Виды статусов. Социальная роль и социальный статус

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. В конце ХIХ в. британский историк Мейн придал ему социологическое значение.

Статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике — одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности — установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он «действительно есть» органически и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.

С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность. Социальный статус личности оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, то есть дифференцирующим конкретное общество.

1. Типы статусов. Их характеристика и различия

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

— реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

Системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый статус человек получает автоматически — по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи — вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус — писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат — приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп — семьи, бригады, партии.

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский — прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

Социальный статус — это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве. Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.

2. Социальный статус личности. Его структура

В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Иерархия и престиж статусов зависит от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций.

Социальный статус личности складывается из размера дохода, социального престижа, уровня образования и политического влияния. Статус – основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы – пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Статус обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, то есть психологического отождествления себя со своим статусом. В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.

Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции — вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка. В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

3. Влияние самооценки на социальный статус личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта — Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все ведущим мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации управления своим поведением, без нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей , которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Человек же с высокой самооценкой независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми.

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых обществом благ.

Возможны различные подходы к изучению социального статуса человека. Изучение социального статуса дает возможность установить многомерные отношения статуса как категории социологии, психологии, этнографии и лингвистики.

Наиболее важные, на наш взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса человека сводятся к следующим положениям:

1) общественно значимые различия между людьми имеют биологическую и социальную природу и типизируются в системе социальных признаков индивида;

2) социальные признаки индивида образуют иерархию в соответствии с ценностями определенного сообщества в определенный период;

3) социальные признаки индивида неоднородны в различных отношениях, группируются в признаковые комплексы и могут быть измерены;

4) социальный статус человека раскрывается в ролевых, дистанционных и нормативных характеристиках поведения, обусловленных социально-экономическими и культурно-этическими факторами общественной жизни;

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали . Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

Виды социальных статусов

С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

Скачать эту инфокарту в натуральном размере

Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора.

Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком - будешь эээ... ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр.

Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью . Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца..., ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый - теремное).

Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

Человек, являясь частью общества, неизбежно покрывается стойким налётом из социальных статусов, которые определяют его обязанности и привилегии. От некоторых из них можно избавиться, сменив на более подходящие, другие же будут преследовать своего обладателя до самой смерти. Например, родившись мальчиком, ребёнок не может как-то изменить этот факт, всю жизнь оставаясь особью мужского пола. Каждый человек имеет целый ворох социальных статусов, которые относятся к разным группам и могут разниться в зависимости от ситуации. Роль этих «ярлыков» является основополагающей в современном обществе.

Социальный статус. Понятие. Виды

Естественно, присвоение ярлыков происходит по-разному. Поэтому и социальные статусы делятся на предписанные и достигаемые. Предписанный статус человек получает с рождением, не имея почти никакой возможности изменить его в течение жизни. Индивид не прилагает никаких усилий для того, чтобы получить такой социальный статус. Примеры: пол, раса, дворянский титул, возраст и т. д. С раннего детства человека учат соответствовать предписанному статусу: «мужчина не должен плакать», «девочка должна быть красивой» и прочие стереотипы поведения призваны вырастить гармоничного члена общества.

Статус личности является результатом усилий, направленных на его получение. Зачастую любой вид социальных статусов отражает заслуги человека в определённой области. Например: мастер спорта, кандидат наук, профессор, муж, алкоголик, балерина и т. д. Зачастую именно один из достигаемых статусов является основополагающим в жизни человека, наиболее полно отражает его стремления и таланты.

Групповой социальный статус

Свой статус в обществе имеют не только отдельно взятые люди, но и целые группы людей. Касты, сословия, всевозможные объединения и профессии отнюдь не равны между собой - каждая из них занимает свою уникальную нишу в иерархии. Как бы ни кричали о равноправии современные деятели культуры и политики - это лишь сладкая ложь, призванная скрыть суровую действительность. Ведь никто не будет спорить, что социальный статус шахтёров неизмеримо ниже, чем у политиков или бизнесменов.

Как только человек становится членом какой-либо группы, он тут же получает массу прав и обязанностей, свойственных ей. Например, поступая на службу в полицию, сотрудник получает ряд привилегий, не доступных простым гражданам, но такой статус обязывает действовать, если он видит правонарушение, даже если он не на службе. К этому его обязывает статус социальной группы. Многие группы находятся на одной ступени в иерархической лестнице, некоторые же недостижимо высоки для простых смертных. При этом польза, которую представители профессии или объединения приносят обществу, никак не влияет на ранг в нём.

Индивидуальный социальный статус

Не только группы и объединения людей имеют свой ранг и вес. Внутри каждой из них есть своя ранговая система, которая определяет взаимоотношения между людьми. Школьный опыт учит нас, что в каждом классе есть свой хулиган, свой ботаник, отличник, шутник, лидер - всё это социальный статус индивида. Однако каждый из учеников имеет больше чем один статус. Приходя в школу, дети являются в первую очередь учениками, но дома каждый из них также становится сыном, сестрой, племянником и т. д. В течение жизни каждый примеряет на себя огромное количество ролей, социальный статус личности постоянно изменяется в зависимости от коллектива, в котором человек оказался, и его личных качеств.

В разных кругах один и тот же индивид может занимать неодинаковое положение. Строгий и властный начальник, держащий в железном кулаке своих подчинённых, может быть под каблуком у строгой жены. Бывает и наоборот, когда слабый и нерешительный человек, не способный постоять за себя в коллективе, превращается в безжалостного тирана, едва переступит порог своего дома. Если статусы человека в разных группах существенно разнятся, то возникает внутреннее противоречие, которое нередко становится причиной конфликтов.

Ролевой конфликт

В тех случаях, когда человек занимает высокий ранг в одной группе, а в другой находится в самом низу иерархической лестницы, конфликт неизбежен. Он может быть внутренним, когда индивид молча переживает дискомфорт, а может перерасти в столкновение с коллегами. Примеры ролевых конфликтов встречаются повсеместно, например, когда пожилой человек является мальчиком на побегушках у молодого начальника. Или же когда этот начальник отдыхает с друзьями, которые относятся к нему с некоторым пренебрежением, совсем не так, как его подчинённые.

Если социальный статус человека высок, то он будет всеми силами стараться его сохранить. Естественно, всегда найдутся люди, не довольные своим рангом, желающие подняться выше, обрести больший вес в обществе. Это порождает конкуренцию внутри группы, которая позволяет выбраться наверх самым приспособленным и сильным членам общества.

Разрешение внутренних конфликтов

Нередко противоречия между ролями приводят к внутреннему противостоянию, которое отнимает массу времени и сил. Например, во время стихийного бедствия спасатель в первую очередь пойдёт спасать собственную семью, повинуясь роли родителя и супруга. И лишь после того как он убедится, что его родные в безопасности, настанет время выполнения служебных обязанностей.

Так же происходит с торговцами, продающими алкоголь или иные наркотики. Как родитель он не хочет, чтобы его ребёнок травился этой гадостью, но как коммерсант этот человек не в силах противостоять сладкому зову прибыли. Виды социальных статусов разнятся по значимости их для обладателя. Главное, выбрать ту роль, которая является основной на данный момент, тем самым на корню уничтожив надвигающиеся внутренние противоречия.

Социальный статус семьи

Не только отдельно взятая личность занимает свой ранг в общественной иерархии, каждая семья также имеет свой статус. Обычно положение ячейки общества зависит от материального благополучия, но так бывает далеко не всегда. Семья военного или чиновника занимает особое положение в обществе, даже если они не обременены богатством. В тех странах, где сохранились дворянские титулы или касты, принадлежность к знатной династии решает очень многое.

В давние времена богатые торговцы нередко заключали браки с представительницами бедного, но титулованного рода, чтобы разделить с ними высокий социальный статус семьи. Такой дальновидный ход открывал для богатого купца многие двери, закрытые для простолюдинов.

Влияние социального статуса на личность

Роли в обществе редко бывают поверхностными. Такими могут быть разве что те виды социальных статусов, которые присваиваются на короткий промежуток времени: прохожий, пациент, покупатель.

В основном же принадлежность к определённой роли накладывает глубокий отпечаток на всю жизнь человека. Особенное влияние оказывает тот статус, которому субъект придаёт наибольшее значение. Например, профессор, музыкант, спортсмен, серийный убийца и т. д. Приняв на себя серьёзную роль, человек постепенно начинает изменяться, приобретая черты характера и навыки, необходимые для её выполнения.

Врач, если он долгое время проработал в этой сфере, оценивает людей совсем не так, как полицейский. Хирург будет оценивать человека по своим параметрам, сформированным его профессиональной деятельностью. Так же и следователь, проработав годы среди закоренелых преступников, никогда уже не станет прежним.

Ожидания окружающих

Принимая на себя определённую роль, мы в некотором роде становимся её заложниками. С тех пор как социальный статус личности закреплён, окружающие знают, чего ждать от этого человека. Стереотип прицепится, как клещ, не позволяя сделать ни шага в сторону. Ведь как только ваше поведение выйдет за рамки ожидаемого, начнётся давление, призванное вернуть заблудшую овцу в стадо. Отличный инструмент удержания людей в нужном русле - система поощрений и наказаний.

К сожалению, некоторые виды социальных статусов неизбежны. Нет возможности избавиться от статуса ребёнка, старика, мужчины или женщины. С самого детства девочек учат убирать, готовить, вести хозяйство, следить за собой, прививают идею о том, что состояться как личность она может, лишь удачно выйдя замуж. Если же юная особа мечтает стать звездой бокса или автогонок, то тут же столкнётся с непониманием или насмешками, мало кто воспримет всерьёз её мечту. Так же дела обстоят и с возрастом. Никто не воспримет всерьёз попытки ребёнка заняться бизнесом, а старик, пытающийся познакомиться с молодой девушкой, вызовет неодобрение окружающих.

Значение социального статуса

Нынче очень модно говорить о том, как все вокруг равны, что все имеют одинаковые права и обязанности. Конечно, это не соответствует действительности. До сих пор определяющим в жизни каждого члена общества является социальный статус. Примеры этого встречаются повсеместно.

Поэтому все виды социальных статусов - как групповые, так и личные - актуальны сегодня так же, как и тысячу лет назад. Однако не стоит забывать, что ярлыки на вас вешает общество, поэтому они имеют силу лишь там, где есть люди. Соответствие социальному статусу - лишь одна из причуд современного мира, а не монументальный закон мироздания. Можно только играть свою роль, не вживаясь в неё. С самого детства нас учат, что достижение престижа и высокого статуса в обществе - вещь первостепенной важности. Но совсем не обязательно принимать такие правила игры. Человек, занимающий низкое положение в обществе, отправится в тюрьму за пустяковую кражу, в то время как банкир может обворовать миллионы людей, отделавшись лишь формальным предупреждением.

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй - профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие - наоборот.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

  1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.

Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить.

  • Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
  • Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
  • Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

  • ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;
  • социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то