Какая технология лучше: AMOLED или IPS? Подробный гайд по экранам. Что такое цветовой охват и почему он является предметом множества спекуляций

Samsung хитрая компания. Все самое лучшее она оставляет себе и не идет на поводу даже у самых близких и важных партнеров. Существует такая гипотеза, что целью является не попытка добиться справедливости, которой в IT-индустрии не много, и если бы не костыль в виде патентного института, то не было бы этой справедливости вообще. Основная задача - вынуждение Samsung предоставить свои новейшие технологии. Но компания остается верной выбранной позиции и лишь самостоятельно использует свои самые технологичные изобретения, не отдавая их партнерам .

Например, в новейшем «гуглофоне» , созданном для Google корейским электронным гигантом, и являющемся прямым конкурентом , установлен далеко не самый продвинутый дисплей Samsung, который по четкости и в подметки не годится Retina. Казалось бы, не может такого быть, ведь заявленная плотность пикселей на дюйм в 4,65-дюймовом экране Super AMOLED с разрешением 1280х720 точек составляет 315 ppi (некоторые источники указывали цифру 316 ppi, но это уже не столь суть важно). Парни из FlatPanelsHD изучили данный компонент чуть ли не под микроскопом и доказали, что Google и Samsung лишь хитро играют с цифрами, плюс последняя предоставляет партнеру не самую лучшую из своих технологий.

Чем-то это напоминает громкие заявления производителей ЖК-телевизоров и компьютерных мониторов об уровне контрастности в 10000:1, 100000:1, а то и миллионы единиц к одному в их продуктах, а ведь это указывается динамический показатель, не имеющий никакого отношения к реальности. В зависимости от световой насыщенности картинки автоматически меняется яркость: больше белых и других светлых тонов на изображении - уровень яркости увеличивается, меньше - уменьшается. Все эти действия электроники заметны на глаз и далеко не самым лучшим образом влияют на изображение, все чаще его портят. В реальности же статический показатель контрастности у таких мониторов может составлять 600-800:1, в лучшем случае, при использовании IPS или VA матриц, - 1000:1.

Вернемся к герою этого материала и сравнению его дисплея с Retina в iPhone 4/4S, а также с экраном в Samsung Galaxy SII , который на данный момент является технологическим эталоном Samsung в области AMOLED. Как выяснили специалисты из FlatPanelsHD, для создания экрана в Galaxy Nexus используется технология PenTile , когда каждый пиксель матрицы состоит из двух субпикселей (красный-зеленый, синий-зеленый и ряды смещены друг относительно друга, создавая своего рода сетку из субпикселей). Samsung называет такие матрицы собственного производства Super AMOLED. В Galaxy SII используется немного другая технология с коммерческим названием Super AMOLED Plus . Каждый пиксель в этой матрице состоит из трех субпикселей (красный, синий, зеленый). Аналогичным образом строятся пиксели и в ЖК-дисплеях, включая Retina.


Матрица RGB в Galaxy SII слева и дешевая PenTile-матрица в Galaxy Nexus справа

PenTile - это удешевленная технология для создания AMOLED-матрицы, которая приводит к снижению четкости картинки. Особенно сей факт заметен на белом фоне (он не совсем белый, а как бы сероватый, в мелкую-мелкую черную точечку - данный эффект хорошо виден в первом Galaxy S) и на текстах (края смазаны, есть цветной ореол).


Обратите внимание на зеленый ореол на правой стороне цифры и на синий - на левой. Кликабельно.

Кстати, точно такая же удешевленная матрица используется и в необычном гаджете Samsung Galaxy Note (смартфон с 5,3-дюймовым Дисплеем Super AMOLED HD). Теперь давайте подсчитаем количество субпикселей в дисплеях разных устройств:

● Galaxy Note: 1280x800x2 = 2048000 субпикселей
● Galaxy S II: 800x480x3 = 1152000 субпикселей
● Galaxy Nexus: 1280x720x2 = 1843200 субпикселей
● iPhone 4/4S: 960x640x3 = 1843200 субпикселей

Если подсчитать плотность пикселей в Galaxy Nexus с учетом упрощенной структуры матрицы, то получится цифра около 200 ppi , что немногим больше, чем у Galaxy SII с его слабеньким разрешением 480х800 точек, но более качественной матрицей с RGB-структурой субпикселей. Естественно, до Retina с его 326 ppi такому экрану по четкости картинки далеко. Не будем сбрасывать со счетов глубокий, практически бесконечно черный цвет, выдаваемый AMOLED-матрицей, яркую и сочную картинку, но чтобы добиться в ней аналогичной с Retina четкости, плотность пикселов должна находиться на уровне 420 ppi . Есть еще один неприятный эффект у таких экранов - под разными углами обзора изображение становится зеленоватым или синеватым, как показано на фото ниже:


Galaxy Note: зеленоватый оттенок изображения слева, нормальный в центре, синеватый - справа. Кликабельно.

Действительно серьезный конкурент в плане четкости картинки у iPhone 4/4S появится лишь весной следующего года, когда на рынок выйдет Samsung Galaxy SIII . В нем компания планирует установить 4,65-дюймовый дисплей с разрешением 1280х720 точек, выполненный по технологии Super AMOLED Plus, то есть с RGB-структурой субпикселей в матрице.

К сожалению, я лично пока не имел удовольствия поработать с Galaxy Note или Galaxy Nexus, чтобы увидеть, насколько критично использование PenTile в экране с настолько высоким разрешением. Может быть, журналисты лишь раздули из мухи слона и в реальных условиях эксплуатации все будет хорошо. Тем не менее, по четкости картинки Retina пока остается вне конкуренции. Хотя, если судить по личному опыту использования Galaxy SII в течение нескольких месяцев, его преемник в этом вопросе сможет предложить действительно качественную альтернативу, с намного более приятной для того же веб-серфинга или просмотра видео диагональю.
[ FlatPanelsHD ]

сайт Samsung хитрая компания. Все самое лучшее она оставляет себе и не идет на поводу даже у самых близких и важных партнеров. Существует такая гипотеза, что целью судебной тяжбы Apple с корейцами является не попытка добиться справедливости, которой в IT-индустрии не много, и если бы не костыль в виде патентного института, то не было бы этой...

Для большинства пользователей дисплей является наиболее важной составляющей мобильных устройств. Не удивительно, что пользователи выбирают то, что им нравится и потому здесь можно спорить о технологиях до бесконечности. Для сторонников AMOLED дисплеев Samsung этот вопрос более чем спорный, потому как очень многие имеют смартфоны серии Galaxy S. Ну, так что же лучше: RGB против PenTile.

Оба термина относятся к расположению субпикселей, которые составляют каждый пиксель AMOLED экрана. Дисплей двух флагманских устройств от Samsung, Galaxy S3 и Galaxy Note 2 используют матрицы Pentile и RGB соответственно. Сегодня мы представляем вам сравнение двух дисплеев. Но сначала давайте разберемся в некоторых теоретических понятиях.

Немного теории

Матрица RGB (red-green-blue) имеет по одному субпикселю для каждого цвета из трех основных. На каждый из субпикселей приходится треть от размера пикселя. Между тем, PenTile имеет более сложную схему, с чередованием красных и синих субпикселей, зажатых между зелеными.


Слева RGB, справа PenTile

PenTile матрица построена по принципу 2 субпикселя для каждого пикселя. То есть состоит из одного зеленого и красного или синего. Проблема в том, что нужны три основных цвета (синий, красный и зеленый) для получения большинства цветов. Например, для отображения белого цвета нужно, чтобы пиксел состоял из трех субпикселей одинаковой интенсивности. Но с PenTile мы имеем всего лишь 2 субпикселя, потому для отображения белого цвета пиксел «заимствует» третий субпиксел у соседа. В некоторых случаях (особенно при работе с текстом и графикой) эти дополнительные пиксели вызывают некоторый муар.

Многие пользователи считают, что RGB превосходит Pentile, хотя нужно сказать, что не все пользователи обеспокоены размытостью PenTile экранов. Ведь и у PenTile есть свои преимущества – такие дисплеи дешевле производить, они ярче, и как утверждает Samsung, со временем не теряют прочность.

Теперь, когда мы рассмотрели теорию, начинается самое интересное.

Дисплей Samsung Galaxy S3

Samsung Galaxy S3 имеет 4.8-дюймовый HD Super AMOLED дисплей с разрешением 1280 х 720 пикселей. Плотность пикселей дисплея составляет 306ppi и используется субпиксельное расположение по типу RGBG (красный-зеленый-синий-зеленый). Дисплей SGS3 способен отобразить около 16 миллионов цветов с контрастностью 3419 к 1.

Дисплей S3 не раз подвергался критике со стороны специалистов DysplayMate за искаженную цветовую гамму, которая создает зеленоватый оттенок на многих изображениях. Кроме того, эксперты говорят, что многие фотографии получаются перенасыщенными и яркими, все из-за большого количества зеленых субпикселей и отсутствия калибровки.

Дисплей Samsung Galaxy Note 2

Samsung Galaxy Note 2 имеет куда больший экран с диагональю 5.5-дюймов и HD разрешением 1280 х 720. В связи с большими размерами экрана плотность пикселей на дисплее Galaxy Note 2 значительно ниже, чем у Galaxy S3, и составляет 267ppi. Как и Galaxy S3, Galaxy Note 2 может похвастаться HD Super AMOLED дисплеем, но не с PenTile матрицей, а RGB.

Galaxy Note 2 имеет уникальную модель RGB, где вместо трех равнозначных субпикселей взяты больше синие субпиксели, и меньше зеленые и красные субпиксели. Синие субпиксели темнее, чем два других и это компенсируется его увеличенным размером. Причина, по которой Samsung использует необычное расположение объясняется тем, что синие субпиксели имеют более короткую продолжительность жизни, чем два других. Делая их больше, корейские инженеры продлили его долговечность.


Обратите внимание на большие синие субпиксели.

Интересно, что Samsung несколько месяцев назад заявили, что одной из причин выбора матрицы PenTile для Galaxy S3 стала именно долгая продолжительность службы в сравнении с RGB матрицей. Теперь же мы видим, что Samsung смогли увеличить срок службы RGB и использовать эту матрицу в Galaxy Note 2.

Фото сравнение

Чтобы показать разницу между RGB дисплеем Galaxy Note 2 и PenTile дисплеем Galaxy S3, мы положили их друг к другу и сделали несколько снимков.

Во-первых, вот снимок дисплеев при сравнении бок о бок. Нажмите для увеличения.

Вы можете заметить, что практически нет разницы между двумя смартфонами. Несмотря на различную плотность пикселей, оба дисплея кажутся идентичными невооруженным взглядом.

При увеличении 1.5х мы уже начинаем видеть строки пикселей. Galaxy Note 2 кажется чуть контрастнее и разница особенно заметна в зеленых участках изображения. Помните, что RGB матрица имеет по 2 зеленых субпиксела, которые разделены между собой третьим.

Разница между дисплеями Galaxy S3 и Galaxy Note 2 действительно становится очевидной при увеличении в 2.5 раза. Вы можете заметить строки пикселей на обоих дисплеях. Явно заметны зеленые пиксели на экране Galaxy S3, что делает его изображение более зернистым, чем у Galaxy note 2.

Наконец, при увеличении в 5.5 раза мы уже видим отдельные пиксели на изображении. Обратите внимание, что дисплей Galaxy S3 увеличили чуть больше (примерно в 6 раз), чтобы выделить каждый в отдельности. Вот теперь можно ясно увидеть разницу между двумя субпиксельными схемами – PenTile все-таки менее четкий.

Сравнение текста и графики

Матрица PenTile показывает свои слабые стороны при отображении текста, иконок и другой мелкой графики. Именно поэтому можно заметить, что изображение имеет артефакты и «плывет» вокруг элементов графики.

Вот увеличенный образец текста:


Galaxy Note 2


Galaxy S3

Вы можете заметить, что Galaxy S3 имеет боле выраженную дымку вокруг текста, тогда как у Galaxy Note 2 такого нет и текст более четкий.

В следующем изображении, которое еще более увеличено, можно увидеть красные и синие пиксели, которые и вызывают нечеткость.


Galaxy Note 2


Galaxy S3

Следующие изображения показывают, что имеется зеленоватый оттенок при чтении текста на белом фоне, если смотреть под определенным углом.

Телевизоры, планшеты, мониторы, экраны GPS-приёмников, смартфоны - кажется, что жидкокристаллические дисплеи окружают нас повсюду. C момента их появления было разработано огромное количество подвидов технологии представления информации. Апогеем к сегодняшнему дню стали органические светодиоды OLED (organic light emission diode) и LCD-IPS (in-plane switching, дословно - «переключение в одной плоскости»). Но давайте обо всём по порядку.

Часть теоретическая. Как работает LCD?

В этом разделе в определенной степени я повторю теоретический материал статьи, опубликованной на сайте «ХабраХабр» и посвящённой глубокому и доскональному исследованию устройства LCD- и E-Ink-дисплеев.

Итак, представим, что на дворе 1888 год, один австрийский ботаник по фамилии Рейнитцер заметил, что некоторые вещества имеют две точки плавления, при этом образуется сначала мутный, а затем прозрачный расплав. Спустя 16 лет, в 1904 году, немецкий физик Отто Леманн смог предложить объяснение данному феномену. Он высказал предположение, что кристаллическая и жидкая фаза сосуществуют при одной и той же температуре и, соответственно, это новое агрегатное состояние вещества, пограничное между твердым и жидким, - . Однако мировому научному сообществу потребовалось более 60 лет, чтобы принять идеи учёного и признать их.

Лишь в начале 1960-х годов учёные вернулись к детальному изучению жидких кристаллов, а в 1968 году было предложено первое устройство для отображения информации, использовавшее жидкие кристаллы - нематики, и 1970-е стали временем общедоступности ЖК и широкого распространения технологий отображения информации на их основе. Несмотря на столь грандиозный успех ЖК-технологии в наши дни, ни Рейнитцер, ни Леманн не удостоились Нобелевской премии, лишь французу Пьеру Жиль де Жену в 1991 году была вручена награда с формулировкой «За обнаружение возможности переноса методов изучения явлений упорядоченности в простых системах на жидкие кристаллы и полимеры ».

Каким образом работает жидкий кристалл внутри дисплея? Технология LCD имеет несколько основных модификаций: Super LCD, IPS и его разновидности (к этому типу относится эппловский Retina Display). Любой LCD-монитор состоит из нескольких основных частей: активной матрицы - сетки тонкоплёночных транзисторов (пресловутая аббревиатура TFT - thin film transistors), с помощью которых формируется изображение; слоя жидких кристаллов, которые либо пропускают свет от ламп подсветки, либо нет, и светофильтров, формирующих R-, G-, B-субпиксели; и в-третьих, системы подсветки.

Рассмотрим работу отдельного субпикселя. Свет, поступая от источника (белого светодиода или лампы) через специальную прозрачную пластину-волновод, рассеивается таким образом, чтобы вся матрица имела равную освещённость по всей своей площади. Далее фотоны проходят поляризационный фильтр, который пропускает только волны с определённой поляризацией . Проникнув через стеклянную подложку, на которой находится активная матрица из тонкоплёночных транзисторов, свет попадает на тончайший слой жидкого кристалла. Молекулы ЖК получают «команду» от нижележащего транзистора, на какой угол повернуть поляризацию световой волны, чтобы она, пройдя сквозь ещё один поляризационный фильтр, развёрнутый под углом 90 градусов к первому, задала интенсивность свечения отдельного субпикселя. Окраску же субпикселю дают светофильтры (красный, зелёный или синий), нанесённые на поверхность второй стеклянной подложки. Смешиваясь, волны от трёх невидимых глазу человека субпикселей формируют пиксель изображения заданного цвета и интенсивности.

а) Схематическое устройство LCD-дисплея (у каждого субпикселя свой собственный мини-слой с ЖК), б) устройство жидкокристаллической плёнки в деталях

На вышеприведённом рисунке представлена так называемая TN (Twisted Nematic)-технология, когда электроды управления ЖК располагаются сверху и снизу, однако сегодня всё большую популярность набирает технология IPS (in-plane switching, дословно - «переключение в одной плоскости»). Суть её такова, что оба электрода управления находятся в одной плоскости, при этом уменьшаются световые потери и экран выглядит ярче, чем обычный LCD.

Схема работы ЖК-дисплеев, выполненных по технологии IPS

Различие в строении ячеек TFT-матриц сверху вниз: TN (Twisted Nematics); IPS (In Plane Switching); PVA (Patterned Vertical Alignment)

Также, помимо хорошо зарекомендовавшей себя технологии LCD + TFT, существует активно продвигаемая технология органических светодиодов OLED + TFT = AMOLED — active matrix OLED. Основное отличие последней заключается в том, что роль поляризатора, слоя ЖК и светофильтров играют органические светодиоды трёх цветов. По сути это молекулы, способные при протекании электрического тока испускать свет, а в зависимости от количества протекшего тока менять интенсивность окраски, подобно тому, как это происходит в обычных LED. Убрав поляризаторы и ЖК из панели, мы потенциально можем сделать её значительно тоньше (вплоть до долей миллиметра), а самое главное — гибкой! Как известно, за всё надо платить, и ниже я наглядно покажу, к чему приводит «гибель» части OLED-пикселей.

Лабораторные работы

Теория - это одно, а посмотреть на все собственными глазами - совсем другое. Под микроскопом полежали следующие наиболее популярные на сегодняшний день модели смартфонов и планшетов: Apple iPad 2, iPad 3, iPhone 4, HTC Desire HD, Evo 3D, Nokia Lumia 800 , Samsung Galaxy Note , Galaxy Nexus , Galaxy S II , Galaxy S+, Galaxy S c покалеченным жизнью дисплеем и Sony Xperia S.

IPS . Начало

Начнём, пожалуй, с планшетов, а именно iPad. Как второй, так и третий iPad выполнены, по всей видимости, по одной из самых продвинутых технологий - IPS-Pro.

Микрофотографии дисплея Apple iPad 2

Apple iPad 2: слева — все пиксели работают, справа — экран выключен

Обратите внимание, что при выключенном экране продолжают светиться «уши» красного и синего пикселей, во время съёмки эти области мерцали, поэтому есть ненулевая вероятность того, что даже в выключенном состоянии на дисплеи подаётся пусть и совершенно небольшое, не влияющие на продолжительность жизни батарейки питание.

Размеры одного субпикселя (точнее, светящегося субпикселя) у iPad 2 составляют приблизительно 72 на 218 микрометров, а размер одного пикселя, соответственно, около 258 на 258 мкм, что вполне различимо человеческим глазом. Свет испускается примерно с 70% площади дисплея. Здесь и далее все цифры пригодны для расчёта плотности «упаковки» пикселей, а также для оценки доли светящейся площади поверхности экрана.

Apple iPad 3: в сравнении с iPad 2 чувствуется существенный прогресс в уменьшении размера пикселей и увеличении разрешения

Форма субпикселей у нового iPad практически ничем не отличается от оной в iPad 2, что свидетельствует об однотипной технологии исполнения. Впрочем, в матрице планшета третьего поколения ряды пикселей разнесены друг относительно друга. Размер субпикселя равен приблизительно 30 на 74 мкм, а всего пикселя - 132 на 132 мкм. Это в понятии «разрешение экрана» примерно соответствует его увеличению в четыре раза по сравнению с тем, что было в iPad 2. Собственно, более плотную упаковку тех же самых пикселей, выполненных по технологии IPS, маркетологи Apple и называют Retina Display. При этом важно помнить, что в iPad 3 около 35% матрицы вообще не излучает ни одного фотона. Кстати, если верить Интернету, то дисплеи для планшетов Apple поставляет корейская LG.

IPS . Продолжение

Если мы взглянем на дисплей Samsung Galaxy S+, то пиксели в данном устройстве расположены похожим на AS-IPS (см. иллюстрацию в первой части статьи) образом (при желании можно различить отдельные «полосочки» в субпикселе). Размер субпикселя составляет около 40 на 110 мкм, а всего пикселя - 143 на 143 мкм. Этот показатель почти такой же, как у iPad 3, при этом всего лишь пятая часть дисплея не используется по назначению.

Samsung Galaxy S+: вполне достойный конкурент iPad 3

Экран Retina iPhone 4

С выходом iPhone 4, а затем и iPad 3 только и слышно об экранах Retina, которые обладают необычайно маленьким размером субпикселя (около 30 на 72 мкм) и, соответственно, пикселя (около 108 на 108 мкм), что позволяет пользователям данных смартфонов наслаждаться сверхчётким и очень ярким (излучающая площадь занимает до 75% дисплея) изображением.

Apple iPhone 4: один из лучших по размеру пикселя

PenTile и AMOLED - жизнь и смерть органических светодиодов

Как ни странно, но в этом разделе действительно пойдёт разговор о жизни и смерти. Сначала о жизни. Samsung разработала и теперь активно продвигает в массы две технологии, зачастую совмещая их: AMOLED и PenTile. PenTile - это технология расположения субпикселей «оптимальным образом», которая, если не вдаваться в подробности восприятия, вкупе с системой рендеринга изображения позволяет получать яркие и чёткие картинки с хорошим сглаживанием и при этом экономить заряд батареи.

По всей видимости, основным поставщиком дисплеев для смартфонов Nokia является именно Samsung. Пример тому - недавно вышедший Nokia Lumia 800 с AMOLED дисплеем, выполненным по технологии PenTile. Размеры субпикселей сильно отличаются, так, красный - 64 на 46 мкм, зелёный - 95 на 15 мкм, синий - 95 на 49 мкм. Весь же пиксель имеет размер 268 на 138 мкм (или 2 пикселя на площадке 268 на 268 мкм), таким образом, формально пиксель имеет не квадратную, как во всех остальных технологиях, а прямоугольную форму (но система рендеринга это учитывает!). Общая излучающая поверхность составляет около 30%, чего, по мнению инженеров, при высокой яркости OLED должно хватить с лихвой.

Nokia Lumia 800: видимо, экраны закупаются у Samsung

Теперь немного о смерти OLED. OLED - это такая вещь в себе, что сложно представить себе, как она умирает и почему это происходит. Причин может быть много, но результат один - искажённая, причём очень сильно, цветопередача дисплея. Представьте себе, что все пиксели влияют друг на друга, так как от силы тока и напряжения зависит светимость субпикселей (для LCD-технологии светимость зависит исключительно от подсветки и рассеивающих элементов). Если выходит из строя один органический светодиод, то через остальные начинают протекать другие, непредусмотренные при разработке токи. Так, к примеру, зелёный и красный будут светить ярче при смерти синего, при этом на микроуровне не будет ровным счётом ничего необычного. Видимо, где-то в центре (от удара или перепада температуры, например) умер один или несколько пикселей и образовался неработающий ряд, который у краёв дисплея светит, но не в полную силу. В случае обычного LCD это привело бы к чёрной точке, в случае же OLED - к изменению цветопередачи всего дисплея.

Samsung Galaxy S: в центре целый ряд пикселей не работает

Samsung Galaxy S: пример смерти субпикселей, края ещё сопротивляются

Если сравнивать Samsung Galaxy S и Nokia Lumia, можно заметить, что в пределах погрешности размеры субпикселей (красный - 68 на 54 мкм, зелёный - 105 на 14 мкм, синий - 106 на 54 мкм) и пикселя (288 на 142 мкм) сходны. Излучающая площадь - около 30% от площади всей матрицы.

Для сравнения — ещё два дисплея, выполненные по технологии PenTile: Samsung Galaxy Note и Nexus S. В первом случае размеры субпикселей: красный 37 на 52 мкм, зелёный 12 на 85 мкм, синий 37 на 77 мкм, общий размер пикселя 123 на 240 мкм, при доле светоизлучающей поверхности всего лишь в 20%.

Samsung Galaxy Note — по идее, самый высокотехнологичный среди всех представленных AMOLED

Размеры субпикселей в случае Nexus S: красный — 30 на 45 мкм, зелёный 13 на 71 мкм, синий 30 на 70 мкм, общий размер пикселя 105 на 215 мкм, при доле светоизлучающей поверхности ~23%.

Nexus S: Samsung всё уменьшает и уменьшает размеры субпикселей в PenTile

В рассмотренном выше Galaxy S была применена технология PenTile, затем инженеры компании решили поэкспериментировать и установили в Galaxy S II дисплей, выполненный по технологии Real Stripe (аналогичный дисплей установлен, например, в смартфоне Optimus True HD LTE от LG). В результате качество картинки получилось отменным! Тонкие полоски субпикселей (ширина красного и зелёного около 14 мкм, а синего - 28 мкм) при длине в 135 мкм и излучающей площади в 30-35 процентов делают из этой матрицы достойного конкурента всяким PenTile и, в каком-то смысле, даже экранам Retina.

Samsung Galaxy S II: достойный конкурент технологии PenTile

Однако в новом Galaxy S III компания опять вернулась к PenTile-дисплеям , но с приставкой HD. Когда же именно маркетологи свернут мегаакцию «два по цене трех», покажет время.

HTC и Sony : особое мнение

Есть на свете такие компании, которые не распыляются на разработку и внедрение новых технологий, а пытаются по максимуму выжать последние соки из старых и хорошо себя зарекомендовавших. Например, HTC, которая гнёт линию в сторону экранов SuperLCD, и Sony, которая даже во флагманские модели устанавливает пусть и несколько модернизированные, но всё же обычные LCD-матрицы. Обе технологии - это классика LCD: один электрод внизу, другой сверху, а между ними жидкий кристалл…

HTC Desire HD: просто и со вкусом SuperLCD

Размеры субпикселя составляют 40 на 120 мкм, а всего пикселя 153 на 153 мкм, при этом светоизлучающая поверхность занимает 60-65% всей матрицы.

Что же касается Sony, то размеры субпикселей у Xperia S составляют: для красного и зелёного 25 на 100 мкм, для синего 40 на 100 мкм. Общий размер пикселя - 100 на 100 мкм, что на четверть меньше, чем у iPad 3 и даже iPhone 4! При этом свет испускается с 65% поверхности пикселя. Что-то не припоминаем, чтобы Sony восхваляла свою версию Retina как верх чёткости.

Sony Xperia S — по всей видимости, лидер гонки за чёткость!

Так ли хорош 3D?

Говорят, что HTC EVO 3D, выполненный по приевшейся SuperLCD-технологии, не имеет линз для создания 3D-изображения. Так как же это происходит? Очень просто - за счет дополнительного слоя поляризатора, который представляет собой ещё один «аквариум» жидких кристаллов, при этом размер «полосок» соответствует ширине пикселей. При включении 3D-режима этот слой позволяет одному глазу видеть одну картинку, а другому - другую (с чередованием через строку), а за счёт повышения яркости экрана нам кажется, что ничего не изменилось, кроме появления трёхмерности. Недостатком дисплея является то, что у него есть «слепые» зоны, то есть смартфон можно наклонить так по отношению к наблюдателю, что эффекта 3D последний не заметит. Данная модель, насколько известно, большой популярностью не пользуется, однако и Nokia, и Samsung разрабатывают свои планы по .

Возвращаясь к цифрам: размеры субпикселя данного дисплея сопоставимы с оными в Desire HD — 35 против 40 и 106 против 120 мкм.

HTC Evo 3D: трёхмерность-трёхмерность, не видим мы никакой трёхмерности, нас и 2D устраивает!

PenTile матрица – это одна из разновидностей жидкокристаллического экрана, или дисплея, построенного по технологии AMOLED. Права на это наименование принадлежат компании Samsung, являющейся держателем патента на технологию. Слово образовано от греческого «пента» (что значит «пять») и английского «tile» (плитка). Данным термином обозначают технологию устройства экранов, в которых за формирование пикселя ответственны сразу пять субпикселей.

Традиционная технология изготовления экранов подразумевает задействование трех активных точек для формирования цвета каждого пикселя на матрице. Стандарт RGB предусматривает использование комбинации из красной, зеленой и синей точки, за счет регулировки каждой из которых достигается конечный оттенок активного элемента. В PenTile данное число расширено до пяти. Таким образом производители стараются сделать экран однороднее, ярче, красочнее и экономичнее.

Схема PenTile предусматривает расположение в шахматном порядке точек, ответственных за формирование пикселя. На данный момент существует две схемы, по которым создаются такие экраны. Отличаются они количеством и расположением субпикселей.

Согласно официальной информации, разработка стандарта PenTile была предпринята для улучшения качества экранов без увеличения энергопотребления. Все упрощения сделаны с учетом физиологических особенностей глаз человека (которые не все цвета воспринимают одинаково). Но, несмотря на благие намерения, не лишена технология и минусов. Каких именно – рассмотрим ниже.

PenTile RGBW

Перед тем, как перейти к описанию наиболее распространенной реализации PenTile (внедряемой Samsung), следует рассмотреть альтернативную ее реализацию. RGBW расшифровывается как «красный-зеленый-синий-белый». То есть, к трем стандартным элементам добавлен еще один, белого цвета. Такой подход позволяет увеличить яркость экрана, не повышая потребления энергии, сделать картинку более однородной и бесшовной.

Учитывая особенности, можно сказать, что у такого типа матрицы минусов практически нет. Но подобная технология как-то не прижилась среди смартфонов, так как обходятся подобные дисплеи дороже, а таких уж явных преимуществ (заметных невооруженным глазом «с ходу») для пользователей они не несут.

PenTile RGBG

Наиболее распространенной и актуальной версией реализации PenTile является компоновка RGBG (Red-Green-Blue-Green). То есть, в довесок к красному и синему цвету – прилагается не один, а два зеленых субпикселя. Согласно исследованиям физиологов, именно зеленый цвет лучше всего воспринимается человеческим глазом, поэтому решение удвоить количество таких элементов выглядит научно обоснованным.

Плюсы PenTile-матриц

  • Более равномерная заливка поля зеленым цветом . Наличие двух точек зеленого цвета позволяет более равномерно заполнить матрицу светом, скрыть границы между субпикселями. Ведь на восприятие яркости нашими глазами больше всего влияет именно волна излучения, соответствующая зеленому цвету.
  • Увеличение срока службы . По словам представителей Samsung, сильнее всего в экранах деградируют синие субпиксели матрицы. Уменьшение их числа приводит к повышению срока службы экрана.
  • Снижение энергопотеребления . Использование двух (а не трех) субпикселей на пиксель в PenTile матрицах позволяет снизить расход электроэнергии, и увеличить автономность смартфона.

Но уже при прочтении этих преимуществ закрадываются подозрения о том, что недостатков технология PenTile тоже не лишена. И минусы у нее действительно есть.

Недостатки PenTile-матриц

При использовании матриц PenTile RGBG логично предположить, что разрешение вычисляется по принципу суммирования квартетов субпикселей (красный, синий и два зеленых). Но в Samsung решили иначе: рассчитывать разрешение по зеленым точкам. Таким образом, в расчет принималось, что в составе пикселя находится два субпикселя: зеленый и синий или красный. Благодаря такой маркетинговой уловке разрешение увеличивается вдвое.

Фактически соседние двухточечные пиксели связанны между собой попарно, и раздельно не могут функционировать. С учетом, что синие и красные точки ярче зеленых – визуальный эффект не столь выражен, но на ранних версиях матриц PenTile был заметен. К примеру, дисплей Galaxy S2 с разрешением 800х480 на вид был менее четким, чем экраны конкурентов. С внедрением сверхвысоких резолюций 2560х1440 разница стала незаметной невооруженным глазом, но фактически подобный экран находится на уровне IPS экрана с FullHD.

Сниженная четкость – это единственный существенный недостаток PenTile. Но с появлением матриц 2560х1440 его можно считать неактуальным, так как при традиционном использовании смартфонов даже при 300 PPI, невооруженный глаз не в силах отличить отдельные точки. Проблема может быть актуальной при использовании бюджетных технологий виртуальной реальности, вроде Google CardBoard. В подобных условиях только анонсированный HTC 10, матрица которого построена по технологии IPS, может выигрывать у Samsung S6 или S7 с AMOLED по четкости картинки.

Статьи и Лайфхаки

Многие пользователи интересуются тем, что означает этот термин. Разберёмся в том, что такое пентайл в телефоне , а также вкратце расскажем о его достоинствах и недостатках.

Пентайл в телефоне: что это такое?

Технология PenTile подразумевает включение дополнительных триад (субпикселей) в матрицу устройства. Что такое субпиксель? Это те единицы, которые входят в состав пикселя.

К примеру, аббревиатура RGB означает Red, Green и Blue, то есть красную, зелёную и синюю триады. В технологии пентайл всё обстоит несколько иначе. Так, применительно к ней используется раскладка RGBG. Вместе с обычными триадами, как в RGB, тут используется ещё одна дополнительная Green, зелёная.

К достоинствам PenTile можно отнести более продолжительный срок работы (до того момента, пока пиксель не выйдет из строя) и превосходную яркость дисплея.

Итак, мы выяснили, что такое пентайл в телефоне и чем он хорош. Теперь несколько слов о недостатках данной технологии. Во-первых, это низкая чёткость картинки (по сравнению с RGB). К примеру, некоторые производители и вовсе отказываются применять описываемую технологию, предпочитая ей обычную раскладку. Это позволяет им добиться чёткого и контрастного изображения, в том числе и на солнце.

Во-вторых, матрица с дополнительными субпикселями не способна отобразить ровные линии, будь то вертикаль или горизонталь. К примеру, по краю шрифтов всегда можно наблюдать некоторые неровности, похожие на чешуйки, и применение разрешения Full HD не может справиться с этой проблемой. Однако отметим, что этот дефект не слишком заметен на устройствах 1280 х 720.

Разновидности пентайла в телефоне

Производитель, работающий с данной технологией, стремится постоянно её усовершенствовать, чтобы добиться оптимальной структуры матрицы. Это могло бы обеспечить лучшее качество изображения, контрастность, насыщенность цветов и т.д. При этом специалисты стремятся к тому, чтобы удешевить производство, продлить время работы и снизить потребление энергии.

Две технологии PenTile, нашедшее практическое применение в дисплеях мобильных устройств – это RGBG, упомянутый выше, и RGBW. Как уже было сказано, в матрицу RGBG добавляется ещё один субпиксель зелёного цвета. При этом чередуются крупные синие и красные субпиксели, а зелёные являются более узкими и разделяют их между собой. Такая матрица позволяет экономить 1/3 субпикселей, поскольку человеческий глаз лучше всего воспринимает именно зелёный цвет. Она используется в дисплеях AMOLED, Super AMOLED и Super AMOLED HD.

Что касается RGBW, в такую раскладку добавлен субпиксель White, то есть белого цвета. Это делает дисплей устройства более ярким и уменьшает потребление энергии. Все субпиксели примерно одинакового размера. Красный чередуется с зелёным, синим и белым. Технология нашла широкое применение в дисплеях LTPS и OLED.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то