В чём отличие сервера от ПК? Сервер. Что такое сервер? И чем сервер отличается от обычного компьютера

Число пользователей растет, база 1С пухнет, имеющаяся машина, используемая в качестве сервера, не справляется с нагрузкой, руководство рвет и мечет, производительность падает, уменьшается скорость обслуживания клиентов, специалист по ИТ заявляет о необходимости покупки нового сервера, увеличивается время восстановления после сбоев, компания несет убытки, - наверно все рано или поздно сталкивались с подобной проблемой. Итак, мы встали перед выбором - Приобрести сервер или обычный компьютер, но по-мощнее.
При этом у руководителя возникает вполне ожидаемый вопрос: "А зачем покупать сервер стоимостью более 100 тысяч, когда можно обойтись мощным системным блоком до 30 тысяч? "
Скорее всего, такая экономия выйдет боком. Серверное оборудование стоит дорого не просто так - оно обеспечивает большую стабильность, надежность, и производительность. Рассмотрим эти пункты более детально в сравнении: сервер - обычный ПК.

Система питания:
Сервер рассчитан на работу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для этого он оснащен резервным блоком питания (в идеале подключенным к другой фазе, а еще лучше с двумя разными блоками бесперебойного питания на каждый блок питания) - таким образом, нагрузка распределяется равномерно на два блока питания и, что не маловажно, у сервера гораздо больше шансов "выжить" в случае отключения электроэнергии и/или смерти одного из блоков бесперебойного питания. Мощность блоков питания - от 750 Ватт, что позволяет блокам питания уверенно выдерживать нагрузку внутренних компонентов.

Обычные системные блоки обладают только одним блоком питания, мощность которого, как правило, не превышает 500 Ватт. Таким образом, на обычном ПК мы периодически можем наблюдать некорректную работу некоторых устройств по причине банальной нехватки напряжения.

Система охлаждения:
Все мы знаем, что электроника не любит жары - от перегрева компьютеры перезагружаются, зависают, и ведут себя неадекватно.

Понижение температуры воздуха внутри корпуса компьютера, вокруг электронных компонент достигается за счет циркуляции воздуха. Поэтому корпусы серверов в большинстве случаев больше, к тому же обладают вентиляторами не только на процессоре и блоке питания, но так же и дополнительными корпусными вентиляторами и отдельными вентиляторами для жестких дисков.

В обычном системном блоке корпусные вентиляторы отсутствуют в половине случаев, а вентиляторы для жестких дисков бывают только в тех случаях, если их специально установил опытный системный администратор. Так же стоит отметить, что установка дополнительных вентиляторов служит дополнительной нагрузкой на и без того не очень мощный блок питания. В результате, спасая компьютер от перегрева, мы подводим его к смерти от нехватки напряжения на блоке питания.

Дисковая подсистема:
Серверные материнские платы обладают интегрированными RAID-контроллерами, которые позволяют "объединять" несколько физических дисков в один логический, таким образом повышая производительность (повышается скорость чтения и записи), а так же отказоустойчивость (записываемые данные автоматически дублируются на других дисках, что позволяет сохранить данные, в случае смерти одного из них).
Серверы дают возможность осуществлять "горячую замену" - замену жестких дисков "на ходу", без выключения и остановки работы, что очень важно в случае возникновения внештатных ситуации - три минуты и пользователи ничего не заметили, продолжая спокойно работать.

Материнские платы обычных ПК среднего и высшего ценовых диапазонов так же имеют встроенные RAID-контроллеры, однако в большинстве случаев эти контроллеры менее функциональны, и позволяют конфигурировать в большинстве случаев всего лишь два жестких диска, гораздо реже четырех. Конечно, можно установить дополнительную плату RAID-контроллера, при этом опять же увеличив нагрузку на блок питания и создав дополнительную преграду для циркуляции воздуха.
Обычные системные блоки не позволяют производить "горячую замену", следовательно, смерть одного диска в RAID-массиве, конечно, не приведет к потере данных, но остановит работу сервера (и всех его пользователей) на продолжительное время - установка нового диска и пересоздание RAID-массива.

Корпус:
Корпус сервера, в большинстве случаев, больше корпуса обычного ПК, что в первую очередь позволяет нормально двигаться воздуху для охлаждения (про дополнительные корпусные вентиляторы см. Выше), а во-вторых, устанавливать большее количество жестких дисков. Так же следует отметить сталь, из которой сделан корпус - ее толщина составляет от 1 миллиметра и более, что, во-первых, значительно снижает уровень шума, исходящего от сервера, во-вторых, позволяет избежать повреждения рук при сборке и обслуживании сервера, в-третьих, увеличивает механическую прочность и надежность.

Рассмотрим корпус обычного компьютера: малый объем и затрудненная циркуляция воздуха; отсутствие возможности установки большого числа жестких дисков; тонкая и острая корпусная сталь, которую с одной стороны легко повредить, а с другой стороны ей легко пораниться. Повышенный шум.

Расширяемость:
Задумываясь о будущем, начальник прогнозирует рост компании и бизнеса. Для удовлетворения потребностей, растущих вместе с компанией и бизнесом, системный администратор должен задуматься о планомерном росте мощности и производительности сервера. Что для этого есть у сервера? - в большинстве случаев, материнская плата содержит несколько дополнительных сокетов для установки процессоров. На материнской плате имеется до 32 слотов для установки модулей оперативной памяти. Корпус сервера, как было сказано ранее, больше, и содержит множество отсеков для установки десятков дополнительных жестких дисков.

Что можно сказать об обычном компьютере? - как максимум можно приобрести двухпроцессорную материнскую плату. Больше - это уже серверная материнская плата, но она не входит в корпус стандартного ПК. Количество слотов для оперативной памяти на обычной материнской плате не превышает четырех. Число отсеков для жестких дисков не превышает шести. Таким образом, не трудно посчитать каков максимально доступный нам размер операционной и дисковой памяти и на сколько он удовлетворит бизнес-потребности организации.
При этом стоит помнить, что установив максимальное количество жестких дисков, мы получим проблемы и с нагрузкой на блок питания, и проблемы с охлаждением - в обычном корпусе не будет места для циркуляции воздуха между дисками, и они будут сильно греться.

Срок поддержки:
Рассматриваем не сервисную поддержку производителя, а реальную возможность физически ремонтировать и/или модернизировать компьютер
У сервера этот срок составляет порядка пяти лет, т. е. Сегодня есть реальная возможность купить комплектующие для сервера, который был куплен как современный пять лет назад. Так же к современному серверу купленному сегодня будет возможность докупить модуль памяти, жестки диск, процессор, и т. д. Через пять лет. Т. е. Через пять лет эти комплектующие будут в продаже и доступны к заказу.

Для обычного компьютера срок поддержки и полной смены технологий и комплектующих составляет всего три года. Т. е. Если через три года возникнет потребность в модернизации сервера и увеличении его производительности, то, скорее всего, придется покупать новый системный блок, поскольку комплектующий уже не будет в продаже, они будут считаться морально устаревшими.

Экономический эффект:
Учитывая вышеизложенное, предположим, что после Покупки сервера общая производительность выросла на 10%, т. е. На 10% быстрее копироваться файлы, на 10% быстрее индексироваться база, на 10% быстрее стала запускаться 1С, и т. д. Мы приходим к тому, что производительность каждого отдельно взятого сотрудника, работающего с сервером, выросла на 10%. Бухгалтер, кладовщик, менеджер, - каждый получил почти час дополнительного рабочего времени в день! Плюс к этому значительно снизилось время простоя в случае аварии и количество этих аварий. А сколько это часов в месяц? А сколько в год? А в рублевом эквиваленте? - грамотный руководитель легко сможет посчитать, что на самом деле ему, как владельцу бизнеса, дает использование сервера.
Таким образом, мы приходим к выводу, что если вы решите Купить сервер , то это будут не затраты, а инвестиции - инвестиции в стабильную и надежную работу бизнеса.

На вопрос Чем отличается сервер от обычного компьютера??? заданный автором Владимир Приветливый лучший ответ это сколько многа букаф тут понаотвечали.. . все гораздо проще. тот комп становицца сервером, возле которого прорастает бородатый дядько-одмин.

Ответ от Невролог [гуру]
Любой комп может выступать в роли сервера. Хотя для этого есть специальные компы, для небольшой канторы подойдет любой ПК только для сервера есть программа называется Виндовс сервер ХХХ, в неё заложены функции присущие серверу хотя и может работать в то-же время и как обычный комп. Просто программа сервера позволяет подключать к себе много пользователей, выполнять автоматически создание зеркала баз данных и т. д.


Ответ от Shadow [гуру]
Ну по большому счету ни чем.... Сервер является источником каких-либо данных. К примеру: если на Вашем компьютере открыть доступ к какой-нить папке, то его можно будет называть файл-сервер


Ответ от Просовывать [гуру]
более производительным и "выносливым" железом, ну и ПО, само собой


Ответ от Проскакивать [гуру]
тем что на сервер у всех есть доступ и он является хранилищем, базой информации и файлов, а комп имеет памяти и файлов на много меньше и залезть в него могут не все. Также с сервером обязательно связаны все компьютеры сети. Вообще отличий много.


Ответ от Людмила)) [гуру]
Сервер - это тоже компьютер (вычислительное устройство), только выполняющий специфические серверные задачи.
Мы привыкли пользоваться ПК (персональным компьютером). ПК - такой компьютер, за которым мы непосредственно сидим и работаем.
Именно на ПК мы запускаем нужные нам программы. Но когда речь заходит о совместной работе нескольких ПК - то возникает вопрос, как организовывать и управлять совместной работой нескольких компьютеров, возникают задачи, "общие" для всех ПК. Вот эти "общие" "управленческие" задачи и выполняет сервер.
Иногда сервер совмещает функции собственно сервера и ПК. Т. е. когда человек работает за компьютером, и при этом его компьютер выполняет серверные функции. Типичный пример - в небольшом офисе есть 2 бухгалтера, которые используют сетевую версию 1С-бухгалтерии, причем базы данных расположены на одном из бухгалтерских компьютеров. Такой вариант сервера называют невыделенным, и использование его не рекомендуется.
Лучше, когда непосредственно за сервером (как за ПК) постоянно никто не сидит и не работает. Нормальная работа сервера происходит без вмешательства человека. Такой сервер называют выделенным.
Сервер - понятие в первую очередь логическое.
Сервер может из себя физически представлять обычный персональный компьютер. Но если он будет выполнять функции сервера, то он будет называться сервером. Более того, иногда бывают серверы настолько маломощные, что на таком сервере не могут работать обычные программы, которые мы запускаем на своем персональном компьютере каждый день, но вполне работоспособны некоторые серверные программы.
Сервер - понятие еще и физическое.
Задачи, которые приходится выполнять серверам, накладывают отпечаток на внешний вид серверов и их внутреннее устройство. Серверные задачи бывают разные - простые и сложные, ресурсоемкие и не очень. Поэтому и серверы бывают разные - от маленьких коробочек до шкафов с человеческий рост и весом в несколько тонн. Конечно, сервера отличаются не только внешне но и внутренне. Требования к быстродействию, надежности, объему дисковых подсистем - приводят к созданию уникальных по техническим решениям вычислительных систем.
Обычно масштаб и сложность серверных задач находится в соответствии с масштабом предприятия, в котором они используются. Например, в малых офисах как сервер может работать обычный ПК. На предприятиях побольше это уже должен быть один или несколько специализированных серверов. В больших организациях, банках, корпорациях для размещения всех серверов требуются специальные серверные помещения, которые могут достигать сотен квадратных метров по площади и вмещать десятки и сотни серверов. Все очень просто. Для обслуживания большого количества запросов требуются большое количество вычислительных ресурсов - т. е. тех же процессоров, памяти, жестких дисков.
Поскольку от работы сервера зависит работа многих других компьютеров и людей, вплоть до работоспособности предприятий и даже государства, то к надежности серверов предъявляются особые требования.
Мало того, что в серверах применяются компоненты (комплектующие) самого высокого качества, а в процессе их изготовления проводят тщательное тестирование работоспособности. В серверах применяется еще множество специальных технологий, повышающих надежность их работы.
Основное направление повышения надежности - это применение в конструкции серверов принципа избыточности компонент, благодаря которому поломка одного или нескольких компонент не приведет к выходу из строя всего сервера. Типичные примеры - это оперативная память с ECC (Error Checking and Correction), жесткие диски, объединенные в RAID (Redundant Array of Independent Disks) массивы, Redundant блоки питания. Другая технология - это применение технологий "горячей замены" (Hot-Swap), благодаря которой можно заменять вышедшие из строя компоненты сервера без остановки его работы.

Маркетологи активно вливают в уши потребителей информацию о количестве ядер в процессорах. Складывается впечатление, что если установить , то получится очень мощная игровая система. Насколько Вы должны знать – цены на комплектующие для серверного сегмента рынка очень разнятся с решениями для домашнего или офисного оборудования. Что же получится, если установить 12-ядерный CPU Xeon E5 в «обычный» компьютер для повседневных задач? Сегодня мы ответим на Ваш вопрос.

Как говорится – всё познаётся в сравнении. Мы протестируем быстродействие двух компьютеров в разных задачах: играх, бенчмарках и ресурсоёмких «боевых/реальных» приложениях. Серверные CPU обычно ориентированы на использование в многопроцессорных системах, но и в десктопах на материнских платах «ASUS X99-Deluxe» и «ASUS Rampage V Extreme» наш E5-4650 завёлся без проблем. Причём не пришлось тратиться на память – он отлично работает и с простой небуферизованной DDR4 SDRAM .

Не будем больше тянуть и представим номинантов сегодняшней битвы: Intel Xeon E5-4650 v3 (Haswell-EP, 12 ядер + Hyper-Threading, 2.0 - 2.6 ГГц, L3-кеш 30 МБ) и Intel Core i7-5960X Extreme Edition (Haswell-E, 8 ядер + Hyper-Threading, 3.0 - 3.5 ГГц, L3-кеш 20 МБ). Номинанты устанавливались на материнскую плату «ASUS X99-Deluxe» с 4 модулями DDR4-2133 по 4 ГБ. Система хранения представлена SSD накопителем Crucial M550 512 ГБ. Дискретной видеокартой был . Сравнение производительности проводилось под управлением операционной системы Microsoft Windows 8.1 Pro x64.

Первым делом мы прогнали утилиты «синтетического» тестирования производительности . Ими выступили «PCMark 8 Pro » и «3DMark Pro » от Futuremark. Первая программа запускалась в режимах «Home», «Work» и «Creative». Три этих сценария имитируют нагрузку обычного домашнего компьютера, офисного использования, развлечений и работы с мультимедиа контентом соответственно. «3DMark Pro» известен своей оптимизацией под многоядерные системы, но результаты обеих утилит показывают, что серверный процессор в игровой компьютер – выбор нерациональный.

Для сравнения скорости в приложениях мы отобрали несколько «тяжёлых» пакетов с оптимизацией под несколько потоков, которые должны по максимуму загрузить процессоры и показать реальное положение дел. «3DS Max 2015» занимался финальным рендерингом одного кадра Space_flyby. «Finereader 12.0» переводил в текстовый форма заранее отсканированный текст с большим количеством формул и графиков. «Photoshop CC 2014» обрабатывал несколько 24-мегапиксельных кадра с цифровой камеры заранее подготовленным скриптом. «WinRAR 5.1» настолько любил архивировать, что и на этот раз упаковывал папку с данными различных форматов объёмом в 1,7 ГБ. «x264» занимался кодированием AVC файла с исходным битрейтом порядка 30 Mbit/s (1080p и 50fps).

По итогам замеров серверный Intel Xeon обогнал Core i7 лишь в 2-х приложениях. Итоговое положение E5-4650 завидным не назовёшь – большое отставание при значительно большей стоимости. Однако не забывайте, что Xeon’у поручены несвойственные для него задачи . Чтобы выполнить «план максимум» – проверим производительность систем в реальных играх, хотя тест в 3DMark нам уже многое сказал.

Отметим, что обычно максимальная нагрузка в современных играх ложится на графическую карту . Ввиду этого ждать большого отрыва одной конфигурации от дугой в высоких разрешениях (1920*1080) не приходится. Поэтому мы выполнили сравнение в этих же игровых приложениях при несколько меньшем разрешении – 1280*800 (фактически это аналогично установке более мощной карты без снижения разрешения). Результаты поражают.

Итог вполне предсказуем – использовать серверный процессор в игровом компьютере нелогично. За гораздо большую стоимость владелец покупает меньшую по производительности систему. Так что, Intel Xeon E5-4650 отправляется на своё законное место – в многопроцессорную серверную материнскую плату и продолжает «служить родине» в свойственных ему задачах. В одном лишь E5 сегодня выиграл – в энергопотреблении под нагрузкой (утилитой ). Конечно, замерялось потребление тестового стенда целиком (без монитора). Влияние КПД блока питания (80 Plus Platinum) должно быть минимальным. Гораздо логичней - на CPU потратить несколько меньшую сумму, чем стоимость серверного процессора, но купить видеокарту ТОПового сегмента, к примеру - новинку 2017 года .


--------

Сервер - мощный компьютер, обслуживающий другие компьютеры в локальной сети. ComputerBild расскажет, чем сервер отличается от обычного ПК.


В любой сколько-нибудь крупной компьютерной сети постоянно возникает необходимость совместного использования ресурсов несколькими компьютерами, будь то общее подключение к Интернету, доступ к мультимедийным файлам или печать документов на одном принтере. Компьютер, который предоставляет эти ресурсы другим машинам, называется сервером. Характер этих ресурсов определяет тип сервера. На файловом сервере хранятся данные, сервер печати принимает документы и отправляет их на подключенный к нему принтер, подключаясь к прокси-серверу для выхода в Интернет, компьютеры совместно используют канал доступа... Эти и другие функции могут выполнять как разные машины, так и один компьютер.


Отличие сервера от обычного ПК



Серверы, которые используются в домашних «локалках» и на мелких предприятиях, как правило, отличаются от обычных ПК лишь установленным на них программным обеспечением. Другое дело - серверы крупных организаций. Нагрузка на их вычислительные ресурсы и устройства хранения данных очень велика. Эти машины должны вмещать большие объемы документов и обеспечивать высокую скорость доступа к ним. Также, что не менее важно, от сервера требуется бесперебойная работа и высокая отказоустойчивость. Поэтому крупные серверы, в основном, состоят из более сложного и высокопроизводительно-го «железа», нежели обычные ПК. При этом некоторые аппаратные компоненты, функции которых являются вторичными для сервера, оказываются более слабыми, чем их аналоги в составе домашнего ПК. Вот те комплектующие, которые отличают серверы от простых компьютеров.


Мощные процессоры. Серверы используют специальные ЦП, например Xeon фирмы Intel или Opteron от AMD. Применяются и более экзотические «камни», например Intel Itanium. Серверы начального уровня, как и простые ПК, имеют один процессор, более крупные - от двух до восьми. Самые могучие серверы представляют собой кластеры из сотен процессоров с сопутствующей «обвязкой» - материнскими платами, накопителями и т.д.


Большой объем оперативной памяти. Если домашнему ПК для полноценной работы за глаза хватает пары гигабайт «оперативки», в худших случаях - 4, то мощному серверу требуется 8-16 Гб и даже больше. Сами серверные модули памяти, как правило, обладают функцией коррекции ошибок - ЕСС (Error Correction Code). Благодаря этому ошибки записи и чтения данных, вызванные сбоем в работе электроники или дефектом микросхем памяти, не приведут к перебоям в работе «софта» или зависанию системы, как это случилось бы с обычным компьютером.


Емкие накопители. В большинстве серверов данные хранятся на быстрых и емких жестких дисках, которые объединяются в RAID-массивы. Так как от сервера одновременно требуются высокая скорость и отказоустойчивость, то форматы массивов сочетают разделение данных по нескольким жестким дискам с дублированием информации на других «винтах». Нередко встречается и возможность отключать и подключать накопители «на горячую» - т.е. не прерывая работу системы.


Широкополосное сетевое подключение. Если сервер используется для совместного доступа в Интернет десятков компьютеров, то он подключается к глобальной Сети с помощью «толстого» канала с высокой пропускной способностью. Для этого используются оптоволоконные линии или радиоканалы. Клиентские компьютеры подключаются к серверу с помощью привычных технологий Ethernet или Wi-Fi.


Аппаратные средства, выполняющее вторичные обслуживающие функции, у серверов также отличаются от периферии клиентских ПК.


Корпус. Задачи сервера определяют его конструкцию. Серверы младшего уровня выглядят, как обычные ПК, только увеличенные в размерах так, чтобы в корпус уместились более крупная материнская плата и массив накопителей. У серверов помощнее в качестве корпусов - шкафы-стойки, и нередко они состоят из нескольких блоков (компьютеров, маршрутизаторов и т.д.) в отдельных корпусах. Очень мощный серверный кластер может состоять из нескольких десятков таких шкафов. Компьютер, заключенный в компактный корпус для монтажа в стойку, называется тонким сервером (blade server).


Блок питания. Серверы начального уровня оснащены одним или двумя БП. По мере возрастания числа функциональных блоков сервера и увеличения их «аппетитов» увеличиваются число и мощность блоков питания. Часто существует возможность «горячей» замены или подключения дополнительного БП.




Устройства вывода. Так как вывод видео и звука входит в чи-сло клиентских, а не серверных задач, устройства подобного назначения у серверов либо отсут-ствуют вовсе (тогда управление системой осуществляется удаленно с клиентского ПК), либо достаточно примитивны.


Особенности работы и аппаратного обеспечения мощного сервера диктуют и необходимость его специфического обслуживания.


Бесперебойное энергоснабжение. Промышленные сетевые фильтры и источники бесперебойного питания предотвращают потери данных в случае «провалов» напряжения в электрической сети, а также снижают вероятность повреждения «железа» и файлов при его резких перепадах. В ряде случаев, когда требуется бесперебойная работа вопреки всему, используются генераторы резервного питания.


Усиленное охлаждение. Большинство серверов, как и клиентские ПК, охлаждается воздухом. Проблема возрастающего вместе с производительностью тепловыделения решается с помощью усиленной вентиляции корпусов и помещений, где устанавливаются серверы. Усиленное охлаждение отдельных компонентов серверам не требуется, поэтому системы водяного охлаждения в них не встречаются


Специализированное програмное обеспечение. На серверах устанавливаются операционные системы, адаптированные к серверным задачам, например Windows Server 2003, специальные версии Linux или Free BSD или сугубо серверные ОС - такие, как Solaris фирмы Sun Microsys-tems. В качестве основного программного обеспечения используются программы-серверы, например Apache для поддержки веб-сайтов или Microsoft Exchan-ge Server для приема и отправки электронной почты.


Типы серверов



Сервером называют не только компьютер, но и программное обеспечение, управляющее разделяемыми ресурсами и доступом к ним. На одном компьютере может работать одновременно несколько программ-серверов. В обиходе, говоря, например, о «почтовом сервере», подразумевают совокупность «железа» и «софта». В зависимости от функций, которые выполняет ПО, можно выделить несколько разновидностей серверов. Все их можно разделить на две группы: серверы, задачей которых является хранение данных и предоставление доступа к ним пользователям, и серверы, управляющие транспортом данных в сети и поддерживающие ее работу. К первой группе относятся следующие типы серверов.


Файловый сервер. В его задачи входит хранение файлов и обеспечение доступа к ним клиентских ПК, например по протоколу FTP. Ресурсы файл-сервера могут быть либо открыты для всех компьютеров в сети, либо защищены системой идентификации и правами доступа.


Мультимедийные серверы являются разновидностью файл-серверов. Они предназначены для хранения фотографий, музыки, фильмов и другого мультимедийного контента. В качестве такого сервера не обязательно использовать компьютер. Можно купить устройство NAS или даже обойтись компактным внешним жестким диском, подключаемым к сети через интерфейс Ethernet или Wi-Fi.


Сервер печати принимает запросы на печать от компьютеров локальной сети и отправляет их на один или несколько подключенных к нему принтеров.


Игровые серверы. Разработчики компьютерных игр открывают специальные серверы, на которых пользователи могут играть друг с другом. Некогда наибольшей популярностью пользовались серверы 3D-шутеров и стратегий, позволяющие идти только одному матчу в отдельно взятый промежуток времени или нескольким одновременно. Редкая домовая или квартальная «локалка» обходится без такого сервера. В наше время более востребованы серверы различных MMORPG (Massive Multiplayer Online Role Playing Game), на которых одновременно могут играть сотни и тысячи человек (пример: игры Lineage 2 и World of Warcraft).


Серверы электронной почты. Электронное письмо нельзя послать непосредственно получателю - сначала оно попадает на сервер, на котором зарегистрирована учетная запись отправителя. Тот, в свою очередь, отправляет «посылку» серверу получателя, с которого последний и забирает сообщение. Несмотря на то, что и получение, и отправку писем выполняет одна и та же серверная программа, формально эти функции приписываются разным серверам, имеющим разные адреса.


Серверы мгновенного обмена сообщениями. Программы-«мессенджеры» - AIM, ICQ или MSN Messenger - работают с помощью сети коммуникационных серверов, действующих по тому же общему принципу, что и почтовые серверы.


Веб-серверы. Эти серверы предоставляют доступ к веб-страницам и сопутствующим ресурсам, например картинкам. Сайты с высокой посещаемостью или расширенной функциональностью размещаются сразу на нескольких серверах.


Серверы данных хранят различного рода материалы, необходимые для функционирования серверов другого назначения. К примеру, некоторые тексты, рисунки и стилевые элементы веб-сайта могут быть расположены на отдельном сервере данных. Когда пользователь открывает стартовую страницу сайта, то веб-сервер передает серверу данных запрос на получение необходимых материалов. Сервер баз данных осуществляет поиск запрошенных данных и посылает их веб-серверу. Он, в свою очередь, формирует веб-страницу и посылает ее клиентскому компьютеру.


В список серверов, управляющих транспортом трафика, входят следующие разновидности.




DHCP-серверы. Dynamic Host Configuration Protocol обеспечивает автоматическое распределение IP-адресов между компьютерами в сети. Такая технология широко применяется в локальных сетях с общим выходом в Интернет.


DNS-серверы. Функция DNS-сервера заключается в преобразовании доменных имен серверов в IP-адреса. Передача данных в сетях осуществляется с помошью IP-адресов, сайт с неизменным доменным именем может не раз «переезжать» с одного сервера на другой, меняя свой IP-адрес. Поэтому таблицы соответствия IP-адресов и доменных имен в системе DNS (Domain Name System) регулярно обновляются, и серверы синхронизируют их между собой.


Прокси-серверы выступают в качестве посредников при передаче данных по сети - с компьютера на компьютер. Они используются либо для организации разделяемого доступа в Интернет, когда требуется контроль и фильтрация трафика, либо для сокрытия IP-адреса ПК от компьютера-«собеседника», т.к. последний при коммуникации через прокси-сервер будет «видеть» только адрес прокси.


Кэш-серверы. Чтобы при каждом открытии веб-страницы клиентскому компьютеру не приходилось запрашивать заново все составляющие ее данные, используются промежуточные накопители - кэш-серверы. Если страница, запрошенная пользователем, не изменилась с времен последнего запроса, то ее можно загрузить не с «родного» хранилища, а из недр кэш-сервера.


Архитектуры «клиент-сервер» и Peer-to-Peer


Если компьютер, который предоставляет ресурсы, - это сервер, то компьютер, который ими пользуется, называется клиентом. Кроме того, клиент, подобно серверу, - это и программа для доступа к ресурсам (например, почтовый клиент или программа мгновенного обмена сообщениями).


На архитектуре «клиент-сервер» основано большинство традиционных интернет-сервисов. Но в последнее время получила распространение принципиально другая организация сети.


В архитектуре Peer-to-Peer (P2P) все компьютеры равноправны и каждый хранит часть общего объема данных. При этом каждая машина выступает одновременно и в качестве клиента, и в роли сервера. Самый успешный пример реализации P2P - файлообменные сети (eDon-key2000, Bit-Torrent). Получая файл из такой сети, вы одновременно скачиваете его фрагменты с десятков компьютеров. Благодаря распределению данных пиринговые (иначе одноранговые, децентрализованные) сети отличаются высокой отказоустойчивостью и скоростью работы.


Справедливости ради надо признать, что большинство пиринговых сетей не обходится без серверов совсем. К примеру, файло-обменные сети используют серверы (трекеры) для управления трафиком и его учета.


Домашний сервер



Все современные операционные системы имеют серверные возможности. С их помощью можно открывать пользователям других ПК доступ к данным на жестком диске или к подключенному к компьютеру принтеру, а также «делиться» подключением к Интернету. Кроме того, домашний сервер можно использовать для резервного хранения данных или, сделав его доступным через Интернет, работать с документами на нем с любого ПК, подключенного к глобальной Сети.


«Поднять» домашний сервер для хранения файлов и разделения доступа к Интернету не так сложно, как может показаться неискушенному пользователю. Для этого понадобятся следующие компоненты.


Компьютер. Для файлового или простого веб-сервера достаточно компьютера с процессором не слабее Pentium II или Athlon, оперативной памятью объемом 256 Мб и приводом CD-ROM. Если же на компьютере планируется запуск игрового сервера (весьма популярная инициатива в небольших локальных сетях), потребуется машина мощнее.


В качестве первого шага на нем можно запустить сервер Linux с диска Live-CD. Побаловавшись с ним, вы решите, стоит ли вам переходить к более серьезным мероприятиям. Если вы все-таки решите использовать компьютер в качестве сервера постоянно, то Linux необходимо будет установить на жесткий диск. Для этого достаточно 10 Гб свободного места. Все остальное пространство останется для файлов и дополнительного программного обеспечения (в первую очередь - программ-серверов).


Неплохая идея - использовать в качестве сервера старый ноутбук. При продолжительной эксплуатации это позволит сэкономить на счетах за электроэнергию. Кроме того, сложенный ноутбук занимает совсем немного места. Единственный недостаток ноутбука в данном случае - ограниченные возможности по подключению накопителей.


Дистрибутив Linux. С помощью бесплатной версии Linux (Open SuSe, Ubuntu или Knoppix) вы можете создать сервер, который обладает всеми функциями, необходимыми для домашнего использования.


Большинство дистрибутивов Linux также имеет и платные версии - например, в случае с SuSe она называется SuSe Enterprise Server. Эта версия Linux отличается дополнительной технической поддержкой производителя и расширенным комплектом программ.




/>

WLAN-маршрутизаторы и сетевые жесткие диски


Работа домашней сети редко требует использования в качестве сервера отдельного ПК. В зависимости от количества данных, которое он будет хранить, и задач, которые будет выполнять, можно выбрать один из двух более дешевых вариантов.


WLAN-маршрутизатор плюс внешний жесткий диск


Многие беспроводные маршрутизаторы имеют порт USB, к которому можно подключить внешний жесткий диск. К сохраненным на нем данным будет иметь доступ любой компьютер в сети.


Сетевые жесткие диски


Сетевое хранилище данных (Network Attached Storage -NAS) представляет собой компактный и недорогой (по сравнению с отдельным ПК) сервер, который выполняет только одну функцию - хранение данных. Мощные NAS обладают богатым набором интерфейсов и возможностью удаленной конфигурации через веб-интерфейс (подобно маршрутизаторам). Более простые варианты такого решения - обычные внешние жесткие диски с сетевым интерфейсом Ethernet или Wi-Fi.


Сервер на базе полноценного компьютера имеет смысл устанавливать лишь в том случае, если функциональности NAS уже не хватает: например, требуется «поднять» небольшой игровой сервер в домовой сети или веб-сайт. Для этих целей будет достаточно старого компьютера с ОС Linux, хотя можно использовать и Windows.

Вопрос о различии сервера и обычного компьютера возникает у любого программиста или разработчика: иногда в виде простого интереса, иногда в виде практической задачи. Жаль, что разницы не знают многие руководители, пытаясь организовать сложные системы управления уровня предприятий на базе офисных ПК. И после этого они долго удивляются, почему что-то «не так» работает.

Сервер, в первую очередь, это сетевой компьютер, задача которого состоит в распределении ресурсов для обычных компьютеров в своей сети . Если сеть небольшая, то сервером может быть и обычный ПК. Здесь между компьютерами нет разницы, зато в софте есть – на сервере используется серверный вариант операционной системы, а также дополнительные службы и программы, которые тоже называют серверами: почтовыми, web, DHCP и т.д. С ростом сети мощь сервера должна пропорционально увеличиваться, и именно поэтому приходится искать магазины, торгующие серверным оборудованием. А оно понадобится обязательно:

  • Более мощные корпуса. У серверов размеры материнских плат значительно больше за счет избытка подключаемых интерфейсов и числа процессоров.
  • Большее количество блоков питания. Часто используются 2-3 БП, причем допускается их горячая замена. Вообще, корпуса и блоки питания серверов часто размещают в специальных стойках, и «штатные» подключаемые блоки могут резко повышать масштабируемость сервера.
  • Скоростное сетевое оборудование. Именно в окрестностях серверов проложены самые быстрые кабели и прочие интерфейсы.
  • Жесткие диски, память. Серверные программы очень прожорливы в плане потребления ресурсов, поэтому дисковая память здесь измеряется десятками и сотнями терабайтов, а оперативная – 32-64 и более гигабайтов. Причем для серверов оперативная память выпускается с контролем ошибок – ECC, и для ПК она непригодна.

В общем, аппетиты сервера растут в зависимости от многих факторов. Цена за сервер увеличивается гораздо быстрее, поэтому часто серверы не покупают, а арендуют. Тем более, что не каждое предприятие может позволить себе содержать профессиональные кадры для его настройки и круглосуточного сопровождения, а также содержание специального помещения – серверной, где должен быть обеспечен идеальный микроклимат для оборудования.

Что интересно, желания многих игроманов «поиграть на сервере» невыполнимы, так как в играх ключевым фактором является графика, а в серверах графика, включая мониторы – вещь ненужная, и используется только для контроля состояния системы. Так что игрокам придется довольствоваться обычными ПК с 2-3 процессорами, в то время как сервер легко использует сотни процессоров.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то