Развитие психологической устойчивости личности, преодоление сложностей жизни в современных условиях. Психологическая устойчивость: как быть готовым ко всему

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия на индивида.

Психологическая устойчивость как свойство личности формируется у человека в процессе всего его развития и не является генетически обусловленным. Поэтому одни люди на стресс реагируют моментально и поддаются воздействию негативных эмоций: переживают, волнуются, нервничают, становятся подавленными и расстроенными.

А другие люди, оказавшись в подобных стрессовых ситуациях, словно уже давно готовы к развитию событий: воспринимают всё легко и не напрягаются, сохраняют самообладание, остаются более или менее спокойными. Весь секрет заключается в индивидуальном уровне нервно психологической устойчивости людей.

Уровень психологической устойчивости личности зависит от таких факторов как здоровая нервная система человека, способов его воспитания, жизненный опыт, уровень личностного развития и т.д.

Нервно — психологическая устойчивость характеризуется гибкостью и мобильностью психики человека в постоянно меняющихся условиях.

Психологическая устойчивость работает примерно так: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаются все трудности, которые и вызывают негативные эмоции.

Психика начинает искать способы преодоления этих трудностей, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

При психологической неустойчивости психики происходит хаотический поиск способа преодоления осознаваемых трудностей, вызывающие их усугубление, вследствие чего происходит повышение уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Не сложно понять, что основной причиной подверженности стрессовым состояниям является отсутствие эффективных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы, ощущения полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль и самообладание в критических обстоятельствах.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а развитие в себе психологической устойчивости к ним.

Самый элементарный способ повышения психологической устойчивости — это систематическая разгрузка нервной системы. Человек становится раздражительным, нервным, уставшим, если он не чередует работу с отдыхом или не умеет полноценно отдыхать. Здоровый сон, активный отдых на свежем воздухе, занятие любимым увлечением приведут нервную систему в порядок.

На повышение психологической устойчивости оказывают непосредственное влияние условия, в которых живёт индивид.

Человеку с реактивным типом нервной системы нравится интенсивный образ жизни, частая смена обстановки, активность. Такому человеку не будет комфортно сидеть на одном месте без возможности выплеснуть свою энергию. Чтобы психика была более устойчивой, нужно чтобы образ жизни человека соответствовал его природным предрасположенностям.

На повышение психологической устойчивости очень хорошо сказывается воспитание человеком в себе философского отношения к жизни.


Примите тот факт, что некоторые обстоятельства мы не можем изменить, ситуации в жизни случаются и все тут. А если человек не способен изменить обстоятельства, то он лишь в силах изменить своё отношение к ним.

Сложные ситуации нужно научиться воспринимать не как что — то, что происходит во вред лично вам, но как что — то просто имеющее место быть.

Как только человек позволяет событиям идти своим чередом, не заостряя на них своего внимания и не реагируя эмоционально, они проходят легче и быстрее. Учитесь воспринимать все происходящее нейтрально, особенно если это касается сложных ситуаций.

Психическое здоровье человека тесно взаимосвязано с такими качествами его личности как юмор, позитивное мышление, самоирония и самокритичность.

Для формирования психологической устойчивости очень важно сохранять позитивный образ самого себя и культивировать в себе положительное отношение к своей личности, принимать себя таким, какой есть. Развивать целостность своей личности, жить в гармонии с самим собой, своими принципами, убеждениями и мировоззрением. Стремиться к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Это все оказывает прямое конструктивное воздействие на повышение психологической устойчивости.

Факторы, которые влияют на повышение психологической устойчивости:

Социальная среда и ближайшее окружение
Самооценка и отношение к самому себе
Самореализация и самовыражение
Независимость и самодостаточность
Соответствие между тем, каким вы себя видите и тем, какой вы есть на самом деле
Вера и духовность
Наличие позитивных эмоций
Осознание своего смысла жизни, целеустремлённость, принятие себя и т.д. и т.п.

Психологическая устойчивость способна придать любому человеку состояние удовлетворённости жизнью и ощущение гармонии, нормализовать психику и повысить работоспособность, подарить новые стимулы, спокойствие и способность стать цельной и сильной личностью.

Продуктивное функционирование, адекватная саморегуляция, динамичное развитие, довольно полная адаптация возможны в случае психической устойчивости личности.

Что позволяет человеку сохранять настоящую внутреннее равновесие, находить душевный покой, усмирять страсти? Это психическая устойчивость личности. В перечень основных составляющих устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.

Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегуляции и саморазвития создает основу для ослабления психической устойчивости, а затем и к болезням. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, который углубляется, дисгармонией личности и соматическим расстройством.

Психическую устойчивость стоит понимать как умеренность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способов поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлению новых способов поведения, поиска новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

В случае такого понимания в основе психической устойчивости личности является гармоничная (размерная) единство устойчивости личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На базе постоянства выстраивается жизненный путь личности. Она поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, происходящих в отдельных сферах личности и личности в целом. Они обусловлены и внутренней динамикой, и экологическими воздействиями. Фактически, развитие личности является совокупностью ее изменений.

ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - это свойство личности, отдельными аспектами которой являются устойчивость, уравновешенность, сопротивляемость. Она дает возможность личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятном давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психическая устойчивость зависит от уравновешенности как способности сопоставлять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценке. Уравновешенность как составляющая психической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть чутким, чувствительным к различным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью - с другой.

В психической устойчивости важен еще один аспект - пропорциональность приятных и неприятных чувств, которые сливаются в чувственном тони, пропорциональность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами печали и сумму, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно ощущение полноты жизни, его содержательной наполненности.

Снижены устойчивость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (стресса, фрустрации, переднервових, субдепресивних состояний).

Сопротивляемость - это способность противостоять тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора и относительно отдельных решений, и относительно выбора образа жизни в целом. Важнейшей составляющей сопротивляемости есть індивідна и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, інтеракційної, выделенный однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянную межличностную взаимодействие, вовлеченность во много социальных связей, открытость влиятельные, с одной стороны, а с другой стороны - сопротивляемость чрезмерной взаимодействия. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешать чувствовать свое «Я», идти своим путем, выстраивая свой жизненный путь. Иначе говоря, к психической устойчивости принадлежит способность находить баланс между комфортом и автономностью и удерживать эту равновесие. Для психической устойчивости необходима способность противостоять внешним воздействиям, придерживаясь своих намерений и целей (Петровский).

Факторы психической устойчивости. Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложную свойство личности, синтез отдельных черт и способностей. Насколько она выражена, зависит от многих факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ресурсы личности, которые поддерживают ее психологическую устойчивость и адаптивность и таким образом способствуют возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это достаточно большой перечень факторов, которые касаются личностных особенностей и социальной среды.

Факторы социальной среды:

  • факторы, поддерживающие самооценку;
  • условия, способствующие самореализации;
  • условия, способствующие адаптации;
  • психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. д.).

Личностные факторы. Отношение личности (в том числе и к себе):

  • оптимистичное, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
  • философское (иногда - ироническое) отношение к тяжелых ситуаций;
  • уверенность, независимость во взаимоотношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
  • терпеливость, принятия других такими, какие они есть;
  • чувство общности (в адлерівському смысле), ощущение социальной принадлежности;
  • статус в группе и социуме, который удовлетворяет;
  • достаточно высокая самооценка;
  • согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).

Сознание личности:

  • вера (в различных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
  • экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, сознание и поведение;
  • установка на то, что можешь сам быть распорядителем своей жизни;
  • осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

  • доминирование стенічних положительных эмоций;
  • переживания успешности самореализации;
  • эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживания ощущение сплоченности, единства.

Познания и опыт:

  • понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозировать;
  • рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
  • адекватная оценка объема нагрузки и своих ресурсов;
  • структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

  • активность в поведении и деятельности;
  • использование эффективных способов преодоления трудностей.

В этом перечне приведены положительные полюса свойств и факторов, которые влияют на психологическую устойчивость. В случае наличия этих факторов (положительных полюсов свойств) сохраняется благоприятной для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующий психическое состояние и повышенное настроение. Если неблагоприятное влияние, доминирующее положение становится отрицательным (апатия, уныние, депрессивность, тревога и т.д.), а настроение - пониженным, непостоянным.

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует появлению повышенного настроения и поддержке состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует снижению настроения и появлению состояния дезадаптованості.

Важная составляющая психической устойчивости - положительный образ «Я», в котором, в свою очередь, весомую роль играет положительная групповая идентичность личности. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «МЫ», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой она находит опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения сверстников, человек с подобными интересами.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижение социальной зрелости. Семья может влиять на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, которую невозможно ничем заменить. Однако атмосфера семьи может также негативно влиять на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, увеличивать внутренне-личностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности , которые в наибольшей степени обусловливают снижение устойчивости: повышенная тревожность; гневливость, враждебность (особенно вытеснены), агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость. Психологическую устойчивость снижают также осложнения самореализации, восприятие себя неудачником; внутренне-личностные конфликты; телесные расстройства. Весомым фактором снижения устойчивости является тип поведения. Врачи-исследователи Р.Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, которые различают по степени риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, которые повышают риск, назвали тип А , или коронарным типом, а те, чтоснижают такой риск, - тип Б .

Коронарному типичные присущи: честолюбие; потребность в одобрении; импульсивность; нетерпеливость; неспособность снизить активность; стремление все успеть; эмоциональность; раздражительность; враждебность; гневливость.

Среди личностных качеств людей коронарного типа - в частности, высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят у них новый источник стресса. Мотив соревнования дает им возможность найти оценку достижений в двигательных упражнениях и идти к повышению показателей.

Вера как опора психической устойчивости. Вера - предмет изучения не только психологической науки. По психологии, то необходимо отметить, что в ней феномен веры исследованы недостаточно. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют с чисто религиозной верой. Однако широко используют понятие доверия и недоверия (до другого человека, организации, партии, подхода и т.п.) или понятие уверенности в себе (убежденности в своей правоте, уверенности в своей адекватности, точности, силе). Понятие верования обозначает различные когнитивные конструкты, не обязательно связанные с религиозной верой.

Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры:

  • вера в основном как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.);
  • вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.);
  • вера как феномен свободы, как атрибут свободы (Декарт, Фихте и др.).

ВЕРА - необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный аспект деятельности людей. Объекты веры - факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности - субъект не имеет возможности воспринимать чувственно, они появляются только как возможности.

Слово «вера» - многозначное. Два значения являются основными: поклонение кому-нибудь, чему-нибудь и устойчивость - спокойная уверенность в своем выборе, которая не требует опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от взглядов других. С другой стороны, поклонение предопределяют внутренние причины, а не внешние. У человека религиозной Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «устойчивость» неслучайно один общий корень со словами «стоять, выстоять». Имея сопротивления, больше шансов выстоять во время различных испытаний. Не упасть, но сохранить силы стоять и идти. Устойчивость - это способность не поддаваться той или иной страсти, том или ином захвату, способность сохранять спокойствие среди соблазнов мира.

Веру и производные от нее явления (уверенность, оптимистический настрой, доверие - чувственная (эмоциональная) составляющая положительной установки) мы понимаем как важную часть нерациональной части личности, поскольку в жизни человека всегда есть нечто неизвестное, непознаваемое, неожиданное. Любой прогноз имеет вероятностный характер. Ситуация неопределенности вызывает сильное напряжение. Овладеть это обстоятельство дает возможность двойственная природа личности - единство двух начал: рационального и иррационального. Рациональное требует придерживаться логики, здравого смысла, «трезвого расчета» и др. Иррациональное - это позалогічне принятия реальности, оно освобождает от необходимости рассуждать, выстраивать цепочку причинно-следственных связей и т.д.

Согласно теории психо-социального развития Е. Эриксона, позитивное развитие личности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде.

Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу «настраивают» на нужную высоту. чувство гордости.

Уверенность и неуверенность как факторы влияния на психологическую устойчивость. Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) - основная среда существования личности, то принципиально важной является психическая устойчивость в міжособистісній взаимодействия. В межличностного взаимодействия на первый план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенной (самостверджувальної) поведения. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, то есть не унижая при этом чести других; в готовности брать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении учитывать чужие интересы (Крукович). Цель уверенного поведения -самоактуализация. Уверена человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо. Она способна говорить об этом прямо и выслушивать возражения, не смущаясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или невпевненій поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять другие мысли и утверждать свои взгляды как определяющие во время решения проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения - принуждение и наказание. Неуверенная поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которой присущи:

  • неумение или нежелание прямо выражать свои мысли и чувства;
  • непризнание ответственности за свои действия путем избежания выбора, предоставление этого права другим;
  • жертвование своими интересами для решения проблем;
  • боязнь заторкнути чужие интересы через внутреннюю, часто неосознаваемой убежденность в враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенной поведения часто становится манипулирование, то есть попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межличностных отношениях часто направлена на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая в ней чувство вины.

Неуверенность и агрессивность - не противоположные качества, это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместна агрессивность связанные с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим. Оба эти паттерны поведения негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и других близких (Крукович).

Уверена человек частично независимая от окружения. Психологически устойчива человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к воздействию сбоку. Нарушение этого баланса, а тем более крайности, снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность положительного эмоционального насыщения от общения и таким образом снижают переживание социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность межличностными связями и статусом в мікросоціальному окружении. Социальное благополучие - неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида.

Влияние активности на психологическую устойчивость. Доминантами активности в аспекте психической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, которое объясняет механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношение, реагирования, интерпретации, поведения, деятельности (Куликов).

Можно выделить следующие виды направленности:

  • Направленность на познание и самопознание. Увлеченность самопознанием, познанием природы, человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, учиться приемам саморегуляции и т.д.
  • Направленность на деятельность: трудовую, общественную, учебную, общественную, спортивную, увлеченность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, увлеченность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновение, то есть делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения имеет саногенное влияние на многие сферы психики.
  • Интеракциойна направленность - это направленность на межличностную взаимодействие или усиления социальных связей, социального влияния. Интеракциойна доминанта имеет два подвида: а) просоціальний; б) асоциальный. Просоціальна доминанта - это любовь, альтруизм, самопожертвование, служение другим людям. Этот вариант інтеракційної доминанты конструктивный для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений. Асоциальная интеракциойна доминанта - это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвования без ответственности за судьбу других и стремление привести их к благу. Этот вариант інтеракційної доминанты деструктивный для развития самой личности и межличностных взаимоотношений, которые в ней формируются с социальным окружением.

Три названные доминанты активности конструктивные как опоры психической устойчивости, поскольку поддерживают готовность брать на себя ответственность за собственную активность. Неконструктивной стоит признать магическую направленность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и таким образом укрепляет ее устойчивость. Все рассмотренные выше опоры психической устойчивости - вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности - перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится слишком сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает интравертный конфликт. Фанатичная религиозная вера переводит активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверных), агрессивности поведения. Обострение магической направленности сознания, которое дошло до фиксации, предопределяет навязчивое ожидания того или иного проявления неких сил «другого мира», страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.

В случае возникновения трудной жизненной ситуации, которая вызывает необходимость адаптивных перестроек и изменений в организме и личности в наибольшей степени зависят от уровня личностной мобилизации. Во время столкновения с трудностями обычно есть два основных варианта реагирования: гіперстенія, связана с активной деятельностью (время нецелесообразной, саморуйнівною), и гіпостенія, связана с пассивной деятельностью. В основном проявляется тенденция к динамики от гіперстенічних состояний к гіпостенічних. В случае недостаточной мобилизации наступления фазы истощения может быть ускорен, потому что предыдущие фазы или очень быстротечны и недостаточно развернуты, или происходят в идеальном плане без соответствующего действенного, поведенческого выражение. Относительно ситуации и доминирующего мотива центральную роль играет согласованность и пропорциональность когнитивного и эмоционального компонентов взаимоотношений. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических расстройств довольно известная.

Большое значение имеет акцент на внешней активности (екстраактивності) или адаптивности. Екстраактивність и адаптацию не стоит рассматривать как противоположные полюса одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другому. Они являются необходимыми личности для существования и развития. Направление всей энергии на екстраактивність делает человека уязвимым к воздействиям среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы.

Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятный, поскольку делает человека слишком зависимой от среды. В обеих ситуациях психическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости требует сбалансированного сочетания екстраактивності и адаптации.

Важную роль в совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги в том, что она сигнализирует о непознанную опасность, побуждая к ее поиска и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на деятельность, то активно-побудительная функция тревоги может быть основой «беспорядочной поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность.

Вероятный результат преодоления тяжелой ситуации, которая касается жизненных целей индивида, определенный сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем процессом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

7. Кудзоева, В. И. Сущностные характеристики педагогического профессионализма. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 3), С. 93-95.

8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.; Дело, 1994.

10. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический аспект): Монография - Хабаровск: Изд-во ХГПУ,

11. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. - В кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964.

12. Платонов, К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е, В. Шороховой. М, 1974.

13. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1959.

14. Сиротин, О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1972.

15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1887. - № 1. - С. 27-33.

16. Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: Ось - 89, 2006.

17. Cattell, R. В., Eber, H. W., Tatsuoka, М. М. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaign, Illinois: Institute For Personality and Ability Testing, 1970.

УДК 378.01: 371

О. Б. Дарвиш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Изучение проблемы устойчивости в психологической науке и практике приобретает особую актуальность в связи с современными социальноэкономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решении.

Изучение научной литературы свидетельствует о том, что проблеме психологической устойчивости, особенно применительно к специфическим

условиям современных социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены явно недостаточно. Возрастает потребность в теоретическом осмыслении проблемы психологической устойчивости личности как научного феномена.

Проблема устойчивости была поставлена в 1966 г. в докладе Л. И. Божович на XVIII Психологическом конгрессе. Дальнейшее развитие психологическая устойчивость получила в исследованиях, рассматривающих различные аспекты проблемы устойчивости личности: эмоциональная устойчивость (П. Б. Зильберман, В. А. Марищук, Л. В. Митина), нравственная устойчивость (В. Э. Чудновский), устойчивость форм поведения (Л. И. Божович), устойчивость в напряженных условиях, в условиях подготовки к космическим полетам (К. М. Гуревич, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, Г. Т. Береговая). Проблеме психологической устойчивости личностных конструктов в период взрослости посвящены работы В. П. Крупник, Е. Н. Лебедевой. Данные исследования так или иначе связаны с психологической характеристикой устойчивости личности.

Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. По мнению А. Н, Леонтьева, структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Им выделены три основных параметра мотивационной сферы, являющихся основанием психологической устойчивости личности: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития.

Исходя из их кумулятивного эффекта, А. Н. Леонтьев формулирует следующее положение: «.. .многообразные деятельности пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он вступает. Эти узлы иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я», иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии» . Отсюда психологическая устойчивость обеспечивается не эгоцентрической позицией «Я», а включенностью персонального «Я» в систему всеобщей взаимосвязи людей в коллективе, общине, социуме .

Психологическая устойчивость может быть понята как соразмерность стабильности и изменчивости личности. Мы согласны с точкой зрения Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедевой, изучающих личностные конструкты в период взрослости, что сложность изучения категории психологической устойчивости личности в том, что в основном она разрабатывается в рамках

парадигмальной альтернативы «стабильность (ригидность) - изменчивость (лабильность, фдексибильность)». В логике такого подхода понятие «устойчивость» подменяется понятием «стабильность»; или же понятия рассматриваются как синонимы. Такая постановка вопроса лишает категорию психологической устойчивости своего специфического содержания и создает ложную перспективу в изучении этой фундаментальной характеристики всех психических проявлений личности .

Стабильность личности рассматривается как: сохранность ее психики; некая «константа», определяющая характер поведения индивида; стабилизирующий фактор; ригидность, проявляющаяся в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости в стиле поведения. Изменчивость, как и стабильность, может определить динамику личности, способствуя ее совершенствованию, но может и вести ее к распаду, «хаосу» способа ее существования.

Психологическая устойчивость личности рассматривается ими как «... подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой. Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение» .

Результаты исследования психологической устойчивости системы личностных конструктов в период взрослости дали возможность сделать выводы о том, что основным психологическим механизмом, формирующим итоговое отношение человека к жизни, его поведение в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости от этой ситуации или свободы, является ценностно-смысловая рефлексия. В различных ситуациях возникает необходимость создания концепции жизни человека, его мировоззрения и мироощущения.

Для понимания феномена психологической устойчивости важное значение имеют теоретические концепции о психических явлениях, неосознаваемых субъективно(А. Адлер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Э. Фром). Проблема устойчивости процессов высшей нервной деятельности изучалась отечественными физиологами и психофизиологами (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов).

В исследованиях научной школы Д. П. Узнадзе (А. С. Прангишвили, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) психологическая устойчивость рассматривается во взаимосвязи с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности, что предопределяет относительную устойчивость поведения личности, поскольку в данных установках содержится модель будущего действия .

В рамках теории установки делается вывод о наличии иерархиизирован-ной многоуровневой установочной структуры, обеспечивающей психологический механизм стабилизации деятельности.

Наибольшую значимость для нашего исследования представляет классификация типов установок, предложенная А. Г. Асмоловым. Выделяя три активности человека (деятельность, действие, операция), он различает смысловую, целевую и операциональную установки. Под операциональной установкой понимается готовность субъекта к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения», опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации. Целевая установка-готовность к достижению осознаваемого предвидимого результата, определяющая направленность данного конкретного действия. Эта установка выполняет по отношению к действию избирательно-регулирующую функцию. От целевой установки зависит то, какие именно установки других уровней будут актуализированы в субъекте данной конкретной ситуации. Ведущей установкой является смысловая установка. Эта форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности. Смысловые установки определяют общую направленность и динамику протекания деятельности. Они могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы. Сдвиг смысловой установки всегда обусловлен изменением тех реальных жизненных отношений личности к действительности, которые они выражают в деятельности изменением мотивов деятельности. Содержание смысловой установки может открыться в форме «значения для меня» .

Устойчивость в исследованиях В. Э. Чудновского рассматривается как нравственная категория. Нравственную устойчивость личности он определяет как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни (в труде, межличностных отношениях) она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся более или менее длительное время) единство (Г. Г. Дилигенский).

Устойчивость - это результат активной жизнедеятельности, самоорганизации. В понимании устойчивости личности выделяются два взаимосвязанных момента: устойчивость личности как способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим

его личностным установкам; в этом случае устойчивость личности определяется степенью своей разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок; устойчивость личности как способность человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Разумеется, такое разделение несколько искусственно. Не следует забывать, что сохранение личностью своих позиций существенно обусловлено активной деятельностью субъекта по их реализации. Но такое разделение помогает выявить психологическую сущность двух разных уровней сфор-мированности личности и соответствующих им двух типов деятельности человека: а) активно-преобразующей деятельности человека относительно социальных обстоятельств; б) пассивно-приспособительной деятельности человека по отношению к этим же обстоятельствам .

Психологическая устойчивость деятельности работников образования рассматривается как синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. (Р. И. Хмелюк, 3. Н. Курлянд,

Н. А. Шевченко). Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это уметь быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных психолого-педагогических ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. Профессионально - личностная устойчивость создает реальные предпосылки для самореализации современного педагога, его творческих способностей, и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек-человек» (И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников)

Выделяются показатели психологической устойчивости: уверенность в себе как учителе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой (салюрегуляция, самоконтроль); отсутствие эмоциональной напряженно-стк, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности; наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью; нормальная утомляемость.

Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными как сложное, интегративное качество личности, характеризущесся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; «.. .как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; «..способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (Н. А. Аминов, С. А. Изюмова).

Осуществляя комплексное исследование эмоциональной устойчивости, Л. М. Митина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости учителя как проблему фрустрационной толерантности - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Эффективности педагогического труда способствует эмоциональная гибкость учителя, являющаяся интегральной характеристикой личности . Представленная авторами структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности (жесты, мимика, речь, походка, интонация и др.), которые позволяют передать не только особенности характера педагога, но и его образ мыслей, отношение к социальным ценностям, к детям, другим людям и, конечно, владеющие им переживания. Ими выделяются основные факторы развития эмоциональной гибкости педагога, представляющие собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). Психологическим условием развития эмоциональной гибкости педагога является повышение уровня самоотношения.

Психологическая устойчивость понимается как целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. В связи с этим определением в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации».

По результатам исследования (В. В. Рубцов), проведенного в Южном, Центральном, Северо-западном регионах России, выделены факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования: фактическое отсутствие «права на ошибку»; неудовлетворенность профессиональным статусом; страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости; недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег; отсутствие условий для самовыражения и самореализации; недостаток положительного стимулирования труда . В качестве основных стрессоров отмечаются «отсутствие права на ошибку», недостаток «положительного стимулирования труда». Возможные риски, присущие работникам образования, могут сняты, если они будут проявлять определенную степень устойчивости в тех или иных ситуациях. Особую актуальность приобрело исследование психологической устойчивости педагогов в современных

условиях в русле личностно-ориентированной и личностно-развивающей парадигм в образовании.

Одной из центральной проблем современной психологической науки выступает выявление соотношения классической, неклассической и постнеклассической парадигм в психологии (Б. С. Братусь, В. В. Рубцов, В. С. Степин, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, Л. В. Юревич,): классицизм исходит из представления о простых системах, неклассицизм опирается на положение о сложных саморегулирующихся системах, компонентом которых выступает человек как субъект практической деятельности и носитель общечеловеческих ценностей. Происходит «диалог» человека с миром, инициатором которого является человек, «задавая вопросы миру» (В. С. Степин).

Приоритетным для нашего исследования является разработка представлений о науке как открытой системе (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева,

Э. Г. Галажинский). Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы в целом. Устойчивость-свойство целостного организма, активность самоорганизации.

Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В. Е. Клочко выделяет признаки нового мышления, определяя понятием «трансспективный анализ». В призме трансспективного анализа психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала .

Психологическая устойчивость к трудностям проявляется в различных видах социального взаимодействия личности в разных областях деятельности.

Человек противостоит возможной деструкции, перестраивая способы деятельности, в инновационной деятельности. Усложнение системной организации человека есть способ его существования как открытой системы. Целостность этой системы возможна только как результат постоянно идущего ее преобразования, усложнения.

В феномене вдруг возникшего потока «инновационно-образовательных инициатив» проявляет себя не каузальная, а системная детерминация. Не только задача построения открытого общества стимулирует идею открытого образования. Люди становятся все более способными осознавать себя, свою человеческую сущность открытой системой. Образ жизни педагога-профессионала задает параметры жизненного пространства, а оно, обладая ценностно-смысловыми координатами («разметками»), в свою очередь, обеспечивает смысловое и ценностное наполнение образа жизни, одновременно обеспечивая избирательное и системное функционирование сознания, его

Формируя у работников образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, мы используем аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции, групповые тренинги; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах; самоанализ поведения.

Итак, проявлять устойчивость означает определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения.

Проведенное нами исследование показывает, что устойчивость имеет разные уровни, проявляется с учетом индивидуальных особенностей личности и ее активной самоорганизации.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка - М.: МГУ, 1978 - 152 с.

2. Баландин, М. М, Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников. Автореф.дис....канд.психол.наук. - М.,2003.- 22 с.

3. Божович, JI. И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1955. -212 с.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

5. Клочко, В. Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике: трансспективный анализ // Переход к Открытому образовательному пространству. - Часть 1. Феноменология образовательных технологий: Колл, монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том.ун-та,

2005. - С. 437-450.

6. Краснорядцева, О. М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося //Человек как самоорганизующаяся психологическая система.: матер, per. конф. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - с. 15-20.

7. Крупник, Е. П., Лебедева, Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. -2000. - Том 21. - № 6. - с. 12-23.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. -2-е. изд. -М,¡Политиздат, 1977.

9. Митина, Л. М., Асмаковец, Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: МПСЙ: Флинта, 2001. -192 с.

10. Рубцов, В. В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1 (6). ~С. 11-15.

11. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. /Научно-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.:Педагогика, 1981.-208 с.

Еще И.П. Павлов выделял в качестве основного принципа развития принцип единства организма и среды, проявляющийся, в частности, в уравновешенности между организмом и средой: уравновешенность постоянно нарушается колебаниями среды, и организм все время стремится вернуть утраченное равновесие.

Категория «устойчивость» перешла в психологию из технических наук. Основным показателем устойчивости системы в данных науках считается способность системы испытывать внешние воздействия без разрушения, т.е. без перехода не в просто иное состояние, а в такое, когда система перестает быть сама собой. В большом психологическом словаре А. Ребера под устойчивостью понимается «характеристика индивида, поведение которого надежно и последовательно». Антонимом понятия «устойчивость» выступает понятие «неустойчивость», которая, в свою очередь, характеризуется а) беспорядочными и непредсказуемыми моделями поведения и настроения; б) демонстрированием невротических, психотических и просто опасных для других моделей поведения.

Конкретизируем понятие «психическая устойчивость». Традиционно в отечественной психологии исследовалось понятие эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Марищук, В.А. Пономаренко и др.). В основании определения эмоциональной устойчивости лежал подход К. К. Платонова, считавшего, что устойчивость личности детерминирована темпераментом, который, в свою очередь, влияет на индивидуальные особенности психических процессов и проявляется относительно независимо от содержания деятельности индивида. Так, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко пишут: «Эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминирована динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств) характеристиками эмоционального процесса».

Эмоциональная устойчивость в отечественной психологии исследовалась психологами и физиологами, работавшими с летчиками. Достаточно активно проблему эмоциональной устойчивости летного состава исследовали К.К. Платонов, Е.И. Иваньков, Ф.П. Космолинский, А.Ф. Катаев, В.Л. Марищук, А.П. Попов и др. На основании этих работ была разработана концепция летной напряженности как «особенности психомоторных реакций летчика (курсанта), которая проявляется в эмоционально насыщенной ситуации, затрудняя выработку необходимых навыков или дезорганизуя уже выработанные». Таким образом, в трактовке данных авторов эмоциональная устойчивость противостоит напряженности - состоянию, характеризуемому временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падению профессиональной эффективности в условиях сильных эмоций.

Как выяснили данные авторы, главными проявлениями летной напряженности является резко бросающаяся в глаза скованность движений, позы, мимической мускулатуры; иногда проявляются хватательные (гаптические) рефлексы. Движения становятся резкими, несоразмерными, некоординированными, зачастую нецелесообразными. Нередко это приводит к зажиму ручки управления самолетом, что создает аварийную ситуацию. Иногда обучающийся или курсант может бросить управление самолетом и судорожно вцепиться в борта кабины самолета. Весьма значительными бывают вегетативные проявления напряженности: изменение окраски лица, гипергидроз, учащение сердцебиения, нарушения ритма дыхания, тремор пальцев рук. Резко меняются интонация, артикуляция и тембр речи. Кроме того, летная напряженность проявляется в разнообразных психических нарушениях: сужении объема внимания, недостаточности его распределения и затрудненности переключения (например, «прилипание к приборам»), забывании очередности действий и порядка их выполнения, неадекватности оценки ситуации полета, замедлении принятия решения и неосуществлении уже принятых решений.

Исследователи летной напряженности указывают, что напряженность может не обнаруживаться вплоть до самостоятельного вылета. Но перед первым вылетом наблюдательный инструктор всегда заметит «скучный, угрюмый вид такого курсанта, его скованность и нежелание вступать в разговоры с товарищами и командирами». Напряженность проявляется и через веге-тативно-сосудистные реакции: бледность кожных покровов и повышенную потливость.

Ф.П. Космолинский приводит один из наиболее надежных и доступных лабораторных способов изучения эмоциональной устойчивости, названных К.К. Платоновым «пробой падения с колен». Методика заключается в следующем: человек стоит со скрещенными за спиной руками на коленях. Испытуемый должен упасть на подостланный под ним мягкий матрац головой в подушки. Перед испытуемым ставится задача - падая вперед, стараться не сгибать корпус в позвоночнике, не производить каких-либо движений руками, не отрывать носки ног от пола. Другими словами, падать надо, не производя никаких лишних движений. Разрешается при этом слегка отклонить голову назад, чтобы смягчить удар лицом о подушки. Перед испытанием проводился практический показ падения на подушки. При этом испытуемый убеждается в безопасности и безвредности падения. Проба позволяет выявить различия в поведении испытуемых под влиянием простейших отрицательных эмоций, связанных с пассивно-оборонительным рефлексом. Экспериментатор при проведении методики наблюдает за поведением испытуемого при подготовке к падению, в момент самого падения и его реакцией на проводимый опыт. Учитываются вегетативные реакции (побледнение, частота пульса и др.) и поведенческие реакции, выражающиеся в своеобразной мимике и пантомимике. Кроме того, данная методика позволяет выявить лиц с функциональными расстройствами (черепно-мозговые травмы в анамнезе, потери сознания и пр.), которые не имеют прямого отношения к эмоциональной напряженности.

Другим способом изучения эмоциональной устойчивости может быть предложенный М.А. Герд и Н.Е. Панферовой эксперимент, который также приводится в работе Ф.П. Космолинского. Степень эмоциональной устойчивости исследуется с помощью специальных бумов шириной 4 см и длиной 2,5 м, расположенных на высоте 4, 40 и 70 см от пола. Испытуемый должен двигаться по бумам под звуки метронома со скоростью 2 шага в секунду (при ширине шага 45-50 см). Регистрируется количество случаев потери равновесия (колебания и соскакивания). С помощью электрокардиографа записывается частота пульса и дыхания. Данные авторы доказали, что возникающие при выполнении задания значительное учащение сердечных сокращений, задержка дыхания, изменение скорости ходьбы - признаки, которые проявляются при условии, когда испытуемый боится идти по буму. Состояние эмоциональной напряженности отрицательно влияет на координацию движений. Ее ухудшение, в свою очередь, усиливает чувство напряженности и страха при передвижении по узкому буму и тем больше, чем выше расположен бум.

Л. М. Аболин подробно анализирует основные компоненты и критерии эмоциональной устойчивости, понимая под ней «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». То есть эмоциональная устойчивость - системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. Основой единства выступает переживание, а критериями этого единства -наличие инвариант, высокая сочетаемость и сопряженность эмоциональных, рациональных и телесных проявлений процесса саморегуляции.

Данный автор указывает, что основные критерии эмоциональной устойчивости необходимо искать в первую очередь в профессиональной деятельности человека. Традиционно в психологической литературе к таким критериям относили успешность или результативность деятельности, пространственно-временные параметры двигательных действий (скорость, точность, частота, ритм и пр.), степень оптимальности эмоциональных переживаний, качество эмоций. Дав исчерпывающий анализ предлагаемых критериев, Л. М. Аболин подчеркивает, что «поскольку существуют многообразные и сложные вариации характеристик эмоционального поведения и действий человека, обусловливающие эмоциональную устойчивость, постольку критерий их диагностики должен включать в себя все это многообразие вариаций». Понятно, что такой процесс выявления показателей эмоциональной устойчивости занимает большое количество времени и сил. Поэтому Л.М. Аболин предлагает интегративный критерий эмоциональной устойчивости - результат деятельности.

Способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциональных воздействий достаточно длительное время анализировалась в рамках инженерной психологии. В психологии труда под эмоциональной устойчивостью понимают способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях сильных психогенных воздействий, другими словами - надежность.

Одним из первых, кто обратил внимание на проблему функционального медико-психологического обеспечения профессиональной надежности, был известный авиационный психолог Ф.Д. Горбов. Занимаясь исследованиями феномена пароксизма (внезапно наступающее функциональное расстройство, которое сопровождается ослаблением или временным прекращением деятельности) у летного состава, он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика. В работе Ф.Д. Горбова и В.И. Лебедева приводятся примеры, свидетельствующие о том, что некоторые испытуемые, проявившие при исследовании очень сильные эмоциональные реакции при эмоциогенных воздействиях, но сохранившие при этом работоспособность, устойчивость психических функций (концентрация и распределение внимания, оперативная память и пр.) и продуктивность деятельности, через несколько лет были дисквалифицированы врачебными комиссиями из-за заболеваний неврологического происхождения.

Таким образом, связка «устойчивость - надежность» неоднозначна, так как в наиболее общем виде надежность обычно определяют как вероятность успешного выполнения задания. Такое определение акцентирует внимание на внутренних, потенциальных возможностях и способностях человека в обеспечении деятельности, но не в полной мере раскрывает специфичность данного понятия с точки зрения процессуальных (устойчивость функционирования) и результирующих (безотказность, безошибочность и пр.) характеристик.

Л. М. Аболин анализирует основные условия проявления эмоциональной устойчивости, выделяя внешние и внутренние условия деятельности индивида. К внешним условиям возникновения и протекания эмоциональной устойчивости относятся экстремальные условия, обозначаемые как «чрезвычайные раздражители», «стрессоры», «фрустраторы», «эмоциогенные» или «конфликтные» ситуации. В качестве таких внешних напряженных условий могут выступать интенсивность воздействия того или иного раздражителя или сложность задачи, перегрузка информацией, дефицит времени, сенсорная или социальная изоляция, временная неопределенность событий, перегрузки, опасность, неблагоприятный климат и пр. Однако автор подчеркивает, что сложно говорить о том или ином абсолютно напряженном внешнем условии, скорее «можно сказать, что любые условия могут стать напряженными в случае несоответствия психических, физиологических или других особенностей человека требованиям среды и деятельности».

К внутренним условиям эмоциональной устойчивости-неустойчивости, по мнению Аболина, можно отнести:
- эмоциональную - физиологическую реактивность (возбудимость);
- свойства нервной системы человека;
- приобретенные человеком в процессе жизни эмоциональные свойства.

Анализ внутренних условий эмоциональной устойчивости также дает основание Л.М. Аболину указать на сложные и неоднозначные связи между физиологическими показателями и эмоциональными переживаниями. Так, одни и те же эмоциональные состояния, например страх, могут у одних людей сопровождаться увеличением, а у других - уменьшением исходных (фоновых) значений вегетативных реакций. Проведенные под руководством данного автора психологические исследования, направленные на выявление характера соотношения между качеством эмоциональных переживаний и балансом биохимических реакций (Na и К), показывают, что «независимо от качества эмоциональных переживаний, от уменьшения или увеличения интенсивности каждого из них биохимические показатели обнаруживают один и тот же характер изменений». Это дает основание утверждать, что «качественные характеристики эмоций нельзя описать и измерить с помощью физиологических данных». У каждого человека существуют индивидуальные стереотипы эмоционального реагирования, не всегда являющиеся типологическими.

Вопрос о взаимовлиянии свойств нервной системы и эмоциональной устойчивости в отечественной психологии был поставлен К. М. Гуревичем. Данный автор провел экспериментальное исследование, в котором участвовали 26 операторов энергосистем. Они были разделены на две группы: «справляющиеся» со своими обязанностями в сложной ответственной обстановке (аварийной ситуации) и «несправляющиеся». Предварительно все испытуемые прошли тестирование на выявление свойств нервной системы: силы процесса возбуждения, баланса процессов возбуждения и торможения. Далее психологи наблюдали за поведением испытуемых в аварийных условиях. Результаты показали, что для первой группы были характерны более высокие показатели выполнения должностных обязанностей при авариях.

По данным других авторов, у представителей различных видов спорта встречаются различные сочетания типологических особенностей типов нервной системы, что не сказывается на их результативности. Поэтому успешное функционирование человека в достаточно напряженных условиях деятельности, характеризующихся высокой эмоциогенностью, зависит от противоположных полюсов параметра каждого свойства нервной системы и может играть как положительную, так и отрицательную роль в результативности.

В.Д. Небылицын также связывал понятие психической устойчивости со свойствами нервной системы и, операционализируя данное понятие, включил в него долговременную выносливость, выносливость к экстренному перенапряжению, помехоустойчивость, низкий уровень спонтанной отвлекаемости, адекватную реакцию на непредвиденные раздражители, переключаемость, устойчивость к действиям факторов внешней среды. Он считал, что устойчивость непосредственно связана с понятием надежности человека и рассматривал данное личностное свойство как способность безотказно действовать в течение определенного интервала времени при заданных условиях.

Л.М. Аболин делает вывод, что «многочисленные факты неоднозначной зависимости продуктивности деятельности от свойств нервной системы» необходимо принять во внимание и отказаться от изучения частных свойств нервной системы, начав поиски параметров нервной организации целостного мозга.

Говоря о психологических особенностях личности как третьем условии эмоциональной устойчивости личности, Л.М. Аболин выделяет тревожность, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, мировоззренческие качества и др. Однако, приводя результаты собственных экспериментальных исследований, этот автор подчеркивает, что «основные итоги исследования свидетельствовали об отсутствии однозначной зависимости высокого уровня эмоциональной устойчивости от выявленных психологических особенностей, возраста, стажа и др.».

Таким образом, понимая под эмоциональной устойчивостью выраженность, яркость эмоциональных реакций, что правильнее называть эмоциональностью, а также выделяя главный критерий данного явления - результативность деятельности, исследователи эмоциональной устойчивости пришли к мнению, что «в научной литературе преувеличивается роль биологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости и недооценивается роль социально-детерминирующих факторов».

Особенно большое значение приобрело изучение феноменов психологической устойчивости в связи с изменившейся ролью и удельным весом информационного фактора. Так, В.И. Медведев рассматривает проблему устойчивости через призму проблемы адаптации и приспособления к увеличивающемуся объему информации. Данный автор акцентирует внимание на изучении устойчивости с позиций уровневого подхода, выделяя три уровня иерархии ее механизмов.
1- й уровень - отражает устойчивость через механизмы нейро-гуморальной-гормональной регуляции процессов приспособления организма.
2- й уровень - связан с изучением характера и особенностей физиологических реакций преимущественно на системном и межсистемном уровнях.
3- й уровень - рассматривает причинно-следственные связи, обусловливающие стратегию приспособительных реакций.

В процессе изучения вскрываются факторы, которые определяют содержание и структуру этих реакций, их целевую направленность и выраженность.

Б.С. Басаров предлагает также уровневый анализ устойчивости. На первом уровне существует относительно генерализованная форма устойчивости личности, т.е. та динамическая и содержательная характеристика поступков и поведения человека, которая наблюдается в самых различных видах его деятельности. Зная генерализированные мотивы поведения человека, можно с большой степенью вероятности смоделировать особенности поступков и поведения данной личности в различных ситуациях. Этот уровень устойчивости соответствует понятию «характер».

Второй, менее генерализованный уровень устойчивости личности фиксирует особенности поведения человека в группе. Когда человек действует в группе, то его поведение заключает в себе особые эмоционально заряженные свойства, возникающие вследствие подражания индивидов друг другу. Из-за такого подражания и эмоционального заражения возникает специфическая дополнительная «социальная сила», придающая, в свою очередь, специфическую социальную устойчивость личности.

Третий уровень устойчивости личности - особенность поступков и поведения индивидов, обусловленная ситуативными мотивами деятельности. Иногда обстоятельства выдвигают требования, противоречащие генерализованному строю мотивации поведения личности. Ответ на эти обстоятельства порождает у личности специфическую форму поведения, которая не исчезает, а принимает форму устойчивости личности. Еще классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн заметил: «Ситуативно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку - это и есть личностная черта характера в его генезисе».

Ситуативная деятельность индивида определяется условиями деятельности и потребностями субъекта вследствие необходимости установить адекватное соответствие в данный момент в системе «объект - субъект». Протекая под влиянием побуждений текущих событий, ситуативная деятельность не может не испытывать влияния и со стороны генерализованной мотивации. Не случайно человек познается и в очень крупных делах, и в мелочах именно в силу проецирования его доминирующих мотивационных установок на ситуацию.

Для того чтобы понять действительную природу явления устойчивости личности, необходимо рассматривать его, с одной стороны, в контексте целостного поведения индивида, а с другой -в аспекте относительной самостоятельности составляющих его компонентов и уровней. Динамическая и содержательная характеристики этих уровней поведения являются теми важными полюсами, под влиянием которых формируется устойчивость личности как своеобразная форма поведения человека. Б.С. Басаров так определяет устойчивость: «Это единство наличного и перспективного в психологических процессах, состояниях и свойствах личности, обнаруживающихся в генерализованных мотивах и соответствующих им способах поведения».

Большой вклад в разработку понятия «психологическая устойчивость» внесли военные психологи. Так, В.В. Варваров понимает под данным феноменом «способность противостоять негативному влиянию напряженности на поведение и действие» человека. Этот автор предлагает вычислять психологическую устойчивость следующим образом: сравнивать результаты деятельности человека, который сначала выполнял задание в обычных условиях, а затем - под воздействием факторов, вызывающих психическое напряжение.

А.П. Елисеев и П.А. Корчемный считают, что психическая устойчивость - это целостное, интегральное качество личности и коллективов, проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе стрессовых чрезвычайных ситуациях. Другими словами, психологическая устойчивость есть готовность человека к действию в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому, с позиции этих авторов, необходимо разрабатывать систему специальных мер, связанных с формированием и развитием готовности как предпосылки психологической устойчивости. К основным компонентам психологической устойчивости и готовности к деятельности в экстремальных ситуациях относятся моторика, воля, интеллектуальные способности, когнитивные процессы, мотивация, эмоциональная сфера личности.

Несмотря на одинаковое содержание, компоненты готовности и устойчивости занимают разные рейтинговые места. Так, А. П. Елисеев и П.А. Корчемный приводят данные своих исследований готовности к деятельности в экстремальных ситуациях спасателей. Данные приведены в табл. 8. Из таблицы видно, что в психологической устойчивости волевой компонент занимает 1-е место в связи с тем, что воля способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности и планомерности мышления, исключению всего того, что могло бы ослабить усилия. Недостаток волевых качеств может привести к тому, что люди ставят себе легкие жизненные цели, проявляют вялость в деятельности, вместо здоровой самокритичности занимаются неуместным и бесплодным самобичеванием.

Волевую устойчивость развивают по следующим направлениям:
- формирование индивидуальной физиологической и психологической выносливости тех, кто профессионально участвует в экстремальных ситуациях, чтобы они были готовы к преодолению различных трудностей; к деятельности в экстремальных условиях в напряженном ритме;
- повышение уровня устойчивости профессиональных навыков в интересах быстрого и своевременного выполнения обязанностей;
- формирование психологической готовности к неожиданным действиям;
- выработка и закрепление таких качеств, как непритязательность, неприхотливость, умеренность в желаниях и потребностях, которые должны сменить склонность к комфорту и неумению вести аварийно-спасательные работы в неблагоприятных природных и климатических условиях.

Еще один подход к устойчивости разрабатывают В.Э. Чуднов-ский, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, Л.Г. Дикая. Здесь устойчивость связывается с активностью и успешностью самореализации личности и рассматривается как результат филогенетического и онтогенетического развития индивида. Данное направление в исследовании психологической устойчивости связывается с именем С.Л. Рубинштейна. Данный психолог также обращался к проблеме индивидуально-дифференциальных различий, но понимал под ними типы восприятия и наблюдения, памяти, внимания, другими словами - организацию психических познавательных процессов. Анализируя эмоциональность личности, С.Л. Рубинштейн указывал, что «чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь их с прошлыми чувствами».

Обращаясь к вопросам филогенеза, представители данного подхода указывают, что понятие устойчивости связано с принципом инвариантности. Эта идея состоит в следующем: несмотря на то, что система в целом претерпевает изменения, некоторые ее свойства (инварианты) сохраняются неизменными. Поэтому устойчивость - это скорее изменчивость, нежели неизменность. В.Э. Чудновский пишет, что любая система, характеризующаяся устойчивостью, «имеет в своей основе две противоречивые тенденции: а) приспособление к определенным ситуациям и шаблонизация соответствующих способов поведения и б) выход за пределы ситуации, ориентация на отдаленные факторы, наличие определенной гибкости, динамичности».

Данный автор вновь обращается и к проблеме влияния типа нервной системы на формирование устойчивости в онтогенезе. Выделяя показатель инертности нервной системы, Рубинштейн указывает, что «характер проявлений типологических свойств у детей в определенной степени сказывается и на процессе формирования устойчивости их личности». Так, именно инертностью нервных процессов объясняется малая выносливость ребенка, с одной стороны, и быстрое восстановление сил - с другой; быстрая отвлекаемость, неумение ждать и вместе с тем способность к сравнительно длительной сосредоточенности; проявление эмоциональной лабильности и быстрое забывание обид, неудач и огорчений. Автор указывает, что предъявляемые требования к нервной системе сами по себе безличны, но они заметно влияют на проявления некоторых важных особенностей поведения. Весьма существенно, «как личность использует эти предпосылки в определенных условиях своей жизни и деятельности».

Однако если устойчивость организма является в основном результатом изменения его природы, то для устойчивости личности, как подчеркивает Чудновский, «характерна способность человека преобразовывать собственное поведение в соответствии с определенными потребностями и намерениями», другими словами, устойчивость неразрывно связана с целостностью личности. Целостность личности зависит от содержательной стороны связи индивида с другими людьми, т.е. от направленности. Поэтому направленность выражена через динамические тенденции личности.

С.Л. Рубинштейн, будучи одним из первых исследователей понятия «направленность» в отечественной психологии, выделяет два компонента направленности: «а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда ориентация на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает». Важным моментом в концепции С.Л. Рубинштейна является включение в характеристику направленности установки личности, т.е. «занятую ею позицию, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление». Таким образом, наличие личностной позиции, установки, в основе которой лежат иерархия мотивов, реализация определенной линии поведения - компоненты направленности, которые, по мнению Чудновского, характеризуют и проявления устойчивости личности.

Проблема устойчивости рассматривалась в трудах А.Н. Леонтьева. Он указывал, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения), обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. В то же время структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Леонтьев выделяет три основных параметра: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую структуру. В результате данным автором было сформулировано фундаментальное положение, которое соответствует ситуационному подходу. Суть этого положения в том, что любые формы активности субъекта пересекаются между собой и формируют так называемый «центр личности», называемый Я, который находится «не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии». Таким образом, Я включено в общую систему взаимосвязей человека и среды. Поэтому реальное поведение человека зависит не только от его индивидуально-личностных особенностей, но и от тех ситуаций, в которые он бывает вовлечен.

Иначе говоря, человек в процессе самореализации может быть «хозяином положения» и владеть ситуацией благодаря знаниям своих особенностей и возможностей, в том числе и типологических. Устойчивость такой личности прямо зависит от максимального использования преимуществ своей психической организации и нейтрализации ее недостатков. Таким образом, человек приходит к результату разными путями.

Несомненно, в условиях достаточно стабильного состояния общественной системы, когда экстремальные и чрезвычайные ситуации были редкостью, подобная концепция очень хорошо работала. Но как можно соответствовать определению В. Д. Небылицына, например, в условиях аварии на атомной станции? Описания поведения профессионалов в первый день аварии на Чернобыльской АЭС дает Г.У. Медведев: «Главный инженер порою терял самообладание. То впадал в ступор, то начинал голосить, плакать, бить кулаками и лбом о стол, то развивал бурную, лихорадочную деятельность. Звучный баритон его был насыщен предельным напряжением».

Следовательно, в изменившейся обстановке, когда общество переживает потрясение за потрясением почти ежедневно, появляется необходимость разработки новой концепции психологической устойчивости, так как именно устойчивость позволяет на долгосрочной основе обеспечивать функционирование личности, не приводя к деградационным процессам. В «классической» отечественной психологии практически все авторы опирались на сопоставление результата деятельности в сложных условиях с комплексом психофизиологических и психических данных, выявленных у человека. Понятно, что при таком подходе существовала высокая вероятность расхождения объективного характера целей деятельности с генетически обусловленными защитными биологическими реакциями организма, выраженными в состояниях усталости, испуга, паники и пр. Кроме того, эмоциональная реакция, по которой предлагалось измерять наличие - отсутствие эмоциональной устойчивости, может быть не выражена, работоспособность сохранена, а надежность при этом снижена. Известно также, что продуктивность деятельности является функцией психического напряжения (закон Йеркса-Додсона), которое неизбежно сопутствует сложной деятельности.

Отсюда интерес к данному понятию в концепции безопасности как защищенности человека от внутренних и внешних воздействий, которые могут иметь нежелательные последствия как для человека, так и для среды. Так, М.Ф. Секач дает новое определение психологической устойчивости: «Это способность предвидеть и предотвращать неприятные события жизни, а в случае их возникновения - без существенных потерь выходить из них».

Зарубежные психологи рассматривают психологическую устойчивость через показатели выносливости и сопротивляемости, подчеркивая тем самым значимость личностного фактора. Американские психологи Кобаза и Пусетти описывают выносливость тремя показателями:

Контроль (выносливые люди испытывают чувство контроля над своей жизнью, выбора линии поведения в экстремальных обстоятельствах, они считают, что могут контролировать события и влиять на них);
- вовлеченность в деятельность, отношения с другими и с самим собой (данные отношения выявляют собственные ценности, цели и жизненные приоритеты, поэтому относятся к смыслу их существования);
- оценка изменений скорее как вызов, чем как угроза (устойчивая личность испытывает на прочность свою гибкость, настойчива и знает, где найти поддержку).

С новых позиций психологическую устойчивость можно рассматривать как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное функционирование более сложной системы «человек - среда» в конкретной ситуации. Исходя из этого определения, можно задавать границы психологической устойчивости, которые сводятся к потенциальным возможностям человека и объективным требованиям конкретной ситуации. Другими словами, данное определение указывает на наличие или отсутствие гармоничных отношений системы «человек - среда». Отсюда - основные компоненты психологической устойчивости, к которым можно отнести:

Динамичность, но не как проявления темпераментных (типологических) особенностей, а как определенную психическую составляющую для преодоления психической напряженности;
- эмоциональность как субъективную форму выражения потребностей личности;
- волю;
- интеллектуальные особенности личности, включающие совокупность умственных способностей, самооценку;
- профессиональную компетентность.

Новый подход, как нам кажется, позволяет рассматривать психологическую устойчивость как такую систему, в которой, во-первых, возможны противоречия, во-вторых, в процессе разрешения этих противоречий личность и среда не выходят за пределы приемлемого риска, т. е. возможные негативные последствия нарушения устойчивости уравновешиваются позитивными действиями как личности, так и среды.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то