Виды информации классифицируемой по способу восприятия. Формы и виды представления информации. Виды информации по форме представления

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

  • - через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • - через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • - через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • - через вкус -- информация от вкусовых ощущений;
  • - через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию.

Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли.

На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

через слух воспринимается информация в звуковом виде;

через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

через вкус -- информация от вкусовых ощущений; через осязание -- информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков, Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов -- фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом -- письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания -- паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической, В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма -- это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки -- это пиктограммы.

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками, Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту -- формальным языком музыки.

Язык -- это знаковый способ представления информации. Общение на языках -- это процесс передачи информации в знаковой форме.

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией, Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания. Подведем итог о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

  • - текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • - графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • - символы формального языка: числа,

математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр,

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются «информационными каналами» связывающими человека с внешним миром.

Язык -- это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность -- важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике? Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия?

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено.

Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

Итак, тестируйте себя, друзья. Если Вам необходимо серьезно разобраться со своими способностями и научиться их использовать с максимальной пользой – обращайтесь к психологу. Тестов для определения особенностей восприятия разработано очень много, они помогут узнать себя получше.

еУМЙ ОЕФ РПОЙНБОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ... (ФЙРЩ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ)

рПОСФШ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЪБЮБУФХА ВЩЧБЕФ ПЮЕОШ УМПЦОП, ДБЦЕ ЕУМЙ НЩ ЗПЧПТЙН У ОЙН ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ.чУЕ МАДЙ РП УЧПЕК РТЙТПДЕ ПУПВЕООЩЕ, Х ЛБЦДПЗП ЕУФШ УЧПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Й УЧПЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЬФПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ.пДОП Й ФПЦЕ УПВЩФЙЕ НЩ ЧПУРТЙОЙНБЕН РП-ТБЪОПНХ, ПВТБЭБЕН ЧОЙНБОЙЕ ОБ ТБЪОЩЕ ЧЕЭЙ Й ОБЫБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС ФБЛ ЦЕ ТБЪМЙЮОБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЙЪ-ЪБ ТБЪОПЗП ЧПУРТЙСФЙС ЧПЪОЙЛБАФ ЛПОЖМЙЛФОЩЕ УЙФХБГЙЙ. иПТПЫП ЕУМЙ МАДСН ИЧБФБЕФ ФЕТРЕОЙС Й ЦЕМБОЙС ТБЪПВТБФШУС Ч ЧПЪОЙЛЫЕН ЛПОЖМЙЛФЕ, ОП ПВЩЮОП МЕЗЮЕ РТПУФП ПВЙДЕФШУС Й ПУФБЧЙФШ ЧУЕ ЛБЛ ЕУФШ. оП ЪДЕУШ ОБДП РПНОЙФШ П ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЙЪОБЮБМШОП ПФУФБЙЧБЕФ УЧПЙ ЙОФЕТЕУЩ Й РТБЧБ, Б РТЕДОБНЕТЕООП ЛПЗП-ФП ПВЙДЕФШ УФТЕНЙФУС ПЮЕОШ НБМП МАДЕК.

йЪ-ЪБ ЮЕЗП ФБЛПЕ РТПЙУИПДЙФ? чУА ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТХА ЮЕМПЧЕЛ РПМХЮБЕФ ЙЪЧОЕ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ:

1. чЙЪХБМШОБС

2. чЛХУПЧБС

3. пВПОСФЕМШОБС

4. бХДЙБМШОБС

5. фБЛФЙМШОБС

ъБ ЧПУРТЙСФЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, Х ЮЕМПЧЕЛБ ПФЧЕЮБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩК ПТЗБО. фБЛ ОБРТЙНЕТ РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ ЧЙЪХБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЪБДЕКУФЧПЧБОЩ ЗМБЪБ, РТЙ ЧЛХУПЧПК СЪЩЛ, РТЙ ПВПОСФЕМШОПК ОПУ, РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ БХДЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ - ХЫЙ, Б РТЙ ФБЛФЙМШОПК - ЛПЦБ. лБЛ РТБЧЙМП Х ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЙМХ ЕЗП ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛПК ПУПВЕООПУФЙ, ЛБЛПК-ФП ПТЗБО ТБЪЧЙФ ВПМШЫЕ, Б ЛБЛПК-ФП НЕОШЫЕ. й ФБЛ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ПУОПЧОЩЕ ФЙРЩ МАДЕК РП УРПУПВХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

1. чЙЪХБМЩ

2. бХДЙБМЩ

3. лЙОЕУФЕФЙЛЙ

4. дЙЗЙФБМЩ.

лБЦДЩК ЙЪ ЬФЙИ РПДФЙРПЧ ЙНЕЕФ УЧПЙ ПУПВЕООПУФЙ Ч ЧПУРТЙСФЙЙ НЙТБ Ч ГЕМПН. чЙЪХБМЩ Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ НЙТ ЮЕТЕЪ ЪТЕОЙЕ. йН ОТБЧСФУС ЧУЕ ФП, ЮФП ТБДХЕФ ЗМБЪ, МХЮЫЕ ЪБРПНЙОБЕФУС ХЧЙДЕООБС ЙОЖПТНБГЙС, ЮЕН ОБРТЙНЕТ ХУМЩЫБООБС. чЙЪХБМЩ МАВСФ ЛТБУЙЧП ПДЕЧБФШУС, Б РТЙ ЪОБЛПНУФЧЕ У ЮЕМПЧЕЛПН Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ПВТБЭБАФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ПДЕЦДХ Й ЧОЕЫОЙК ЧЙД.

бХДЙБМЩ ОБПВПТПФ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. мАВСФ УМХЫБФШ НХЪЩЛХ Й БХДЙПЛОЙЗЙ, ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ ЮЕН ЮЙФБФШ ЙМЙ УНПФТЕФШ ЛЙОП. бХДЙБМЩ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ПВЭЙФЕМШОЩ, ЮЕН ЧЙЪХБМЩ, ЧЕДШ ВПМШЫЙК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ РПУФХРБЕФ Л ОЙН ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. у МЕЗЛПУФША НПЗХФ ХВЕДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЧПЕК РТБЧПФЕ Й ЛБЛ РТБЧЙМП ХНЕАФ ИПТПЫП ЙЪМБЗБФШ УЧПЙ НЩУМЙ.

дМС ЛЙОЕОУФЕФЙЛПЧ НЙТ - ЬФП ЙИ ПЭХЭЕОЙС. пОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ РТЙЛПУОПЧЕОЙС Й ЮХЧУФЧБ. ьФП МАДЙ ДЕКУФЧЙС, Б ОЕ УМПЧБ. дМС ОЙИ ЧБЦОП ЧУЕ РПЮХЧУФЧПЧБФШ, ПОЙ ПЮЕОШ РПДЧЙЦОЩ Й УФТЕНСФУС ПВЯСФШ ОЕПВЯСФОПЕ. йОЖПТНБГЙА ЙЪ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ, ПОЙ ЛБЛ ВЩ РТПРХУЛБАФ ЮЕТЕЪ УЕВС.

дЙЗЙФБМЩ ЧУФТЕЮБАФУС ПЮЕОШ ТЕДЛП, НЙТ ПОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЮЕТЕЪ МПЗЙЮЕУЛПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ. йН ЧБЦОЩ ЧЕЭЙ, ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЕУФШ РП УХФЙ, Б ОЕ ФЕ ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЛБЦХФУС У ФПК ЙМЙ ЙОПК РПЪЙГЙЙ. пОЙ ЧУЕ РПДЧЕТЗБАФ ФЭБФЕМШОПНХ БОБМЙЪХ ЮЕТЕЪ УМПЧБ. рТЙ ЬФПН НПЗХФ ВЩФШ ЪБЛТЩФЩНЙ ПФ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ.

лПОЕЮОП, УМПЦОП ОБКФЙ ЮЕМПЧЕЛБ У ПРТЕДЕМЕООЩН СТЛП ЧЩТБЦЕООЩН ФЙРПН ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ, ЪБЮБУФХА Ч ЛБЦДПН ЙЪ ОБУ РТЙУХФУФЧХЕФ ОЕРПЧФПТЙНПЕ УПЮЕФБОЙЕ УРПУПВПЧ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. оП ЛБЛПК-ФП ЙЪ ОЙИ ВХДЕФ ЧЩТБЦЕО ВПМЕЕ СТЛП. дМС ФПЗП, ЮФП ВЩ РПОСФШ ЮЕМПЧЕЛБ ЙМЙ ЮФП ВЩ ПО ВПМЕЕ ЛПТТЕЛФОП РПОСМ ЧБУ, ОЕПВИПДЙНП ПРТЕДЕМЙФШ Л ЛБЛПНХ ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ПО ПФОПУЙФУС? й ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ЧБУ ОЕ РПОЙНБЕФ, НПЦЕФ ЕНХ ОБДП РТПУФП ВПМЕЕ РПДТПВОП ЧУЕ ТБУУЛБЪБФШ, РПЛБЪБФШ ОБЗМСДОП, ДБФШ РТПЮХЧУФЧПЧБФШ ЙМЙ РТПУФП ТБЪМПЦЙФШ ЧУЕ РП РПМПЮЛБН? й ФПЗДБ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ ВХДЕФ ДПУФЙЗОХФП.

рТЙНЕТОЩЕ ЖТБЪЩ ДМС РТЙЧМЕЮЕОЙС ЧОЙНБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Й ДПУФЙЦЕОЙС ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС РП ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

  • бХДЙБМ
    • рПУМХЫБК, ЛБЛ ЪЧХЮЙФ
    • ъЧХЮЙФ ЪБНБОЮЙЧП
    • ъЧХЛЙ, ТБДХАЭЙЕ УМХИ
  • чЙЪХБМ
    • рПУНПФТЙ, ЛБЛ РТЕЛТБУОП
    • чУЕ ЧЩЗМСДЙФ РТПУФП ЪБНЕЮБФЕМШОП
    • фП, ЮФП С ЧЙЦХ ЧЩЗМСДЙФ ЧРЕЮБФМСАЭЕ
  • лЙОЕУФЕФЙЛ
    • ч ЬФПН ЮХЧУФЧХЕФУС ТХЛБ РТПЖЕУУЙПОБМБ
    • ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ УБНЩЕ СТЛЙЕ ЬНПГЙЙ
    • зПЧПТСФ, ЬФП РПФТСУБАЭЕ
  • дЙЗЙФБМ
    • тБУУХЦДБС ЪДТБЧП, НПЦОП РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ
    • уМЕДХС МПЗЙЛЕ, ЬФП ЮЕФЛП ЧЙДОП
    • аМЙС рП

      [email protected]

Виды информации

Восприятие информации человеком

Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% -- при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

В зависимости от способов восприятия человеком информации различают следующие ее виды.

Зрительная (визуальная 2) информация - информация, воспринимаемая органами зрения (глазами), т.е. то, что можно «увидеть». Благодаря зрению организм получает информацию о величине, форме, цвете, изменении положения и других свойствах и действиях объектов окружающего мира. Этот вид информации человек получает из текстов книг, рисунков и фотографий, географических карт, кинофильмов и т.п.

Звуковая информация - информация, воспринимаемая органами слуха (ушами), т.е. то, что можно «услышать». Такой информацией является человеческая речь, музыка, различные сигналы и шумы (например, звонок телефона, сигнал тревоги, шум движущегося автомобиля).

Информация о запахах - информация, воспринимаемая органами обоняния (расположены в носовой полости), т.е. то, что можно «понюхать». С помощью этих органов человек реагируют на летучие молекулы вещества и воспринимает информацию о запахах.

Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, и далеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники, например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список, вычислили количество этих

От латинского visualis - зрительный.

Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси, которая издавала резкий запах резины.

Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможет различить.

Вкусовая информация - информация, воспринимаемая органами вкуса (расположены в полости рта), т.е. то, что можно «попробовать». Считается, что человек воспринимает всего четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Все остальные вкусы получаются комбинацией этих четырех.

Чувствительность языка неодинакова к «разным вкусам». На первом месте чаще всего стоят вещества горькие. Это именно тот случай, когда ложка дегтя портит бочку меда. Действительно, вкус таких горьких веществ, как хинин и стрихнин, отчетливо воспринимается при разведении 1:100 000 и более (это примерно чайная ложка вещества, разведенная в 500 килограммах воды!).

Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чем воспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысяч раз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.

Тактильная информация - информация, воспринимаемая органами осязания (расположены в коже, мышцах, сухожилиях, слизистых оболочках губ, языка и т.д.), т.е. то, что можно «потрогать». С помощью осязания человек получает информацию о форме и размере объекта, свойствах его поверхности (гладкая, ребристая, шершавая и т.п.), температуре, влажности, положении и перемещении объекта в пространстве и т.п.

Для получения более точной информации об объектах окружающего мира человек использует различные приборы. Например, для измерения температуры объекта используется термометр, размеров объекта - линейка. Для измерения освещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр. Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении при возникновении пожара.

Представление информации человеком

Полученную информацию человек может представить различными способами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощью мимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радио и телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми и передачи ее из поколения в поколение.

В зависимости от формы представления информации различают следующие ее виды.

Текстовая информация - информация, представленная в форме записи последовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитов различных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций, символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальных произведений, символы знаков зодиака и т.п.

Графическая информация - информация, представленная в форме изображения (например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).

Звуковая информация - информация, представленная в форме звука (например, устные сообщения, музыкальные произведения, информационные сигналы и т.д.).

Видеоинформация - информация, представленная в форме изменяющегося изображения (например, кинофильмы, мультфильмы).

Очень часто используются комбинированные формы представления информации, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмы имеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи и т.п.

Вопросы и задания:

1. Перечислите органы чувств, с помощью которых человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира.

Перечислите виды информации по способам восприятия ее человеком. Дополните ответ примерами.

Назовите свойства объекта «ромашка», которые можно: а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г) попробовать; д) потрогать.

Назовите приборы, которые «помогают» человеку: а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г) попробовать; д) потрогать.

Перечислите способы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.

Перечислите виды информации в зависимости от формы ее представления.

Какая информация называются текстовой? Приведите примеры.

Какая информация называется графической? Приведите примеры.

Какая информация называется звуковой? Приведите примеры.

Какие комбинированные формы представления информации вы знаете. Обоснуйте свой ответ.

Носители информации

С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации.

Носитель информации - объект, используемый для хранения и передачи информации.

Постоянное накопление большого количества сведений, необходимость их использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитию новых носителей информации.

Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знаниях в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передавалась и устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактные носители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатания открыло новую эпоху в хранении и распространении информации.

Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлению таких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения, компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. В памяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Вопросы и задания:

Что такое носитель информации? Приведите примеры

Для чего используется носитель информации?

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Рис. 3.Виды информации по способу восприятия

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык . Язык может быть разговорным , языком рисунков , мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Рис. 5. Виды языков

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто , языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков .

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.


Например, текст может быть представлен с помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в определенном порядке. Мощность русского алфавита составляет 33 буквы , мощность английского алфавита 26 букв , а мощность десятичного алфавита – 10 цифр .

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр .


По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то