Простым языком об HTTP. Основы функционирования веб-приложений

В статье раскрывается сущность работы протокола HTTP, кроме этого рассказывается о разных схемах его работы. Особое внимание уделяется сущности взаимодействия браузера и сервера.

Сущность работы HTTP

В первую очередь следует вникнуть в процесс взаимодействия сервера и пользовательского браузера. Чтобы отобразить на экране страницу сайта, браузер посылает сигнал с запросом на сервер, после этого с сервера приходит закодированное содержимое сайта, которое преобразуется в привычный вид сайта. Изучение этого процесса для веб-разработчика важно тем, что вникнув в суть процесса, можно ускорить работу быстродействия своего ресурса.

Обмен данными между сервером и браузером идет через HTTP протокол . Сам браузер с точки зрения программирования является HTTP клиентом , так как он пользуется этим протоколом при отправке запросов и для получения ответных данных.

Теперь раскроем суть понятия HTTP протокол

HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol) – процесс, согласно которому проводятся все виды обмена информацией в всемирной сети Интернет.

Нас, как веб-разработчиков интересует только сам процесс обмена и вывода информации.

Синхронизированный протокол

Обмен данных осуществляется по схеме «клиент-сервер». В этой схеме клиентом называется устройство которое отправляет запрос на предоставление какой-либо информации, а сервером – система, которая принимает запрос, обрабатывает его и отправляет обратно клиенту ответ. Сам процесс взаимодействия можно разделить на два этапа: отправка HTTP-запроса и получение HTTP-ответа.

Запросы и ответы не имеют возможности передаваться одновременно, обязательно должна сохраняться синхронизация процесса. То есть передача ответа начнется только после завершения отправки запроса, работа по другому принципу невозможна. Чтобы было понятней, проведем аналогию с автобусом: вы не сможете им воспользоваться, пока он не приедет на остановку.

Как осуществляется запрос?

Процесс отправки запроса на сервер можно разбить на несколько составных частей:

  1. В первую очередь осуществляется DNS-запрос, который должен преобразовать адрес сайта из URI формата в IP (числовая форма URI-адреса). Именно такой формат адреса используется в Всемирной сети.
  2. После определения IP устанавливается связь между сервером и HTTP клиентом.
  3. Пересылка запроса.
  4. Задержка, в которую входит пересылка информации на сервер, ее обработка и отправка ответа на запрос. Программисты называют этот временной промежуток ожиданием ответа.
  5. Получение ответа на запрос.

Отследить все эти этапы можно с помощью панели веб-разработчика в браузере.

Из перечня всех этапов достаточно длительным является первый. В начале развития протокол HTTP использовал устаревшую схему обработки данных, которая предусматривала разрыв связи после того, как будет получен ответ на требуемый запрос. Это очень тормозило процесс работы в интернет-пространстве. Однако, после того как вышла новая стандартизация работы протокола HTTP версии 1.1, стал доступным новый режим работы соединения - keep-alive , согласно которому связь стала неразрывной. Вследствие этого после обработки первого запроса не требуется заново проходить первый этап, а сразу переходить ко второму.

Заметка

Связь сохраняется только в пределах одного веб-ресурса. При переходе на другой хост связь разрывается и первый этап снова становится составляющей частью процесса обработки запроса.

Наиболее длительным процессом в работе протокола является ожидание ответа. В этом случае модернизация спецификации никак не способствует сокращению времени обработки. Также на этот процесс не оказывает никакого влияния мощность устройства, через которое выводится ресурс. Компьютеры вступают в процесс только на завершающем этапе, когда ответ пришел и его нужно обработать.

Такая форма работы сводит шансы сайтов к нулю в конкурентной борьбе с десктопными приложениями. Отсюда выплывает и первый способ ускорить работу сайта – нужно минимизировать количество обращений к серверу, прописанных в коде.

Параллельное HTTP соединение

Чтобы решить проблему большого времени ожидания и прерывания связи с хостом, была создана параллельная схема связи между клиентом и сервером. Другими словами можно одновременно установить соединение с несколькими хостами. Разработчики стандарта HTTP 1.1 советуют подключать не более 2 каналов соединения одновременно. Но следует учитывать, что спецификация вышла на свет еще во времена древних динозавров. Сейчас браузеры легко поддерживают связь с 4 каналами одновременно по умолчанию, а если порыться в настройках клиента, то этот показатель можно увеличить до 8.

Каждый канал работает по старой схеме соединения, но рост их количества привел к существенным изменениям в плане времени загрузки ресурса.

Конвейерное HTTP соединение

С развитием технологий существенно начал развиваться и процесс взаимодействия сервера и браузера. Существенным прорывом в этом вопросе стало создание конвейерной схемы отправки запросов на сервер (в оригинале - HTTP pipelining ). Согласно этой схеме стало возможным по одному каналу отправлять несколько запросов, не дожидаясь ответа на них. В свою очередь сервер стал отправлять ответы на каждый запрос в порядке очереди.

Благодаря этому нововведению стало также возможным сокращение количества TCP/IP-пакетов . Таким образом, можно в один такой пакет поместить несколько HTTP-запросов . Вследствие этого улучшится не только работа протокола, но и повысится эффективность функционирования сети Интернет в целом.

Подводя итог

На сегодняшний день спецификация HTTP 1.1 является морально устаревшей сводкой правил. Над ее модернизацией ведутся работы уже достаточно давно, ярким примером этого являются HTTP-NG и SPDY . Развивать HTTP можно и силами усовершенствования языка программирования сайтов HTML5 . Все эти процессы позволят ускорить работу протокола, однако правило минимизации обращения к серверу, что позволит увеличить скорость работы ресурса, будет всегда актуальным.

HTTP (HyperText Transfer Protocol - «протокол передачи гипертекста») - протокол прикладного уровня передачи данных (изначально - в виде гипертекстовых документов). Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом.

HTTP используется также в качестве «транспорта» для других протоколов прикладного уровня, таких как SOAP , XML-RPC , WebDAV.

Основным объектом манипуляции в HTTP является ресурс, на который указывает URI (Uniform Resource Identifier) в запросе клиента. Обычно такими ресурсами являются хранящиеся на сервере файлы, но ими могут быть логические объекты или что-то абстрактное. Особенностью протокола HTTP является возможность указать в запросе и ответе способ представления одного и того же ресурса по различным параметрам: формату, кодировке, языку и т. д. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя данный протокол является текстовым.

HTTP - протокол прикладного уровня, аналогичными ему являются FTP и SMTP - простой протокол передачи почты . Обмен сообщениями идёт по обыкновенной схеме «запрос-ответ». Для идентификации ресурсов HTTP использует глобальные URI . В отличие от многих других протоколов, HTTP не сохраняет своего состояния. Это означает отсутствие сохранения промежуточного состояния между парами «запрос-ответ». Компоненты, использующие HTTP, могут самостоятельно осуществлять сохранение информации о состоянии, связанной с последними запросами и ответами. Браузер, посылающий запросы, может отслеживать задержки ответов. Сервер может хранить IP-адреса и заголовки запросов последних клиентов. Однако сам протокол не осведомлён о предыдущих запросах и ответах, в нём не предусмотрена внутренняя поддержка состояния, к нему не предъявляются такие требования.

    Расширяемость

Возможности протокола легко расширяются благодаря внедрению своих собственных заголовков, сохраняя совместимость с другими клиентами и серверами. Они будут игнорировать неизвестные им заголовки, но при этом можно получить необходимую функциональность при решении специфической задач.

    HTTP/1.1 - текущая версия протокола. Новым в этой версии был режим «постоянного соединения»: TCP-соединение может оставаться открытым после отправки ответа на запрос, что позволяет посылать несколько запросов за одно соединение. Клиент теперь обязан посылать информацию об имени хоста, к которому он обращается, что сделало возможным более простую организацию виртуального хостинга.

HTTP не сохраняет информацию по транзакциям, поэтому в следующей транзакции приходится начинать все заново. Преимущество состоит в том, что HTTP сервер может обслужить в заданный промежуток времени гораздо больше клиентов, ибо устраняются дополнительные расходы на отслеживание сеансов от одного соединения к другому. Есть и недостаток: для сохранения информации по транзакциям более сложные CGI- программы должны пользоваться скрытыми полями ввода или внешними средствами, например Cookie .

Методы HTTP запроса

Метод HTTP - последовательность из любых символов, кроме управляющих и разделителей, указывающая на основную операцию над ресурсом. Обычно метод представляет собой короткое английское слово, записанное заглавными буквами. Обратите внимание, что название метода чувствительно к регистру.

Каждый сервер обязан поддерживать как минимум методы GET и HEAD. Если сервер не распознал указанный клиентом метод, то он должен вернуть статус 501 (Not Implemented). Если серверу метод известен, но он не применим к конкретному ресурсу, то возвращается сообщение с кодом 405 (Method Not Allowed). В обоих случаях серверу следует включить в сообщение ответа заголовок Allow со списком поддерживаемых методов.

Кроме методов GET и HEAD, часто применяется метод POST.

  • Заголовки (параметры) HTTP запроса, ответа, сущности

    Все заголовки в протоколе HTTP разделяются на четыре основных группы (в нижеприведенном порядке рекомендуется посылать заголовки получателю):

      General Headers (Основные заголовки) - должны включаться в любое сообщение клиента и сервера.

      Request Headers (Заголовки запроса) - используются только в запросах клиента.

      Response Headers (Заголовки ответа) - только для ответов от сервера.

      Entity Headers (Заголовки сущности) - сопровождают каждую сущность сообщения. В отдельный класс заголовки сущности выделены для того, чтобы не путать их с заголовками запроса или заголовками ответа при передаче множественного содержимого (MIME).

    Все необходимые для функционирования HTTP заголовки описаны в основных RFC . При необходимости можно создавать свои заголовки. Традиционно к именам таких дополнительных заголовков добавляют префикс "X-" для избежания конфликта имён с возможно существующими.

    Строки после главной строки запроса (GET /index.html HTTP/1.1) имеют следующий формат: Параметр: значение. Таким образом задаются параметры запроса. Это является необязательным, все строки после главной строки запроса могут отсутствовать; в этом случае сервер принимает их значение по умолчанию или по результатам предыдущего запроса (при работе в режиме Connection: Keep-Alive).

      Параметр Connection (соединение) - может принимать значения Keep-Alive и close. В HTTP 1.0 за передачей сервером затребованных данных следует разъединение с клиентом, и транзакция считается завершённой, если не передан заголовок Connection: Keep Alive. В HTTP 1.1 сервер по умолчанию не разрывает соединение и клиент может посылать другие запросы. Поскольку во многие документы встроены другие документы - изображения, кадры, апплеты и т.д., это позволяет сэкономить время и затраты клиента, которому в противном случае пришлось бы для получения всего одной страницы многократно соединяться с одним и тем же сервером. Таким образом, в HTTP 1.1 транзакция может циклически повторяться, пока клиент или сервер не закроет соединение явно.

      Параметр User-Agent - значением является "кодовое обозначение" браузера.

      Параметр Accept - список поддерживаемых браузером типов содержимого в порядке их предпочтения данным браузером.

      Параметр Host - имя домена, с которого запрашивается ресурс. Полезно, если на сервере имеется несколько виртуальных серверов под одним IP- адресом. В этом случае имя виртуального домена определяется по этому полю.

      Параметр Last-Modified (модифицирован в последний раз) (W3C Last-Modified) - дата и время последнего изменения документа. Используя его, клиент, подобно случаю с ETag, может обращаться к серверу с запросом "If-Modified-Since" - в этом случае сервер должен сравнить дату последней модификации копии, сохраненной на клиенте, с актуальной датой последней модификации. Если они совпадут, это значит, что копия в кэше клиента не устарела, и повторное скачивание не нужно (код ответа "304 Not Modified"). Last-Modified также необходим для корректной обработки сайта роботами, которые используют информацию о дате модификации страниц в целях сортировки результатов поиска по дате, а также для определения частоты обновляемости Вашего сайта.

    Для SSI документов Apache будет выдавать "Last-Modified" в том случае, если указана директива "XBitHack full" (например, в файле.htaccess)

      Параметр ETag (объектная метка) - появился в HTTP 1.1(W3C ETag). ETag служит для присвоения каждой странице уникального идентификатора, значение которого меняется при изменении страницы (документа). ETag представляет собой хеш («отпечаток») байтов документа, если в документе изменится хоть один байт, то изменится и ETag. ETag используется при кэшировании документа. Этот заголовок сохраняется на клиенте, и в случае повторного обращения к документу позволяет браузеру обратиться к серверу с запросом ‘If-None-Match’, а сервер должен по значению ETag- метки определить, не изменился ли документ(страница), и если нет, ответить кодом ‘304 Not Modified’.

      Параметр Expires (истечение)(W3C Expires) - он сообщает браузеру, какой временной промежуток можно считать, что копия страницы в кэше свежа, и вообще не обращаться к серверу с запросами. Это удобно для таких файлов, о которых вы точно знаете, что они не изменятся ближайший час/день/месяц: фоновая картинка страницы, например.

    Другие заголовки HTTP:

      HTTP_X_FORWARDED_FOR

      HTTP_X_FORWARDED

      HTTP_FORWARDED_FOR

    • HTTP_X_COMING_FROM

      HTTP_COMING_FROM

    • HTTP_X_CLUSTER_CLIENT_IP

    • HTTP_XROXY_CONNECTION

      HTTP_PROXY_CONNECTION

      HTTP_USERAGENT_VIA - прокси

    Пример анализа HTTP запроса

    HTTP запрос состоит из трех частей: строки запроса (ответа), раздела заголовка, за которым следует необязательное тело. Заголовки представляют собой простой текст, при этом каждый заголовок отделен от следующего символом новой строки(\r\n), в то время как тело может быть как текстом, так и бинарными данными. Тело отделяется от заголовков двумя символами новой строки.

    Заголовок запроса состоит из главной (первой) строки запроса и последующих строк, уточняющих запрос в главной строке. Последующие строки также могут отсутствовать.

    Клиент инициирует транзакцию следующим образом:

      Клиент устанавливает связь с сервером по назначенному номеру порта, официальный номер порта по умолчанию - 80. Затем клиент посылает запрос документа, указав метод, адрес документа и номер версии HTTP. Например, в главной строке запроса GET /index.html HTTP/1.1

      используется метод GET , которым с помощью версии 1.1 HTTP запрашивается документ index.html.

      Клиент посылает информацию заголовка (необязательную, заголовок host обязателен), чтобы сообщить серверу информацию о своей конфигурации и данные о форматах документов, которые он может принимать. Вся информация заголовка указывается построчно, при этом в каждой строке приводится имя и значение. Например, приведённый ниже заголовок, посланный клиентом, содержит его имя и номер версии, а также информацию о некоторых предпочтительных для клиента типах документов: Host: list.mail.ru User-Agent: Mozilla/5.0 (Ubuntu; X11; Linux x86_64; rv:8.0) Gecko/20100101 Firefox/8.0 Accept: text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8

      Завершается заголовок пустой строкой.

      Послав запрос и заголовки, клиент может отправить и дополнительные данные, например, для CGI скриптов.

    Сервер отвечает на запрос клиента следующим образом:

      Первая часть ответа сервера - строка состояния, содержащая три поля: версию HTTP, код состояния и описание. Поле версии содержит номер версии HTTP, которой данный сервер пользуется для передачи ответа. Код состояния - это трехразрядное число, обозначающее результат обработки сервером запроса клиента. Описание, следующее за кодом состояния, представляет собой просто понятный для человека текст, поясняющий код состояния. Например, строка состояния HTTP/1.1 304 Not Modified

      говорит о том, что сервер для ответа использует версию HTTP 1.1. Код состояния 304 означает, что клиент запросил документ методом GET, использовал заголовок If-Modified-Since или If-None-Match и документ не изменился с указанного момента.

      После строки состояния сервер передает клиенту информацию заголовка, содержащую данные о самом сервере и затребованном документе. Ниже приведен пример заголовка: Date: Thu, 15 Dec 2011 09:34:15 GMT Server: Apache/2.2.21 (Debian) X-Powered-By: PHP/5.3.8-1+b1 Expires: Thu, 19 Nov 1981 08:52:00 GMT Cache-Control: no-store, no-cache, must-revalidate, post-check=0, pre-check=0 Pragma: no-cache Vary: Accept-Encoding Content-Encoding: gzip Keep-Alive: timeout=5, max=100 Connection: Keep-Alive Content-Type: text/html; charset=utf-8

      Завершает заголовок пустая строка.

      Если запрос клиента успешен, то посылаются затребованные данные. Это может быть копия файла или результат выполнения CGI- программы. Если запрос клиента удовлетворить нельзя, передаются дополнительные данные в виде понятного для пользователя разъяснения причин, по которым сервер не смог выполнить данный запрос.

    HTTP status code

    Код состояния HTTP (HTTP status code) является частью первой строки ответа сервера. Он представляет собой целое число из трех цифр. Первая цифра указывает на класс состояния. За кодом ответа обычно следует отделённая пробелом поясняющая фраза на английском языке, которая разъясняет человеку причину именно такого ответа.

    Клиент может не знать все коды состояния, но он обязан отреагировать в соответствии с классом кода. В настоящее время выделено пять классов кодов состояния:

      1xx : Informational (Информационные). Информационные коды состояния, сообщающие клиенту, что сервер пребывает в процессе обработки запроса. Реакция клиента на данные коды не требуется;

      2xx : Success (Успешно).

      1. 200 OK (Хорошо). Появился в HTTP/1.0. Успешный запрос ресурса. Если клиентом были запрошены какие-либо данные, то они находятся в заголовке и/или теле сообщения.

      3xx : Redirection (Перенаправление(переадресация)). Коды класса 3xx сообщают клиенту, что для успешного выполнения операции необходимо сделать другой запрос (как правило по другому URI). Из данного класса пять кодов 301, 302, 303, 305 и 307 относятся непосредственно к перенаправлениям (редирект). Адрес, по которому клиенту следует произвести запрос, сервер указывает в заголовке Location. Многие клиенты при перенаправлениях с кодами 301 и 302 ошибочно применяют метод GET ко второму ресурсу несмотря на то, что к первому запрос был с иным методом. Чтобы избежать недоразумений в версии HTTP/1.1 были введены коды 303 и 307 вместо 302. Изменять метод запроса нужно только если сервер ответил 303. В остальных случаях следующий запрос производить с исходным методом.

      1. 302 Found (Найдено). Введено в HTTP/1.0. Запрошенный документ временно доступен по другому URI , указанному в заголовке в поле Location.

      4xx : Client Error (Ошибка клиента). Класс кодов 4xx предназначен для указания ошибок со стороны клиента. При использовании всех методов, кроме HEAD , сервер должен вернуть в теле сообщения гипертекстовое пояснение для пользователя.

      1. 404 Not Found (Не найдено). Появился в HTTP/1.0. Сервер понял запрос, но не нашёл соответствующего ресурса по указанному URI .

      5xx : Server Error (Ошибка сервера)

    Ссылки по теме HTTP 1.1

    HTTP/2

    HTTP/2 (изначально HTTP/2.0) - вторая крупная версия сетевого протокола HTTP. Протокол основан на SPDY (HTTP-совместимый протокол, разработанный Google).

    Протокол HTTP/2 является бинарным. По сравнению с предыдущим стандартом изменены способы разбития данных на фрагменты и транспортирования их между сервером и клиентом.

    В HTTP/2 сервер имеет право послать то содержимое, которое ещё не было запрошено клиентом. Это позволит серверу сразу выслать дополнительные файлы, которые потребуются браузеру для отображения страниц, без необходимости анализа браузером основной страницы и запрашивания необходимых дополнений.

HTTP (HyperText Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста) был разработан как основа World Wide Web.

Работа по протоколу HTTP происходит следующим образом: программа-клиент устанавливает TCP-соединение с сервером (стандартный номер порта-80) и выдает ему HTTP-запрос. Сервер обрабатывает этот запрос и выдает HTTP-ответ клиенту.

Структура HTTP-запроса

HTTP-запрос состоит из заголовка запроса и тела запроса, разделенных пустой строкой. Тело запроса может отсутствовать.

Заголовок запроса состоит из главной (первой) строки запроса и последующих строк, уточняющих запрос в главной строке. Последующие строки также могут отсутствовать.

Запрос в главной строке состоит из трех частей, разделенных пробелами:

Метод (иначе говоря, команда HTTP):

GET - запрос документа. Наиболее часто употребляемый метод; в HTTP/0.9, говорят, он был единственным.

HEAD - запрос заголовка документа. Отличается от GET тем, что выдается только заголовок запроса с информацией о документе. Сам документ не выдается.

POST - этот метод применяется для передачи данных CGI-скриптам. Сами данные следуют в последующих строках запроса в виде параметров.

PUT - разместить документ на сервере. Насколько я знаю, используется редко. Запрос с этим методом имеет тело, в котором передается сам документ.

Ресурс - это путь к определенному файлу на сервере, который клиент хочет получить (или разместить - для метода PUT). Если ресурс - просто какой-либо файл для считывания, сервер должен по этому запросу выдать его в теле ответа. Если же это путь к какому-либо CGI-скрипту, то сервер запускает скрипт и возвращает результат его выполнения. Кстати, благодаря такой унификации ресурсов для клиента практически безразлично, что он представляет собой на сервере.

Версия протокола -версия протокола HTTP, с которой работает клиентская программа.

Таким образом, простейший HTTP-запрос может выглядеть следующим образом:

Здесь запрашивается корневой файл из корневой директории web-сервера.

Строки после главной строки запроса имеют следующий формат:

Параметр: значениe .

Таким образом задаются параметры запроса. Это является необязательным, все строки после главной строки запроса могут отсутствовать; в этом случае сервер принимает их значение по умолчанию или по результатам предыдущего запроса (при работе в режиме Keep-Alive).

Перечислю некоторые наиболее употребительные параметры HTTP-запроса:

Connection (соединение)- может принимать значения Keep-Alive и close. Keep-Alive ("оставить в живых") означает, что после выдачи данного документа соединение с сервером не разрывается, и можно выдавать еще запросы. Большинство браузеров работают именно в режиме Keep-Alive, так как он позволяет за одно соединение с сервером "скачать" html-страницу и рисунки к ней. Будучи однажды установленным, режим Keep-Alive сохраняется до первой ошибки или до явного указания в очередном запросе Connection: close.
close ("закрыть") - соединение закрывается после ответа на данный запрос.

User-Agent - значением является "кодовое обозначение" браузера, например:

Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.0; Windows 95; DigExt)

Accept - список поддерживаемых браузером типов содержимого в порядке их предпочтения данным браузером, например для моего IE5:

Accept: image/gif, image/x-xbitmap, image/jpeg, image/pjpeg, application/vnd.ms-excel, application/msword, application/vnd.ms-powerpoint, */*

Это, очевидно, нужно для случая, когда сервер может выдавать один и тот же документ в разных форматах.

Значение этого параметра используется в основном CGI-скриптами для формирования ответа, адаптированного для данного браузера.

Referer - URL, с которого перешли на этот ресурс.

Host - имя хоста, с которого запрашивается ресурс. Полезно, если на сервере имеется несколько виртуальных серверов под одним IP-адресом. В этом случае имя виртуального сервера определяется по этому полю.

Accept-Language - поддерживаемый язык. Имеет значение для сервера, который может выдавать один и тот же документ в разных языковых версиях.

Формат HTTP-ответа

Формат ответа очень похож на формат запроса: он также имеет заголовок и тело, разделенное пустой строкой.

Заголовок также состоит из основной строки и строк параметров, но формат основной строки отличается от таковой в заголовке запроса.

Основная строка запроса состоит из 3-х полей, разделенных пробелами:

Версия протокола - аналогичен соответствующему параметру запроса.

Код ошибки - кодовое обозначение "успешности" выполнения запроса. Код 200 означает "все нормально" (OK).

Словесное описание ошибки - "расшифровка" предыдущего кода. Например для 200 это OK, для 500 - Internal Server Error.

Наиболее употребительные параметры http-ответа:

Connection - аналогичен соответствующему параметру запроса.
Если сервер не поддерживает Keep-Alive (есть и такие), то значение Connection в ответе всегда close.

Поэтому, на мой взгляд, правильной тактикой браузера является следующая:
1. выдать в запросе Connection: Keep-Alive;
2. о состоянии соединения судить по полю Connection в ответе.

Content-Type ("тип содержимого") - содержит обозначение типа содержимого ответа.

В зависимости от значения Content-Type браузер воспринимает ответ как HTML-страницу, картинку gif или jpeg, как файл, который надо сохранить на диске, или как что-либо еще и предпринимает соответствующие действия. Значение Content-Type для браузера аналогично значению расширения файла для Windows.

Некоторые типы содержимого:

text/html - текст в формате HTML (веб-страница);
text/plain - простой текст (аналогичен "блокнотовскому");
image/jpeg - картинка в формате JPEG;
image/gif - то же, в формате GIF;
application/octet-stream - поток "октетов" (т.е. просто байт) для записи на диск.

На самом деле типов содержимого гораздо больше.

Content-Length ("длина содержимого") - длина содержимого ответа в байтах.

Last-Modified ("Модифицирован в последний раз") - дата последнего изменения документа.

HTTP - это протокол передачи гипертекста между распределёнными системами. По сути, http является фундаментальным элементом современного Web-а. Как уважающие себя веб разработчики, мы должны знать о нём как можно больше.

Давайте взглянем на этот протокол через призму нашей профессии. В первой части пройдёмся по основам, посмотрим на запросы/ответы. В следующей статье разберём уже более детальные фишки, такие как кэширование, обработка подключения и аутентификация.

Также в этой статье я буду, в основном, ссылаться на стандарт RFC 2616 : Hypertext Transfer Protocol -- HTTP/1.1.

Основы HTTP

HTTP обеспечивает общение между множеством хостов и клиентов, а также поддерживает целый ряд сетевых настроек.

В основном, для общения используется TCP/IP, но это не единственный возможный вариант. По умолчанию, TCP/IP использует порт 80, но можно заюзать и другие.

Общение между хостом и клиентом происходит в два этапа: запрос и ответ. Клиент формирует HTTP запрос, в ответ на который сервер даёт ответ (сообщение). Чуть позже, мы более подробно рассмотрим эту схему работы.

Текущая версия протокола HTTP - 1.1, в которой были введены некоторые новые фишки. На мой взгляд, самые важные из них это: поддержка постоянно открытого соединения, новый механизм передачи данных chunked transfer encoding, новые заголовки для кэширования. Что-то из этого мы рассмотрим во второй части данной статьи.

URL

Сердцевиной веб-общения является запрос, который отправляется через Единый указатель ресурсов (URL). Я уверен, что вы уже знаете, что такое URL адрес, однако для полноты картины, решил всё-таки сказать пару слов. Структура URL очень проста и состоит из следующих компонентов:

Протокол может быть как http для обычных соединений, так и https для более безопасного обмена данными. Порт по умолчанию - 80. Далее следует путь к ресурсу на сервере и цепочка параметров.

Методы

С помощью URL, мы определяем точное название хоста, с которым хотим общаться, однако какое действие нам нужно совершить, можно сообщить только с помощью HTTP метода. Конечно же существует несколько видов действий, которые мы можем совершить. В HTTP реализованы самые нужные, подходящие под нужды большинства приложений.

Существующие методы:

GET : получить доступ к существующему ресурсу. В URL перечислена вся необходимая информация, чтобы сервер смог найти и вернуть в качестве ответа искомый ресурс.

POST : используется для создания нового ресурса. POST запрос обычно содержит в себе всю нужную информацию для создания нового ресурса.

PUT : обновить текущий ресурс. PUT запрос содержит обновляемые данные.

DELETE : служит для удаления существующего ресурса.

Данные методы самые популярные и чаще всего используются различными инструментами и фрэймворками. В некоторых случаях, PUT и DELETE запросы отправляются посредством отправки POST, в содержании которого указано действие, которое нужно совершить с ресурсом: создать, обновить или удалить.

Также HTTP поддерживает и другие методы:

HEAD : аналогичен GET. Разница в том, что при данном виде запроса не передаётся сообщение. Сервер получает только заголовки. Используется, к примеру, для того чтобы определить, был ли изменён ресурс.

TRACE : во время передачи запрос проходит через множество точек доступа и прокси серверов, каждый из которых вносит свою информацию: IP, DNS. С помощью данного метода, можно увидеть всю промежуточную информацию.

OPTIONS : используется для определения возможностей сервера, его параметров и конфигурации для конкретного ресурса.

Коды состояния

В ответ на запрос от клиента, сервер отправляет ответ, который содержит, в том числе, и код состояния. Данный код несёт в себе особый смысл для того, чтобы клиент мог отчётливей понять, как интерпретировать ответ:

1xx: Информационные сообщения

Набор этих кодов был введён в HTTP/1.1. Сервер может отправить запрос вида: Expect: 100-continue, что означает, что клиент ещё отправляет оставшуюся часть запроса. Клиенты, работающие с HTTP/1.0 игнорируют данные заголовки.

2xx: Сообщения об успехе

Если клиент получил код из серии 2xx, то запрос ушёл успешно. Самый распространённый вариант - это 200 OK. При GET запросе, сервер отправляет ответ в теле сообщения. Также существуют и другие возможные ответы:

  • 202 Accepted : запрос принят, но может не содержать ресурс в ответе. Это полезно для асинхронных запросов на стороне сервера. Сервер определяет, отправить ресурс или нет.
  • 204 No Content : в теле ответа нет сообщения.
  • 205 Reset Content : указание серверу о сбросе представления документа.
  • 206 Partial Content : ответ содержит только часть контента. В дополнительных заголовках определяется общая длина контента и другая инфа.

3xx: Перенаправление

Своеобразное сообщение клиенту о необходимости совершить ещё одно действие. Самый распространённый вариант применения: перенаправить клиент на другой адрес.

  • 301 Moved Permanently : ресурс теперь можно найти по другому URL адресу.
  • 303 See Other : ресурс временно можно найти по другому URL адресу. Заголовок Location содержит временный URL.
  • 304 Not Modified : сервер определяет, что ресурс не был изменён и клиенту нужно задействовать закэшированную версию ответа. Для проверки идентичности информации используется ETag (хэш Сущности - Enttity Tag);

4xx: Клиентские ошибки

Данный класс сообщений используется сервером, если он решил, что запрос был отправлен с ошибкой. Наиболее распространённый код: 404 Not Found. Это означает, что ресурс не найден на сервере. Другие возможные коды:

  • 400 Bad Request : вопрос был сформирован неверно.
  • 401 Unauthorized : для совершения запроса нужна аутентификация. Информация передаётся через заголовок Authorization.
  • 403 Forbidden : сервер не открыл доступ к ресурсу.
  • 405 Method Not Allowed : неверный HTTP метод был задействован для того, чтобы получить доступ к ресурсу.
  • 409 Conflict : сервер не может до конца обработать запрос, т.к. пытается изменить более новую версию ресурса. Это часто происходит при PUT запросах.

5xx: Ошибки сервера

Ряд кодов, которые используются для определения ошибки сервера при обработке запроса. Самый распространённый: 500 Internal Server Error. Другие варианты:

  • 501 Not Implemented : сервер не поддерживает запрашиваемую функциональность.
  • 503 Service Unavailable : это может случиться, если на сервере произошла ошибка или он перегружен. Обычно в этом случае, сервер не отвечает, а время, данное на ответ, истекает.

Форматы сообщений запроса/ответа

На следующем изображении вы можете увидеть схематично оформленный процесс отправки запроса клиентом, обработка и отправка ответа сервером.

Давайте посмотрим на структуру передаваемого сообщения через HTTP:

Message = *() CRLF [] = Request-Line | Status-Line = Field-Name ":" Field-Value

Между заголовком и телом сообщения должна обязательно присутствовать пустая строка. Заголовков может быть несколько:

Тело ответа может содержать полную информацию или её часть, если активирована соответствующая возможность (Transfer-Encoding: chunked). HTTP/1.1 также поддерживает заголовок Transfer-Encoding.

Общие заголовки

Вот несколько видов заголовков, которые используются как в запросах, так и в ответах:

General-header = Cache-Control | Connection | Date | Pragma | Trailer | Transfer-Encoding | Upgrade | Via | Warning

Что-то мы уже рассмотрели в этой статье, что-то подробней затронем во второй части.

Заголовок via используется в запросе типа TRACE, и обновляется всеми прокси-серверами.

Заголовок Pragma используется для перечисления собственных заголовков. К примеру, Pragma: no-cache - это то же самое, что Cache-Control: no-cache. Подробнее об этом поговорим во второй части.

Заголовок Date используется для хранения даты и времени запроса/ответа.

Заголовок Upgrade используется для изменения протокола.

Transfer-Encoding предназначается для разделения ответа на несколько фрагментов с помощью Transfer-Encoding: chunked. Это нововведение версии HTTP/1.1.

Заголовки сущностей

В заголовках сущностей передаётся мета-информация контента:

Entity-header = Allow | Content-Encoding | Content-Language | Content-Length | Content-Location | Content-MD5 | Content-Range | Content-Type | Expires | Last-Modified

Все заголовки с префиксом Content- предоставляют информацию о структуре, кодировке и размере тела сообщения.

Заголовок Expires содержит время и дату истечения сущности. Значение “never expires” означает время + 1 код с текущего момента. Last-Modified содержит время и дату последнего изменения сущности.

С помощью данных заголовков, можно задать нужную для ваших задач информацию.

Формат запроса

Запрос выглядит примерно так:

Request-Line = Method SP URI SP HTTP-Version CRLF Method = "OPTIONS" | "HEAD" | "GET" | "POST" | "PUT" | "DELETE" | "TRACE"

SP - это разделитель между токенами. Версия HTTP указывается в HTTP-Version. Реальный запрос выглядит так:

GET /articles/http-basics HTTP/1.1 Host: www.articles.com Connection: keep-alive Cache-Control: no-cache Pragma: no-cache Accept: text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8

Список возможных заголовков запроса:

Request-header = Accept | Accept-Charset | Accept-Encoding | Accept-Language | Authorization | Expect | From | Host | If-Match | If-Modified-Since | If-None-Match | If-Range | If-Unmodified-Since | Max-Forwards | Proxy-Authorization | Range | Referer | TE | User-Agent

В заголовке Accept определяется поддерживаемые mime типы, язык, кодировку символов. Заголовки From, Host, Referer и User-Agent содержат информацию о клиенте. Префиксы If- предназначены для создания условий. Если условие не прошло, то возникнет ошибка 304 Not Modified.

Формат ответа

Формат ответа отличается только статусом и рядом заголовков. Статус выглядит так:

Status-Line = HTTP-Version SP Status-Code SP Reason-Phrase CRLF

  • HTTP версия
  • Код статуса
  • Сообщение статуса, понятное для человека

Обычный статус выглядит примерно так:

HTTP/1.1 200 OK

Заголовки ответа могут быть следующими:

Response-header = Accept-Ranges | Age | ETag | Location | Proxy-Authenticate | Retry-After | Server | Vary | WWW-Authenticate

  • Age время в секундах, когда сообщение было создано на сервере.
  • ETag MD5 сущности для проверки изменений и модификаций ответа.
  • Location используется для перенаправления и содержит новый URL адрес.
  • Server определяет сервер, где было сформирован ответ.

Думаю, на сегодня теории достаточно. Теперь давайте взглянем на инструменты, которыми мы можем пользоваться для мониторинга HTTP сообщений.

Инструменты для определения HTTP трафика

Существует множество инструментов для мониторинга HTTP трафика. Вот несколько из них:

Наиболее часто используемый - это Chrome Developers Tools:

Если говорить об отладчике, можно воспользоваться Fiddler :

Для отслеживания HTTP трафика вам потребуется curl, tcpdump и tshark.

Библиотеки для работы с HTTP - jQuery AJAX

Поскольку jQuery очень популярен, в нём также есть инструментарий для обработки HTTP ответов при AJAX запросах. Информацию о jQuery.ajax(settings) можете найти на официальном сайте .

Передав объект настроек (settings), а также воспользовавшись функцией обратного вызова beforeSend, мы можем задать заголовки запроса, с помощью метода setRequestHeader().

$.ajax({ url: "http://www.articles.com/latest", type: "GET", beforeSend: function (jqXHR) { jqXHR.setRequestHeader("Accepts-Language", "en-US,en"); } });

Если хотите обработать статус запроса, то это можно сделать так:

$.ajax({ statusCode: { 404: function() { alert("page not found"); } } });

Итог

Вот такой вот он, тур по основам протокола HTTP. Во второй части будет ещё больше интересных фактов и примеров.

.) Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя данный протокол является текстовым.

Прокси-серверы

История развития

HTTP/0.9

Кроме обычного метода GET , различают ещё и . Условные запросы GET содержат заголовки If-Modified-Since , If-Match , If-Range и подобные. Частичные GET содержат в запросе Range . Порядок выполнения подобных запросов определён стандартами отдельно.

HEAD

Аналогичен методу GET , за исключением того, что в ответе сервера отсутствует тело. Запрос HEAD обычно применяется для извлечения метаданных , проверки наличия ресурса (валидация URL) и чтобы узнать, не изменился ли он с момента последнего обращения.

Заголовки ответа могут кэшироваться. При несовпадении метаданных ресурса с соответствующей информацией в кэше копия ресурса помечается как устаревшая.

POST

Применяется для передачи пользовательских данных заданному ресурсу. Например, в блогах посетители обычно могут вводить свои комментарии к записям в HTML-форму, после чего они передаются серверу методом POST и он помещает их на страницу. При этом передаваемые данные (в примере с блогами - текст комментария) включаются в тело запроса. Аналогично с помощью метода POST обычно загружаются файлы на сервер.

В отличие от метода GET , метод POST не считается идемпотентным , то есть многократное повторение одних и тех же запросов POST может возвращать разные результаты (например, после каждой отправки комментария будет появляться одна копия этого комментария).

При результате выполнения 200 (Ok) в тело ответа следует включить сообщение об итоге выполнения запроса. Если был создан ресурс, то серверу следует вернуть ответ 201 (Created) с указанием URI нового ресурса в заголовке Location .

Сообщение ответа сервера на выполнение метода POST не кэшируется.

PUT

Применяется для загрузки содержимого запроса на указанный в запросе URI. Если по заданному URI не существовало ресурса, то сервер создаёт его и возвращает статус 201 (Created). Если же был изменён ресурс, то сервер возвращает 200 (Ok) или 204 (No Content). Сервер не должен игнорировать некорректные заголовки Content-* передаваемые клиентом вместе с сообщением. Если какой-то из этих заголовков не может быть распознан или не допустим при текущих условиях, то необходимо вернуть код ошибки 501 (Not Implemented).

Фундаментальное различие методов POST и PUT заключается в понимании предназначений URI ресурсов. Метод POST предполагает, что по указанному URI будет производиться обработка передаваемого клиентом содержимого. Используя PUT , клиент предполагает, что загружаемое содержимое соответствует находящемуся по данному URI ресурсу.

Сообщения ответов сервера на метод PUT не кэшируются.

PATCH

Аналогично PUT, но применяется только к фрагменту ресурса.

DELETE

Удаляет указанный ресурс.

TRACE

Возвращает полученный запрос так, что клиент может увидеть, какую информацию промежуточные серверы добавляют или изменяют в запросе.

LINK

Устанавливает связь указанного ресурса с другими.

UNLINK

Убирает связь указанного ресурса с другими.

CONNECT

Преобразует соединение запроса в прозрачный TCP/IP туннель, обычно чтобы содействовать установлению защищенного SSL соединения через нешифрованный прокси.

Коды состояния

Код состояния является частью первой строки ответа сервера. Он представляет собой целое число из трех арабских цифр . Первая цифра указывает на класс состояния. За кодом ответа обычно следует отделённая пробелом поясняющая фраза на английском языке, которая разъясняет человеку причину именно такого ответа. Примеры:

201 Webpage Created 403 Access allowed only for registered users 507 Insufficient Storage

Клиент узнаёт по коду ответа о результатах его запроса и определяет, какие действия ему предпринимать дальше. Набор кодов состояния является стандартом, и они описаны в соответствующих документах RFC . Введение новых кодов должно производиться только после согласования с IETF . Клиент может не знать все коды состояния, но он обязан отреагировать в соответствии с классом кода.

В настоящее время выделено пять классов кодов состояния.

1xx Informational (рус. Информационный )

В этот класс выделены коды, информирующие о процессе передачи. В HTTP/1.0 сообщения с такими кодами должны игнорироваться. В HTTP/1.1 клиент должен быть готов принять этот класс сообщений как обычный ответ, но ничего отправлять серверу не нужно. Сами сообщения от сервера содержат только стартовую строку ответа и, если требуется, несколько специфичных для ответа полей заголовка. Прокси-серверы подобные сообщения должны отправлять дальше от сервера к клиенту.

2xx Success (рус. Успех )

Сообщения данного класса информируют о случаях успешного принятия и обработки запроса клиента. В зависимости от статуса сервер может ещё передать заголовки и тело сообщения.

3xx Redirection (рус. Перенаправление )

Коды класса 3xx сообщают клиенту что для успешного выполнения операции необходимо сделать другой запрос (как правило по другому URI). Из данного класса пять кодов , , , и относятся непосредственно к перенаправлениям (редирект). Адрес, по которому клиенту следует произвести запрос, сервер указывает в заголовке Location . При этом допускается использование фрагментов в целевом URI.

4xx Client Error (рус. Ошибка клиента )

Класс кодов 4xx предназначен для указания ошибок со стороны клиента. При использовании всех методов, кроме HEAD , сервер должен вернуть в теле сообщения гипертекстовое пояснение для пользователя.

Для запоминания значений кодов с 400 по 417 существуют приёмы иллюстративной мнемотехники

5xx Server Error (рус. Ошибка сервера )

Коды 5xx выделены под случаи неудачного выполнения операции по вине сервера. Для всех ситуаций, кроме использования метода HEAD , сервер должен включать в тело сообщения объяснение, которое клиент отобразит пользователю.

Заголовки

Тело сообщения

Тело HTTP сообщения (message-body), если оно присутствует, используется для передачи тела объекта, связанного с запросом или ответом. Тело сообщения (message-body) отличается от тела объекта (entity-body) только в том случае, когда применяется кодирование передачи, что указывается полем заголовка Transfer-Encoding.

Message-body = entity-body |

Поле Transfer-Encoding должно использоваться для указания любого кодирования передачи, примененного приложением в целях гарантирования безопасной и правильной передачи сообщения. Поле Transfer-Encoding - это свойство сообщения, а не объекта, и, таким образом, может быть добавлено или удалено любым приложением в цепочке запросов/ответов.

Правила, устанавливающие допустимость тела сообщения в сообщении, отличны для запросов и ответов.

Присутствие тела сообщения в запросе отмечается добавлением к заголовкам запроса поля заголовка Content-Length или Transfer-Encoding. Тело сообщения (message-body) МОЖЕТ быть добавлено в запрос только когда метод запроса допускает тело объекта (entity-body).

Включается или не включается тело сообщения (message-body) в сообщение ответа зависит как от метода запроса, так и от кода состояния ответа. Все ответы на запрос с методом HEAD не должны включать тело сообщения (message-body), даже если присутствуют поля заголовка объекта (entity-header), заставляющие поверить в присутствие объекта. Никакие ответы с кодами состояния 1xx (Информационные), 204 (Нет содержимого, No Content), и 304 (Не модифицирован, Not Modified) не должны содержать тела сообщения (message-body). Все другие ответы содержат тело сообщения, даже если оно имеет нулевую длину.

Примеры диалогов HTTP

Обычный GET-запрос

Различают два основных типа согласований:

  • Управляемое сервером (англ. Server-Driven ).
  • Управляемое клиентом (англ. Agent-Driven ).

Одновременно могут быть использованы оба типа или каждый из них по отдельности.

В основной спецификации по протоколу (RFC 2616) также выделяется так называемое прозрачное согласование (англ. Transparent Negotiation ) как предпочтительный вариант комбинирования обоих типов. Последний механизм не следует путать с независимой технологией Transparent Content Negotiation (TCN, рус. Прозрачное согласование содержимого , см. RFC 2295), которая не является частью протокола HTTP, но может использоваться с ним. У обоих существенное различие в принципе работы и самом значении слова «прозрачное» (transparent). В спецификации по HTTP под прозрачностью подразумевается, что процесс не заметен для клиента и сервера, а в технологии TCN прозрачность означает доступность полного списка вариантов ресурса для всех участников процесса доставки данных.

Управляемое сервером

При наличии нескольких версий ресурса сервер может анализировать заголовки запроса клиента, чтобы выдать, по его мнению, наиболее подходящую. В основном анализируются заголовки Accept , Accept-Charset , Accept-Encoding , Accept-Languages и User-Agent . Серверу желательно включать в ответ заголовок Vary с указанием параметров, по которым различается содержимое по запрашиваемому URI.

Географическое положение клиента можно определить по удалённому IP-адресу . Это возможно за счёт того что IP-адреса, как и доменные имена , регистрируются на конкретного человека или организацию. При регистрации указывается регион, в котором будет использоваться желаемое адресное пространство. Эти данные общедоступны, и в Интернете можно найти соответствующие свободно распространяемые базы данных и готовые программные модули для работы с ними (следует ориентироваться на ключевые слова «Geo IP»).

Следует помнить что такой метод способен определить местоположение максимум с точностью до города (отсюда определяется и страна). При этом информация актуальна только на момент регистрации адресного пространства. Например, если московский провайдер зарегистрирует диапазон адресов с указанием Москвы и начнёт предоставлять доступ клиентам из ближайшего Подмосковья, то его абоненты могут на некоторых сайтах наблюдать, что они из Москвы, а не из Красногорска или Дзержинского .

Управляемое сервером согласование имеет несколько недостатков:

  • Сервер только предполагает, какой вариант наиболее предпочтителен для конечного пользователя, но не может знать точно, что именно нужно в данный момент (например, версия на русском языке или английском).
  • Заголовков группы Accept передаётся много, а ресурсов с несколькими вариантами - мало. Из-за этого оборудование испытывает избыточную нагрузку.
  • Общему кэшу создаётся ограничение возможности выдавать один и тот же ответ на идентичные запросы от разных пользователей.
  • Передача заголовков Accept также может раскрывать некоторые сведения о его предпочтениях, таких как используемые языки, браузер, кодировка.

Управляемое клиентом

В данном случае тип содержимого определяется только на стороне клиента. Для этого сервер возвращает с кодом состояния 300 (Multiple Choices) или 406 (Not Acceptable) список вариантов, среди которых пользователь выбирает подходящий. Управляемое клиентом согласование хорошо, когда содержимое различается по самым частым параметрам (например, по языку и кодировке) и используется публичный кэш.

Основной недостаток - лишняя нагрузка, так как приходится делать дополнительный запрос, чтобы получить нужное содержимое.

Прозрачное согласование

Данное согласование полностью прозрачно для клиента и сервера. В данном случае используется общий кэш, в котором содержится список вариантов, как для управляемого клиентом согласования. Если кэш понимает все эти варианты, то он сам делает выбор, как при управляемом сервером согласовании. Это снижает нагрузки с исходного сервера и исключает дополнительный запрос со стороны клиента.

В основной спецификации по протоколу HTTP механизм прозрачного согласования подробно не описан.

Множественное содержимое

Протокол HTTP поддерживает передачу нескольких сущностей в пределах одного сообщения. Причём сущности могут передаваться не только в виде одноуровневой последовательности, но в виде иерархии с вложением элементов друг в друга. Для обозначения множественного содержимого используются медиатипы multipart/* . Работа с такими типами осуществляется по общим правилам, описанным в RFC 2046 (если иное не определено конкретным медиа типом). Если получателю не известно как работать с типом, то он обрабатывает его так же, как multipart/mixed .

Параметр boundary означает разделитель между различными типами передаваемых сообщений. Например передаваемый из формы параметр DestAddress передает значение e-mail адреса, а последущий за ним элемент AttachedFile1 отправляет двоичное содержимое изображения формата.jpg

Со стороны сервера сообщения со множественным содержимым могут посылаться в ответ на при запросе нескольких фрагментов ресурса. В этом случае используется медиа тип multipart/byteranges .

Со стороны клиента при отправке HTML -формы чаще всего пользуются методом POST . Типичный пример: страницы отправки электронных писем со вложенными файлами. При отправке такого письма браузер формирует сообщение типа multipart/form-data , интегрируя в него как отдельные части, введённые пользователем, тему письма, адрес получателя, сам текст и вложенные файлы:

POST /send-message.html HTTP/1.1 Host: mail.example.com Referer: http://mail.example.com/send-message.html User-Agent: BrowserForDummies/4.67b Content-Type: multipart/form-data; boundary="Asrf456BGe4h" Content-Length: (суммарный объём, включая дочерние заголовки) Connection: keep-alive Keep-Alive: 300 (пустая строка) (отсутствующая преамбула) --Asrf456BGe4h Content-Disposition: form-data; name="DestAddress" (пустая строка) [email protected] --Asrf456BGe4h Content-Disposition: form-data; name="MessageTitle" (пустая строка) Я негодую --Asrf456BGe4h Content-Disposition: form-data; name="MessageText" (пустая строка) Привет, Василий! Твой ручной лев, которого ты оставил у меня на прошлой неделе, разодрал весь мой диван. Пожалуйста, забери его скорее! Во вложении две фотки с последствиями. --Asrf456BGe4h Content-Disposition: form-data; name="AttachedFile1"; filename="horror-photo-1.jpg" Content-Type: image/jpeg (пустая строка) (двоичное содержимое первой фотографии) --Asrf456BGe4h Content-Disposition: form-data; name="AttachedFile2"; filename="horror-photo-2.jpg" Content-Type: image/jpeg (пустая строка) (двоичное содержимое второй фотографии) --Asrf456BGe4h-- (отсутствующий эпилог)

В примере в заголовках Content-Disposition параметр name соответствует атрибуту name в HTML-тегах и