Время выставки алкатель в барселоне. G в массы

Просто удивительно, какие летательные аппараты можно собрать, приложив достаточно усилий, чистого творчества и вложив в проект много денег. Обзор необычных конструкций самолетов, вертолетов и спускаемых аппаратов, от летающих тарелок до «Каспийских монстров». Дорогие, экспериментальные и часто никогда не отрывавшиеся от земли.

Бескрылый. Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:



Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:

Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:

Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1) - экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:

С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 - первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:

Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза - 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:

Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:

Странно выглядящий. Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:

Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) - американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.

Футуристический. Еще один проект НАСА - NASA Hyper III - самолет, созданный в 1969 году:

Летающий блин . Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:

Спустившийся с небес. HL-10 - один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:

Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» - проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:

Полосатый. Grumman X-29 - самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:

Вертикально взлетающий. LTV XC-142 - американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:

«КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:

Воздушный кит. Super Guppy - транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет - август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:

Остроносый. Douglas X-3 Stiletto - американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:

Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:

Винтокрыл. Сикорский S-72 - экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:

Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet - экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик - компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета:

История помнит извечное стремления человека летать, много на это пути было открытий и дерзких попыток переиграть гравитацию, лишь в 20м веке человек полноценно захватил господство в воздухе как по высотам, так и по скоростям. Однако классические компоновки самолетов 20 века удовлетворяли не всех инженеров конструкторов, весь прошлый век пытливые умы пытались построить что-то кардинально новое, чтобы перевернуть представление о воздухоплавании.

В этой публикации мы постараемся рассказать о самых интересных авиасудах прошлого столетия, от почти привычных схем, до фактически «летающих тарелок». Читателям будет интересно узнать, на что замахивались авиаконструкторы мира и что же у них получилось в итоге.

Экспериментально-гоночный самолёт Bugatti 100P

Глядя на этого стремительного красавца и не скажешь, что история его создания началась в далёком 1938 году. Да именно тогда отдел авиационного проектирования итальянской компании Bugatti начал разработку, а затем и строительство самолёта в надежде не только удивить стремительными и смелыми формами, но и победить на Кубке Германии. К сожалению начало войны и тяжёлое экономическое положение после неё не позволило самолёту покинуть пределы ангара.

Истребитель вертикального взлёта и посадки Vought XF5U Skimmer «Шумовка»

Самолёт вертикального взлёта и посадки Vought XF5U разрабатывался для сопровождения караванов снабжения как беспроигрышный метод борьбы с немецкими подлодками. Даже Америка тогда не могла укомплектовывать каждый конвой эскортным авианосцем, а использование «Шумовки» могло решить проблему, так как взлететь она могла практически с любого транспортного судна. К сожалению конструкторов опытные образцы были построены уже после войны и необходимость в Vought XF5U отпала.

Уникальный самолет Proteus

Высотный самолёт Proteus первоначально разрабатывался как мобильный центр обеспечения связи, но в дальнейшем развился в многоцелевую платформу с помощью которой даже будет возможна доставка пассажиров на суборбитальные корабли. Proteus уже поставил несколько рекордов, в частности рекорд высоты полёта — 19 277 метров.

Экспериментальный самолет Lockheed SR-71 Blackbird

Стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71 Чёрный Дрозд эксплуатировался американскими ВВС в период с 1964 по 1998 годы. Помимо применённой в его строительстве технологии стелс SR-71 интересен следующими фактами: так как на скоростях более 3300км/ч корпус самолёта нагревается до 400С, специально для Чёрного Дрозда разработали топливо с высокой температурой воспламенения, которое также выступает в роли… хладагента системы кондиционирования кабины пилота.

Оригинальный самолет Northrop YB-35 Flying Wing

Дальний стратегический бомбардировщик XB-35 Flying Wing выполнен по схеме летающее крыло и обладал действительно впечатляющими для своего времени показателями, хотя в серию так и не пошёл. Четыре пары его трёхлопастных соосных винтов приводялись в движение четырьмя 28-ми цилиндровыми двигателями по 3000 л.с. каждый, во избежание перегрева каждый из двигателей оснащался охлаждающей установкой мощностью по 350 л.с.

В 30-ые года в СССР авиационное конструкторское бюро под управлением К.А. Калинина приступило к грандиозному и смелому для своего времени проекту — многомоторному трансконтинентальному самолёту, который был бы способен выполнять широкий спектр задач и в зависимости от нужд мог служить и пассажирским лайнером и тяжёлым бомбардировщиком и самолётом десанта.

Экспериментальный самолет-стенд с вертикальным взлетом VAK 191

При создании самолёта вертикального взлёта и посадки VAK 191 Fokker был построен уникальный летающий стенд SC-1262 оснащённый пятью турбо-реактивными двигателями Роллс-Ройс RB-108. На этом опытном стенде более года проводились различные тесты оценивающие возможности и характеристики силовой установки и бортовых систем летательного аппарата.

Уникальный самолет VZ-9V Avrocar «Летающее блюдце»

В шестидесятых годах прошлого столетия американские ВВС заинтересовались изысканиями канадской фирмы «Авро Эйркрафт», которая всерьёз занималась реализацией проекта дискообразного летательного аппарата способного выполнять вертикальные взлёт и посадку. Хоть самолёт и воплотили в металле, опытный образец не оправдал ожиданий — ЛА постоянно испытывал проблемы с силовой установкой и устойчивостью в воздухе.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Истребитель-перехватчик Leduc 0.22 работу над которым вел французский конструктор Рене Ледюк имеет очень своеобразный внешний вид, кроме того пилот в кабине должен был находиться в лежачем положении и в случае внештатной ситуации вместе с кабиной отстреливался от фюзеляжа, а уже после достижения безопасной скорости и высоты лётчик мог покинуть модуль самостоятельно и приземлиться используя собственный парашют.

Экспериментальный Истребитель F-85 Goblin

Легкий истребитель Истребитель F-85 «Гоблин» разрабатывался как самолёт эскорта сверхдальних тяжёлых бомбардировщиков, причём по идее большую часть пути Гоблин должен был проводить в бомболюке сопровождаемого самолёта, а для защиты «хозяина» от атак противника выводился наружу при помощи специальной оснастки. Проект был закрыт из-за трудностей и неудач сопровождавших стыковку F-85 с носителем для обратной погрузки на борт, хотя сам летательный аппарат показал отличные лётные качества.

Для современного человека самолет ‒ обычное явление, но еще в начале XX века увидеть крылатую машину было в диковинку. Двадцатое столетие ознаменовало эпоху развития авиации. Именно в этот период появились самые удивительные самолеты мира. Хотя первый полет человека состоялся более 19 столетий назад.

В конце I века н. э. в Испании ученый Аббас ибн Фирнас сконструировал летательный аппарат – планер, на котором смог взлететь и продержался в воздухе около 10 минут. Это была его вторая попытка, а 25 годами ранее первый эксперимент закончился неудачей и привел к получению легких травм. Сейчас подобные, но более совершенные летательные аппараты называются дельтапланами. Их используют для спортивных и прогулочных полетов. В древности развитие планеризма продвигалось медленно, а параллельно более перспективным направлением считалось воздухоплавание на аэростатах. Несмотря на скептические настроения, планеризм продолжал развиваться и положил начало созданию моторных самолетов.

Появление первых моделей с двигателем можно было бы приписать к достижениям XX века, если не учитывать полет средневекового конструктора Лагари Хасан Челеби. В 1633 году ученый построил управляемую ракету с пороховым двигателем. На ней он за 20 секунд поднялся на высоту 300 метров, а после успешно приземлился с помощью заранее закрепленных на теле крыльев.

Современные летательные аппараты все больше уходят от законов аэродинамики в пользу маневренности. Например, военный истребитель Су-27 стабилизируется в воздухе с помощью постоянного контроля аэродинамической устойчивости, выполняемой бортовым компьютером. В принципе новые воздушные корабли можно считать удивительными, но скорее не по внешнему виду, а по возможностям. Доказательством тому являются фигуры высшего пилотажа, в которых уже традиционно первенство держат русские летчики.

Сегодня в небо поднимаются множество крылатых машин, но появлению каждой модели предшествовало несколько прототипов, многие из которых так и не взлетали. К тому же существовало множество идей и опытных образцов, над которыми работы были прекращены.

Стремление человека покорить небо имело тысячи попыток, но множество из них заканчивались фатально.

Спаренные самолеты

Идея соединить два борта в один имела веские основания – получить машину с двойной мощностью, способной поднимать большие грузы, а также совершать длительные и дальние полеты. Конструкция заключалась в двух фюзеляжах, соединенных средним крылом. Такие лайнеры управлялись двумя пилотами из разных кабин, что давало возможность поочередного управления. В то время как один пилот вел воздушное судно, второй мог отдыхать, тем самым время полета значительно увеличивалось.

Мальчик на побегушках

Так немецкие летчики прозвали необычный крылатую машину, принявшую участие во Второй мировой войне. Характерное прозвище Heinkel 111 Zwilling получил благодаря многофункциональности и применению для решения различных задач. Сконструированная, как говорится на скорую руку, авиамашина представляла собой два спаянных бомбардировщика Heinkel 111. На удивление она оказался довольно эффективной. Хотя изначально конструкция рассчитывалась как буксир для грузовых планеров, машина была модифицирована под тяжелый бомбардировщик. Конструкция отличалась высокой надежностью и даже могла оснащаться тремя тяговыми ракетами для взлета с большим грузом.

Первая концепция реактивного двигателя была выдвинута в 1881 году Н. И. Кибальчичем. Он разработал её в тюремной камере за несколько дней до смертной казни.

Истребитель Мустанг

Учитывая отличные характеристики немецкого образца, американские авиаконструкторы создали собственную спаянную модель F-82. Испытательный полет состоялся 6 июля 1945 года.

После отличных результатов испытания ВВС США заказали 500 истребителей, но впоследствии заказ был сокращен до 270 машин. Причина сокращения ‒ разработка реактивных двигателей, а F-82 «Мустанг» стал последним поршневым американским истребителем.

Гигантские воздушные корабли

Идея создания больших грузовых самолетов была одной из самых трудных для реализации. Сегодня всем известны такие модели как «Мрия» и «Руслан». В свое время весь мир замер перед экранами телевизоров наблюдая как крылатый гигант Ан-225 «Мрия» нес на «спине» космический шатл «Буран». Однако попытки построить многотонные летательные аппараты предпринимались и раньше.

Геркулес

Hughes H–4 Hercules – деревянный летательный аппарат с размахом крыла 97,5 м. На сегодняшний день это самая большая летающая лодка. Единственная опытная модель была создана конструктором Говардом Хьюзом. Стимулом к разработке подобной авиамашины стала Вторая мировая война, а точнее немецкие подлодки, представлявшие серьезную угрозу флоту США. При этом первый полет состоялся уже после войны в 1947 году.

Несмотря на удачное испытание, этот полет был единственным, а раритет теперь стоит в музее. Причиной отбраковки стали новые технологии, которые предполагали создание более совершенных воздушных кораблей.

Первый и последний Каспийский монстр

Конструкторами 500-тонного авиагиганта стали Алексеев и Ефимов. Идея была грандиозной и могла совершить прорыв в авиации. Самолет был рассчитан на дальние полеты, мог нести на борту до 240 тонн груза и развивать скорость 200 км/ч. К сожалению, первая модель с именем «Каспийский монстр» потерпела крушение при испытательном полете. И хотя летчикам удалось спастись, идея была оставлена на много лет.

Одним из весомых стимулов развития авиации являются войны.

Первый блин комом

Самой первой попыткой создать трансатлантический авиалайнер стал Caproni Ca.60 Noviplano. «Детище» 1921 года представляло собой несуразную конструкцию с девятью крыльями в трех пакетах по трипланной схеме. Модель была рассчитана на взлет и посадку с воды и на воду.

Первый полет был запланирован на 4 марта этого же года. После разбега авиалайнер оторвался от поверхности воды, набрал высоту 18 метров и развалился на части, а оба пилота погибли.

Летательные аппараты необычной формы

Самые удивительные самолеты в мире могут лишь отдаленно напоминать или вообще не иметь ничего общего с традиционным образом воздушного судна. Скорее всего, увидев в небе подобную конструкцию первая мысль будет об инопланетянах.

Летающая ванна

Самолет разрабатывался в качестве капсулы для возвращения астронавтов. M2-F1 ‒ одна из работ НАСА, потерпевшая неудачу. Был даже создан первый образец, который в августе 1963 года совершил полет.

Последнее испытание необычной конструкции прошло в 1966 году, а после проект закрыли.

Летающая тарелка

Реальны ли пришельцы с других планет – это вопрос спорный, а вот креативные канадские инженеры точно существуют. Проект «Аврокар» занял 7 лет исследований, за которые было создано 2 опытных образца в форме тарелки. Испытания обеих моделей прошли в 1952 году, но поднять их выше полутора метра так и не удалось. Дальнейшая судьба программы очень туманна, но официально разработки были закрыты.

Крепкий блинчик

Оказывается, у американцев до «крепкого орешка», был еще и «крепкий блинчик». Это экспериментальный истребитель V-173 1942 года. Прозвище «Блинчик» он получил из-за характерной формы, в действительности напоминающей блин. Несмотря на первое впечатление неуклюжести, он отличался повышенной маневренностью и был одним из первых летательных аппаратов с почти вертикальным взлетом. Удлиненные передние шасси предавали модели особую осанку. При резком ускорении с места машина взмывала в атмосферу, разгоняясь за считанные метры.

О крепости «Блинчика» ходили легенды, основанием для которых стала авария при посадке. Резкое торможение шасси, в результате случайно оказавшихся на посадочной полосе людей, привело к переворачиванию машины. При этом она не получила повреждений, не считая царапин, а пилот, спасший любопытных зрителей, отделался легкими ушибами.

Самолет в коробке

Удивительные самолеты мира могли отличаться не только конструкцией, формой и возможностями, но и материалом изготовления. Вряд ли кого-то удивишь надувными матрасами, лодками, бассейнами и даже диванами, а вот надувной самолет как минимум вызовет улыбку. В 1959 году американские инженеры предложили военным уникальную конструкцию одноместного надувного самолета Goodyear Inflatoplane. За исключением двигателя и некоторых деталей управления, конструкция состояла из прочной резины.

В сложенном состоянии воздушный корабль вмещался в коробку объемом 1 м³, а сборка и надувание занимало 15 минут. Военные отвергли предложение по причине уязвимости летательного аппарата любым стрелковым оружием. При этом надувная модель обладала отличными летными характеристиками и реальными перспективами в других областях применения.

История насчитывает еще много крылатых машин, которые поражают воображение. Возможно, наступит время, когда традиционные самолеты будут удивлять как сегодня старинные планеры из деревянных реек и ткани.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то