Что же такое информационная архитектура? Хорошая информационная архитектура универсальна. Горизонтальная или вертикальная, а не обе сразу

Простыми словами, информационная архитектура – это структура всей, размещенной на вашем сайте или в приложении информации. Когда контент хорошо упорядочен, его легко понять, и по нему просто перемещаться. Подобно тому, как архитектор начинает с чертежей здания, а затем приступает к выбору цвета, дизайнеры должны начинать с создания информационной архитектуры.

По сути, любой цифровой продукт, веб-сайт или приложение – это просто набор информации. Создание информационной архитектуры состоит из организации этой информации таким образом, чтобы она стала максимально понятной.

Приложение или веб сайт с хорошей информационной архитектурой логичен. Это как и в строительстве – если мы обдумаем где будут расположены основные опоры, то получим прочный фундамент. А если у нас будет прочный фундамент, то можно не бояться, что в процессе постройки наше здание развалится.

Пример

Возьмем, для примера, Spotify. Можно разобрать UI, и посмотреть на лежащую в его основе информационную архитектуру.

Почему информационная архитектура так важна?

Если вам нужен чистый дизайн, то начните с чистой информационной архитектуры. Если мы как следует обдумаем этот этап, то упростим работу пользователю. Архитектуру приложения нужно рассматривать не как набор страниц и пикселей, а скорее, как набор абстрактных мыслей: существительных и глаголов. Ничего более.

Таким образом мы быстро поймем, что приложение или веб сайт – это всего лишь набор информации. То, как мы организуем эту информацию, определит то, как люди будут по ней перемещаться, и как они будут ее потреблять.

Процесс похож на составление мысли, предложения, или идеи. Расположение существительных и глаголов в предложении определяет то, как будет передана наша мысль.

В приложении всё точно так же. Приложение – это всего лишь набор существительных и глаголов. «Элементы» и «действия, которые я могу над ними произвести». Существительные имеют очень большое значение. Они составляют собой вселенную вашего приложения. Существительные могут быть такими:

  • Песни
  • Папки
  • Пользователи
  • Фотографии
  • Рестораны
  • Деньги
  • Друзья

С другой стороны, глаголы – это действия, которые пользователь может провести над существительными. Вот пера примеров:

То есть, в приложении, мы можем следовать определенному шаблону действий. Большая часть экранного пространства (почти 80%) посвящена «существительным», а меньшая его часть посвящена «глаголам».

Хорошая информационная архитектура универсальна

Со временем мы заметим, что хорошая информационная архитектура универсальна. Определенные принципы и паттерны всегда преобладают. Самое очевидное – элементы основной навигации вашего приложения должны состоять из самых важных действий. В случае со Spotify, это “Home”, “Browse”, “Search”, “Radio”, и “Your Library”. А какие действия важны в вашем приложении? Постарайтесь сократить их до 3-5 элементов.

Самое интересное начинается тогда, когда мы понимаем, что информация сама хочет делиться на схожие структуры. Например, когда мы углубляемся в информационную структуру приложения, мы продвигаемся от большого набора элементов, к какому-то конкретному одному.


Несмотря на то, что UI приложения изменился, его информационная архитектура осталась прежней

Образующиеся шаблоны

Когда мы создадим достаточное количество сайтов, приложений, и цифровых продуктов, мы начнем понимать, что эти информационные структуры, на каком-то уровне, ничем между собой не отличаются. Меняется только название информации. Структура, по сути, безразлична к содержащейся в ней информации.


Музыка…
такая же, как и фотографии…
которые ничем не отличаются от остального

Всё одно и то же!

Итак, мы начнем со структуры. Затем, по мере наполнения этих контейнеров информацией, мы можем начать настраивать ее отображение, чтобы дать пользователю понять, какая информация в них содержится. То есть, более визуальная информация, вроде фотографий, будет представлена иначе, чем информация, основанная на данных.

Советы по созданию хорошей, чистой информационной архитектуры

1. Внимательно относитесь к тому, что важно (и к тому, что нет)

Не бойтесь снизить важность каких-то элементов, если это приведет к увеличению важности других. Такой контраст важен, если вы стремитесь к ясности. Избавьтесь от информации где это возможно, и минимизируйте ее там, где невозможно.

2. Думайте об информации, как об «информационных пакетах»

Подумайте, какие элементы можно соединить. Например, информации о пользователе самое место в разделе его профиля.

3. Не бойтесь пересматривать и менять что-то в своей информационной архитектуре

По мере роста вашего приложения или сайта, перепроверяйте его информационную архитектуру на предмет возможных улучшений. Многие команды часто этим пренебрегают, думая что-то вроде «мы бы и хотели почистить информационную архитектуру нашего приложения, но у нас нет ресурсов на его полный редизайн». Думайте иначе. Ведь есть что-то, что можно с легкостью сделать для улучшения информационной архитектуры вашего продукта, тем самым улучшив его юзабилити.

Перевод статьи Джейкоба Руиза

До этого момента мы с вами концентрировались на том, как понять и спланировать UX-дизайн. А с сегодняшнего дня мы приступаем к практике. Проектирование реального решения всегда начинается с разбора структуры объекта проектирования. Начнем со введения в тему:

Что такое информационная архитектура?

Если вы раньше не сталкивались с понятием “структура информации”, то начните с этой презентации: Understanding Information Architecture .

Информационная архитектура (ИА, IA) может быть как достаточно простой (в случае небольшого проекта), так и невероятно сложной (если вы работаете над масштабным проектом).

Информационная архитектура невидима. Чтобы с ней работать, нужно нарисовать карту сайта. Вот простой пример:

В этом примере показан вебсайт из 6 страниц: домашняя страница, 2 секции главного меню и 3 подсекции. Линии показывают, как страницы соединены между собой посредством навигации (меню и кнопки).

  • На заметку: Если у вас миллион пользователей, это не значит, что у вас миллион страниц с профилем. У вас одна страница с профилем, в которой отображается профиль любого пользователя.

Такая организация страниц - в виде семейного древа - называется “иерархической” или “древовидной”. Большинство сайтов и приложений структурированы подобным способом (но он далеко не единственный).

В рисовании карты сайта нет никаких “правил”, но вот вам несколько ценных указаний:

  • То, что карта выглядит простой, не означает, что она несет в себе какой-то смысл.
  • Пусть она будет четкой и читаемой.
  • Мы обычно рисуем сверху-вниз, а не справа-налево.
  • Не нужно делать карту сайта гламурненькой. Это технический документ, а не показ мод.

Горизонтальная или вертикальная, а не обе сразу.

Вообще-то говоря, карта вашего сайта будет либо “плоской” (flat) - тогда будет больше секций в меню, зато понадобится меньше кликов, чтобы добраться до самого низа - либо “глубокой” (deep), что означает более простое меню, но требует больше кликов на пути к цели.

Заметьте, что в этом примере и в той, и в другой структуре представлено одинаковое количество страниц. То есть они равны по объему, но не по виду.

Сайтам, на которых много продуктов, например Wal-Mart, чаще всего подходит “глубокая” архитектура, иначе размеры меню будут выходить за все рамки. Сайты вроде YouTube, где все строится вокруг пользователей и видео-роликов, обычно “плоские”.

Если ваш сайт и глубокий , и плоский одновременно , это плохо. Вам не помешает . Ну или пусть в основе сайта лежит хороший механизм поиска.

Распространенный миф: Возможно вы слышали от кого-то, что до любого интересующего объекта “всегда должно быть три клика”. Этот кто-то скорее всего изучал UX в 90-е и больше не возвращался к этой теме. А вам нужно концентрироваться на пользователе, а не на дурацких “правилах”. Главное, чтобы люди всегда понимали, где они находятся и что могут сделать. Если ваша навигация простая и четкая, то количество кликов значения не имеет.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите зеленую кнопку Recommend

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Если у вас нет качественного контента, хороший сайт создать не получится, так как в веб-дизайне все завязано именно на контент и способах его подачи пользователям. То есть, в основе веб-дизайна находится информационная архитектура. В значительной мере функция веб-дизайнера заключается в том, чтобы правильно расположить контент, в котором нуждаются пользователи и привлечь их внимание к самым важным материалам. Для того, чтобы достичь поставленной цели, дизайнеры используют визуальные маркеры, которые выделяют разные типы контента и демонстрируют его разнообразие.

В веб-дизайне не существует жестких моделей подачи контента, однако есть несколько важных понятий, которыми оперируют дизайнеры, приступая к проектированию веб-страниц. Также эти понятия позволяют дизайнерам сосредоточиться на создании оптимальной структуры, которая в перспективе определит окончательный дизайн сайта.

Многие дизайнеры, сами о том не догадываясь, неоднократно руководствовались некоторыми принципами информационной архитектуры в своей работе, так что не помешает вспомнить о них в случае, если поступит заказ на проектирование нового сайта. Если дизайнер научится использовать принципы информационной архитектуры, ему будет легко работать даже с самыми сложными проектами. И наоборот: если дизайнер не в состоянии понять суть принципов, то вряд ли ему удастся создать удобный для пользователей сайт.

В основе этого принципа лежит идея того, что контент должен восприниматься как органическое целое, у него должно быть свое лицо, а также сильные и слабые стороны. Простой пример: существует четкое различие между блогом и фотогалереей – это разные типы контента с разными функциями.

В блоге контент представлен в виде текста, разбитого на абзацы, в нем есть заголовки и подзаголовки, возможно, цитаты. В нем могут присутствовать иллюстрации, которые выполняют вспомогательную функцию. Если же изображение является частью галереи, то в этом случае могут понадобиться дополнительные иллюстрации. Некоторым изображениям может понадобиться сопроводительный текст, однако пользователь сразу поймет, с каким типом контента он имеет дело.

Еще один пример: страница с кулинарным рецептом. В описании способа приготовления блюда используется текст, включающий в себя подзаголовки и списки, фотографии, возможно, видео. При этом, несмотря на то, что рецепт это в основном текст, это никак не блог, а отдельный тип контента.

Дизайнеру очень важно в самом начале определиться, какие типы контента будут использованы при разработке. Для этого потребуется разбить весь контент на виртуальные категории с четко определенными структурными требованиями.

В соответствии с принципом объектов, каждая новая задача должна выполняться с учетом того, к какой категории относится контент. Также нужно помнить о нескольких уровнях подачи контента.

Например, в интернет-магазине может быть контент, который в общих чертах описывает разнообразие представленных товаров. Это низкий уровень подачи. Так как в онлайн-магазине все товары разбиты на группы, то контент, который описывает свойства товара – это подача высокого уровня.

Таким образом, организация всех этих специфических категорий контент и определения типа их взаимодействия, является начальным этапом при разработке стратегии подачи информации. Задача дизайнера состоит в том, чтобы представить контент максимально эффективным способом.

Принцип выбора

Дизайнер должен проектировать такие страницы, которые будут ценными и актуальными для пользователей, но при этом очень важно ограничить число возможностей для посетителей сайта. Слишком большое количество вариантов, с помощью которых пользователь может достичь поставленной цели, приведет к тому, что люди просто не смогут определиться с выбором.

Чем больше выбор, тем больше требуется времени для обработки всех полученных данных, а это может вызвать раздражение пользователя. Несмотря на то, что многие люди утверждают, что предпочитают разнообразие выбора, многочисленные исследования показывают, что многовариантность вызывает у людей беспокойство.

Чем больше вариантов – тем больше времени тратят пользователи на поиски того, что им нужно. Если им приходится просматривать слишком много контента для того, чтобы, скажем, сделать заказ или зарегистрироваться на сайте, они либо просто закроют сайт или попробуют достичь цели с помощью телефонного звонка, что сводит на нет все усилия дизайнера. Выбор должен быть небольшим, особенно в дизайне регистрационных форм, в этом случае действия пользователя должны быть строго ограничены.

Лучшей стратегией, которую может использовать дизайнер – это размещать на странице столько контента, сколько нужно для того, чтобы пользователь знал, чего ему ждать дальше.

Принцип постепенного раскрытия информации является популярной моделью проектирования, так как основывается на идее того, что человек может воспринять определенное количество информации за ограниченный период времени. А поскольку пользователь в состоянии усвоить представленный контент, он может использовать полученные данные для того, чтобы догадаться, какая информация будет представлена на следующей странице.

Как принцип постепенного раскрытия может повлиять на действия дизайнера? Такой способ подачи контента заставляет рассматривать содержание сайта в виде смысловых слоев. В результате сайт состоит из множества слоев с близким по смыслу контентом, но разбитым на небольшие составные части.

Если вернуться к примеру с кулинарным рецептом, то размещать весь контент на отдельной странице – это абсурд. Поэтому дизайнеры и разбивают все содержание на категории. Страница категории содержит меньше данных, чем страница с рецептом и это правильно. Информация раскрывается последовательно и пользователь переходит от общего к частному.

Принцип образцов

Принцип выделения контента, который размещен внутри категории поможет привлечь внимание пользователя к предложению, которое содержится на сайте.

Например, на сайте Amazon, при просмотре какой-либо категории товаров, пользователю показывают примеры товаров, которые относятся к этой категории. Такой способ подачи контента помогает пользователю определиться с выбором нужного товара.

В некоторых случаях принцип выбора реализовать невозможно, так как все зависит от типа контента. Однако он может быть очень полезным, если на странице есть несколько вариантов выбора и выделение нужного контента поспособствует улучшению пользовательского опыта.

Принцип главного входа

Сегодня все дизайнеры знают, что главная страница сайта не обязательно должна являться единственной целевой страницей. В действительности пользователи могут получить доступ к веб-сайту практически с любой страницы. Проще говоря, современный сайт похож на здание с множеством открытых дверей. Следовательно, нужно помнить, что пользователи будут попадать на сайт через «дверь», которая не является домашней (главной) страницей.

В идеале концепция главного входа подразумевает, что любая страница сайт должна восприниматься как главная. Следовательно, дизайнеру придется решить две задачи: объяснить пользователю, куда он попал и помочь ему найти нужную информацию.

Иногда пользователи будут попадать на нужную страницу сразу, иногда нет. Поэтому каждая страница должна ссылаться на другую, близкую по смыслу для того, чтобы пользователь был уверен, что он попал на нужный ему сайт.

Также принцип главного входа предполагает, что целевая страница не должна быть перегружена информацией. Функция главной страницы заключается в том, чтобы кратко проинформировать пользователя и предложить ему различные варианты действий. То есть, в этом случае речь идет о поддержке пользователя: ему предлагаются ссылки на другие страницы сайта, где он сможет найти нужные ему данные.

Дизайнеры, которые руководствуются принципом множественной классификации, знают, что разные пользователи используют разные подходы при поиске информации, представленной на сайте. Есть разные подходы к навигации и разные способы просмотра данных.

К примеру, некоторые пользователи предпочитают использовать поле поиска, а некоторым больше нравится использовать меню навигации.

В качестве примера можно привести интернет-магазин, который торгует модной одеждой и аксессуарами. Пользователи все разные, некоторым нужно просмотреть все товары, представленные в разделе «Сумки», другим же нужна сумка конкретной модели или самый дешевый товар в этой категории. Если дизайнер сможет предложить посетителям множество способов найти нужный товар, это повысит уровень удовлетворенности пользователей.

Принцип сфокусированной навигации

Данный принцип звучит очень просто: не стоит смешивать категории в рамках единой навигационной структуры. Дизайнеры используют различные технические термины, для того, чтобы описать, как именно будет отображаться контент и как пользователи будут перемещаться по сайту. Но если говорить простым языком, то задача дизайнера заключается в том, чтобы предоставить пользователю все необходимые для навигации элементы. Так как весь контент сосредоточен в пределах одного сайта, то в реализации подхода к локализации можно использовать различные навигационные инструменты. Например:

  • Поиск предмета . Это ключевая навигационная область, которая содержит основной контент
  • Актуальный поиск – это основной инструмент, который позволяет быстро попасть на нужные подразделы
  • Указательный поиск – инструмент, размещенный на внутренних страницах, которые показывает, каким образом организован контент
  • Содействующий поиск – инструмент, предлагающий ссылки на страницы с доступными услугами.
Принцип роста

Большинство сайтов содержат постоянно обновляющийся контент. Причем сложность и количество контента увеличивается с течением времени. Это означает, что очень важно использовать гибкий подход к управлению контентом. Вся структура сайта вместе с инструментами поиска должна легко масштабироваться, чтобы сайт мог расти вне зависимости от того, какие типы контента на нем появятся в будущем.

Дизайнеру важно уметь правильно предугадать, как будет меняться контент в ближайшие годы, каким он будет и как он будет соотноситься с уже имеющейся информацией.

Вывод

Принципы информационной архитектуры помогают выстраивать гибкую и легко настраиваемую иерархию данных. При этом вовсе не обязательно пользоваться всеми принципами при проектировании сайта. Для небольших сайтов достаточно использовать принципы объектов и постепенного раскрытия информации. Но если сайт содержит более 10 страниц и содержит контент разного типа, то требования к его структуре ужесточаются. Если этого не сделать, то не удастся реализовать комплексные связи и классификация данных будет нерациональной.

    Информационная технология - Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под … Википедия

    архитектура - (architecture): Набор элементов конструкции или описательных представлений, необходимый для такого описания объекта, чтобы он мог быть создан в соответствии с требованиями (с нужным качеством), а также обслуживаться в течение всего срока его… …

    Архитектура программного обеспечения - (англ. software architecture) это структура программы или вычислительной системы, которая включает программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними. Этот термин также относится к… … Википедия

    Архитектура Балашихи - своими самыми ранними сохранившимися памятниками восходит к XVIII веку. К ним относятся православные храмы с некрополями и усадебные комплексы, находящиеся в настоящее время на территории города Балашиха, а также его городского округа (Московская … Википедия

    Архитектура и достопримечательности Перми - Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия

    Информационная модель - (изделия) – совокупность данных и отношений между ними, описывающая различные свойства реального изделия, интересующие разработчика модели и потенциального или реального пользователя. [ГОСТ 2.053 2006] Рубрика термина: Технологии Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Информационная безопасность (учебная программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия

    Системная архитектура - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В стандарте AN … Википедия

    Корпоративная информационная система - (КИС) управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию и информационные технологии. Корпоративная информационная система это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной… … Википедия

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции - Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033 1 2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции оригинал документа: 3.2 архитектура (architecture): Базовая организация системы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • , Питер Морвиль, Луис Розенфельд. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с… Купить за 989 руб
  • Информационная архитектура в Интернете , Розенфельд Л.. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с…

В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени - к организации и структурированию информации.

Несмотря на отсутствие полностью устоявшегося определения ИА и её предмета, можно выделить основные подходы к их определению.

Введение термина датируется 1976 г. и приписывается Ричарду Вурману (Richard S. Wurman), определявшему задачу информационной архитектуры в организации эффективного визуального представления больших массивов данных.

В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени --- к организации и структурированию информации. Так, по определению The Information Architecture Institute, информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

Выделяют три основных определения информационной архитектуры:

Смежными с информационной архитектурой областями являются:

  • дизайн интерфейсов (веб-дизайн), определяющий графический облик решений, заложенных информационной архитектурой;
  • маркетинг, так как информационная архитектура ставит целью удовлетворение нужд потребителей информации;
  • разработка ИС, так как реализация информационной архитектуры ИС сопряжена с применением соответствующих технологий и моделей данных;
  • управление знаниями (knowledge management), так как оно базируется на обеспечении лёгкости коллективного использования информации, одним из шагов в достижении которого является применение методов информационной архитектуры.

Потребность в выделении совокупности методов информационной архитектуры в отдельное направление обусловлена тем, что лавинообразный рост объемов информации в информационных системах разного уровня, Интернете, локальных сетях, существенно затрудняет свободную навигацию по источникам информации. В этом смысле информационная архитектура призвана обеспечить повышение эффективности использования информационных источников, а также комфортности работы с ними для пользователя.

Для этого информационная архитектура ориентируется на особенности человеческой логики и восприятия и использует современные подходы и технологии к организации информации, в том числе многоаспектную (фасетную) классификацию, слои пользовательской классификации (фолксономию) и т. д., обеспечивая интуитивный, предсказуемый доступ к содержимому информационных систем.

Несмотря на то, подходы в классификации (таксономия, предполагающая иерархическую классификацию, а также фолксономия, предполагающая задание неиерархических меток пользователями ИС) конкурируют в рамках ИА, и число сторонников фолксономии нарастало в связи с развитием концепции Web 2.0, информационная архитектура не предполагает наличия однозначно правильных во всех случаях подходов, рассматривая достоинства и недостатки, а также границы применимости каждого из них. Компромиссным подходом к классификации можно считать фасетный (многоаспектный) подход, предполагающий несколько оснований классификации с метками в рамках каждого из них, возможно --- иерархически организованными. Такой подход позволяет обеспечить индивидуальный подход к пользователю, которому не навязывается единого основания классификации и пути поиска информации и обеспечивается многоаспектный взгляд на контент, при этом наличие внутренней структуры в классификации предполагает прослеживаемость ее логики, в пику фолксономии, часто утрачивающей ценность в качестве основания навигации при росте объемов информации.

Морвиль кроме того выдвигает концепцию слоев метаданных, в рамках которой различные классификационные подходы образуют слои, характеризующиеся большей устойчивостью (фундамент: таксономии и онотологии) или большей гибкостью (фолксономии), при этом, по мере эволюции системы происходит обмен данными между слоями.

Помимо инструментов классификации и подходов семантической сети, информационная архитектура всё более оперирует и механизмами обеспечения интеллектуального поиска, коллаборативной фильтрации, пользовательских профилей и персонализации.

Важным направлением рассмотрения являются и вопросы интеграции объектов реального мира в информационные сети, навигации на стыке представлений, в том числе интеграции GPS, RFID и т. д. как пограничных технологий.

Стоит отметить, что, несмотря на основной акцент на ориентирование в рамках информационных сетей, по мере роста количества информации в рамках информационных систем, а также по мере их интеграции с сетевыми службами и сервисами, подходы, разработанные в рамках информационной архитектуры становятся всё более актуальными и для традиционных информационных систем, в первую очередь, являющихся ключевыми компонентами бизнес-инфраструктуры предприятия, так как эффективность работы пользователей с такими системами имеет экономическую значимость для бизнеса.

Вместе с тем, применимы подходы ИА и в разработке приложений, ориентированных на массовых пользователей, в первую очередь, связанных с обработкой потока данных (например, персональные органайзеры, RSS-агрегаторы и т. д.), так как одна из задач ИА --- обеспечение интуитивного доступа к содержимому --- способна при адекватном решении повысить комфорт и эффективность использования продукта, а, значит, и обеспечить конкурентное преимущество по сравнению с аналогами.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то