Вирусные и антивирусные программы конспект. Конспект для урока информатики "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы". Изучение нового материала

Широкое распространение компьютерных вирусов привело к разработке антивирусных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы, «лечить» пораженные ресурсы.

Основой работы большинства антивирусных программ является принцип поиска сигнатуры вирусов. Вирусной сигнатурой называют некоторую уникальную характеристику вирусной программы, выдающую присутствие вируса в компьютерной системе. Чаще всего в антивирусные программы включается периодически обновляемая база данных сигнатур вирусов. Антивирусная программа изучает и анализирует компьютерную систему, а также проводит сравнение, отыскивая соответствие с сигнатурами в базе данных. Если программа находит соответствие, она старается вычистить обнаруженный вирус.

По способу работы антивирусные программы можно разделить на фильтры, ревизоры, доктора, детекторы, вакцины и др.

Программы-фильтры – это «сторожа», которые постоянно находятся в ОП. Они являются резидентными и перехватывают все запросы к ОС на выполнение подозрительных действий, т. е. операций, которые используют вирусы для своего размножения и порчи информационных и программных ресурсов в компьютере, в том числе для переформатирования жесткого диска. Среди них можно выделить попытки изменения атрибутов файлов, коррекции исполняемых СОМ– или ЕХЕ-файлов, записи в загрузочные секторы диска.

При каждом запросе на подобное действие на экран компьютера поступает сообщение о том, какое действие затребовано, и какая программа будет его выполнять. В этом случае пользователь должен либо разрешить, либо запретить его исполнение. Постоянное нахождение программ-«сторожей» в ОП существенно уменьшает ее объем, что является основным недостатком этих программ. К тому же программы-фильтры не способны «лечить» файлы или диски. Эту функцию выполняют другие антивирусные программы, например AVP, Norton Antivirus for Windows, Thunder Byte Professional, McAfee Virus Scan.

Программы-ревизоры являются надежным средством защиты от вирусов. Они запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска при условии, что компьютер еще не был заражен вирусом. Впоследствии программа периодически сравнивает текущее состояние с исходным. При обнаружении несоответствий (по длине файла, дате модификации, коду циклического контроля файла) сообщение об этом появляется на экране компьютера. Среди программ-ревизоров можно выделить программу Adinf и дополнение к ней в виде Adinf cure Module.

Программа-доктор способна не только обнаруживать, но и «лечить» зараженные программы или диски. При этом она уничтожает зараженные программы тела вируса. Программы данного типа можно разделить на фаги и полифаги. Фаги – это программы, с помощью которых отыскиваются вирусы определенного вида. Полифаги предназначены для обнаружения и уничтожения большого числа разнообразных вирусов. В нашей стране наиболее часто используются такие полифаги, как MS Antivirus, Aidstest, Doctor Web. Они непрерывно обновляются для борьбы с появляющимися новыми вирусами.

Программы-детекторы способны обнаруживать файлы, зараженные одним или несколькими известными разработчикам программ вирусами.

Программы-вакцины, или иммунизаторы, относятся к классу резидентных программ. Они модифицируют программы и диски так, что это не отражается на их работе. Однако вирус, от которого производится вакцинация, считает их уже зараженными и не внедряется в них. В настоящий момент разработано множество антивирусных программ, получивших широкое признание и постоянно пополняющихся новыми средствами для борьбы с вирусами.

Программа-полифаг Doctor Web применяется для борьбы с полиморфными вирусами, появившимися сравнительно недавно. В режиме эвристического анализа эта программа эффективно определяет файлы, зараженные новыми, неизвестными вирусами. Используя Doctor Web для контроля дискет и получаемых по сети файлов, можно практически наверняка избежать заражения системы.

При использовании ОС Windows NT возникают проблемы с защитой от вирусов, созданных специально для этой среды. Также появилась новая разновидность инфекции – макровирусы, которые «вживляются» в документы, подготавливаемые текстовым процессором Word и электронными таблицами Excel. К наиболее распространенным антивирусным программам относятся AntiViral Toolkit Pro (AVP32), Norton Antivirus for Windows, Thunder Byte Professional, McAfee Virus Scan. Данные программы функционируют в режиме программ-сканеров и проводят антивирусный контроль ОП, папок и дисков. Кроме того, они содержат алгоритмы для распознавания новых типов вирусов и позволяют в процессе проверки лечить файлы и диски.

Программа AntiViral Toolkit Pro (AVP32) представляет собой 32-разрядное приложение, работающее в Windows NT. Она имеет удобный пользовательский интерфейс, систему помощи, гибкую систему настроек, выбираемых пользователем, распознает более 7 тыс. различных вирусов. Эта программа определяет (детектирует) и удаляет полиморфные вирусы, вирусы-мутанты и вирусы-невидимки, а также макровирусы, которые заражают документ Word и таблицы Excel, объекты Access – «троянские кони».

Важной особенностью этой программы является возможность контроля всех файловых операций в фоновом режиме и обнаружения вирусов до момента реального заражения системы, а также детектирования вирусов внутри архивов формата ZIP, ARJ, ZHA, RAR.

Интерфейс программы AllMicro Antivirus является простым. Она не требует от пользователя дополнительных знаний о продукте. При работе с данной программой следует нажать кнопку Пуск (Scan), после чего начнется проверка или сканирование ОП, загрузочных и системных секторов жесткого диска, а затем и всех файлов, включая архивные и упакованные.

Программа Vscan 95 при начальной загрузке проверяет память компьютера, загрузочные секторы системного диска и все файлы в корневом каталоге. Две остальные программы пакета (McAfee Vshield, Vscan) являются приложениями Windows. Первая после загрузки Windows используется для слежения за вновь подключенными дисками, контроля исполняемых программ и копируемых файлов, а вторая – для дополнительной проверки памяти, дисков и файлов. Пакет McAfee VirusScan способен находить макровирусы в файлах MS Word.

В процессе развития локальных компьютерных сетей, электронной почты и сети Интернет и внедрения сетевой ОС Windows NT разработчиками антивирусных программ подготовлены и поставляются на рынок такие программы, как Mail Checker, позволяющая проверять входящую и исходящую электронную почту, и AntiViral Toolkit Pro для Novell NetWare (AVPN), применяемая для обнаружения, лечения, удаления и перемещения в специальный каталог пораженных вирусом файлов. Программа AVPN используется как антивирусный сканер и фильтр, который постоянно контролирует хранящиеся на сервере файлы. Он способен удалять, перемещать и «лечить» пораженные объекты; проверять упакованные и архивные файлы; определять неизвестные вирусы с помощью эвристического механизма; проверять в режиме сканера удаленные серверы; отключать зараженную станцию от сети. Программа AVPN без труда настраивается для сканирования файлов различных типов и имеет удобную схему пополнения антивирусной базы.


| |

б) развивающая:

    развитие познавательных интересов о компьютере популяризация работы с компьютером

в) воспитательная:

    формирование правового мировоззрения

Оборудование:
а) Аппаратное обеспечение : лекция, компьютеры, видеопроектор
б) Программное обеспечение : компьютерные антивирусные программы «Антивирус Касперского», DrWeb, компьютерный вирус - троян «Lamer’s deatd»

Тип урока: изучение новой темы

Термины: Компьютерные вирусы, антивирусные программы,

План урока:

    Организационная часть Объяснение нового материала
      Определение компьютерного вируса Назначение компьютерного вируса Типы вирусов (программные, загрузочные, макровирусы) Пути заражения Антивирусные программы Методы защиты от компьютерных вирусов Правовой аспект темы урока.

    Практическая работа Проверка антивирусной программой папки «Школа» «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска. Демонстрация работы вируса - трояна Проверка антивирусной программой Удаление вируса

4. Поведение итогов.

Ход урока:

1. Организационная часть
Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами - вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.
Объяснение будет дано на примере клерка, работающего исключительно с бумагами. Идея такого объяснения принадлежит Д. Н.Лозинскому, одному из известнейших «докторов».
Представим себе аккуратного клерка, который приходит на работу к себе в контору и каждый день обнаруживает у себя на столе стопку листов бумаги со списком заданий, которые он должен выполнить за рабочий день. Клерк берет верхний лист, читает указания начальства, пунктуально их выполняет, выбрасывает «отработанный» лист в мусорное ведро и переходит к следующему листу. Предположим, что некий злоумышленник тайком прокрадывается в контору и подкладывает в стопку бумаг лист, на котором написано следующее:
«Переписать этот лист два раза и положить копии в стопку заданий соседей»
Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т. е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.
Примерно так же работает и компьютерный вирус, только стопками бумаг-указаний являются программы, а клерком — компьютер. Так же как и клерк, компьютер аккуратно выполняет все команды программы (листы заданий), начиная с первой. Если же первая команда звучит как «скопируй меня в две другие программы», то компьютер так и сделает, — и команда-вирус попадает в две другие программы. Когда компьютер перейдет к выполнению других »зараженных» программ, вирус тем же способом будет расходиться все дальше и дальше по всему компьютеру.
В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям — ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса — уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т. д., т. е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.
Если клерк на переписывание одного листа тратит 30 секунд и еще 30 секунд на раздачу копий, то через час по конторе будет «бродить» более триллиона копий вируса! Скорее всего, конечно же, не хватит бумаги, и распространение вируса будет остановлено по столь банальной причине.
Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке — несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

2.1. Определение компьютерного вируса.
Компьютерный вирус - это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.
2.2. Назначение компьютерного вируса.
Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Например, AntiMIT ежегодно, а именно 1 декабря, разрушает всю информацию, знаменитый One Half незаметно шифрует данные на жестком диске, TeaTime мешает вводить информацию с клавиатуры в промежутке времени между 15:10 и 15:13. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска - достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.
2.3.- 2.4. Типы вирусов. Заражение вирусами.

    Программные вирусы - это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может. Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус. Макровирусы - разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд. В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение. DOC). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

2.5. Антивирусные программы.
Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными . Различают следующие виды антивирусных программ:

    программы-детекторы программы-доктора или фаги программы-ревизоры программы-фильтры программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.
Программы-доктора или фаги, а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т. е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т. е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее известные из них: Aidstest, Norton AntiVirus, Doctor Web.
Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.
Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf.
Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

    попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE изменение атрибутов файла прямая запись на диск по абсолютному адресу запись в загрузочные сектора диска загрузка резидентной программы При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость» (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe, входящая в состав пакета утилит MS DOS. Вакцины или иммунизаторы — это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение. Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

2.6. Методы защиты от компьютерных вирусов.
Существует три рубежа защиты от компьютерных вирусов:
— предотвращение поступления вирусов;
— предотвращение вирусной атаки, если вирус все-таки поступил на компьютер;
— предотвращение разрушительных последствий, если атака все-таки произошла.
2.7. Правовой аспект темы урока.
Прочитать статьи из Уголовного Кодекса РФ, (см. Приложение№1)
Практическая часть
3.1. Проверка антивирусной программой папки «Школа»
Проверить папки «Школа» и «WINNT.
3.2. «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.
Для того чтобы «заразить» Ваши компьютеры Вам необходимо переписать себе файл «Это интересно» из центрального компьютера. Затем запустить эту программу. Вирус - троян начал свою работу, причем внешне на работе компьютера никак не проявилось.

      Демонстрация работы вируса - трояна Проверка антивирусной программой папок «Школа» и «WINNT. Удаление вируса

4. Подведение итогов урока

Приложение №1
Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно — вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, —
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

Тема урока: «Антивирусы».

Цели:

дидактическая: дать обзор антивирусного программного обеспечения и рассказать о методах защиты.

развивающая : развивать информационное мышление студентов.

воспитательная: показать, что своевременная защита компьютера и данных и грамотная работа, помогает избежать многих неприятностей.

Вид занятий (тип урока): изучение нового материала.

Организационные формы обучения: лекция.

Методы обучения: беседа.

Вид и формы контроля знаний: фронтальный опрос.

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка и актуализация знаний.

Компьютерные вирусы - это программы, способные распространяться самостоятельно, дописывая свой код для этого к файлам или в служебные области диска. Таким образом, по «сфере интересов» вирусы делятся на программные (которые способны заражать

исполнимые файлы - com и exe-типов и оверлеи), загрузочные (прячущие свой код в boot-секторе дискеты или жесткого диска), появившиеся недавно текстовые вирусы (поражающие документы в формате WinWord, подменяющие системные макросы), троянские (создающие программы с «интересными» названиями, запуск которых приводит к заражению компьютера - расчет на психологию пользователя, который ради пробы загрузит невесть откуда появившийся файл типа GAME.EXE) и комбинированные (сочетающие различные способы заражения - к примеру, и через boot-сектор, и через программы). Основная тактика защиты от вирусной «инфекции» состоит в использовании программного обеспечения из надежных источников (в идеале - только лицензионного), в регулярном контроле за состоянием наиболее важной информации в компьютере (по возможности - с созданием резервных копий на дискетах, ленте или сетевом диске). Необходима также обязательная проверка всех вновь поступающих на дисках или по сети программ каким-нибудь надежным антивирусом или их комплектом. Набор качественных антивирусных программ неизменно пополняется по мере расширения фронта вирусной атаки.

Популярными антивирусными пакетами являются комплект АО «ДиалогНаука», Norton Antivirus и Antiviral Toolkit Pro. Panda Antivirus Titanium.

Dr. Web

В стандартную поставку антивирусного комплекта АО «ДиалогНаука» входят четыре программных продукта: еженедельно обновляемый полифаг Aidstest, ревизор диска ADinf, лечащий блок ADinf Cure Module и программа Doctor Web, отслеживающая и уничтожающая сложношифруемые и полиморфные вирусы.

Ревизор ADinf позволяет обнаружить появление любого вируса, включая Stealth-вирусы, вирусы-мутанты и неизвестные на сегодняшний день вирусы. При установленной программе ADinf Cure Module (лечащий блок ревизора ADinf) можно немедленно удалить до 97% из них. ADinf берет под контроль все участки винчестера, куда возможно проникновение вируса. Такой способ проверок полностью исключает маскировку Stealth-вирусов и обеспечивает весьма высокую скорость проверки диска.

Doctor Web борется с известными программе полиморфными вирусами. Кроме того, Doctor Web может проводить эвристический анализ файлов в целях выявления неизвестных вирусов, в том числе сложношифруемых и полиморфных вирусов. Успех такого анализа - в среднем 82%. Программа может распаковывать и проверять исполняемые файлы, обработанные архиваторами LZEXE, PKLite и Diet.

AVP

Антивирусный набор, являющийся расширенной версией известного антивирусного комплекта «Доктор Касперский». Комплекс содержит программу-фаг, тестирующую и восстанавливающую файлы и загрузочные сектора дисков, поврежденные вирусами. В процессе работы программы производится тестирование на неизвестные вирусы. Также в комплект входит резидентная программа, отслеживающая подозрительные действия, совершаемые на компьютере, и дающая возможность просматривать карту памяти. Специальный набор утилит помогает обнаруживать новые вирусы и разбираться в них.

Norton Antivirus

Антивирусный пакет Norton Antivirus относится к средствам типа «установил и забыл». Все необходимые параметры конфигурации и плановые мероприятия (проверка диска, проверка новых и модифицированных программ, запуск Windows-утилиты Auto-Protect, проверка boot-сектора диска A: перед перезагрузкой) устанавливаются по умолчанию. Программа сканирования диска существует для DOS и Windows. В числе прочих Norton AntiVirus обнаруживает и уничтожает даже полиморфные вирусы, а также успешно реагирует на вирусоподобную активность и борется с неизвестными вирусами.

III . Закрепление материала.

15 полезных советов о том, как защититься от вирусов от Panda Antivirus Titanium.

1. Используйте лучшие антивирусные программы и регулярно их обновляйте.

2. Убедитесь в том, что Ваша антивирусная программа включает следующие услуги: Техническую поддержку, Систему оповещения о появлении вирусов, Службу быстрого реагирования.

3. Убедитесь в том, что Ваш антивирус постоянно включен.

4. Прежде чем открывать сообщения, полученные по электронной почте, проверьте их на вирусы.

5. Ничего не скачивайте с сомнительных сайтов.

6. Не скачивайте файлы предлагаемые Вам в чатах или группах новостей.

7. Проверяйте каждую используемую дискету на наличие вирусов.

8. При выключении компьютера или при перезагрузке вынимайте дискету из дисковода.

9. Проверяйте содержимое архивов.

10. Следите за подозрительной активностью на Вашем ПК.

11. Используйте встроенные функции безопасности часто используемых программ для борьбы с вирусами.

12. Регулярно создавайте резервные копии.

13. Следите за новостями.

14. Пользуйтесь только лицензионным ПО.

15. Требуйте у разработчиков ПО, Интернет провайдеров и издателей их посильного участия в борьбе с вирусами.

Самым надежным способом защиты Вашего ПК от вирусов является хорошая антивирусная программа.

Антивирусная программа - это компьютерная программа, специально созданная для поиска и обезвреживания вирусов. Т.к. она может обнаружить вирус, она знает и соответствующие средства борьбы с ним. Несмотря на это, каждый день выходит более 20 новых вирусов, которые антивирусные программы не способны обнаружить. Поэтому регулярное обновления антивирусных баз является основой для успешного поиска и уничтожения этих вредоносных кодов.

I II . Д/з

Знать, что такое архиваторы и их назначение, уметь упаковывать и распаковывать файлы в архивах. Дополнительное задание: научится создавать самораспаковывающиеся архивы.

I V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

V. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с разновидностями антивирусных программ и их назначением.

Тема программы: «Компьютер и его программное обеспечение»

Тема урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов»

Цели урока:

образовательная : познакомиться с видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации от вирусов, получить практические навыки работы с антивирусной программой.

∙ развивающая : развивать интеллектуальные умения: выделять главное анализировать, сравнивать, делать выводы, расширить кругозор.

∙ воспитательная : воспитывать внимание, бережное отношение к компьютерной технике и информационным ресурсам; коммуникативные навыки, умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ, поддерживать интерес к предмету через практическое применение полученных знаний.

Вид урока : комбинированный

Класс : 7

Оборудование: проектор, компьютеры, сеть интернет;

Программное обеспечение урока:

антивирусная программа Kaspersky Antivirus 6.0

стандартное приложение Windows – Internet Explorer

программа Microsoft Power Point

Методическое обеспечение урока:

презентация к уроку

раздаточный материал (для каждого ученика) – лист с текстом «Инструкция по защите от компьютерных вирусов», электронный тест, практическая работа.

Виды работы: беседа, фронтальный опрос, игра, работа с раздаточным материалом, работа в группах, работа за компьютером.

Литература, используемая при подготовке уроку:

Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ Учебник для 7 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ Учебник для 10-11 классов – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие. – М:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2006.

http://sq.ro

Этапы урока:

Организационный момент.

∙ Разминка

Актуализация знаний:

o игра

o проверка творческого задания

Постановка цели урока.

Изучение нового материала:

o Антивирусные программы

o Физкультминутка

o Работа в группах

∙ Закрепление

o Компьютерный тест

Гимнастика для глаз

Практическая работа за компьютером

  • Изучение антивирусной программы
  • Обновление антивирусных баз
  • Проверка носителей на вирусы

Постановка домашнего задания.

Подведение итогов урока.

o что нового сегодня узнали?

o как планируете применять полученные знания?

o оценка знаний и умений учащихся по теме урока

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Эпиграф урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же

происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!»

Льюис Керрол. "Алиса в стране чудес"

1. Разминка.

Кто в компьютер к нам попал,

Хоть его никто не звал?

Логин и пароль украл,

Файлы все нам переврал,

Доступ он закрыл на диск, -

И компьютер вмиг завис.

Для работы сплошной минус.

Подозрение на …

Вирус!

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, кто такой этот коварный компьютерный вирус?

Это программа, способная скрытно внедрять свои копии, размножаться и наносить компьютеру вредное воздействие.

Сегодня на уроке мы должны научиться защищать компьютер от вирусов, а для этого необходимо уметь распознавать врага.

Есть желающие побыть в роли компьютерных вирусов?

Правила игры: на доске прикрепленные листы с изображениями различных компьютерных объектов. Приложение 1. Ученики-вирусы выходят к доске и захватывают объекты. По картинке в руках ученика-вируса вы должны определить, какой это вирус. Правильно названный ученик-вирус должен рассказать все, что он знает об этом вирусе. При необходимости берет «Помощь зала». Затем, при помощи карточек находящихся на партах определяете степень опасности этого вируса. Очень опасный – поднимаете красную карточку, опасный - желтую, неопасный – зеленую. Распознанный вирус возвращается на место.

За каждый правильный устный ответ получаете 1 бит.

Ответы учащихся:

- Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска находятся в оперативной памяти и могут заражать другие файлы.

Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки текстового документа в текстовый редактор могут заражать другие документы.

Сетевые вирусы могут передаваться по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к сети. Наибольшую опасность представляют почтовые вирусы, которые распространяются во вложенных с почтовое сообщение файлах.

Загрузочные вирусы записываю себя в загрузочных секторах дисков. При загрузке операционной системы вирусы внедряются в оперативную память.

Вирусы-шутки вызывают звуковые или визуальные эффекты.

Троянская программа имеет своего хозяина, для которого похищает логины, пароли, коды доступа. Полученными сведениями могут воспользоваться злоумышленники.

Сетевой почтовый вирус, троянская программа – очень опасные.

Файловый, загрузочный, макровирус – опасные.

Вирус-шутка – не опасен.

Дома вы хорошо поработали и подготовили рисунки на тему «Как я представляю компьютерный вирус». Посмотрим, что у вас получилось. Демонстрация рисунков. За рисунок получаете по 1 биту.

(Во время перемены рисунки в электронном виде переписаны на компьютер учителя, выполненные в бумажном варианте размещены на стенде).

Румынский программист Алекс Драгулеску составил программу, которая по коду вируса получает его трехмерное изображение.

Просмотр http://sq.ro с переводом названий вирусов.

Кого напоминают ваши вирусы?

Героев мультфильмов, инопланетян...

На что похожи вирусы, нарисованные программой?

Цветы, кораллы, снежинки…

Какую особенность в изображениях ваших вирусов вы заметили?

Наши вирусы больше похожи на живых существ.

Итак, враг изучен, можно переходить в наступление. А в этом нам поможет антивирусная программа.

3. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов».

(Слайд 2).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

(Слайд 3)

Сегодня на уроке мы узнаем:

Что такое антивирусная программа;

Виды антивирусных программ;

Как защитить компьютер от вирусов.

3.1 Антивирусная программа

Отступите пять клеточек вниз, запишите определение: (Слайд 4)

Антивирус – Это программа, способная

Распознавать и уничтожать известные вирусы.

Как действует компьютерный вирус? (Слайд 5)

Компьютерный вирус скрытно записывает свой код в код файла. Файл заражается.

Рассмотрим основной принцип действия антивирусных программ. (Слайд 6). В их состав входят списки известных вирусов, которые содержат название вируса и его код. Эти списки называются антивирусные базы. Причем, коды этих вирусов заблокированы особым образом и не могут оказывать вредное воздействие на компьютер. Как только программа антивирус обнаружит, что фрагмент кода в каком-либо файле совпадает с кодом вируса в базе, файл считается зараженным и подлежит лечению, т.е. из него удаляется программный код вируса. Если кода какого-то нового вируса в базе нет, то его не всегда удается обнаружить. Базы необходимо поддерживать в актуальном состоянии.

Как это можно сделать?

Обновить или скачать из Интернет.

Задача на размышление: для того, чтобы лучше защитить компьютер, Саша поставил сразу две антивирусные программы, но компьютер стал работать гораздо хуже, а антивирусные программы постоянно с чем-то боролись. Поможем Саше разобраться, в чем же дело?

Программы занимают много оперативной памяти?

Вирусная атака.

Охотятся за одним и тем же вирусом.

Давайте вспомним, что входит в состав антивирусных программ?

Антивирусные базы.

- А теперь представьте, что эти программы обнаружили друг у друга в базах коды вирусов… Их дальнейшие действия?

Будут друг с другом бороться.

Какой совет дадим Саше?

Устанавить только одну антивирусную программу.

По принципу обнаружения вирусов различают несколько видов антивирусных программ (Слайд 7). Дорисовываем схему.

Сканеры

Доктора

(Слайд 8,9) Сканеры. Используются для периодической проверки компьютера. После запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают их нейтрализацию. Программы-сканеры нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов. Следует отметить, что программы-сканеры могут обнаружить только те вирусы, которые ей известны AVP (Antiviral Toolkit Pro, автор - Е.Касперский), Aidstest (автор - Д.Лозинский) и Doctor Web (авторы - И.Данилов, В.Лутовинов, .Белоусов).

(Слайд 10) Мониторы - это программы (сторожа), которые постоянно находятся в оперативной памяти и оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы выполнить подозрительные действия. В качестве примера такой антивирусной программы можно назвать VSafe. Заметим, что она не способна обезвредить даже известные вирусы. Для "лечения" обнаруженных фильтром вирусов нужно использовать программы-доктора.

(Слайд 11) Программы – ревизоры - это программы, которые анализируют текущее состояние файлов и системных областей диска и сравнивают с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяется длина файлов, их время создания, атрибуты, контрольные суммы.

(Слайд 12) Антивирусные блокировщики - это программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации на ранней стадии до его размножения и сообщающие об этом пользователю.

(Слайд 13) Доктора - не только находят файлы, зараженные вирусами, но и лечат их, удаляя из файла тело программы-вируса. Программы-доктора, которые позволяют лечить большое число вирусов, называются полифагами.

Как правильно выбрать антивирусную программу? (Слайд 14)

Рассмотрим критерии выбора антивирусных программ:

Надежность и удобство в работе

Качество обнаружения вирусов

Существование версий под все популярные платформы

∙ Скорость работы

Наличие дополнительных функций и возможностей

Какие антивирусные программы установлены у вас дома? (Слайд 15)

Касперский, Dr. Web, Avast…

Посмотрим результаты опроса пользователей ПК. (Слайд 16)

Более подробно Антивирус Касперского: (Слайд 33)

Kaspersky Anti-Virus – продукт «Лаборатории Касперского» – самого известного в России производителя системы защиты от вредоносных программ, спама и хакерских атак, крупнейшая антивирусная компания в Европе. Лаборатории Касперского 13 лет. Основатель - Евгений Касперский, наш отечественный программист

Программный комплекс позволяет организовать полномасштабную систему антивирусной защиты персонального компьютера. Он охватывает все возможные источники проникновения вирусной угрозы - съемные и постоянные файловые носители, электронную почту и Интернет. (Слайд 24)

Лабораторией Касперского создана вирусная энциклопедия, в которой можно подробно узнать об интересующем вас вирусе и о наиболее распространенных в последнее время. Адрес энциклопедии: http://www.viruslist.com/index.html) (Слайд 25)

Какой же можно сделать вывод относительно видов рассмотренных здесь программ?(Слайд 26)

Различают антивирусные программы: сканеры, мониторы, ревизоры, блокировщики, доктора.

Антивирус Касперского является одной из самых популярных и надежных антивирусных программ.

Наиболее активные учащиеся получают 1 бит.

3.2 Физкультминутка. (Слайд 27).

А сейчас снять накопленную усталость нам поможет физкультминутка.

Наша физкультминутка на тему программное обеспечение. Я буду перечислять различные программы. Если программа относится к системному ПО, вы встаете, если к прикладному – садитесь.

Перечисляю системные и прикладные программы:

Операционная система, текстовый редактор, компьютерная игра, драйвер, Paint, Антивирус Касперского, файловый менеджер, Win Amp,Linux, система компьютерного черчения.

Молодцы!

3.3 Защита компьютера от вирусов.

Пословица гласит: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Это высказывание справедливо и к компьютерным вирусам.

Важный момент защиты - не дать вирусам проникнуть в компьютер.

Методы по защите информации разделяются на организационные и программные (технические).

Организационные подразумевают, что вы грамотно организуете свою работу на компьютере, соблюдая основные правила безопасности.

Программные отвечают за эффективное использование антивирусных программ.

У каждого на столе есть текст «Методические рекомендации по защите информации».

Приложение 2

Разбейтесь в группы по 3 человека. В группе каждый отвечает за одно из направлений: (Записываю на доске)

Направления:

1. Пути проникновения вирусов (отмечаем V)

2. Организационные методы защиты информации (отмечаем +)

3. Программные (технические) методы защиты информации (отмечаем *)

Распределите направления между собой в группах.

А теперь объединитесь в 3 группы по направлениям, согласно расставленным на партах табличкам.

Учащиеся пересаживаются по направлениям.

Каждая новая проблемная группа должна в течение 5 минут совместными усилиями выбрать и отметить в тексте правила, относящиеся к ее направлению зарезервированным знаком.

Учащиеся работают с текстом, обсуждают, отмечают. Учитель консультирует, помогает при затруднении, делает целевые обходы.

Теперь, ребята возвращайтесь в свои группы и каждый поделитесь полученной информацией с товарищами по группе, придите к общему мнению. Время – 5 минут.

Идет обсуждение в группах. Коррекция результатов.

Проверьте, как вы справились с данной задачей. Внимание – на экран (Слайды 28, 29).

Если у вас правильно распределено большинство правил поднимите зеленую карточку,

Примерно половина – желтую карточку, меньше половины – красную карточку.

Зеленая карточка - 2 бита, желтая – 1 бит.

Какое направление на ваш взгляд наиболее значимое?

Важны все направления.

- Вложите памятки в свои рабочие тетради, соблюдайте данные там рекомендации и тогда вы сможете противостоять любым коварным вирусам и сохранить ценную информацию.

4. Компьютерный тест по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Проверим, как вы усвоили данную тему.

Пересаживайтесь за компьютеры. Выполните тест «Вирусы» на рабочем столе.

За тест каждый получит количество бит по количеству набранных баллов. Максимум 5. Затем самостоятельно выполните упражнение для глаз.

5. Упражнения для глаз (Инструкции с описанием упражнений закреплены на компьютерных столах).

Упражнения выполняются стоя или сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании.

1. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами проделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.

4. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

6. Повторить 4-5 раз.

6. Компьютерный практикум.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов. Обнаружение и лечение»

Цель работы: «Научиться использовать антивирусные программы для проверки носителей на наличие вирусов и лечения, изучить состав компонентов защиты».

Задача1. Обновить антивирусные базы

Задача 2. Познакомиться с возможностями программы

Задача 3. Проверить флешку (дискету) на наличие вирусов.

Знакомство с интерфейсом программы. Демонстрация на экране.

В нашем классе установлена антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus 6.0.

В левой части окна программы имеются четыре вкладки:

Защита – позволяет настраивать основные компоненты защиты;

Поиск вирусов – служит для выбора объектов проверки и уровня защиты;

Сервис включает: Обновление антивирусных баз, настройку параметров обновления (пункт меню настройка), файла данных с отчетами по работе приложения,

Аварийный диск, поддержка специалистов Лаборатории Касперского.

Информация – инструкции по работе с программой.

Инструкция по выполнению практической работы находится на компьютерных столах.

Приложение 3.

После выполнение работы возвращаемся за парты и подводим итоги практикума (Слайд 31).

7. Домашнее задание по выбору учащихся:

o Используя изученный на уроке материал, подготовить интересные вопросы для викторины.

o Защитить домашний компьютер от вирусов

8. Подведение итогов:

Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!».

Что произойдет особенного, если вирус попадет в компьютер с установленной антивирусной программой?

Программа найдет вирус, сообщит о его появлении и обезвредит.

А что же может произойти «интересного» при попадании вируса в компьютер, где такой программы нет?

Вирус попадет в компьютер, размножится, может украсть пароли, удалить файлы, компьютер будет зависать, медленно работать.

Вопросы учащимся:

Что нового узнали на уроке?

Что такое антивирусная программа, как она находит вирусы. Виды антивирусных программ: мониторы, сканеры, ревизоры, блокировщики, доктора.

Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?

Обновлять антивирусные базы, не устанавливать две антивирусные программы, проверять внешние носители на вирусы, периодически сканировать компьютер, копировать ценную информацию на диски, пользоваться лицензионными программами, не открывать подозрительные электронные письма…

Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?

∙ Очень полезные.

Выставление оценок: подсчитайте количество набранных битов. Набравшие более 10 битов получают оценку «5», 7-10 оценку «4», 5-7 оценку «3».

Трудно встретить человека, пользующегося компьютером и не столкнувшегося с компьютерными вирусами. Вред, причиняемый ими, огромен. Вооружившись знаниями и соблюдая основные правила защиты от вирусов этих неприятностей можно избежать, чтобы не получилось как у героя известного фильма. Просмотр ролика.


Цели урока:

  • Дать понятие “защита информации”, “вирус”.
  • Познакомить с типами компьютерных вирусов.
  • Рассмотреть признаки проявления вирусов.
  • Познакомиться с эволюцией антивирусных программ.
  • Изучить типы антивирусных программ, методы защиты информации.
  • Научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Symantec Antivirus.
  • Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с., раздаточный материал, электронная лекция, тренажер тестов.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

II. Основной этап

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя. С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Объем циркулирующей в обществе информации примерно удваивается каждые пять лет. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Произошедшие за этот период изменения можно охарактеризовать следующим образом:

  • Объем обрабатываемой информации возросли за последние полвека на несколько порядков;
  • Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать;
  • Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности;
  • Обрабатываемые данные стали чрезвычайно многообразными, а не исключительно текстовыми;
  • Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.

В последние годы в отечественной и зарубежной печати большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.

Вопросы:

Как вы считаете, что такое “защита информации”?

(Ожидаемый вариант ответа: Защита информации – создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)

В чем вы видите содержание проблемы защиты информации?

(Ожидаемый вариант ответа: Содержание проблемы защиты информации специалистами интерпретируются следующим образом. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается ее уязвимость.)

(Для подготовки ответов учащиеся используют рекомендованную учебную и справочную литературу. (см. Список литературы)

Задание учащимся:

Заполнить таблицу, используя предложенные вопросы:

  • Какие виды защиты вы знаете?
  • Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать?
  • Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?

Таблица

Вид защиты Методы защиты
От сбоев оборудования и программного обеспечения Систематическое архивирование информации

Резервное копирование файлов

От случайной потери или искажения Автоматический запрос на подтверждение выполнения команд, изменяющих содержимое файла

Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.)

Отмена последнего действия

Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы

От преднамеренной потери или искажения Профилактические меры

Антивирусные программы

От несанкционированного доступа Шифрование и введение паролей

“Электронные замки”

Административные и правоохранительные меры

2. Формулировка темы и целей урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации. Вы как будущие работники, должны знать, что: обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации. По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.

Тема урока: Антивирусные программы.

Сегодня на уроке будет изучено:

  • Что такое компьютерные вирусы.
  • Признаки проявления вирусов.
  • Типы компьютерных вирусов.
  • Программы борьбы с компьютерными вирусами.
  • Методы защиты от компьютерных вирусов
  • Эволюция антивирусных программ.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать учебные цели занятия.

3. Этап изучения нового материала

1) Выступление учащегося. Доклад “Компьютерные вирусы”.

Задание учащимся:

Внимательно прослушав доклад, сформулируйте, что такое вирус.

2) Основные признаки проявления вирусов.

Вопрос:

С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?

Учащиеся получают раздаточный материал и составляют по нему конспект:

Основные признаки появления вирусов:

  • Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;
  • Медленная работа компьютера;
  • Невозможность загрузки операционной системы;
  • Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
  • Изменение даты и времени модификации файлов;
  • Изменение размеров файлов;
  • Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;
  • Существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;
  • Вывод на экран непредусмотренных звуковых сигналов;
  • Частые зависания и сбои в работе компьютера.

Типы компьютерных вирусов.

Задание учащимся. Составить опорный конспект в тетрадь, используя учебник Н.Д. Угринович “Информатика и информационные технологии”, с. 67-69.

Типы антивирусных программ.

Учащиеся работают с электронной лекцией. (Приложение 1)

Выступление учащихся. Доклады “Эволюция антивирусных программ”.

4. Этап закрепления знаний

1) Практическая работа.

Учащиеся работают на ПК.

Тема: Работа с антивирусной программой

Цель: научится выполнять проверку на наличие вирусов, используя программу Symantec Antivirus

Ход работы

  1. Открыть программу Symantec Antivirus
  2. Пуск / Все программы / Symantec Client Security / Symantec Antivirus
  3. Компьютер / Локальный диск С / Documents and Settings / Учетная запись / Local Setting
  4. Выделить
  5. Проверить

Творческое задание: составить опорный сигнал по теме.

Учащиеся работают в группах. (Приложение 2)

5. Этап контроля знаний

III. Заключительный этап

1. Рефлексия.

Вопросы учащимся:

  • Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
  • Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?

2. Домашнее задание по выбору учащихся:

  • Используя изученный на уроке материал, подготовить комплекс вопросов для викторины по теме “Антивирусные программы”.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, подготовить небольшой доклад о современных антивирусных программах, используемых в сети Интернет.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.

Литература:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
  2. Бернет С., Пейн С. Криптография – М.:БИНОМ, 2002
  3. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006
  4. Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006
  5. Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005
  6. Чирилло Д. Защита от хакеров – СПб.: Питер, 2002
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то