Программа создания алгоритмов блок схем. Блок-схемы алгоритмов. гост. примеры

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное - как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм - это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма - это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно - получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным - необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным - задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) - он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов:«При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии - исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями - они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схемы

Блок-схема - это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока - «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм - это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм - это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия - это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» - при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» - каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» - это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность - выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно - циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл - это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно - с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла - это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется - счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения - параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику - это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила - линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием - это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность - тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные - это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних - внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

Крупные и мелкие производители программного обеспечения предлагают множество способов построения блок-схем на компьютере. Все инструменты работают аналогичным образом – сначала загружается проект (по шаблону или новый), создаются блоки, а затем они объединяются, выстраивая определённый алгоритм или последовательность действий и событий. Среди лучших программ для создания блок-схем – как платные, так и бесплатные. Чтобы выбрать подходящую именно для ваших потребностей, стоит ознакомиться с самыми популярными из них.

Выбор лучшей программы для создания блок-схем.

Draw.io – браузерная программа для рисования блок-схем. В этом и её преимущество – не нужно ничего устанавливать. Приложения намного функциональнее, чем кажется на первый взгляд. В повседневной жизни мы часто действуем в соответствии с определённым планом. Даже при приготовлении ужина многие пользуются кулинарными рецептами. Инструкции, описанные в них, – не что иное, как алгоритмы. А для того чтобы представить алгоритмы в графической форме, и используются блок-схемы, которые мы можем создать в draw.io. В дополнение к вышеупомянутым схемам, инструмент также даёт возможность разрабатывать различные типы диаграмм – от общепринятой, полезной во многих ситуациях офисной работы и бизнеса, до специализированных, полезных, например, в разработке программного обеспечения.

Как и подобает расширению браузера, draw.io предлагает хранение данных в облаке. Независимо от того, на каком устройстве мы работаем, мы можем продолжить ранее начатую работу или представить её результаты в любое удобное время. Для построения блок-схем и сохранения файлов в облаке необходимо выполнить следующее:

  1. Сразу после запуска инструмента отображается окно, в котором можно выбрать место сохранения созданной нами диаграммы. У нас есть Google Диск , Dropbox и OneDrive.
  2. В том же окне можно изменить язык программы. Для этого нажмите на значок планеты и выберите нужный язык из списка. Изменения будут сделаны после обновления страницы. Если на этом этапе вы не хотите решать, где сохранять проект, просто выберите вариант «Решить позже».

  1. После выбора места хранения блок-схемы предлагается возможность выбрать между запуском нового проекта и загрузкой уже существующего.
  2. При создании блок-схем можно использовать шаблоны, которые сортируются по тематике в раскрывающемся списке.
  3. После нажатия на кнопку «Создать» появится блок-схема, содержащая готовые элементы. Все они доступны для редактирования. Можно изменить их размер, перетаскивая маркеры по краям, а также поворачивать – перемещая кнопку с круглой стрелкой.
  4. Двойной щелчок левой кнопкой мыши на выбранном объекте позволит добавить к нему текст. Введённый текст будет автоматически сопоставляться с углом поворота объекта.
  5. Текстовые поля также можно добавлять вне объектов – с помощью двойного щелчка левой кнопки мыши или с помощью комбинации клавиш Ctrl+Shift+X.
  6. Если на диаграмме не хватает необходимых элементов, их можно добавить из меню слева. Выбранный объект добавляется щелчком по нему или перетаскиванием его в нужное место в области работы.
  7. После выбора объекта можно придать ему правильный вид. Для этого используется меню справа. Оно разделено на три вкладки, соответствующие различным аспектам отображения объекта.

Составление новой блок-схемы:

Если ни один из доступных шаблонов не соответствует потребностям, можно создать собственную блок-схему. Для этого нужно создать новый проект.

  1. Чтобы создать диаграмму без помощи шаблона, выберите параметр «Пустая диаграмма» из группы базовых шаблонов.
  2. Запущенный проект не будет содержать автоматически вставленных элементов. В нём нужно разместить блоки самостоятельно – так же, как и при редактировании существующего шаблона. Чтобы получить доступ к большему количеству элементов, которые можно добавить в проект, выберите «Другие фигуры» в меню слева.
  3. Откроется окно, в котором можно выбрать, какие группы фигур будут помещены в боковое меню. Выберите интересующие вас группы. Выбрать дополнительные фигуры можно и при использовании проекта на основе шаблона.
  1. При добавлении нового элемента его нужно комбинировать с другими. Вокруг будут отображаться характерные синие стрелки.
  2. Щелчок по стрелке скопирует выбранный элемент и объединит оригинал с его копией тонкой стрелкой.
  3. Если нажать на стрелку и перетащить курсор в другое место, будет создана линия, которой можно объединить выбранный элемент с любым другим на блок-схеме.

Помимо поддержки популярных облачных сервисов, Draw.io также даёт возможность хранить диаграммы на дисках наших компьютеров.

Сохранение диаграммы в виде XML-файла:

  1. Чтобы сохранить проект на диске компьютера, при создании новой диаграммы выберите опцию «Устройство».
  2. Созданный проект будет сохранен в формате.xml.
  3. Каждый щелчок на кнопке «Сохранить», доступной на вкладке «Файл» в верхнем меню, приводит к загрузке нового XML-файла. Аналогичный эффект даёт сочетание клавиш Ctrl+S.

Инструмент также даёт возможность загружать диаграммы, созданные нами в различных форматах.

Microsoft Visio

Microsoft Visio – это инструмент для людей, которые для своей работы часто рисуют диаграммы и блок-схемы на компьютере. Здесь представлен широкий выбор встроенных формул. Эта программа поможет создать привлекательную презентацию в виде диаграмм или блок-схем с большим количеством информации:

  • формы и узоры

В Microsoft Visio в распоряжении предоставляет целый ряд различных форм, которые делятся на группы, чтобы облегчить их поиск и поддержание общего порядка в схеме. Здесь также есть множество шаблонов, которые представляют собой набор форм и помогают нам добавить их к чертежу. Научиться их использовать, подключать, отключать, делиться фигурами и «приклеивать» к соответствующим объектам довольно просто – в интернете можно найти любые мануалы, как видео, так и простые инструкции.

  • шаблоны

Шаблоны очень полезны при создании диаграмм. Есть много доступных групп шаблонов, и каждая из них при создании диаграммы делает определённый процесс наших действий более последовательным. Чтобы правильно их использовать, сначала необходимо научиться адаптировать шаблон к типу работы.

  • данные

Формы диаграммы Visio могут содержать различные типы данных. Экспорт данных из внешних источников, таких как Excel, Access, SQL Server или SharePoint, является двухэтапным процессом, состоящим непосредственно из загрузки и предобразования данных в необходимый формат. Microsoft Visio используется для создания всех видов блок-схем, что позволяет их редактировать и адаптировать к нашим потребностям. Люди, знакомые с популярным офисным пакетом производителя уже через несколько минут смогут освоиться в интерфейсе и управлять новыми проектами и шаблонами.

Версия Professional, по сравнению со стандартной, оснащена возможностью параллельного использования несколькими пользователями, а также дополнительными вариантами редактирования: новые формы, шаблоны и поддерживаемые типы блок-схем. Библиотека пополнена элементами, необходимыми для построения электронных планов помещений, карт и диаграмм, а также блок-схем, связанных с программным обеспечением, базами данных и этапами процесса. Независимо от типа выбранного проекта, программа довольно проста в использовании – все функции доступны на ленте.

Dia

Dia – бесплатная программа, которая может быть альтернативой Microsoft Visio и другим подобным инструментам, когда нужно быстро и качественно нарисовать алгоритм в виде блок-схемы. Позволяет создавать графические презентации различных типов – блок-схемы, диаграммы и графики. Существует библиотека шаблонов включает в себя универсальные символы UML (используемые в объектном анализе и объектно-ориентированном программировании), а также символы для других специализаций – электрики, программирования, гражданского строительства и т. д.

Программа использует собственный формат DIA на основе XML, а также позволяет читать и сохранять документы в форматах DXF и SVG. К сожалению, файлы Visio VDX и VSX не поддерживаются. Интерфейс программы похож на популярный GIMP, который является результатом использования тех же библиотек GTK+.

В интернете есть множество аналогичного софта, который незначительно отличается функциональностью. В большинстве случаев главное отличие – это стоимость программы, так что выбор только за вами.

Блок-схема является вариантом формализованной записи алгоритма или процесса. Каждый шаг алгоритма в данном представлении изображается в виде блоков различной формы, которые соединены между собой линиями. В блок-схеме можно отобразить все этапы решения любой задачи, начиная с ввода исходных данных, обработки операторами, выполнения цикличных и условных функций, и заканчивая операциями вывода результирующих значений.

Инструкция

Как правило, вначале алгоритма производится ввод исходных данных для решения поставленной задачи. Нарисуйте параллелограмм ниже линии так, чтобы он непрерывным продолжением схемы. В параллелограмме напишите производимое действие, обычно это операции данных с экрана (Read nInp) или других устройств. Важно, что введенные вами переменных в данном шаге будут использоваться в дальнейшем во всем теле блок-схемы.

Выполнение одной или группы операций, любая обработка данных (изменение значения или формы представления) обозначается в виде прямоугольника. Нарисуйте данную фигуру в нужном месте алгоритма при составлении блок-схемы. Внутри прямоугольника запишите производимые действия , например, операция присваивания записывается следующим образом: mOut = 10*nInp b + 5. Далее также для продолжения блок-схемы нарисуйте линию вниз.

Важной составляющей любого алгоритма и соответственно блок-схемы являются условные и цикличные операторы. У данных операторов один вход и два и или более альтернативных выхода. После вычисления условия, заданного оператором, дальнейший переход осуществляется лишь по одному пути. Нарисуйте вход в элемент в виде линии входящей в верхнюю вершину элемента.

Для задания оператора условия нарисуйте от данной линии ромб. Внутри фигуры укажите само условие и проведите линии, указывающие дальнейший переход в зависимости от его выполнения. Условие задается в общем случае операциями сравнения (>, <, =). Переход по линии вниз осуществляется при истинном условии, назад – при ложном. Укажите около выходных линий фигуры результаты условия (true, false). Невыполнение условия (false) возвращает к определенному шагу выше по телу алгоритма. Проведите линии под прямым углом от выхода с условия и до нужного оператора.

Вам понадобится

  • - трафарет для черчения блок-схем;
  • - механический карандаш;
  • - ластик;
  • - бумага;
  • - компьютер с доступом в интернет.

Инструкция

Начало и конец алгоритма обозначаются овалами. Внутри них помещают, соответственно, слова «Начало» и «Конец». От овала, символизирующего начало алгоритма, исходит одна стрелка вниз, к , символизирующему конец алгоритма, приходит стрелка сверху.

Шаги, соответствующие действиям, не связанным с вводом-выводом, обозначаются при помощи прямоугольников. Пример такого действия - вычисление и присвоение результата той или иной переменной. Стрелка от предыдущего шага приходит к прямоугольнику сверху, а снизу от него исходит стрелка к следующему шагу.

Для обозначения шагов, соответствующих операциям ввода-вывода, используются параллелограммы. Такие операции бывают двух видов: присвоение поступивших откуда-либо данных переменной и вывод данных из переменной в файл, порт, на , принтер и т.п.

Ветвления обозначаются ромбами. В верхний угол ромба приходит стрелка от предыдущего шага, а из его боковых углов исходят стрелки, как «Нет» и «Да». Они приходят, соответственно, к шагам, выполняемым при несоблюдении и соблюдении условия. Нижний угол ромба оставляется свободным. Само (например, равенство, строгое или нестрогое) внутри ромба.

Прямоугольник, боковые стенки которого двойные, олицетворяет переход к подпрограмме. После того как в подпрограмме встретился оператор возврата, продолжается выполнение основной программы. Внутри указывается название подпрограммы. Блок-схемы всех подпрограмм помещаются под блок-схемой основной программы либо на отдельных страницах.

Если вы желаете составлять блок-схемы в электронном виде, воспользуйтесь -приложением под названием Flowchart. При желании можно также освоить особые языки программирования, в которых сам процесс программирования заключается в составлении блок-схемы. Таких языков два: Дракон и HiAsm.

Источники:

  • как начертить блок схему

Блок-схема является вариантом формализованной записи алгоритма или процесса. Каждый шаг алгоритма в данном представлении изображается в виде блоков различной формы, которые соединены между собой линиями. В блок-схеме можно отобразить все этапы решения любой задачи, начиная с ввода исходных данных, обработки операторами, выполнения цикличных и условных функций, и заканчивая операциями вывода результирующих значений.

Инструкция

Как правило, вначале алгоритма производится ввод исходных данных для решения поставленной задачи. Нарисуйте параллелограмм ниже линии так, чтобы он непрерывным продолжением схемы. В параллелограмме напишите производимое действие, обычно это операции данных с экрана (Read nInp) или других устройств. Важно, что введенные вами переменных в данном шаге будут использоваться в дальнейшем во всем теле блок-схемы.

Выполнение одной или группы операций, любая обработка данных (изменение значения или формы представления) обозначается в виде прямоугольника. Нарисуйте данную фигуру в нужном месте алгоритма при составлении блок-схемы. Внутри прямоугольника запишите производимые действия , например, операция присваивания записывается следующим образом: mOut = 10*nInp b + 5. Далее также для продолжения блок-схемы нарисуйте линию вниз.

Важной составляющей любого алгоритма и соответственно блок-схемы являются условные и цикличные операторы. У данных операторов один вход и два и или более альтернативных выхода. После вычисления условия, заданного оператором, дальнейший переход осуществляется лишь по одному пути. Нарисуйте вход в элемент в виде линии входящей в верхнюю вершину элемента.

Для задания оператора условия нарисуйте от данной линии ромб. Внутри фигуры укажите само условие и проведите линии, указывающие дальнейший переход в зависимости от его выполнения. Условие задается в общем случае операциями сравнения (>, <, =). Переход по линии вниз осуществляется при истинном условии, назад – при ложном. Укажите около выходных линий фигуры результаты условия (true, false). Невыполнение условия (false) возвращает к определенному шагу выше по телу алгоритма. Проведите линии под прямым углом от выхода с условия и до нужного оператора.

Цикличный оператор обозначается прямоугольниками со скошенными углами. Причем для рисования данного оператора используются две пограничные фигуры. Начало цикла задается фигурой со скошенными верхними углами, конец цикла – фигурой со скошенными нижними углами. В фигуре начала цикла укажите условие работы цикла и между пограничных фигур нарисуйте операторы цикла.

В завершении блок-схемы должен быть указан вывод результирующих данных на носители или на экран. Оператор вывода рисуется аналогично оператору ввода. Изобразите параллелограмм и внутри него операции вывода с использованием выходных переменных.

Блок-схема является универсальной формой выражения алгоритма, которая затем может быть переведена на любой язык программирования. Она создается в виде, пригодном для чтения человеком. Это позволяет проверить правильность составления алгоритма вручную.

Инструкция

На конце каждой из линий, соединяющих элементы блок-схемы друг с другом, наносите . Это позволит точнее определить очередность выполнения действий, особенно, если алгоритм является разветвленным.

Приложения, предназначенные для создания wireframe (или структурная схема страниц) и набросков (эскизов), являются практически самыми востребованными инструментами каждого веб-дизайнера и разработчика. Хотя некоторые веб-дизайнеры и разработчики не используют подобные инструменты, другие же всецело полагаются на их функционал. Следовательно, необходимость и важность подобных инструментов отличается в зависимости от конкретных дизайнеров или разработчиков. С другой стороны, можно абсолютно уверенно заявлять о том, что приложения для создания набросков и структурных схем страниц экономят много времени, и поэтому не будет лишним держать в собственном наборе инструментов хорошую подборку таких приложений – придет время, и они окажутся вам полезными.

Обычно подобные приложения стоят довольно дорого, и редко можно найти бесплатную программу хорошего качества. В сегодняшней подборке мы собрали для вас бесплатные приложения для создания структурных схем страниц и набросков.

Уникальная миссия Pencil Project заключается в том, чтобы дать людям возможность бесплатно использовать инструмент с открытым исходным кодом, предназначенный для создания диаграмм и разработки прототипов графических пользовательских интерфейсов, которыми смогут воспользоваться все.


Лучшая платформа для создания веб- и мобильных приложений с полноценными интерактивными структурными схемами страниц.


Lumzy представляет собой инструмент для создания набросков и прототипов для веб-сайтов и приложений. Под набросками мы имеем в виду создание быстрых эскизов, которые будут демонстрировать идею того, как должны будут выглядеть веб-сайт или приложение, над разработкой которого вы работаете. С помощью Lumzy вы можете создавать прототипы того, как сайты или приложения будут функционировать, добавляя контроллеры инструмента Lumzy. Например, что происходит, когда пользователь кликает по кнопке? Вы можете создавать текстовые предупреждения, навигацию по страницам или ссылки на внешний контент, чтобы ваш клиент мог полностью взаимодействовать с наброском его будущего веб-сайта.


Mockup – это удобное ПО, которое позволяет вам создавать прототипы сайта или нового дизайна для софта. Инструмент предлагает вам опробовать его возможности, и создать веб-прототип. Mockup оборудован всеми необходимыми инструментами, которые позволяют вам придать наброску практически завершенный вид. Это приложение отлично подходит для использования набросков для веб-дизайна.


Cacoo – это удобный в использовании инструмент для рисования, который позволит вам создавать различные диаграммы вроде карты сайта, структурных схем страниц, UML и сетевых чартов. Cacoo можно использовать абсолютно бесплатно.


Создавайте наброски для iPhone, применяя собственные стили, и радуйте свою аудиторию.


Веб-инструмент для создания структурных схем страниц. Wireframe или структурная схема страниц – это визуальная расстановка контента на сайте, которая позволяет разработчику и клиенту спланировать шаблон расположения контента и элементов в довольно сжатые сроки. Именно этот инструмент позволяет разрабатывать wireframe буквально в течение нескольких минут и, при желании, предоставляет возможность отправить подготовленный проект посредством электронной почты, мессенджера или даже мобильного телефона. Так как обе стороны могут без проблем видеть подготовленный проект, изменения можно вносить в считанные минуты, учитывая все пожелания или советы заказчика.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то