Знаменитые радиоведущие. Лучшие радиостанции. Рейтинг в России. Если сравнивать аудиторию общероссийскую и питерскую, в чём основное отличие

14:00 30.10.2012

То, что женщины любят ушами, первыми, несомненно, подметили радийщики. И активность, которую вы развели под голосовалкой за любимого радиодиджея , доказывает, что уши чувствительны не только у женщин, но и медийщиков в целом, независимо от пола. Я и сама решила послушать, что же в колебаниях эфира вызывает такой трепет, негодование - и далее по списку. На первый раз я ограничилась утренними шоу, под звуки которых, как и большинство из вас, собираюсь на работу или стою в утренних пробках.

Составив список радиошоу, обязательных к прослушиванию, я начала с первого попавшегося. Им оказалась программа «Бодрячком!»  на «Нашем радио» . Ведущие: Анна Свиридова и Сергей Галибин .


Большую часть эфира в этом шоу занимает музыка, преимущественно русскоязычная попса. А в перерывах между песнями и рекламой - о пробках, погоде и кулинарных рецептах. Ведущие обсуждают курьезы, которые возвели в ранг « альтернативных новостей» , делятся памятными датами - и шутят. Но улыбнуться меня заставила лишь рубрика «Паспортный контроль», весьма оригинально эксплуатирующая эффект неожиданности.

В студию с радостью в голосе дозвонилась женщина, которой довелось ответить на вопросы о привычках ее супруга. После чего ведущие позвонили этому самому супругу. - Геннадий? - весело поинтересовалась Свиридова. - Нет, я никакой не Геннадий!, - угрюмо сообщили в трубке. - Да ладно вам, не притворяйтесь, мы же знаем, что вы Геннадий! - настаивал Галибин. - Гена, вы же знаете Танюшку? - Никакой Танюшки я не знаю, и вообще я Володя, - ответил явно обескураженный абонент и положил трубку. Оказалось, ведущие перепутали номер.



После прослушивания возник закономерный вопрос: на кого рассчитано это шоу? Приличный плей-лист, вменяемые новости, и тут на тебе - рубрика «Бременские музыканты». Дозвонившейся в студию жертве нужно угадать мелодию популярной песни, которую ведущие по очереди промяукивают и пролаивают . Одно хорошо: прослушав хит «Ах, какая женщина!» в их изложении, я стала терпимее относиться к утренним воплям нашего дворника. 

А в паузах ведущие несут жизнерадостную околесицу типа: «Если вы почувствовали легкое недомогание, немедленно прекратите домогаться!» или "Колобок повесился!". И радостно хохочут, хваля друг дружку за удачные шутки. В общем, идеальное шоу для тех, кто включает радио в качестве фона.



Эфир «Авторадио» - бальзам на душу тех, кто проводит утро за рулем: минимум пустопорожнего текста, исчерпывающая информация о пробках, новости и приятная музыка, в основном, олдскульный рок, качественная зарубежная попса или отечественное ностальджи. Улыбку вызовет рубрика «Мурзилки Life», в которой звучат пародии на отечественные и зарубежные хиты: тексты композиций переписываются в соответствии с самыми громкими новостями дня. Вместо бонуса - рубрика «Аргументы Караваева», где дозвонившемуся слушателю задают вопросы на знание ПДД и разбирают сложные случаи на дорогах.

Слушательницам в смысл шуток Ларина вроде «тютелька в тютельку, как секс у лилипутов» , можно не вникать - просто таять от его бархатного голоса. Что многие и делают с начале 2000-х, когда Ларин на пару с Олегом Бурениным вели ночное шоу «Клуб полуночников» на радио «Довіра» . 



«Камтугеза» - настоящее утреннее рок-шоу, эфир которого наполнен простенькими, но остроумными рубриками. Открывает передачу «Зал славы рок-н-ролла», в котором ведущие рассказывают о памятных датах и рок-событиях дня. В рубрике «Спам» парочка глумится над письмами, приходящими в редакцию. К примеру - над приглашением встретить Новый год в компании царя Берендея на родине Снегурочки, в Костроме.

В рубрике «Краш-тест» Кузин и Сотник с помощью компьютерного переводчика переводят знаменитые рок-композиции с английского на русский и наоборот. Ну а в «Жертве рока» Кузина отдают слушателям на растерзание - дозвонившиеся в студию загадывают ведущему рок-загадки. Сергей и Соня хорошо известны не только радиослушателям, но и телезрителям, а также меломанам, о чем я вам уже рассказывала . Вот кто может удивлить редкими и даже уникальными записями, к примеру - Сильвестра Сталлоне).

Эти двое - настоящие мастера художественного трепа в жанре «сам сказал, сам посмеялся». «Вы катаетесь по Киеву - вы что, водитель катка?» «Всего 106 минут нужно женщине, чтобы быть хорошо от...любленной». Гости студии, ведущие эфир вместе с вышеназанной парочкой, подбираются им   под стать - не страдающие комплексами, способные вываливать в микрофон первое, что на ум придет. И при этом от души хохотать.

В «Зарядке» практически все построено на интерактиве со слушателями: дозвонившимся в «Телескоп» нужно ответить на вопрос звездного гостя. В «Веселые шняжки» - правильно продолжить известную фразу, записанную голосом Оли Поляковой . А в «Основном инстинкте» - ответить на 3 вопроса о противоположном поле. И т.п. Самое же смешное из этого - рубрика «Крепкий орешек», идущая в записи: ведущий дозванивается      по определенному номеру (к примеру, в клинику пластической хирургии) и задает взявшему трубку несколько вопросов типа "Вы пластические операции делаете? А можете мне верхнюю губу с нижней местами поменять?", повторяющихся вне зависимости от ответов. Попадаются поистине крепкие орешки, способные ответить на один и тот же вопрос даже по пятому разу.

В свое время я вам подробно рассказывала об этом шоу, и даже водила в гости к этой развеселой троице . Одна из немногих передач, в которой чувствуется подготовленность. Ведущие заранее выбирают тему эфира, например, праздник некой профессии или Всемирный день здоровья - под которую подбирают интересные факты и вопросы для обсуждения между собой и вопросов слушателям.

Рубрики - от вполне традиционных (дозвонившимся предлагают закончить известную фразу или афоризм) до весьма оригинальных (в «Зарядке для ума» взрослым задают вопросы, подслушанные... в детском саду ). Вопросы у меня возникли лишь к рубрике «Три шутки на работу», развлекающей слушателя примерно такими опусами:  « Почему вы ударили мужа сковородкой? - Господи, ну как будто на это нужны причины...» .

«Аэростат» - один из самых известных и необычных проектов, которые когда-либо появлялись в эфире FM-радиостанций, звучал в разные годы на «Радио России», «Радио России Культура» и «Rock FM». Впервые радиопередача вышла в эфир в 2005 году. Открывает программу заставка, в которой используется композиция «Prelude», а закрывает - фрагмент песни «Beard of star» группы T.Rex. До конца 2014 года все выпуски были доступны на сайте «Russian Podcasting», но в связи с закрытием сайта подкаст сменил площадку на «PodFM». Программа похожа на краткий дайджест, который соединяет в себе философию, мировую историю, историю музыки и искусств. Общий принцип ее формирования - «с миру по нитке».

Кому-то это может показаться поверхностным, однако рассказать все обо всем - невозможно, но возможно дать представление, заинтересовать. Ведущему - легендарному Борису Гребенщикову - удается создавать атмосферу, в которой слушатель может проникнуться темой программы, настроением, музыкой. Для меломанов «Аэростат» - настоящий подарок: неожиданные подборки и компиляции, обзоры новинок и старых альбомов, а также рассказы о музыкантах - известных и неизвестных - без ограничений по жанрам.

Здесь все многообразие звука со всех концов света: рок, электроника, шугейз, психоделика, джаз, блюз, гараж, экспериментальная музыка, техно, кантри, инди, русский рок, метал, авторская песня, этническая и даже религиозная музыка - для Гребенщикова не существует границ. В общем, если вы готовы к путешествиям во времени и пространстве, «Аэростат» - это то, что нужно. Интересно, что стенограммы лучших выпусков радиопередачи также выходят в печатном варианте. На данный момент вышло четыре книги - «Аэростат: Течения и земли», «Аэростат: Воздухоплаватели и Артефакты», «Аэростат: Параллели и Меридианы», и «Аэростат 4: Вариации на тему Адама и Евы».

Архив записей и расшифровки программ с плейлистами также можно найти на сайте группы «Аквариум».



В эфире этой радиостанции звучат подлинные исторические записи сеансов связи космонавтов NASA, шумы запуска и состыковки шаттлов, а также подборки других «космических звуков», замиксованных с электронным эмбиентом и экспериментальной музыкой. Слоган канала - «Celebrating NASA and Space Explorers everywhere!» (Чествуй NASA и исследователей космоса повсюду). Основатель Soma FM - Расти Ходж -коллекционирует музыку с середины 70-х годов, а с 90-х увлекся эмбиентом и электроникой.

Он сам программирует плейлисты для нескольких каналов - Drone Zone, Space Station Soma, Digitalis, Groove Salad, Secret Agent и, конечно, Mission Control - и включает туда много редких треков, которые сейчас не найти нигде, кроме как на раритетных виниловых пластинках. По словам Ходжа, он всегда увлекался темой космических исследований. Во время празднования 40-летнего юбилея программы «Аполлон» по радио транслировали архивные аудиозаписи тех лет, и ему пришло в голову наложить записи разговоров космонавтов на треки Space Station Soma. Аудитории это очень понравилось. Получив положительный фидбек, диджей решил продолжить эксперимент и создал для этого отдельный канал.

На ресурсе Soma FM есть и другие каналы, для которых плейлисты создает сам Ходж - Drone Zone, Space Station Soma, Digitalis, Groove Salad, Secret Agent. Они различаются по музыкальной ритмике, например, в плейлистах Drone Zone нет «битов» и лишь изредка появляются легкие ритмические рисунки.



«Модель для сборки» - это преимущественно фантастические, философские и мистические повести и рассказы российских и зарубежных авторов: от всеми признанных классиков до совсем молодых писателей, наложенные на лучшую современную электронику. Вот только некоторые из авторов, произведения которых были зачитаны в эфире: Брэдбери, Желязны, Кинг, Гессе, Лем, Кортасар, Стругацкие, Перумов, Акунин, Пелевин. Бессменный голос проекта - Влад Коппа, за музыку отвечают диджеи Михаил Габович, Андрей Эддисон и DJ Инкогнито. Над проектом также работают литературный редактор Сергей Чекмаев и звукорежиссер Дмитрий Волков.

При первом прослушивании может сложиться впечатление, что «Модель для сборки» - это просто сборник аудиокниг, но оно будет ошибочным и поверхностным. В совместном творчестве чтеца и диджеев рождаются удивительные, глубокие треки, которые погружают слушателя в фантастические параллельные миры. «Модель для сборки» - наверное, единственный литературный проект, который побывал в радиоэфире, в телеэфире, в онлайне, в офлайне и продолжает существовать до сих пор.

Первый выпуск вышел более 20 лет назад - в 1995 году на волнах культовой «Станции» на частоте 106.8 FM, программа продолжала выходить и позже на 107.0 FM, когда радио было переименовано в «Станцию 2000». Свои два часа эфира каждую неделю «Модель» имела вплоть до закрытия радиостанции в 2001 году, после чего проектом неожиданно заинтересовалось «МУЗ-ТВ» - так «Модель для сборки» превратилась в шоу «Элементы»: в прямом эфире зачитывались отрывки из литературных произведений, поэзия, которые отрывки сопровождались видеоартом и музыкой. Был и интерактив - общение с телезрителями через интернет-чат.

В подобном формате проект существовал около года, после чего вернулся на радиоволны - на этот раз в эфир «Серебряного дождя» 100.1 FM. Далее были радиостанции «Энергия» (104.2 FM) и «Пионер FM» (94.0 FM), подкасты для Samsung Electronics, «PodFM» и «iFree» и даже офлайн-встречи, которые проводятся до сих пор. Почти все выпуски программы, а также информацию о различных мероприятиях можно найти в группе во « ». Ну и, конечно, у программы есть свой сайт .



Онлайн-радиостанция «Радио Зазеркалье» - это совершенно особенный проект, где звучат программы о современном искусстве, музыке, философии и литературе. Среди авторов есть архитекторы, философы, поэты, искусствоведы, филологи, художники. Цензуры нет, разве что политику и религию в эфире не обсуждают. А главная особенность радиостанции состоит в том, что все программы создают душевнобольные люди с огромным талантом. Лишь у главного редактора, звукоинженера и редактора-монтажера «справки» нет.

Радио было создано в 2014 году как способ поговорить об адаптации человека к миру в целом и проблемах душевнобольных людей в частности. Это своеобразный манифест свободы от стереотипов и победы над собственными болезнями, который открывает слушателю новый мир. Чтобы дать примерное представление о спектре рассматриваемых вопросов, приведем лишь несколько тем программ: «Что такое судьба и рок?», «Какими бывают душевные кризисы?», «Почему мы смеемся?», «Что такое “хипповать”?», «Существует ли ген преступлений?», «Есть ли связь между генетикой и психологией?»

Это не единственная радиостанция в мире, которая создана силами психологов и душевнобольных людей, есть также «Nicosia» в Барселоне и «La Colifata» в Аргентине. «Радио Зазеркалье» было создано при поддержке Региональной общественной организации «Клуб психиатров» и Благотворительного фонда «Добрый Век», и ведет свое вещание из студии на территории больницы №1 имени Алексеева, прямые эфиры проходят из медико-реабилитационного отделения.

Команда радиостанции много работала во время запуска - никто из тех, кто записывал программы, не работал у микрофона ранее. Но участники проекта быстро учились на собственных ошибках, и сейчас некоторые передачи выходят в прямом эфире. Гостями программ часто выступают популярные музыканты, художники, писатели, поэты. Все подкасты доступны на сайте «Радио Зазеркалья ».

Bird Song Radio



Название этой онлайн-радиостанции полностью отражает ее суть - приятные, полупрозрачные мелодии и волшебные звуки круглосуточно звучат в ее эфире. На сайте создатели пишут, что плейлисты составляются случайным образом, и никто не знает, какой трек прозвучит следующим. Раз в неделю в эфире появляются ток-шоу, интервью, прямые включения с концертов, обзоры альбомов и литературы, а также микстейпы. В августе этого года в районе Берлина Вайсензе уже не в первый раз пройдет музыкальный фестиваль The Lake, где будут выступать музыканты, чьи треки звучат на радио. Слушатели смогут «побывать» там, не отходя от своих ноутбуков и планшетов. Сама же экспериментальная некоммерческая онлайн-радиостанция базируется в столице Дании, Копенгагене, потому некоторые программы звучат на датском. Послушать эфиры радиостанции и подкасты можно на сайте .



Обе программы выходили на радиостанции «Серебряный дождь» на 100.1 FM - один проект как будто «переродился» в другой, автор и голос обоих - диджей Илья Рихтер. «Архитектура забвения» - философские, мистические, фантастические эссе, с цитатами классиков, которые плавно перетекают в атмосферные музыкальные плейлисты из эмбиента, трип-хопа, неоклассики, классики, индитроники, которые усиливают эффект «потусторонности» и нереальности происходящего.

Темы выпусков «Архитектуры забвения» говорят сами за себя: сны, инквизиция, големы, ангелы, фобии, авиакатастрофы, метро, апокалипсис, магия драгоценных камней - все то, что будоражит умы человечества сотни лет. Сам автор характеризует этот фьюжн так: «хотелось говорить на двух языках - слова и музыка делили час пополам... Архитектура растаяла в августовской жаре 2004.. Наверное, слова стали лишними... Остались обрывки мыслей и стихов.. Их иногда можно встретить ночью, среди музыки, наполнившей Рихтер FM». Архивы записей «Архитектуры забвения», «Рихтер FM», а также диджей-сеты ее автора можно найти

Вадим Воронов



- Откуда у вас по утрам хорошее настроение?

Чтобы быть хорошим радиоведущим, совершенно не обязательно просыпаться в хорошем настроении. Более того, не нужно транслировать своё настроение миллионам. В истории радиовещания, в том числе и в нашей стране, были случаи, когда ведущие страдали от избытка идиотически радостного настроения.

- Во сколько вы встаёте?

Мы встаём по-разному. Самый ранний у нас Мельников, он встаёт в 05:15. Я встаю в 05:25. Алиса встаёт в 06:00. Алиса добирается на своей машине, а за нами заезжают. В таком режиме мы функционируем больше шести лет.

- Есть ли специальная подготовка, график?

Проблема в том, что нужно рано засыпать. Иметь какой-то режим дня у нас не очень получается. Мы каждый день все эти шесть лет выходим из дома с мыслью о том, что нужно пораньше ложиться. Но дел много, иногда вечером хочется куда-то пойти, посмотреть матч чемпионата мира, например, поэтому заснуть рано, как правило, не удаётся. Мы стараемся по возможности спать днём час или два. У меня двое маленьких детей, они меня дисциплинируют: у них есть режим дня, им нужно рано ложиться спать, и я тоже стараюсь входить в их ритм.

- Какие плюсы и минусы такого режима?

Люди думают про наш распорядок так: мы вышли из эфира в 11 утра, полчаса провели в здании, что-то приготовили на завтра - и весь день свободен. В принципе, так и есть. Но после эфира ты физически и эмоционально вымотан и впадаешь в сомнамбулическое состояние. Часам к пяти-шести вечера, когда приходишь в себя, люди ещё не закончили работать и не готовы с тобой встречаться.

Я скажу так: работать лучше в Москве. Питер всё-таки больше подходит для самосозерцания

А когда они пытаются назначить встречи на девять-десять вечера, не готов ты. Ты как будто попадаешь в параллельную реальность. Теоретически время у тебя есть, но на практике заполнить его тем, чем хочется, ты не можешь. И оно уже не такое свободное, как это кажется со стороны.

- Вы же долгое время жили в Петербурге?

Да, и Серёжа Мельников тоже оттуда. Я родился и вырос на улице Рубинштейна, где был рок-клуб, видел живым Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, моего кумира.

- Какой город больше нравится? Переезд - это серьёзное изменение в жизни?

Огромное изменение. Я скажу так: работать лучше в Москве. Питер всё-таки больше подходит для самосозерцания. Там на самом деле медленнее темп. Там меньше возможностей. Но Питер всё равно лучший город на земле. В этих серых зданиях и сырости есть своя прелесть.

- Если сравнивать общероссийскую аудиторию с питерской, в чём основное отличие?

Очень опасно делать какие-то выводы. Конечно, нужно знать свою аудиторию - ты работаешь не для подростков, а для людей повзрослее. Или, допустим, твоя основная целевая аудитория - домохозяйки, а не работяги. Но поскольку наша радиостанция широкоформатная, мы должны удовлетворить какого-то среднестатистического слушателя, которого нет: человек не может быть среднестатистическим, он всегда особенный. Поэтому я придерживаюсь следующих принципов: разговор должен быть актуальным - в этом смысле мы приближаемся к информационному радио, хотя мы музыкальное. Люди изменились за эти годы, они хотят не отвлечённых разговоров, они хотят говорить о том, что их беспокоит. Это первое. Второе - я думаю, что радиоведущий не должен подстраиваться под аудиторию в плане интеллекта и образования, не должен стараться быть понятным всем. Я знаю примеры известных и успешных радиоведущих, которые не боятся быть непонятыми аудиторией. Радио создано для того, чтобы создавать эмоциональный фон.

- Есть ли какие-то профессиональные упражнения, которые вы делаете?

Я скромно оцениваю свои способности, как все великие. Мы просто начинали в то время, когда от радиоведущих не требовали какого-то специального образования. Так удачно сложилось, что у меня такой голос и такая подача. Поэтому я никаких специальных упражнений не делаю. Важно быть естественным, прилично произносить русские слова, и этого достаточно. Но только в том случае, если это совпадает с мнением миллионов.

Самое правильное - искать праздник внутри себя

- Как рано утром поднять себе настроение?

Я думаю, что самое правильное - искать праздник внутри себя. Люди склонны в качестве оправдания своего плохого настроения искать причины, лежащие за пределами организма. Плохая роза ветров, маленькая зарплата и так далее. Но в 99 процентах случаев источники плохого настроения лежат не вне тебя, а внутри. Поэтому, как говорил Козьма Прутков, хочешь быть счастливым человеком - будь им. Вот такой девиз!

Сергей Мельников





- Во сколько вы встаёте?

Я встаю в 05:10 утра. Стараюсь ложиться где-то в 11 вечера. С 11 до полуночи засыпаю. Это стало режимом. Это уже как конвейер. С утра включил, и заработало. Вроде того у спортсменов - всё достигается путём тренировок. Такая бесконечная практика: со временем ты просто встаёшь - и пошло-поехало...

Мне надо быть очень сосредоточенным, здесь нельзя ошибаться. От меня зависит огромная сеть, рассчитанная на десятки миллионов слушателей, и куча станций в других городах. Когда я сижу за пультом, они должны получить правильный сигнал, поэтому расслабляться нельзя. Бывает, работаю клубным диджеем по выходным. Это всё, что я могу себе позволить из ночного времяпрепровождения. А в будние дни я всё стараюсь успеть сделать днём, потому что для меня очень важно отработать правильно, не подвести никого.

- Вы тоже, как и Вадим Воронов, жили в Петербурге. Легко дался переезд в Москву?

Я отношусь к переезду совершенно спокойно. Потому что, когда поступило это предложение, я понимал, что в Питере достиг предела карьеры. Второе - никогда ничего нового не боялся, и вот этого знаменитого питерского патриотизма во мне вообще нет. Всегда считал себя человеком мира. Тот факт, что в Питере прошло моё детство и большая часть жизни, не означает, что я должен там находиться всё время.

- Какой город больше нравится?

Здесь есть огромная разница в скорости. Москва - это мегаполис, а Питер - это город. Город - это среда, созданная для того, чтобы людям было комфортно жить, и отсюда вытекают некоторые особенности - например, драматическая неторопливость в принятии решений. И ещё всё, что связано с шоу-бизнесом, например. Москва - это объединение людей, которые приехали сюда зарабатывать деньги. Присутствуют свои минусы, но чётко обозначены правила игры, и это многие вещи упрощает. Например, ты идёшь на встречу решить пятиминутный вопрос и не выслушиваешь два часа пустой трёп про сложности жизни и проблемы в семье. Это специфика города... Так принято! В мегаполисе людям некогда... Всё происходит быстрее. И это мне очень нравится здесь.

Порой жителям
России не понять
,
о чём говорят питерские. Жители Петербурга не всегда знают, что происходит в стране

- Если сравнивать аудиторию общероссийскую и питерскую, в чём основное отличие?

Надо понимать, что Питер - это культурный анклав. Город, который на полном самообеспечении. Живёт сам в себе. Порой жителям России не понять, о чём говорят питерские. Жители Петербурга не всегда знают, что происходит в стране. У них свой собственный замечательный европейски ориентированный город, и им этого вполне хватает! Это как супермаркет, в котором всё есть... И никуда больше ходить не надо за покупками. Москва и Россия в целом более космополитичны, более демократичны. Больше интересуются окружающим миром.

Если хотите, чтобы всё у вас было хорошо, настраивайте себя на это. Решили для себя, что хотите больше позитива, вот и постарайтесь так жить. Мы вот, например, втроём установили рекорд Гиннесса к 15-летию «Русского радио» в 2010 году. Мы сели и провели в эфире 52 часа - начали в понедельник 20 сентября в 7 утра, а закончили в 11 утра 22 сентября. Мы имели право спать не больше часа в день. После этого чем нас можно запугать?

Алиса Селезнёва





О работе радиоведущих ходят легенды. Первый вопрос, когда люди меня встречают: «Боже, как же вы так встаёте? Что вы принимаете? А что вы посоветуете?» И нам все пророчат раннюю старость. Мы люди медийные, и наша работа предполагает участие в акциях, презентациях. Поэтому счастье, если удаётся поспать днём. Чем старше мы становимся, тем более святым становится это время. Я не представляю себя без дневного сна.

- Во сколько вы встаёте?

Мой будильник заведён на 05:50, а потом меня начинает будить Серёжа Мельников. Самое главное, чтобы проснулась жена таксиста, который забирает Вадика и Серёжу. Она должна разбудить своего мужа, он должен заехать за ребятами. Причём я с Серёжей специально договорилась: когда он звонит, я его прошу задавать какой-нибудь вопрос, на который я должна дать осмысленный ответ. Однажды у меня было такое: я встала, надела линзы, умылась, оделась, вышла во двор, прогрела машину, выехала на Третье транспортное кольцо - и тут будильник зазвонил снова! Оказывается, я всё это проделала в своей голове, во сне. Я тогда опоздала. Поэтому Серёжа придумывает для меня всякие вопросы. Тут как-то года два назад он будит и говорит: «Алиса, вставай, Ельцин умер!» Я так расстроилась, говорю: как же так, может траур объявят? Он мне говорит: «Алиса, я вынужден тебе задать следующий вопрос, потому что ты не в адеквате!» Самый сложный момент - это, конечно, первое движение ногой из-под одеяла, особенно если холодно. Я всегда работала утренней радиоведущей, это моя карма. Я договорилась со своим организмом: если я лягу в полпервого, то он нормально встанет.

Но я всегда сплю днём - иногда даже за рулём, если чувствую, что засыпаю, то съезжаю с дороги и сплю. Это мне раньше было стыдно спать на обочине, а сейчас не стыдно.

- Плюсы и минусы такого режима?

Я не вижу сильных минусов. А один из генеральных плюсов - тебя правда все знают. Я могу спокойно пройти по улицам, живу жизнью обычного человека, но как только начинаю разговаривать - с гаишником, продавщицей или сотрудниками налоговой, - все сразу меня узнают.

Самое главное, чтобы проснулась жена таксиста , который забирает Вадика и Серёжу

- Вы едете рано утром по Москве и видите её абсолютно пустой. Вы любите такую Москву?

Да. Я вообще считаю, что это моё время. Рано утром испытываешь какие-то родственные чувства к людям, которых встречаешь. Когда я выезжаю, мне навстречу должен всегда попадаться почтальон. С утра люди не хотят сюрпризов, они должны знать, что всё идёт по плану. Поэтому для меня это очень важно, чтобы почтальон шёл, чтобы дворник катил тележку.

- В вашем шоу каждый день новая тема, к обсуждению которой подключаются радиослушатели. Кто эти темы придумывает?

Практически все - я.У нас есть время после эфира, когда мы сидим и обсуждаем темы. Как правило, после выходных у меня рождается очень много тем. Темы, которые касаются личных отношений, всегда на первом месте. Мы несколько раз в эфире обсуждали измены - и наши люди очень легко идут на измены, легко об этом рассказывают и хвастаются этим. Для меня это было неприятной новостью. Причём чем дальше от Москвы, тем в этой области моральные установки ниже. Часто мы слышим, что в Москве вы зажрались и всё такое. Но теперь я убедилась: чем меньше город, тем больше там разврата.

Нет другого средства, кроме чувства юмора. Нужно просто смеяться. Если я еду в метро, то представляю, что люди пингвинчики, и тоже часто начинаю так же двигаться. Хотя я автомобилист. Но бывает, что за рулём завожусь серьёзно и сама. Даже подумала о создании движения «Антипешеход». Мой видеорегистратор в день фиксирует до пяти-шести случаев, когда пешеход создаёт аварийную ситуацию. Я всякий раз открываю окно, если вижу, что кто-то там идёт под колёса, и говорю: «Вы правда считаете, что ваша безопасность - это моих рук дело?» Я считаю, что права нужны каждому социально адаптированному человеку, иначе нет понимания своей же безопасности.

«Мурзилки Live» на «Авторадио»

Михаил Брагин, Татьяна Гордеева,
Сергей Краснов





- Ваш секрет хорошего настроения с утра?

ТАТЬЯНА ГОРДЕЕВА: Я встаю в пять утра - уже привычка выработалась. Ложиться бы ещё пораньше. Бывали за 13 лет сбои, бывало, что два будильника, которые обычно дают успешный результат, не срабатывали. Вернее срабатывали, но не поднимали тело. Такая у нас работа, такой график, мы привыкли. Я как слабое звено могу немного опаздывать, особенно по московским пробкам - а они уже есть в семь утра!

МИХАИЛ БРАГИН: Да, режим как у водителей автобусов, которые тоже в четыре утра встают. Это уже многолетняя привычка. Раньше вставал в 04:20, сейчас в пять утра стал. Есть же народная мудрость: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт», даже древние говорили, что это правильно. Единственное - приходится чуть-чуть спать днём, иначе невозможно.

СЕРГЕЙ КРАСНОВ: Уже достаточно давно живу в таком графике и привык. Хорошего настроения может не быть, это же вполне очевидные вещи. У меня могут быть какие угодно проблемы в жизни, но я прихожу, включаю микрофон, лампочку - и даже голос по-другому выстраивается. Вы сейчас выключите диктофон, и у меня голос изменится, потому что в жизни мы так не говорим, как в эфире.

МИХАИЛ БРАГИН: Какое может быть хорошее настроение после вчерашнего матча (интервью записывалось в день после мачта сборной России против Бельгии. - Прим. ред.) ? У всех мужчин, кто смотрел вчерашний матч, настроение какое? И если мы с этим настроением выйдем в эфир, это нормально, это сейчас соответствует настроению страны. Не обязательно шутить и смеяться.

- Как рождаются хиты Мурзилок? Кто основной автор?

ТАТЬЯНА ГОРДЕЕВА: Его зовут Олег Ломовой. Абсолютно неприличное количество лет он работает на радио и, помимо того, что выполняет кучу всего креативного, ещё каждый день пишет нам песни. Когда-то это просто пародии, переделки на известных исполнителей. А последние пять лет мы поём на актуальные темы. То есть берутся самые актуальные, самые эпатажные новости и превращаются в тексты песен.










- Плюсы и минусы такого режима?

МИХАИЛ БРАГИН: Большой плюс - это идеальный график. Ты работаешь четыре часа в день и потом свободен. Если у нас нет интервью с The Village или съёмок, то в 12 дня мы уже дома. Целый день свободен. Можно только позавидовать.

- Татьяна по образованию журналист. Вы, Михаил, актёр, а Сергей инженер. Вам образование как-то помогает?

Ты работаешь четыре часа в день и потом свободен

МИХАИЛ БРАГИН: Я по образованию артист эстрады. Я ещё на третьем курсе начал заниматься радио, мне очень нравилось: это такой театр у микрофона. Мне традиционный театр был неинтересен. Раньше у меня была своя программа, и я мог говорить что хочу. В принципе, я и сейчас говорю что хочу, только мы делаем это втроём.

СЕРГЕЙ КРАСНОВ: Я родился и жил в Астрахани. Там небольшой выбор вузов: пед, мед - не моё. Ещё консерватория - сразу нет: у меня была маленькая квартира, соседи бы не выдержали. И я пошёл в технический. Мне хорошо давались технические науки. Ну и меня всегда интересовали литература, история, театр. Я в театральных кружках занимался. А потом устроился на молодёжный канал. На утреннюю программу, она начиналась в шесть утра. Я просыпался, записывал кассеты. Ну а потом случайно меня пригласили на телевизионную студию, я пошёл туда звукорежиссёром, потому что люблю музыку. Затем меня пригласили на радио. И в 1999 году я всё бросил и приехал сюда.

ТАТЬЯНА ГОРДЕЕВА: Я начинала на радио в 1996 году как серьёзный журналист, работала в новостях, была в информационном потоке. Выходила с серьёзным голосом в эфир. И в 2001 году мне предложили поменять работу и перейти в утреннее шоу. Первое время было очень тяжело. Невзирая на образование, потому что просто работать на радио - это одно, а работать в том безобразии, где мы, да ещё втроём - другое.

- Как вы относитесь к утренней Москве?

ТАТЬЯНА ГОРДЕЕВА: Во-первых, Москва изменилась. Москва стала намного раньше вставать. Я села за руль в 2003 году. И нужно было осваиваться, нарабатывать практику. И нарабатывать практику тогда было просто прекрасно. Я помню: была зима, и едешь на работу, а ещё темно, только в паре окон горит свет. Улицы пустые. Думаешь: господи, для кого же мы работаем? Сейчас поток машин возрос необычайно.

СЕРГЕЙ КРАСНОВ: Так как я хожу пешком, мне всё нравится. Блаженная тишь. Водителей мало. Особенно если это пять-шесть часов утра. То есть алкоголики, которые всю ночь пили около магазинов, уже угомонились и легли спать. Поэтому это самое безопасное время. Я обожаю утреннюю Москву.

Нужно помнить,
что мир прежде всего внутри тебя , а не то,
что ты видишь

- Как утром держать себя в тонусе?

СЕРГЕЙ КРАСНОВ: Это будет философский ответ, но нужно помнить, что мир - он прежде всего внутри тебя, а не то, что ты видишь. Как ты к этому относишься, так и будет. Не нужно реагировать на хамство.

МИХАИЛ БРАГИН: Дополню для автовладельцев: спокойнее, друзья! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!»

ТАТЬЯНА ГОРДЕЕВА: Я вот не люблю, когда на время жалуются. Да в нормальное время мы живём. Мы навешали на него ярлыков, что оно скоростное, нервное. Надо просто меньше об этом думать, и всё будет хорошо.

Утреннее шоу High Society
на радио Maximum

Александр Бон





- Ваш секрет хорошего настроения с утра?

Я, честно говоря, даже не знаю, что я делаю. Меня слушатели спрашивают: «Что вы делаете для того, чтобы проснуться?» Просто стоит задача - быть в тонусе. Я ничего не делаю вообще. Я не слушаю громко музыку в машине, чтобы проснуться, я не бегаю по утрам, не пью кофе. Но я еду заряженным, я слушаю новостные станции, потому что мне надо разговориться. Я разговариваю с радиоприёмником. Надо приезжать на работу заряженным, и я очень люблю свою работу. Несмотря на то что я ненавижу рано вставать, я по-другому уже не могу - в выходные всё равно встаю в пять утра.

- Встаёте в пять, а ложитесь во сколько?

Сегодня лёг полпервого, потому что я смотрю футбол.

- Кто придумывает темы для эфира?

Мы втроём: Оля Максимова, Александр Бон, Игорь Паньков. Каждый отвечает за какие-то конкретные вещи. Игорь у нас генератор идей. Он может прервать нас на чём угодно; если считает, что мы заболтались и ушли не в ту сторону - он нажмёт на кнопку, и начнётся песня. А так каждый с утра приходит с какими-то идеями. Когда я ездил на работу на электричке и на метро, впечатлений было гораздо больше. А потом, когда пересел за руль, они как будто исчезли.

Много сидим - это минус. Наша работа после эфира не заканчивается, надо что-то подготовить на следующий день.

- Какие воспоминания остались от поездок на общественном транспорте?

Мне никогда не было комфортно добираться до работы общественным транспортом. Я его ненавидел. Я понимаю людей, которые говорят, что мы будем сидеть в пробках, но в своём автомобиле. Я видел единственный плюс в общественном транспорте - скорость.

У нас такая национальная черта, мы все ходим с такими рожами

- Вы когда-нибудь опаздывали на эфир?

Вот перед праздниками, когда Оля ушла в отпуск, я просто проспал. Я не поздно лёг, часов в одиннадцать, не был пьян, не устал. Я в результате два часа добирался до работы - приехал к девяти. Но из каждой ситуации мы находим выход.

- Как утром держать себя в тонусе?

У меня простая позиция по этому поводу. Если меня подрезали или ещё что-то на дороге случилось, я обязательно выскажусь. Вот нам говорят, надо чаще улыбаться, как в Европе, в Америке. Меня это раздражало всегда очень сильно, и я всегда говорил, что у нас такая национальная черта, мы все ходим с такими рожами. Я прекрасно понимаю, что с утра раздражающих факторов много, и как с этим бороться, я не знаю. Думать о хорошем, наверное, надо. Ну не может человек постоянно просыпаться в хорошем настроении.

Игорь Паньков




- Ваш секрет хорошего настроения с утра?

Если честно, вообще никак не настраиваюсь. Просто просыпаюсь в половине пятого, принимаю душ, чищу зубы, умываюсь, одеваюсь и выхожу. Как правило, минут за 15 до эфира пытаешься себя взбодрить, кофе пьёшь, может быть, зелёный чай. Но это не способ, это просто традиция такая. Но если ты не спал всю ночь, то даже кофе тебе не поможет.

- А ложитесь во сколько?

По-разному, и в двенадцать, и в час, и в десять, и в одиннадцать. Всё зависит от дня. Я люблю поспать, но последние десять лет, которые работаю в утренних шоу, мне сложно сказать, кто я.

- Плюсы и минусы такого графика?

Минус - приходится рано вставать. Нужно как-то ответственно подходить ко сну. Плюсы - как у всех утренних ведущих: после эфира можешь заниматься своими делами.

- Вы любите утреннюю Москву?

Я еду из загорода и выезжаю где-то в 05:15, я живу в Железнодорожном, и там уже очень много машин, достаточно плотное движение. За час я добираюсь от дома до радиостанции. Меня возит водитель, и я стараюсь этот час в машине ещё доспать.

- Кто придумывает темы для вашего шоу?

Мы вместе стараемся придумывать. Всё, что нас волнует, стараемся обсуждать. Очень часто нам слушатели присылают сообщения, и мы вдохновляемся ими. Всегда среди тем во главе - секс, машины, деньги, их больше всего комментируют.

- У Вас в шоу есть игра «Будулаки», когда по книге задают вопрос. Можем мы спросить, что ждёт редакцию The Village в будущем? Станем ли мы федеральными СМИ?

Да легко, давайте по Пушкину. Называйте номер страницы и строчки.

Когда у радиоведущего плохое настроение, то на время радиоэфира он его просто отключает


- 113-я страница, 7-я строчка сверху

- «И никто с начала мира не видал такого пира». Думаю, что станете и будете шумно всё это дело отмечать. Закатите огромную вечеринку. Предвижу корпоратив по поводу какого-то радостного события.

- Можете вспомнить какую-нибудь историю от радиослушателя, которая запомнилась?

Был случай такой. К нам обратился мужчина с историей: жена уехала на две недели в отпуск, а они все эти две недели с тёщей не вылезали из постели. Завтра жена возвращается - как быть? Причём жена, уезжая в отпуск, сказала: «Мама, присмотри за мужем, чтобы не гулял». Я уж, честно говоря, не помню, что мы посоветовали. Мы открыли рты и подвисли на несколько секунд.

- Вы можете сказать, что именно у радио «Максимум» и у вашего шоу с маркером «16+» есть определённая целевая аудитория?

Мне кажется, нас слушают разные люди. Но в основном это достаточно успешные молодые люди, которые уже работают, отдыхают, ведут активный образ жизни. Залог успеха конкретно нашего шоу - в команде, в сыгранности. Мы хорошо чувствуем друг друга и дополняем, у каждого своя роль, и по отдельности мы не такие интересные, конечно.

- Как утром держать себя в тонусе, не поддаваться суете, не нервничать, даже если ты в спешке, а заодно и поднять себе настроение?

Когда у радиоведущего плохое настроение, то на время радиоэфира он его просто отключает. Иногда можно услышать какие нотки раздражительности, но вообще мы как театральные актёры - надо играть роль. Но мы с ребятами можем позволить себе быть в плохом настроении, мы прямо об этом говорим в эфире. Мне кажется, что слушателям нравится, когда ведущий тоже показывает, что он живой человек и может быть в плохом настроении. Но мы стараемся себя как-то перебарывать и заводить. Сосредотачиваешься, включаешься в эфир, и поехали - шутить, смеяться, обсуждать.

Фотографии: Семён Кац
Текст: Мария Максимова

Я давний поклонник радио, слушаю все со времен М-радио и в курсе всего. Радио вообще раньше было культом - даже программа такая шла по ТВ-6 - "За кулисами радио" или типа того, потом "Воздух". Все смотрел!
Есть с чем сравнивать, в общем.

И, короче, решил составить мега-супер-пупер-топ российских радиоведущих.

Конечно, каждый из них смотрел Говарда Стерна - "Части тела". И так или иначе пытается их имитировать, копировать, подражать - явно или неявно. Но получается, наверное, только у номера 1 рейтинга. Остальное - ну так себе... Но - есть же ведущие, которые этот фильм вообще не видели, с творчеством Стерна не знакомы - и эти вообще за бортом моего личного топа.

Открытие года - радио "Спорт". Тут по всей видимости, заслуга Николая Еременко. Он тоже классный разговорщик-заговорщик (программа "Теория заговоров"), но хотелось бы его отметить отдельно как радио-менеджера.

Открытие года как ведущего - какой-то Черный перец с Энерджи, прикольно читает прогноз погоды, но и не более. Может что-то в дальнейшем и получится.

А теперь - топ! Кстати - можете потом подписать тех, кого я не знаю, обратить внимание как на московских радийщиков, так и на региональных. Тоже бывают интересные персоны!


8 место - Никита Небылицкий, "Прайм-тайм".
Начато неплохо, занята ниша авто-эксперта, которая была когда-то развита в "Авточасе". Потом было что-то политическое. Но в целом - осталось просто хорошее впечатление, слушаю его мало.


7 место - Алекс Дубас, "Что-то хорошее".
Вот ЧХ-1 (утренее) - было реально крутым. А сейчас - какие-то музейные работники, какая-то вообще неинтересная СНГэшная тематика типа Казахстана, короче слушать грустновато, и автор подустал, имхо. Но! Алекс - нереальынй мастер оформления эфира - то дождь идет, то сковородка журчит яишницей, то кофе варится. Вот за это отдельный респект - за умение создать ощутимую атмосферу по радио. Феноменально.



6 место делят - Сергей Ефременко, программа "Объектив" и Виктор Набутов, программа "С приветом, Набутов!", радио "Серебряный дождь".
Бодрые ведущие, хорошие мысли, умение интервьюировать. Ребята на подъеме, нашли себя на радио и это приятно.


5 место - Диджей Михаил Сергеев, программа Free Sound Time, радио "Мегаполис".
Ведущие танцевальных программ обычно полные профаны в работе голосом. Ну такую чушь несут, так безграмотно, что хоть стой хоть падай. Картавят, шепелявят, в падежах путаются. Стыдно! Но - Сергеев - это просто бриллиант танцевального радиовещания. Очень крутой, заводной, профессионал концепций программ. Еще бы - директор медиа-холдинга как никак. Поучиетсь у него, дэнс-ведущие!


4 место - Владимир Матецкий, передача программа "Слова и музыка Матецкого".
Голос голос и еще раз голос. Он крут. Еще и на гитарке сбацать может. И 6 часов без перерыва. Монстр! В хорошем смысле:)



3 место делят - Нобель Арустамян (вечерний информационный канал) и Роман Вагин ("Злог Вагин"), оба ведущие радио "Спорт".
Если Нобель берет самобытностью и умением "разбередить интервьюируемого" на любую тему, то Вагин - отличный концептуалист. Хорошо строит программы, слушать не скучно, а иногда и весело и увлекательно даже далеким от "Спорта" людям.



2 место - Александр Бубнов, радио "Спорт" - программа "Бубновый туз" и совместные эфиры.
А вы сможете одновременно говорить матом в прямом эфире и чтобы вас за это не выключили? А вот он может! И его точно не выключишь - сидишь и ржешь, аплодируешь стоя насколько это возможно в машине за рулем. Заразительный смех ведущего бодрит вечером после самого напряженного дня. Послушайте!



1 место - Сергей Доренко, утренее шоу "Подъем", Русская служба новостей.
Попал на его отжиг случайно, но теперь - каждое утро! ТВ-киллер стал радио-гением. Чтобы ТАК вести - это надо просто вагоны смелости, артистизма, ума. Все имеется. Плюс - голос. Очкруто! Смело врубайте и охреневайте. С понедельника по пятницу, и как его хватает?!!! Супер.

ожидание года - возвращение Леонида Володарского. А если из регионального вещания - то уже ждусь не дождусь возвращения Глыбы и пионера информационного вещания Твери. Очень крутой чел, может вести качественно эфиры в любом положении духа - от чего они становятся только лучше:) Самый убойный дуэт у него был с братом - диджеем Профессором, но он, кажется, в эфир не вернется. Как и Алексей Крылов, а жаль. Или тот же Владимир Боровой, или СЕргий - крутые были ребята в тверском эфире, поэтому я радио на всю жизнь и полюбил.

лучшая роль второго плана - обычно, конечно, это женщина. Девушка. Эту номинацию делят - Мари Армас (секси секси голос), Екатерина Шевцова (где она сейчас?) - ум, такт, умение держать удар и спорить, Анна Шафран (голос + ум).

лучшие ведущая и ведущий новостей - Лора Стадницкая, Игорь Наумов. Голоса - просто песня. Большое будущее у Эльвиры Габбитовой, безусловно. И - Всеволод Нерознак с мега-голосом - здесь идет вне конкуренции. Внешность вообще расходится, но голос решает.

пиар-ведущие . Есть люди на радио, кто пришел на 1 раз. Иногда бывает хорошо, иногда не очень, как правило - на отъ*бись ведут. Но бывают и хорошие экземпляры. Типа - Ксения Собчак, Алексей Митрофанов, Лена Беркова. В основной топ они не попадают, ибо все равно скоро с профессией радийщиков расстанутся.

вне номинаций - Владимир Соловьев. Ветеран с порохом в пороховницах, но жгет все реже и реже - почему-то. Потому что на ТВ он тоже непревзойден. Во Владимире Соловьеве для меня от каждого из вышеперечисленных - по чуть чуть есть, поэтому - хочешь послушать всех сразу одновременно - слушай "Полный контакт".

гипер-профессиональная номинация - Фрэнки (сейчас его и.о. доктор Купитман, хотя под этим брендом - Фрэнки - прошло чуть ли не 5 разных людей) - программа "Фрэнки шоу". Вот такое должно быть радио, реально, фантастическое, шоуменское, интригующее. Но такого мало, а сейчас он вообще пропал, но на то он и Королевский Бриллиант, он такой один.

Радио сопровождает нас повсюду: в машине, общественном транспорте, на улице, дома, а порой и на работе. Не отвлекаясь от разных дел, мы имеем возможность слушать музыку, новости, аналитические, информационные и развлекательные программы.

— федеральная радиостанция, начавшая вещать в 2000 году, первоначальным названием было «Радио Динамит». Основную часть эфирного времени занимает танцевальная музыка . Целевая аудитория DFM – слушатели в возрасте от 16 до 30 лет.

9. «Радио России»

государственная радиостанция , начавшая свою работу в 1990 году. «Радио России» — единственная радиостанция общего формата, подающая в эфир любые виды программ: политические, информационные, аналитические, развлекательные, музыкальные, научно-познавательные и детские.

8. «Маяк»

— легендарная радиостанция, начавшая свое вещание в СССР в 1964 году. Основное направление — разговорно-развлекательное вещание. Основная аудитория радиостанции – люди старше среднего возраста, хотя руководство «Маяка» регулярно ведет работу над «омолаживание», привлекая слушателей 25-35 лет.

7. «Юмор FM»

-тематическая радиостанция, эфир которой наполнен в основном программами юмористического содержания.

6. «Ретро FM»

— коммерческая музыкальная радиостанция , посвящающая свой эфир композициям российских и зарубежных авторов 1970-х – 1990-х годов. Возраст целевой аудитории радиостанции – 35-49 лет.

5. «Радио Шансон»

Вещает на территории России и СНГ с 2000 года. Основное направление – музыка в стиле «российский шансон».

4. «Дорожное Радио»

Информационно-музыкальная радиостанция, начавшая свое вещание в 2003 году. Охватывает около 90 городов России. Формат радиостанции – музыка стиле шансон, хиты российской и зарубежной музыки. 80% эфира – российская музыка. Отличительной чертой являются сводки дорожной информации.

3. «Авторадио»

— музыкальная радиостанция, вещающая с 1991 года. Визитная карточка радиостанции – Международный ежегодный музыкальный фестиваль «Дискотека 80-х». «Авторадио» — трижды обладатель премии «Бренд года».

2. «Русское Радио»

— самая русскоязычная радиостанция среди музыкальных. Свое вещание «Русское радио» начало в 1995 году. Станция занесена в Книгу рекордов Гиннесса за проведение в режиме нон-стоп 52-часового шоу «Русские перцы».

1. «Европа Плюс»

самая популярная радиостанция России. В 1990 году она стала первой в нашей стране негосударственной коммерческой радиостанцией. Целевая аудитория имеет возраст 20-35 лет. Во многих регионах эфир наполнен местными программами информационного и рекламного характера.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то