Икт в современном мире кратко. ИКТ в современном мире


Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках филологического цикла как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Гуськова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области

Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества……………………………………………………………………………….3.

Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий……………………………………………………..4.

Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла…………………….………………………………………....7.

Заключение…………………………………………………………………………...11.

5) Литература...………………………………………………………………………….13.

6) Приложения…………………………………………………………………………..14.

1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях

современного общества

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.

^ 2. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

(аппаратное обеспечение + программные средства)

Ресурс для создания образовательной среды

информационное

взаимодействие между субъектами образовательного процесса

Осуществляется на базе средств ИКТ с целью психолого-педагогического воздействия

информационная технология обучения

Система применения ИКТ в процессе обучения, с помощью которой можно решить педагогические задачи (в том числе активизировать познавательную деятельность_)

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках филологического цикла, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках филологического цикла ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

Интенсификация учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование образовательных компетенций:

Формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося;

Формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов;

Формирование коммуникативной компетенции:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

Осуществление самообразования.

Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы:

направление деятельности

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

анализ образовательной программы;

анализ тематического планирования;

выбор тем;

выбор типа урока;

выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов

подбор готовых образовательных медиаресурсов;

создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов

применение на уроках разных типов;

применение во внеклассной работе по предмету;

применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ

изучение динамики результатов;

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

^ 3. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 5 классе в 2003-2004 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Для реализации указанной цели на уроках русского языка и литературы на протяжении нескольких лет применяю информационные технологии. Можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о росте моей ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на предметах филологического цикла.

2003-2004 учебный год: применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки).

2004-2005 учебный год: применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.

2005-2006 учебный год: работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по русскому языку, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков. (Приложение 1,3)

2006-2007 учебный год: проведение уроков русского языка в компьютерном классе; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по литературе, представление проектов в виде мультимедийных презентаций; разработка программы факультатива, представляющего собой интегрированный курс информатики и русского языка; работа в режиме дистанционного обучения, методическая работа с коллегами школы и образовательных учреждений района (Приложения 2, 4)

Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.

деятельностные формы организации учебного процесса

умение работать с информацией

виды познавательной деятельности учащихся

поисковая

поиск и отбор информации

работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы

поисковая

поиск, отбор информации из различных источников;

осмысление, сравнение.

подготовка сообщений, создание творческих работ

поисковая, исследовательская

поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного

подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт

Исследовательская,

научно-исследовательская

анализ информации, полученной из разных источников

подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность

научно-исследовательская

применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.

проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность

Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях).

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений).

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы.

За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты:

Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе.

Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R).

Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2).

Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе.

Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).

Заключение

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

^ Уровень обученности учащихся по русскому языку

Учебный год

обученность, %

качество,%

средний балл

^ Уровень обученности учащихся по литературе

Учебный год

обученность, %

качестово, %

средний балл

Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Гплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001.

Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Подготовила учитель ГСКОУ РО коррекционной школы интернат №11 VIII вида г. Гуково: Руденко Светлана Анатольевна

Цель доклада:
Распространение опыта работы учителя по применению ИКТ

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка и использование собственных авторских программ.

I. Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
II . Использование ресурсов Интернет
Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Интернет:
Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета) – это нам пока не доступно;
Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
Дает возможности для профессионального роста;
Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
К результативности данного опыта можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Рост качества знаний

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ

,
студент факультета Маркетинга РЭУ им.

Несмотря на то что информационные технологии и ЭВМ появились в 20 веке, именно 21 век считается информационным. И на это есть ряд причин, которые мы рассмотрим в этой статье далее.

В 20 веке информационные технологии находились в зачаточном состоянии, они рассматривались как потенциальные возможности, и более того, далеко не все верили в их развитие, вследствие чего финансирование этой индустрии, так же, как и её ранние достижения были весьма скромными по сравнению с теми же показателями в 21 веке.

Развитие этой индустрии тормозилось непониманием и недостаточной компетенцией со стороны общества. Обычные люди не придавали должного значения достижениям в области развития информационных технологий. Консерватизм и невежество подобных людей мешал развитию этой индустрии. Однако даже в наше время ещё остаются люди, которые разделяют подобные взгляды на эту научную область, однако теперь их слишком мало для того чтобы создать препятствие для развития этой молодой, но крайне быстро развивающейся науки.

Вернёмся к современным реалиям. Сейчас 2017 год, и достижения в области ИКТ на голову выше, чем в период «зачатия» в середине 20 века. Более того, большинство жителей развитых стран уже не могут представить себе жизнь без этих достижений. Сейчас уже почти у каждого человека есть телефон, компьютер, свободный доступ к интернету, и это далеко не все разработки, которые уже плотно вошли в обиход обычного человека. Среди других инноваций можно отметить так называемые «умные дома», высокотехнологичных роботов, протезы конечностей и многое другое, о чём мы даже не могли и думать 30 лет назад.

Однако стоит отдельно подчеркнуть, что такой уровень информатизации присущ развитым странам, постиндустриальным и в какой-то мере индустриальным, страны же третьего мира переживают глобальную отсталость в этой сфере, поскольку их потребности зачастую сильно отличаются от потребностей людей, живущих в странах «первого» мира. Но несмотря на это глобальные корпорации вроде Google уже серьёзно планируют заняться внедрением достижений компьютерной техники в страны Африки на бесплатной основе. И, возможно, Google может преследовать цель расширить сферу своего географического влияния и, соответственно, потенциальной клиентуры, это даст возможность слаборазвитым странам идти в ногу со временем, и скорее всего решит часть проблем связанных с различными сферами жизни людей в них проживающих.

Стоит так же упомянуть о способности информационных технологий вступать во взаимодействие с другими технологиями. Сейчас ИКТ уже существует в симбиозе с сотнями сфер. В больницах уже давно устанавливается специальное компьютеризованное оборудование, на производствах внедряются станки с числовым программным управлением, даже в наших домах уже можно встретить бытовую технику, которая имеет большую вычислительную мощность, которую в 60-х годах прошлого века имели суперкомпьютеры. Сферы приложения информационно коммуникационных технологий настолько разнообразны, что в перечне оборудования, где они используются, могут спокойно сосуществовать обычный кухонный холодильник с возможностью программной настройки и адронный коллайдер, и такая интеграция произошла сравнительно недавно, каких-то 10 лет назад мы такое только представляли.

С учётом такого стремительного темпа развития и жизнеспособности этих технологий, вполне уместно будет предположить, что к концу 21 века на планете не останется места, где не будет всего того, что сейчас есть только в развитых странах. И более того, если всего за 20 лет информационные технологии уже абсолютно поменяли обыденную жизнь людей, то тяжело делать предположения о том, чего достигнет эта индустрия через 80, 100, 200 лет.

В недалекой перспективе уже существуют технологии виртуальной и дополненной реальности, беспроводные сети со скоростью подключения в три раза большей, чем в настоящее время, и развитие так называемой 3d-печати. Причём эти разработки уже частично доступны обычным людям, т. е. людям со средним заработком. Однако даже знания о существовании таких разработок не дают возможности предугадать, что может быть изобретено уже завтра.

Почему же технологии развивается с такой скоростью? Ответ на этот вопрос скрыт в самой роли этих технологий. Как и любое достижение инженерии, инновации в области ИКТ существуют и пользуются спросом за счёт того, какие преимущества они предоставляют своим владельцам. На данный момент роль ИКТ в жизни общества уже заняла основную, фундаментальную позицию, т. е. если прямо сейчас исчезнут те накопленных достижения в области одного только ИКТ, то мы вернёмся в развитии обратно в начало 20 века. Таким образом, можно сделать вывод, что мы зависим от ИКТ и это необходимая плата за прогресс.

Сегодня благодаря ИКТ, мы имеем возможность связаться с человеком почти в любой части земного шара, не выходя из дома. Мы заставляем роботов делать ту работу, для выполнения которой ранее требовалось большое количество людей, мы создали новую мировую сеть Интернет, принципиально создав новую культуру. Таким образом, технологии стали не только техническим оборудованием для упрощения расчётов или заменой физического труда, но и стали неотъемлемой частью социальной жизни огромного количества людей.

Учитывая такое влияние на общественную жизнь и перспективы развития ИКТ, можно понять, что потенциал достижений ИКТ еще не раскрыт всецело, а темпы и направления развития могут быть ограничены лишь возможностями финансирования оригинальных технологических решений. Идея глобальной информатизации из года в год становится все более возможной, благодаря стараниям людей, принимающих активное участие в развитии этой сферы. В 20 веке люди мечтали о мире, наполненном технологией, мы в 21 веке видим, как мир постепенно ими заполняется, быть может даже переполняется. Наши потомки уже будут жить в таком мире, и в нём роль информационных технологий вероятнее всего будет продолжать расти.

Мир находится на начальном этапе перехода в новую эру стараниями учёных, и на этом пути становления совершенно иного мира, их повсеместно сопровождают информационные технологии, они развиваются и позволяют развивать все сферы нашей жизни, мы реализуем мечты наших предков и оставляем бесценное наследство нашим потомкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Информатизация общества и информационная безопасность. Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №10 (100). С. 72-76. Эволюции форм обучения под влиянием информационно-коммуникационных технологий//Транспортное дело России. 2016. №3. С. 45-46 Основы компьютерных технологий. – СПб.: Корона, 1998. – 448 с. , Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999. – 356 с. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997. – 656 с. , Инновационные информационные системы Interfax в экономическом университете// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №8. С.70-71.

Турбин Анатолий

Основное понятие информатики. Основное понятие информационных технологий. Получение, накопление и хранение информации. Информационные технологии в жизни современного человека. . . Роль информационных технологий в становлении online телевидения. . Применение информационных технологий в обучении.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Роль информатики и информационных технологий в современном мире
Турбин Анатолий МОУ СОШ №8, 11 «С»
Информа́тика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1972). Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов - ИНФОРМАция и автомаТИКА (как средство преобразования информации).Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.
Основное понятие информатики
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.Основные черты современных ИТ:компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;хранение больших объёмов информации на машинных носителях;передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Основное понятие информационных технологий
Мы себе уже не можем представить жизнь без компьютера, без мобильного телефона, без интернета. Все, что мы видим вокруг себя, все больше и больше создано с применением информационных технологий.В условиях стремительного развития современного общества глобальная компьютеризация является неотъемлемой частью жизни людей. Информационные технологии превратились в главную составляющую как мировой экономии в целом, так и других отдельных сфер человеческой деятельности. Промышленность, образование, здравоохранение, государственное управление: все базируется на применении информационных технологий. С увеличением скорости передачи информации, возникает масса возможностей, без помощи которых уже сложно представить свою жизнь.С каждым веком, десятилетием и годом увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством, растет и ее роль в жизни человека. Человек создает приборы, позволяющие получать информацию, которая недоступна ему в непосредственных ощущениях (микроскопы, телескопы, термометры, спидометры, различные датчики и т.д.). Получение информации называется вводом. В персональном компьютере за ввод информации отвечают специальные устройства ввода: клавиатура, сканер, дигитайзер, микрофон, мышь и многое другое. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. В современном мире неотъемлемой частью хранения информации являются базы данных на электронных носителях (серверах компаний, предприятий и т.д.)
Получение, накопление и хранение информации
Потребность человека общаться с окружающими его людьми, то есть выразить и передать информацию, привела к появлению языка - древнейшей информационной технологии. Дальше последовало изобретение письменности, библиотек, книгопечатания, почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения и, наконец, компьютеров и Интернета. Особенно значение информационных технологий возросло с изобретением компьютера - машины для приема, переработки, хранения и выдачи информации. Широкое распространение компьютеров предоставило человеку новые возможности для поиска, получения, накопления, передачи и, главное, обработки информации. Первоначально компьютер был создан как средство для автоматизации вычислений. Однако постепенно к его вычислительным возможностям добавились функции почти всех предшествовавших средств коммуникации, превратив его в главное орудие построения современного информационного общества. Следующей вехой в развитии информационных технологий стала возможность создания компьютерных сетей. И как высшего их проявления - Интернета, глобальной компьютерной сети, дающей возможность каждому пользователю располагать информационными возможностями всей сети и передавать одновременно свою информацию всем ее пользователям. Это дало возможность любому владельцу персонального компьютера приобщиться к информационным ресурсам всего человечества и даже внести в них свой вклад, создать один общий банк информации для всех пользователей этой сети. Однако в появлении глобальной компьютерной сети есть и негативная сторона - люди все меньше общаются «живьем», но с другой стороны появилась возможность связываться пользователям, находящемся на большом расстоянии друг от друга, а это является огромным преимуществом в современном мире.
Информационные технологии в жизни современного человека
В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникли во все сферы человеческой деятельности. Так, в промышленности информационные технологии применяются не только для оценивания запасов сырья, комплектующих, готовой продукции, выполнять новые разработки, но и позволяют сократить маркетинговые исследования для слежения спроса на различные виды продукции, находить новых партнеров.Как известно эффективность роботы служебного управления во многом зависит от уровня общения между гражданами, предприятиями и другими органами управления. Поэтому в служебном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и иные показатели, что делает проще роботу и организацию самого процесса управления. Применение таких методов значительно ускоряет роботу на сложных участках аналитической работы, к примеру, во период проведения оценки обстановки в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок. При этом все бухгалтерские операции на предприятиях основываются на применении информационных технологий. В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность проводить тяжелые математические расчеты всего за несколько секунд. Наиболее широкое применение ИТ в промышленности мы видим на примере использования системы автоматизированного проектирования (САПР).САПР - автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.
Значение информационных технологий в промышленности
Значение информационных технологий в промышленности
Основная цель создания САПР - повышение эффективности труда инженеров, включая: сокращения трудоёмкости проектирования и планирования; сокращения сроков проектирования; сокращения себестоимости проектирования и изготовления, уменьшение затрат на эксплуатацию; повышения качества и технико-экономического уровня результатов проектирования; сокращения затрат на натурное моделирование и испытания.Достижение целей создания САПР обеспечивается путем: автоматизации оформления документации; информационной поддержки и автоматизации принятия решений; использования технологий параллельного проектирования; унификации проектных решений и процессов проектирования; повторного использования проектных решений, данных и наработок; стратегического проектирования; замены натурных испытаний и макетирования математическим моделированием; повышения качества управления проектированием; применения методов вариантного проектирования и оптимизации.В настоящий момент уже невозможно представить функционирование большинства предприятий без использования САПР. Это промышленные предприятия таких отраслей, как самолетостроение, судостроение, автомобилестроение, литейное производство, тяжелое, среднее и легкое машиностроение, строительство, точное приборостроение, атомная промышленность и др.
В медицине термин ИТ употребляют в более узком смысле, подразумевая использование некоторой компьютерной системы для решения указанных задач. В настоящее время такая компьютерная система, как правило, включает в себя собственно компьютер, программу (или комплекс программ) осуществляющую регистрацию, обработку и предоставление информации врачу, базу данных, хранящую информацию о проведенных обследованиях, средства приема и передачи накопленной информации другому пользователю.
Автоматизация позволяет:снизить трудоёмкость работ по управлению и контролю над ресурсами за счет уменьшения выполнения людьми рутинных обязанностей; создать предпосылки рациональной организации хода производственного процесса на предприятии;увеличить скорость и качество обслуживания пациентов;повысить эффективность и культуру работы;повысить эффективности управления;повысить эффективность оперативного принятия решений;расширить спектр предоставляемых пациенту услуг;усовершенствовать возможности долговременного планирования и прогнозирования.
Необходимо также отметить такой эффект, как снижение временных затрат на принятие управленческого решения ввиду сокращения большого числа бумажных потоков.Повышение качества управленческих решений с позиции точности, глубины анализа управляемого явления, процесса или субъекта, наличие информирующей обратной связи.
Роль информационных технологий в медицине
Применение новейшего оборудования в медицине позволило в короткий промежуток времени давать наиболее точный диагноз пациента. Широкий спектр производимого оборудования применяется во всех областях медицины.
Приведем несколько примеров:Универсальная диагностическая ультразвуковая кардиологическая система ACUSON Sequoia 512 с комплектом датчиков позволяет увидеть анатомию и физиологию пациента совершенно новым взглядом и обеспечивает раннюю диагностику патологических изменений.Высокотехнологичный и компактный электрокардиограф CARDIOVIT AT-101 может использоваться как в поликлиниках, так и в стационарах. Возможность работы в сети с выгрузкой данных в формате XML позволяет интегрировать его в медицинские системы.В косметологии аппарат Thermage перевернул представления о современных методах омоложения. Многие пациенты хотят подтянуть кожу, не прибегая к хирургическому вмешательству. Теперь это можно проделать за 30 минут, для достижения которого раньше требовалась многочасовая пластическая операция и месяцы восстановления.Рентгеновский аппарат CLINOMAT TIETON (Italray) предназначен для выполнения всех традиционных флюорографических исследований. Широкий выбор анатомических программ (более 600 программ) позволяет оператору автоматизировать выбор параметров при обследовании различных отделов.
Роль информационных технологий в медицине
В связи с увеличением скорости обмена информацией появилась возможность передавать большой объем информации, в том числе телевизионного потока. С момента начала первых трансляций интернет - телевидения прошло немного времени. Однако за небольшой период использования интернет - телевидения, появилась большая зрительская аудитория. И сейчас трудно представить себе интернет без телевизионного вещания. Использование спутниковой тарелки не является обязательным оборудованием для просмотров телепередач, для этого достаточно использовать ноутбук подключенный к точке доступа в интернет. С реализацией беспроводного доступа, уменьшилась зависимость от точки подключения в интернет. В настоящий момент передача телевидения может быть осуществлено практически из любой точки земного шара.Согласно с прогнозами экспертов к 2013 году общая доля передаваемого в сеть онлайн аудио и цифрового видео будет составлять около 98% от общего потока пересылаемой информации.Цифровое TV-транслирование набирает обороты и со временем эта динамика становится все более отчетливой. Расцвет появившихся впервые коммерческих телевизионных каналов, являлось достаточно значимым этапом в становлении отечественной телевещательной отрасли, однако ощутимый скачек произошел в последние годы.Развитие произошло непосредственно с началом внедрения скоростного доступа в интернет. С этого времени скоростной канал в глобальную сеть сделался вседоступным, стремительный прогресс онлайн телетрансляций теперь не сдерживался. И развитие русскоязычной сети в тот же момент среагировало на расширение возможностей появившимися в большом количестве, онлайн - телевизионной аппаратуры. Известные телевизионные каналы стали еще удобнее для просмотра, и web телетрансляции также радуют русскоязычную аудиторию, проживающую в других странах. Онлайн -TV смотреть можно практически везде. Это стало возможным благодаря развитию цифровых технологий web-телевидения.
Роль информационных технологий в становлении online телевидения
Все отечественные средние учебные заведения с недавних пор оборудуются компьютерными классами, которые позволяют проводить не только полноценные уроки информатики, но и использовать в процессе обучения и проверки знаний различные виды современной техники. Мультимедийные проекторы и интерактивные доски установленные в классах позволяют более наглядно преподнести изучаемый материал ученикам. Основной признак развития информационных технологий в школе, это интенсивное использование тех. средств обучения нового поколения в методических рекомендациях по проведению уроков и внеклассных мероприятий, стремление педагогов осваивать новое оборудование. Это направление в увеличении знаний называется «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Использовать эту методику вполне реально при изучении любого школьного предмета.
Применение информационных технологий в обучении
Эксперимент показывает, что грамотное использование педагогом ИКТ заметно повышает интерес учащихся к предмету. Передача наглядного пособия на экране при помощи мультимедийного проектора, помогают учителю лучше преподнести процесс и результаты опытов, использовать виртуальные экскурсии по разным географическим зонам и лучшим музеям мира. Учащиеся имеют все шансы воочию убедиться в том, как богата флора и фауна страны, увидев панорамные съемки, кадры живого существа или природного явления, а так же наблюдать астрономические объекты.
Применение информационных технологий в обучении
Вот несколько примеров использования ИКТ. Возможно показать детям, как на Земле в одно и тоже время существует день и ночь применяя вывод изображений с веб-камер в соответствующих часовых поясах. Показать прохождение химических реакций на экране с участием в них используемых веществ можно связав весы и интерактивную доску между собой. Очень активно использование ИКТ идет преподавателями технологии. Сейчас учащиеся имеют все шансы увидать четкие чертежи, качественные слайды и фильмы об истории моды, стилях, интерьере. Для обучения в разных сферах, Интернет предлагает огромное количество мастер-классов, которые вызывают у ребят искреннюю заинтересованность.

Влияние ИКТ на жизнь современного человека. Работу выполнил Ученик 8 класса МБОУ СОШ с. Шереметьевка Самсонов Антон Руководитель: Миронова Наталья Сергеевна, учитель информатики. Конкурс мультимедиа презентаций и видеороликов в рамках муниципальной Недели информатики и ИКТ.








Технология использования ИКТ в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. 5










В настоящее время полезной и познавательной информацией всемирной паутины пользуются школьники, студенты, научные работники, специалисты в различных отраслях народного хозяйства, просто люди, которые хотят много знать обо всем на свете. Интернет плотно проник во все сферы человеческой жизнедеятельности, стал надежным другом и помощником миллионов граждан. 10




С появлением компьютерных сетей люди приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). 12








Планшетные ПК. Они очень помогают нам. Берегут наше драгоценное время, которого как обычно у большинства людей не хватает, и тогда на помощь приходит планшет, который покажет вам информацию и ответит на любой ваш вопрос в любом месте, где бы вы не находились. 16






ИКТ открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. 19


Развитие сети Интернет и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой коммуникации, важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур современного общества и благодаря этому организационно- технологической основой информационного общества. 20

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то