заголовка раздела, и выбрал нужный заголовок, в нашем случае «Заголовок 1».

Рисунок 9 – Заголовок 1

Применил шрифт «TimesNewRoman», 14 ПТ с полуторным междустрочным интервалом.

В результате заголовок принял нужный вид и Word воспринимает его именно как ЗАГОЛОВОК. Теперь при прокрутке документа ползунком появляется всплывающее окно с названием заголовка.

Рисунок 10 – Автособираемое оглавление

Аналогичную операцию проделал для заголовка подраздела, за основу взял стиль «Заголовок 2».

Проделал такую работу со всеми заголовками и перешел на вторую страницу документа. Создал автоматическое оглавление: Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели.

Перешел на вкладку Оглавление – ОК.

На месте курсора в документе Word автоматически появится содержания с указанием страниц. Настроил шрифты и прочее оформление содержания, нажал кнопку Изменить в данном окне.

Теперь я в любой момент могу обновить содержание, кликнув на нем правой кнопкой мыши и выбрав в выпадающем меню Обновить поле.

При обновлении поля содержания пользователю задается вопрос обновлять его целиком или же обновлять только номера страниц.

Если структура документа не изменилась – обновить только номера страниц, если изменилась – обновить целиком.

Рисунок 11- Оглавление

9. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение А).

Задание 2. Составить формулы представленные в Приложении А по индивидуальным заданиям.

Порядок выполнения работы

2. Запустил редакторMicrosoftEquation 3.0.: Вставка - Объект -MicrosoftEquation- ОК.

Рисунок 12 – Окно MicrosoftEquation 3.0

3. Просмотрел панель инструментов и создал формулу.

Рисунок 13 – Первая формула

4. Определил последовательность набора формулы. Для создания формулы, выполнил следующие действия:

Активизировал кнопку, отвечающая за ввод скобок и выбрал фигурную скобку.

Набрал первое неравенство системы. Все числа, переменные и знаки ввел с клавиатуры. Средствами Редактора формул воспользовался только для набора дроби.

Для набора дроби активизировал кнопку, отвечающую на ввод дроби и выбрал соответствующий тип дроби.

Переместил курсор вправо кнопками управления курсором или щелкнул мышью правее дроби (курсор изменил свой размер) и продолжил набор неравенства.

Когда первое неравенство будет набрано, нажал клавишу Enter для того, чтобы перейти ко второй строке внутри фигурных скобок.

Аналогично набрал остальные неравенства.

Рисунок 14 – Готовые формулы

5. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение А).

Задание 3. Создайте таблицу с переменным количеством и размером ячеек в строке в MSWordпо индивидуальному заданию (Приложение Б).

Порядок выполнения работы

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы – MicrosoftOffice - MSWord.

2. Нарисовал таблицу: Таблица – Нарисовать таблицу:

Определил внешние границы таблицы, нарисовал прямоугольник карандашом. Внутри этого прямоугольника нарисовал линии столбцов и строк (провел линию в нужной ячейке (ячейках) – линия сама ровно соединит стороны ячейки).

Для удаления не правильно нарисованных линий использовал инструмент ластик.

Применил настройки таблицы, согласно моему индивидуальному заданию, которые показаны в открывшемся диалогом окне:

Рисунок 15 – Первая итоговая таблица

3. Заполнил таблицу текстовой информацией относительно моего индивидуального задания.

Рисунок 16 – Вторая итоговая таблица

Рисунок 17 – Применение заливки шапки таблицы

5. Сохранил документ в своей папке (см. Приложение Б).

Задание 4. Составить резюме с помощью таблицы в MSWord.

Порядок выполнения работы

1. Запустил текстовый процессор MSWord: Пуск – Программы – MicrosoftOffice - MSWord.

2. Вставил таблицу: Таблица – Вставить – Таблица:

Задал размер будущей таблицы. Установил значение числа столбцов и строк, нажал ОК.

Рисунок 18 – Макет таблицы

3. Заполнил таблицу индивидуальным заданием.

Рисунок 19 – Заполненная таблица данными

4. Применил к таблице соответствующий стиль. Нажал на кнопку Автоформат. Выбрал наиболее подходящий стиль оформления таблицы и применил к таблице.

5. Убрал границы таблицы.

Рисунок 20 – Таблица без границ

6. Сохранил документ в своей папке.

Ответы на контрольные вопросы

1. Прикладная программа MSWord необходима для работы с текстовыми документами в частности их создание, ввод¸ форматирование, редактирование, рецензирование, сохранение и печать.

2. Для того, чтобы создать новый документ в MSWord необходимо: Файл®Создать®Новый документ.

3. Для того, чтобы установить параметры страницы в MSWord необходимо: Разметка страницы®Параметры страницы.

4. Для того, чтобы установить шрифт, размер и цвет текста в MSWord необходимо: Главная®Шрифт.

5. Для того чтобы отформатировать текст в MSWord необходимо работать с подменю вкладок Главная и Вставка.

6. При открытии нескольких документов в MSWord для каждого открывается отдельное окно. Можно работать, открывая каждое окно в отдельности по мере надобности, либо вывести на экран сразу несколько документов.

7. Для вставки рисунка в документ необходимо: Вставка®Иллюстрации®Рисунок; Для вставки теста необходимо: выбрать курсором нужное место®правой клавишей мыши вызвать контекстное меню®Вставить.

8. Для проверки набранного теста на наличие ошибок необходимо: Рецензирование®Правописание.

9. Для вставки формулы в MSWord необходимо: Вставка®Формула; Вставка®Объект®MicrosoftEquation.

10. Для создания таблиц в MSWord необходимо: Вставка®Таблица®Вставить таблицу, Нарисовать таблицу.

11. Для создания заголовка документа необходимо: выделить текст®правой клавишей мыши вызвать контекстное меню®выбрать стиль «Заголовок».

12. Для нумерации страниц необходимо: Вставка®Номер страницы®выбрать место нумерации®выбрать вид нумерации.

13. Для предварительного просмотра подготовленной страницы документа необходимо: Вид®Режимы просмотра документа.

14. Для печати документа необходимо: Файл®Печать.

Работа с табличным процессором MS Excel

Таблица – форма организации данных по строкам и столбцам.

Электронная таблица – это интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения ячейки от других ячеек.

Области применения электронных таблиц

Инженерно – технические расчеты;

Статистическая обработка больших массивов информации;

Бухгалтерский и банковский учет;

Планирование и распределение ресурсов;

Проектно-сметные работы;

Исследования динамических процессов.

Основными элементами электронных таблиц являются: ячейка, таблица, лист и книга. Любой документ, созданный в Excel, называется книгой. Книга состоит из совокупности таблиц, называемых листами.

Каждый лист имеет собственное уникальное имя. Лист представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы обозначаются латинскими буквами A,B,C,D и т.д. Ячейка – минимальный элемент электронной таблицы.

Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки электронных таблиц, например, программа MS Excel – одно из самых популярных средств управления электронными таблицами.

Табличный процессор MicrosoftExcel – это комплекс программ, который входит в состав пакета MicrosoftOffice и предназначен для решения любой математической, экономической, физической задачи, при условии, что исходная информация и результаты могут быть представлены в виде таблицы.

Основные функции табличных процессоров

Решение расчетных задач с использованием формул для вычислений;

Решение оптимизационных задач;

Анализ и моделирование явлений и процессов на основе результатов вычислений;

Оформление таблиц, отчетов;

Построение диаграмм;

Создание и ведение баз данных;

Задание 5. Выполните работу в табличном процессоре MS Excel согласно заданным параметрам.

2. Выполнить следующие вычисления:

Определить день недели, в который Вы родились:

3. Постройте график функции Y для заданного интервала X с шагом DX в соответствии с вариантом задания.

Диапазон значений Х: Х Î[-0,4;4,1]; Шаг Dх: 0,3; Функция: Y=cos(x)+arctg(x) ; Значение y= -1.

Порядок выполнения работы

1. Для определения количества дней между двумя датами необходима использовать оператор вычитания (-) или функция ЧИСТРАБДНИ, как показано в приведенном примере

Выполнил следующие вычисления:

Подсчитала количество дней между двумя датами.

Рисунок 21 – Расчет количество дней между двумя датами

Подсчитал общее количество дней прожитых мной;

Рисунок 22 - Общее количество дней прожитых мной

Определил день недели, в который я родился:

Рисунок 23 – День недели в который я родилась

Определить в какой день недели родились Ваши родители.

Рисунок 24 – Дни недели, в который родились мои родители

2. Даты можно представить в числовом формате. Выделите ячейку, на вкладке Главная – Число – Числовой.

Рисунок 25 – Таблица с вычислениями

3. Для построения функции Y необходимо создать таблицу значений функции y=f(x).

4. В ячейку B4 ввела первое значение отрезка, в A4ввел значение шага.

5. В ячейку C4 ввел формулу, которая будет добавлять к левостоящей ячейки шаг: =B4+$A$4.

6. Маркером заполнения ячейки С4 заполнил влево ячейки строки, до тех пор, пока не было получено значение другого конца отрезка.

Рисунок 26–Значения х

7. В ячейку B5 введите формулу вычисления значения функции Y.

8. Маркером заполнения скопировал формулу в ячейки строк до конца таблицы. Таким образом получилась таблица аргументов (х) и значений (у) функции Y на отрезке Xс шагом дельта Х.

Рисунок 27 - Таблица

9. Выделил таблицу и вызвал мастер диаграмм. На первом шаге выбрал во второй вкладке График.

10. Оформил график. Установил параметры страницы и размеры диаграмм таким образом, чтобы все поместилось на одном листе.

Рисунок 28 - График

11. Сохранил работу в своей папке.

Рисунок 29–Итоговая работа

Задание 6. Создать рабочий лист для расчета данных по формулам средствами программы MSExcel.

Используя приведенную ниже таблицу выполнить следующие действия и заполнить все пустые поля в таблице:

Определить итоговые значения по всем параметрам, приведенным в таблице.

Определить максимальные и минимальные значения каждого параметра по всем водохранилищам.

Определить какое место занимает каждое водохранилище по каждому параметру.

Определить средние величины для каждого параметра.

Сравнить на круговой диаграмме объём водохранилищ.

Сравнить на диаграмме места, которые занимает каждый бассейн по каждому параметру.

Выделить заливкой водохранилища, которые имеют максимальные и минимальные значения.

Порядок выполнения работы

1. На рабочем листе Excel сформировал таблицу по следующим правилам и требованиям:

Сформировал шапку таблицы в соответствии с образцом.

Выполнил необходимые объединения ячеек и выделения в тексте таблицы.

Установил режим автоматического подбора ширины столбцов и высоты строк для таблицы.

2. Заполнил все строки граф текстовыми и числовыми данными.

Рисунок 30 – Набранная таблица

3. Выполнил итоговые вычисления с использованием Автосуммы.

4. Для определения максимального и минимального значения воспользовался функцией MAXиMIN.Среднее значения вычислил с использованием функции СРЗНАЧ.

Рисунок 31 - Формулы

Рисунок 32 – Вычисление минимального, максимального, среднего значения и общей суммы

5. Определил какое место занимает каждое водохранилище по каждому параметру.

Рисунок 33 – Сортировка по рангу

6. Выделил заливкой водохранилища, которые имеют максимальные и минимальные значения.

Рисунок 34 – Выделенные ячейки

7. Построил круговую диаграмму и диаграмму с местами, которые занимают каждый бассейн по каждому параметру. Зашел во вкладку Вставка – Диаграмма. В появившемся окне выбрал тип диаграммы, нажал кнопку Далее. В Окне Источник данных диаграммы. На вкладке Диапазон данных указал диапазон.

Рисунок 35 – График по таблице

Рисунок 36 - Диаграмма с местами, которые занимают каждый бассейн по каждому параметру

8. Сохранил работу в свою папку.

Рисунок 37 – График и таблица

Задание 7. Произведите расчеты больших массивов информации средствами MSExcelпо индивидуальным заданиям.

«Кинотеатр». В зрительном зале 25 рядов, в каждом из которых 30 мест. Информация о проданных билетах хранится в таблице, номера строк которой соответствуют номерам мест, а имена столбцов – номерами рядов. Если билет на то или иное место продан, то соответствующий элемент таблицы имеет значение 1, в противном случае – 0. Определить: 1) общее число мест в кинотеатре; 2) общее число проданных билетов; 3)общее число свободных мест; 4) количество проданных мест в каждом ряду. Исходную таблицу заполнить целыми случайными числами в диапазоне . Результаты работы представить в наглядном виде.

Порядок выполнения работы

1. На рабочем листе Excel сформировал таблицу с данными представленными в индивидуальном задании.

Рисунок 38 – Таблица с данными

2. Заполнил таблицу текстовым и числовыми данными на свое усмотрение.

3. Произвел расчеты, используя функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ:

Рисунок 39 – Функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ

Рассчитал общее число мест в кинотеатре.

Рисунок 40 – Формула расчета общее числа мест в кинотеатре

Рассчитал общее число проданных билетов.

Рисунок 41 – Формула расчета общего числа проданных билетов

Рассчитал общее число свободных мест.

Рисунок 42 – Формула расчета общего числа свободных мест

Рассчитал количество проданных мест в каждом ряду.

Рисунок 43 – Формуларасчета количества проданных мест в каждом ряду

Рисунок 44 – Итоговые вычисления

4. Построил диаграмму для отображения результатов: Зашел на вкладку Вставка – Диаграмма.

Рисунок 45– Диаграмма итоговых вычислений

5. Сохранил работу в своей папке.

Рисунок 46 – Итоговая работа

Задание 8. В рабочей книге MSExcelосуществите расчеты по индивидуальным заданиям.

1. Клиент (женщина), родившийся 06.10.1959, начинает делать ежемесячные взносы в пенсионный фонд в размере 1200 руб. Ставка процента – 10% годовых. Первый взнос клиент делает 05.01.2000, далее взносы производятся 1 числа каждого месяца. Пользуясь функциями MSExcel подсчитайте, какая сумма накопится у него к пенсии (на 1 число ближайшего месяца после наступления даты пенсионного возраста). Рассчитайте ежемесячную ставку. В решении обязательно должна присутствовать формула расчета искомой суммы.

2. Ипотечный кредит выданный 1.06.2000 под 20% годовых в размере 30000, гасится ежегодными выплатами по 8000. Посчитайте сколько лет будет возвращаться кредит. Постройте таблицу погашения.

Порядок выполнения работы

1. Создал Лист 1 в табличном процессоре MSExcel.

2. Построил таблицу, и ввел в нее индивидуальное задание.


Рисунок 47– Таблица с исходными данными

3. Посчитал накопившуюся сумму, с помощью встроенной функции СУММ.


Рисунок 48 – Функция сумм

4. Рассчитал ежемесячную ставку по формуле процента(=СУММ(B3:L3)/$M$2), при этом для упрощения считал, что месяцы равны по длине.Рассчитал общую сумму без ставки по формуле (=СУММ(B15:L15)) и общую сумму по формуле(=M15+N2).

Рисунок 49– Расчетежемесячной ставки

5. Итоговый результат.


Рисунок 50 – Итоговая таблица

6. Создал Лист 2 в табличном процессоре MSExcel. И создал таблицу с индивидуальными данными.

Рисунок 51–Индивидуальные значения

7. С помощью встроенных функций рассчитал, сколько лет будет возвращаться кредит.

Рисунок 52 – Формула для расчёта количества лет выплаты кредита

8. Построил таблицу погашения кредита.

Рисунок 53 – Таблица погашения кредита

9. Сохранил работу в своей папке.

Ответы на контрольные вопросы

1. С помощью электронных таблиц MS Excel можно решать задачи с использованием формул, оформлять таблицы и отчёты, строить диаграммы, создавать и ввести базы данных, печатать документы.

2. Для того чтобы запустить программу MSExcel необходимо: Пуск®Программы®MicrosoftOffice®MicrosoftExcel 2010.

3. Для того чтобы создать свою рабочую книгу необходимо: Файл®Создать®Новая книга.

4. Каждый лист имеет собственное уникальное имя. Лист представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы обозначаются латинскими буквами A,B,C,D и т.д. Ячейка – минимальный элемент электронной таблицы.

5. Для записи абсолютной ячейки необходимо перед буквой и числом ячейки поставить знак «$». Для создания смешанной ячейки необходимо перед буквой или числом ячейки поставить знак «$».

6. Для того чтобы осуществить выбор и форматирование данных требуемого типа в ячейке или интервале ячеек необходимо: выбрать ячейку или интервал ячеек®Главная®Сортировка и фильтр.

7. Для того чтобы записать формулу необходимо: выбрать ячейку и начать набор формулы с «=»®написать формулу®нажать enter; для того чтобы отредактировать формулу необходимо: выбрать ячейку с формулой®изменить формулу®нажать enter

8. Для того чтобы применить встроенные формулы в MSExcel необходимо: Формулы®Вставить функцию.

Работа с СУБД MS Access

База данных (БД)- это систематизированное хранилище информации определённой предметной области, к которому могут иметь доступ различные пользователи для решения своих задач.

Система управления базой данных (СУБД) – это программное обеспечение, позволяющее создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию и обеспечивающее удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.

В настоящее время наибольше распространение получили СУБД MicrosoftAccess, FoxPro, dBase. СУБД делятся по способу организации баз данных на сетевые, иерархические и реляционные СУБД.

Основные возможности СУБД

Обновление, пополнение и расширение БД.

Высокая надёжность хранения информации.

Вывод полной и достоверной информации на запросы.

Средства защиты информации в БД.

БД бывают фактографическими и документальными.

Рассмотрим основные объекты баз данных:

Таблица – это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Форма – это объект MicrosoftAccess, предназначенный, в основном, для ввода данных. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода, изображения и изменения данных в полях таблицы.

Запрос – объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.

Отчет – объект базы данных MicrosoftAccess, предназначенный для печати данных.

Макросы – автоматизируют стандартные действия.

Модули – автоматизируют сложные операции, которые нельзя описать макросами.

Задание 9. Создайте базу данных содержащую сведения по теме представленной в индивидуальном задании.

Создайте базу данных, содержащую сведения о странах Европы. В базу включить следующие пункты: страна, столица, население, площадь, сведения об экономике, основные экономические показатели. В базе данных должны храниться географические карты стран Европы. Также необходимо организовать хранение списка важнейших исторических событий XXвека с указанием даты и страны, в которой это событие произошло.

С помощью запроса на выборку выведите список стран, площадь которых больше 300 тыс км 2 . Список отсортируйте по алфавиту.

Выведите название исторических событий, произошедших в Европе за последние50 лет.

Выведите список тех государств. В наименовании валют которых присутствует слово «Евро».

Создайте форму и столбец для ввода информации о странах Европы.

Создайте ленточную форму для заполнения информаций об исторических событиях, произошедших в странах Европы.

Создайте отчет для вывода полной информации о странах.

Создайте отчет, который выводил бы название страны и список исторических событий, связанных со страной (группировка по полю Название таблицы Страны).

Создайте главную кнопочную форму.

Порядок выполнения работы

1. Создал базу данных: Файл – Создать - база данных. Сохранил создаваемую базу данных под именем в формате *.mdb.

Рисунок 54 – Создание новой базы данных

2. В режиме конструктора создал таблицы базы данных.

Рисунок55 – Создание таблиц в режиме конструктора

3. Установил связи между таблицами с помощью Схемы данных: Сервис – Схема данных. Добавил все таблицы в окно Схема данных и свяжете ключевые поля таблиц, перетаскивая и соединяя их мышью друг с другом. На панели связи установите опции для каждой связи(один и одному, один ко многим, многие ко многим).

Рисунок 56 – Установление связей между таблицами

4. Заполнил таблицы данными, введя в каждую из них не менее десяти записей.

Рисунок 57 – Таблица «Страны Европы»

Рисунок 58 – Таблица «Экономика»

Рисунок 59 – Таблица «События»

5. Создал запросы, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Конструктор запросов, выбрал необходимые таблицы для реализации запроса, выделил необходимые графы в таблице, при необходимости прописал условие в графах в разделе Условия отбора:

С помощью запроса на выборку вывел список стран, площадь которых больше 300 тыс км 2 . Список отсортировал по алфавиту.

Вывел название исторических событий, произошедших в Европе за последние100 лет.

Вывел список тех государств, в наименовании валют которых присутствует слово «Евро».

6. Создал формы, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Другие формы – Мастер форм, выбрал необходимую таблицу и выделил из нее необходимые сведения согласно индивидуальному заданию:

Создал форму и столбец для ввода информации о странах Европы.

Рисунок 63 – Форма с информацией о странах Европы

Создал ленточную форму для заполнения информаций об исторических событиях, произошедших в странах Европы.

Рисунок 64 – Ленточная форма

7. Создал отчеты, прописанные в условии индивидуального задания. Зашел на вкладку Мастер отчетов, выбрал необходимые объекты и выделил из нее необходимые сведения согласно индивидуальному заданию:

Создал отчет для вывода полной информации о странах.

Рисунок 65 – Отчет с информацией о странах

Создал отчет, который выводит название страны и список исторических событий, связанных со страной (группировка по полю Название таблицы Страны).

Рисунок 66 – Отчет с историческими событиями

8. Создайте главную кнопочную форму базы данных. Для этого зашел на вкладку Конструктор форм, с помощью панели инструментов написал заголовок – название базы данных, создал управляющие кнопки с объектами созданными мною в процессе выполнения работы (запрос, формы и отчеты). Прикрепил гиперссылку к каждому объекту.

Рисунок 67 – Кнопочная форма БД

9. Сохранил документ в свою папку.

Задание 10. Создайте базу данных на произвольную тему, соответствующую перечисленным требованиям.

Требования к БД:

Не менее пяти таблиц с заполненными полями в размере 14 наименований.

Не менее пяти отчетов с представленной информацией в БД.

Не менее пяти форм с содержащейся информацией в БД.

Присутствие главное кнопочной формы с выводом главных документов БД.

Порядок выполнения работы

1. Создал базу данных: Файл – Создать – База данных. Сохранил создаваемую базу данных под именем в формате *.mdb.

2. В режиме конструктора создалпять таблиц базы данных.


Рисунок 68 – Создание таблиц в конструкторе

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то