Какая нужна оперативная память. Тип памяти для старых ПК. Размещение двухсторонних и односторонних микросхем памяти

Несколько дней назад я «психанул» — мне надоело покупать частями комплектующие будущего домашнего «суперкомпьютера» . Взял и разом приобрёл оставшиеся детальки — материнскую плату, процессор и оперативную память.

Сегодня расскажу как выбрать оперативную память в компьютер и даже как её правильно установить.

Что такое оперативная память

Перед выбором оперативной памяти для компьютера нужно чётко понимать что это такое вообще.

Оперативная память в компьютере это один из компонентов, наряду с центральным процессором и SSD-диском, который отвечает за быстродействие системы.

Официальное определение звучит примерно так: ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) — это энергозависимая часть компьютерной системы, в которой временно хранятся входные, выходные и промежуточные данные программ и операционной системы.

Но я, как всегда, попытаюсь донести Вам это определение простым языком…

Процессор — это мозг компьютера, который обрабатывает всю информацию. Жёсткий диск (или SSD-диск ) хранит в себе все данные (программы, фотки, фильмы, музыку…). Оперативная память — это промежуточное звено между ними. В неё «подтягиваются» данные, которые нужно обработать процессору.

Зачем «подтягиваются» ? Почему сразу не брать их с жёсткого диска? Дело в том, что оперативка работает во много раз быстрее, чем даже SSD-диск.


Какие данные могут скоро понадобиться процессору определяет сама операционная система, автоматически. Она очень умная, чтоб о ней не говорили.

Типы ОЗУ

Когда по земле ещё ходили мамонты оперативка делилась на SIMM и DIMM — сразу забудьте об этих типах ОЗУ, их уже давно не выпускают и не используют.

Потом изобрели DDR (2001 год). Ещё встречаются компьютеры с таким типом памяти. Главное отличие от DDR2 и DDR3 — количество контактов на плате памяти DDR, их всего 184 штуки. Такой тип ОЗУ работает гораздо медленнее своих современных собратьев (DDR2 и DDR3).

В DDR2 (2003 год) большее число контактов (240 штук), благодаря этому расширилось количество потоков данных и заметно ускорилась передача информации к процессору. Максимальная частота DDR2 составляет 1066 МГц.

DDR3 (2007 год) — это самый распространённый тип оперативной памяти в современных компьютерах. Тут оставили количество контактов в покое (240 штук), но сделали их электрически несовместимыми. Максимальная частота DDR3 – 2400 МГц. Ещё этот тип памяти отличается меньшим энергопотреблением и большей пропускной способностью.

DDR3 получилась быстрее DDR2 на 15-20 %.

Планки DDR2 и DDR3 имеют разное расположение «ключа» , они не взаимозаменяемы…

Форм-фактор планок оперативки

Планки оперативной памяти для ноутбуков (SODIMM) и стационарных компьютеров (SDRAM) разные по размеру и внешнему виду. Для ноутов они выглядят так…

…а для стационарных домашних компьютеров, примерно так…

На этом их отличия (в основном) и заканчиваются. Характеристики, которые нужно знать для выбора оперативной памяти, у этих двух видов абсолютно одинаковы.

Объём оперативной памяти

В прошлом веке объём оперативной памяти измерялся в килобайтах и мегабайтах (даже смешно вспоминать). Сегодня — в гигабайтах.

Этот параметр определяет сколько временной информации влезет в чип оперативки. Тут всё относительно просто. Сама Windows при своей работе потребляет около 1 Гб памяти, поэтому её должно быть больше в компьютере.

2 Гб — может хватить для бюджетного компьютера (фильмы, фотки, Интернет)

4 Гб — подойдёт для более требовательных программ, игр на средних и максимальных настройках качества

8 Гб — «потянут» тяжелые игры на максимальных настройках качества или очень требовательные к памяти программы *DANCE*

16 Гб — будут «летать» самые новые современные и тяжёлые игры, а также специальные профессиональные программы-монстры

32 Гб — Вам некуда девать деньги? Перешлите их мне.

Очень важно учитывать, что обычные 32-битные операционные системы Windows «не видят» памяти более 3 Гб и соответственно не используют её. Если Вы купите более 3 Гб оперативки — ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливайте 64-битную систему.

Частота оперативной памяти

Неопытные пользователи часто при выборе оперативки ограничиваются её объёмом, но частота памяти не менее важна. Она определяет с какой скоростью будет осуществляться обмен данными с процессором.

Современные обычные процессоры работают на частоте 1600 МГц. Соответственно и память желательно покупать с такой частотой, не выше (можно 1866 МГц). Отличие 1333 МГц от 1600 МГц практически незаметны «на глаз» .

Что касается планок памяти с частотой 2133 МГц и выше — они сами стоят диких денег, для их полноценной работы нужны специальные материнские платы, которые стоят дикие деньги, а самое главное, что нужен процессор с разблокированным множителем (поддерживающий разгон), который стоит…

При этом всё это безобразие будет сильно греться (нужна мощная охлаждающая система (желательно водяная), которая стоит…) и потреблять много энергии. Это выбор сумасшедших геймеров.

Кстати, прирост производительности компьютера при таком разгоне будет составлять всего от 10 до 30%, а денег потратите в три раза больше. Оно Вам надо?

Тайминг оперативной памяти

«Страшный» параметр оперативной памяти о котором мало кто знает и который редко учитывают при выборе памяти, а вот и зря.

Латентность (тайминг) — это временная задержка сигнала. Измеряется она в тактах. Тайминги могут принимать значения от 2 до 13. От них зависит пропускная способность участка «процессор-память» и, как следствие, быстродействие системы, правда совсем чуть-чуть.

Чем ниже значение тайминга, тем быстрее работает оперативная память. Например я приобрёл память со значениями таймингов 9-9-9-24, но есть и шустрее, конечно.

Тайминги оперативной памяти можно корректировать в БИОС при разгоне системы (не рекомендуется это делать неопытным пользователям).

И в завершении статьи, как и обещал в начале, расскажу…

Как правильно устанавливать оперативную память в компьютер

Перед процедурой надо обязательно выключить компьютер и отсоединить шнур питания от системного блока.

Никаких настроек, после установки памяти, производить в системе не нужно. Система сама её опознает и начнёт использовать.

Легче всего память устанавливать в ноутбук (бывает труднее открыть заднюю крышку). В ноутах оперативка находится в горизонтальном положении, лежит.

Просто приподнимаем и вытягиваем её из пазов, вставляем новую до упора. Замок на планке (прорезь) не даст Вам ошибиться при установке…

В стационарных компьютерах этот процесс «капельку» сложнее. Память стоит вертикально к материнской плате и зажата защёлками.

Для изъятия планки достаточно развести эти защёлки в стороны и она сама «выпрыгнет» из слота. Установка тоже займёт у Вас 2 секунды — поднесите планку к слоту, согласуйте замок (прорезь) на планке с перемычкой в слоте и вставьте до упора (услышите щелчок — это защёлки зажмут планку).

Очень важно не перепутать щелчок зажимов с хрустом проломленной материнской платы.

Двухканальный режим памяти

Эта информация для тех, кто хочет увеличить количество оперативной памяти в своём ноутбуке или настольном компьютере, но при этом сомневается, какую именно модель, с какими характеристиками купить.

В этом вопросе довольно много нюансов, здесь будут рассмотрены самые основные моменты, которые позволят подобрать оптимальные планки для апгрейда.

Начнём с того, нужно ли именно в вашем случае увеличивать количество оперативной памяти?

Что даёт увеличение оперативной памяти в компьютере

Скорость работы компьютера зависит от «узких мест» вашего железа. Например, если у вас очень мощный процессор, но при этом медленный жёсткий диск, система будет загружаться довольно долго, и программы, например, даже обычный веб-браузер, будут запускаться с ощутимой задержкой в несколько секунд. В данном случае узким местом является жёсткий диск - и бесполезно ставить ещё более мощный процессор/видеокарту/дополнительную оперативную память - всё это практически не скажется на скорости загрузки системы и запуска приложений, пока вы не поменяете свой медленный жёсткий диск на быстрый (например, на SSD).

В каких случаях может понадобиться увеличение оперативной памяти - когда нужно покупать дополнительные планки для увеличения объёма ОЗУ?

Признаком нехватки оперативной памяти является замедление работы компьютера при открытии нескольких программ, потребляющих много ОЗУ. Например, если после открытия большого количества вкладок веб-браузера или после запуска Photoshop ваш компьютер начинает работать заметно медленнее, то весьма вероятно что это происходит из-за нехватки оперативной памяти.

Операционные системы используют файл (раздел) подкачки. Суть этого заключается в том, что когда у системы заканчивается оперативная память, то она освобождает её, записывая часть данных на жёсткий диск. В результате работа системы не прекращается и данные не теряются - но падает производительность, поскольку любой жёсткий диск медленнее ОЗУ и на запись-чтение данных также требуется дополнительное время.

Ещё одним примером, когда требуется много оперативной памяти - это использование виртуальных машин (в , например) - особенно при одновременной работе сразу нескольких виртуальных компьютеров:

Как узнать, какая оперативная память подойдёт для моего компьютера

Мой собственный опыт говорит о том, что компьютер может нормально работать с планками оперативной памяти от разных производителей и с разными характеристиками. Но у некоторых пользователей возникают проблемы (система перестаёт загружаться) если имеется несовместимость модулей двух производителей. Поэтому идеальным вариантом является посмотреть, какие модули у вас уже установлены и купить в точности такие же. Если это невозможно из-за того, что в точности такие модели сняты с производства, то рекомендуется подбирать максимально близкие по характеристикам.

Программа для определения производителя и модели оперативной памяти, установленной в ноутбуке/компьютере

В настольном компьютере узнать производителя и модель оперативной памяти, обычно, несложно - достаточно открыть крышку системного блока и вынуть один из модулей.

В ноутбуках, как правило, сложнее - хорошо, если инженер спроектировал пустые гнёзда в лёгкой доступности, но, как правило, к предустановленной оперативной памяти не добраться без разборки ноутбука.

В любом случае, для настольных компьютеров или для ноутбуков можно узнать модель установленной памяти с помощью программы . Для этого перейдите во вкладку Системная плата , затем SPD и в самом вверху увидите производителя и модель ОЗУ:

Далее проверьте количество свободных слотов - бывают материнские платы с общим количеством в два слота под оперативную память, но чаще в настольных компьютерах и ноутбуках присутствует по четыре слота, обычно два из них уже заняты.

Посмотреть общее число слотов и количество свободных можно стандартными средствами Windows. Для этого откройте Диспетчер задач , перейдите во вкладку Производительность , далее выберите Память :

Как можно убедиться, имеется четыре слота и все они уже заняты.

Характеристики оперативной памяти

Оперативная память бывает разных типов, самые распространённые сейчас:

Понятно, что DDR4 является более новым и более быстрым вариантом, но не все материнские платы, особенно выпущенные несколько лет назад, поддерживают DDR4.

Иногда, подсказку о подходящих вам модулях можно увидеть на материнской плате:

Надпись DDR3 ONLY говорит о том, что в данном случае подойдёт только DDR3.

Форм-фактор оперативной памяти:

  • SO-DIMM

SO-DIMM - это уменьшенные планки для портативных компьютеров (ноутбуков). DIMM - планки для настольных компьютеров.

Модули памяти обладают своей частотой. Чем выше частота, тем быстрее память. Но если в системе установлены планки с разной частотой, то система будет использовать их все на частоте самого медленного модуля.

Напряжение питания: у модулей напряжение варьирует от 1.2 В до 1.65 В. Лучше брать оперативную память с таким же напряжением, которое у уже имеющихся в системе, поскольку в противном случае один из модулей начнёт сильнее греться.

Тайминги представляют собой числа, характеризующие задержки.

В принципе, кроме очевидной характеристики - объёма памяти, перечислены все технические параметры, на которые нужно обратить внимание при апгрейде системы.

Не стоит гнаться за более высокой частотой, чем у модуля в вашей системе, как было уже сказано, они все будут работать на частоте самого медленного.

Для подбора модулей с такими же характеристиками, как и уже установленные в вашем компьютере, необходимо знать характеристики установленных. Эту информацию можно найти в Интернете для вашей модели. Либо воспользоваться специализированными программами, которые показывают разнообразную информацию об установленной оперативной памяти.

Как узнать характеристики модулей оперативной памяти в компьютере

Программа AIDA64 содержит всю необходимую информацию.

В том же самом окне, где мы смотрели производителя, можно найти такую информацию как:

  • Тип модуля
  • Тип памяти
  • Скорость (частоту) памяти
  • Напряжение
  • Тайминги

Рассмотренных характеристик должно хватить на то, чтобы не пришлось нести менять ОЗУ сразу после покупки по той причине, что она не подошла.

Покупка за бонусы «Спасибо от Сбербанка»

Следующая информация не относится к технической части. Но мне мои новые модули оперативной памяти достались за половину их магазинной цены, а поскольку карты Сбербанка очень распространены, то уверен, ещё кто-то сможет воспользоваться этой возможностью.

В принципе, лайф-хак очень простой. У многих владельцев сберовских карт накапливаются бонусы, так называемые «Спасибо». Не особо много магазинов, где их можно потратить, поэтому я, как, наверное, многие другие просто наблюдал, как копятся (а также ежемесячно сгорают) эти «фантики». В магазине довольно большой выбор компьютерных комплектующих и там принимают эти «Спасибо от Сбербанка». Это не реклама магазина и даже не реферальная ссылка - просто я там сэкономил и мне это понравилось.

Ну и поскольку этот магазин является партнёром, где и принимают, и начисляют «Спасибо от Сбербанка», то мне некоторая сумма вернулась обратно:

Оперативная память нужна компьютеру для хранения данных и важной информации, необходимой для работы операционной системы. Очень важно правильно подобрать её объем, поскольку из-за его недостатка компьютер будет тормозить, а переизбыток никак не повысит производительность системы. При выборе модуля оперативной памяти для компьютера или ноутбука следует обращать внимание на его тип, частоту, бренд и другие важные параметры.

Платы оперативной памяти изготавливаются по технологии DRAM . Существует два форм-фактора - DIMM и SO-DIMM. ОЗУ представляет собой интегральную схему полупроводников, данные в которой изменяются динамически. Она работает только тогда, когда на нее подается питание. При отключении электричества все данные с неё удаляются.

Как выбрать оперативную память для компьютера

  1. SO-DIMM - используются в ноутбуках, моноблоках и других компактных системах. Они в два раза меньше по размеру от обычных плат и соответственно имеют меньше контактов. В остальном никаких отличий от DIMM нет.
  2. DIMM - тип оперативной памяти, предназначенный для полноразмерных компьютеров.

Тип платы

  • DDR2.
  • DDR3.
  • DDR4.

Чем выше цифра, тем больше частота и пропускная способность планки. Это означает, что компьютер с такой памятью будет быстрей работать. Платы DDR и DDR2 устарели , поэтому в современных компьютерах не используются. DDR3 самые массовые благодаря хорошей производительности. DDR 4 имеет еще большую производительность, поэтому и стоит дороже остальных. Такая память еще не получила массового распространения.

Старые типы оперативной памяти все реже встречаются в продаже, поэтому они стоят дорого. Зачастую устаревшую машину нет смысла доукомплектовывать - проще вложить деньги в современный компьютер, который можно будет со временем проапгрейдить.

Оперативная память: частота

Прежде чем выбирать частоту ОЗУ, обратите внимание на рабочую частоту процессора и материнской платы. Купить планку большей частоты рекомендуется только в том случае, если вы решите разгонять процессор. Модули с частотой меньше 1600 МГц выбирать не рекомендуется - они актуальны для очень старых машин.

Подходящий вариант для большинства современных компьютеров находится в пределах 1600-2400 МГц. Покупать оперативку большей частоты нецелесообразно - стоит она дорого, но явного эффекта от нее не будет. Частота 2133-2400 МГц оправдана, если вы занимаетесь рендерингом, кодированием видео и аудио. Для большинства же повседневных задач хватит планки с частотой 1600 МГц.

Что такое тайминги

Тайминги или латентность - это характеристика, которая описывает быстродействие оперативной памяти. Простому пользователю сложно понять принцип действия ОЗУ. Если сказать просто - выбирать нужно планки с как можно меньшими числами , обозначающими тайминги. Из двух модулей с одинаковой частотой быстрей будет работать тот, у которого тайминги меньшие. Для DDR3 оптимальный тайминг составляет 10-10-10-30, для DDR4 - 15-15-15-36. Поскольку тайминги неразрывно связаны с частотой, при разгоне этого параметра придется поднимать и тайминги. При выборе типа оперативной памяти лучше всего обращать внимание на оптимальную совокупность параметров, при этом не стоит гнаться за максимальными значениями.

Выбираем оперативную память: объем

  • 2 Гб - этого объема достаточно только для веб-серфинга. Даже старый компьютер будет расходовать половину объема ОЗУ, остального едва хватит для нетребовательных к ресурсам программ.
  • 4 Гб - оптимальный вариант для домашнего компьютера. Такого объема достаточно для большинства любительских программ, для прослушивания музыки, просмотра фильмов и даже нетребовательных игр.
  • 8 Гб - рекомендованный объем, который точно подойдет большинству приложений и современных игр. Компьютер с таким объемом ОЗУ можно смело назвать универсальным.
  • 16 Гб - оправдан при работе со стримами в HD- качестве, графикой в высоком разрешении, при рендеринге видео, работе в тяжелых средах программирования.
  • 32 Гб - покупка плат с такими характеристиками экономически неоправдана, поскольку еще не существует такого программного обеспечения и игр, которым нужны такие ресурсы.

Производители оперативной памяти

При покупке обращайте внимание не только на характеристики оперативной памяти, но и на производителя. От него зависит качество изготовления, безупречность и долговечность работы комплектующего. Иногда стоит переплатить и получить качественный продукт , чем покупать кота в мешке по необычно низкой цене.

Обращайте внимание только на продукцию известных и проверенных брендов . Компании, имеющие в ассортименте всего пару моделей плат, не могут обеспечить высокое качество своей продукции за неимением опыта. С другой стороны, продукция раскрученных брендов чаще всего подделывается. Выход - покупать модули для компьютера в официальных магазинах электроники.

Сколько планок выбрать?

Оперативная память может работать в одном, двух, трех и четырех каналах. Если на материнской плате есть несколько слотов под ОЗУ, лучше купить несколько планок меньшего объема, чем одну большую. Такая мера увеличит скорость работы компьютера . Чтобы система работала в двухканальном режиме, необходимо планки устанавливать в слоты одного цвета. При этом важно, чтобы частота планок была одинаковой. Одноканальный режим включается, когда стоит одна планка или две планки разной частоты. Во втором случае по умолчанию выбирается наименьшая частота из двух.

На что еще обратить внимание

Наличие индивидуальной упаковки - такая мера защищает плату от повреждений во время перевозки, воздействия пыли, влаги и электромагнитных полей. Запакованный модуль с большей долей вероятности будет работать стабильно.

Наличие радиаторов. В продаже появляется всё больше моделей с алюминиевыми радиаторами, которые имеют оригинальный цвет и форму. Если плата имеет высокую рабочую частоту, то такая дополнительная мера охлаждения не помешает. Для обычных модулей радиаторы не нужны - скорей, они только навредят, так как в них будет скапливаться пыль . К тому же такие типы плат стоят дороже обыкновенных.

При выборе оперативной памяти для компьютера учитывайте её тип, объем, частоту. Также обращайте внимание на тайминги, наличие радиаторов. Важное значение также играет компания-изготовитель. Не гонитесь за максимальными параметрами и громкими брендами. Определите, для чего вам нужен компьютер - это поможет сделать правильный выбор и не переплатить за ненужную мощность.

Очень много читателей на нашем сайте интересуются вопросами, так или иначе связанными с выбором оперативной памяти и у нашего сайта очень большое желание ответить всем. Чтобы в процессе получения знаний Вам было интересно, данная статья представлена автором в форме увлекательнейшего рассказа из которого вы узнаете ВСЁ про оперативную память компьютера!

Вы узнаете не только то, как правильно выбрать и купить оперативную память качественного производителя, но и как правильно установить модули оперативки в Ваш компьютер и многое другое, например:

  1. Сколько нужно оперативной памяти современному компьютеру для комфортной работы всех ресурсоёмких приложений, например: современных игр на максимальных настройках, программ обработки видео, звука и т.д. Каким вообще должен быть мощный современный компьютер?
  2. (переходите по ссылке и читайте отдельную статью).
  3. (переходите по ссылке и читайте отдельную статью)?
  4. Какой выход из положения находит операционная система при нехватке оперативной памяти?
  5. На пользу ли идёт компьютеру избыток оперативной памяти?
  6. Нужно ли совсем отключать файл подкачки при наличии у вас большого объёма физической оперативной памяти, например 16 -32 ГБ?
  7. Насколько двухканальный режим работы оперативной памяти лучше чем одноканальный. Что лучше купить, одну планку памяти объёмом 8Гб или две планки по 4 ГБ?
  8. Как правильно подобрать модули оперативной памяти для работы в двухканальном режиме?
  9. Что такое частота оперативной памяти и можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разной частотой?
  10. Что такое латентность (тайминги) оперативной памяти? Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разными таймингами?
  11. Чем отличаются планки оперативной памяти используемой на ноутбуках от обычной оперативной памяти?
  12. В наше время активно используется память DDR3, а существуют ли в продаже планки памяти DDR4?
  13. Если у вас старый компьютер и вы хотите докупить оперативную память DDR2, то несколько раз подумайте, ведь память DDR2 дорогая, может быть вам лучше заменить материнскую плату, процессор и поменять оперативную память на DDR3.
  14. Как выбрать производителя оперативной памяти и вся ли оперативная память производится в Китае?
  15. Нужен ли разгон оперативной памяти и насколько повысится производительность оперативной памяти при разгоне?
  16. Так ли необходим оперативной памяти радиатор?
  17. Что такое контроллер оперативной памяти, зачем он нужен и где он находится?
  18. Что обозначает маркировка оперативной памяти ECC?

Как выбрать оперативную память

Друзья, в прошлой статье мы с Вами рассматривали вопрос выбора и и я думал о том какую бы статью написать следующей. Вроде бы как логично после процессора выбирать материнскую плату под него, но я обычно делаю иначе. После выбора процессора я выбираю память и видеокарту, не знаю почему, наверное так просто проще и сразу можно прикинуть на какую сумму примерно рассчитывать, так как выбор материнской платы это самая сложная часть подбора конфигурации компьютера. Ввиду этого я решил не отклонятся от выбранной мной традиции и посвятить эту статью выбору оперативной памяти (ОЗУ). Поскольку этот сайт посвящен ремонту персональных компьютеров, конечно будет рассмотрен вопрос выбора оперативной памяти не только для новых, но и для более старых ПК.

Как и выбор процессора, выбор оперативной памяти является совсем не сложной задачей, наверное, даже более легкой. Но, как и везде, есть свои нюансы. Часто выбор оперативной памяти сводится к её текущей цене и сумме, которую Вы готовы потратить. В последнее время тенденции изменения цены на модули оперативной памяти весьма неоднозначны. Несколько лет назад произошел настоящий бум увеличения объема оперативной памяти в персональных компьютерах. И связано это было даже не столько с ростом требований современных приложений и операционных систем, сколько с невероятным снижением цены на нее.

Планку памяти на 4 гигабайта (Гб) можно было приобрести всего за 25$ и даже дешевле. В результате чего, исключительно в маркетинговых целях (для большей привлекательности и увеличения продаж компьютеров), эту самую память начали «сувать» в новые компьютеры в огромных объемах. Так, самый дешевый системный блок, стоимостью порядка 200-250$ обязательно имел 4 Гб памяти, а средненький за 300-350$ – все 8 Гб. На это продавцы в магазинах делали большой акцент, при этом умалчивая, что такой объем памяти этим ПК реализовать (использовать полностью) никогда не удастся, так как остальная «начинка», такая как процессор и видеокарта оставляли желать лучшего. Это, по сути, являлось своеобразным обманом покупателей или, если красиво сформулировать, – маркетинговым ходом…

К сожалению, прошли те времена, когда можно было «нахаляву» затариться оперативкой по самое не балуйся, и сейчас цена на нее значительно возросла. Похоже, что нас опять «подсадили на иглу» технического прогресса… Но так ли действительно нужен большой объем оперативки?

Сколько нужно оперативной памяти современному компьютеру

Нужно сказать, что до недавнего времени, я увлекался современными компьютерными играми. Поэтому всегда старался держать свой ПК в актуальном техническом состоянии. Наверное, с тех пор как в 1997 году я собрал свой первый полноценный ПК, не прошло ни одного года, что бы я не побаловал себя приобретением новой видеокарты, процессора или памяти.

В те старые (по меркам компьютеров) времена существовало определенное разделение по использованию компьютерами компонентов операционной системы. Играм нужна была только мощная видеокарта, немного ОЗУ, а процессор почти не имел значения, так как все вычисления производила видеокарта, у которой есть и свой процессор и своя память.

Для кодирования видео наоборот необходим был мощный процессор и достаточное количество ОЗУ, а видеокарта не имела значения и т.д. Современные же игровые приложения «научились» вдоволь использовать «простаивающие» до этого мощные компоненты современных компьютеров, такие как процессор и оперативная память.

Если вести речь об использовании ПК в качестве игровой и развлекательной платформы , то, до недавнего времени, мне не попадались игры, которые могли бы даже на максимальных настройках графики загрузить хотя бы 3 Гб памяти на 100%. Но в некоторых случаях общая загрузка памяти приближалась к этой цифре, при том, что сама игра потребляла около 2 Гб, а остальное другие приложения, такие как скайп, антивирус и т.п.

Примечание: Заметьте, что речь шла не о 4 Гб, а именно о 3-х. Дело в том, что 32-х разрядные операционные системы (ОС) Windows не умеют использовать более 3-х Гб оперативной памяти и поэтому «излишек» просто «не видят»… Справедливости ради стоит заметить, что для 32-х разрядных ОС, построенных на ядре Linux, таких жестких ограничений не существует. Так что, друзья, нет никакого смысла ставить более 4 Гб памяти на 32-х разрядную «винду», они просто не будут использоваться.

Для не очень новых, но еще и относительно не старых систем, на которые можно поставить достаточно много памяти, использование 64-х разрядной ОС, в некоторых случаях, может быть проблематично. Так как 64-х разрядных версий драйверов на некоторое оборудование может попросту не существовать.

Не так давно, как раз в момент тотального удешевления памяти, я приобрел дополнительно к своим 4 Гб еще столько же. Но вызвано это было не ее недостатком, а тем, что на моей, достаточно мощной материнской плате, по какому-то недоразумению) оказались слоты для уже почти устаревшей памяти DDR2 и я боялся, что еще чуть-чуть и она может совсем исчезнуть или дико подорожать, а тут такая «халява»… После этого я перешел на 64-х разрядную операционную систему, так как иначе это приобретение выглядело бы не так разумно). Так же нужно учесть, что у меня достаточно мощный 4-х ядерный процессор и дорогая современная видеокарта, благодаря которым я могу играть в игры на очень высоких настройках графики, при которых потребление оперативной памяти является максимальным.

Если у Вас ПК начального или среднего уровня, то Вам вполне хватит 4 Гб ОЗУ , так как комфортно играть в современные игры Вы сможете только на низких или средних настройках, при которых не нужны большие объемы памяти. В таких условиях установка скажем 8 Гб ОЗУ – это выброшенные на ветер деньги. Но если Ваш ПК достаточно мощный и является игровым, то я порекомендовал бы все же установить 8 Гб, так как наблюдается некоторая тенденция к постепенному увеличению потребления ОЗУ современными играми.

Так, например, недавно вышедшая игра Call of Duty: Ghosts просто отказывалась запускаться, если обнаруживала, что у Вас установлено меньше 6 Гб оперативной памяти. Опять же, справедливости ради нужно отметить, что народные умельцы сделали фикс, позволяющий обходить это ограничение при запуске и игра работала.

Что касается 64-разрядных операционных систем , то следует знать, что она, как и все 64-разрядные приложения, расходует ровно в 2 раза больше памяти, чем 32-х разрядные. Здесь это уже вполне обосновано технологией адресации памяти и значительно повышает производительность.

Каким должен быть быстрый компьютер

Не будем вдаваться в подробности, но Вы должны понимать, что бы почувствовать прирост скорости должны соблюдаться следующие условия:

Центральный процессор (ЦПУ) должен иметь 64-х разрядную архитектуру, операционная система должна быть 64-х разрядной.

Приложение, которое Вы хотите использовать для повышения производительности тех или иных операций должно быть 64-х разрядным, данные, которые обрабатываются должны быть потоковыми (конвертирование видео, архивация), так как прирост скорости достигается за счет обработки за один проход большего количества информации. В таком случае прирост будет очень значителен – до 2-х раз. При таких условиях, используя процессор Intel (с более длинным конвейером) Вы получите максимально возможную производительность таких операций. Но, как известно, в играх данные передаются небольшими порциями (так как невозможно предсказать следующий шаг пользователя), поэтому, даже в тех играх, где для запуска имеются 64-х разрядные версии игрового движка прироста почти не будет. Да и всё же решающая роль видеокарты в них никуда не делась.

Что же касается профессионального применения, в таких сферах как видеомонтаж, 3D-моделирование, дизайн, то специалисты в этих направлениях точно знают какое железо и сколько памяти им нужно. Обычно это от 16 Гб и больше. И если, скажем в 3D-моделировании нет потоковой обработки данных, то здесь просто объем и качество моделей может быть настолько высоко, что тут «тупо» нужна куча оперативки, что бы разместить эту модель.

Если Вы не профессионал, но очень любите конвертировать видео, то Вам хватит и 4-8 Гб.

Поистине огромные размеры ОЗУ могут быть востребованы в научных системах и высоко нагруженных серверах. В последних, например, вполне обыденным считается объем памяти от 64 Гб. Но и память там не копеечная – серверная (с проверкой четности и автоматической коррекцией ошибок), так как сбои на них не допустимы.

Ну и еще, для примера, приведу ситуацию из моей реальной жизни. Когда я проходил обучение по сетевым технологиям и системному администрированию, мне часто приходилось эмулировать большое количество одновременно работающих операционных систем и сетевого оборудования. Такие связки как 5-10 запущенных в VirtualBox (или VMware) ОС + столько же сэмулированных сетевых устройств в GNS могут кушать прилично оперативки. И хорошо, если в добавок к мощному «процу», поддерживающему современные технологии виртуализации, будет 8-16 Гб «оперативы», иначе тормоза обеспечены…

Почему нельзя отключать файл подкачки

Что происходит при нехватке ОЗУ? Да очень просто – ОС, что бы компенсировать нехватку памяти, начинает активно использовать жесткий диск (так называемый файл подкачки). Кстати, упаси вас Бог его отключать. Работа системы очень глубоко завязана на файле подкачки и от его отключения будет больше проблем, чем пользы. В результате не только тормозится работа процессора, но и жесткого диска.

Вывод один – памяти должно быть достаточно, если ее не хватает компьютер начинает жутко тормозить, но ее излишний избыток не дает никакого прироста производительности.

Какая бывает оперативная память

Какой только памяти не бывает…

Плату с чипами памяти принято называть модулем памяти (или «планкой»). Бывают односторонние и двухсторонние модули памяти. На первых чипы размещены с одной стороны печатной платы, на вторых – с двух сторон. Что лучше? Не знаю) Есть мнение, что двухсторонние модули лучше «гонятся», о том что это значит читайте дальше в этой статье. С другой стороны – чем меньше чипов, тем выше надежность модуля. Я не раз встречал случаи, когда на планке отказывала одна сторона чипов и компьютер видел только половину ее объема. Но сейчас я бы не стал заострять на этом внимание.

Главное, что нужно знать это то, что если в компьютере несколько модулей памяти, то желательно, что бы все были либо односторонние, либо двухсторонние. Иначе память не всегда хорошо уживается между собой и работает не на полную скорость.

На сегодняшний день самой современной является память типа DDR3 , которая сменила собой более старую DDR2, а она в свою очередь еще более старую – DDR. Уже разработана и новая, более современная память DDR4, но она еще не дошла в массы . Дальше углубляться не будем.

Собирая новый ПК следует выбирать только самый последний стандарт памяти. На данный момент это DDR3 .

Порой замена материнской платы и приобретение нового типа памяти равносильно по цене добавлению старого типа оперативки на старую плату.

Новая память будет еще и значительно дешевле более старой DDR2, на которую жадные производители и продавцы «лупят» (держат) высокую цену, так как ее осталось мало и для желающих модернизировать ПК просто нет другого выбора, как согласиться на такие драконовские условия. В таком случае стоит подумать, а может чуть-чуть добавить и купить более перспективные комплектующие? А если еще продать старое, так и вообще в плюс можно выйти, если повезет конечно)

Ноутбучная память

В ноутбуках используется такая же память как и в ПК, но отличается меньшим размером модуля и называется SO-DIMM DDR (DDR2, DDR3).

Характеристики памяти. Частота и тайминги

Память характеризуется прежде всего типом. Для настольных компьютеров (десктопов) сегодня используются типы памяти: DDR, DDR2, DDR3.

Основной характеристикой памяти является ее частота. Чем частота больше, тем память считается быстрее. Но эту частоту должны поддерживать процессор и материнская плата, иначе память будет работать на более низкой частоте, а деньги, которые Вы переплатили уйдут на ветер.

Модули памяти, как и ее типы имеют свою маркировку, которая начинается на PC, PC2 и PC3 соответственно.

На сегодня самой распространенной является память DDR3 PC3-10600 (1333 МГц). Она будет работать на своей родной частоте на любом компьютере. В принципе в частоту памяти не сильно упирается быстродействие компьютера. Например, в играх этот прирост будет абсолютно неразличим, а в некоторых других приложениях будет заметен больше. Но и разница в цене, например в сравнении с памятью DDR3 PC3-12800 (1600 МГц) будет очень невелика. Здесь я обычно руководствуюсь правилом – если цена незначительно выше (1-3$) и процессор поддерживает более высокую частоту, то почему бы и нет – берем более быструю память.

Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разной частотой?

Частота оперативной памяти не обязательно должна совпадать, материнская плата выставит для всех планок частоту по самому медленному модулю, но очень часто компьютер с планками разной частоты работает нестабильно. Например может вообще не включится.

Тайминги

Следующим параметром быстродействия памяти являются так называемые задержки (тайминги). Грубо говоря – это время, которое прошло от момента обращения к памяти до момента выдачи ей нужных данных. Соответственно чем меньше тайминги – тем лучше. Существуют десятки различных задержек при чтении, записи, копировании и различных комбинаций этих и других операций. Но основных, по которым можно ориентироваться всего несколько.

Тайминги указываются (правда не всегда) на этикетке модулей памяти в виде 4 цифр с дефисами между ними. Первый и самый главный – латентность, остальные производные от нее.

Задержки зависят от качества изготовления чипов памяти. Соответственно – выше качество-ниже тайминги-выше цена. Однако стоит заметить, что тайминги значительно меньше влияют на производительность, чем частота памяти. Поэтому я редко придаю этому значение, только если цена примерно одинаковая можно взять память с меньшими таймингами. Обычно модули, имеющие сверхнизкие тайминги, позиционируются как топовые, идут в комплекте с радиаторами (о которых поговорим позже), в красивой упаковке и стоят гораздо дороже.

Маркировка основных типов, модулей памяти, их частота и типичная латентность (CL)

DDR – устаревшая (совсем)

DDR-266 - PC2100 - 266 МГц - CL 2.5

DDR-333 - PC2700 - 333 МГц - CL 2.5

DDR-400 - PC-3200 - 400 МГц - CL 2.5

DDR2 – устаревшая (иногда еще встречается и может быть использована для добавления в старый ПК)

DDR2-533 - PC2-4200 - 533 МГц - CL 5

DDR2-667 - PC2-5300 - 667 МГц - CL 5

DDR2-800 - PC2-6400 - 800 МГц - CL 5

DDR2-1066 - PC2-8500 - 1066 МГц - CL 5

DDR3 – современная

DDR3-1333 - PC3-10600 - 1333 МГц - CL 9

DDR3-1600 - PC3-12800 - 1600 МГц - CL 11

DDR3-1800 - PC3-14400 - 1800 МГц - CL 11

DDR3-2000 - PC3-16000 - 2000 МГц - CL 11

Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разными таймингами?

Тайминги тоже не обязательно должны совпадать. Материнская плата автоматом выставит тайминги для всех планок по самому медленному модулю. Проблем быть не должно.

Режимы работы памяти

Да, да... Возможно не все знали, но оперативная память может работать в разных режимах, так называемых: Single Mode (одноканальный) и Dual Mode (двухканальный).

В одноканальном режиме данные записываются сначала в один модуль памяти, а когда его объем будет исчерпан начинает записываться на следующий свободный модуль.

В двухканальном режиме запись данных распараллеливается и записывается одновременно на несколько модулей.

Вот здесь, друзья, использование двухканального режима значительно повышает скорость работы памяти. Реально скорость работы памяти в двухканальном режиме до 30% выше, чем в одноканальном. Но для того, что бы он работал необходимо соблюсти следующие условия:

Материнская плата должна поддерживать двухканальный режим работы с ОЗУ

Модулей памяти должно быть 2 или 4

Модули памяти должны быть либо все односторонние, либо все двухсторонние

При несоблюдении какого либо из этих условий память будет работать только в одноканальном режиме.

Желательно, что бы все планки были как можно идентичнее: имели одну частоту, латентность и даже были одного производителя . Иначе никаких гарантий работы двухканального режима дать никто не сможет. Поэтому, если Вы хотите, что бы Ваша память работала в максимально быстром режиме, очень желательно приобретать сразу же 2 одинаковых планки памяти, потому что спустя год-два Вы точно такую уже не найдете.

Другой вопрос, если Вам нужно увеличить объем памяти на старом компьютере. В таком случае можно попытаться найти максимально похожий модуль памяти к тому, который у Вас уже имеется. Если у Вас их 2, и есть еще 2 свободных слота на материнской плате, то придется искать еще 2 таких же модуля. Идеальный, но не всегда экономичный вариант, – сдать старую память как б/у и купить 2 новых одинаковых модуля большего объема.

Конечно, если Ваш старый компьютер совсем слабенький, то большого прироста от двухканального режима может и не быть. В таком случае можно поставить любой модуль, но все же лучше подобрать наиболее подходящий, что бы исключить возможный конфликт его со старыми модулями и полную неработоспособность компьютера. Попробуйте заранее договориться с продавцом о возврате или притащите к нему системник и пусть он попробует подобрать подходящий модуль.

Контроллер оперативной памяти

Нужно заметить, что раньше контроллеры памяти находились в чипсете (наборе логики) материнских плат. В современных же системах контроллеры памяти располагаются в процессорах. В связи с этим у двухканального режима работы памяти появилось еще 2 подрежима: Ganged (спаренный) и Unganged (неспаренный).

В спаренном (Ganged) режиме модули памяти работают так же как и в старых материнках, а вот в неспаренном (Unganged) каждый контроллер памяти процессора (в современных процессорах их 2) может работать отдельно с каждой планкой. Этот режим можно задать в BIOS компьютера, но обычно он выбирается процессором автоматически. Если планки идентичные – то Ganged (но не обязательно), если разные – то только Unganged. В любом случае память будет работать в двухканальном режиме. Но я все же рекомендую покупать и ставить сразу 2 одинаковых модуля, это исключит перекосы в их параметрах и улучшит совместимость.

У двухканального режима работы ОЗУ есть только один недостаток – 2 планки памяти стоят несколько дороже, чем одна того же объема. Поэтому многие магазины и частные сборщики экономят и ставят одну планку. В результате мы имеем современный компьютер, который работает не в полную силу.

Некоторые современные дорогие материнские платы, имеющие обычно 6 разъемов для модулей памяти, могут работать даже в трехканальном режиме.

Кстати, если у вас 2 или 3 планки памяти, то для того чтобы работал двухканальный или трехканальный режим все эти планки нужно вставлять в слоты одного цвета.

Некоторые модули памяти для десктопов в своей маркировке имеют аббревиатуру ECC .

Это память с контролем четности, технологией используемой в серверных системах. Не стоит обращать на это никакого внимания, так как в десктопных ПК эта технология не критична и, в большинстве случаев, вообще не работает. Это все тот же маркетинговый ход.

Разъемы памяти

Тут вообще не о чем говорить. Каждому типу памяти DDR, DDR2, DDR3 соответствует свой разъем на материнской плате одноименного типа (DDR, DDR2, DDR3). Вы не вставите память одного типа в разъем другого типа, так как в слоте материнской платы существует специальный выступ (ключ),

Который должен совпасть с прорезью на плате модуля памяти. Это как раз сделано для того, что бы случайно не перепутать и не установить планку в не тот разъем и в результате не вывести из строя как память, так и, возможно, материнскую плату. При покупке памяти нужно точно знать какой ее тип поддерживает материнская плата.

О радиаторах оперативной памяти

Некоторые модули памяти оснащаются так называемыми радиаторами, которые представляют собой накладки из алюминиевых пластин, иногда крашенных под медь или в другие цвета, с обоих сторон платы. Эти накладки соединяются с чипами памяти через специальные термопрокладки, которые предназначены для лучшей передачи тепла от чипов к радиаторам. Радиаторы могут иметь дополнительные ребра для увеличения площади охлаждения и еще лучшего отвода тепла.

На практике чипы памяти при нормальной работе нагреваются незначительно и не требуют дополнительного охлаждения. Прокладки между чипами и радиаторами не передают тепло на столько хорошо, как термопаста между процессором и кулером. Кроме того в свободном пространстве между платой и радиаторами находится воздушная прослойка, которая мешает естественному охлаждению и со временем забивается пылью, которую оттуда тяжело вычистить. Такая конструкция предусматривает активное охлаждение при помощи дополнительного вентилятора или хорошей организации воздушного потока внутри корпуса. Кроме того, такие модули часто могут стоить дороже.

Так кому же нужна такая радость, спросите Вы? Ну, спросите меня)

Ответ: энтузиастам, которым всегда всего мало, которые хотят все разогнать, всех перегнать и т.п. Кроме того – это же просто красиво) Да, друзья, если Вы причисляете себя к этой группе юзеров то такая память для Вас! Потому что такая система охлаждения будет эффективна лишь при достаточно высоком нагреве в результате разгона с повышением напряжения и обязательным дополнительным обдувом. Запомните – обычной памяти, работающей в штатном режиме радиаторы не нужны.

Пример правильного использования памяти с радиаторами в мощной системе

Разгон оперативной памяти

Разгон – жаргонное слово в компьютерном лексиконе, которое подразумевает ручную установку более агрессивных параметров работы электронных комплектующих, таких как процессоры, память и видеокарты, чем предусмотрены производителем. Такими параметрами как правило является частота (в процессорах еще множитель). При особо высоком разгоне для относительно стабильной работы этих компонентов повышают еще и напряжение. В результате происходит и более высокие нагрев элементов, требующий улучшенного охлаждения. Сам, так называемый разгон, возможен благодаря определенному запасу, заложенному производителем, что бы изделие работало стабильно, а не на грани своих возможностей, или специально для продвинутых пользователей) В любом случае это мероприятие делает работу всей системы менее стабильной и сокращает срок службы разогнанных компонентов. Если Вы все таки решите поэкспериментировать, то предварительно хорошо изучите все аспекты и действуйте строго по инструкции. Кстати, при выходе из строя компонентов в результате разгона Вы можете лишиться гарантии.

Производители оперативной памяти

Как и другие комплектующие модули памяти изготавливает множество производителей. И, как всегда, они имеют разное качество. Я рекомендую обратить внимание на следующие бренды, имеющие оптимальное соотношение цена/качество: AMD, Crucial, Goodram , Hynix, Kingston, Micron, Patriot, Samsung, TakeMS, Transcend.

К брендам для энтузиастов относятся: Corsair, G.Skill, Mushkin, Team. Эти фирмы производят большой ассортимент модулей с радиаторами и повышенными техническими характеристиками. Рекомендую избегать дешевых китайских брендов: A-Data, Apacer, Elixir, Elpida, NCP, PQI и других мало известных производителей.

Отдельного упоминания заслуживают модули памяти, которые производятся не в Китае. В настоящее время таких не много, например модули, которые маркируются как Hynix Original и Samsung Original производятся в Корее. Качество таких модулей считается выше, стоят они чуть дороже, но обычно имеют более длительную гарантию (до 36 месяцев).

Справедливости ради нужно заметить, что даже если Вы приобрели память известного и зарекомендовавшего себя бренда это, к сожалению, не значит, что Вам не попадется брак или поврежденные при транспортировке модули. Конечно, в продукции топовых брендов в индивидуальной упаковке брака (повреждений) будет меньше, чем у самых дешевых модулей, которые транспортируются и продаются «россыпью».

Модуль памяти в индивидуальной упаковке

Как выбрать память для нового компьютера

Прежде всего выбирайте самый современный из используемых типов памяти. На сегодня это DDR3. Определитесь с объемом, который Вам нужен. Кратко суммируя эту статью, приведу общие рекомендации по минимальному объему ОЗУ для разных по назначению ПК:

Для офисного или слабого домашнего ПК – 2 Гб

4. Лучше подбирать максимально идентичные планки (односторонние или двухсторонние), с такой же частотой и латентностью. Идеальный вариант продать старую память как б/у и установить новую в нужном объеме.

5. Если Вы поставите память с большей частотой, чем поддерживает Ваш процессор или материнская плата, то она будет работать на пониженной частоте.

Делайте правильный выбор с нами друзья, и ни пыли Вам ни пробоя)

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то