Позиции сторон. Генуэзская конференция и ее открытие. Позиции сторон Московская конференция по сокращению вооружений

Генуэзская конференция 1922 проходила в 1922 году с 10 апреля по 19 мая. РСФСР был одним из членов этой международной конференции. По сути это было первое появление Советской власти на широкой европейской публике. Главной темой, которая решала конференция в Генуе, была проблема денег. Правительства западных стран, прежде всего Англии, США и Франции выдвинули Советской стороне ряд требований, согласно которым новый режим в России должен был оплатить все долги, образовавшие в результате поставок белому движению оружия и продовольствия. Общая сумма, которую западные страны требовали от РСФСР, составляла 18 миллиардов рублей. Это была неподъемная сумма, которую новая советская власть никак не смогла бы заплатить. Расчет был на то, что большевики сдадутся и позволят западным компаниям занять определенные ниши внутри РСФСР. В этой ситуации Ленин В.И. совершил ход, из-за которого генуэзская конференция 1922 года по сути завершилась ничем. Лидер большевиков предъявил западным дипломатам встречную ноту, в которой требовал предоставить Советской стране 30 миллиардов рублей, за интервенцию. К концу конференции Ленин пошел на небольшие уступки. Он требовал, чтобы Англия, Италия и Франция юридически признали РСФСР, а также признали ту национализацию предприятий, которая прошла в стране. Кроме того, большевики требовали, что Европейцы аннулировали все долги России, накопленные в результате войны, а также проценты, которые к тому времени уже начали начисляться.

Итоги конференции

Генуэзская конференция 1922 продолжилась подписанием договора между Советской страной и Германией. Это был шаг огромной важности. Случилось это подписание 16 апреля 1922 года в Рапалло(вблизи Генуи). Этот договор в последующем был назван Раппальским. По условиям этого договора Германия признавала национализацию, которая прошла внутри РСФСР, а также списывала все военные долги новой Советской власти. Данный договор был подписан сторонами тайно и остальные участники конференции узнали о нем только на следующий день. Возмущению западных стран не было предела. В результате генуэзская конференция 1922 года завершилась ничем.

Интересен и сам факт того, как европейские страны отреагировали на Раппальский договор. Все без исключения страны участницы конференции 18 апреля 1922 года направили Германии ноту протеста, в которой резко осуждали то, что немцы за спинами остальных стран фактически признали Советское государство. Все это проходило на фоне неописуемой шумихи в прессе, которая только и писала об этой тайном договоре. Результатом все этой компании было то, что уже 19 апреля немецкие представители Вирт и Ротенау, которые всего 3 дня назад этот договор подписали, просили Советскую делегацию уничтожить договор. Эти действия продолжались до самого окончания конференции. Немецкие представители до последнего надеялись, что им удастся уговорить РСФСР разорвать подписанный договор. Но этого не случилось.

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922 года - меж-ду-народная кон-фе-рен-ция по эко-но-мическим и фи-нан-со-вым во-про-сам.

Про-хо-ди-ла в Генуе (Ита-лия) 10 апреля - 19 мая при уча-стии пред-ста-ви-те-лей 29 го-су-дарств - Ав-ст-рии, Ал-ба-нии, Бель-гии, Бол-га-рии, Великобритании, Венг-рии, Гер-ма-нии, Гре-ции, Да-нии, Ис-лан-дии, Ис-па-нии, Ита-лии, Лат-вии, Лит-вы, Люк-сем-бур-га, Нидерландов, Нор-ве-гии, Поль-ши, Пор-ту-га-лии, РСФСР , Ру-мы-нии, Ко-ро-лев-ст-ва сер-бов, хор-ва-тов и сло-вен-цев, Фин-лян-дии, Фран-ции, Че-хо-сло-ва-кии, Швей-ца-рии, Шве-ции, Эс-то-нии, Япо-нии, а так-же 5 британских до-ми-нио-нов - Ав-ст-ра-лии, Ин-дии, Ка-на-ды, Но-вой Зе-лан-дии и Южно-Африканского Сою-за.

Ра-бо-той де-ле-га-ции РСФСР ру-ко-во-дил Владимир Ильич Ле-нин, на-зна-чен-ный её пред-се-да-те-лем. Заместителем председателя де-ле-га-ции был Г.В. Чи-че-рин, ко-то-рый в Ге-нуе, ку-да Ле-нин не вы-ез-жал, поль-зо-вал-ся все-ми пра-ва-ми пред-се-да-те-ля. Де-ле-га-ция РСФСР (в её со-став вхо-ди-ли так-же Л.Б. Кра-син, М.М. Лит-ви-нов, В.В. Во-ров-ский, Я.Э. Руд-зу-так, А.А. Иоф-фе, Х.Г. Ра-ков-ский, Н.И. На-ри-ма-нов, Б. Мди-ва-ни, А. Бек-за-дян, А.Г. Шляп-ни-ков) пред-став-ля-ла на Генуэзской конференции ин-те-ре-сы не толь-ко РСФСР, но и всех других советских рес-пуб-лик (Азер-бай-джан-ской, Ар-мян-ской, Бе-ло-рус-ской, Бу-хар-ской, Гру-зин-ской, Ук-ра-ин-ской, Хо-резм-ской), а так-же ин-те-ре-сы Даль-не-во-сточ-ной рес-пуб-ли-ки.

США, от-ка-зав-шие-ся уча-ст-во-вать в ра-бо-те Генуэзской конференции, бы-ли пред-став-ле-ны на ней на-блю-да-те-лем - американским по-слом в Ита-лии Р. Чайл-дом. Сре-ди пред-ста-ви-те-лей западных го-су-дарств на Генуэзской конференции наи-бо-лее ак-тив-ную роль иг-ра-ли Д. Ллойд Джордж, Дж.Н. Кер-зон (Ве-ли-ко-бри-та-ния), К.Й. Вирт, В. Ра-те-нау (Гер-ма-ния), Л. Фак-та (Ита-лия), Л. Бар-ту, К. Бар-рер (Фран-ция).

Ре-ше-ние о со-зы-ве Генуэзской конференции бы-ло при-ня-то по ини-циа-ти-ве Ве-ли-ко-бри-та-нии на со-ве-ща-нии Вер-хов-но-го со-ве-та Ан-тан-ты в Кан-не (Фран-ция) 6 января 1922 (смотри Канн-ская кон-фе-рен-ция 1922).

Официальной це-лью Генуэзской конференции бы-ло изы-ска-ние мер «к эко-но-ми-че-ско-му вос-ста-нов-ле-нию Цен-траль-ной и Вос-точ-ной Ев-ро-пы», но главным во-про-сом, сто-яв-шим на кон-фе-рен-ции, был, по су-ще-ст-ву, во-прос об от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду РСФСР и ка-пи-та-листическим ми-ром по-сле про-ва-ла по-пы-ток свер-же-ния советской вла-сти пу-тём во-енной ин-тер-вен-ции.

Западные стра-ны рас-счи-ты-ва-ли ис-поль-зо-вать эко-но-мические ре-сур-сы Советской Рос-сии для ре-ше-ния сво-их по-сле-во-ен-ных эко-но-мических про-блем. Они по-пы-та-лись за-ста-вить РСФСР при-знать все внеш-ние дол-ги цар-ско-го и Временного пра-ви-тельств (18,5 млрд. зо-ло-тых рублей), вер-нуть иностранным вла-дель-цам на-цио-на-ли-зированные советской вла-стью пред-при-ятия или воз-мес-тить их стои-мость, ли-к-ви-ди-ро-вать мо-но-по-лию внеш-ней тор-гов-ли и т.д.

Советская де-ле-га-ция от-верг-ла эти тре-бо-ва-ния и вы-дви-ну-ла контр-пре-тен-зии о воз-ме-ще-нии РСФСР убыт-ков, при-чи-нён-ных иностранной ин-тер-вен-ци-ей и бло-ка-дой (оце-ни-ва-ла их в 39 млрд. зо-ло-тых рублей). Вме-сте с тем, же-лая най-ти поч-ву для со-гла-ше-ния и вос-ста-нов-ле-ния эко-но-мических свя-зей с западными го-су-дар-ст-ва-ми, советская де-ле-га-ция на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 года зая-ви-ла, что пра-ви-тель-ст-во РСФСР го-то-во при-знать до-во-ен-ные дол-ги и пре-иму-ще-ст-вен-ное пра-во за бывшими соб-ст-вен-ни-ка-ми по-лу-чать в кон-цес-сию или арен-ду ра-нее при-над-ле-жав-шее им иму-ще-ст-во, при ус-ло-вии при-зна-ния РСФСР де-юре, ока-за-ния ему фи-нан-со-вой по-мо-щи и ан-ну-ли-ро-ва-ния во-енных дол-гов и про-цен-тов по ним.

На Генуэзской конференции советское пра-ви-тель-ст-во вы-сту-пи-ло с пред-ло-же-ни-ем о все-об-щем ра-зо-ру-же-нии. Од-на-ко как во-прос о ра-зо-ру-же-нии, так и во-про-сы уре-гу-ли-ро-ва-ния вза-им-ных фи-нан-со-во-эко-но-мических пре-тен-зий вви-ду по-зи-ции, за-ня-той западными го-су-дар-ст-ва-ми, не бы-ли раз-ре-ше-ны. Об-су-ж-де-ние фи-нан-со-во-эко-но-мических во-про-сов бы-ло про-дол-же-но на Га-аг-ской кон-фе-рен-ции 1922 года. В хо-де Генуэзской конференции советской ди-пло-ма-тии уда-лось про-рвать еди-ный фронт западных го-су-дарств, пы-тав-ших-ся до-бить-ся ди-пло-ма-тической изо-ля-ции РСФСР, и за-клю-чить с Гер-ма-ни-ей Ра-палль-ский до-го-вор 1922 года.

Исторические источники:

Ге-ну-эз-ская кон-фе-рен-ция 1922. Ма-те-риа-лы Ге-ну-эз-ской кон-фе-рен-ции. (Под-го-тов-ка, от-че-ты за-се-да-ний, ра-бо-ты ко-мис-сий, ди-пло-ма-ти-че-ская пе-ре-пис-ка и пр.). М., 1922;

До-ку-мен-ты внеш-ней по-ли-ти-ки СССР. М., 1961. Т. 5.

6 апреля советская делегация прибыла в Геную. Итальянцы встретили её как будто весьма любезно. Однако под предлогом охраны они настолько изолировали советских представителей, что тем пришлось протестовать против столь чрезмерного усердия. В воскресенье, 9 апреля, состоялось первое свидание советских делегатов с премьер-министром Италии Факта и министром иностранных дел Шанцером. Советская делегация поставила вопрос о приглашении на конференцию Турции и Черногории. По поводу последней итальянцы заявили, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину; таким образом, делегаты Югославии представляют и Черногорию. О Турции было сказано, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Итальянский министр иностранных дел сообщил, что конференция предполагает выделить четыре комиссии: политическую, финансовую, экономическую и транспортную. Советская делегация будет допущена только в первую; в остальных комиссиях она будет участвовать лишь после заключения основных соглашений в первой комиссии. Советская делегация заявила решительный протест против такой своей изоляции.

В воскресенье днём, во время предварительного заседания представителей Антанты, советскую делегацию посетил итальянский посол в Лондоне Джанини. Он сообщил, что французы грозят уехать, если не будут иметь удовлетворения по вопросу о каннских резолюциях. Впрочем, французы, быть может, и согласятся на допущение советских делегатов во все комиссии. Но для этого большевики в приветственной речи должны заявить о признании в принципе каннской резолюции. Советская делегация согласилась принять это условие.

10 апреля, в 3 часа пополудни, во дворце Сан-Джорджо открылся пленум конференции. Всего было представлено 29 стран, как доложила мандатная комиссия; если считать доминионы Англии, - 34. То было наиболее широкое собрание представителей европейских держав, когда-либо имевшее место в Европе.

После избрания председателем конференции премьер-министра Италии он произнёс речь об экономической разрухе, охватившей весь мир, где по крайней мере 300 миллионов человек уже не занимаются производительным трудом. Делегаты стран, съехавшиеся в Геную, должны без дальнейших промедлений приступить к излечению Европы. Среди присутствующих, говорил Факта, нет ни друзей, ни врагов, ни победителей, ни побеждённых; здесь собрались только нации, желающие отдать свои силы для достижения намеченной цели.

В заключение своей речи Факта прочитал следующую декларацию:

«Настоящая конференция созвана на основе каннских резолюций; резолюции эти были сообщены всем получившим приглашение державам. Самый факт принятия приглашений уже доказывает, что все, принявшие его, тем самым приняли принципы, содержащиеся в каннских резолюциях».

Эта декларация - явно французского происхождения - свидетельствовала о наличии сговора между капиталистическими державами: она буквально повторяла одно из требований известного меморандума Пуанкаре от 6 феврали 1922 г.

Закончил свою речь Ллойд Джордж следующими словами: «Мир будет следить за нашими совещаниями то с надеждой, то со страхом, и если мы потерпим неудачу, то всем миром овладеет чувство отчаяния».

Французский министр иностранных дел Барту поддержал прочих ораторов в вопросе о каннских резолюциях. При этом он категорически заявил, что Франция не допустит обсуждения какого бы то ни было из версальских соглашений. «Генуэзская конференция не является, - говорил Барту, - не может явиться и не явится кассационной инстанцией, ставящей на обсуждение и подвергающей рассмотрению существующие договоры».

Немецкий делегат Вирт пытался убедить депутатов в том, что положение Германии особо тяжёлое. Поэтому германская делегация и сочла возможным отложить урегулирование внутренних затруднений и прибыла в Геную в надежде на международную помощь. Речь Вирта была очень длинна. По этому поводу один из журналистов сострил, что германский делегат решил перенести всю тяжесть германских репараций на своих слушателей.

После Германии выступил представитель советских республик. Чичерин заявил, что советское правительство, всегда поддерживавшее дело мира, с особым удовлетворением присоединяется к заявлениям о необходимости установить мир. Глава советской делегации продолжал:

«Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признаёт, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления».

Чичерин подчеркнул далее, что экономическое восстановление России как крупнейшей державы, обладающей неисчислимыми запасами природных богатств, является непременным условием всеобщего экономического восстановления. Идя навстречу потребностям мирового хозяйства, Советская Россия готова предоставить богатейшие концессии - лесные, каменноугольные и рудные; имеет она возможность сдать в концессию и большие пространства сельскохозяйственных угодий. Делая эти предложения, советская делегация принимает к сведению и признаёт в принципе положения каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внесения в неё как поправок, так и дополнительных пунктов.

Вместе с тем Чичерин отметил, что все попытки восстановления хозяйства будут тщетны, пока над Европой и над всем миром будет висеть угроза войны.

«Российская делегация, - говорил советский представитель, - намерена в течение дальнейших работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать всякие предложения, имеющие целью облегчить бремя милитаризма, при условии сокращения армий всех государств и дополнения правил войны полным запрещением её наиболее варварских форм, как ядовитых газов, воздушной вооружённой борьбы и других, в особенности же применения средств разрушения, направленных против мирного населения».

Установление такого всеобщего мира может быть осуществлено, по мнению советской делегации, всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ими права распоряжаться своей собственной судьбой. Всемирный конгресс должен будет назначить несколько комиссий, которые наметят и разработают программу экономического восстановления всего мира. Работа этого конгресса будет плодотворной только при участии в нём рабочих организаций. Российское правительство согласно даже принять за исходную точку прежние соглашения держав, лишь внеся в них необходимые изменения, а также пересмотреть устав

Лиги наций, с тем чтобы превратить её в настоящий союз народов, где нет господства одних над другими и где будет уничтожено существующее ныне деление на победителей и побеждённых.

«Считаю нужным, - говорил Чичерин, - подчеркнуть ещё раз, что как коммунисты мы, естественно, не питаем особых иллюзий насчёт возможности действительного устранения причин, порождающих войну и экономические кризисы при нынешнем общем порядке вещей, но, тем не менее, мы готовы со своей стороны принять участие в общей работе в интересах как России, так и всей Европы и в интересах десятков миллионов людей, подверженных непосильным лишениям и страданиям, вытекающим из хозяйственного неустройства, и поддержать все попытки, направленные хотя бы к паллиативному улучшению мирового хозяйства, к устранению угрозы новых войн».

Вся конференция с напряжённым вниманием слушала советского представителя. Тишина прерывалась только шелестом листочков бумаги, на которых подавался делегатам перевод этой речи. Выступление советского делегата сразу нарушило монотонность деклараций единого фронта держав, заранее договорившихся о поведении на конференции.

После Чичерина выступил Барту «с кратким, но самым твёрдым заявлением», как выразился он сам. Он снова повторил декларацию о каннских резолюциях, оглашённую уже в речи Факта. Русская делегация, заявил далее Барту, подняла вопрос о всемирном конгрессе и затронула другие проблемы, которых нет в каннской резолюции. Особенно резко выступил Барту против предложения советской делегации о разоружении. «Вопрос этот, - говорил Барту, - устранён; он не стоит в порядке дня комиссии. Вот почему я говорю просто, но очень решительно, что в тот час, когда, например, русская делегация предложит первой комиссии рассмотреть этот вопрос, она встретит со стороны французской делегации не только сдержанность, не только протест, но точный и категорический, окончательный и решительный отказ».

Отвечая Барту, Чичерин заявил, что о французской точке зрения все знают из выступления Бриана в Вашингтоне. Там он признал, что причиной, по которой Франция отказывается от разоружения, является вооружение России. Советская делегация предполагала, что раз Россия согласится на разоружение, тем самым будет устранён вопрос, поднятый Брианом.

Нет сомнения, что большинство делегатов предпочло бы обойти молчанием широкую пацифистскую программу советской делегации. Но Барту своим запальчивым выступлением лишь подчеркнул наиболее важные пункты советского предложения. Тем самым он невольно содействовал их популяризации. Ллойд Джордж в своём выступлении пытался рассеять это впечатление; обращая дело в шутку, он заявил, что по старости лет вряд ли доживёт до всемирного конгресса; поэтому он просит Чичерина отказаться от своего предложения.

Выступление Чичерина вызвало первую, пока ещё небольшую трещину в едином фронте союзников. Во всяком случае Франция не могла не почувствовать некоторой своей изолированности.

На этом инциденте закончилось первое пленарное заседание конференции. Решено было создать четыре комиссии и заседание политической комиссии открыть на следующий день, в 10 часов 30 минут утра, в королевском дворце.

Изолированность Франции усилилась на заседании финансовой комиссии, где провалилось ещё одно предложение французов. На Генуэзской конференции был принят такой принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти держав - инициаторов Генуэзской конференции, а также Советской России и Германии. Что касается остальных 21 державы, то от всех их вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов. На первом же заседании финансовой комиссии французы предложили низвести Россию и Германию на положение остальных держав. Предложение это было отвергнуто единогласно. Таким образом, Россия единодушно была признана великой державой. Франция осталась в одиночестве.

11 апреля утром открылось заседание политической комиссии. На этот раз, стараясь сгладить неловкость своего вчерашнего выступления, Барту вёл себя весьма любезно по отношению к советской делегации. Особенно подчёркивал он своё полное согласие с Англией и Италией. На заседании решено было создать политическую подкомиссию для решения некоторых конкретных вопросов. В подкомиссию были избраны, кроме держав Антанты, Советской России и Германии, представители Румынии, Польши, Швеции и Швейцарии. Советская делегация заявила категорический отвод Румынии, продолжающей оккупировать Бессарабию. Одновременно советский делегат сообщил, что он в письменной форме на имя председателя конференции протестовал против участия в подкомиссии Японии, так как она продолжает занимать своими войсками часть дальневосточной, территории.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

18 — 19 октября 2018 года в Минске состоялся международный форум «Международное правосудие и укрепление интеграционных процессов», организованный Судом Евразийского экономического союза . Более 200 представителей международных судов, государственных органов, экспертных и научных кругов стран-участниц ЕАЭС приняли участие в конференции. В работе форума приняли участие более 200 представителей международных судов и организаций, а также национальных судебных, государственных органов, научных и деловых кругов ЕАЭС и ЕС.

Председатель правления НКО «Евразийского Партнёрства» (Беларусь) Алексей Тома и его представители Рина Карпова, Яна Клюбанова и Дарья Кравец приняли участие в конференции.

Первый день конференции был посвящён роли органов международного правосудия в развитии интеграционных процессов. Участники дискуссионных сессий обсудили основные тенденции развития права ЕАЭС, взаимодействие органов международного правосудия с национальными судами, использование права ЕАЭС в качестве инструмента защиты бизнеса и другие вопросы.

Пленарное заседание с приветственным словом открыл председатель Суда ЕАЭС Жолымбет Баишев, который рассказал участникам конференции о работе Суда ЕАЭС: «За три года своего существования судом рассмотрено 30 заявлений по разрешению споров и о разъяснении, в том числе 19 заявлений было подано хозяйствующими субъектами, 9 — уполномоченными органами государств — членов союза и Евразийской экономической комиссией».

По официальным данным суд ЕАЭС вынес 17 решений, в том числе одно решений было вынесено в 2018 году, в настоящее время в суде ЕАЭС рассматривается 4 дела, в том числе 3 по заявлению ЕЭК и еще одно – по заявлению хозяйствующего субъекта.

Председатель Суда ЕАЭС Жолымбет Баишев отметил, что «практика показала востребованность консультативных решений суда ЕАЭС по стороны ЕЭК, эти заключения использовались при разрешении конкретных дел».

Министр юстиции Республики Беларусь Олег Слижевский заявил, что эффективность суда Евразийского экономического союза формирует доверие мирового сообщества к ЕАЭС. «Деятельность суда формирует доверие к ЕАЭС и со стороны мирового сообщества. Эффективность судебного органа союза — важная составляющая репутации ЕАЭС как международной организации. То, насколько справедливо разрешаются споры в суде, будет иметь значение для государств, рассматривающих возможность вступления в ЕАЭС», — отметил министр Слижевский.

Член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина рассказала в своём выступлении о моделях и принципах, определяющих политику Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по созданию специальных механизмов разрешения споров с торговыми партнёрами, а также о юридических вопросах, с которыми приходится сталкиваться при проведении переговоров.

«При заключении соглашений о свободной торговле и иных типов преференциальных торговых соглашений с нашими партнерами особую роль имеет система сдержек и противовесов, которая гарантирует соблюдение взятых на себя обязательств и восстановление статуса-кво в случае их нарушения. В своей переговорной практике ЕАЭС ориентируется на новейшие теоретические и практические тенденции, связанные с осмыслением того, как должны решаться споры между государствами по торговым вопросам» – отметила Вероника Никишина.

Во второй день конференции участники работали в параллельных дискуссионных сессиях. В ходе второй сессии, в которой участвовали представители «Евразийского Партнёрства», эксперты сосредоточились на проблематике интеграции в рамках ЕАЭС.

Представители Евразийской экономической комиссии и ученые из университетов Беларуси, России и Казахстана обсуждали проблематику экспортного контроля, обеспечения национальной безопасности, развития права в сфере услуг и споры по классификации товаров.

Доцент кафедры международного права факультета международных отношений БГУ Юрий Лепешков в своем выступлении отметил достоинства и недостатки недоговорного регулирования. Интересным моментом, который вызвал бурную дискуссию среди присутствующих, было предложение о разграничении понятий, таких как «общий рынок» и «единый рынок», которые неоправданно позиционируются в праве ЕАЭС как идентичные.

По итогам конференции участники отметили возрастающую роль международных судебных органов в укреплении евразийской интеграции. Выступающие высокопоставленные гости обсудили актуальные вопросы деятельности Суда ЕАЭС и перспективы развития органов международного правосудия.

Учреждение «Евразийское Партнёрство» выражает благодарность Советнику экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда ЕАЭС Кириллу Энтину.

С 10 апреля по 20 мая 1922 года в городе Генуя, что находится в Италии, была проведена конференция, которая смогла собрать 29 государств. В то время в ней участвовали 6 сильнейших и крупнейших государств мира, в число которых входила и РСФСР. Что касается Соединенных Штатов Америки, но их представители отказались принять участие в конференции, но при этом отправили на нее своего наблюдателя.

Причины

Как уже было сказано выше, РСФСР также принимала участие в конференции, и ранее страны - представители предложили Владимиру Ильичу Ленину руководить встречей. Он согласился, но по причине его отсутствия председателем был его представитель - Георгий Чичерин. Суть Генуэзской конференции состояла в решении некоторых экономических и финансовых вопросов, которые в первую очередь затрагивали Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Прежде всего, представители стран требовали следующее:

  • признание долгов

В этот пункт входили не только долги Советской России, но и денежные средства, которые была должна Царская Россия, а также Временное Правительство. Между прочим, если сумма всех долгов не превышала 19 миллиардов золотых рублей, то потери Советской России во время блокады и военной интервенции составили около 39 миллиардов золотых рублей.

  • возврат предприятий

Так как во время правления Советской России, а также до нее, многие частные предприятия иностранных капиталистов были национализированы, группа государств требовала их возврата напрямую к иностранным владельцам.

Итоги Генуэзской конференции

Итоги Генуэзской конференции несколько не совпадали с тем результатом, который стремились получить страны запада. Их первым желанием был возврат Советской России на мировой рынок, но это делалось не для признания Советской власти, а для возможности эксплуатации ресурсов РСФСР, благодаря ее экономической слабости. Но по указанию Ленина его представитель отвергал все предложения. При этом после предложения Советской России была организована Гаагская конференция, которую провели также в 1922 году.

Единственным решением данной конференции стало заключение с Германией Раппальского договора, после которого Германия стала основным военным и торговым партнером Советской России.

Конечно, можно говорить о том, что особого значения данная конференция не сыграла, и основные решения принимались намного позже, но на самом деле Советская Россия смогла прорвать блокаду западных государств, которые стремились к дипломатической изоляции РСФСР. Между прочим, это было сделано благодаря разногласиям в империалистическом лагере.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то