Управленческие информационные системы используются для. Цели, задачи, структура и классификация информационных систем управления. Вопросы для самопроверки

Введение

Глава 1. Расчетные правоотношения.

1.1 Понятие и принципы расчетных правоотношений;

1.2 Виды расчетов.

Глава 2. Правоотношения исходящие из расчетов наличностью.

2.1 Понятие, порядок и ограничения расчетов наличностью;

2.2 Наличные средства платежа и их виды

Глава 3. Правоотношения исходящие из безналичных расчетов

3.1 Понятие безналичных расчетов;

3.2 Виды безналичных расчетов:

3.2.1 Расчеты с применением платежных поручений;

3.2.2 Расчеты по аккредитиву;

3.2.2.1 Отзывный аккредитив;

3.2.2.2 Безотзывный аккредитив;

3.2.3 Расчеты по инкассовым поручениям;

3.2.4 Расчеты с применением расчетных чеков.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

расчетный правоотношение денежный безналичный

Без «расчетов», платежей немыслимо существование любой экономики, государства. Даже советское (социалистическое) государство и право не смогло отказаться от расчетов между организациями, т.к. расчеты (синоним - платежи) – базис любых денежных отношений.

Платежи (расчеты) издревле применяются гражданами, корпорациями, однако само понятие «расчеты», а тем более разработки его юридической природы появилось сравнительно недавно.

В дореволюционной Российской Империи, дефиниция «расчеты» (расчет) как таковая не выделялась в законодательстве. Между тем, «расчет» использовался различными исследователям при характеристике «договора текущего счета». При этом договор текущего счета определялся как «соглашение двух лиц о взаимном открытии кредита по сделкам, заключаемым друг с другом в течение условленного времени», а понятия расчет использовалась как составляющая договора: «расчет выражается в итоге, называемом сальдо (т.XI, ч.2, Уст. Торг. ст.680), который представляет собой долговое обязательство, обоснованное контокоррентным отношением за известный период. В нем сведены окончательно не только суммы обязательств, включенных в текущий счет, но и проценты, начисляемые отдельно по каждой сумме с момента ее включения. Расчет сам по себе имеет своей целью не прекращение, а только упрощение контокоррента, а потому обыкновенно сальдо заносится первой статьей на новый период текущего счета. Слияние в этой статье капитальной суммы и процентов не мешает новому начислению процентов на сальдо».

Период советского государства и права характеризуется тем, что все предприятия имеют государственную форму собственности, единым расчетным центром в СССР с 1930 является Государственный банк СССР. Формы безналичных расчетов установлены кредитной реформой 1930-31 и последующим законодательством. Госбанк СССР издает правила и инструкции о порядке расчетов, обязательные для предприятий и организаций.

Как отмечают современные исследователи, «теория расчетных правоотношений, порождена существовавшими после кредитной реформы 1930-1932 гг. административно-командными методами управления экономикой и особым правовым положением банка, который являлся одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом, что объективно требовало специального правового регулирования и выделения самостоятельных расчетных правоотношений».

В советском праве под расчетами понимались главным образом «платежи между социалистическими организациями за товароматериальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, производимые в безналичном порядке путем списания банком денежных средств со счетов плательщиков по их поручению и зачисления на счета получателей средств (кроме мелких сумм, расчеты по которым производятся наличными деньгами), а также путем зачета взаимных требований».

Статья. 391 ГК РСФСР 1964г. устанавливала, что платежи по обязательствам между государственными организациями, колхозами и иными кооперативными и общественными организациями производятся в порядке безналичных расчетов через кредитные учреждения, в которых указанные организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства. Данная статья и глава, регулирующая расчеты, утратила юридическую силу с принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 года.

Со сменой экономического курса и началом реформ, были введены Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве от 30 сентября 1987г. №2. Правила регулировали отношения по расчетам в порядке зачета встречных требований и расчетам в порядке плановых платежей.

В современной Украине денежные расчеты, которые осуществляют предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности могут совершаться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. В совокупности эти денежные расчеты образуют денежный оборот предприятий.

В денежном обороте предприятий можно выделить такие направления:

1. расчеты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов);

2. расчеты по результатам деятельности (финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, централизованными фондами целевого назначения, кредитными учреждениями);

3. внутрихозяйственные расчеты (это расчеты с рабочими и служащими при создании и использовании различных денежных фондов).

Указанные направления в денежном обороте различны как по экономическому содержанию, так и по технике их совершения, видам и методам финансового контроля за их проведением. Однако в совокупности их осуществление способствует непрерывному движению материальных фондов в процессе производства и реализации продукции.

Целями данной курсовой работы является само раскрытие понятия, содержания и сущности расчетов. Сопоставление расчетов в денежной форме и безналичных расчетов между собой, как двух агрегированных составляющих всех расчетных правоотношений, как двух взаимосвязанных и равно необходимых институтов для всей финансовой системы Украины.


ГЛАВА 1. Расчетные правоотношения

1.1 Понятие и принципы расчетных правоотношений

Деятельность коммерческих банков по совершению платежей и расчетов в народном хозяйстве определяет их решающую роль в организации денежного обращения. Отношения, в которых одна сторона осуществляет платежи в интересах другой через финансовые учреждения, называются расчетными. Однако, расчетные отношения могут возникать и в отсутствии такого субъекта, как финансовое учреждения. Это касается отношений, исходящих из расчетов наличностью. Но и расчеты наличностью, как и расчеты в безналичной форме строго регулируемы нормами гражданского и финансового права.

Расчетные правоотношения - это такие правоотношения, которые возникают между субъектами расчетных отношений в процессе осуществления платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или по другим основаниям в наличной или безналичной форме.

1) все предприятия и организации обязаны хранить свои средства - как собственные, так и ссудные - на счетах в учреждениях банка, за исключением остатков наличности в их кассах в пределах установленного банком лимита;

2) расчеты между предприятиями и организациями осуществляются, как правило, безналичным способом через банки;

3) безналичные расчеты проводятся за действующими формами расчетов;

4) субъекты ведения хозяйства имеют право свободного выбора условий о предыдущей оплате товаров (работ, услуг), за исключением случаев, закрепленных в законодательстве;

5) платежи проводятся за счет средств плательщика или за счет банковского кредита;

6) списание средств из счетов клиентов осуществляется только за их распоряжением, или с их согласия;

7) при проведении расчетных операций банки контролируют сдержку предприятиями, организациями расчетной и договорной дисциплины. К хозяйничающим субъектам, которые нарушают правила расчетов, банки, применяют соответствующие санкции.

В отношениях, которые возникают между учреждениями банков и владельцами счетов во время расчетов, принимают участие, как правило, три субъекта, если перевод средств осуществляется на внутрибанковском уровне: плательщик, получатель, банк. А также четыре субъекта, если перевод средств осуществляется на межбанковском уровне: плательщик, банк плательщика, получатель и исполняющий банк (банк получателя средств). Стоит заметить, что субъектов расчетных отношений может быть и два (плательщик и получатель), в случаях расчетов наличностью. Например, при расчете между продавцом и покупателем.

Стороны расчетных правоотношений обязаны придерживаться

Закона и договорных условий.

Порядок проведения расчетов регулируется законодательством. Это значит, что стороны в расчетных отношениях должны четко выполнять установленные предписания. Однако в соответствии с требованиями законодательства необходимым юридическим фактом для возникновения расчетных правоотношений является договор на расчетно-кассовое обслуживание. И опять же очень важно заметить, что данный договор может заключаться между банком и плательщиком средств устно. Например, если плательщик обратился к банку с просьбой перечисления средств получателю, не имея при этом счета в данном банке. Тогда просьбу (поручение) перечисления средств стоит рассматривать как оферту. Принятие такого поручения к выполнению стоит рассматривать как акцепт, то есть согласие банка на заключение с клиентом договора об осуществлении банковского перевода, который в свою очередь, как упоминалось выше может быть заключен и устно. Подтверждаться данный договор, заключенный на устной основе может соответствующими расчетными документами.

В сфере правового регулирования платежей и расчетов до настоящего времени не сложилась полная и внутренне непротиворечивая система понятий и концепций. Наряду с детальными правилами, применимыми к отдельным формам безналичным расчетов, обнаруживаются резкие различия в доктринальных и теоретических построениях российских правоведов, касающихся сферы платежей. Это объясняется в том числе пробельным регулированием платежных услуг и отношений по расчетам на уровне как закона, так и подзаконных актов (нормативно-правовых актов Банка России). Для отдельных сегментов розничного рынка платежей не определен уполномоченный регулирующий орган, что также негативно влияет на объем нормативного материала.

Большая определенность в регулировании платежных услуг (в том числе розничных) должна возникнуть в процессе действия Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, внесенному правительством в Государственную Думу (проект № 455931-5), «действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере национальной платежной системы. Предметом правового регулирования главы 46 „Расчеты“ Гражданского кодекса Российской Федерации является сфера отношений между банками и клиентами в рамках применяемых форм безналичных расчетов. К отношениям, возникающим при организации и функционировании платежных систем, использовании платежной инфраструктуры, указанные положения применимы в ограниченной степени… для развития национальной платежной системы важное значение имеет правовое обеспечение платежных инноваций, появление которых вызвано технологическим развитием (электронные деньги, интернет-платежи, мобильные платежи), а также общих условий для всестороннего применения электронных средств платежа и электронной обработки платежной информации. В этой связи, необходимы учет технологической специфики и ее адекватное отражение в нормах законодательства о национальной платежной системы» .

Как указывают Д. Г. Алексеева и С. В. Пыхтин, проблема определения юридической природы расчетного правоотношения на протяжении продолжительного времени являлась предметом научных дискуссий, при этом единая позиция по этому поводу не сформулирована и по сей день . С учетом недостаточной полноты нормативного регулирования расчетно-платежных отношений и наличия в данной сфере нерешенных общетеоретических вопросов следует кратко остановиться на основополагающих понятиях и определениях.

Анализ встречающихся в правовой литературе мнений относительно определения правовой природы расчетных отношений позволяет выделить два подхода . Первый из них состоит в том, что расчетные правоотношения не имеют своего самостоятельного значения в качестве предмета специального правового регулирования, поскольку не обладают самостоятельным экономическим значением, им отводится вспомогательная функция. В результате их осуществления не создается новой стоимости, и данные отношения лишь опосредуют отношения между плательщиком и получателем денежных средств при исполнении платежа, касаются в основном внешней формы выражения действий участвующих в платеже субъектов. Второй подход к определению правовой природы расчетных правоотношений, напротив, основан на признании за расчетами самостоятельного характера в силу особого субъектного состава и используемого в них объекта, что позволяет отнести их к отдельной разновидности гражданско-правовых отношений. Данный подход основывается на сущности безналичных расчетов как одного из двух известных способов осуществления расчетов, предполагающих заключение должником и кредитором договоров банковского счета с обслуживающими их кредитными организациями в целях погашения возникшего денежного обязательства.

Не меньше дискуссий возникает вокруг способов (видов, порядков) расчетов (расчетных правоотношений). Статьей 861 ГК РФ предусмотрены два порядка расчетов: наличными деньгами, при котором должник физически передает деньги кредитору, и расчеты в безналичном порядке через кредитные организации по открытым в них банковским счетам. Статья 862 ГК РФ устанавливает несколько форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом.

Подобная классификация, по мнению М. И. Брагинского и В. В. Витрянского , еще не является основанием для того, чтобы вводить единую правовую категорию расчетных правоотношений, которая объединит наличные и безналичные расчеты. При расчетах наличными деньгами не возникает каких-либо самостоятельных обязательств по расчетам, полагают цивилисты. Передача денег обычно представляет собой действие должника по исполнению соответствующего денежного обязательства, являющегося частью гражданско-правового обязательства по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Поэтому имеющееся правовое регулирование расчетов наличными деньгами ограничивается отношениями с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и выражается в ограничении таких расчетов.

Согласно мнению авторитетных ученых, даже участие банка в рассматриваемых отношениях не является достаточным основанием для того, чтобы отнести такие отношения к расчетным. Есть немало случаев, отмечают М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, когда банки оказывают услуги гражданам, не имеющим банковского счета, по переводу денежных средств или принятию и оформлению различных платежей, например, в адрес коммунальных служб или налоговых органов. В подобных ситуациях, несмотря на прямое участие банка в соответствующих отношениях, никаких особых расчетных правоотношений, требующих специального регулирования, не возникает, а реально существующие правоотношения представляют собой обязательства по оказанию возмездных услуг, связанных с денежным переводом. Субъектный состав такого рода обязательств может включать и иного (нежели банк) исполнителя услуг по денежному переводу: органы связи, специализированные организации и т.п.

Таким образом, названные ученые фактически ставят знак равенства между безналичными расчетами и расчетными правоотношениями, под которыми понимаются отношения, возникающие между владельцем счета – плательщиком (получателем денежных средств) и банком, в котором открыт его банковский счет, а также иными банками, привлеченными к осуществлению соответствующей банковской операции в связи с исполнением поручения владельца счета о переводе (получении) денежных средств, находящихся на банковском счете, в порядке безналичных расчетов.

Следует отметить, что такое понимание безналичных расчетов оказывается уже того, которое отражено в нормативно-правовых актах Банка России . Согласно Положению ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее – Положение ЦБ РФ № 222-П) безналичные расчеты осуществляются гражданами не только с использованием банковских (текущих) счетов, но и в форме переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). В данном случае можно говорить о различии подходов, которое имеет место в договорном (гражданском) праве и банковском законодательстве.

В статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) перечисляются следующие банковские операции, осуществление которых так или иначе опосредует наличные или безналичные расчеты:

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Первые две из перечисленных банковских операций непосредственно связаны с расчетными правоотношениями (безналичными расчетами), третья может производиться как при наличных, так и безналичных расчетах, а четвертая относится к «спорной» сфере, которая по-разному классифицируется цивилистами и Банком России.

Остроты рассматриваемой теоретической дискуссии добавило также включение в Закон о банках (с принятием сначала Федерального закона от 27.07.2006 № 140-ФЗ, а затем – Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ) ст. 13.1, регулирующей деятельность банковских платежных агентов по приему платежей физических лиц. В первой редакции указанной статьи (2006 г.) деятельность коммерческих организаций, не имеющих банковских лицензий и заключивших договоры с банками, по принятию от физических лиц наличных денежных средств признавалась осуществлением банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. В измененной редакции статьи (2009 г.) не содержится явного указания на то, что деятельность банковских платежных агентов предполагает осуществление каких-либо банковских операций. Это, в свою очередь, открывает широкие возможности для толкования и банковско-правовой квалификации осуществляемых ими операций.

При построении всеобъемлющей и непротиворечивой классификации видов (способов) расчетов (платежей), видимо, следует учитывать как позиции авторитетных цивилистов, так и реальные практические потребности рынка розничных платежей. В настоящее время в Российской Федерации используются три механизма расчетов с участием физических лиц:

прямая передача наличных денег плательщиком получателю;

безналичные расчеты по банковским счетам плательщика и получателя, в том числе с использованием банковских платежных карт;

передача физическим лицом – плательщиком наличных денег кредитной организации с поручением о переводе без открытия счета или специализированному посреднику (платежному агенту, банковскому платежному агенту) с поручением о проведении платежа для зачисления на банковский счет получателя.

Дискуссия о том, к какой категории принадлежит третий механизм – наличным или безналичным расчетам, представляется малопродуктивной. Предлагается рассматривать его в качестве самостоятельного порядка расчетов (платежей), который охватывает несколько форм:

осуществление кредитными организациями переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

платежи физических лиц с участием банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность на основании ст. 13.1 Закона о банках;

платежи физических лиц через платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц на основании Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (редакция от 08.05.2010) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Аналогичная – трехэлементная – классификация форм платежей (механизмов расчетов) сложилась в германском праве, под сильным влиянием которого формировались российское гражданское и банковское право.

Под полуналичными платежами (halbbare Zahlung) германские правоведы понимают платежи, когда либо плательщик, либо получатель не имеют банковского счета. При этом наличные деньги могут вноситься на банковский счет и становиться безналичными денежными средствами, или, напротив, со счета могут выдаваться наличные денежные средства. Соответствующие операции, при которых происходит «превращение» наличных денежных средств в безналичные и наоборот, называются кассовыми сделками (Kassengesch fte) .

В российской практике эта трансформация, как нетрудно заменить, происходит при переводах денежных средств без открытия счета, а также при приеме платежей (банковскими) платежными агентами: наличные деньги гражданина «превращаются» в безналичные денежные средства на счете получателя платежа.

Идя дальше, отдельные авторы ставят вопрос о правовой природе расчетов посредством мобильного банкинга операторов сотовой связи. В соответствии с преобладающей точкой зрения на правовую природу безналичных расчетов в ходе их проведения происходит обращение прав требований клиентов к банкам о выплате денежных средств в суммах, переданных клиентами кредитной организации. Однако при осуществлении расчетов по технологиям мобильного банкинга оператора связи более уместно говорить об обращении прав требования абонента к оператору сотовой связи, а юридическим основанием для проведения платежей является договор на оказание услуг связи.

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания совершения платежа могут быть различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств и др.

Принимая во внимание, что основным отличительным признаком безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков и иных кредитных организаций, можно выделить ряд принципов правового регулирования безналичных расчетов:

1) безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;

2) участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3) в расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4) банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

5) банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;

6) не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;

7) платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8) безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов . Последние представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа (п.2.2 Положения ЦБР №2-П):

Распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

Распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом законодатель выделяет следующие формы расчетных документов:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

В соответствии с требованиями Положения ЦБР №2-П расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими (п.2.8 Положения ЦБР №2-П).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Отдельно заметим, что правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н; О заполнении расчетных документов при перечислении арендной платы за пользование федеральным имуществом (приказ Минфина РФ от 30 июня 2004 г. №57н).

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки (п.2.12 Положения ЦБР №2-П).

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Важно заметить, что расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы (п.2.15 Положения ЦБР №2-П).

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка. При этом отзыв происходит (по соответствующей документальной форме). Частичный же отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Положение о безналичных расчетах в РФ было утверждено письмом Банка России от 9 июля 1992 г. № 14 (действует с изменениями от 19 мая 1993 г., от 26 декабря 1997 г.).

Безналичные расчеты производятся хозяйствующими субъектами через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Иной порядок осуществления безналичных расчетов может быть предусмотрен законом или обусловлен формой расчетов. Необходимым средством осуществления безналичных расчетов является банковский счет. Порядок заключения договора банковского счета, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение обязанностей регулируются нормами главы 45 ГК РФ. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Помимо законодательных норм, отношения данной сферы регулируются многочисленными подзаконными актами, среди которых в первую очередь следует назвать Инструкцию Государственного банка СССР от 30 октября 1986 г. N° 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР". Этот акт следует применять в части, не противоречащей законодательству РФ.

Выбор банка для обслуживания осуществляется по усмотрению клиента. Вид счета определяется в зависимости от содержания операций, которые по нему проводятся, а также от субъектов - владельцев счета. В зависимости от характера операций по счету выделяют общие (универсальные) счета, позволяющие совершать любые операции данного субъекта (перечень таких операций ограничен только его компетенцией и правилами осуществления операций), а также целевые (специальные) счета, предполагающие целевое использование денег и контроль за таким использованием. Так, для обслуживания предпринимательской деятельности открываются расчетные счета, по которым проводятся практически любые операции. При осуществлении государственного финансирования и выделении средств из бюджета организациям открываются бюджетные, инвестиционные счета. В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" количество открываемых организациями и индивидуальными предпринимателями счетов не ограничивается.

Виды банковских счетов[править | править вики-текст]

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то